–PAGE_BREAK–, (6),
, (7),
где X— процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; — процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; n— число месяцев (кварталов) изучаемого периода [18, с.17].
Среднее квадратическое отклонение позволяет изучить и оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:
Кравн = 100-v, (8)
[23, С.17].
Для оценки распределения оборота розничной торговли по отдельным месяцам и кварталам отчетного года целесообразно также осуществлять расчет индексов сезонности(Ic), которые рассчитываются по следующей формуле:
Ic=Pi/P, (9)
где Рi– средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; Р – среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.
Р= Рi/4 или 12, (10)
[40, С.15].
Следующим направлением является анализ динамики оборота розничной торговли в ассортиментном разрезе.
Для анализа розничного товарооборота по ассортиментной структуре целесообразно рассчитывать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте (Кстр.сдв.) по следующей формуле
Кстр.сдв.= √∑()2 /n, (11)
где — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %; — удельный вес i-й товарной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n— количество товарных групп [40, С.16-17].
Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в товарной структуре оборота и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота.
Важным направлением основного этапа анализа оборота розничной торговли является оценка влияния различных факторов на изменение оборота розничной торговли. На оборот розничной торговли оказывает количественное влияние совокупность факторов.
Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на объем оборота розничной торговли, является ценовой фактор, т.е. изменение индекса розничных цен за исследуемый период времени. Для расчета влияния данного фактора на изменение оборота розничной торговли первоначально определяется объем оборота розничной торговли в сопоставимом виде по формуле и затем рассчитывается взаимосвязанное влияние двух факторов:
-влияние изменения розничных цен рассчитывается по формуле
∆Р(∆Iц)=Р1д.ц. – Рс.ц., (12)
[40, С.17].
где ∆Р(∆Iц) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения индекса розничных цен, тыс. руб.; Р1д.ц. – объем оборота розничной торговлиотчетного периода в действующих ценах, тыс.руб.; Рс.ц. – объем оборот розничной торговли отчетного периода в сопоставимых ценах, тыс.руб.;
— влияние изменения объема физического оборота рассчитывается по формуле:
∆Р(∆Оф)=Р1с.ц. – Р0д.ц., (13)
где ∆Р(∆Оф) – изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения размера физического оборота, тыс.руб.; Р0д.ц. – объем оборота розничной торговли предшествующего отчетному периоду времени в действующих ценах, тыс. руб.
Вторая группа факторов, влияющих на оборот розничной торговли, связана с основными ресурсами торгового предприятия (основными фондами, оборотными средствами и трудовыми ресурсами).
На изменение объема оборота розничной торговли оказывают влияние факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: численность работников и их производительность труда. Влияние данных факторов можно измерить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:
Р=ЧхПТ, (14)
где Р – объем оборота розничной торговли, тыс.руб.; Ч – среднесписочная численность работников, чел.; ПТ – производительность труда работника, тыс.руб./чел.
При использовании метода разниц для определения влияния трудовых факторов на изменение оборота розничной торговли применяется следующая методика:
1) определяется влияние изменения численности работников (∆Ч) на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия (∆Р(∆ч)) по следующей формуле:
∆Р(∆ч)=∆Ч*ПТ=(Ч1-Ч)*ПТ, (15)
где Ч1– среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде, чел.; Ч— среднесписочная численность работников предприятия в предыдущем периоде, чел.; ПТ0 – производительность труда одного работника в предыдущем периоде, тыс./чел.;
2) определяется влияние изменения производительности труда работников (∆ПТ) на изменение оборота розничной торговли (∆Р(∆пт)) по следующей формуле:
∆Р(∆пт)=∆ПТ*Ч1=(ПТ1-ПТ)*Ч1, (16)
где ПТ1- производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб./чел.
Совокупное влияние данных двух факторов трудовых ресурсов равно изменению оборота розничной торговли:
∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р, (17)
При применении в факторном анализе оборота розничной торговли метода цепных подстановок осуществляется последовательная замена в формуле показателей предыдущего периода на показатели отчетного периода. При этом сначала осуществляется замена количественных показателей, а затем производится замена качественных показателей. При расчете влияния трудовых ресурсов на изменение объема оборота розничной торговли методом цепных подстановок осуществляются следующие расчеты:
Р=Ч*ПТ, (18)
Р’ =Ч1*ПТ, (19)
Р1=Ч1*ПТ1, (20)
∆Р(∆ч)=Р’–Р, (21)
∆Р(∆пт)=Р1-Р’, (22)
∆Р(∆ч)+ ∆Р(∆пт)=∆Р, (23)
Результаты расчетов влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на динамику оборота розничной торговли целесообразно осуществлять как в действующих, так и в сопоставимых ценах [40, С.19-21].
Главный фактор успешного развития товарооборота — обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оборот розничной торговли зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.
Взаимосвязь поступления и реализации товаров можно установить по балансовой увязке показателей оборот розничной торговли по следующей формуле:
П = Р + Зк — Зн + Пв. (24)
где Зн — запасы товаров на начало отчетного периода; П — поступление товаров; Р — розничный товарооборот; Пв — прочее выбытие товаров; Зк — запасы товаров на конец отчетного периода [27, С.247].
