Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Состав ОПКРФ……………………………………………………………………………………..5
2. Законодательные основы……………………………………………………………………….6
3. Федеральные органы исполнительной власти в управленииоборонно-промышленнымкомплексом……………………………………………………………………16
3.1. Министерство обороныРФ………………………………………………………………..17
3.2. Министерство промышленности и энергетикиРФ…………………………….19
3.2.1. Департаментоборонно-промышленного комплекса………………………..19
3.2.2. Федеральное агентство попромышленности…………………………………..22
3.3. Федеральное космическоеагентство………………………………………………….24
3.4. Федеральное агентство по атомной энергии………………………………………25
3.5. Федеральное агентство по поставкам военной, специальнойтехники и материальныхсредств……………………………………………………………………………..28
3.6. Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ………………….29
4. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспеченияразвития оборонно-промышленного комплекса при председателе СоветаФедерации……………………………………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………………………………..44
Введение.
Одним из важнейшихсредств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, вцелом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность – одна изглавных потребностей государства и общества – сегодня приобретает актуальнейшеезначение для успешного осуществления его политических, социально-экономическихи духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного вниманиясо стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса(ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимомууровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающихРоссии роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальныхдействий политического руководства страны обусловлено также действиями западныхстран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу,как на Западе, так и на южных границах России.
Разработкой основныхнаправлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса обязанозаниматься государство. Оно призвано определять направления государственнойоборонно-промышленной политики, необходимый уровень военно-техническогопотенциала страны с учетом складывающейся международной ситуации.
При этом важно учитыватьисторический опыт создания и развития ОПК, накопленный в СССР и за последние 15лет существования российского государства. Без учета позитивного и негативногов этом опыте невозможно определять стратегию развития оборонно-промышленногокомплекса. Этим в значительной мере определяется актуальность избранной темы исследования,необходимость анализа проблем ОПК в государственной политике современнойРоссии. При этом важно учитывать и накопленный зарубежный опыт в этой сфере. Ещеодним актуальным фактором, наряду с вышеназванными, является существенноеповышение значимости в вооруженной борьбе и противостоянии государствинформационной политики, внедрения и использования широкого спектра средствинформационной войны как открытых, так и скрытых, не явных технологий. Врезультате сегодня критерии защищенности государств от военных угроз оказалисьне в полной мере соответствующими современным методам, способам и формамвоенного противоборства. Это, в свою очередь, вынуждает политическоеруководство ведущих государств мира активизировать деятельность посовершенствованию и развитию своих оборонно-промышленных комплексов, решению ихсоциально-экономических и политических проблем. Следует так же отметить такуюособенность функционирования оборонно-промышленного комплекса, как стремлениеряда международных террористических организаций использовать его передовыетехнологии, особенно средства массового поражения, в своих преступных целях.После 11 сентября 2001 г., трагических событий с захватами заложников (в Москвев октябре 2002 г., в Беслане в сентябре 2004 г.) стало окончательно ясно, что на смену «холодной войне» пришла война совершенно иного характера – война смеждународным терроризмом. Поэтому применение военной силы выступает одним изспособов противодействия такому злу, как глобальное распространениетеррористических и экстремистских движений и групп.
Все эти объективныефакторы обуславливают необходимость постоянного внимания государства кпроблемам ОПК, а научную общественность – к анализу актуальных проблем политическогои социально-экономического развития российского оборонно-промышленногокомплекса, поиску путей повышения его эффективности.
Объектом исследованияявляется оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации как важныйинструмент обеспечения национальной безопасности государства.
Предмет исследования –система государственного управления российским оборонно-промышленнымкомплексом.
1. Состав ОПК РФ.
Сегодняоборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК) России представляет собоймногофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способныеразрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной испециальной техники (далее — ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкуюгражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия истратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществутвержден Указом Президента Российской Федерации от 4августа 2004 года №1009 (сизменениями на 19 ноября 2007 года). В данном перечне числится более 1000наименований, в том числе:
· федеральные государственные унитарныепредприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющейстратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасностигосударства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов гражданРоссийской Федерации;
· открытые акционерные общества, акциикоторых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации вуправлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность ибезопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов граждан Российской Федерации.
ОПК состоит из несколькихотраслей:
1. Авиационнаяпромышленность.
2. Ракетно-космическаяпромышленность.
3. Промышленность боеприпасови спецхимии.
4. Промышленностьвооружений.
5. Радиопромышленнсоть.
6. Промышленность средствсвязи.
7. Электроннаяпромышленность.
8. Судостроительнаяпромышленность.
9. Межотраслевыеструктуры и предприятия.
2. Законодательныеосновы.
Основным законом,регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленногокомплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «ОбОбороне».
Данный Федеральный законопределяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочияорганов государственной власти Российской Федерации, функции органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и ихдолжностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в областиобороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность занарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а такжедругие нормы, касающиеся обороны.
Под обороной понимаетсясистема политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мерпо подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации,целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется иосуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральнымзаконом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороныустанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации ивоенно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти,органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности,а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаютсяВооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войскаМинистерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны(далее — другие войска).
Для выполнения отдельныхзадач в области обороны привлекаются инженерно-технические идорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительнойвласти (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки РоссийскойФедерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный органспециальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны,федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органовгосударственной власти Российской Федерации (далее — органы), а такжесоздаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные СилыРоссийской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняютзадачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных СилРоссийской Федерации.
Создание и существованиеформирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либов которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренныхфедеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Земли, леса, воды идругие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РоссийскойФедерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральнойсобственности.
Земли, леса, воды идругие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут бытьизъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов только в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Имущество Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов являетсяфедеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного веденияили оперативного управления.
