Обобщённая оценка предприятий и результатов их деятельности в Тюмени и Тюменской области

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Общая характеристика типов предприятий и условий их функционирования
1.1.    Национальныемодели организации систем хозяйствования
1.2.    Домашнеехозяйствование в современной экономике      
1.3.    Предпринимательствои его место в современной экономике
2.Практическая оценка предприятий Тюменской области
2.1Анализ организаций Тюмени и Тюменской области в системах хозяйствования
2.2Обнаруженные проблемы в системе функционирования предприятий и рекомендации поих устранению
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Современноехозяйствование представляет собой систему взаимодействия натурального,товарного, предпринимательского и общественного секторов, которые включают ещеболее конкретные уклады. Если абстрагироваться от всего многообразиянациональных систем хозяйствования, то можно выделить нечто общее для всехсистем хозяйствования. А именно: в каждой системе, так или иначе, сочетаютсярыночный и государственный механизмы хозяйствования. При этом экономическаятеория выделяет три модели такого взаимодействия: 1) кейнсианскую, 2)неоконсервативную и 3) основанную на теории рациональных ожиданий.
Сущностькейнсианской модели заключается в соединении государственного регулирования ирыночного механизма на основе управления эффективным спросом. Эффективныйспрос, по мнению Д. Кейнса, необходимо стимулировать путем государственноговоздействия на факторы, определяющие формирование эффективного спроса.
Модельгосударственного регулирования системы хозяйствования, предложенная Д. Кейнсом,в течение двух послевоенных десятилетий позволил влиять на глубину и частотуциклических колебаний экономики, держать безработицу в приемлемых пределах. Ноэкономический кризис 1979-1981 г. стал кризисом не только экономики, но икейнсианства.
Подвоздействием кризиса кейнсианского подхода к проблеме соотношения рыночных игосударственных рычагов в управлении экономикой, возникла неоконсервативнаямодель, призванная обеспечить регулирующие функции рынка путем стимулированияпредложений. В основу этой модели положены некоторые концепции неоклассиков исовременных монетаристов. Монетаристы считают, что государственноерегулирование рыночной экономики должно ограничится контролем над денежной сферой.При этом М. Фридмен, теоретик монетаризма и сторонник количественной теорииденег, считает, что денежное предложение может эффективно контролироваться.
Однимиз самых модных направлений экономической теории о сочетании рыночных начал игосударственного вмешательства в экономику является теория рациональныхожиданий. Она была впервые обнародована в статье Д. Мута в 1961 г. Ее суть заключается в том, что экономические агенты (имеются в виду предприниматели всехуровней), получая информацию, самостоятельно принимают экономические решения.Сторонники концепции рациональных ожиданий трактуют эту теорию как стремлениеиндивида к максимизации полезности в условиях определенных ограничений, чтоделает возможным нормальное функционирование экономики без кейнсианского илимонетаристского вмешательства в экономическую действительность. Такая трактовкаальтернативных специфических рыночных схем является логическим шагом на путипознания и управления современной экономикой.
Каждойстране присущи свои национальные модели организации системы хозяйствования.
Целькурсовой работы – определение роли систем хозяйствования в развитииорганизаций.
Исходяиз цели, задачами курсовой работы являются:
— характеристика систем хозяйствования организаций;
— анализ систем хозяйствования организаций Тюмени и Тюменской области;
— определение проблем в области систем хозяйствования и путей их решения.
Объектисследования – Тюмень и Тюменская область.
Предметисследования – системы хозяйствования.

1.Общая характеристика типов предприятий и условий их функционирования
1.1.    Национальныемодели организации систем хозяйствования
Каждойстране присущи свои национальные модели организации системы хозяйствования.
Система,функционирующая в США, представляет либеральную модель развития.Для нее характерна малая роль государства в экономике. Доля государственнойсобственности составляет 10%, доля в капиталовложениях примерно 22%. Характернотакже постепенное преобразование мелких хозяйств в более сложную структуры. Нона пути монополий стоит антитрестовское законодательство. Что касаетсяобщественного разделения труда, то оно регулируется в основном рынком. Главнаяособенность этой модели — решающая роль рыночной конкуренции. Для неехарактерна резкая дифференциация населения на богатых и бедных, но и последниеимеют приемлемый уровень жизни. К такой модели можно отнести также экономикуАнглии и Голландии.
Рыночнаямодель итальянского типа опирается в определенной мере нагосударственную собственность. Ее размер в Италии — 38% от всей собственности.Для этой модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательскойдеятельности государства и его вмешательство в процесс накопления капитала.Формирование рыночных отношений подчиняется не только погоней за прибылью, но иобщими национальными задачами, повышением эффективности производства, развитиемконкуренции. Рынку в этой системе придается ограниченное подчиненное значение.Для этой модели характерно переплетение чисто рыночных отношений с косвеннымиметодами государственного регулирования. Экономика такого типа присуща такжеАвстрии, Франции, Германии.
Тайваньскаямодель.Здесь государство контролирует все крупные промышленные и транспортныекорпорации, банки и торговые компании. Характерная черта — наличие детальныхпланов. Экономика стабильно развивается при очень развитом планированииэкономической деятельности как в рамках макроотношений, так и в планированиичастного сектора. К этой модели можно отнести и Японию, с ее исключительновысоким развитием национального самосознания и активной ролью государства.
Шведскаямодельотличается сильной социальной политикой. Перераспределение национального доходапроисходит в пользу необеспеченных слоев населения. Здесь 96% хозяйственнойдеятельности сосредоточено в руках частных фирм. И хотя в руках государстванаходится только 4% всей собственности, доля государственных расходовсоставляет около 70% валового внутреннего продукта. Половина этих расходовнаправляется на социальные нужды. Государство энергично участвует в обеспечениимакроэкономической стабильности. Функции производства в этой системеосуществляет частный сектор, а функции поддержания высокого жизненного уровня — государство.
Существуюти другие национальные модели хозяйствования в разных странах. Их наличие иразнообразный подход к проблемам экономического развития представляютнесомненный интерес, связанный с возможностью использования тех или иныхэлементов этих моделей в процессе перехода к смешанной экономике в различныхстранах.
Итак,современную экономику характеризует, прежде всего, рыночный механизм, которыйдополняется в той или иной мере государственным регулированием.
Хозяйственныеотношения в России деформированы под давлением антирыночных, антилиберальных, рэкетныхпо природе своей сил. Прежде всего, это организованная преступность, орудующаяповсеместно и в широком диапазоне — от выбивания незаконной платы с лавочника нагородском рынке до заказного физического устранения конкурентов — банкиров,руководителей компаний.
Это- бюрократический произвол, коррупция в государственном аппарате на всех егоуровнях. По данным Мирового банка, аналитики которого по 50 странам мирарассчитали индекс коррумпированности,- Россия находится на 46- м месте.Наименее коррумпированные страны — Дания, Финляндия, Швеция. США занимали 16-еместо в двадцатке наиболее благоприятных стран.
Загоды реформ не уменьшилось, а возросло бремя государственных расходов в ВВП. Государствоушло от распределения дефицитных средств производства и инвестиционных ресурсов;по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгоднойработы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы,оказывало содействие определенным субъектам и группам в залоговых аукционах идругих выгодных приватизационных программах.
Многократновозросшая налоговая нагрузка на предприятия в условиях дефицита денежной массы,платежеспособного спроса приводила к образованию задолженности, т.е. угрожающейзависимости предприятий от государства, бюрократических решений. Усиление государственногорегулирования в смешанной экономике предполагает, прежде всего, содействие развитиюсвободного предпринимательства и конкурентной среды ради максимизации эффективностипроизводства и достижения соответствия объемно-структурных его параметровобщественному спросу. Синтез этих направлений призван обеспечить ориентациюусилий субъектов рынка на достижение не только локальных, но иобщеэкономических целей.
1.2.    Домашнеехозяйствование в современной экономике
Современнуюрыночную (смешанную) экономику можно представить в виде следующей модели (рис.1.1).
Знакомствос этой моделью позволяет перейти к одному из субъектов рыночной экономики — домашнему хозяйству, которое преимущественно представляет натуральный секторсовременной экономики. Наряду с фирмами и государством оно являетсяэкономической единицей, состоящей из одного или более лиц, которые принимаютфинансовые решения и снабжают экономику исходными производственными ресурсами.Полученные за ресурсы средства используются для приобретения товаров и услуг,удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальныепотребности человека. Таким образом, домохозяйства — это организованныесубъекты, ведущие хозяйственную деятельность для удовлетворения потребностей.
Вреальной (рыночной) экономике вся масса ресурсов составляет совокупныйресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретныхресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. Втех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство,последние выступают как независимые собственники ресурсов, т.е. какдомохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономическойситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли.

/>
Рис.1.1 Связи домашнего хозяйства
Крупнейшимисточником доходов домохозяйства является заработная плата, достигающая вразвитых странах трех четвертей от общей суммы поступлений.
Домашниехозяйства принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами игосударством, в движении ресурсов, доходов и товаров (рис. 1.1).
Нарисунке показано, что все ресурсы принадлежат домохозяйствам и поступают в видефакторных услуг фирмам. Плата за ресурсы служит материальной основой доходовдомохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг,созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так жетоваров и услуг осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся внаправлении, противоположном движению ресурсов, товаров и услуг.
Впроцессе экономического кругооборота, наряду с домохозяйствами и фирмами,принимают участие различные государственные и кредитно-банковские учреждения.Их участие обязывает и представляет возможность домохозяйствам тратить напотребление не весь полученный доход, так как в налоговую систему необходимоперевести часть доходов, необходимых для получения государственного бюджета.Оставшийся доход в виде сбережений хранится в кредитных учреждениях и идет напокупку ценных бумаг, акций, и др. Домохозяйства получают от государства такназываемые трансфертные платежи в форме пенсий, пособий, стипендий и томуподобное. На рисунке показаны и другие важнейшие отношения, возникающие впроцессе экономического кругооборота.
1.3.    Предпринимательствои его место в современной экономике
Непременнымусловием функционирования современной системы хозяйствования являетсяпредпринимательская, хозяйственная деятельность, участники которой — предприниматели, организуют производство за счет собственных или заемныхсредств и готовы, в случае неудачи, рисковать своим капиталом.Предпринимательская деятельность предполагает инициативную деятельность,направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемых на свойриск и собственную имущественную ответственность. Предпринимательствопредполагает организацию производственной деятельности, направленной напроизводство товаров и оказание услуг.
Основупредпринимательской деятельности составляют разные формы собственности, асубъектами этой деятельности являются физические лица. Частные фирмы,государственные структуры. В современной экономике их функционированиеневозможно без благоприятного социально-экономического климата. Предпринимательв таких условиях будет думать не только о максимизации прибыли, но иперспективном развитии своего бизнеса.
Всовременной экономике различают два вида предпринимательской деятельности:индивидуальный и коллективный. Индивидуальный связан с получением личногодохода, и его особенность, по мнению П. Самуэльсона, заключается в большойсвободе индивида, который ни у кого не должен брать никаких разрешений на своюдеятельность. Коллективное предпринимательское хозяйствование осуществляетсяколлективным субъектом.
Проблемойпредпринимательства впервые занялся Р. Кантильон. Он обнаружил, что расхождениемежду спросом и предложением на рынке создает возможность покупать дешево ипродавать дорого. Людей, использующих возможность получать из этого прибыль, онназвал ” предпринимателями”.
Всовременном мире предпринимательская деятельность — это доход, заработок,средство к жизни. Но только этим эта деятельность не исчерпывается. Она еще исамовыражение индивида, попытка утвердиться в жизни, показать себе и другимсвои способности, ум, умение, удачливость. Не всем это удается. В США 50% фирмпрекращает свое существование в первый год деятельности. Но там же 90% издвухмиллионной массы миллионеров начали свои шаги в бизнесе с создания собственныхфирм.
Значение предпринимательства в рыночнойэкономике России очень велико. Без производственного предпринимательство ималого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ниразвиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной изосновных проблем экономической политики в условиях перехода отадминистративно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпыэкономического роста, структуру и качество валового национального продукта; вовсех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.
Основадля развития малых предприятий формируется на региональном уровне, причем впоследнее время наметилась устойчивая тенденция к дальнейшей децентрализации ирасширению прав регионов и местного самоуправления в сфере поддержки малогопредпринимательства.

2.Практическая оценка предприятий Тюменской области
2.1Анализ организаций Тюмени и Тюменской области в системах хозяйствования
СовременнаяТюмень — это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта,город-труженик. За последние годы город значительно преобразился. В 2008 годуустановлены новые границы городской агломерации. Тюмень с момента основаниябыла многонациональным городом. На сегодняшний день почти сто национальностей инародностей проживает в городе: русские, татары, украинцы, немцы, белорусы,чуваши и другие.
