Образовательный туризм

Введение Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня спорят образовательные агентства и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками. По сообщению компании IQ consultancy, количество студентов, выезжающих на учебу только в Великобритании, ежегодно возрастает на 28%. За 2003 год учиться за рубеж отправилось более 80 тысяч

россиян. По сравнению с рынком туристических поездок это – капля в море. Однако годовой оборот этого рынка по оценкам экспертов составляет более 200 млн.евро. Поэтому конкуренция растет, и каждая из сторон претендует на свою долю этого пирога. Для потребителя это означает, конечно, возможность выбирать среди растущего числа агентств и их ценовых предложений. Самая острая конкуренция – среди агентств, занимающихся так называемыми «языковыми программами».

Это объяснимо: такие поездки наиболее «просты в исполнении», да и языковые школы легче идут на контакт, нежели, например, школы частные. Особой популярностью пользуется Мальта – за счет простоты въезда и дешевизны обучения (по сравнению с другими англо-говорящими странами, разумеется). В целом, предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы: Up-market – дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах.

Как правило, такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей. Турфирмы с такими школами, как правило, не работают – слишком дорого, а значит, трудно продать. Да и сами школы на сотрудничество с новыми и непроверенными партнерами идут неохотно. Middle-market – средний ценовой диапазон. Здесь можно найти все что угодно, от добротных английских учебных заведений до учебы в «народных школах» Финляндии.
Low-market – относительно дешевые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: турагентства порой предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях, либо расселение и занятия в русскоязычных группах. Предложений такого сорта великое множество – от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до «языковых программ в Крыму». Отдельную нишу занимают поездки на учебу в школу или университет. Это, что называется, «штучный товар» – дорогой и сложный, потому что требует тщательного

планирования в соответствии с тем, как видит свое будущее клиент, в какой институт собирается поступать, где работать. Однако турагентства штурмуют и эти виды обучения. А вообще-то, не все ли равно клиенту, с кем общаться на подготовительном этапе? Какая разница, кто будет оформлять визу, подбирать учебное заведение, готовить документы? Существенно ли отличается туристическая поездка от поездки учебной?

Прежде всего, образование – это очень «наукоемкая» отрасль. Для того, чтобы с уверенностью ориентироваться в ней, агент должен разбираться в системах образования разных стран (которые существенно отличаются от российской), процедурах поступления в школы и университеты (которые опять-таки с российской не совпадают), правилах признания дипломов разных стран и школ. 2. Основная часть. 1. Виды обучающего туризма. Обучающие туры – весьма распространенный вид туризма,

когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма: • языково-обучающие туры, • спортивно-обучающие туры, • профессиональное обучение. Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся
разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров. Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в

Ирландии, на Мальте и т.д. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет. Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков.

Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию – китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило. Средняя продолжительность туров – 2-3 недели. Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).
Основные программы обучающих туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Учебные программы – специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах. Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д. Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день.

Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий. Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю. Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий.

Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры). Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится
далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке. Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий,

индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой. Главная особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста. Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями

(университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов. Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы

обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура. Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации».
Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в -отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме

детей. Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран – для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке). Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий. Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком.

Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона. Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы. Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире.
Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное – обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта. Обучающие программы – это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов. Необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий.

Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда – экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время. Экскурсионно-познавательные программы – в основном общего характера. Преимущественно в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы – словом, все, что интересует туристов на отдыхе. С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными. В завершении тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения. Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т.д. Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения
на прилегающей территории, трассы. При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.). Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки. Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных

случаях. В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах. Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение – обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву – всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием – «повышение квалификации».

Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм. 2.2. Образовательный туризм. Программы для «академиков» Под академическими программами подразумевается долгосрочные курсы обучения в средней школе и вузах, подготовительные программы к ним, а также курсы «Международный академический год», Foundation и некоторые другие. «Академичка» занимает важное место среди предложений ведущих образовательных

компаний – «Элитур Клуба», «Инсайт-Лингвы», Международного учебного центра, ИТЭК, «Группы Йорк», «Канцлера», «Гармонии» и др. Краткая характеристика программ Небольшим спросом у россиян пользуются академические программы в Великобритании. Затем с большим отрывом следуют Швейцария, Ирландия, Канада, Франция, Германия, Испания, Новая
Зеландия, Мальта, другие страны. На долю британских школ и вузов в турфирмах приходится до 80% всех запросов. Такая популярность объясняется высоким качеством классического образования на острове и большим разнообразием предлагаемых программ. Как правило, среднее образование в Соединенном Королевстве российские дети получают в школах-пансионах. В стране насчитывается около 2500 таких школ со своим академическим уровнем, специализацией и вступительными

требованиями. Причем, уровень подготовки в британских школах очень высок: практически все выпускники, сдавшие экзамены на сертификат A-level, поступают в вузы. Для студентов-иностранцев возможен путь зачисления в университет и через международные колледжи (с проживанием в резиденции или семье по выбору). Обучение здесь ведется по программе средней школы. После успешной сдачи экзаменов выпускники зачисляются в партнерские вузы.