Исходя из данной формулы, объем оборота розничной торговли рассчитывается:
Р = Зн + П — Пв — Зк. (25)
Используя вышеуказанную формулу, можно определить с помощью метода цепных подстановок влияние факторов, связанных с товарными ресурсами, на объем оборота розничной торговли по следующей формуле:
Р0= Зн0+ П0– Пв0– Зк0. (26)
Р’ = Зн1+ П0– Пв0– Зк0. (27)
Р’’ = Зн1+ П1– Пв0– Зк0. (28)
Р’’’ = Зн1+ П1– Пв1– Зк0. (29)
Р1= Зн1+ П1– Пв1– Зк1. (30)
Далее рассчитывают влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли по следующим формулам:
∆Р(∆Зн)=Р-Р0. (31)
∆Р(∆П)=Р’’-Р0. (32)
∆Р(∆В)=Р’’’-Р’’. (33)
∆Р(∆Зк)=Р1-Р’’’. (34)
Для расчета влияния на оборот розничной торговли наличия и эффективности использования оборотных средств и их составного элемента – товарных запасов – используют следующие формулы:
Р=ОС*Ос. (35)
где ОС – средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.; Ос- скорость обращения оборотных средств, обороты;
или Р=ТЗ*Ос. (36)
где ТЗ – средняя стоимость товарных запасов, тыс. руб.; Ос- товарооборачиваемость, обороты[40, С.22-23].
Расчеты проводятся методом цепных подстановок или методом разниц.
1. Метод цепных подстановок:
Р=ОС*Осo. (37)
Р’=ОС1*Осo. (38)
∆Р(∆ос)=Р’-Ро. (39)
∆Р(∆ос)=P1-P’o. (40)
2. Метод разниц:
— изменение оборота розничной торговли за счет изменения среднего размера оборотных средств (или товарных запасов):
∆Р(∆ос)=(ОС1-ОС0)*Осо=∆ОС*Осо. (41)
-изменение оборота розничной торговли за счет изменения скорости обращения оборотных средств (или товарных запасов):
∆Р(∆ос)=(Ос1-Ос0)*ОС1=∆Ос*ОС1. (42)
Существенное влияние на динамику оборота розничной торговли оказывает наличие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия. Условно для расчета влияния показатели можно сгруппировать следующим образом:
1) количество условных рабочих мест, коэффициент сменности работы, количество рабочих дней в периоде, выработка на условное место в смену;
2) средняя стоимость основных фондов, фондоотдача;
3) наличие торговых площадей.
Группа факторов, оказывающих влияние на изменение объема оборота розничной торговли розничного торгового предприятия, включает в себя факторы. Которые связаны с состоянием и эффективностью использованием материально-технической базы:
— количество условных рабочих мест на предприятии (Рм);
— коэффициент сменности работы предприятия (Ксм);
— количество рабочих дней торгового предприятия в периоде (Д);
— выработка на одно условное рабочее место в смену (Вр).
Влияние на изменение объема оборота розничной торговли размера торговой площади предприятия и розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади можно определить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:
Р=S*Ps. (43)
При применении метода разниц в данном случае расчеты ведутся по следующим формулам:
1)изменение товарооборота за счет изменения торговой площади (∆Р∆s):
∆Р(∆s) = (S1-S0)*Pso. (44)
где S1– размер торговой площади в отчетном периоде, м2; S0 – размер торговой площади в предыдущем периоде, м2; Pso– оборот розничной торговли на 1м2 торговой площади в предыдущем периоде, тыс. руб./м2;
2) изменение товарооборота за счет изменения нагрузки на 1м2 торговой площади (∆Р∆Рs):
∆Р(∆Рs) = (РS1-РS0)*S1. (45)
где РS1 – нагрузка на 1м2 торговой площади в отчетном периоде, тыс.руб./м2.
Совокупное влияние рассмотренных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли:
∆Р(∆Рs) + ∆Р(∆s) = ∆Р. (46)
При использовании метода цепных подстановок в данном случае расчеты осуществляются в следующем порядке:
P= S*Ps. (47)
P’ = S1*Ps. (48)
P1= S1*Ps1. (49)
∆P(∆s)= P’ – P. (50)
∆P(∆Ps)= P1– P’. (51)
∆P(∆s)+∆P(∆Ps)=∆P. (52)
При расчете влияния на оборот розничной торговли факторов, связанных с состоянием и эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия, возможно использование метода цепных подстановок с использованием следующей формулы:
Р=Рм*Ксм*Д*Вр. (53)
При данном методе осуществляются следующие расчеты:
Р=Рм*Ксм*Д*Вр. (54)
Р’=Рм1*Ксм*Д*Вр. (55)
Р’’=Рм1*Ксм1*Д*Вр. (56)
Р’’’=Рм1*Ксм1*Д1*Вр. (57)
Р1=Рм1*Ксм1*Д1*Вр1. (58)
Тогда влияние изменения количества условных рабочих мест на изменение объема оборота розничной торговли определяется по формуле
∆Р(∆Рм)=Р’ – Р0. (59)
Влияние изменения коэффициента сменности на изменение объема оборота розничной торговли определяется, как
∆Р(∆Ксм)=Р’’ – Р’. (60)
Влияние изменения количества дней работы торгового предприятия определяется по формуле
∆Р(∆Д)=Р’’’ – Р’’. (61)
Влияние изменения выработки на одно условное рабочее место в смену определяется:
∆Р(∆Вр)=Р1– Р’’’. (62)
Совокупное влияние рассмотренных факторов должно равняться изменению оборота розничной торговли торгового предприятия:
∆Р(∆Рм) + ∆Р(∆Ксм) +∆Р(∆Д) + ∆Р(∆Вр)=∆Р. (63)
Следующая группа факторов, оказывающих влияние на оборот розничной торговли, связана с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия. Расчеты осуществляются методом разниц или методом цепных подстановок по следующей формуле
Р=ОФ*ФO. (64)
где ОФ – средняя стоимость основных фондов, тыс. руб.; Фо – фондоотдача, коэф.
