Обоснование мероприятий по обеспечению безопасности при шлифовании шеек коленчатого вала

ФГОУ ВПО Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина Кафедра «Ремонт машин и БЖД» Реферат «Обоснование мероприятий по обеспечению безопасности при шлифовании шеек коленчатого вала» Выполнил: студент 354 гр. Малышев В.С. Проверил: доцент, к.т.н. Чеконин А.А. Вологда – Молочное 2010 Содержание 1.Характеристика операций по восстановлению шеек коленчатых валов……3 2. Идентификация потенциальных опасностей…………………………………3 3. Последствия воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека………………………………………….………………………………5 4. Мероприятия по обеспечению безопасности при шлифовании шеек коленчатого вала…………………………………………………………………..6 5. Список литературы……………………………………………………………..81.Характеристика операций по восстановлению шеек коленчатых валов.Целью данного реферата является обоснование мероприятий по обеспе­чению безопасности при восстановлении шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Основной операцией ремонта коленчатых валов является шлифование коренных и шатунных шеек на ремонтные размеры. Шлифуют шейки колен­чатого вала на шлифовальных станках типа ЗА420 или ЗА423 с необходимым набором приспособлений, позволяющих как устанавливать, так и проверять установку вала перед шлифованием. Восстанавливают шейки коленчатых валов на всех ремонтных предпри­ятиях, однако уровень организации труда различен. В центральных ремонт­ных мастерских и на станциях технического обслуживания отдельные поме­щения для размещения шлифовальных станков ЗА420 или ЗА423 ,как прави­ло, не предусмотрены. В крупных мастерских общего назначения и других предприятиях районного уровня и когда организуют посты или участки по восстановлению шеек коленчатых валов. На специализированных ремонтных предприятиях областного и федерального значения создаются цехи по восста­новлению шеек коленчатых валов. К работе на круглошлифовальных станках типа ЗА420 и ЗА423 допус­каются лица, прошедшие специальное обучение и получившие специальность-станочник шлифовальных станков, прошедшие вводный, первичный, повтор­ный инструктаж.2. Идентификация потенциальных опасностей.2.1 Опасные и вредные производственные факторы.В процессе шлифования шеек коленчатых валов на круглошлифоваль­ных станках, действуют следующие опасные и вредные производственные факторы: Возникновение повышенного шума при работе станка, при этом возни­кает среднечастотный шум (300-800 Гц) при интенсивности 100 дБ (норма до 90 дБ, СНиП 2.2.4/2.1 8562-96) Возникновение вибрации (норма до 90 Гц, СНиП 2.2.4/2.1 8566-96) Понижение температуры окружающего воздуха на рабочем месте ста­ночника по сравнению с оптимальными параметрами (t = 17… 18°С, влажность 50…60%, скорость движения воздуха 0,5м/с) СанПин 2.2.4 548-96. Недостаточная освещённость рабочего места; при естественном осве­щении, вызвана загрязнёнными окнами при боковом освещении; или недоста­точном количестве света при искусственном освещении, вызванное примене­нием ламп накаливания несоответствующей мощности. Согласно СНиП при искусственном освещении, освещённость должна быть не менее 300 лк, при естественном – не менее 150 лк (ГОСТ 24940-75). По классу пожароопасности помещение относится к категории Д (НПБ 105-95). Запыленность воздуха в помещении, где находится станок неорганиче-ской пылью (в соответствии с гигиеническими нормами 2.2.5 686-98 1мг/м ). Поражение электрическим током от корпусов электродвигателей, кото­рые могут оказаться под напряжением в результате пробоя изоляции. Поме­щение, где осуществляется шлифование шеек, по степени электроопасности относится ко 2 классу, т.