Свободного выбора университета в дальнейшем, как правило, нет, но цена обучения ниже, чем в пансионах. Еще одна форма предвузовской академической программы – курс Foundation, который включает занятие по совершенствованию языка и 3-4 профилирующих предмета. Это наиболее гарантированный путь для поступления в партнерские университеты. Кроме этого, существует масса других программ на получение различных дипломов и сертификатов, степеней

бакалавра и магистра. Летние языковые курсы, позволяющие совмещать изучение иностранного языка с отдыхом и экскурсиями, пользуются повышенным спросом у российских школьников и студентов. Высокая востребованность подобных программ позволяет крупным образовательным туроператорам организовывать групповые туры под фиксированные даты заездов подобно тому, как это делается в других видах туризма. Групповые программы составляют значительную часть бизнеса большинства образовательных операторов.
На их долю приходится до 90 % объемов продаж в компании МУЦ, около 80% – в BSI, не менее 50% – в «Элитур Клубе», «Инсайт-Лингве» и PAC Group. В силу стандартности групповых пакетов и их относительной экономичности (в среднем на 15% дешевле индивидуальных поездок) в этом секторе рынка отмечаются большие объемы продаж через агентства. Так, у «Элитур Клуба» через партнеров реализуется половина всех летних турпакетов, у

BSI – около 60%, у Mr.English – около 75%, а в МУЦ и PAC Group – почти 100%. Есть у группового образовательного туризма и свои технические особенности. В отличие от индивидуальных языковых туров группы учащихся всегда сопровождаются руководителем. Это особенно важно, если школьник в первый раз выезжает за границу. Задача руководителя – курировать учебу и внешкольную жизнь своих подопечных, решать возникающие проблемы,

конфликтные ситуации. Сопровождающие хорошо владеют иностранным языком и имеют опыт работы с детьми или тургруппами. Обычно один руководитель приходится на группу из 10-15 человек (реже 7-10 человек). Причем сопровождающие всегда едут бесплатно, а в некоторых турфирмах им даже оплачивают командировочные расходы. Такие условия стимулируют школьных преподавателей иностранных языков формировать готовые группы из своих учеников. Иногда для маленьких групп (до 8 человек) с руководителем туроператор проводит доукомплектование

с тем, чтобы получить от школы дополнительное бесплатное место для сопровождающего. В школах после тестирования ученики распределяются в различные интернациональные классы. Лучшие школы имеют жесткие национальные квоты, чтобы исключить общение друг с другом студентов из одной страны. Работа с агентствами Реализация академических программ в последнее время все больше привлекает агентства к сотрудничеству с образовательными операторами.
Этому есть простое объяснение – высокий (в денежном выражении) размер комиссии. Комиссия от продажи одного академического учебного года может достигать $1 тыс. В Международном учебном центре на долю «длинных» программ приходится до 30% общего объема запросов. Агенты, хорошо знающие своих клиентов, способны предоставить им предварительную, вводную, информацию о таких программах, а потом переадресовать к опытным специалистам.

В среднем по рынку объем реализации академических программ составляет менее 10%. У «Элитур Клуба» количество агентских запросов на эти курсы – до 15%, в BSI – 12-13%, в компании «Канцлер» и «Инсайт-Лингва» – около 5%. Отдельные запросы от агентств на академические курсы отмечают в компаниях «Меридиан-экспресс» и Mister English (ранее занималась лишь летними языковыми курсами).

Все большее внимание туроператоры уделяют улучшению информированности агентств, зачастую не имеющих достаточных знаний об особенностях продажи академических программ. С этой целью, например «Инсайт-Лингва» расширила новый каталог 2004 года курсами нескольких британских и канадских университетов. Работа образовательных компаний В подборе оптимального варианта обучения для конкретного абитуриента важное значение имеют оценка его

возможностей – как в учебе, так и финансовых, желаний, наклонностей, хорошее знание менеджером специализации учебного заведения и требований к поступлению. Такой информацией располагают только опытные операторы, имеющие надежных партнеров, аккредитованных в национальных образовательных ассоциациях. Кропотливая работа по подбору программы и оформлению занимает достаточно много времени. Например, первое бронирование академической программы, которая начинается в сентябре, поступает еще
в ноябре прошлого года. Как отмечают многие компании, основная масса запросов приходится на март. Приучить клиентов к заблаговременному оформлению документов, для того чтобы получить желаемый вариант обучения и проживания важная задача и для образовательных операторов, и для агентств. Характеризуя рынок, руководители компаний подчеркивают широту географии российских клиентов. Часто от агентств с Урала и Дальнего Востока поступают заявки на обучение в

США или Новой Зеландии. Клиентов привлекает качественное консультирование и большой выбор разнообразных программ, которые может предложить московский рынок. В «Элитур Клубе» выделяют возросший интерес к Испании и Франции, хотя руководители других компаний характеризуют эти направления как экзотику. Испанское направление считают очень перспективным в компании «Ректор».