Рассмотрим на примере метода цепных подстановок:
Р=ОФ*ФO. (65)
Р’=ОФ1*ФO. (66)
Р1=ОФ1*ФO1. (67)
Далее рассчитаем:
-изменение оборота розничной торговли за счет изменения средней стоимости основных фондов
∆Р(∆ОФ)= Р’-Р. (68)
-изменение оборота розничной торговли за счет изменения фондоотдачи
∆Р(∆ФО)= Р1-Р’. (69)
[40, С.24-27]
На заключительном этапе анализа оборота розничной торговли осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема оборота розничной торговли, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения оборота розничной торговли разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры [40, С.30].
1.3. Резервы роста оборота розничной торговли в коммерческом предприятии
Осуществление глубоких преобразований в экономике вызывает необходимость максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятий и объединений в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста оборота розничной торговли.
На развитие оборота розничной торговли оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Факторы, влияющие на развитие оборота розничной торговли, представлены на рисунке 1.4 [8, С.306].
продолжение
–PAGE_BREAK–
Рисунок 1.4 Классификация факторов, влияющих на оборота розничной торговли.
Анализ внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного окружения. Это позволяет оценить стратегические условия, созданные внешней средой, возможности и угрозы.
Как известно, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные предприятия зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.
По результатам опросов специалистов розничной торговли сегодня на деятельность предприятий розничной торговли значительное влияние оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с другой — могут открывать новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические и политические факторы оказывают среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера — отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.
Изучая различные компоненты макроокружения, важно иметь ввиду, что все они сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.
По мнению большинства исследователей, степень взаимодействия предприятия с элементами внешней среды и с непосредственным окружением различна. С непосредственным окружением оно взаимодействует через прямые и обратные связи, а факторы внешней среды предприятие может только изучать и учитывать при планировании своей деятельности [35, С.28-29].
Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
При анализе оборота розничной торговли исследуются закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах [8, С.292].
В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
Внутренние факторы, влияющие на развитие оборота розничной торговли, можно подразделить на факторы, связанные:
-с обеспечением товарными ресурсами;
-эффективностью использования трудовых ресурсов;
-эффективностью использования основных средств.
Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем оборота розничной торговли через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана оборота розничной торговли. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [35, С.51].
Производительность труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы — экстенсивные и интенсивные.
Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.
Рассмотрев теоретические и методические аспекты, также возможные резервы роста оборота розничной торговли на коммерческом предприятии, перейдем к анализу оборота на коммерческом предприятии ООО «Спецэлектромонтаж».
2. Анализ оборота коммерческого предприятия
2.1Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности коммерческого предприятия
ООО «Спецэлектромонтаж» — общество с ограниченной ответственностью, действующее на основании устава. Возглавляет общество и является его учредителем директор. Общество образовано 19 января 1994 года решением единственного участника. ООО «Спецэлектромонтаж» является вновь образованным обществом, является юридическим лицом и строит деятельность на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество учреждено одним лицом в соответствии с положением федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему. Уставный фонд ООО ” Спецэлектромонтаж ” составляет 10 000 руб. РФ.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение социально-экономических интересов участников и членов трудового коллектива Общества.
ООО ” Спецэлектромонтаж ” специализируется на продаже крепежных изделий (метизов, болтов, гвоздей, саморезов, гаек, анкеров), инженерной сантехники (труб, фитингов, запорной арматуры, канализации, смесителей), электротехнического оборудования (провода, кабеля, выключателей), замочно-скобяных изделий (дверных ручек, замков, крючков) и котельного оборудования.
Предмет деятельности Общества может быть расширен или изменен по решению высшего органа Общества и в соответствии с действующим законодательством.
Имущество организации составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
Общество может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде
Общество имеет расчетный, валютный в учреждениях банков, простую круглую печать со своим наименованием и другие печати, штампы, товарный знак и иные реквизиты со своим наименованием.
Общая характеристика коммерческого предприятия представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Общая характеристика коммерческого предприятия
Наименование предприятия
ООО ” Спецэлектромонтаж ”
Юридический адрес
Село Ермаковское Красноярского края, ул. Мира 56
Дата регистрации
22.02.2002
Организационно-правовая форма
Общество с ограниченной ответственностью
Основные поставщики
Прогресс – МТО ООО (электрика)
Невский крепеж ООО
Русский профиль и др.
Основные конкуренты
Магазин «Веста»
Основные покупатели (потребители услуг)
Строительные бригады, новоселы
Площадь
120м2
Форма обслуживания
С индивидуальным обслуживанием (через прилавок), в том числе с открытой выкладкой.
Режим работы
Каждый день с 7-00 утра до 19-00 вечера
Общество имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом на праве собственности в соответствии с его назначением и целями Общества.
Имущество Общества учитывается на его балансе. Имущество Общества является собственностью Общества. Участники не пользуются какими-либо обособленными правами на объекты, входящие в состав имущества Общества, в том числе на объекты, переданные ими в качестве вкладов в уставный фонд.
Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом, на которое согласно законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Источниками формирования имущества организации являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.
Ниже представлена организационная структура ООО «Спецэлектромонтаж» (рис. 2.1).
Рисунок 2.1.Оганизационная структура ООО “Спецэлектромонтаж”
Для более полного анализа работы торгового предприятия необходимо рассмотреть авные экономические показатели. Для наглядности данные были взяты за два года, чтобы обеспечит возможность проанализировать деятельность предприятия в динамике.
В таблице 2.2 приведены основные показатели хозяйственной деятельности магазина ООО «Спецэлектромонтаж» за два года, на основании которых можно провести анализ этих показателей.
Таблица 2.2 — Анализ основных показателей деятельности коммерческого предприятия за 2007-2008 гг.
Показатели
Ед. изм.
Прош-лый год
Отчетный год
Отклоне-ние (+;-)
Отчетный год в % к прошлому году
А
Б
1
2
3
4
1.Оборот розничной торговли
тыс. руб.
15110
21090
5980
139,58
2. Торговая площадь
м2
120
120
100.00
3. Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой* площади
тыс. руб./м2
125.92
175.75
49,83
139.58
4. Среднесписочная численность работников, всего
чел.
