Реферат по литературе
Образ Петра Iв творчестве
А. С. ПушкинаУченицы 9 «Б»класса
ППКотделения гимназии
Научныйруководитель: Псков
1998 г.
Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русскойисторией, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровскойэпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке,который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение кПетру Великому именно Пушкина.
Русскаяфилософская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. « Различиевзглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, ипродолжительности влияния этого дела:- чем значительнее какое-нибудь явление,тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют онём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и прикаждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться кдеятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшемдвижении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни:в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у насисторической науки[1].»
Петр I — величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь –привлекал многих поэтов 18-19 веков. В товремя они воспевали монархов потому, что они олицетворяли государство, героев –потому что они служили государству, мир – потому что он способствовалпроцветанию государства.
Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательнодля писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великогочеловека.
И насколькоПётр I был великим реформатором,могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд,настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности.Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворениепреобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том,как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорито Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.
ВпервыеПушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века». Поэт видитв нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. «Ничтожные наследникисеверного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражалиему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствияпросвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть,более, чем Наполеон».
Работая надпетровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет оПетре I в «Стансах». Это стихотворениепо стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и«Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем– Пётр I:
Ктебе я вопию, премудрость бесконечна,
Пролейсвой луч ко мне, где искренность сердечнаИ полон ревности спешит в восторге дух
ПетраВеликого гласит вселенной вслух
Ипоказать, как он превыше человека
Понёструды для нас неслыханны от века…
(«ПётрПервый», Ломоносов)
Оставя, скипетр, трон, чертог,
Бывстранником, в пыли и в поте,
ВеликийПётр, как некий бог,
Блисталвеличеством в работе:
Почтени в рубище герой!
(«Вельможа»,Державин)
В «Стансах»проводится параллель между Николаем I и Петром –такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждалНиколая: «Во всём будь пращуру подобен». Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх:
Самодержавноюрукой
Онсмело сеял просвещение,
Непризирал страны родной:
Онзнал её предназначенье.
Тоакадемик, то герой,
Томореплаватель, то плотник,
Онвсеобъемлющей душой
Натроне вечный был работник.
Образ Петра– «вечного работника на троне» — Пушкин продолжал развивать и в «Арапе ПетраВеликого». Пётр I раскрыт вромане уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр– вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр сего негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии,пустой и мотовской. Наконец, в сюжетной линии Ржевских проступает деспотизмПетра: сосватав их дочь за своего любимца Ибрагима, он разрушает счастье Наташии Валериана.
ЕвропеизмПетра, его вражда к реакционной старине не мешают ему быть вполне русскимчеловеком. Как изображает Пушкин, Пётр любил те русские нравы и обычаи, которыене казались ему проявлением патриархальной дикости. Беседуя с Ибрагимом, Пётробнаруживает такое добродушие и весёлость, «что никто, — пишет Пушкин, — власковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать героя полтавского,могучего и грозного преобразователя России[2]».
Пётр берётна себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь «порусскому обыкновению отдохнуть». Он искренне заботится об Ибрагиме: «Послушай…,ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня.Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебепристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз сновым боярством». Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушноелукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе,по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещениедемократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не посословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижаявыдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять ипочувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость.Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высокооценили «Арапа Петра Великого». В.Г.Белинский писал: «Будь этот роман кончентак же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман»[3]. Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темыПетра I отразился и в поэме«Полтава». Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народнаятрагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаныдруг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь вотношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свышевдохновленный»[4].Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не«Мазепа», не «Пётр Великий», а «Полтава», указывая на великий народный подвиг,совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливыхпроишествий царствования Петра Великого».[5]
Пушкин сумел придать «Полтаве» черты глубокой народности всодержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий нагероев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и какбы комментированное эпитетами:
…Ликего ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза…
Ион промчался пред полками,
Могущи радостен как бой.
Возвеличиваяподвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильнымпротивникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, иего армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполненыпатриотизма, уверенности в победе.
Пётрвосхищается благородством Петра на пиру:
Прикликах войска своего,
Вшатре своём он угощает
Своихвождей, вождей чужих,
Иславных пленников ласкает,
И заучителей своих заздравный кубок подымает.
БлагородствоПетра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указывая милость царя к арапу– своему прадеду. Это стихотворение было своеобразным ответом на пасквильБулгарина, в котором было затронуто достоинство предков Пушкина. Возмущённыйпоэт писал тогда в незаконченной статье «Опровержения на критики»: «В однойгазете сказано было, что прадед мой…, крестник и воспитанник Петра Великого,/…/ — был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой, если был куплен, товероятно дёшево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русский произносит суважением и не всуе».
Пушкинответил Булгарину стихами, «притом очень круто», как сам выражался, — в «Post scriptum’e» к «Моей родословной»:
Сейшкипер был тот шкипер славный,
Кемнаша двинулаль земля,
Ктопридал мощно бег державный
Рулюродного корабля.
Но в первойчасти указано на жестокость Петра:
Упрямствадух нам всем подгадил:
Вродню свою неукротим,
СПетром мой пращур не поладил
Ибыл за то повешен им.
В этомстихотворении мы видим двойственность характера Петра: «шкипер славный», «упрямства дух нам всем подгадил», «был…повешен им».
Образ Петрав творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г.написана поэма «Медный всадник».
В «Полтаве»Пушкин говорил о Петре Первом:
Вгражданстве северной державы,
Веё воинственной судьбе,
Лишьты воздвиг, герой Полтавы,
Огромныйпамятник себе.
Теперь поэтувидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник ПетруВеликому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимаетпроблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, которыйугадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач водин из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождалсягениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.