е. помещение с повышенной опасностью (возмож­ность одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с зем­лей металлоконструкцией здания с одной стороны и к металлическим корпу­сам электроустановок с другой). По степени опасности поражения электриче­ским током помещение относится к 3 классу, то есть сети с U < 1000В с глухо-заземленной нейтралью. По интенсивности труда работа на шлифовальном станке относится к 3-ей категории, связанная с переноской груза от 10 кг до 50 кг. (СанПин 2.2.4 548-96). При прикосновении незащищенной рукой к неостывшей после обра­ботки шейке коленчатого вала может возникнуть ожог. Возможность получения ушибов и травм вследствие халатного обра­щения с коленчатым валом. Неправильное размещение и установка шлифовального станка (вблизи входной двери, невыдержка ширины проходов и расстояния до элементов зда­ния). Согласно нормам расстояние до ближайшего станка не менее 1,5 м, рас­стояние до стены здания не менее 1 метра. Нарушение трудовой дисциплины (нахождение на рабочем месте в со­стоянии алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоя­нии). При нарушении правил трудовой дисциплины могут возникнуть травмо­опасные моменты. Нарушение правил техники безопасности (при работе неисправным ин­струментом, т.е. изношенным, либо имеющий внешние трещины шлифоваль­ным абразивным кругом, нежелание использования средств индивидуальной защиты) все это также может привести к травме. Психическая усталость при работе более установленного периода (со­гласно СаНПиН 2.2 755-99), более 40 часов в неделю. Заболевание кишечно-желудочного тракта вследствие попадания мик­роорганизмов в организм человека, вместе с вдыхаемым воздухом. Заболевание дыхательной системы вследствие попадания пыли в орга­низм при дыхании. Допуск к работе на шлифовальном станке работника, не имеющего со­ответствующего допуска. Допуск к работе осуществляет начальник участка или инженер по технике безопасности. 2.2 Опасные зоны.При проведении шлифовальных работ шеек коленчатого вала опасные зоны существует вблизи вращающихся частей, вокруг токоведущих частей. При шлифовании шеек коленчатого вала возможно разрушение абра­зивного круга вследствие его неправильной эксплуатации (большая глубина резания, ударные нагрузки) или вылет из станка коленчатого вала вследствие его неправильного закрепления (неправильной установки). Части разрушенного абразивного круга или коленчатый вал могут на­нести серьезные травмы, не исключена возможность нанесения смертельной травмы, поэтому посторонним людям нельзя находиться ближе, чем на рас­стоянии 1,5 метра от шлифовального станка. Если произошел пробой изоляции электропроводки или электродвига­теля и при этом не было заземления исправно, то возможен электрический удар при непосредственном контакте станочника со станком. Травма полу­ченная при поражении электрическим током может привести к смерти шли­фовщика, при этом опасная зона будет связана с размером шлифовального станка (опасная зона – по периметру шлифовального станка).3. Последствия воздействия опасных и вредных производственных факторов на человека.При поражении электрическим током может произойти электрический удар, который может привести к нарушению внутренних биологических про­цессов, к судорогам, остановке дыхания и сердечной деятельности, так же возможны ожоги, результатом всего этого может быть временная нетрудоспо­собность, инвалидность, смерть. При повышенном шуме у работника (шлифовальщика) возникает бо­лее быстрое утомление, которое приводит к снижению производительности, увеличение числа ошибок при технологическом процессе и, следовательно, к повышенной опасности возникновения травм. При длительном воздействии шума снижается чувствительность слухового аппарата, возникает патологиче­ские изменения в нервной и сердечно-сосудистой системах. Вибрация станка у шлифовальщика может вызвать раздражительность, головные боли, нарушение координации движения и как следствие травму. При недостаточном освещении рабочего места возможны заболевания глаз, а при длительной работе в таких условиях может вызвать развитие бли­зорукости. Вдыхание пыли может привести к поражению органов дыхания — бронхит, пневмокониоз или развитие общих реакций — аллергии и интокси­кации. В дыхание пыли может способствовать развитию пневмонии, туберку­леза, рака легких, вследствие чего шлифовальщик может получить временную нетрудоспособность, инвалидность, а в худшем случае смерть. При нарушении микроклимата возможно приобретение работающим хронических простудных заболеваний, переохлаждение и перегрев организма, в результате может наступить временная нетрудоспособность или в лучшем случае падение производительности труда. При нарушении правил трудовой дисциплины (в состоянии алкоголь­ного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии) возможно воз- действие на шлифовальщика вращающихся частей станка, т.