ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВАВ РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР Молодого ПьераБезухова Л. Н. Толстой показывает нам впе рвые в салоне Анны Павловны Шерер вкачестве явного нарушите ля как общественного спокойствия, так и плавноготечения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательныйвзгляд. Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак, внушает
АннеПавловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самойнизшей иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, ипозже его законный наследник. Он через короткое время становится обладателемтысяч душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеихстолиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа
ПьераБезухова. Он делает его самым завидным жени хом России и выдает за него замужглупое и развращенное сущест во, блистательную петербургскую красавицу ЭленКурагину.И делает это Толстойбыстро, словно торопится, словно ему не обходимо создать своему любимцу такиеусловия, внутри которых жизнь становится невозможна. Судя по косвеннымавторским наме кам, Пьеру в момент появления в
Петербурге около 21 года. Он рас сеян, толст инеуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична инеразумна. Однако она имеет главное и. сле довательно, существенное содержание.Таковым являетсяочень напряженная внутренняя духовная де ятельность.Пьер как бысимволизирует постоянное становление и совер шенствование.
Везде и всюду ондругой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретаетиллюзию душевного успокое ния. Однако здесь, как и раньше, как на нивехозяйственной или иной деятельности, его постигает разочарование.Пьер Безуховбесконечно добр. Его доброта нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала,связанного с неудачным похищением ее
Курагиным, и размолвки с князем Андреем онединственный, кто по-настоящему способен по нять ее. Он добр и уже поэтомузаслуживает быть счастливым.Он мечтает о славе.Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранитобидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам. Онхочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач,богатства и бестолковой
суеты он обрел главное. Душу. Свою бес смертную душу.Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивыйучитель праведной и покойной жизни. У него Пьер Безухов воспринял способностьподчиняться естественному течению событий, способность молиться и быть ус лышанным.Граф Безухов так иостался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизньстала иной. Она приобре ла некую двойственность, внерелигиозную значимость.
Иэто не ожиданным образом меняет жизнь и социальную значимость.В столице страннымобразом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения, как в мыльной опере,за кулисами умирает гра финя Элен Безухова.Пьер счастливоженится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер видный общественный деятель, отец семейства. И он, и На ташаискренне и очень сильно любят друг друга.
Но про что они ду мают, оставшисьвдвоем? Ты знаешь, о чем ядумаю? сказала она. О Платоне Кара таеве. Как он?Одобрил бы тебя теперь? И мы понимаем, чтопериод становления и исканий закончился. Наступило время истинной духовнойзрелости.Что произойдет сПьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе стольсчастливый эпилог.
Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюцииобраза Пьера в последующем творчестве Толстого от Безухова к Левину в АннеКарениной и далее к Дмитрию Нехлюдову из Воскресения .