–PAGE_BREAK–
Потребность предприятия в собственном оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.
Заемные оборотные средства формируются в форме банковскихкредитов, а также кредиторской задолженности. Они представляются предприятию во временное пользование. Одна часть платная (кредиты1 займы), другая- бесплатная (кредиторская задолженность). Потребность предприятия в заемных оборотных средствах также является объектом планирования и отражается в бизнес-плане (стратегия финансирования).
В разных странах между собственным и заемным капиталом используются различные соотношения (нормативы). В России применяют соотношение50/50, в США— 60/40, а в Японии— 30/70.
Источники формирования оборотных средств неразличимы в процессе кругооборота капитала. Так, в ходе производства информация о том, за счет каких средств приобретали потребляемое сырье и материалы, никак не используется. Однако система формирования оборотных средств оказывает влияние на скорость оборота, замедляя или ускоряя ее. Кроме того, характер источников формирования и принципы различного режима использования собственных и заемных оборотных средств являются решающими факторами, влияющими на эффективность использования оборотных средств и всего капитала. Рациональное формирование и использование оборотных средств оказывает активное влияние на ход производства, на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия, позволяя достигать успеха с минимально необходимыми в данных условиях размерами оборотных средств.
Группировка оборотных средств по способу отражения в балансе предприятия позволяет выделить следующие их группы (табл.2.2):
1. Материальные оборотные средства в запасах- Е3. Сюда входят все статьи из разделаII актива баланса: производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары, прочие запасы;
2. Дебиторская задолженность — ЕД3. В состав дебиторской задолженности включаются следующие статьи из разделаIII актива баланса: товары отгруженные, расчеты с дебиторами (за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, с прочими дебиторами), авансы, выданные поставщикам и подрядчикам, прочие оборотные активы;
3. Денежные средства— ЕД. В состав денежных средств включаются следующие статьи из разделаIII актива баланса: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;
4. Общая сумма оборотного капитала- Е.
Е=ЕЗ +ЕДЗ+ЕД
Классификация оборотных средств по степени их ликвидности и степени финансового риска характеризует качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации— выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется маловероятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает не только поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, но и рациональное их размещение в активах предприятия, особенно в текущих активах.
Таблица2.2
Состав и структура оборотных средств по балансу предприятия
Группа оборотных средств
Статьи актива баланса
Счета
бухгалтерского учета
1
2
3
1.Материальные оборотные средства (запасы)
Производственные запасы
10,15
Животные на выращивании и откорме
11
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (остаточная стоимость)
04-05
Незавершенное производство
20,21,23,
29, 30, 44
Расходы будущих периодов
31
Готовая продукция
40
Товары
41
НДС и спецналог по приобретенным ценностям
19
2.Дебиторская задолженность (средства в расчетах)
Товары отгруженные
45
Расчеты с дебиторами за товары и услуги
62,76
Расчеты с дебиторами по векселям полученным
62
Расчеты с дочерними предприятиями
78
Расчеты с прочими дебиторами
67,68
Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам
73
Прочие оборотные активы
3.Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
58
Денежные средства в кассе
50
Денежные средства на расчетном счете
51
Денежные средства на валютном счете
52
Прочие денежные средства
4.Общая сумма оборотных средств
(п.1 + п.2 + п.3)
В табл.2.3 приводится группировка оборотных средств в зависимости от их ликвидности.
Таблица 2.3.
продолжение
–PAGE_BREAK–Состав и структура оборотных средств по степени ликвидности
Группа оборотных средств
Статьи актива баланса
Счета бухгалтерского учета
1
2
3
1.Наиболее ликвидные активы
1.1. Денежные средства:
· Касса
· расчетный счет
· валютный счет
50
51
52
· Прочие денежные средства
1.2.Краткосрочные финансовые вложения
55,56, 57
58
2.Быстро реализуемые активы
2.1.Товары отгруженные
2.2.Дебиторская задолженность: за товары, работы, услуги по векселям полученным с дочерними предприятиями с бюджетом с персоналом по прочим операциям с прочими дебиторами
2.3.Прочие оборотные активы
45
3.Медленно реализуемые активы
3.1.Запасы- итог раздела11 актива баланса за вычетом расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям
Итог разделаII актива баланса-31-19
4.Общая сумма оборотных средств
п.1 + п.2 + п.3
Деление оборотных средств на быстро реализуемые и медленно реализуемые не является абсолютным и зависит от конкретной реальной ситуации, складывающейся в каждый данный отчетный период деятельности предприятия. Может сложиться так, что остатки готовой продукции на складе предприятия реализуются быстрее (за наличные), чем наступят сроки погашения дебиторской задолженности. Поэтому для каждого предприятия и для каждого отдельного периода существует своя индивидуальная группировка текущих активов по степени ликвидности.