ВТюмени официально действуют от 30 до 40 национальных объединений, какгородских, так и региональных, в том числе 9 национально-культурных автономий(НКА).
Здравоохранение.На сегодняшний день в г. Тюмени функционируют:      — 23 муниципальныхмедицинских лечебно-профилактических учреждения и медицинских автономныхнекоммерческих организаций г. Тюмени. Работает 1092 врача, 1929 среднихмедицинских работников, 405 младшего медперсонала, 483 — прочий персонал;
— 10 государственных учреждений, входящих в состав образовательных учреждений, втом числе 5 участвуют в реализации территориальной программы;
— 22 государственных учреждений здравоохранения (системы департаментаздравоохранения Тюменской области). Оказывают специализированную медицинскуюпомощь и первичную медикосанитарную помощь.
Врамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Тюменипроводится дополнительная диспансеризация граждан в возрасте от 35 до 55 лет,работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования,здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта,научно-исследовательских учреждений. Основная цель дополнительнойдиспансеризации — раннее выявление и эффективное лечение заболеваний.
Образование.В настоящее время в системе образования города функционируют:
— 9 образовательных учреждений высшего профессионального образования, а такжефилиалы ВУЗов;
— 15 образовательных учреждений среднего профессионального образования;
— 5 образовательных учреждений начального профессионального образования.
Общеобразовательныеучреждения:
— 89 муниципальных учреждения (3 начальные школы, 1 основная, 73 средние школы,
— 7 учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, 5 вечерних(сменных) школ);
— 3 государственных общеобразовательных учреждения;
— 2 негосударственных общеобразовательных учреждения.
Дошкольныеучреждения:
— 57 детских садов общеразвивающего вида,
— 7 компенсирующего вида,
— 35 комбинированного,
— 15 центров развития ребенка,
— 7 школ-детских садов,
— 13 детских садов.
 Физическаякультура и спорт, молодежная политика. На сегодня в городе существует 551спортивное сооружение. 8,5 тыс. человек занимаются в 15 детско-юношескихспортивных школах; в муниципальных общеобразовательных учреждениях — более 7тысяч человек. Более 23 тыс. детей занимаются в 34 муниципальных учреждениях иавтономных некоммерческих организациях дополнительного образования.
Популярностьюсреди жителей города пользуются спортивные объекты, сооружения, спортзалы.Проводятся следующие спортивные мероприятия: День здоровья (зимний и летний) смассовым стартом; Тюменский марафон; спартакиады. Разработан проект городскойцелевой программы «Молодежь Тюмени» на 2005 — 2010 годы, где представленыперспективы и стратегия развития муниципальной молодежной политики, объемыфинансирования основных её направлений с поиском новых, малозатратных,партнерских форм работы.
Активнореализуются на территории города круглогодичная городская программа временнойзанятости подростков и молодежи «Отряды Мэра» по видам деятельности:благоустройство территорий, вожатые пришкольных лагерей. Эта программадействует на протяжении 8 лет. Созданные и реализуемые программы муниципальногоучреждения «Тюменский молодежный социально-деловой центр»: «Сердце Тюмени»,«Трудовой десант», «Служба социальной помощи» финансируемые из разных бюджетов.
Культура.В Тюмени имеются 3 профессиональных театра, концертный зал филармонии, 8музеев, 10 культурно-досуговых учреждений, 50 библиотек. На сегодня в ведениимуниципалитета функционируют 3 школы искусств, детская художественная школа, 6организаций культурно-досугового типа, 30 библиотек, молодежный театр«Ангажемент». Учреждения дополнительного образования предоставляют услуги потрем направлениям: музыкальному, хореографическому и театральному. В нихзанимаются более 3,9 тысяч детей.
Транспортно-логистическийцентр г. Тюмень — крупный транспортный узел через город проходитСеверосибирская железнодорожная магистраль Москва — Владивосток Территориюгорода пересекают четыре федеральные автодороги Тюмень — единственная точкаподключения к общероссийской транспортной сети основных транспортныхкоммуникаций ХМАО-Югра и ЯНАО Основная транспортная функция речного портагорода транспортировка строительных грузов в северные округа по Иртышу — Оби иобеспечение «северного завоза» в районы Крайнего Севера.
ВТюмени находится международный аэропорт «Рощино».