Русская средняя школа на Мальте активно продается в компании «Гармония». Стабильным, но ограниченным спросом пользуются дорогие академические программы в Швейцарии. Причем, студенты с французским языком чаще предпочитают ехать именно в Швейцарию, а не во Францию. В компании BSI обращают внимание на увеличение запросов от выпускников российских вузов, которые хотят получить зарубежные дипломы. В «Группе

Йорк», «Инсайт-Лингве» хорошо востребованы подобные программы в Канаде. Российский аттестат и хороший результат экзамена TOEFL дают возможность абитуриенту напрямую поступать в канадский университет. Говоря о направленности обучения, отмечается растущая востребованность специализированных программ. Например, по инжинирингу, политологии, дизайну и другим прикладным областям, это объясняется хорошей

информированностью клиентов образовательной компании. 2.3. Как правильно выбрать обучающий тур. Летние индивидуальные программы для подростков и молодежи – одно из главных направлений деятельности крупных образовательных операторов. На их долю в общем объеме продаж у разных операторов приходится от 30-40% («Инсайт-Лингва», Международный учебный центр) до 50-60% («Элитур
Клуб», «Группа Йорк», PAC Group). Примечательно, что для большинства образовательных компаний, не занимающихся групповыми турами, летняя «индивидуалка» составляет главную статью дохода. По данным экспертов, в последние годы спрос на такие образовательные туры стабильно растет. Причем в основном востребованы более качественные (по уровню образования, условиям проживания, спортивным и экскурсионным возможностям), более дорогие и продолжительные (от 4-х недель) программы.

Летние курсы – самая распространенная форма изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами. При оформлении индивидуальной программы перед клиентом возникает огромный выбор курсов: – по интенсивности и целям обучения: стандартные (15-20 часов в неделю), интенсивные (до 30 часов в неделю), на сдачу языковых тестов или экзаменов, на получение сертификатов, для поступления в частную школу; – комбинированные

курсы: с дополнительно оплачиваемыми занятиями по отдельным видам спорта (яхтинг, серфинг, теннис, верховая езда, футбол и пр.), с изучением специальных дисциплин (история, информационные технологии, артдизайн и т.д.); – лагеря multi-activities (учеба+спорт) и adventure camps. В каждой языковой школе существует несколько возрастных групп, которые к тому же формируются по уровню подготовки абитуриентов. Особым спросом летом пользуются языковые центры и лагеря, расположенные на

берегу моря, в курортных зонах, в горах, а у взрослых студентов – европейские столицы. Безусловный лидер спроса на образовательном рынке – Великобритания, предоставляющая огромный выбор курсов, различных по географии (в столице, на побережье), интенсивности изучения языка, наполнению спортивными и экскурсионными мероприятиями. Школы Великобритании предлагают все без исключения образовательные компании.
Второе по популярности у россиян направление – Мальта, где можно удачно комбинировать языковые занятия и полноценный морской отдых. Не случайно в 2003 году за образованием на Мальту отправились около 5 тысяч россиян. Хорошо востребованы в турфирмах дорогие программы в Швейцарии, дающие возможность изучать на выбор один из трех языков (английский, французский или немецкий) и заниматься многими видами спорта. Заметно уменьшился спрос на

Ирландию, прежде всего из-за непредсказуемости срока получения визы, а также повышение цен на обучение. В странах шенгенской зоны (Германия, Франция, Испания, Австрия) пользуются преимущественным, хотя и небольшим, спросом именно индивидуальные курсы. Индивидуальные курсы по сравнению с групповыми безусловно, более эффективны, так как позволяют полнее погрузиться в языковую среду, дают самый широкий выбор различных программ в более качественных школах,

где мало русскоязычных учащихся. Хорошие дорогие школы жестко выдерживают национальные квоты, в них не может быть большого числа студентов из одной страны, многие из них не принимают группы. Как правило, индивидуальные программы на 20-30% дороже, чем групповые, за счет качества обучения, индивидуальных трансферов и пр. Для обучения на этих курсах от школьников и студентов требуется достаточное знание изучаемого языка и опыт самостоятельных (без родителей) поездок за рубеж.

Не рекомендуется отправлять на подобные курсы детей младшего школьного возраста или тех, кто впервые едет за границу в одиночку. Были случаи, когда дети не могли объяснить по-английски суть возникшей проблемы, и ее решение (через родителей и образовательную компанию) затягивалось почти на сутки. Одна из тенденций последнего времени ранка индивидуальных программ – спрос на школы, где практически нет русских студентов, хотя, конечно, гарантировать их отсутствие не может ни одна компания.
Другая особенность рынка – увеличение спроса на комбинированные программы, когда обучение проходит в двух разных школах в одной стране или даже в разных странах (например, 3 недели занятий в Великобритании + 3 недели в Германии). В компании «Инсайт-Лингва» отмечают возросший спрос на британские программы одновременного изучения языка детьми и родителями. Мнения опрошенных «ТБ» руководителей операторских компаний о росте стоимости

индивидуальных курсов несколько расходятся. Часть специалистов считает, что повышение произошло только за счет падения курса доллара к национальным валютам и евро, другие отмечают общее повышение стоимости курсов на 15-20%. Средняя стоимость одной недели индивидуального обучения (с проживанием) составляет 400 евро на Мальте, 500-600 евро в Германии, 700 евро в Великобритании и Франции, 1100 евро в Швейцарии. В секторе индивидуального туризма высока доля агентских

продаж. В МУЦ она достигает 100%, в «Меридиан Экспресс» – 90%, «Чайке-тур» – 80%, «Инсайт-Лингве», «Группе Йорк» и «Альтусе» – 50%, «Канцлере» -25%. Mr.English – 20%. 2.4. Школьное образование за рубежом. США В США к концу XIX века сформировалась довольно стройная система образования. Уже в самой своей сути она отлична от привычной нам формы российского обучения.

С пяти лет юные американцы становятся учениками. Именно в этом возрасте малыш впервые переступает порог начальной школы (Elementary School). Здесь он будет учиться дольше всего – с нулевого по пятый класс. Иногда нулевку называют kindergarten – детский сад. Но это вовсе не детский сад в привычном для нас понимании. Жесткое расписание занятий – уроки длятся до шести часов в день.