Ликвидность текущих активов является главным фактором, определяющим степень риска вложений капитала в оборотные средства. Накопленные оценки реализуемости тех или иных видов оборотных средств за длительный период времени позволяют определить вероятность риска вложений в эти активы.
В табл.2.4 приводится группировка оборотных средств по степени риска вложений капитала. Такая группировка оборотных средств очень нужна финансовому менеджеру, задачей которого является контроль за рациональным размещением капитала в текущих активах. Эффективно управлять ликвидностью- значит не допускать увеличения доли активов с высокой и средней степенью риска.
Таблица 2.4.
Состав и структура оборотных средств по степени
риска вложений капитала
Группа оборотных средств
Статьи актива баланса
Счета
бухгалтерского учета
1
2
3
1.Оборотные средства с минимальным риском вложения
1.1. Денежные средства:
ü касса
ü расчетный счет
ü валютный счет
ü прочие денежные средства
50
51
52
55,56, 57
1.2. Краткосрочные финансовые вложения
58
2.Оборотные средства с малым риском вложений
2.1.Дебиторская задолженность за вычетом сомнительной
2.2.Производственные запасы (за вычетом залежалых)
62,76
40,41
2.3.Остатки готовой продукции и товаров (за вычетом не пользующейся спросом)
40
3.Оборотные средства со средним риском вложений
3.1.Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (по остаточной стоимости)
3.2.Незавершенное производство (за вычетом сверхнормативного)
12-13
20
3.3.Расходы будущих периодов
31
4.Оборотные средства с высоким риском вложений
4.1.Сомнительная дебиторская задолженность.
4.2. Залежалые производственные запасы
4.3.Сверхнормативное незавершенное производство.
62,76
40
20
4.4.Готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом
40,41
4.5.Прочие элементы оборотных средств, не вошедшие в предыдущие группы
5.Общая сумма оборотных средств
п.1 + п.2 + п.3 + п.4
3.2.
Источники формирования и методика расчета потребности
в оборотном капитале
В процессе кругооборота оборотных средств источники их формирования, как правило, не различаются. Однако это не означает, что систем формирования оборотных средств не оказывает влияния на скорость оборота и эффективность использования оборотных средств. Избыток оборотных средств будет означать, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитал будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.
Вопрос об источниках формированиях оборотных средств важен еще с одной позиции. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности предприятия в оборотных средствах не стабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможным. Привлекательность работы предприятия за счет собственных источников уходит на второй план. Опыт показывает, что в большинстве случаев эффективность использования заемных средств оказывается более высокой, чем собственных. Поэтому основной задачей управления процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности привлечения заемных средств.
Структура источников формирования оборотных средств охватывает:
· собственные источники;
· заемные источники;
· дополнительно привлеченные источники.
Информация о размерах собственных источников средств представлена в основном в разделеIV пассива баланса предприятия и в разделе1 формы№ 5 приложения к балансу. Информация о заемных и привлеченных источниках средств представлена в разделеVI пассива баланса, а также в разделах2, 3, 8 формы № 5 приложения к годовому балансу
В табл.2.5 приводятся состав и структура источников формирования оборотных средств.
Как правило, минимальная потребность предприятия в оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержек в оплате счетов клиентов и др.) у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. В этих случаях финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, инвестиционного вклада работников предприятия, облигационных займов.
Банковские кредиты предоставляются в форме инвестиционных (долгосрочных) кредитов или краткосрочных ссуд. Назначение банковских кредитов- это финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов, а также финансирование сезонных потребностей предприятия, временного роста товарно-материальных запасов, временного роста дебиторской задолженности, налоговых платежей, экстранеординарных расходов.
Краткосрочные ссуды могут предоставляться: правительственными Учреждениями, финансовыми компаниями, коммерческими банками, факторинговыми компаниями.
Таблица2.5
Состав и структура источников оборотных средств
Источники оборотных средств
собственные
заемные
дополнительно привлеченные
Название
счета
Название
счета
Название
счета
1
2
3
4
5
6
Уставный капитал
85
Долгосрочные кредиты банков
92
Кредиторская задолженность:
Добавочный капитал.
