Образ учителя в представлении школьников

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Педагогический факультет

Кафедра психологии

Курсовая работа:

Образ учителя в представлении школьников

Выполнила студентка IV курса

группы ПП — 41Заочной формы обучения

специальности 050706. 65 Педагогика и психология

Бушуева Ольга Сергеевна

Научный руководитель:

Матвеева Елена Викторовна

Киров, 2009

Содержание

Введение

Глава I. Психологические основы создания образа

I.I. Понятие образа

I.II. Особенности восприятия человека человеком

Глава II. Эмпирическая часть

II. I. Организация исследования

II. II. Методический инструментарий

II. III. Результаты и их анализ

Заключение

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Профессия педагог — особенная. Учителя — это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Одной из фундаментальных проблем психологической науки является проблема образа. Изучение механизмов формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его содержания, функций, роли в поведении и деятельности имеет исключительно большое значение для развития и общей теории психологии и специальных психологических дисциплин, смежных с психологией отраслей знания.

Проблема образа имеет историю своего решения, начинающуюся с учения об эйдосах Демокрита (около 460 — 370 лет до нашей эры) и трактата «О душе» Аристотеля (384 — 322 года до нашей эры). Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И. М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, он трактовал ощущения, восприятия как «сколки с действительности» — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Разработка проблемы продолжается современной материалистической философией (Э. В. Ильенков, В. И. Кремянский, А. П. Сабощук, В. С Тюхтин) и психологией (Б Г Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, С. Д. Смирнов).

Цель: смоделировать обобщенный образ учителя в представлении школьников разного возраста.

Объект: восприятие учениками учителя и отношений между учениками и учителями.

Предмет: образ учителя в представлении школьников.

Гипотеза: 1. поскольку в младшем школьном возрасте роль учителя очень высока, то образ учителя в младшем возрасте будет позитивным, и поскольку в подростковом возрасте дети противопоставляют себя образу учителя, то он негативный;

2. чем позитивнее отношения между учителем и детьми, тем более позитивен образ учителя.

Задачи: 1. теоретический анализ специальной литературы, степень изученности, подбор инструментария, актуальность;

на основе анализа литературы определить понятие «образ» и механизмы его складывания;

исследовать образ учителя в представлении младших школьников и подростков;

провести сравнительный анализ

Метод: проективные методики

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

I.I. ПОНЯТИЕ ОБРАЗА

В психологии проблема образа трактуется достаточно широко. Психический образ рассматривается как «субъективное отражение объективного мира в сознании человека» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов). Формирование образа у субъекта связано тесным образом с его реципирующими системами, с работой анализаторов, однако, С. Л. Рубинштейн отмечает: «Под образом в собственном гносеологическом смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства (форма, величина) и отношения предметов выступают перед нами как предметы или объекты познания». Причем понятие образа обязательно включает отношение к тому, что отражено этим образом. «Образ определяется познавательным отношением чувственного впечатления к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием». Именно отношение человека обеспечивает то, что в действии с предметом он раскрывается человеку той или иной стороной, качеством, а значит именно эта сторона, это качество будет отображено. С другой стороны, «жизненные практические отношения и связи» складываются в процессе жизнедеятельности человека и зависят от потребностей, мотивов, установок человека.

Для человека жизнь, поведение и деятельность в сложном предметном мире возможна только потому, что он обладает психическим образом этого мира, который ориентирует человека в окружающей среде, управляет, регулирует его поведение и деятельность. По С. Л. Рубинштейну, регуляция деятельности и поведения человека — «это работа, которую практически выполняет образ». Он выполняет ее в двух формах:

Возникает образ объекта, являющегося предметом потребности, в индивиде появляются «идеальные стремления» и, значит, определенная направленность действия

2. Действие приводится в соответствие с условиями, в которых оно совершается (образ этих условий сложился у субъекта).

По мнению Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко, Д, А. Ошанина и других исследователей, образ представляет собой системный объект, сложное, многокомпонентное, противоречивое, целостное, функциональное образование. Авторы данного подхода стремятся раскрыть содержание психического образа через его структуру. Образ — комплекс, состоящий из системы взаимодействующих компонентов. Основным его компонентом является концептуальная модель (Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко). Как отмечает Б. Ф. Ломов: «Образ — цель действий, идеальный или мысленно представленный ее результат: то, чего нет еще реально, но что должно быть получено в итоге деятельности». Вторым компонентом психического образа является оперативный образ, как строящийся образ действительности, состояния объекта в каждый момент времени.

В процессе соотношения, сравнения оперативного образа с образом-целью осуществляется основная функция образа — регуляция предметных действий. Итак, структура образа есть система взаимодействующих, взаимопроникающих компонентов; содержание образа при выполнении конкретных действий многозначно, непостоянно и динамично, регулирующая функция образа проявляется на уровне правильной организации движений в пространстве в конкретной ситуации.

Образ имеет своим объективным источником предметы и явления материального мира; в этом смысле образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ. Своеобразие образа заключается в том, что он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату — мозгу и к объекту отражения. Образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений: оригинал богаче своей копии.

