Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Автор: Достоевский Ф.М.
“…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило. Но, продолжив читать произведение, я поняла, что именно таков Петербург Достоевского – без упоминаний об архитектурных красотах, без пышных балов и светских приемов. Писатель вообще мало внимания уделяет внешнему облику города: он точно передает атмосферу, царящую в нем, настроения и чувства его жителей.
В основном мы с героями находимся или на улицах города – грязных, тесных, темных – или во дворах, напоминающих колодцы. Иногда попадаем на узкие, крутые лестницы, облитые помоями; в душные, пыльные коридоры; в не менее убогие и грязные комнаты героев, которые Достоевский презрительно называет «клетушка», «каморка», сравнивает с сараем, сундуком, шкафом и даже гробом. Мы видим крайнюю степень страдания и нищеты доведенного до отчаяния человека.
Городской пейзаж безотраден и сумрачен. Он связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев. Хотя действие в романе происходит летом, в описании города, его улиц, домов, нет ярких красок, сочной зелени. Напротив, писатель акцентирует внимание на сером и желтом: серые дома, желтые обои и занавески в комнате старухи-процентщицы, картины в желтых рамках, мебель из желтого дерева во многих квартирах. У Достоевского желтый – это цвет нищеты, убожества, отчаяния, болезни, смерти. Слово «запах» в романе встречается редко, его роль выполняют слова с более ярко выраженной эмоциональной окраской: вонь, смрад.
Петербург Достоевского – это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Здесь царит атмосфера бедности и душевной задавленности. В этой обстановке и живут Раскольниковы и Мармеладовы. Именно в этих условиях зарождается у Раскольникова его страшная, бесчеловечная теория, дающая право «избранным» людям совершать преступления; спивается и погибает, попав под коляску, Мармеладов, умирает от чахотки Катерина Ивановна, богобоязненная, порядочная Соня вынуждена торговать собой, желая помочь детям Катерины Ивановны и отцу. Люди, живущие в этом городе, обречены на бесконечные муки, унижения и оскорбления. Жизнь в Петербурге, изображенном Достоевским, страшна и неестественна, она давит на человека, и человек в ней задыхается. Город Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события романа, но и душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной. Это страшное царство нищеты, бесправия, болезней.
Но в душе героя “Преступления и наказания” и в душе самого писателя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “…он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”. Мне кажется, что именно вера в Петербург будущего как в город светлый, свежий, в котором ничто не теснит ум и душу, заставила Достоевского показать в своем романе этот город таким, каким мы его увидели. Если лучшей будет участь людей, живущих в Петербурге, то и атмосфера в городе будет другой.