Организация оборонывключает:
1) прогнозирование иоценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основныхнаправлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулированиев области обороны;
4) строительство,подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планированиеих применения;
5) разработку,производство и совершенствование систем управления Вооруженными СиламиРоссийской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами,вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планированиеиспользования радиочастотного спектра;
6) планирование переводаорганов государственной власти Российской Федерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления иэкономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационнуюподготовку органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта,коммуникаций и населения страны;
8) создание запасовматериальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование иосуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативноеоборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защитысведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки винтересах обороны;
13) координациюдеятельности органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в области обороны;
14) финансированиерасходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных наоборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
15) международноесотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
16) другие мероприятия вобласти обороны.
Данный закон определяетполномочия Президента Российской Федерации в области обороны:
1. Президент РоссийскойФедерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РоссийскойФедерации.
2. Президент РоссийскойФедерации:
1) определяет основныенаправления военной политики Российской Федерации;
2) утверждает военнуюдоктрину Российской Федерации;
3) осуществляетруководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками,воинскими формированиями и органами;
4) в случаях агрессии илинепосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновениявооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляетобщую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации илив отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением обэтом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ ВерховногоГлавнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военныхдействий;
5) исполняет полномочия вобласти обеспечения режима военного положения в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и федеральным конституционным законом;
6) принимает всоответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов квыполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
7) утверждает концепции ипланы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных СилРоссийской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условияхвоенного времени органов государственной власти Российской Федерации, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальныхценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральнуюгосударственную программу оперативного оборудования территории РоссийскойФедерации в целях обороны;
8) утверждает федеральныегосударственные программы вооружения и развития оборонного промышленногокомплекса;
9) утверждает программыядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанныхиспытаний;
10) утверждает единыйперечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированияхи органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещениюполковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации,других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинскиезвания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатомпредусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинскихдолжностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренномфедеральным законом;
11) утверждает структуру,состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований до объединения включительно и органов, штатную численностьвоеннослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов, а также штатную численность гражданского персоналаорганов;
12) принимает решение одислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований от соединения и выше;
13) утверждаетобщевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морскомфлаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военныхсоветах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
14) утверждает положенияо Министерстве обороны Российской Федерации и федеральных органахисполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другимивойсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координациидеятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в области обороны;
15) утверждает Положениео территориальной обороне и План гражданской обороны;
16) утверждает планыразмещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, атакже объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
17) ведет переговоры иподписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны,включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении иограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РоссийскойФедерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;
18) издает указы опризыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (суказанием численности призываемых граждан Российской Федерации и ихраспределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками,воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службыграждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке,предусмотренном федеральным законом;
19) утверждает предельноеколичество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органамгосударственной власти;
20) осуществляет иныеполномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами изаконами Российской Федерации.
Совет Федерации:
1) рассматривает расходына оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законамио федеральном бюджете;
2) рассматривает принятыеГосударственной Думой федеральные законы в области обороны;
3) утверждает указыПрезидента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положенияна территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также опривлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинскихформирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по ихпредназначению;
4) решает вопрос овозможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределамитерритории Российской Федерации.
Государственная Дума:
1) рассматривает расходына оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
2) принимает федеральныезаконы в области обороны.
Правительство РоссийскойФедерации:
1) осуществляет меры пообеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность засостояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов;
2) руководитдеятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органовисполнительной власти;
3) разрабатывает ипредставляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону вфедеральном бюджете;
4) организует оснащениеВооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов вооружением и военной техникой по их заказам;
5) организует обеспечениеВооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами иуслугами по их заказам;
6) организует разработкуи выполнение государственных программ вооружения и развития оборонногопромышленного комплекса;
7) организует разработкуи выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу вусловиях военного времени, а также планов создания запасов материальныхценностей государственного и мобилизационного резервов;
8) осуществляетруководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаций независимо от форм собственности,транспорта, коммуникаций и населения страны;
9) осуществляет контрольза подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа повыпуску продукции в военное время, за выполнением государственного оборонногозаказа организациями, за созданием, развитием и сохранением мобилизационныхмощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органахисполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передачеВооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации;
10) устанавливаетмобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;
11) принимает решения осоздании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонногопромышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторскихорганизаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;
12) определяет условияфинансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов;
13) принимает решение осоздании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учрежденийпрофессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедрпри образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
14) утверждает Положениео военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшегопрофессионального образования;
15) организует разработкупланов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядернымизарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерныхотходов;
16) определяет порядоквыполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,организациями независимо от форм собственности, а также собственникамитранспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки гражданРоссийской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военнуюслужбу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебнойэкспертизы и военных сборов;
17) утверждает положенияо воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебнойэкспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
18) устанавливает штатнуючисленность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, другихвойск и воинских формирований;
19) определяеторганизацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской итерриториальной обороны;
20) определяет порядокпредоставления и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск, воинских формирований и органов земель, лесов, вод и другихприродных ресурсов;
21) устанавливает порядокпередачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военнойтехники, оборонных объектов и другого военного имущества;
22) организует контрольза экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов,технологий и продукции двойного назначения;
23) определяет порядокрасходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а такжеисточники финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, не связанныхс их предназначением;
24) ведет международныепереговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующиемежправительственные соглашения;
25) устанавливает порядоккомпенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РоссийскойФедерации, в связи с использованием их имущества для нужд обороны;
26) осуществляет иныеполномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РоссийскойФедерации, законодательством Российской Федерации и указами ПрезидентаРоссийской Федерации.
3. Федеральные органыисполнительной власти в управлении оборонно-промышленным комплексом.
Основные федеральныеорганы управления ОПК России:
Исполнительная власть:
1. Министерство обороныРФ.
2. Министерствопромышленности и энергетики РФ.
3. Федеральноекосмическое агентство.
4. Федеральное агентствопо атомной энергии.
5. Федеральное агентствопо поставкам военной, специальной техники и материальных средств (предположительноначнет функционировать с 1.01.2008).
6. Военно-промышленнаякомиссия при Правительстве РФ.
Законодательная власть:
1. Экспертный совет попроблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса приПредседателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3.1. Министерствообороны РФ.