Тюмень— наиболее благоприятная зона для привлечения иностранных инвестиций имеждународных контактов. Интересным и эффективным направлением развитиямеждународной деятельности города является установление и развитие побратимскихсвязей между городами. В рамках городской программы «Кольцо нефтяных столиц»,ратифицированной Тюменской городской Думой 01.06.1994 года, международнаядеятельность Тюмени не ограничивается лишь решением внешнеэкономических задач,это также различные совместные мероприятия в сферах культуры и здравоохранения,образования и спорта, которые направлены на полноценное развитие территории.
Инвестиционнопривлекательные отрасли экономики:
— Машиностроение и металлообработка
— Деревообрабатывающая промышленность
— Промышленность строительных материалов
— Электроэнергетика
— Лёгкая промышленность
— Пищевая промышленность
— Химическая и нефтехимическая промышленность.
Промышленностьв городе базируются такие крупные компании как: «Запсибгазпром», «Сибнефтепровод»,ТНК ВР «Сибирь» и т. д. Ведущие компании г. Тюмени, выпускающиенефтепромысловое, буровое геологоразведочное, нефтегазоперерабатывающееоборудование: «Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов»,«Тюменский Аккумуляторный Завод», «Опытный завод «Электрон», «Тюменскиемоторостроители» и другие. С приходом на тюменский рынок крупнейших мировыхфирм – «Шлюмберже», «Халлибертон», «ОМВ», «КЦА ДОЙТАГ», «Бентек ГмбХ Дриллингэнд Ойлфилд Системс» – появились предпосылки для создания мощного нефтесервисногоцентра. Ведущие компании Тюмени по производству стройматериалов: «Винзилинскийзавод керамических стеновых материалов», «ДСК и К», «Завод ЖБИ-3», «ЗаводЖБИ-5», «ВЕАЛПРОФ».
Всоответствии с Государственной программой «Создание в Российской Федерациитехнопарков в сфере высоких технологий», до 2010 года на территории городабудет создан технопарк в сфере высоких технологий.
Торговляи общественное питание. Общая торговая площадь объектов розничной торговли –412,7 тыс. м2, оборот розничной торговли – 51,6 млрд. рублей, оборот торговлина душу населения в год – 124,5 тысяч рублей на человека. Развиваются крупныеторговые сети российского и международного значения: «Техносила», «М-видео»;Супер- и гипер-маркеты: «Метро», «Монетка», «Мегамарт», «Перекресток», «Лента»,«Мосмарт». Оборот общественного питания в 2008 году составил 6 165,2 млрд.рублей. Сеть предприятий общественного питания города составляет 746предприятие. Развиваются такие направления общественного питания, как, быстроепитание («РосИнтер Ресторанс», «Вокруг света», «Дельвер»), фуд-корт, фри-флоу(кафе «Ассорти гранд»), объекты детского питания и отдыха. Формируются местныесети: «Максим», «Дельвер», «Пантелеев и К», «Ассорти плюс», а также работающиево франшизе сетевых операторов – «ПАБ», «Юниверфуд», «РосИнтер Ресторанс».
Строительство.Жилищный фонд в городе Тюмени на 1.01.2008 года составляет 12443,3 тыс. м2, из которого находится на обслуживании муниципалитета 7714,1 тыс. м2 (62,0%).На территории города построено 6496 квартир (806 жилых домов) общей площадью500 тыс. метров кв. Поставленная задача, ввести в текущем году 500 тыс. м2жилья, успешно выполнена. В среднем на каждого тюменца в 2008 году введено по 0,9 м2 нового жилья. В 2008 году инвестиции в основной капитал крупными и средними организациямисоставили 13,3 млрд. рублей. От общего объема инвестиций в Тюменскую областьэто составляет 3%. Активно создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ),что способствует привлечению альтернативных источников финансирования дляразвития жилищной сферы. Электро- и теплоснабжение. Централизованная системаэлектро- и теплоснабжения – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.
 Натерритории города также функционируют 39 муниципальных и 15 ведомственныхкотельных. Протяженность городских линий электропередач 4 366 км.,магистральных сетей теплоснабжения – 78,6 км. Трансформаторные подстанции – 940 шт., трансформаторы – 1 872 шт. Потребление электроэнергии – 1 158 млн.кВт./час в год. Потребление тепловой энергии населением – 3,4 млн. Гкал./год
Водоснабжение.Централизованная система водоснабжения и водоотведения – ТУМП ВКХ «Водоканал»/ООО«Тюмень-Водоканал», 6 водозаборных станций. Протяженность магистральных ираспределительных сетей – 785 км.
