МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хабаровский государственный технический университет
ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯКРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА
Методические указания для выполнениюкурсового и дипломного проектов: «Образование землевладения крестьянского(фермерского) хозяйства на территории сельскохозяйственного предприятия» длястудентов специальности 310900 «Землеустройство».
Хабаровск
Издательство ХГТУ
2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………4ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..5
1. Подготовительныеработы………………………………………………………………8
2. Установлениеплощади землепользования крестьянского
хозяйства…………………………………………………………………..……………..11
3. Размещение и формированиеземлепользования
крестьянскогохозяйства……………………………………………………………20
4. Размещение усадьбы (хозяйственногоцентра)
крестьянскогохозяйства…………………………………………………………25
5. Установление необходимого состава иплощадей угодий
в границах землепользования крестьянского
хозяйства………………………………………………………………..………..………28
6. Проектирование границземлепользования
крестьянскогохозяйства……………………………………………..…………….33
7. Оформление документов на правособственности,
владение и пользованиеземлей……………………………………………………..35
8. Внутрихозяйственная организация территории
землевладения крестьянского хозяйства…………………………………….43
9. Обоснованиепроекта образования крестьянского
хозяйства………………………………………………………………………………….5210. Графическое оформлениепроекта…………………………………………….….65
11. Программа изложения пояснительнойзаписки………………………….….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….68
Список использованныхисточников………………………………………..………70
Приложение………………………………………………………………….71
УДК 332: 2
Образованиеземлевладения крестьянского (фермерского) хозяйства:
Методические указания для выполнения курсового и дипломногопроектов: «Образование землевладения крестьянского (фермерского) хозяйства натерритории сельскохозяйственного предприятия» для студентов специальности310900 «Землеустройство» / Сост. И.А. Гришин, С.В. Лемза. – Хабаровск: Изд-воХабар. гос. технич. ун-та, 2001 –
Методические указаниясоставлены на кафедре «Геодезия и землеустройство» с целью определения состава,содержания, последовательности и порядка составления курсового проекта поактуальному разделу землеустроительного проектирования, проводимого в настоящеевремя в производстве.
Печатается в соответствиис решением кафедры «Геодезия и землеустройство» и методического советаДальневосточного автодорожного института
ÓИздательство Хабаровского
государственного технического
университета, 2001.
Общие положения
Учебно-методическиеуказания определяет состав, содержание, последовательность и порядоксоставления курсового проекта по землеустроительному проектированию.
Учебно-методическоеуказание подготовлено на основании и в соответствии в действующиминормативно-правовыми и нормативно-техническими документами (Волков С.Н. и др.,1997).
Длявыполнения курсового проекта студенту кафедрой ГиЗ предоставляются;
– План землепользования реформируемого сельскохозяйственногопредприятия;
– Данные, характеризующие природно-климатические условия зоныразмещения сельскохозяйственного предприятия, его территории и экономику(материалы внутрихозяйственной оценки земель хозяйства);
– Рабочая тетрадь для выполнения курсового проекта.
Впроцессе курсового проектирования студент изучает специальную литературу,рекомендуемую учебно-методическим указанием.
Работапо составлению курсового проекта выполняется студентом на основании задания напроектирование, выдаваемого преподавателем кафедры ГиЗ.
Назащиту студентом представляются следующие материалы:
– Проект размещения крестьянского хозяйства, оформленный на планеземлепользования реформируемого сельскохозяйственного предприятия;
– Рабочую тетрадь с текстом пояснительной записки и расчетнымитаблицами.
Пособиепо разработке курсового проекта образования крестьянского хозяйства издаетсявпервые. Оно включает наиболее актуальные вопросы землеустроительногопроектирования (землеустройства), проводимого в настоящее время в производстве.В дальнейшем предполагается улучшать структуру и содержание пособия.
Введение
Крестьянскоехозяйство является самостоятельным типом товарного аграрного предприятия,обладающим основными средствами производства (включая землю), собственнымитрудовыми ресурсами, финансами и другими материально-техническими средствамиведения хозяйства. Наиболее рациональное и взаимосвязанное сочетание этихфакторов обеспечивает любому сельскохозяйственному предприятию наименьшиезатраты на производство продукции, т.е. наибольший доход. Любое нарушение этогосочетание приводит к снижению производительности, увеличению затрат труда идругих материально-технических ресурсов и, в конечном итоге к снижению нормыприбыли и доходности хозяйства.
Крестьянскоехозяйство основывается на труде членов крестьянской семьи, хотя законодательнодопускается наем рабочей силы. Особенностью сельскохозяйственного производстваявляется необходимость одновременного выполнения различных видов работ вхозяйстве в определенный период. Кроме того, производительное использованиеимеющихся средств производства требует одновременного участия в выполнениипроизводственных процессов нескольких работников. Поэтому крестьянскоехозяйство должно быть рациональным по числу трудоспособных. По даннымнаучно-исследовательских организаций, рациональное крестьянское хозяйстводолжно иметь не менее 2,5 – 3 среднегодовых работника, из которых два человекапо возрасту и состоянию здоровья могут работать круглый год.
Экономическаяэффективность производственной деятельности крестьянского хозяйства во многомзависит от выбранной специализации. Каждое крестьянское хозяйство, основанноена праве владения или собственности на земельный участок и другие средствапроизводства, в соответствии с принятыми законами, может самостоятельноопределять направление своей деятельности, структуру и объем производстваисходя из собственных интересов. На принятие решений о специализации крестьянскогохозяйства наибольшее влияние могут оказывать следующие факторы:
– личный интерес членов крестьянского хозяйства;
– имеющийся практический опыт работы в той или иной отрасли иналичие профессиональной квалификации;
– необходимость обеспечения занятости всех членов хозяйства впроизводстве в течение всего года;
– природно-климатические условия и другие особенностипредоставляемого участка и региона, в котором организуется хозяйство;
– наличие на отводимом участке производственных построек и других объектов,которые целесообразно использовать по их прямому назначению;
– местоположение выделяемого участка относительно пунктовпереработки и рынков сбыта продукции;
– реальная экономическая ситуация, в частности, насыщенность рынкаопределенными видами сельскохозяйственной продукции и уровень цен на нее;
– наличие рынков сбыта и пунктов переработки продукции, а так жеудаленность их от крестьянского хозяйства.
Задачапроектировщика состоит в том, чтобы на основе интересов, пожеланий членовкрестьянского хозяйства разработать и обосновать такую модель организациипроизводства, которая бы обеспечивала оптимальное сочетание всехпроизводственных факторов с учетом почвенных и климатических условий зонырасположения хозяйства, удаленности его от пунктов переработки и реализациипродукции, степени развития производственной инфраструктуры и рыночнойконъюнктуры.