Утверждено УказомПрезидента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082
Руководство деятельностьюМинистерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент РоссийскойФедерации.
В структуру Министерстваобороны Российской Федерации входят
— Федеральная служба повоенно-техническому сотрудничеству.
— Федеральная служба потехническому и экспортному контролю.
— Федеральная служба пооборонному заказу.
— Федеральное агентствоспециального строительства.
Минобороны Россииявляется органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Основными задачамиМинобороны России являются:
1) выработка и проведениегосударственной политики в области обороны;
2) нормативно-правовоерегулирование в области обороны;
3) нормативно-правовоерегулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны Россиифедеральных органов исполнительной власти;
4) координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координациядеятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач вобласти обороны, а также координация строительства войск и воинскихформирований;
5) координация и контрольдеятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительнойвласти;
6) организация примененияВооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами,федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
7) поддержание внеобходимой готовности Вооруженных Сил;
8) осуществлениемероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9) обеспечение социальнойзащиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей;
10) выработка иреализация государственной политики в области международного военногосотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами имеждународными организациями (далее — международное военное сотрудничество) ивоенно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствамии международными организациями (далее — военно-техническое сотрудничество).
Минобороны Россиивозглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее — Министр), назначаемыйна должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации попредставлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр подчиняетсянепосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесеннымКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к ведениюПравительства Российской Федерации, — и Председателю Правительства РоссийскойФедерации.
В Минобороны Россииобразуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первыхзаместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России,главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а такжедругих должностных лиц.
Количество членовколлегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности)утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своихзаседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МинобороныРоссии.
Решения коллегиипринимаются большинством голосов ее членов и оформляются протоколами. Принеобходимости на основании решений коллегии могут издаваться приказы идирективы Министра.
В случае разногласиймежду Министром и другими членами коллегии Министр проводит в жизнь своерешение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации.Члены коллегии вправе доложить о своем мнении Президенту Российской Федерации.
При необходимостипроводятся совместные заседания коллегий Минобороны России и иных федеральныхорганов исполнительной власти.
Решения, принятые насовместных заседаниях коллегий Минобороны России и иных федеральных органовисполнительной власти, оформляются протоколами и при необходимости реализуютсясовместными приказами Министра и руководителей соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти.
Минобороны Россииявляется государственным заказчиком в области обороны.
3.2. Министерствопромышленности и энергетики РФ.
В рамках данной темыстоит рассмотреть лишь некоторые структурные подразделения данногоминистерства.
3.2.1. Департамент оборонно-промышленногокомплекса.
Департаментоборонно-промышленного комплекса (далее — Департамент) является структурнымподразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации(далее – Министерство).
Основными задачамиДепартамента являются:
1) разработка предложенийпо формированию государственной промышленной, инвестиционной,научно-технической, инновационной, структурной политики и нормативно-правовомурегулированию в оборонно-промышленном комплексе (далее – ОПК), в том числе вобласти развития авиационной техники, химического разоружения, промышленнойутилизации вооружения и военной техники;
2) обеспечениекоординации работ по формированию и реализации государственной политики вобласти реформирования и развития ОПК, в том числе по: созданию интегрированныхструктур и федеральных казенных предприятий, ведению федеральной информационнойсистемы организаций ОПК;
3) разработка предложенийпо формированию и реализации военно-технической политики Российской Федерации всфере ОПК, организация оценки реализуемости в ОПК проекта государственнойпрограммы вооружения и предложений государственных заказчиков в проектгосударственного оборонного заказа, в части вооружения, военной и специальнойтехники (далее – ВВСТ);
4) разработка предложенийпо созданию условий для технического перевооружения и технологического развитияорганизаций ОПК, сохранения и развития критических технологий в целяхобеспечения выполнения государственной программы вооружения и плана развитиявоенно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностраннымигосударствами;
5) формированиепредложений по целям, основным принципам, приоритетным направлениямдеятельности Российской Федерации в области развития авиационной техники,изучения, освоения и использования воздушного пространства (далее –авиационная деятельность) и в области морской деятельности;
6) реализация вустановленном порядке государственной внешнеэкономической политики в ОПК всфере военно-экономического сотрудничества с иностранными государствами, атакже в области товаров и технологий двойного и гражданского назначении;
7) обеспечениекоординации военно-экономического сотрудничества с государствами – участникамиСодружества Независимых Государств, организация взаимных поставок специальныхкомплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукциивоенного назначения в рамках производственной кооперации организаций государств– участников СНГ;
8) организация работ поразработке и реализации государственной политики в области нераспространенияоружия массового поражения и средств его доставки, контроля за экспортомтоваров (работ, услуг), которые могут быть использованы при создании оружиямассового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военнойтехники;
9) координация в пределахсвоей компетенции деятельности находящегося в ведении МинистерстваФедерального агентства по промышленности.
Материально-техническое,правовое, информационное и другое обеспечение деятельности Департаментаосуществляется соответствующими структурными подразделениями Министерства.
Департамент возглавляетдиректор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министромпромышленности и энергетики Российской Федерации.
Директор Департаментаимеет заместителей.
В состав Департаментавходят отделы.
Работники Департаментаназначаются на должность и освобождаются от должности Министром промышленностии энергетики Российской Федерации по представлению директора Департамента.
Директор Департаментаподчиняется Министру промышленности и энергетики Российской Федерации и егозаместителям.
3.2.2. Федеральноеагентство по промышленности.