8
9
1
112.50
— в т.ч. работников торгово-оперативного персонала*
чел.
5
5
100,00
5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего
тыс. руб./
чел.
1888,8
2343,3
454,58
124,07
— производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала*
тыс. руб./
чел.
3022,0
4218,0
1196,00
139,58
6. Фонд заработной платы
–сумма
тыс. руб.
410
642
232,00
156,59
–уровень
%
2,71
3,04
0.33
7. Среднегодовая заработная плата одного работника
тыс. руб.
4,27
5,94
1,67
139.19
8. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг
тыс. руб.
11408,05
15606,6
4198,55
136,8
9. Валовая прибыль
–сумма
тыс. руб.
3701,95
5483.4
1781.45
148.12
–уровень
%
24.50
26.00
1.50
10. Издержки обращения
–сумма
тыс. руб.
2311.83
3395.49
1083.66
146.87
–уровень
%
15.3
16,1
0.80
11. Прибыль (убыток) от продаж
–сумма
тыс. руб.
1390,12
2087,91
697,97
150.20
–рентабельность продаж
%
9.20
9,90
0.70
12. Проценты к получению
тыс. руб.
13. Проценты к уплате
тыс. руб.
Продолжение таблицы 2.2.
А
Б
1
2
3
4
14. Доходы от участия в других организациях
тыс. руб.
15. Прочие доходы
тыс.руб.
48
60
12.00
125,00
16. Прочие расходы
тыс. руб.
36
54,3
18,30
150.83
17. Прибыль (убыток) до налогообложения
–сумма
тыс. руб.
1402,12
2093.61
691,49
149,32
–рентабельность предприятия
%
9,28
9,93
0.65
18. Отложенные налоговые активы
тыс. руб.
19. Отложенные налоговые обязательства
тыс. руб.
20. Текущий налог на прибыль
тыс. руб.
69.7
60,7
-9,00
87,09
21. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
тыс. руб.
1332,42
2032,91
700.49
152,57
— рентабельность конечной деятельности
%
8,82
9,64
0,82
Проведем анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина ООО «Спецэлектромонтаж». В системе экономических показателей важное место занимает товарооборот. Оборот розничной торговли в отчетном году составил 21090 тыс. руб., посравнению с предшествующим периодом он увеличился на 5980тыс. руб. (или в относительном выражении – 39,58%). Положительной оценки заслуживает увеличение валовой прибыли за анализируемый период. Данные результаты говорят о том, что доходы предприятия сформированы от основной деятельности.
Как видно по данным табл. 2.2 торговая площадь не изменилась, но товарооборот на один м² торговой площади увеличился и в отчетном году составил 175.75 тыс. руб./м².
Произошло увеличение издержек обращения на 46.87%, несмотря на это магазин ООО «Спецэлектромонтаж»имеет рост прибыли от продаж на 697,97тыс. руб. в отчетном году.
Производительность труда одного среднесписочного работника увеличилась на 24,07% и составила в отчетном году 2343,3тыс. руб./чел. и производительность труда одного работника ТОП увеличилась до 4218,0тыс. руб./чел.
В экономике любого производства реализация продукции, товаров, работ и услуг связана с определенными затратами финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
В торговле как отрасли товарного обращения формируются издержки обращения, которые оказывают прямое и косвенное влияние на все виды прибыли и доходов. Сумма издержек обращения отражает объем текущих расходов по реализации товаров за определенный период и показывает необходимый размер финансовых ресурсов для покрытия затрат на простое воспроизводство.
Анализ издержек обращения в магазине «Спецэлектромонтаж»показал: в отчетном году их сумма достигла 3395.49тыс. руб., что больше аналогичного показателя прошлого года на 1083.66 тыс. руб.
Предприятие не участвует в деятельности других предприятий, также отрицательным моментом является отсутствие процентов к получению, а положительным присутствие прочих доходов.
После покрытия расходов оставшаяся часть доходов торгового предприятия составит прибыль. На конец отчетного периода магазин «Спецэлектромонтаж» получил чистую прибыль в размере 2032,91тыс. руб., что больще прошлого года на 52,57%, а ее уровень увеличился на 0,82% кобороту. Это свидетельствует о положительной динамике развития магазина за анализируемый период.
2.2. Анализ динамики и структуры оборота розничной торговли
Проведем анализ динамики оборота розничной торговли предприятия за анализируемый период в таблице 2.3. В ходе анализа общего объема оборота розничной торговли предприятия за 3 года, было выявлено, что объем оборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах, постоянно увеличивался, что следует оценивать положительно. Наиболее успешным в деятельности предприятия был 2008 год, в течение которого предприятие смогло нарастить объем продаж на 4633,6 тыс.руб.
Таблица 2.3 – Анализ динамики товарооборота предприятия за анализируемый период в тыс. руб. продолжение
–PAGE_BREAK–
Годы
Оборот розничной торговлив действующих ценах
Индексы цен
Оборот розничной торговлив сопоставимых ценах (к базисному году)
Прирост оборота розничной торговлипо сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах
Прирост оборота розничной торговлипо сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах
Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, %
цепные
базисные
цепные
базисные
А
1
2
3
4
5
6
7
8
2006 год
11340
1,0
1,0
11340,0
–
–
–
–
2007 год
15110
1,048
1,048
14417,9
3077,9
3077.9
127,1
127,1
2008 год
21090
1,056
1,107
19051,5
7711,5
4633,6
132.1
168
Далее проведем анализ оборота розничной торговлипредприятия в ассортиментном разрезе за анализируемый период(табл. 2.4)
Таблица 2.4 – Анализ оборота розничной торговлипредприятия в ассортиментном разрезе за анализируемый период
Товарные группы
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+;-) по
Темп изменения, %
сумма, тыс. руб.