87
Долгосрочные займы
95
поставщикам и подрядчикам
60,76
Резервный капитал
86
Краткосрочные кредиты банков
90
по оплате труда
70
Резервные фонды
86
Кредиты банков для работников
93
по страхованию
69
Нераспределенная прибыль
88-1
Краткосрочные займы
94
с бюджетом
68
Фонд накопления
88-3
Коммерческие кредиты
60.76
с прочими кредиторами
69
Фонд средств социальной сферы
88-4
Инвестиционный налоговый кредит
68
Фонды потребления
88-5
Целевые финансирование и поступления из бюджета, из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов
96
Инвестиционный взнос работников
85
Резервы предстоящих расходов и платежей
89
Резервы по сомнительным долгам
82-1
Прочие краткосрочные обязательства
Благотворительные и прочие поступления
Инвестиционные кредиты могут предоставляться: правительственными учреждениями, страховыми компаниями, коммерческими банками, андеррайтерами, индивидуальными инвесторами.
Наряду с банковскими кредитами источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других предприятий и организаций, оформление в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется предприятиям органами государственной власти. Он представляет собой временную отсрочку налоговых платежей предприятия. Для получения инвестиционного налогового кредита предприятие заключает кредитное соглашение с налоговым органом по месту регистрации предприятия.
Потребности предприятия в оборотных средствах могут покрываться также за счет выпуска в обращение долговых ценных бумаг или облигаций. Облигация удостоверяет отношения займа между держателем облигации и лицом, эмитировавшим документ. По срокам займа облигации классифицируются на краткосрочные(1-3 года), среднесрочные(3-7 лет), долгоcрочные(7 — 30 лет). Облигации предприятий, как правило, являются высокодоходными ценными бумагами, хотя надежность их ниже, чем у других видов ценных бумаг. Облигации предполагают срочность, возвратность и платность с фиксированной, плавающей или равномерно возрастающей купонной ставкой, а также с нулевым купоном (беспроцентные облигации). Выплата дохода по беспроцентным облигациям производится один раз при погашении ценных бумаг по выкупной цене.
Механизм формирования и использования оборотных средств оказывает активное влияние на ход производства, выполнение текущих производственных и финансовых планов. Расширение объемов производства и реализации продукции, завоевание новых рынков сбыта, т.е. сферы обращения капитала предприятия, должно обеспечиваться оборотными средствами планомерно и наиболее рационально, экономно, т.е. минимальной величиной оборотных средств. В этом состоит главная задача менеджеров, ответственных за планирование и организацию эффективного использования оборотных средств.
Оборотные средства участвуют в кругообороте в двух его сферах: в сфере производства и в сфере обращения. Поэтому различают оборотные производственные фонды и фонды в сфере обращения.
Оборотные средства должны обеспечить непрерывность процесса производства. Поэтому состав и размер потребности предприятия в оборотных средствах определяется не только потребностями производства, но и потребностями обращения.
Потребность предприятия в оборотных средствах зависит от множества факторов:
oобъемов производства и реализации;
oвида бизнеса (характера деятельности предприятия);
oмасштаба деятельности (бизнеса);
oдлительности производственного цикла;
oструктуры капитала предприятия;
oучетной политики предприятия и системы расчетов;
oусловий и практики кредитования хозяйственной деятельности предприятий;
oуровня материально-технического снабжения;
oвидов и структуры потребляемого сырья;
oтемпов роста объемов производства и реализации продукции предприятия;
o искусства менеджеров и бухгалтеров и других факторов.
Точный расчет потребности предприятия в оборотных средствах необходимо вести из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения, которое зависит от перечисленных выше факторов.
Время пребывания оборотных средств в производстве охватывает: время, в течение которого оборотные средства производства находятся в процессе непосредственного функционирования (или обработки); время перерывов в процессе производства, не требующих затрат рабочей силы; время, в течение которого оборотные средства производства пребывают в состоянии запасов.
Время пребывания оборотных средств в сфере обращения охватываетвремя нахождения их в форме остатков нереализованной продукции, денежных средств в кассе предприятия, на счетах в банках и в расчетах схозяйствующими субъектами.
Общее время оборота оборотных средств (длительность одного оборота или скорость оборота) складывается из времени пребывания их в сфере производства и в сфере обращения. Оно является важнейшей характеристикой, влияющей на эффективность использования оборотных средств и финансовое состояние предприятия.