Федеральное агентство попромышленности выполняет следующие основные функции:
1)оказываетгосударственные услуги в сфере развития и обеспечения производственной,научно-технической и инновационной деятельности, в том числе с использованиемновейших мировых достижений науки и техники;
2) осуществляетправоприменительные функции в области реализации государственной промышленной,инновационной и военно-технической политики, ведение реестров организацийоборонно-промышленного комплекса, аэродромов экспериментальной авиации, а такжедругих реестров, регистров в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
3) осуществляет в сфередеятельности Агентства функции главного распорядителя средств федеральногобюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа,соответствующих межгосударственных и федеральных целевых программ, а такжестроек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы;
4) обеспечивает совместнос государственными заказчиками выполнение государственной программы вооруженияи государственного оборонного заказа;
5) обеспечивает впределах своей компетенции реализацию государственной политики в областисоглашений о разделе продукции;
6) координирует взаимныепоставки специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов дляизготовления продукции военного назначения в рамках производственной кооперацииорганизаций государств — участников Содружества Независимых Государств;
7) принимает решения повопросам оборота специальных материалов и специального оборудования дляпроизводства вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей,комплектующих изделий и приборов к ним, взрывчатых веществ и отходов ихпроизводства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения ипиротехнических изделий;
8) определяет вустановленном порядке организации, являющиеся разработчиками и производителямипродукции военного назначения, участвующие в выполнении внешнеторговых контрактовна поставку продукции военного назначения, и обеспечивает координациювыполнения этих внешнеторговых контрактов;
9) рассматривает вопросыо предоставлении российским организациям, являющимся разработчиками ипроизводителями продукции военного назначения, относящимся по принадлежности кАгентству, права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношениипродукции военного назначения и подготавливает в установленном порядкесоответствующие материалы;
10) реализует от имениРоссийской Федерации полномочия собственника в отношении прав насоответствующие результаты интеллектуальной деятельности организаций,подведомственных Агентству, в пределах и порядке, установленных федеральнымзаконодательством;
11) участвует ввыполнении международных договоров Российской Федерации в сфере деятельностиАгентства;
12) обеспечиваетвыполнение мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне,хранению материальных ценностей мобилизационного резерва, защите сведений,составляющих государственную и служебную тайну, организации ведомственнойохраны;
13) иные основныефункции, относящиеся к сфере деятельности Агентства.
Федеральное агентство попромышленности возглавляет руководитель, назначаемый на должность иосвобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Агентство в пределах ипорядке, определенных федеральными законами, актами Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет полномочиясобственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функцийфедеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числепереданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральнымказенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственнымАгентству.
Структурнымиподразделениями Агентства являются управления по основным направлениямдеятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.
3.3. Федеральноекосмическое агентство.
Федеральное космическоеагентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничествапри реализации совместных проектов и программ в области космическойдеятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работпо ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной техникестратегического назначения, а также функции по общей координации работ,проводимых на космодроме Байконур.
Руководство деятельностьюФедерального космического агентства осуществляет Правительство РоссийскойФедерации.
Федеральное космическоеагентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый отдолжности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Агентстванесет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральноекосмическое агентство полномочий и реализацию государственной политики вустановленной сфере деятельности. Структурными подразделениями Федеральногокосмического агентства являются управления по основным направлениямдеятельности Агентства. В состав управлений включаются отделы.
Федеральное космическоеагентство является юридическим лицом, имеет печать с изображениемГосударственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иныепечати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые всоответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Федеральноеагентство по атомной энергии.
Федеральное агентство поатомной энергии является уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по проведению государственной политики,нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития ибезопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса,ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационнойбезопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а такжемеждународное сотрудничество в этой сфере.
Федеральное агентство поатомной энергии является органом государственного управления использованиематомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационнойбезопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделийиз них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии смеждународной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальнымкомпетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в областиобеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве поатомной энергии и других международных организациях.
Руководство деятельностьюФедерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство РоссийскойФедерации.
Согласно ПостановлениюПравительства РФ от 28 июня 2004 г. № 316 «Об утверждении ПоложенияФедерального агентства по атомной энергии» на Агентство, в частности, возложено выполнение следующих функций по управлению государственным имуществоми оказанию государственных услуг:
1) проводит вустановленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты наразмещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, напроведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числедля обеспечения нужд Агентства;
2) осуществляетполномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого дляобеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти вустановленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданногофедеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарнымпредприятиям, подведомственным Агентству;
3) осуществляетэкономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарныхпредприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит вподведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности ииспользования имущественного комплекса;
4) выполняет функциигосударственного заказчика — координатора работ по комплексной утилизацииатомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическимиустановками, а также по снижению радиационной опасности в местах их дислокации,экологической реабилитации объектов, связанных с временным хранениемотработавшего ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов;
5) осуществляет функциигосударственного заказчика — координатора специальных экологических программ;
6) принимает решение опризнании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационныйисточник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или спривлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию,сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки,радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращениюс ядерными материалами и радиоактивными веществами;
7) осуществляетуправление государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, атакже находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, заисключением ядерных материалов, передаваемых в составе изделий Министерствуобороны Российской Федерации, заключает в установленном порядке договоры напередачу находящихся в федеральной собственности ядерных материалов впользование юридическим лицам;
8) ведет государственныйрегистр ядерных материалов;
9) обеспечиваетзакрепление в установленном порядке за Российской Федерацией прав на объектыинтеллектуальной собственности и другие результаты научно-техническойдеятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственныхконтрактов, заключаемых Агентством, а также осуществляет распоряжениезакрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-техническойдеятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения иреализации готовой продукции;
10) проводит вустановленном порядке экспертизу секретных и совершенно секретных изобретений вустановленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
11) осуществляетинформационное, аналитическое, документационное, правовое иматериально-техническое обеспечение деятельности специальной комиссии повопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющихсборок зарубежного производства;12)выдает странам-поставщикам заверения вотношении мирного использования импортируемых ядерных товаров и технологий,обеспечения их физической защиты и условий последующей передачи;
13) осуществляет функциигосударственного заказчика по государственному оборонному заказу,межгосударственным и федеральным целевым программам и федеральной адреснойинвестиционной программе в установленной сфере деятельности.
Функции федеральногооргана управления использованием атомной энергии установлены Федеральнымзаконом Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использованииатомной энергии» (с изменениями Федеральных законов от 10.02. 1997 г. № 28-ФЗ; от 10.07. 2001 г. № 94-ФЗ; от 11.11.2003 г. № 140-ФЗ).