Правда, домашних заданий здесь не задают. С самого юного возраста ребенка приучают к жизни в школьном коллективе и к методам занятий, которые будут сопутствовать ему на протяжении всех двенадцати лет обучения. Например, на уроке, посвященном истории штата, вполне может появиться такая тема: «Мой папа – полицейский (священник, врач, пожарник)». Профессия может быть любой. Главное, что малыш готовится к рассказу о своей работе.
Эти встречи бывают очень увлекательными, особенно если профессия у родителей редкая и опасная. Можно наблюдать, как в пожарной части среди расчетов в самый пиковый момент экстренных вызовов бродит, разинув рот, стайка детей от пяти до шести лет в сопровождении взрослого пожарного и с увлечением наблюдает, как взрослые дядя и тети носятся, торопясь устроиться в больших машинах и уехать на вызов. В начальной школе у ребят один учитель. Он ведет все занятия.

С чем вы можете столкнуться на этом этапе? С тем, что характерной чертой американской школы является деление ребятишек по способностям. С самого начала малышам дают тест. И в дальнейшем тест станет главным критерием успеха вашего ребенка. С момента определения личного IQ ребенка обучения станет раздельным. С талантливыми детьми занятия будут очень насыщенные, нацеленные на глубокие разносторонние знания.

Их начнут готовить в интеллектуальную элиту страны. Со среднеспособными заниматься будут добросовестно, но чуть в меньшем объеме. Этих детей сразу ориентируют на технические специальности. Занятия с неспособными ребятами ставят своей задачей адаптировать их к миру новых технологий в узкобытовом смысле, дать им общие знания, навыки чтения, письма.

Очень хорошо поставлено в этих классах трудовое воспитание. В будущем таких ребятишек ждет мир рабочих профессий. Обучение в средней школе (Middle School) – самое короткое: с шестого по восьмой класс. Эти три года будут заполнены, пожалуй, самой трудной работой. Для групп А и Б наступит пора завоевывать право на обучение в старшей школе.

В это невозможно поверит, но в такой огромной стране, как США, нет обязательной единой государственной программы для школ – в каждом штате она своя, а значит, план занятий составляют, исходя из интересов конкретного учебного заведения. Каждый школьный округ разрабатывает свою программу. И, хотя разнообразие предметов изумляет, учиться в средней школе
США все же легче, чем в российской. Из удивительных предметов, которых нет в наших школах, хочется рассказать о “научных открытиях”. В рамках отдельных дисциплин ребятам дают задание на дом: сделать открытие. Оно обычно длится год, но в конце года ты должен пред классом рассказать о своем открытии или изобретении и научно обосновать его. Изобретения юных американцев бывают очень разными, главное, что дети учатся мыслить. И, наконец, последний этап обучения вашего чада – высшая школа (High

School). Тут учатся с девятого по двенадцатый – четыре года. В Америке начальные, средние и старшие школы никак друг с другом не соприкасаются, они находятся даже в разных зданиях. Разумеется, и педагоги в них совсем разные. В подборе нового класса внутри детского коллектива идет сознательная перетасовка ребят. Америка – демократичная страна, и очень важно, чтобы с детства дети учились быть лояльными в расовых

и других вопросах. Несколько слов о тесте. Вся жизнь юного американца нацелена на успешную сдачу теста. Любого. Сначала самого первого, школьного, а дальше… В каждом штате есть свой образовательный совет, который помимо всего прочего разрабатывает также тесты для проверки знаний школьников и студентов. Тестирование проходит по каждому из основных предметов. Английская литература, английский язык, французский, немецкий, философия, математика, физика, химия,

астрономия, история. Ежегодно тестируют всех школьников начиная с третьего класса. Именно поэтому весь процесс обучения построен так, чтобы к концу года “поднатаскать” ученика на тесты. Мы не можем решать, хорошо это или плохо. Слишком многое зависит в дальнейшей жизни американца от однажды удачно заполненного теста. Германия Ну, а как обстоят дела со школьным обучением в Германии? В начальной школе (с первого по четвертый класс) существует сильный и слабый классы.
Причем названия у этих двух классов весьма лояльные: гуманитарии (сильные ребята) и технари (средние и слабые). Учебный процесс в общих чертах построен так же, как и в остальных европейских школах: с первого по третий класс внимание уделяется родному языку, чтению, письму. Чрезвычайно много занятий на свежем воздухе. Учебный план включает в себя огромное число экскурсий. Также в начальной школе Германии музыкальные занятия построены совсем иначе, нежели в

России. В продвинутом классе уроки напоминают уроки сольфеджио. Ребята учат ноты, петь с листа. Со второго класса ребенок выбирает себе какой-либо инструмент. Иногда учитель сам рекомендует родителям купить для ребенка тот или иной инструмент. Со второго класса занятия проводятся как в группах (ребята слушают диски, разбирают произведения, учатся узнавать инструменты симфонического оркестра, пишут самые настоящие музыкальные диктанты), так и индивидуально

(здесь юные ученики пытаются “приручить” выбранные ими инструменты). После четвертого класса дети могут продолжить обучение в гимназии. Что такое немецкая гимназия? Обучение здесь длится с пятого по тринадцатый класс. Уже с седьмого класса гимназисты могут выбирать определенную специализацию и адресно готовятся к поступлению в вуз. В гимназии основной упор делается на самоподготовку учащихся.