Связь.Емкость городской телефонной сети – 276 300 номеров. Организаций, имеющихлицензию на предоставление услуг: связи и доступ в Интернет – 17; сотовой связи– 4; теле- радиовещания – 10.
ВТюмени и Тюменской области предусмотрены формы государственной поддержки:
— Закон Тюменской области No 159 «О государственной поддержке инвестиционной деятельностив Тюменской области»
— Постановление Правительства Тюменской области от 6 февраля 2009 года No 17-п «Об учреждении порядка возмещения части стоимости заказанного и оплаченногооборудования и других материальных ресурсов»;
— Налоговые льготы;
— Бюджетные кредиты;
— Инвестиционные налоговые кредиты;
— Субсидии и субвенции;
— Государственные инвестиции за счет областного бюджета.
Возмещение8% из областного бюджета части стоимости заказанного и оплаченного оборудованияи других материальных ресурсов, произведенных на предприятиях, расположенных натерритории Тюменской области, организациям всех форм собственности, ведущимдобычу нефти и газового конденсата на территории Тюменской области и уплачивающимналоги в областной бюджет.
Оказаниесодействия при процедуре предоставления земельных участков и других объектовнедвижимости, находящихся в областной собственности.
Вцелях активизации инвестиционной деятельности на территории города Тюмени,привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие города, повышениязаинтересованности организаций города Тюмени в увеличении производства товаров,работ, услуг, создания новых рабочих мест. Разработано и утверждено Положение омуниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Тюмени№1423-рк от 4.8.2008 г., направленное на поддержание и развитие инвестиционнойдеятельности на территории города Тюмени, создание режима максимальногоблагоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности. Действующий«Инвестиционный паспорт города Тюмени» является основополагающим и базиснымфактором для успешного развития города. Инвестиционный паспорт города Тюмени»дает продуктивную основу для диалога власти и инвестора, территории игосударства.
Крупныеинвестиционные проекты в Тюмени:
— Проект строительства Западносибирского инновационного центра нефти и газа –проект Тюменского Технопарка;
— «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» – запущена первая из трехзапланированных линий по производству прямогонного бензина, топочного мазута,дизельного топлива. В планах – производство товарных бензинов марок А-80,АИ-93, АИ-95, АИ-98, увеличение объемов производства до 3 млн. тонн в год;
— Тюменский завод «Очаково» – налажен выпуск классического кваса и несколькихсортов пива, в дальнейшем ассортимент будет расширяться;   
-Строительствозавода по производству погружных насосов и учебного центра ведет нефтесервиснаякомпания «Шлюмберже»;
— Проектом по организации производства буровых установок в городе Тюменизанимается компания «Бентек ГмбХ Дриллинг энд Ойлфилд Системс»;
— Строительство нового металлургического завода. Параллельно со строительствомновых цехов, ведется реконструкция бывшего завода металлоизделий – сейчас этособственность УГМК;
— Проект строительства завода по производству сухих строительных смесей –планирует реализовать компания «Эм-Си Баухеми Раша»;
— Турецкая компания «Меса Ималат» – реализация проекта направленного напроизводство опалубки для монолитного домостроения;
— Проект строительства ТЭЦ-3, реализующийся при поддержке правительства региона,включен в стратегический план развития Тюменской области до 2015 года и будетреализован на средства частных инвесторов;         
— Серьезную модернизацию проводит новый собственник «Тюменского судостроительногозавода» – группа компаний «Интегра». Объемы инвестиций только за 2009 год составляютболее 480 млн. рублей;
— Проект торгово-развлекательного центра «Планета-Тюмень», торговых центров «Рамстор»,«Солнечный» и «Сибиряк»;
— Инвестиции в гостиничный бизнес – в Тюмени появится современный гостиничныйкомплекс сети Radisson SAS.
Активнопродвигаются и инвестируются проекты, направленные на улучшение качества жизнигорожан – аквапарк, проект создания рекреационной зоны и благоустройства зоныотдыха на озерах Тюмени.
2.2Обнаруженные проблемы в системе функционирования предприятий и рекомендации поих устранению
Какпоказывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране.Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-техническийпрогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы,особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их нарыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядкаединой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п.Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их изсредств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.
Совершенноясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающийплатежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть ихзаключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имееткроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют наблагосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешниеэффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природныхресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот,диспропорции в производстве и пр.
Регулированиевнешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативноговоздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределениемдоходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных отположительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредныхтехнологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.
Такимобразом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает иливовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся вовнешних эффектах.
Особоговнимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночногомеханизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь,право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможностирыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимолюбой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночногомеханизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание спомощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места;осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны толькогосударством.
Очевиднанеобходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать натребования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается исреднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, иобучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. Вэкономической политике Швеции одна из главных целей — полная занятость успешнодостигается посредством различных правительственных программ.
Безактивного вмешательства государства «невозможно обойтись и при решении другихпроблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупныеинвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском;неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией имонополизмом и др.
Итак,для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночнойформе организации производства, необходимо вмешательство государства. Именнорегулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетнымиценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночныхотношений характерны для большинства современных государств.
Хозяйственнаясистема, в которой осуществляется смешанный способ управления экономическимипроцессами с помощью рыночного механизма и государственного регулированияполучила название смешанной экономики.
Вусловиях рыночной формы организации производства основными принципами,создающими предпосылки для эффективного функционирования предприятий, являютсячастная собственность, свобода предпринимательства и выбора, конкуренция,система рыночных цен.
Неотъемлемой частью структурысмешанной экономики наряду с разнообразными формами частной собственности,является государственная собственность.
Исторически во многих странахгосударственный сектор включает объекты транспортной системы, сооруженияэнергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другойстороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования.Эффективное использование ресурсов в некоторых «естественных монополиях» можетбыть обеспечено государственной собственностью. Однако предприятиягосударственной собственности, как правило, не имеют высоких стимулов повышенияэффективности. Государственный сектор «встроен» в рыночную экономику с другимицелями: он способствует эффективному распределению ресурсов в целом в обществе.
Так, например, расходы наобразование, здравоохранение во всех странах с развитой рыночной экономикой взначительной степени субсидируются государством. Высокий уровень образования издоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности илиотдельному бизнесу. Это значит, что с макроэкономической точки зрения выгодноподдерживать низкие цены на такого рода услуги, обеспечивая высокую доступностьэтих услуг большей части населения и способствуя, таким образом, повышениюэффективности экономики в целом. Следовательно, существуют экономическиеоснования передачи части сферы здравоохранения и образования в государственноеуправление и финансирование.
Принципиально вопрос о необходимостигосударственного сектора решен теоретически и практически. Однако его масштабыи роль в экономике различны в отдельных странах. Такие государства как США иЯпония располагают небольшим государственным сектором сконцентрированном включевых отраслях и производствах. Посредством созданных ключевых системправового государственного регулирования осуществляется гибкая стимулирующаяподдержка эффективного использования частной собственности ипредпринимательства в сочетании с эффективным механизмом ответственности заиспользование этой поддержки. Именно эта система и обеспечивает в этихгосударствах приоритет общенациональных интересов. В Швеции другая система: тамконсолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупныхресурсов страны, государственные расходы достигают 62 процентов валовогонационального продукта/>.
Структура экономики в рассматриваемомплане не является неизменной. Практически во всех странах, в том числе и сразвитой рыночной экономикой осуществляются процессы приватизациигосударственных предприятий, наиболее активно — в Англии, Франции. Причина этихдинамичных процессов изменения структуры собственности — в необходимостиповышения эффективности (Эффективность вообще есть отношение эффекта(результата) к затратам на ее получение (Новожилов В.В.)) деятельностиприватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.
Возросшие масштабы накоплений вчастном секторе, развитие рынка капитала, ассоциативных форм частнойсобственности (корпораций), демократизация собственности и укрепление среднегокласса собственников позволяют достаточно органично включить приватизируемыегосударственные предприятия в рыночную систему.
Сами по себе собственность и свободавыбора — необходимые, но не достаточные условия для обеспечения эффективнойработы предприятий.
Примером тому служат монополии(государственные или частные-все равно), обеспечивающие высокие доходы, прибыльне путем повышения эффективности использования ресурсов, а путем роста цен,нанося ущерб потребителям их продукции, работ или услуг.
Поэтому государственное регулированиеобязательным элементом включает антимонопольное законодательство, поддержку вэкономике высокого уровня конкуренции.