Встилистике «Медного Всадника» отчётливо обозначены два разнородных начала:торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическоепротиворечие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина. Он тяготеетк одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегическойзадушевности там, где касается темы Евгения.
Для Пушкинабыли одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестногоЕвгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногоютвёрдой стать при море». Он видел, как перед Петром, «мощным властелиномсудьбы», смирялась «побеждённая стихия». Но Пушкин сознавал, какая дорогая ценабыла заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный видПетербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность исуровая правда.
Пётр,воплощённый в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а неигралище в её руках». Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадниксвоим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.
Восторженноенастроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбномуделе «малых сил»; возникает новый образ Петра:
И,обращён к нему спиною
Внеколебимой тишине,Над возмущённою Невою
Стоитс простёртою рукою
Кумирна бронзовом коне.
Пушкинпоказывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событияхнаводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственныхзамыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своейбедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением ивозвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высокв своей способности протестовать.
В. Г.Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какуютолько в состоянии создать гений великого национального поэта[6]».
Мысли Петра– историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видимв незавершённой поэтом «Истории Петра», написанной в последние годы его жизни.
Действиепереносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфяхи в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины,степи Буджака, Париж и границы Персии – таково огромное пространство действия,представленное нам в повествованиях Пушкина. С первых страниц «История Петра»перед нами в живом изображении является юный Пётр.
Пушкинпоказывает его после усмирения одного из стрелецких бунтов, противопоставляяПетра царствовавшему с ним вместе брату Иоанну: «В то время, как стрельцыстояли по обеим сторонам дороги, падая ниц перед государями, — Иоанн оказывалтупое равнодушие, но Пётр быстро смотрел на все стороны, оказывая живоелюбопытство. Изображая Петра, едва не ставшего жертвой нового заговора, когдаон во время суда над заговорщиками «занемог горячкою», Пушкин говорит:«Многочисленные друзья и родственники преступников хотели воспользоватьсяположением государя для испрошения им помилования…но Пётр был непреклонен: слабым,умирающим голосом отказал он просьбе и сказал: «Надеюсь более угодить Богуправосудием, нежели потворством».
Пушкин подчёркиваетпротиворечие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые онприменял для их достижения. «Когда народ встречался с царём, — читаем мы в«Истории Петра» – то по древнему обычаю падал перед ним на колена. Пётр Великийв Петербурге запретил коленопреклонение, так как улицы были грязные иболотистые, а народ, его не слушался, то Пётр Великий запретил уже под жестокимнаказанием».
Пушкинрисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи с делом первой,постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом): «Пётрхвастал своей жестокостью».
Пушкиннамечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами ипрепятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья.Эта борьба закончилась избранием на царство Петра.
Царь уделялбольшое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянских детей заграницу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другимнаукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещёгосударству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёвмолодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннегопреобразования государства, но, как показано в «Истории Петра», и талантливымдипломатом в решении внешних политических вопросов.
Ксожалению, выполнить задачу, которую Пушкин поставил в освящении эпохи Петра,закончить не удалось. Надежды Пушкина не сбылись. Смерть оборвала его работу, ивеликий труд остался незавершённым. Итак, в работе А. С. Пушкина над темойПетра очевидна эволюция эпического содержания петровской эпохи, а такжеполитических взглядов поэта. Эту эволюцию отражает движение от стихотворенияодического характера через поэмы с усложняющейся жанровой природой к эпическимжанрам с возможностями изображения действительности в единстве еёпротиворечивых сторон. Когда уходит из жизни незаурядный, великий человек, вего бывшем окружении многого не достаёт, исчезает тот центр, вокруг котороговсё собиралось, всё двигалось. Конечно, жизнь продолжалась, и вслед за Петромна престол выходили правители, которых Пушкин метко назвал «ничтожныминаследниками северного исполина». Пушкин в своих произведениях ставил в примерНиколаю I Петра, ноуже в дневнике 1834 года он пишет: «В нём немножко от Петра Великого много отпрапорщика».
Этим Пушкинподчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.
Почему жеПушкин особо интересовался личностью Петра?
1). Пётр –величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь.
2). Пётрбыл интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя.
3). Пушкин,зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь сПетром.
Произведения,в которых Пушкин упоминает Петра: «Стансы», «Заметки по русской истории 18века», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого»,«История Петра».
Используяопыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современники создали своизамечательные произведения, например: А. Толстой «Пётр Великий» и т. д.
Список литературы.
1. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах.М., «Художественная литература»
2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградскийордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имениА. И. Герцена, 1986 г.
3. Г. П. Макогоненко. Творчество А. С. Пушкина в 30 – егоды. Л., «Художественная литература».
4. Б. В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М.,«Книга», 1990 г.
5. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва,«Художественная литература», 1979 г.
6. С. М. Петров. Исторический роман Пушкина. М.,Издательство Академии Наук СССР 1953 г.
7. Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова. М.,«Просвещение», 1988 г.
[1] С. М. Соловьёв, «Чтения ирассказы по истории России». Москва, 1989 год, стр. 416.
[2] А. С. Пушкин, Полноесобрание сочинений в 6 –ти томах. Том 4, стр. 16.
[3] В.Г.Белинский, Полноесобрание сочинений. Том 12, стр. 213.
[4] А.С.Пушкин, Полноесобрание сочинений. Том 4, стр. 216.
[5] А.С.Пушкин, Полн. собр.соч., т.4, стр. 386.
[6] В. Г. Белинский. Полноесобрание сочинений. Том 7, стр. 547.