уд. вес., %
сумма, тыс. руб.
уд. вес., %
сумме, тыс. руб.
уд. весу, %
А
1
2
3
4
5
6
7
крепежные изделия
1359,90
9
1265,4
6
-94.5
-3
93,05
сантехника
3928,60
26
5905,2
28
1976,6
2
150,30
электротехническое оборудование
3626,40
24
5272,5
25
1646,1
1
145,39
замочно-скобяные изделия
1208,80
8
1476,3
7
267,5
-1
122,13
котельное оборудование
4986,30
33
7170,6
34
2184,3
1
143,81
15110
100,0
21090
100,0
5980
130,94
В таблице 2.4 представлен анализ оборота розничной торговлипредприятия в ассортиментном разрезе за анализируемый период. Из таблицы видно, что произошло увеличение товарооборота по всем товарным группам за исключением крепежных изделий, где произошло снижение на 94.5 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом или на 6,95%.
Наибольший удельный вес товарных групп в обороте розничной торговли составило котельное оборудование 34% или 7170,6 тыс.руб. и сантехника 28% что по сумме составляет 5905,2 тыс.руб.
Наибольшее абсолютное отклонение по сумме произошло по котельному оборудованию, где в отчетном году товарооборот увеличился на 2184,3 тыс.руб. или на 43,81%. Наименьшее положительное изменение по сумме произошло по замочно-скобяным изделиям, где товарооборот увеличился на 22,13% или 267,5 тыс.руб. Определим удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Анализ оборота розничной торговлипредприятия по кварталам анализируемого периода, тыс. руб.
Кварталы
Оборот розничной торговли
Темп роста в % к прошлому году
Удельный вес к итогу, %
прошлый год
отчетный год
прошлый год
отчетный год
А
1
2
3
4
5
1
3580
4380,39
122,36
23.69
20,77
2
4115
5719,61
138,99
27.23
27,12
3
4013
5991,67
149,31
26,56
28.41
4
3402
4998,33
146,92
22,51
23,70
Итого год
15110
21090
139,39
100
100
Оборот розничной торговлимагазина за отчетный год вырос на 39.58%, абсолютный прирост составил 5980 тыс. руб. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина «Спецэлектромонтаж» распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был первый квартал, наименее напряженным – третий.
В Iквартале отчетного года увеличение товарооборота в относительном приросте составила 22,36%. Во IIквартале товарооборот по сравнению с прошлым годом увеличился на 38,99%. В III квартале товарооборот по сравнению с 2007 годом вырос на 49,31%. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 46.92%. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что снизился удельный вес I квартала (с 23,69% до 20,77%). Удельный вес III, IV квартала увеличился (с 26,56% до 28,41% и с 22,51% до 23,70%). И во II квартале товарооборот снизился (с 27.23% до 27.12%).
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение () и коэффициент вариации.
Среднее квадратичное отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, т.е. максимальный и минимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, т.е. относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.
По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Для расчета этих показателей выполняется следующая таблица 2.6:
Таблица 2.6 – Расчет равномерности развития оборота розничной торговлив отчетном году
Кварталы
Темп роста в % к прошлому году
(Х-), %
(Х-)2, %
А
1
2
3
1
122,36
-17,03
290,02
2
138,99
-0,4
0.16
3
149,31
9,92
98,41
4
146,92
7,53
56,7
Итого год
445,29
1) индекс средне годовой=557,58/4=111,32
2) К ритмичности=4/4=1
3) К равномерности=100-Vвариации =100-9.48=90,52
4) Vвариации = х100/средне годовой индекс =9,48
5) ()= корень (290,02+0,16+98,41+56,7)/4=10,55
Средне квадратичное отклонение фактического объема поставок от среднего уровня поставок 10,55%. Выполнение плана оборота розничной торговлиза отчетный год было равномерным на 90,52%. Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется оборот розничной торговли.
На основе квартальных изменений за ряд лет необходимо определить коэффициент сезонности, который используется при планировании товарооборота по кварталам года. Коэффициент сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется оборот розничной торговли данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.
Проанализируем оборот розничной торговли ООО «Спецэлектромонтаж» по кварталам в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Оборот розничной торговли по кварталам анализируемого периода в тыс. руб.
Кварталы
Оборот розничной торговли
SРТОi
РТОi
Yc, %
I
II
III
А
1
2
3
4
5
6
1
2128
3580
4380,39
10088,39
3362,79
0,85
2
3056
4115
5719,61
12890,61
4296,87
1,09
3
3350
4013
5991,67
13354,67
4451,56
1,12
4
2806
3402
4998,33
11206.33
3735.44
0,94
Итого год
11340
15110
21090
47540
15846,66
В среднем за год
2835
3777,5
5272,5
11885
3961,67
продолжение
–PAGE_BREAK–
Индекс сезонности = РТОi/ средне квартальный
По данным таблицы 2.7 можно сделать вывод, что наибольший спрос в 2006 и 2008 году был на продукцию в IIIквартале, а наименьший в 2006 и 2008 году был на продукцию в I квартале. В 2007 году наибольший спрос был в IIквартале, а наименьший в IVквартале. Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2009 года.
Далее рассчитаем коэффициент структурных сдвигов в обороте розничной торговли, таблица 2.8.:
Таблица 2.8 – Расчет коэффициента структурных сдвигов в обороте розничной торговлипредприятия в отчетном периоде, в %
Товарные группы
Структура оборота розничной торговли
()2
предшествующий год,
отчетный год,
А
1
2
3
4
крепежные изделия
9
6
-3
9
сантехника
26
28
2
4
электротехническое оборудование
24
25
1
1
замочно-скобяные изделия
8
7
-1
1
котельное оборудование
33
34
1
1
Всего
100,0
100,0
х
20
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли продажи сантехники в структуре оборота розничной торговли. Также выросли продажи в структуре оборота розничной торговлипо электротехническому оборудованию и котельному оборудованию. Данные анализа показали, что более высокими темпами снизились продажи крепежных изделий в структуре оборота розничной торговли. По данным таблицы снизились продажи в структуре оборота розничной торговлизамочно-скобяных изделий.