Столь привычные в российских школах дополнительные занятия начисто отсутствуют. Какие необычные предметы здесь? С пятого класса читают курс философии в общем объеме. И с пятого же класса ребята выбирают дополнительные языки. Либо это живой французский (английский они учат уже с третьего класса), либо “мертвая” латынь. Британия Все без исключения британские школы должны придерживаться единой программы, будь то элитный
частный пансион или простая государственная школа. В средней школе ребята изучают вполне привычные английский и математику, географию и историю, естественные науки. Плюс информатика и технологии. Последний предмет довольно сложен, в него входят основы технологий разных производств, элементы материаловедения и даже сопромата. Непривычным может показаться и предмет “Религиоведение и социология”.

Особенность британских школ в том, что там большое внимание уделяется эстетическому и физическому воспитанию. Сценическое мастерство, рисование и живопись, творческое письмо, музыка, танец, дизайн. А уж спорт для англичан – дело святое, им начинают заниматься с самого раннего возраста. Преподают эти предметы серьезно, вовсе не так, как наши рисование, музыку и физкультуру, которые в российских школах по сей день считаются предметами третьестепенными.

Кроме того, здесь изучают основы бизнеса и предпринимательства, а также на выбор иностранные языки. Любые из этих предметов выпускники могут избрать для сдачи выпускного экзамена GCSE. Самое интересное начинается в старшей школе, где ученики готовятся к экзамену A-level (в 17-18 лет). Это не только выпускной, но и вступительный экзамен, поэтому выбираются профильные дисциплины будущей специальности. Здесь школам предоставляется некоторая свобода: одни предлагают большее,

другие меньшее число предметов. В число дисциплин могут входить геология, педагогика, дизайн, иностранные языки (включая латынь и греческий), бизнес, даже фотодело или домоводство. Чем предметов больше, тем школа считается лучше. Ирландия Ирландские школы изначально организовывались при католических монастырях. И по сей день там царит спартанский дух, жестко выдерживаются расписание уроков и внеклассная работа.
Имеются как государственные, так и частные школы. И те, и другие подразделяются на начальные и средние. Обучение в начальной школе (preparatory school) длится 6 лет – с 6 до 12 лет. Доля иностранных учащихся в них составляет не более 5%. У каждого ребенка, кроме учителей и воспитателей, есть опекун (tutor), отвечающий за решение всех вопросов,

в том числе за контакты с родителями. Начальные школы находятся в экологически чистых местах, много внимания уделяется спорту. Обучение в средней школе (secondary school) делится на два цикла по 3 года (от 13 до 18 лет). Junior cycle завершается госэкзаменами – Junior Certificate. Академический курс включает 9-11 предметов, программы которых утверждены Минобразования Ирландии. Senior cycle завершает среднее образование, состоит из 4-го переходного (transition

year) и 5-6-го годов. Цикл заканчивается госэкзаменами – Leaving Certificate. Во время Transition Year учащиеся определяются с будущей специализацией. С детьми работает штатный психолог, организуются посещения компаний и предприятий, где школьники могут познакомиться с различными профессиями. Leaving Certificate является аттестатом о получении среднего образования и одновременно “вступительной грамотой” в университеты

Ирландии, Европы и Северной Америки. По проживанию школы делятся на школы-пансионы и дневные школы, в которых учащиеся живут в ирландских семьях. Мальта Сейчас на Мальте действуют 32 официально признанные школы английского языка, получившие лицензию Министерства образования. В стране также создана независимая Федерация организаций по обучению английскому – FELTOM.

Членство школы в федерации – надежная гарантия качества обучения студентов и школьников. Мальтийские языковые школы бывают как международные, так и частные. Первые (Bell, Inlingua School of Languages, Berlitz и др.) – являются филиалами международных образовательных корпораций. Одновременно они могут принимать по несколько сот человек, предлагают полный спектр учебных программ и организуют для учащихся множество культурных и спортивных мероприятий – activities.
Специалисты утверждают, что эти школы идеально подходят для тех, кто хочет серьезно заняться языком. В небольших частных школах более гибкие возможности индивидуального подхода к учащимся. Они камерные, уютные и спокойные. Для школьников в летние каникулы дополнительно открываются лагеря, где наряду с курсом разговорного языка организуются экскурсии, занятия спортом, устраиваются развлечения. Для детей (от 7 лет) и подростков здесь разработаны специальные курсы с учетом их возрастных особенностей.

Широко применяются игровые формы обучения. Некоторые лагеря предлагают программы, включающие занятия дайвингом, водными лыжами, теннисом. Кроме летнего периода ( с середины июня по середину августа) выраженный спрос на языковые курсы наблюдается в зимние и весенние каникулы. Студентам языковых курсов на Мальте предлагается размещение в отелях, апартаментах или в семьях. Лишь немногие школы на Мальте имеют собственные резиденции, поэтому маленьких детей чаще селят в гостеприимных

мальтийских семьях. Все школы по окончанию курса вручают студентам собственные сертификаты. Многие школы готовят учащихся для сдачи экзаменов и получения сертификатов на знание английского языка, признаваемых в большинстве университетов мира. Предлагается подготовка к экзаменам Кембриджского университета, TOEFL, можно также получить профессиональную квалификацию преподавателя английского языка CELTA. 2.5. Высшее образование за рубежом.