Скорость оборота оборотных средств характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Чем выше скорость оборота, тем меньше потребности предприятия в оборотных средствах. Это может быть достигнуто как за счет ускорения процессов реализации продукции, так и за счет уменьшения затрат на производство и снижения себестоимости продукции.
Таким образом, скорость оборота оборотных средств следует отнести к числу наиболее важных качественных показателей работы предприятия.
Известны три метода расчета нормативов оборотных средств:
1. Аналитический,
2. Метод прямого счета,
3. Коэффициентный метод.
Аналитический, или опытно-статистический метод нормирования отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.
Метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятий с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники и технологии, в организации производства, транспортировке товарно-материальных ценностей и в области расчетов. При коэффициентном методе в сводный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на ускорение оборачиваемости средств. Применение дифференцированных коэффициентов по отдельным элементам оборотных средств допустимо, если нормативы периодически уточняются путем прямого счета.
Основным методом нормирования является метод прямого счета по каждому элементу оборотных средств в отдельности. Другие методы нормирования используются в промышленности как вспомогательные. Общие нормативы собственных оборотных средств определяются в размере их минимальной потребности для образования необходимых для выполнения планов производства и реализации продукции запасов сырья, материалов, топлива, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, незавершенного производства, готовых изделий (товаров), на расходы будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки,
Нормирование оборотных средств заключается:1) в разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей, выраженных, как правило, в днях;2) в разработке нормативов собственных оборотных средств в целом и для каждого их элемента в денежном выражении.
Нормы запасов оборотных средств применяются в течение ряда лет для расчетов годовых нормативов. Они уточняются по отдельным видам материальных ценностей при составлении годовых финансовых планов в случае существенного изменения условий производства, снабжения и сбыта.
Норматив собственных оборотных средств каждого предприятия определяется следующими основными показателями:1) объемом производства и реализации продукции;2) затратами на производство, хранение и реализацию продукции;3) нормами запаса оборотных средств (нормами оборотных средств) по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат, выраженных в днях.
Общая формула расчета норматива отдельного элемента оборотных средств может быть выражена так:
продолжение
–PAGE_BREAK–
ОЭЛ
НСЭЛ =— Нэл , где
ТД
НСЭЛ – норматив собственных оборотных средств по элементу;
Нэл – норма оботных средств по данному элементу;
ОЭЛ – оборот (расход, выпуск) по данному элементу за период;
Тд- продолжительность периода в днях
Однодневным расходом для отдельных элементов производственных запасов считается сумма затрат по соответствующей статье производства за квартал, деленная на90.
Рассмотрим основные принципы нормирования трех важнейших элементов оборотных средств:1) сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов (в дальнейшем- материалов);2) незавершенного производства;3) готовой продукции.
Нормирование материалов.Норматив собственных оборотных средств на материалы определяется как произведение стоимости однодневного расхода и нормы оборотных средств в днях. Средняя норма оборотных средств на материалы в днях исчисляется в целом как средневзвешенная от норм запаса оборотных средств по отдельным видам материалов.
В норму оборотных средств в днях включается время:
а) нахождения материала в пути от оплаты счета до прибытия;
б) приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного, анализа;
в) подготовки к производству (например, естественная сушка и пр.);
г) пребывания в виде текущего складского запаса;
д) пребывания в виде гарантийного (страхового) запаса.
Нормирование незавершенного производства.Для расчета норматива собственных оборотных средств на незавершенное производство необходимо определить норму оборотных средств на производство товарной продукции. Норма оборотных средств определяется исходя из длительности производственного цикла и коэффициента нарастания затрат.
Длительность производственного цикла включает время:
а) непосредственного процесса обработки (технологический запас);
б) пролеживания обрабатываемых изделий у рабочих мест (транспортный запас);
в) пребывания обрабатываемых изделий между отдельными операциями и отдельными цехами вследствие различия ритмов работы оборудования и пр. (оборотный запас);
г) пребывания изделий при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев (страховой запас).
Для определения нормы оборотных средств по незавершенному производству, кроме данных о продолжительности производственного цикла, необходимо знать степень готовности изделий. Ее отражает так называемый коэффициент нарастания затрат. На предприятиях, где затраты на обработку осуществляются равномерно, коэффициент нарастания затрат определяется по формуле
КН = α +0,5 β , где
α + β
КН — коэффициент нарастания затрат;
α — затраты, производимые единовременно в начале процесса производства;
β — последующие затраты до окончания производства изделий.
Расчет норматива оборотных средств на незавершенное производство в отдельных отраслях промышленности может производиться иными методами в зависимости от характера производства.