К абсолютных структурных сдвигов = корень 20/5 = 0.89
Данный показатель отражает тот средний относительный прирост удельного веса (в процентах), который наблюдается за рассматриваемый период.
Главный фактор успешного развития оборота розничной торговли– обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов (табл.2.9).
Проводя анализ, прежде всего проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оборота розничной торговли, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оборот розничной торговлизависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса:
Зн + П = Р + В + Зк,
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – оборот розничной торговли; В – прочее выбытие товаров; Зк − запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 2.9 – Анализ товарного обеспечения оборота розничной торговли предприятия за анализируемый период в тыс. руб.
Показатели
Прошлый год
Отчетный год
Отклонение (+;-)
Темп изменения, %
А
1
2
3
4
Оборот розничной торговлипо ценам закупки
11408.05
15606.6
4198,55
136,8
Запасы на начало периода
1230
3634.15
2404.15
295,46
Поступление
13812,2
16456,1
2643.9
119.14
Выбытие
–
–
–
–
Запасы на конец периода
3634,15
4483,65
849,5
123,38
Оборот розничной торговлипредприятия возрос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 5980тыс. руб. Это произошло не за счет товарных запасов, а за счет роста поступления товаров в магазин. Поступления увеличились по сравнению с прошлым годом на 2643.9 тыс. руб.Возможности роста оборота розничной торговлив динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года, что следует оценивать отрицательно (произошло увеличение на 849,5 тыс. руб.). Положительным моментом является отсутствие выбытий товаров. Также положительным моментом является увеличение запасов на начало периода в отчетном году на 2404,15 тыс. руб.
2.3. Факторный анализ оборота розничной торговли
Для полного анализа необходимо рассчитать влияния на изменение оборота розничной торговлипредприятия изменения цен и физического объема продаж в отчетном периоде. Для этого составлена следующая таблица 2.10:
Таблица 2.10 — Анализ влияния на изменение оборота розничной торговлипредприятия изменения цен и физического объема продаж в отчетном периоде в тыс. руб.
Годы
Оборот розничной торговли
Индекс цен
Абсолютное изменение
Темп изменения, %
в действующих. ценах
в сопоставимых ценах
всего
в т.ч. числе
за счет
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
цен
физиче-ского объема про-даж
А
1
2
3
4
5
6
7
8
Прошлый
15110
15110
1
–
–
–
–
–
Отчетный
21090
19971,6
1,056
5980
1118,4
4861,6
139,58
132.18
Из таблицы 2.10 видно, что на оборот розничной торговлиповлияло два фактора: рост цен и физический объем. На увеличение оборота розничной торговлисыграл фактор роста цен 1118,4тыс. руб.как и увеличение физического объема продаж 4861,6тыс. руб.
Учитывая все можно сделать вывод, что увеличение оборота розничной торговлимогло произойти за счет увеличения производительности труда и увеличения конкурентоспособности данного магазина по отношению к другим.
Проанализируем влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговлипредприятия таблица 2.11:
Из таблицы 2.11 видно, что на оборот розничной торговли повлияло такие факторы как изменение численности работников и изменение производительности труда работников. На оборот розничной торговли не повлиял такой фактор как численность торгово-оперативного персонала, так как их численность в отчетном году не изменилась.
Таблица 2.11 – Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема оборота розничной торговлипредприятия
Наименование трудовых факторов
Прошлый
год
Фактически за отчетный год
Повлияли на динамику физического объема оборота розничной торговли
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
методика расчета
размер влияния
А
1
2
3
4
5
Оборот розничной торговли, тыс. руб.
15110
21090
19971,6
19971,6-15110
4861.6
Численность работников всего, чел.
8
9
9
(9-8)х1888,8
1888,8
В т.ч. работников торгово-оперативного персонала, чел.
5
5
5
(5-5)х3022
Производительность труда, тыс. руб./чел
1888,8
2343,3
2219,1
(2219,1-1888,8)х9
2972,7
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел.
3022
4218
3994,3
(3994,3-3022)х5
4861,5
Положительным фактором на оборот розничной торговли сыграло увеличение численности работников всего по сравнению с прошлым годом. Также положительными факторами повлиявших на оборот розничной торговли является увеличение производительности труда работников всего и увеличение производительности труда работников торгово-оперативного персонала по сравнению с прошлым годом.
Изменение численности торгово-оперативного персонала не оказало влияние на оборот розничной торговли.
Проведем анализ изменения товарных ресурсов на динамику оборота розничной торговли в отчетном году, таблица 2.12
Таблица 2.12 – Анализ влияния изменения товарных ресурсов на динамику оборота розничной торговли в отчетном году, тыс. руб.
Показатели
Прошлый год
Первый пересчет
Второй пересчет
Третий пересчет
Отчетный год
Влияние на оборот розничной торговли
расчет
размер влияния
1. Запасы на начало
1230
3634.15
3634.15
3634.15
13812.2-11408.05
2404.15
2. Поступ-ление
13812,2
13812,2
16456,1
16456,1
16456.1-13812.2
2643.9
3. Прочее выбытие
–
–
–
–
–
–
–
4. Запасы на конец
3634,15
3634,15
3634,15
4483,65
15606.6-16456.1
-849.5
5. Оборот розничной торговлипо ценам закупки
11408.05
13812.2
16456.1
15606.6
15606.6-11408.05
4198.55
продолжение
–PAGE_BREAK–
Из таблицы 2.12 видим, что наибольшее положительное влияние на оборот розничной торговли оказал такой фактор как поступление товаров, также положительное влияние оказал такой фактор как запасы на начало года. Отрицательным фактором сыграли только запасы на конец года.