Ирландия Ирландия – страна, переживающая в последние годы экономический бум, модное у европейцев направление туризма, в том числе образовательного. В немалой степени такой популярности способствует высокий уровень образования, сохранившей старые академические традиции, быстро реагирующей на запросы рынка и абсолютно открытой для иностранных студентов. Образование 3-го уровня (third level of education) в Ирландии можно получить либо в государственных университетах, либо в частных колледжах.
Самый старый и престижный университет – Trinity College Dublin University – основан в одно время с Кембриджем и Оксфордом Елизаветой I. Уже в наше время был организован Национальный университет Ирландии. Два других находятся в Дублине и Лимерике. В университетах существуют и краткосрочные программы, рассчитанные на один академический

год или семестр. Частные колледжи предлагают достепенные и степенные программы в любых областях: банки, менеджмент, международный туризм, журналистика и др. Программы могут длиться от 6 месяцев до 2 лет. Такую профессиональную программу можно продлить еще на 1-2 года и получить степень бакалавра. В отличие от академических курсов университетов, программы колледжей больше ориентированы на реальные потребности рынка.

Среди колледжей новой волны выделяются Griffith College Dublin, American College Dublin, Portobello College Dublin. Стоимость обучения Обучение в ирландских школах дешевле, чем в Великобритании, и составляет от $11-16,5 тыс. за год. Стоимость обучения в колледжах в зависимости от выбранного курса и вуза может колебаться от $4 до 8

тыс. за год. Прочие расходы (проживание, питание, учебные пособия) потянут на $6 тыс. и более. Стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для иностранцев – от $6 тыс. В Ирландии иностранным студентам официально разрешено подрабатывать – неполную рабочую неделю во время каникул. Языковые курсы Более 100 тыс. студентов из-за рубежа ежегодно приезжают в Ирландию изучать английский язык. Сейчас здесь действует более 150 языковых школ и центров, предлагающих

большой выбор программ различной продолжительности и интенсивности, аккредитованных национальным Департаментом образования. Основные центры находятся в крупных городах, 80% – в Дублине. Большинство школ – семейные, что обеспечивает детям и подросткам уют и домашнюю атмосферу в свойственной ирландцам обстановке гостеприимства. “Изумрудный остров” – прекрасное место для летнего отдыха и знакомства со страной с одновременным совершенствованием знаний английского.
В каникулярных программах (20 уроков/нед.) упор делается на развитие коммуникативных навыков. Уроки обычно дополняются разнообразной экскурсионной, спортивной и культурно-развлекательной программами. Кто учит язык в Ирландии Испанцы 32% Итальянцы 19% Японцы 14% Французы 10% Немцы 8% Восточноевропейцы 3% Полезные советы  В Ирландии мягкий, более теплый, чем в

Англии климат. В Дублине даже растут пальмы. Но зонтик все равно необходим.  Ирландские семьи очень гостеприимны, контакт налаживается быстро. Но следует учитывать, что Ирландия – католическая страна и живя, в семье, следует уважать принципы религиозной морали  Студенту без хорошего знания языка при желании подработать не стоит самому подписывать контракт с работодателями. Следует это делать через школу, а не то могут обмануть.

 Подавать заявки на обучение в высокий сезон нужно не менее чем за 6 недель – из-за трудностей с визой и авиабилетами. А при желании учиться в определенной школе еще раньше. Мальта Мальта – второе по популярности у россиян направление образовательного туризма. Плюсы изучения английского языка на Мальте давно “раскусили” и клиенты и турагентства. Учебу на Мальте можно совмещать с морским отдыхом, здесь нет по сравнению с другими странами визовых

проблем. И, конечно, главный козырь – экономичность туров, в среднем постигать здесь язык на 30-40% дешевле, чем на родине английского. Мальтийские языковые центры предлагают широкий спектр программ как общих, так и специализированных. Курсы классифицируются по тематике: общий, деловой, разговорный, для секретарей, специалистов банковского и страхового дела, туризма и гостиниц, маркетинга и бухучета и др. Существует и другие общепринятые типы деления курсов: по уровню знаний (для начинающих, среднего
или продвинутого уровня), по продолжительности учебы (от 1 недели до академического года), по интенсивности занятий (от 10 до 50 уроков в неделю), по количественному составу групп (индивидуальные уроки или группах от 2 до 12 чел.) и по возрасту: для детей и взрослых. Практически все языковые центры Мальты действуют в течение всего года. Вместе с тем, около 45% спроса на образование на Мальте приходится на летние месяцы.

Предлагаемые операторами программы высшего образования строятся на базе обучения в Мальтийском университете – одном из старейших в Европе, учрежденном Орденом иезуитов в 1592 г. До настоящего времени там следуют канонам британского образования. Диплом Мальтийского университета имеет международное признание и дает право на продолжение обучения на звание магистра или доктора в любом университете мира.

Здесь учатся студенты из 70 стран, в том числе и несколько десятков молодых людей из России. Причем, число их увеличивается с каждым годом. Зачисление в университет производится без экзаменов на основании сертификатов о среднем образовании и владения английским языком. Для иностранных студентов, на имеющих всех необходимых сертификатов, специально разработан подготовительный курс. Обучение в Мальтийском университете стоит от $3,5 тыс. в год в зависимости

от выбранного факультета. С учетом проживания и питания стоимость увеличивается до $12 тыс что все равно значительно дешевле, чем в Великобритании. Наряду с действующим Институтом туризма в сентябре на Мальте откроется филиал швейцарского Института гостиничного и туристического менеджмента ITIS. Первоначальный выбор в ITIS будет ограничен – до 50 студентов.