В смешанной экономике рольгосударственного регулирования весьма велика. И осуществляется она по тремосновным направлениям.
Во-первых, путем воздействия напредприятия: обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры»,регулирующих отношения между участниками бизнеса), поддержка конкуренции, вряде случаев защита внутренних рынков, стимулирование новых форм бизнеса (малыхпредприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержкаразвития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменитьструктуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом.
Во-вторых, государственноерегулирование направлено на более равномерное распределение ресурсов обществамежду отдельными слоями населения, а также связано с перераспределением средствво времени (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периодыбезработицы, детства, старости и т.д.).
Оно необходимо, с одной стороны, какфактор стабильности, а с другой как способ поддержания необходимых резервов вэкономике в целом, увеличивающих ее гибкость и возможность роста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во-первых,система хозяйствования решает проблему удовлетворения потребностей, и этомуспособствует разные модели, в рамках которых есть возможность успешно решатьэту проблему. Их изучение позволяет создать приемлемую для каждой страны модельразвития. Знакомство с моделями позволило определиться с пониманием домашнегохозяйства как экономического агента, выступающего экономической единицей,принимающей финансовые решения и снабжающего экономику исходнымипроизводственными ресурсами.
Во-вторых,современная экономика любой страны является рыночной. Рынок — наибольшаяценность, созданная человечеством, и ему нет замены. Что касается государства,то его вмешательство в экономику желательно, но только в определенных рамках,очерченных рынком. Поиск этих рамок, практические советы, вытекающие из этихизысканий дают широкое поле деятельности для исследований.
В-третьих,в настоящее время большое внимание ученых привлекает институциональные аспектыэкономических систем. Институционализм изучает поведение индивида идеятельность человеческих институтов (домохозяйств, фирм, корпораций,профсоюзов, государственных организаций и др.). Именно движение институтов иявляется фактором перемен. Институционализм подается ее сторонникамиальтернативной неоклассическому направлению. Но наряду с критикой последнейнеобходимо создать новую теорию, чего сторонники институционализма пока несделали. А только в этом и заключается задача науки, и здесь широкое поледеятельности для исследователей.
В-четвертых,экономическая целостность является обобщенной характеристикой существующихэкономических реальностей. Рассмотрение некоторых из них позволяет вникнуть винтересную сторону экономических отношений. Решение проблем экономическойцелостности возможно на основе их рассмотрения в качестве систем.
ВТюмени и Тюменской области с каждым годом прослеживается все большее развитиево всех сферах хозяйствования. Так, с развитием бизнеса, одновременноразвивается и государственные формы управления, улучшается уровень жизнинаселения, социальная политика.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  АгаповаТ.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство«Дело и Сервис», 2008.-448с.
2.  АмосоваВ.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Экономическая теория, СПб.: Питер, 2005,-480с.:ил.
3.  ДоланЭ.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.М.,2001.
4.  КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
5.  КозыревВ.М. Основы современной экономики: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Финансы и статистика, 2003.-528с.: ил.
6.  ЛисицынВ.В. Валовой продукт и его измерение. М.: Экономика, 2008.
7.  ЛипсицИ.В. Экономика. Книга 2.-Изд. «Вита-Пресс», 2008.-352с.
8.  МакконнеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М., 1992.Т.1.
9.  Макроэкономика:Учеб. пособие для вузов/ Под ред.проф. И.П.Николаевой.-М.: Юнити-ДАНА, 2004,
10.     Российскийстатистический ежегодник: Стат.сб/ Госкомстат России.-М.:2009.-С.279, 656.
11.     СамуэльсонП. Экономика: В 2 т. М., 2002 Т.1.
12.     ФишерС., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.,2003.
13.     ЧернявскаяГ. Национальные счета в экономической статистике развитых стран // Российскийэкономический журнал. 2008. № 9.
14.     Экономика.Учебник, 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова.-М.: Юристъ, 2001.-896с.
15.     Экономическаятеория (политэкономия): Учеб./ Под общ.ред.акад.В.И. Видяпина, акад.Г.П. Журавлевой.М.,1997.
16.     Экономическаятеория: Учебник/ Под общ. Ред. акад. В… И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлёвой, Л.С.Тарасевича.-М.: Инфра-М, 2001.-714с.
17.     Экономика.Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова.-М.:«Проспект», 2005.-800 с.