Итак, образы как продукты отражения, во — первых, возникают в активной предметной деятельности человека, в его практическом воздействии на природу и общественные явления, во — вторых, появление нового образа обязательно преломляется через прошлый опыт человека, через удержанные в его памяти образы отраженных ранее предметов и явлений. И, в третьих, психические образы не являются результатом бесстрастного отражения. Они обязательно преломляются через внутренний мир человека, его отношения, чувства, взгляды, установки и прочее.

Дальнейший анализ понятия образа требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

I.II. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения. Речь идет не столько о восприятия, сколько о познании другого человека. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относится: восприятие не только физических характеристик объектов, но и поведенческих его характеристик, то есть формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. Можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, установки, мотивы. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким — то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, является ощущение, восприятие, представление, мышление.

Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивида.

Чувственный образ, который является первой ступенью познания, формируется как процесс построения изображения. Образ человека, как образ восприятия, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. Это есть соотношение подобия или сходства. Оно характеризуется общностью модальности элементов обоих множеств и общностью принципа их пространственно — временной упорядоченности.

Восприятие человека человеком как и любое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, то есть как его свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.

И. М. Сеченовым было показано, что основой целостности и структурности восприятия является отражение формы предметы, которые являясь «раздельной гранью двух реальностей», выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого. Очертания лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей.

Большое значение в формировании образа имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Факты показывают, что разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ.

Восприятию человеком человека присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Как отметил Селфридж, «человеческие лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, перекосу, вращению, и контуры могут быть подчеркнуты или размыты, и все же они остаются теми же лицами». Работы, осуществленные в нашей стране и за рубежом, показали, что образ становится константным лишь по мере все более тонкого различения элементов контура.

Активность характерна и для зрительного восприятия человека человеком. И. М. Сеченов высказал мысль, что зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупывающие» движения глаз, и эти движения — это такой же необходимый компонент зрительного восприятия, как и отражение зрительного образа на сетчатке.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего человека, потому, что воздействие этих особенностей опосредствуется всем его опытом, его внутренним миром, преследуемыми им целями. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действования другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями воспринимаемого. Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах, но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие лица по отношению друг к другу выступают в разных ролях. В связи с этим на первый план в восприятии выступают те качества в облике, эксперсии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Поэтому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общался, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.

Таким образом, отдельные черты физического облика человека, позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при восприятии одного человека другим. Достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, поступающих от воспринимающего, и прежде всего, анализ их поступков.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

II. I. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: смоделировать обобщенный образ учителя в представлении школьников разного возраста

Предмет: образ учителя в представлении школьников

Объект: восприятие учениками учителя и отношений между учениками и учителями

Для исследования были выбраны такие методики как сочинение на тему «Учитель» и режиссирование сказки «Гуси — лебеди». В исследовании участвовали учащиеся 2 класса и 7 класса МОУ СОШ п. Речной Опаринского района Кировской области.

II. II. МЕТОДИЧЕСИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Методика «Сочинение на тему «Учитель»

Цель: узнать, каков образ учителя в представлении учащихся

Материал: листы бумаги, ручка

Инструкция: «Сейчас мы будем писать сочинение на тему «Учитель». В ваших сочинениях я бы хотела увидеть ответы на такие вопросы: Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? Какими качествами должен обладать учитель? Как должен выглядеть учитель? Какие отношения должны быть между учителями и учениками?»

Время на написание сочинения 10 минут.

Методика «Режиссирование сказки «Гуси — лебеди»

Цель: выявить отношения учащихся к своим преподавателям

Материал: листы бумаги, ручка

Инструкция: «Представьте себе, что вы режиссеры и вам необходимо снять сказку «Гуси — лебеди». Актеры — это ваши одноклассники и преподаватели. Необходимо подобрать актеров для следующих ролей: гуси — лебеди, баба — Яга, братец Иванушка, Аленушка (для 2 класса), баба — Яга, Аленушка, гуси — лебеди, братец Иванушка, яблонька, печка, родители (для 7 класса).

II. III. Результаты и их анализ

В сочинених второклассников на тему «Учитель» учащиеся выделяют в учителе такие качества:

1. строгий — 4 человека

2. должны слушаться — 1 человек

3. внимательный — 2 человека

4. отзывчивый — 2 человека

5. добрый — 5 человек

6. справедливый — 4 человека

7. должен любить детей — 1 человек

8. одеваться красиво — 3 человека

9. элегантный — 2 человека

10. интеллигентный — 2 человека

11. учить доброте, вежливости — 1 человек

12. умный — 2 человека

13. красивый — 1 человек

14. интересный (задорный, фантазер, веселый, находчивый) — 2 человека

15. всестороннеразвитый — 1 человек

16. хорошо вести урок — 1 человек

17. не очень строгий — 1 человек

18. активный — 1 человек

19. аккуратный — 1 человек

20. пример для учеников — 1 человек

21. требовательный — 1 человек

Таким образом, наиболее значимые качества учителя в представлении младших школьников являются:

Добрый — 70 %

Строгий — 57%

Справедливый — 57%

Должен одеваться красиво — 42%

Наименее значимые качества учителя в представлении младших школьников:

Внимательный — 28%

Отзывчивый — 28%

Элегантный — 28%

Интеллигентный — 28%

Умный — 28%

Интересный (задорный, фантазер, веселый, находчивый) — 27%