Стоимость обучения здесь вдвое экономичнее, чем в Швейцарии. Студенты ITIS будут совмещать учебу с практической деятельностью. Проучившись 2 семестра, они получат сертификат, 3 или 4 семестра – Диплом по гостиничному и туристическому менеджменту, а стать бакалавром можно будет уже в Швейцарии. Как сообщили в компании “Тревел-Экспресс+3Ф”, официальном представителе
ITIS в России, на учебу в этом институте уже есть заявки. 2.6. Предложения туроператоров. В последние годы каталоги летних образовательных программ ведущих туроператоров непременно включают комбинированные туры “Язык+”. Расширяющийся спектр таких предложений – своеобразный ответ рынка на все возрастающий спрос клиентов-родителей к более серьезным и комплексным вариантам летнего отдыха для своих детей. О росте объемов реализации комбинированных программ говорят практически все

ведущие туроператоры по образовательному туризму. Отмечаются увеличение спроса на подобные туры по Великобритании и Швейцарии на уровне 50%. Самые дорогие комбинированные программы “Английский+спорт”, “Английский+IT-технологии” и др предназначенные для российских учащихся, были распроданы уже в мае. Интерес к серьезным программам “Язык+”, в том числе и к курсу “интенсив”, еще более вырос, особенно в категории наиболее обеспеченных клиентов. Английский язык

По традиции, британские школы при составлении летних программ уделяют наибольшее внимание спорту. Компания ИТЭК предлагает школьникам курс Summer Activities (плавание, футбол, волейбол, теннис, стрельба из лука и пр.) в языковой школе Wadhurst. Здесь также есть специализированные программы по теннису, гольфу, верховой езде, а также IT-технологиям, танцам и живописи. Стоимость одной недели Summer Activities $860, специализированной программы – $1020 (цены без а/б и

визы). В портфеле ИТЭК и другой курс в уютном учебном центре в Виндзоре, который располагает крытым бассейном, теннисными кортами, спортивным залом ($1085 за 2 недели). Несколько детских лагерей с интеграционными программами (совместно с британскими детьми) в Лондоне, Оксфорде и Эдинбурге реализует оператор “Инсайт-Лингва”. После утренних уроков английского языка дети присоединяются к своим британским сверстникам
для совместных занятий спортом, танцами, в кружках по интересам. Стоимость обучения и пребывания – от $450 за неделю. Состоятельным клиентам в “Инсайт-Лингве” предлагают элитную Harrow School с прекрасной спортивной базой, где можно заняться стрельбой из лука, подводным плаванием, участвовать в мини олимпиаде. Программу Multi-Activity в

Harrow School можно найти в каталоге оператора “Группа Йорк”. Изучение языка в сочетании с занятиями спортом доставляет детям не только удовольствие, но и способствует успеху в учебу так считают в компании EF (Education First). Здесь предлагают уроки английского в сочетании с парусными и другими водными видами спорта в курортном городе Торки. Цена полного пакета на 3 недели от $1690 (плюс $250 за занятия спортом).

Любители подвижных игр в дополнение к английскому могут заняться баскетболом (4 раза по 2 часа/нед.) в школе EF в Брайтоне ($1590 +$345 за 3недели) или теннисом (футболом) в Истборне. Разнообразные комбинированные программы в арсенале “Группы Йорк”. Elstree School и Mary Hare School недалеко от Ньюбери ждут ребят 11-17 лет на 4-недельные курсы, где важное место уделяется спорту: футболу, бейсболу,

плаванию. Стоимость программы $3120. В портфеле компании также различные спортивные детские центры Великобритании, предлагающие программы Language+Sport (от $600 за 2 недели), Sport & Multi-sport/ Pro-sport (без уроков английского языка). В школах Pro-sport ребята 11-16 лет занимаются вместе с английскими ровесниками теннисом, гольфом, хоккеем, футболом, плаванием ($620 за неделю, без трансфера, страховки, экскурсий).

Языковые центры Embassy – постоянные партнеры оператора BSI. Программы “Английский+спорт” для детей от 12 лет стоят $1145 (2 недели, плюс $90 за спортивные занятия). Здесь же дети могут брать дополнительные занятия по IT-технологиям (от $65/нед.) В июле начинаются заезды в школы образовательной группы Embassy CES. Этим летом отделения Embassy в Оксфорде,
Челтнеме и Сифорде предлагают дополнительные уроки языка IT-курсом. Стоимость курса в Оксфорде и Сифорде у компании “Эфес” – $1540 за 2 недели. Для юных любителей искусства оператор предлагает курс “Английский+музыка” в Шерборне ($2090/3 нед.) и даже уроки циркового мастерства в Стаффордшире и Норфолке ($1740/2 нед.) Для подростков знающих английский и интересующихся искусством,

“Инсайт-Лингва” выполняет программы в летней художественной школе при Лондонском институте дизайна и искусства. 2-недельные курсы различной специализации включают лекции по истории искусств, посещение музеев, галерей ($1492). В летних предложениях по Ирландии преобладают пакеты “Английский+отдых”. “Изумрудный остров” – прекрасное место для летнего отдыха и экскурсий в сочетании с совершенствованием английского языка.