3.5. Федеральноеагентство по поставкам военной, специальной техники и материальных средств.
Согласно Указу Президентаот 5 февраля 2007 г. N 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения,военной, специальной техники и материальных средств», в ведении ПравительстваРФ планируется образовать новый федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники иматериальных средств.
На Агентство будутвозложены полномочия по осуществлению функции государственного заказчика поразмещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения контрактовпо государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной,специальной техники и материальных средств, за исключением специальной техникипо номенклатуре, определяемой руководителями федеральных органов исполнительнойвласти, являющихся государственными заказчиками по государственному оборонномузаказу.
Правительству РФ порученов трехмесячный срок разработать и утвердить положение об Агентстве, установитьпредельную численность работников его центрального аппарата, а также фондоплаты труда.
Агентство будетосуществлять работы в интересах Минобороны России, МВД России, МЧС России,Службы внешней разведки РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ,Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службыисполнения наказаний. Перечисленными федеральными органами исполнительнойвласти Агентству будут переданы соответствующие материальные и трудовые ресурсыпропорционально выполняемым объемам работ.
ПредположительноАгентство начнет выполнение возложенных на него функций с 1 января 2008 г.
3.6.Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.
Военно-промышленнаякомиссия при Правительстве Российской Федерации является постоянно действующиморганом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральныхорганов исполнительной власти по реализации государственной политики повоенно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороныстраны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Основными задачами ВПКявляются организация и координация деятельности федеральных органовисполнительной власти по вопросам:
а) реализации Основвоенно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года идальнейшую перспективу и Основ политики Российской Федерации в области развитияоборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшуюперспективу; б) разработки концепций, программ и планов в областивоенно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельностии безопасности государства, реализации этих концепций, программ и планов иконтроля за их исполнением;
в) разработки,производства и утилизации вооружения, военной и специальной техники;
г) мобилизационнойподготовки государства;
д) развитияоборонно-промышленного комплекса, науки и технологий в интересах обеспеченияобороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
е) осуществления экспортно-импортныхпоставок продукции военного и двойного назначения.
5. ВПК в целях реализациивозложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:
а) рассматривает вопросы,связанные с реализацией военно-технической политики Российской Федерации иполитики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленногокомплекса, а также с эффективностью использования средств федерального бюджетадля обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасностигосударства, в том числе выделяемых на текущее содержание и оснащениеВооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований иорганов;
б) координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти по формированиюгосударственной программы вооружения, государственного оборонного заказа,федеральных целевых и специальных программ, выполняемых в интересах обеспеченияобороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, атакже по обеспечению экспортно-импортных поставок продукции военного и двойногоназначения, организует контроль за их исполнением;
в) рассматриваетпредложения федеральных органов исполнительной власти по объемам финансированиярасходов на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности ибезопасности государства в процессе формирования исходных данных для разработкипроектов государственной программы вооружения, программ и планов в областивоенного строительства, а также по проектам федерального бюджета, основныхпоказателей государственного оборонного заказа, федеральных целевых программ,выполняемых организациями оборонно-промышленного комплекса, и федеральнойадресной инвестиционной программы;
г) рассматриваетпредложения и принимает решения о составе основных показателей государственногооборонного заказа на очередной финансовый год;
д) рассматривает исогласовывает предложения по планируемым объемам финансирования расходов наразработку, закупку, ремонт и утилизацию вооружения, военной и специальнойтехники, специальных программ, выполняемых в интересах обеспечения обороныстраны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, а также позадачам, решаемым в пределах бюджета действующих и принимаемых обязательств,одновременно с рассмотрением итогов выполнения государственного оборонного заказаза отчетный год;
е) формирует на основепредложений государственных заказчиков и утверждает показатели финансированияважнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ, связанных с созданием современных образцов вооружения, военной испециальной техники, утверждает планы-графики выполнения этих работ иосуществляет контроль за реализацией указанных планов-графиков, принимаетрешения о назначении генеральных конструкторов вооружения, военной испециальной техники;
ж) оперативно принимаетрешения о разработке и производстве вооружения, военной и специальной техники,рассматривает предложения по производству вооружения, военной и специальнойтехники с длительным технологическим циклом изготовления, а также пофундаментальным и поисковым исследованиям в интересах обеспечения обороныстраны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
з) рассматривает иодобряет материалы по проекту государственного оборонного заказа перед ихвнесением в Правительство Российской Федерации;
и) рассматриваетпредложения по реализации научно-технической и инновационной политики в областивооружения, военной и специальной техники, по сохранению и развитиюпроизводственных мощностей, опытно-экспериментальной базы, испытательных стендов,полигонов, других объектов, предназначенных для обеспечения разработки,испытаний и производства вооружения, военной и специальной техники,высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимойорганизациями оборонно-промышленного комплекса, а также по реформированию иразвитию оборонно-промышленного и ядерно-оружейного комплексов, утверждаетпланы-графики создания интегрированных структур и федеральных казенныхпредприятий;
к) рассматриваетпредложения по сохранению и развитию производства стратегических материалов иэлектронной компонентной базы, используемых для создания современных образцоввооружения, военной и специальной техники и высокотехнологичнойконкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения, а также порациональному использованию научно-технического и производственного потенциалаорганизаций оборонно-промышленного комплекса;
л) рассматривает вопросы,связанные с формированием и обеспечением выполнения мобилизационных плановРоссийской Федерации, сводного плана создания запасов материальных ценностеймобилизационного резерва, включая определение номенклатуры и объемов накопленияэтих ценностей, и по результатам рассмотрения вырабатывает соответствующиепредложения;
м) координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти по реализациимероприятий, направленных на подготовку научных, инженерно-технических ирабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, а также наповышение их квалификации;
н) рассматривает вопросыкадровой политики в отношении руководителей организаций оборонно-промышленногокомплекса, в том числе в отношении кандидатур для избрания на должностируководителей исполнительных органов и представителей Российской Федерации всоветы директоров (наблюдательные советы) и ревизионные комиссии акционерныхобществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленногокомплекса, и в отношении кандидатур для участия в конкурсах на замещениедолжностей руководителей стратегических федеральных государственных унитарныхпредприятий, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленногокомплекса, а также вопросы об освобождении указанных руководителей отдолжностей;
о) рассматривает вустановленном порядке предложения о назначении Президентом Российской Федерациистипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса;
п) рассматриваетпредложения по совершенствованию нормативно- правовой базы по вопросамразработки, производства, поставок, ремонта, эксплуатации, утилизации, экспортаи импорта вооружения, военной и специальной техники, а также по вопросамфункционирования организаций оборонно-промышленного и ядерно-оружейногокомплексов;
р) рассматриваетпредложения по вопросам совершенствования нормативно-правового регулированияотношений в области управления федеральной собственностью организацийоборонно-промышленного комплекса, по предупреждению банкротства этихорганизаций, а также по внесению изменений в перечень стратегическихпредприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный ПрезидентомРоссийской Федерации, и в перечень стратегических предприятий и организаций,утвержденный Правительством Российской Федерации;
с) рассматриваетпредложения по совершенствованию системы обеспечения качества вооружения,военной и специальной техники, поставляемых по государственному оборонномузаказу, каталогизации и стандартизации этой продукции;
т) рассматриваетпредложения по совершенствованию ценообразования на продукцию, поставляемую погосударственному оборонному заказу;
у) рассматривает предложенияпо обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по международнымдоговорам в области сокращения и ограничения вооружений, конвенциальных проблемхимического и биологического оружия, по реализации договоренностей в рамкахглобального партнерства «Группы восьми» против распространения оружиямассового уничтожения;
ф) рассматриваетпредложения по вопросам правовой защиты интересов государства в процессеэкономического и гражданско-правового оборота результатовнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работвоенного, специального и двойного назначения, полученных в том числе приосуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации синостранными государствами и выполнении государственного оборонного заказа;
х) рассматриваетпредложения о направлении средств, получаемых от реализации договоров,заключаемых при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборотрезультатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ военного, специального и двойного назначения и зачисленных в доходфедерального бюджета, для подготовки проектов соответствующих решений вустановленном порядке;
ц) рассматриваетразногласия между федеральными органами исполнительной власти по вопросам,связанным с проектами актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации, а также по другим вопросам, относящимся к компетенцииВПК, и по результатам рассмотрения принимает соответствующие решения.
Председатель ВПКутверждается Президентом Российской Федерации.
Председатель ВПКруководит деятельностью ВПК и несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на нее задач.
Председатель ВПК имеетправо вносить в установленном порядке Президенту Российской Федерации проектыуказов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам, относящимсяк компетенции ВПК.
В состав ВПК входят:
а) председатель ВПК;
б) в качестве постоянныхчленов ВПК:
первый заместительпредседателя ВПК — Министр Российской Федерации;
председатель научно-техническогосовета ВПК — заместитель председателя ВПК;
руководитель аппарата ВПК- заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации;
члены ВПК, замещающиедолжности федеральной государственной гражданской службы по служебному контракту;
начальник Генеральногоштаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министраобороны Российской Федерации;
Министр промышленности иэнергетики Российской Федерации;
Министр экономическогоразвития и торговли Российской Федерации;
Министр финансовРоссийской Федерации;
директора департаментовАппарата Правительства Российской Федерации;
в) в качестве членов ВПК:
руководители федеральныхорганов исполнительной власти и организаций;
представителиАдминистрации Президента Российской Федерации (по согласованию);
представители палатФедерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);
представители Российскойакадемии наук (по согласованию).
Персональный состав ВПКутверждается Правительством Российской Федерации.
Состав научно-техническогосовета ВПК утверждается Правительством Российской Федерации.
Научно-технический советВПК возглавляется председателем, замещающим должность федеральнойгосударственной гражданской службы председателя научно-технического совета ВПК- заместителя председателя ВПК.
Председательнаучно-технического совета ВПК — заместитель председателя ВПК назначается надолжность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации попредложению Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации — МинистраРоссийской Федерации на основании представления первого заместителяпредседателя ВПК — Министра Российской Федерации.
Председательнаучно-технического совета ВПК — заместитель председателя ВПК планирует егодеятельность и руководит ею, несет ответственность за аналитическое иэкспертное обеспечение деятельности ВПК, а также за научно-техническоеобоснование решений ВПК в области создания вооружений, военной и специальнойтехники. По поручению ВПК организует выполнение экспертных работ и привлекает дляэтого в установленном порядке представителей заинтересованных федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, Российской академии наук, организацийоборонно-промышленного комплекса и других организаций.
В ВПК образуется секцияпо перспективным исследованиям и технологиям, возглавляемая первым заместителемпредседателя ВПК — Министром Российской Федерации.
Положение о секции поперспективным исследованиям и технологиям и ее состав утверждаются ПравительствомРоссийской Федерации.
Деятельность ВПКосуществляется в соответствии с планом заседаний ВПК, утверждаемым еепредседателем. При необходимости вопросы о разработке и производствевооружения, военной и специальной техники, требующие оперативного решения ВПК,рассматриваются в рамках совещаний постоянных членов ВПК.
Планирование, подготовкаи проведение заседаний ВПК осуществляются в порядке, установленном РегламентомПравительства Российской Федерации в части подготовки и проведения заседанийПравительства Российской Федерации.
На заседания ВПК могутбыть приглашены руководители (генеральные и главные конструкторы) организацийоборонно-промышленного комплекса, ведущие ученые и специалисты.
Решения заседаний ВПК, втом числе в рамках совещаний постоянных членов ВПК, принимаются по результатамрассмотрения вопросов простым большинством голосов членов ВПК, присутствующихна заседании, и оформляются протоколом, утверждаемым председателем ВПК.
Все члены ВПК обладаютравными правами при принятии решений.