Нормирование готовой продукции.Норматив оборотных средств на готовую продукцию определяется как произведение однодневного оборота товарной продукции по производственной себестоимости и нормы оборотных средств. Последняя устанавливается в зависимости от времени, необходимого на подбор отдельных видов и марок изделий, на комплектование партий отгруженной продукции, на упаковку и транспортировки изделий со склада предприятий-поставщиков на станцию отправления, также от времени погрузки.
Глава 4. Расчет основных показателей деятельности предприятия.
Исходные данные:
Акционерное общество открытого типа имеет уставный капитал, равный 2 млн. рублей (25% приходится на привилегированные акции и 75% — на обыкновенные).
Среднесписочная численность работающих составляет 680 человек, а планируемый годовой фонд оплаты труда 6200 тыс. руб.
Ожидается, что среднегодовой МРОТ составит в рассматриваемом году 2330 руб. в месяц.
Планируемая себестоимость реализованной продукции составит в рассматриваемом году 25000 тыс. руб.
Сумма налога на добавленную стоимость 60 тыс. руб.
Резервный фонд акционерного общества сформирован в размере 2% от уставного капитала.
Устав АО предусматривает ежегодные отчисления в резервный фонд 5% валовой прибыли за истекший год до достижения резервным фондом 15% размера уставного капитала.
Уставом АО предусматривается выплата дивидендов по привилегированным акциям общества в результате 10% годовых.
Решением общего собрания акционеров размер отчислений в фонд накоплений АО установлен в размере 45% от прибыли, остающейся в распоряжении АО.
В рассматриваемом году предполагается осуществить инвестиции из прибыли на приобретение приборов и оборудования, необходимых для обновления основных фондов, в размере 250 тыс. руб.
Сумма средств, которые предполагается израсходовать из фонда потребления текущего года на поощрение работников АО и решение других неотложных социальных проблем, составим 475 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных фондов акционерного общества – 3200 тыс. руб, а величина оборотных средств 22400 тыс. руб.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг 34 900 тыс. руб.
Расчет:
1) Расчет налогов, относимых на себестоимость и финансовые результаты.
Цена имущества (Zим): ОФ+ОС= 3200+22400=25600 тыс. руб.;
Налог на имущество(Ни=2% от Zим)= 25600×0,02 =512 тыс. руб.
2) Расчет суммы средств, направляемых в резервный фонд.
Резервный фонд (2% УК)= 2 000 * 0,02 = 40 тыс. руб.
3) Расчет налогооблагаемой базы (Нб).
Выручка без НДС=34 900 – 60 = 34840 тыс. рублей;
Валовая прибыль = Выручка без НДС-С/с = 34840 – 25000 = 9840 тыс. руб.;
Нормативный резервный фонд = (5 % от Пв) = 9840 * 0,05 = 492 тыс. руб.
Максимальныйрезервный фонд (15% уставного капитала).
Рфонд (мах) = 2 млн. руб. *0,15 = 300 тыс. руб.;
Резервный фонд maxза год = Резервный фонд max-Резервный фонд =
=300-40=260 тыс. рублей (пойдут из Пв);
Нб = 9840 — 512 — 260 = 9068 тыс. руб.
4) Расчет налога на прибыль (Ннп).
Ннп (Hd= 24 % от Нб) = 9068 * 0,24 = 2176,32 тыс. руб.
5) Расчет прибыли, остающейся в расположении предприятия.
Чистая прибыль = 9068 – 2176,32 = 6891,68 тыс. руб.
6) Расчет суммы средств, направляемых в фонды накопления и потребления.
6.1. Фонд накопления
Фн( 45 % от чистой прибыли)= 6891,68 * 45% = 3101,256 тыс. руб.
6.2. Резерв на приобретение приборов
Фн (с учетом затрат на инвестиции)= 3101,256 – 250 = 2851,256 тыс. руб.
6.3. Фонд потребления
Фп= Пч – Фн = 6891,68 – 3101,256 = 3790,424 тыс. руб.
7) Расчет суммы средств, направляемых на выплату дивидендов с учетом возмещения 475 тыс. руб. на поощрение работников.
Фп* = 3790,424 – 475 = 3315,424 тыс. руб.
8) Рачсет дивидендов, приходящихся на обыкновенные и привилегированные акции.
8.1 Привилегированных акций (Ап) приходитсяся 25% от уставного капитала.
Ап = (25 % от УК ) = 2 млн. руб. * 0,25 = 500 тыс. руб.
