Образ Евгения Онегина

Введение “И жить торопится, и чувствовать спешит” кн. Вяземский В.Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. “Евгений Онегин” писался в продолжение нескольких лет, и поэтому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава романа была более интересной и зрелой. Александр Сергеевич Пушкин — величайший поэт, создавший целую галерею образов русских людей.

Самым ярким из них является Евгений Онегин. Он главное действующее лицо одноименного романа. Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с

1823 по 1831 год) и является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это “взросление” поэта отражено в данном произведении. Главный герой – Евгений Онегин – так же, как и сам поэт, взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Каковы же этапы его жизни? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное полож

ение Онегина среди других героев произведения. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции. А.С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя ег
о фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в Онегине личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его…» – такое значение этому роману в творчестве Пушкина отводит Виссарион Григорьевич Белинский. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое о

н считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит — имея глаза, ничего не видеть. Онегин был очень близок автору, и через его поступки поэт показал, что общество еще не готово измениться и принять в свой круг такого передового человека, как Евгений Онегин. Это сложный, очень сложный характер… Непримиримые противоречия уживаются в душе Онегина, и трудно разо

браться, когда он искренен, когда лицемерит. Трудно определить мотивы, которые оказываются решающими для него Онегин подражает широко распространенному в то время литературному герою – байроновскому Чайлд Гарольду. Однако далеко не все черты его поведения заимствованы у книжного образца. Его разочарованность – не маска, которой прикрыт лик самодовольного человека и которую можно легко сбросить, чтобы надеть другую. Стойкое разочарование героя в собственном образе жизни и в светской публике особым образом перекликается

с настроениями романтиков той поры, как русских, так и зарубежных. В их разочаровании выразилось убеждение в том, что мир устроен неправильно и что люди не в состоянии переустроить его по справедливому образцу. Поэтому романтиков влечет в иной мир, противоположный существующей действительности – в мир мечты, фантастики. В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни.
Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками. Пушкин описал несколько лет из жизни молодого Онегина в свете. Все наслаждения и развлечения доступны герою. Молодой помещик Онегин показан Пушкиным как человек сложный, с противоречивым характером. Порой трудно понять отношение к нему самого автора. Описывая Евгения, Пушкин ироничен. Поэт не скрывает недостатков своего героя и не пытается их

оправдать. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относится к окружающим. Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а «страдающего». Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. «Тоскующая лень» — вот основная черта и беда его характера. «Упорный труд ему был тошен» — это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится на

столько, чтобы обрести счастье. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это, скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так м

ожно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего места. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин – главный герой романа. Что же он собой представляет? I. Роль «Евгения Онегина» в русской литературе Великая русская литература, за каких-нибудь тридцать-сорок лет занявшая одно из первых мест среди старейших европейских литератур, складывалась, и самым интенсивн
ым образом осваивая их опыт, но и незыблемо опираясь на традиции собственного национального духовного развития, где всегда играл особую роль подвиг выдающейся личности. Гениальные русские писатели, начиная с Пушкина, хотя это имело место и прежде, учась у европейских мастеров, становились и оппонентами их. Тут прежде всего следует указать на Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. Европа, вглядываясь в русскую литературу, сказочно возвышающуюся в духовном развитии

человечества, была ошеломлена русским романом. В русском романе европейский читатель, привыкший к роману, начиная в особенности с 17 столетия, разглядел что-то небывалое: в нем главенствующее место занял исповедальный элемент. Его герой преимущественно личность, а потом уже тип. И это началось с Онегина, Герцену принадлежат следующие слова об Онегине: «Это человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жи

зни. Он все начинал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви» . От Онегина ведут свою родословною все основные герои всех основных русских романов и Печорин, и Рудин, и Базаров, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский, и Иван Карамазов, и Райский, и даже Обломов. В Онегине – корень их всех. Однако

Онегин и возвышается над ними всеми. Недаром Герцен чувствовал родство таких людей, как он сам, не с Печориным, а с Онегиным. « Все мы в большей или меньшей степени Онегины, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками». II.Онегин, добрый мой приятель… Онегин – представитель высшего петербургского света. Типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме “Кавказский пленник”
А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое “ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения”. Но поэт, по его, же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ. Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин – обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер св

оего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя на

циональным поэтом» . Но Пушкин задумал не просто изобразить «внутреннюю жизнь» лучших людей высшего сословия, но их внутреннюю жизнь в определенный исторический момент. Такой роман о современности, оказавшийся и историческим, приобретал огромное общественное значение Образ Онегина – отправная точка в развитии главного героя русского романа. Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

Изумительную характеристику дал Онегину Достоевский, с одной стороны как человеку своего круга и времени, а с другой – преломившему в себе вечные свойства человеческой натуры. Онегин понял, какие душевные раны нанес себе, оттолкнув от себя Татьяну и убив Ленского из-за пустякового недоразумения. Вследствие этого в его уме и сердце зарождается сомнение не столько в своих душевных силах, сколько в способностях управлять ими. «Начинаются его мучения, его долгая агония.
Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уваж

ать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

Конечный вывод Достоевского об Онегине: «это дитя эпохи, это вся эпоха». Да, разумеется, Онегин представляет собою свою эру. Но Онегин прежде всего проникает в себя, устанавливая, таким образом, свою несовместимость с другими. А это ведет к тому, что для Онегина особенно важно прояснить собственную человеческую сущность. Двигаясь в этом направлении, он оказывается в положении человека, для которого первая тайна на свете – он сам, его общезначимая единственность.

Его трагедия в том, что он – один. Где же выход для него? Только в нем самом. Лишь при осознании того, что ты один на свете, но именно как человек в полном смысле слова, тебе, рано или поздно, скорее поздно, чем рано, откроется путь к другим, как человеку, неотъемлемому от других. Очень трудно, в сущности, невозможно, было Пушкину закончить свой роман в стихах, о том свидетельствует какой-то насильственный обрыв его: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала
полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. 2.1Детство и юность Онегина Онегин – современник Пушкина и декабристов. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Главный герой романа – молодой помещик Евгений Онегин, это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которо

е получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, целиком и полностью отдаваясь своим делам, поручив его убогим гувернёрам – «мосье и мадам», а те в свою очередь холили парня. Его воспитывал француз-гувернер, который чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил…

Белюкин Д.А. В Летнем саду Естественно, мальчик вырос в человека, думающего только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий, да и не хотящий уметь обращать внимания на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть человека, оскорбить, унизить – причинить боль человеку, даже не задумываясь над этим. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но учеба шла и в дру

гом направлении: «Коль рано мог он лицемерить ревновать казаться мрачным, изнывать ». Вот откуда пошли все беды Онегина. Как же несчастливо его воспитали. Он только может «казаться», «являться», «лицемерить», «умеет скучать», а вот искренне радоваться, переживать, страдать он не умеет. Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в
этом отношении от большинства дворянского общества. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно Евгений Онегин один из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знал историю: Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему.

Благородство души, “резкий, охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам,