СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГОЛИЦА 5
Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 8
2.1. Образованиеюридического лица 8
2.1.1. Государственнаярегистрация юридических лиц 11
2.2. Прекращениедеятельности юридического лица 13
2.2.1.Прекращение юридического лица путем
реорганизации 13
2.2.2. Прекращение юридического лица путем
ликвидации 16
2.2.3.Прекращение юридического лица при
банкротстве 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 30
ВВЕДЕНИЕ
В результатеосуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизациив России произошли значительные изменения в отношениях собственности иорганизационно-правовых формах коммерческой деятельности.
Нынешнюю ситуациюхарактеризуют:
-преодоление монополии государственной собственности практически
во всех сферах народного хозяйства;
-превращение частной собственности в одну из основных форм
собственности в российской экономики;
— многообразие формсобственности;
— становление новых формхозяйствования, адекватных изменениям в
отношении собственности;
— утверждение новых форморганизации экономической деятельности
(акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественныефонды и так далее);
— формированиеинфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.
Новая ситуацияпотребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности.Гражданский кодекс Российской Федерации, первая часть которого введена вдействие 1 января 1995 года, — важнейшая веха на этом пути. Он определилпринципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методамхозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования,обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни,возникшие в последние годы.
В новом Кодексе, вчастности, жестко регламентированы организационно-правовые формы коммерческойдеятельности. А это означает, что все без исключения, действующие коммерческиеструктуры
должны быть приведены всоответствие с введенными Гражданским Кодексом нормами. Новые правила,относящиеся к тому или иному виду коммерческой деятельности, сопоставляются состарыми. Это облегчит усвоение новых правил и адаптацию действующихорганизационно-правовых форм.
Целью же настоящей работыявляется рассмотрение, на мой взгляд, основного этапа в жизни юридического лица- его образования, иначе можно сказать, рождения. Осуществляемый в нашей странепереход к рынку потребовал признание, оформления и развития новых,соответствующих ему организационно-правовые форм, отсутствовавших в ранеедействовавшем законодательстве.
Данная работа хотя и непретендует на полное решение проблем, но призвана осветить все эти вопросы, атакже показать, какие пути выхода из сложившейся ситуации возможны. Я собираюсьчетко и в соответствии с законом раскрыть содержание понятия юридического лица,порядок его образования и прекращения его деятельности, оформленияучредительного договора и устава, а также отдельные разновидностиучредительного договора, используемые при создании конкретных видов юридическихлиц; использование этой юридической конструкции в практике современнойпредпринимательской деятельности.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В Гражданском Кодексе, вступившем в силу1 января 1995 года, впервыев истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробноразработанная система норм оюридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского,так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основныеположения, на которых должно базироваться последующее законодательство оботдельных видах юридических лиц. При этомКодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданскогооборота принцип замкнутого перечня юридическихлиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовойформе, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организацийперечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом[1],для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых,однако, не должны противоречить нормамГражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.
Всоответствии со статьей 48 ГК юридическим лицом признается организация,которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управленииобособленное имущество и отвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Впункте 1 указанной статьи перечисляются признаки юридического лица:
организационное единство, котороепроявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления(единоличных или коллегиальных),составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Организационное единство закрепляется учредительнымидокументами юридического лица и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;
имущественнаяобособленность означает, что юридическое лицо имеет в своемраспоряжении определенное имущество, которое принадлежит только ему.Особенность содержащейся в данной норме заключается в том, что в ней прямоуказаны те правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:
а) правособственности[2];
б) правохозяйственного ведения[3];
в) правооперативного управления[4].
самостоятельнаягражданско-правовая ответственность[5] — каждое юридическоелицо самостоятельно несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность по своим обязательствам, то есть участники или собственники имущества юридическоголица не отвечают по его обязательствам,а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.
выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность отсвоего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а такжевыступать истцом и ответчиком в суде.
Наряду с организациями, обладающими правами юридическоголица, в общественнойжизни участвуют и различные объединения, не являющиеся субъектами права. В этом качестве могут выступать, например профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации[6], некоторые общественные объединения[7] ирелигиозные группы[8].
Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1.Образование юридического лица
В зависимости от характера участиягосударственных органов в регистрации юридического лица наука гражданскогоправа традиционно выделяетследующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуетсятем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряженияучредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в такомпорядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий иучреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, егодоминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особойпроцедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах с рыночной экономикойместо распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядокобразования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальнойгосударственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого фактаволеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать вкачестве юридического лица[9].
Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений изобщего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, чтораспорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящеевремя в России не применяются.
Разрешительный порядокобразованиянекоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательскойдеятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) оторганов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служитобщим интересам всех участников оборота. Втаком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку ихдеятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругупотребителей и аккумулированиемзначительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при созданииюридических лиц, могущих занятьдоминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобысохранить в интересах потребителейконкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями)[10].Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждаети зарубежный опыт).
При нормативно-явочном порядке дляобразования юридического лицасогласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не требуется.Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден лиустановленный порядок ее образования,после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образованияюридических лиц наиболее распространен в России. Однако принятие новогоФедерального закона «о государственной регистрации юридических лиц» заставляетсерьезно скорректировать это положение. Делов том, что п. 1 ст. 23 Закона допускает отказ в государственной регистрации лишь в двух случаях: если на регистрацию представлен неполный комплект требуемых документов,либо если эти документы представлены в ненадлежащий регистрирующийорган. Таким образом, регистрирующий органлишен права проверять соответствие учредительныхдокументов закону. Оставим эту неожиданную новеллу на совести законодателяи задумаемся, означает ли она отход от нормативно-явочного порядка регистрацииюридических лиц.
С однойстороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону его учредительных документов, во многом превращаются впростую формальность, в своего рода уведомительную процедуру. С другойстороны, закон все же не отказывается впринципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате создается такая система образованияюридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (в чистом виде). В каком направленииона будет эволюционировать дальше,покажет время, однако неизбежность изменения этой системы очевидна ужесегодня.
Правовойосновой деятельности любого юридического лица наряду с законодательствомявляются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируютобщие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видовюридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительнойответственностью,ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава.Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и навере) является учредительный договор. Для остальных юридических лицединственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителямив процессе создания и деятельности юридического лица. Его можнорассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора осовместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип[11]. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора незаключается, а утверждаетсяучредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедуройпринятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, аспециально уполномоченные ими лица(например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав можно рассматривать в качестве локальногонормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самимюридическим лицом[12].Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряднекоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида илиобщего устава общественногообъединения.
Содержаниеучредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделахГК и специальных нормативных актах.
2.1.1. Государственнаярегистрация юридических лиц
Государственная регистрация являетсязавершающим этапом образованияюридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для созданиянового субъекта права, и принимаетрешение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются вединый государственный реестр юридических лиц и становятся доступнымидля всеобщего ознакомления.
В соответствии со ст. 51 ГК проведение регистрации всехюридических лиц возложено на органы юстиции. Однако постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральноморгане исполнительной власти, осуществляющемгосударственную регистрацию юридических лиц»[13],принятым на основе Федеральногозакона «О государственной регистрации юридическихлиц», эти функции с 1 июля 2002 г. возложены на Министерство РФ поналогам и сборы.
Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанноезаявителем заявление о государственной регистрации
по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) решение осозданий юридического лица в виде протокола, договора
или иного документа в соответствии с действующим законодательством;
в) учредительныедокументы юридического лица (подлинники или
нотариально удостоверенные копии);
г) документ об уплате государственной пошлиныза регистрацию.
Государственная регистрация юридическоголица осуществляется в
срок не более пяти рабочих дней со дня представлениядокументов в регистрирующийорган. Отказ в регистрации, как уже отмечалось, может последовать лишь вслучаях представления неполного комплекта требуемых при регистрации документовлибо представления их в ненадлежащий регистрирующийорган. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Также в суд можнообратиться и в случае уклонения регистрирующего органа от регистрацииюридического лица, например при пропуске установленного для регистрациисрока или иного нарушения порядка государственной регистрации, установленногозаконом.
2.2. Прекращение деятельности юридическоголица
2.2.1. Прекращение юридического лица путемреорганизации
Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизацияюридического лица осуществляется в таких формах, как:
слияние нескольких юридических лип водно;
присоединение одного или нескольких юридическихлиц к другому;
разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
выделение из состава юридического лица (не прекращающегопри этом своейдеятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
преобразование юридического лица из однойорганизационно-правовойформы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения,прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако егоправа и обязанности непрекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении,ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностейостающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лицавсегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной, с прекращением его деятельности в случае выделения).В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при которомникакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и ихсубъект — юридическое лицо, подлежатпрекращению.
Реорганизацияюридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, напримеробщего собрания его участников.Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных закономслучаях может осуществляться спредварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК).Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующихпоявление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующееположение на товарном рынке.
Вслучаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения ивыделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда.Так, в соответствии с закономюридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случаенеоднократного нарушения требований антимонопольногозаконодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций[14].
Реорганизацияюридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаяхслияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаяхразделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или вразделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностямреорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемыесторонами обязательства (п. 1 ст. 59ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясностьотносительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованноеюридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересахкредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не«затерялись» в ходе реорганизации.
Данныйпроцесс таит в себе значительные опасности для кредиторов -контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так,они могут столкнуться с ситуацией,когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после егоразделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественномотношении преемникам. Присоединение илислияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательносопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имуществоприсоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами).Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования ‘ можетповлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участниковюридического лица (например, при преобразованииобщества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобылица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомилиоб этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступленияуведомления требовать прекращения или досрочногоисполнения соответствующих обязательств и возмещения возникшихубытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК).
Данныеправила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторовреорганизуемого юридического лица.
Если же кредитор не воспользовался указанным правом, местореорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основаниипередаточного акта или разделительногобаланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение ореорганизации, они должны быть представленыдля государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц. Непредставлениеэтих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК), т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации. Если жеразделительный баланс составлен так, чтоне дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству,вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будутнести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). Таким образом, в ходе реорганизации юридических лицосуществляется всесторонняя защитаинтересов кредиторов.
Реорганизация считаетсязавершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственнойрегистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4ст. 57 ГК).
2.2.2. Прекращение юридического лица путемликвидации
Ликвидация юридического лица представляет собойспособ прекращения егодеятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61ГК). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят кправопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (другихучастников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливаетспециальный порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидация может осуществлятьсядобровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридическоголица, в частности, поистечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегосяпредприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта вэксплуатацию). Возможна и принудительнаяликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществлениеюридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с
неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовыхактов, а также противоречие этойдеятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаипринудительной ликвидации юридическоголица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К нимотносится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при егосоздании неустранимых нарушенийзаконодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация юридического лица, по сути, носитвынужденный (принудительный) характер.Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.
Ликвидация юридического лица представляетсобой достаточно длительнуюпроцедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторовтребований. При этом юридическое лицопродолжает свою деятельность (до момента исключения его изгосударственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупрежденыо том, что данное юридическое лицонаходится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своимикредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы,принявшие решение о ликвидацииюридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этомрегистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменномунаименованию) юридического лица обязательно добавляются слова вликвидации.
Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидациитакже рассчитана прежде всего на защитуинтересов кредиторов. Ведь учредители илиучастники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы всохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всехрасчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность.Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившегогосударственную регистрацию юридического лица.
Ликвидация начинается с назначениялицами или органом, принявшимирешение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии(ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочияпо управлению делами юридического лица,включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Такая комиссия(или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.
Главной задачей ликвидкома являетсявыявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с егокредиторами. Поэтому на второмэтапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, атакже о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с моментаданной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов.Помимо этого ликвидком принимает все другие возможныемеры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемогоюридического лица (дебиторскойзадолженности).
По истечении срока для предъявлениятребований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационныйбаланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемогоюридического лица, перечне заявленных кредиторами требований ирезультатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данныйбаланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, такжепо согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последнийдолжен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиямизавершается вторая стадия ликвидации.
Если по данным промежуточного баланса уликвидируемого юридическоголица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторамитребований, ликвидком продает его имущество с публичныхторгов (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). Принедостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском обудовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей,участников обществ с дополнительнойответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов)[15].В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. Вэтом состоит третий этап ликвидации.
Со дня утверждения промежуточноголиквидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица,составляющие четвертыйэтап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст.64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательноудовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которыхудовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятаяочередь, куда включены требования всех остальных(непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь поистечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очередиудовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК).Следовательно, при недостатке или отсутствиинеобходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными.Между кредиторами одной очереди имуществоликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам ихтребований. Например, если требованиясоответствующей очереди составляют 500 млн. руб., а оставшееся послеудовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 млн.руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубльдолга только 20 коп.
В первую очередь включ