е. травмоопасные моменты (переломы, вывихи, раны). В случае не использования средств индивидуальной защиты может привести к нарушению зрения (попадание пыли), ожогам, ранам (не использо­вание рукавиц, перчаток). При попадании в организм микроорганизмов и пыли возможны забо­левания дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. При пожаре на станочника может произойти влияние таких ОВФП, как открытый огонь, вдыхание прогретого воздуха (ожог внутренних органов), вдыхание токсичных продуктов сгорания (отравление СО), паника. Психическая усталость влияет на нервную систему, вызывает сбой биологического ритма, изменение вегетативных функций, вызывает скуку, апатию, рассеянность внимания, раздражительность, неудовлетворенность трудом. Все эти факторы могут привести к снижению работоспособности, не­трудоспособности, травме.4. Мероприятия по обеспечению безопасности при шлифовании шеек коленчатого вала. К работе на шлифовальных станках допускаются лица имеющие: спе­циальное образование и удостоверение станочника шлифовальных станков, прошедшие вводный, первичный, повторный инструктаж. За электробезопасностью станков следят квалифицированные электри­ки, они же проводят все работы по обслуживанию электрифицированного оборудования станка. Ограждения опасных зон должны быть прочными, в исправном со­стоянии, окрашенными в красный цвет. Для защиты глаз шлифовщика используют открытые защитные очки марки 02 и 02-У или полумаски. Станок необходимо заземлить. Шлифовальные круги необходимо снабдить защитным кожухом изпрочного стального листа. Заготовка должна прочно крепиться на станке. Перед постановкой круга на станок и его пуском необходимо убедить­ся в отсутствии трещин у абразивного круга, обстукивая и осматривая его че­рез лупу. При работе для снижения вероятности поражения электрическим то­ком работающего под ноги подкладывают деревянный настил или диэлектри­ческий коврик. Установка коленчатого вала, замена абразивного круга производится на выключенном станке. Для обеспечения пожарной безопасности предусматривают пожарные щиты с ручными огнетушителями ОУ-5(углекислотный огнетушитель), по­жарными ведрами, лопатами, топорами; также необходим песок, его надо хра­нить сухим в деревянном ящике, окрашенном в красный цвет. Для снижения запыленности устанавливают естественную вентиля­цию. Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата устанавли­вают кондиционеры и калориферы. Для уменьшения уровня шума используют звукопоглощающий мате­риал, из которого возможно изготовление защитных кожухов и чехлов. Для снижения вибрации применяют демпфирующие устройства (рези­новые прокладки). Трудовой режим предусмотрен с учетом физиологии человека. Про­должительность смены не более 8 часов, из которых 1 час – перерыв на обед, и каждые 2 часа перерывы на отдых 20. минут. Продолжительность рабочей недели 40 часов. Уборка на рабочих местах производиться самими рабочими. Должны организовываться перерывы для отдыха (один час на обед и пять минут на каждый час работы). Для улучшения условий труда нужно пре­дусмотреть санитарный узел, комнату отдыха. Санитарно-гигиенические мероприятия (мытье рук, принятие душа-при наличии душевых кабинок). Обеспечение работника средствами индивидуальной защиты, меди­цинской аптечкой. Организация специального обучения. Проведение инструктажа по технике безопасности и контроль за её* со­блюдением. Проведение инструктажа по пожарной безопасности и систематиче­ский контроль за соблюдением её. 5. Список литературы1. И.Н. Леонтьева, С.И. Гетия «Безопасность жизнедеятельности» Москва.1998 г 2. А.И.Салов "Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта", Москва,"Транспорт" 1985г. 3. Долин П.А. "Справочник по технике безопасности", Москва, "Энергоиздат",1982г. 4. Юдин Е.Я. "Охрана труда в машиностроениии", Москва, "Машиностроение",1976г.