В случае равенстваголосов решающим является голос председательствующего на заседании ВПК илисовещании постоянных членов ВПК.
Решения ВПК, принятые впределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения всемифедеральными органами исполнительной власти. В целях реализации решений ВПК принеобходимости подготавливаются и вносятся в установленном порядке проектыпостановлений или распоряжений Правительства Российской Федерации.
Обеспечение деятельностиВПК осуществляется Аппаратом Правительства Российской Федерации. В этих целях вструктуре Аппарата Правительства Российской Федерации образуется действующий напостоянной основе аппарат ВПК, обеспечивающий деятельность ВПК инаучно-технического совета ВПК.
Руководство деятельностьюаппарата ВПК осуществляется руководителем аппарата ВПК — заместителемРуководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, замещающим должностьфедеральной государственной гражданской службы по служебному контракту.Руководитель аппарата ВПК — заместитель Руководителя Аппарата ПравительстваРоссийской Федерации назначается на должность и освобождается от должностиПравительством Российской Федерации по предложению Руководителя АппаратаПравительства Российской Федерации — Министра Российской Федерации на основаниипредставления первого заместителя председателя ВПК — Министра РоссийскойФедерации.
Руководитель аппарата ВПК- заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации:
координирует иконтролирует работу департаментов Аппарата Правительства Российской Федерации всоответствии с утверждаемым Руководителем Аппарата Правительства РоссийскойФедерации — Министром Российской Федерации распределением обязанностей междузаместителями Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации;
взаимодействует дляобеспечения деятельности ВПК с другими департаментами Аппарата ПравительстваРоссийской Федерации, в сферах ведения которых находятся вопросы,рассматриваемые ВПК;
организует подготовкупроекта плана заседаний ВПК, контроль за своевременным внесением материалов нарассмотрение ВПК, подготовку экспертных заключений на поступившие материалы,проработку проектов и оформление протоколов и решений ВПК, а также организуетконтроль за их выполнением.
ВПК имеет печать и бланкис изображением Государственного герба Российской Федерации и своимнаименованием.
4. Экспертный совет попроблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленногокомплекса при председателе Совета Федерации.
Как сегмент экономики,занятый в производстве военной продукции, ОПК формирует материальную базувоенной безопасности государства, аккумулирует передовые научно-техническиедостижения, определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сферэкономики страны.
Становление и развитиеОПК базируется на основе принятых концептуальных и доктринальных установок,долгосрочных программ, а деятельность предприятий и организаций регулируетсямногими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Важнейшими из этихустановок являются: Основы политики Российской Федерации в области развитиянауки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу; Военнаядоктрина Российской Федерации; Морская доктрина Российской Федерации на периоддо 2020 г.; Концепция национальной безопасности Российской Федерации; Концепцияуправления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации;Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленногокомплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу; Концепция внешнейполитики Российской Федерации и др.
Большое влияние надеятельность ОПК оказывают различные федеральные программы — такие, как:«Национальная технологическая база на 2002 — 2006 гг.»; «Глобальнаянавигационная система»; «Развитие гражданской авиационной техники на 2002 — 2010 гг. и на период до 2015 г.»; «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)»;«Национально-технологическая база на 2007 — 2011 гг.»; «Мировой океан» (подпрограммы«Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана» и«Создание высокотехнологических установок, машин и оборудования для морскойдобычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальномшельфе Арктики на 2003 — 2012 гг.»); «Государственная программа вооружений(2001 — 2010 гг.)»; (2007 — 2015 гг. — проект); Комплексная программа оснащениясоединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации на 2006 — 2015 гг.
Из перечня основныхдокументов видно, что исполнительная власть предпринимает определенные усилия,способствующие реформированию и развитию ОПК. Но без законодательной ветвивласти вряд ли возможно решить проблемы в этом сегменте экономики страны, апроблем осталось здесь еще очень много.
Анализу состояния ОПК ивыработке мер по совершенствованию его функционирования большое вниманиеуделяет Совет Федерации. В своей деятельности по реформированию и развитию ОПКСовет Федерации одобряет федеральные законы, принимает постановления, проводитзаседания комитетов Совета Федерации, «круглые столы» на Петербургском иБайкальском экономических форумах, на заседаниях палаты заслушиваютсяпредставители органов исполнительной власти. Председатель Совета Федерации,члены Совета Федерации систематически посещают предприятия ОПК, встречаются сих руководителями и разработчиками военной и гражданской продукции. Проблемныевопросы функционирования ОПК освещаются в аналитических вестникахАналитического управления Аппарата Совета Федерации.
При Председателе СоветаФедерации работает общественный, постоянно действующий консультативный орган — Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развитияоборонно-промышленного комплекса (далее — Экспертный совет). ПредседателемЭкспертного совета является Сергей Михайлович Миронов. В состав Экспертногосовета входят члены Совета Федерации, ученые, руководители крупнейшихпроизводственных объединений ОПК, научных учреждений.
Экспертный совет попроблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса приПредседателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее– Экспертный совет) является общественным, постоянно действующимконсультативным органом при Председателе Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации.
Экспертный совет в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,законодательством Российской Федерации, постановлениями Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), решениямиСовета палаты, Регламентом Совета Федерации, распоряжениями Председателя СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также настоящимПоложением.
Основными задачами ифункциями Экспертного совета являются:
— комплексная экспертнаяоценка тенденций развития оборонно-промышленного комплекса РоссийскойФедерации, прогнозирование развития этой сферы в Российской Федерации и в мире;
— изучение состояниязаконодательства Российской Федерации в оборонно-промышленном комплексе ивыработка стратегии перспектив его развития;
-подготовка концепцииприоритетных направлений законодательной деятельности Совета Федерации вобласти оборонно-промышленного комплекса;
— обеспечениеПредседателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерацииинформацией и материалами, содержащими экспертную оценку процессов, проходящихв стране и мире в сфере оборонно-промышленного комплекса;
— взаимодействие снаучными организациями, фондами, консультативными и экспертными советами,другими организациями по вопросам своей деятельности;
— подготовка для СоветаФедерации замечаний и предложений на затрагивающие вопросы деятельностипредприятий оборонно-промышленного комплекса законопроекты, внесенные вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
— взаимодействие сПравительством Российской Федерации при осуществлении мер государственнойподдержки предприятий оборонно-промышленного комплекса;
— анализ предложенийорганов власти субъектов Российской Федерации о состоянии развития предприятийоборонно-промышленного комплекса, а также мероприятий по их реформированию;
— подготовка от имениСовета Федерации законопроектов по вопросам, входящим в компетенцию ЭкспертногоСовета.