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в оборот розничной торговли, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами.
Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
Режим работы и торговая площадь магазина не изменились по сравнению с отчетным годом. Следовательно, материально-техническая база не повлияла на оборот розничной торговли.
По материалам проведенного факторного анализа целесообразно составление таблицы 2.13.
Таблица 2.13 – Сводная таблица влияния факторов на изменение оборота розничной торговли в ООО «Спецэлектромонтаж»
Факторы
Размер влияния, тыс. руб.
Изменение цен
1118,4
Изменение физического объема продаж
4861,6
Итого влияния на оборот розничной торговли
5980
Среднесписочная численность работников
1888,8
Производительность труда работников
2972,7
Итого влияние на физический объем оборота розничной торговли
4861,5
Среднесписочная численность торгово – оперативного персонала
Производительность труда торгово – оперативного персонала
4861.5
Итого влияния на физический объем оборота розничной торговли
4861.5
Товарные запасы на начало периода
2404.15
Поступление товаров
2643.9
Прочее выбытие товаров
–
Товарные запасы на конец периода
-849.5
Итого влияние на оборот розничной торговли по себестоимости
4198,55
В таблице 2.13 были подведены итоги всему тому, что считали ранее, наглядно отобразили размер влияния факторов на физический объем оборота розничной торговли. Из таблицы 2.13. видно, что положительное влияние оказали почти все факторы за исключением изменения размера товарных запасов на конец периода (-849.5). Наиболее положительное влияние оказал рост производительность труда торгово-оперативного персонала (4861.5) и изменение физического объема продаж (4861,6).
Рассмотрев в этой главе краткую организационно-экономическую характеристику деятельности коммерческого предприятия ООО «Спецэлектромонтаж» а, также дав анализ динамики и структуры оборота розничной торговли за два года и анализ факторов повлиявших на оборот розничной торговли, перейдем к выявлению резервов роста с целью более эффективной организации деятельности предприятия ООО «Спецэлектромонтаж» в будущем.
3. Резервы роста оборота розничной торговли коммерческого предприятия
Основной задачей ООО «Спецэлектромонтаж»является изучение и формирование спроса покупателей на товары. Однако предприятиями-изготовителями нередко нарушается поставка продукции, пользующейся наибольшим спросом. На предприятии постоянно ведется учет реализованного спроса по номенклатуре, ежеквартально составляются конъюнктурные обзоры, которые направляются на предприятия-изготовители. Работники в конце рабочего дня подсчитывают чеки за проданный товар. После этого товаровед разносит эту реализацию в компьютер — эта работа занимает много времени. Поэтому для ускорения такой работы можно предложить предприятию расширить возможность локальной сети. Необходимо на кассовые аппараты установить оптические сканирующие устройства, которые позволят заложить в память ЭВМ наименование товара, производителя, номер модели. В результате, значительно уменьшиться протяженность информационных потоков, снизится вероятность ошибок при обработке данных, в любой момент можно узнать, как идет реализаций того или иного вида продукции.
Одним из фактором успешного развития предприятия являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильное установление режима труда, эффективное использование рабочего времени, рост производительности труда. Большое влияние на производительность труда оказывает улучшение условий труда и отдыха, что обеспечивает высокую культуру обслуживания покупателей. Поэтому с целью повышения эффективности труда ООО «Спецэлектромонтаж»хотелось бы пожелать следующие: изыскание возможностей разделения труда совмещения профессий, должностей, расширения зон обслуживания, что положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и ведет в конечном итоге к увеличению производительности труда и положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия.
Реальные пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия на сегодняшний день — это рост объема товарооборота, ускорение товарооборачиваемости путем грамотного составления ценовой политики в условиях повышения конкурентной борьбы за предпочтение потребителей.
Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа оборота розничной торговли. К числу таких задач на ООО «Спецэлектромонтаж»относятся следующие:
-оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;
-изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;
-разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;
-оценка объема и структуры оборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.
В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятие изучает свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:
-соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка;
-показатели оборота розничной торговли в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды;
-показатели структуры объема продаж;
-показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция);
-расчеты влияния на величину объема продаж розничной торговли основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).
Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и, в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.
Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения социально-экономических задач региона и повышения уровня жизни населения.
Особое внимание необходимо уделять изучению такого показателя, как удельный вес (доля) предприятия в обороте розничной торговли региона. Речь идет о роли предприятия на потребительском рынке. Каждое предприятие может оценивать свои успехи в конкурентной борьбе при устойчивой доле его в обороте розничной торговли региона или ее повышении. Этот показатель (долю предприятия на потребительском рынке региона) рассчитывают путем отношения фактического объема продаж предприятия или определенной товарной группы к соответствующему показателю в целом по региону.
На изменение объема продаж значительное влияние оказывают примененные ресурсы и показатели эффективности их использования.
Одним из определяющих факторов развития объема продаж является использование оборотных средств и величина устанавливаемых торговых наценок. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет соответственно увеличивать объем продаж или освобождать собственные оборотные средства и использовать их для развития других видов деятельности.
Значительное влияние на объем продаж оказывают такие экстенсивные факторы, как увеличение числа работников торговых залов (продавцов, кассиров и др.), увеличение торговых площадей за счет их реконструкции или пристройки помещений. Немаловажное значение имеет и использование таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота с 1 м2торговой площади, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Положительное влияние на объем продаж оказывает продолжительность работы магазинов (перевод их на круглосуточный график работы, без выходных, без перерывов на обед и т. д.).