Ставка дивиденда 10% годовых
Д (Ап) = 500 тыс. руб. * 0,1 = 50 тыс. руб.
Налог на дивиденды
Нд= 50 *
0,09 =4500 руб.
Дивиденды по привилегированным акциям на человека в месяц= Дивиденды по привил. акциям/ (среднесписочная численность рабочих*количество мес.)= 50000/(680 * 12) = 6,13 руб.
8.2. На обычные акции
Аоб = Фп* — дивиденды по привил. акциям = 3315,424 – 50 = 3265,424 тыс. руб.
Нд = 3265,424 * 0,09 = 293,9 тыс. руб.
Дивиденды по обыкн. акциям на человека в месяц = Дивиденды по обыкн. акциям/ (среднесписочная численность рабочих*количество мес.) = 3265424 /(680 * 12) = 400,2 руб.
9)Расчет средней зарплаты и дохода
9.1.средней величины ежемесячной суммы премирования
Пр= 475 / ( 680 * 12 ) = 58,21 руб. мес. чел.
9.2. средняя зарплата
Ср. з/п = 6 200/ ( 680 *12 ) =759,8 руб.
Ср.з/пл ниже МРОТ на 1570,2
9.3.Доход
Д = Заработная плата из фонда оплаты труда + Премии из Фп + Дивиденды по привилегированным акциям + Дивиденды по обыкновенным акциям =
= 759,8 + 58,21 + 6,13 + 400,2 =1224,34
Доход ниже МРОТ на 1105,66
10) Расчет налогов, относимых на себестоимость
Отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления (на соц. страхование и обеспечение по оплате труда основных производственных работников, а именно: соц. страх, мед. страх. (федеральный бюджет), мед. страх. (тер. бюджет), в пенсионный фонд), производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия, лимиты возмещения отходов, затраты на обучение в пределах 4% расходов на оплату труда, расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов и т. д. Налоги, относящиеся на себестоимость продукции (работ, услуг) отражаются в бухгалтерском учете на дебете счета 20 и кредите счета 68.
ФЗП= Заработная плата из фонда оплаты труда + премии из Фп =759,8+58,21=818,01
Пенсионный фонд (20 % от ФЗП) = 818,01 *0,2 = 163,6 рублей в месяц
(Пенсионный фонд (27 % от ФЗП) = 818,01 *0,27 = 220,86 рублей в месяц)
Фонд соц. страхования (2,9% от ФЗП) = 818,01 *0,029 = 23,72 рублей в месяц
Фонд мед. страхования (3,1 % ФЗЛ ) = 818,01 * 0,031 = 25,36 рублей в месяц
Подоходный налог (13 % от ФЗП )= 818,01 * 0,13 = 106,34 рублей в месяц
11) Расчет рентабельности АО
Рентабельность затрат на производство: ;
Рентабельность акционерного капитала: ;
Рентабельность имущества предприятия по Пв: ;
Рентабельность имущества предпр. по Пч: ;
Рентабельность основных фондов по Пв: ;
Рентабельность основных фондов по Пч: .
Период окупаемости долга:
Величина заёмных средств: Zим-УК=25600-2000=23600 тысяч рублей;
Период окупаемости долга:
Вывод об экономическом состоянии предприятия по результатам года:
Предприятию экономически выгодно продолжать своё существование, т.к. у предприятия имеется чистая прибыль в размере 6891,68 тысяч рублей, благодаря которой через 4 года окупятся заёмные средства, у предприятия достаточно высокая рентабельность.
Глава 5. Логистическая модель движения капитала предприятия
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Счет 60)
Предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
· полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
· товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
· излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при ихприемке;
· полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом-учете.
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.
При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных:
· по поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
· поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
· поставщикам по неотфактурованным поставкам;
· авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок
оплаты которых не наступил;
· поставщикам по просроченным оплатой векселям;
· поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.
«Материалы» (Счет 10)
Предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и др. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
«Расчеты с персоналом по оплате труда» (Счет 70)
Предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам идругим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
· оплаты труда, причитающиеся работникам, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
· оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерве вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, — в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
· начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм — в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
· начисленных доходов от участия в капитале организации ит. п. — в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т. п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется но каждому работнику организации.
«Расчеты по налогам и сборам» (Счет 68)
Предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам исборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» — на сумму налога на прибыль; со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда — на сумму подоходного налога и т. д.).
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. продолжение
–PAGE_BREAK–