Экспертный совет состоитиз председателя Экспертного совета, двух заместителей председателя Экспертногосовета, ответственного секретаря Экспертного совета и членов Экспертногосовета, которые назначаются распоряжением Председателя Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации. В состав Экспертного совета входятчлены Совета Федерации и, по согласованию, представители Российской академиинаук, отраслевых академий наук, руководители крупнейших производственныхобъединений оборонно-промышленного комплекса, научных учреждений.
Исполнение обязанностейпредседателя Экспертного совета и членов Экспертного совета осуществляется наобщественных началах.
Для организации работыЭкспертного совета в периоды между заседаниями председатель Экспертного советаформирует из числа членов 8.
Экспертный советсоздается, реорганизуется и упраздняется распоряжением Председателя СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Заседания Экспертногосовета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.Организационно-техническое обеспечение подготовки и проведения заседанийЭкспертного совета возлагается на ответственного секретаря.
Работа Экспертного советаосуществляется по плану, утвержденному председателем Экспертного совета. Всвоей деятельности Экспертный совет взаимодействует с комитетами и комиссиямиСовета Федерации, Аппаратом Совета Федерации, учеными, специалистами,представителями органов государственной власти, общественности, а также сдругими советами при Председателе Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации по вопросам своей компетенции.
Для обсуждения актуальныхпроблем законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплексаЭкспертный совет совместно с комитетами и комиссиями Совета Федерации можетпроводить научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и другие мероприятияс приглашением на них членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы,представителей органов государственной власти, руководителей предприятийоборонно-промышленного комплекса, предпринимателей, ученых, представителейобщественных организаций, средств массовой информации.
Для осуществленияаналитических и экспертных работ, проводимых в соответствии с планом работыЭкспертного совета, могут привлекаться сторонние организации и специалисты, втом числе на договорной основе.
Организационное,правовое, документационное, информационно-аналитическое и иное обеспечениедеятельности Экспертного совета осуществляется структурными подразделениямиАппарата Совета Федерации.
Заключение
Таким образом, в даннойработе были рассмотрены основы государственного управленияоборонно-промышленным комплексом на федеральном уровне.
О Оборонно-промышленныйкомплекс занимает особое место и играет заметную роль в развитии экономики, обеспечениинациональной безопасности, заключающейсяв защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военнойагрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного,демократического развития государства.
Состояниесовременного российского ОПК в 80-90-е гг. ХХ в. отличалось тяжелымфинансово-экономическим положением, в значительной мере было обусловленосначала «перестройкой», а затем непродуманным, научно необоснованнымпроведением так называемых реформ. Оборонные предприятия России,ориентированные на выпуск вооружения и военной техники, за последние годыпретерпели глубокие деформации, связанные и с резким сокращением оборонногозаказа, и с быстрой, не всегда обоснованной приватизацией, и с сокращениемобъема и концентрации материальных и финансовых ресурсов, предназначенных длявыпуска военной продукции, при отсутствии стабильного спроса на гражданскуюпродукцию.
Главная задачафункционирования ОПК России в 2000–207 гг. была определена как создание ипроизводство современных конкурентно-способных ВВСТ, обеспечение перевооруженияВооруженных сил, других войск и формирований России и усиление позиций намировом рынке вооружений.
В связи с этим, ОПКявляется одним из приоритетных направлений в развитии российской экономики.Система государственного управления данным комплексом достаточно сложна. Однакоможно сделать вывод, что замкнута она главным образом на Федеральные органыисполнительной власти (в частности на Правительство РФ и подведомственныеструктуры) и Президента РФ. Однако без взаимодействия с законодательной властьюуправление ОПК было бы попросту невозможно. Поэтому наряду с функциями,предписанными Конституцией РФ при законодательных органах создаютсядополнительные структуры для улучшения координации различных ветвей власти вданной сфере.
Поскольку многие изструктурных подразделений федеральных органов управления ОПК РФ являютсядостаточно новыми, а некоторые из них планируется еще только создавать, авторсделал вывод, что данная сфера имеет широкое пространство для совершенствованиясистемы государственного управления.
Список источников.
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об обороне».
(в ред. Федеральных законов от30.12.1999 N 223-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от07.03.2005 N 15-ФЗ, от 04.04.2005 N 31-ФЗ, от 26.12.2005 N 185-ФЗ). www.mchs.gov.ru/
2. Указ Президента РоссийскойФедерации от 5 февраля 2007 г. N 119 «О Федеральном агентстве по поставкамвооружения, военной, специальной техники и материальных средств». www.inforeg.ru/
3. Указ Президента РоссийскойФедерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегическихакционерных обществ»
(с изменениями на 19 ноября 2007года) www.kodeks-luks.ru/
4. Положение о Министерстве обороныРФ. www.mil.ru/.
5. Положение о департаментеоборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетикиРоссийской Федерации. www.minprom.gov.ru
6. Положение о Федеральном агентствепо промышленности. www.rosprom.gov.ru/
7. Положение о Военно-промышленнойкомиссии при Правительстве Российской Федерации. vpk.rosprom.org/
8. Положение об Экспертном совете попроблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса приПредседателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. www.mironov.ru/
9. Положение о Федеральномкосмическом агентстве. www.rg.ru/
10. Положение о Федеральном агентствепо атомной энергии. www.minatom.ru/
11. Сайт информационного агентства ТСВПК ia.vpk.ru