В торговых предприятиях учитывают сложившуюся тенденцию изменения структуры оборота торговли. Для этого изучают характер изменения структуры объема продаж путем статистической обработки динамических рядов с использованием метода скользящей средней.
Особое внимание уделяется на ООО «Спецэлектромонтаж»изучению процесса расширения ассортимента товаров в розничной торговле. Необходимо отметить, что расширение ассортимента происходит на фоне сохраняющегося высокого уровня конкуренции.
Предприниматели, владельцы магазинов, менеджеры должны изучать также долю каждой товарной группы в общем объеме продаж или в составе агрегированной группы и тенденции ее изменения в динамике. Эти показатели отражают распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров и соотношения между объемами продажи отдельных товаров.
В магазинах примерно 20% ассортиментных групп составляют около 80% продаж. В связи с этим необходимо наиболее тщательно изучить состояние торговли этими товарами. Необходимо оценить, на какой стадии жизненного цикла они находятся. Предприятия систематически должны принимать меры по очищению ассортимента. Очень важно обеспечить замену или устранение неконкурентоспособного товара путем внедрения новых. Если решению этой проблемы не уделять необходимого внимания, то будет происходить расширение ассортимента и усиливаться давление через расходы на принятие мер по обновлению ассортимента.
Все более широкое распрастранение получают новые подходы к формированию торгового ассортимента. Так, дисконтные магазины предлагают ассортимент по низким ценам. Специализированные магазины формируют свой ассортимент по жизненным областям («Все для дома», «Строим дом» и т. п.). В магазинах самообслуживания ассортимент включает простые товары, по которым покупателям не требуются консультации. Управление этими процессами на основе их анализа позволяет выявить резервы развития объема продаж.
Увеличение оборота розничной торговли возможно с помощью введения новой товарной группы и реализации ее населению таблица 3.1.
Таблица 3.1 — Расчет оборота розничной торговли с учетом новой товарной группы
Товарная группа
Средняя закупочная цена одной позиции
руб.
Торговая
надбавка %
Средняя цена реализации одной позиции руб.
Количество реализаций позиций товара в месяц
ОРТ по реализованным позициям за год
тыс. руб.
декоративно отделочные материалы
270
25%
337,5
847
3430,35
Товарная группа выбиралась на основе спроса покупателей на данную группу товаров и ее примерную реализацию в конкурирующих магазинах. Цена реализации и закупки выбиралась из средней цены одной единицы товара. В результате оборот розничной торговли увеличится на 3430,35 тыс. руб. Для ввода новой товарной группы также необходимо увеличить общую площадь магазина, что позволит в дальнейшем представить больший ассортимент и увеличить конкурентоспособность по сравнению с другими магазинами.
Ассортимент декоративно отделочных материалов, который будет представлен ООО«Спецэлектромонтаж»— краски, эмали, декоративная штукатурка, сухие смеси и др.
Показатель культуры обслуживания, по мнению покупателей, определяется отношением количества покупателей, давших отличную и хорошую оценки состояния культуры обслуживания в магазине к общему количеству покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания (Км):
, (70)
где Км – коэффициент культуры обслуживания, по мнению покупателей;
Мп – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценки;
Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине.
Для выяснения мнения покупателей о культуре обслуживания в магазине ООО «Спецэлектромонтаж» было проведено небольшое исследование, в результате которого было опрошено 100 покупателей. Количество опрошенных, давших отличную и хорошую оценки культуре обслуживания в данном магазине, составляет 82 человек. Произведем расчет коэффициента культуры обслуживания, по мнению покупателей: 82/100 = 0,82.
Комплексный показатель оценки качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели — к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное его значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазина дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя (на основе суммирования частных коэффициентов-показателей), тем выше качество торгового обслуживания. Заканчивается анализ разработкой мер по повышению эффективности и качества обслуживания покупателей.
Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотипных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно определить, насколько возрастет товарооборот торговых предприятий за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения оборота розничной торговли за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.
Аналогичным расчетом можно подсчитать возможности роста оборота розничной торговли по однотипным торговым предприятиям за счет изучения и использования передового опыта по повышению эффективности использования материально-технической базы торговли.
Например ЗАО «Монтажстрой» достигло лучших результатов по выработке на 1 м2 торговой площади. Если ООО «Спецэлектромонтаж»изучит опыт ее работы по эффективности использования материально-технической базы торговли и реализует в своей хозяйственной деятельности, то за счет этого его оборот розничной торговли возрастет.
На развитие оборота розничной торговли следующих факторов: выработки на одного торгово-оперативного работника или среднесписочной их численности, удельного веса торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников, выработки на 1 м2 торговой площади или размера торговой площади, удельного веса торговой площади в общей площади магазинов, средних товарных запасов или товарооборачиваемости в днях и других факторов.
После изучения степени выполнения плана и динамики оборота розничной торговли, измерения влияния факторов на его размер производят подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста розничной реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности предприятий, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.
Отрицательно повлиявшие факторы на развитие оборота розничной торговлии являются резервами его роста. Эти факторы можно взять из таблицы 2.13, товарные запасы на конец периода оказали отрицательное влияние на оборот розничной торговли.
Дополнительное проведение выставок-продаж товаров, ярмарок, расширение развозной и разносной торговли позволит в будущем году может также увеличить объем оборот розничной торговли предприятия.
Необходимо также изучить, нет ли неустановленных и установленных, но не используемых машин, оборудования и других основных средств, определить их причины, а главное — разработать меры по реализации излишнего имущества.
В целях эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста прибыли. Основными переменными роста прибыли предприятия являются: ускорение товарооборачиваемости, рост оборота розничной торговли, уменьшение массы издержек обращения, улучшение использования трудовых ресурсов и др. продолжение
–PAGE_BREAK–