Познакомиться с ирландскими танцами и песнями, поучаствовать в любительских спектаклях ребята могут в летнем лагере Camp Ireland в Дублине. Стоимость 2-недельной программы у “Элитур Клуба” – от $995. Программы “Английский+хобби” представлены в предложениях компании “Эфес”. Разброс цен – от $1159/2 нед. (мультиспорт в школах Лимерика и Корка) до $2050/2 нед. (музыка в школе DSE в

Дублине). Страны Средиземноморья Летом гостеприимная Мальта приглашает студентов совмещать изучение английского с занятиями различными видами водного спорта: дайвингом, виндсерфингом, парусным спортом. Например, 3-недельный курс серфинга (4 час./нед. с инструктором) в школе “Глобал Виллидж” стоит у компании EF $195. Занятия серфингом в школе

Link School of English обойдутся в $27/час дайвинг-курс Padi Open Water в $325 в школе ЕС (“Элитур Клуб”, “Канцлер”). Реже, по наблюдениям менеджеров турфирм, встречаются запросы на комбинации с другими видами спорта – теннисом, верховой ездой и др. Заняться английским и испанским языками, изучить различные спортивные игры вместе с испанскими детьми смогут наши юные соотечественники в летних международных лагерях в
Мадриде и Марбелье ($475/нед.). Курсы “Испанский+культура, история, литература” ($1650/4 нед.) и “Испанский+гольф/теннис/фламенко” ($1920/4 нед.) можно заказать у туроператора “Эфес”. Большой спектр комбинированных летних программ во Франции в каталоге “Элитур Клуба”. Оператор приглашает ребят 7-10 лет в школу CILS в Труасси на курсы “Французский+спорт” – выбор более чем из десятка видов спорта ($1250/2 нед.),

в школу CEI на Французский Ривьере ($1254/2 нед.+ $190 за 5 занятий серфингом/дайвингом), в школу CEI на побережье Атлантики – занятия серфингом, парусным спортом ($1187/2 нед.+ $150/12 час. спортивных занятий). Тем, кто изучает немецкий На курс “Немецкий+спорт” для подростков 15-18 лет в старинный город Меерсбург прглашает оператор “Альтус”. Стоимость – от $1055/2 нед. Заняться волейболом, футболом, бадминтоном и плаванием здесь можно бесплатно, а теннисом, водными лыжами,

парусным спортом и серфингом за дополнительные деньги. Один из лучших международных лагерей “Эльфы” на швейцарском курорте Вербье предлагает ребятам от 8 до 18 лет провести летние каникулы, совмещая занятия различными видами спорта (рафтинг, альпинизм и др.) с изучением языка на выбор. Стоимость такой программы в “Альтусе” – от $2709/2 нед. “Элитур

Клуб” может предложить в Германии летние языковые курсы в школах “Гумбольд-Института”, располагающих прекрасными спортивными возможностями. Стоимость 3-недельного курса – от $2100 до $2466. По другую сторону Атлантики Совместную летнюю программу с канадскими детьми в Onondaga Camp, одном из самых престижных лагерей Канады в 200 км от

Торонто, рекомендуют своим клиентам “Инсайт-Лингва” и “Элитур Клуб”. Программа предназначена для ребят с хорошей физической подготовкой и знанием английского языка. Их ждет большой выбор спортивных занятий, неформальное общение со сверстниками, проживание в палатках или деревянных домиках. Стоимость пребывания в лагере от $720/нед. Широкий выбор курсов “Английский+” в США у оператора “Группы
Йорк”. Уроки английского (20 урок/нед.) можно сочетать с посещением Диснейленда (от $2790/4 нед.), изучением компьютера (от $2210/2 нед.), занятиями гольфом (от $2730/2 нед.), теннисом (от $2220/2 нед.), водным ($2730/2 нед.) и конным спортом (от $2630/2 нед.). Полезные советы. – Выбирайте комбинированную программу так, чтобы в школе было как можно меньше русскоязычных детей и как можно больше организованного досуга. –

Готовясь к программе с проживанием в семье, нелишне запасти небольшие сувениры всем ее членам, заранее узнав о составе и круге интересов. Хороший вариант – национальные сувениры: хохлома, гжель, матрешки и пр. – Не рекомендуется звонить по телефону без разрешения хозяев дома, даже если звонок местный. А для международных разговоров лучше пользоваться уличными таксофонами. – Ребенку, отдыхающему по комбинированной программе, карманные деньги необходимы.

Рекомендуется по приезде отдать их руководителю, положить в школьный сейф и брать по мере необходимости на текущие расходы. Так они не будут потеряны, украдены или потрачены в первые дни. – Тем, кто отправляет детей в Англию, следует знать, что ребята до 15 лет не могут появляться на улице после 22.00 без сопровождения взрослых. За этим строго следит полиция. Заключение Предварительные итоги летнего сезона 2004 года оцениваются очень положительно.

Практически все образовательные операторы увеличили объемы продаж в среднем на 15-20%, причем потребительский спрос все более склоняется в сторону качественных и, соответственно более дорогих программ с наиболее популярной продолжительностью три-четыре недели и интенсивностью занятий 25-30 уроков в неделю. Выросло количество студентов, изучающих второй иностранный язык в шенгенских странах: во Франции, Испании, Германии, Австрии. Повышенный интерес вызвали курсы «В школу с мамой», «Английский
в семье учителя», краткосрочные курсы по дизайну, организованные вместе с Лондонским университетом искусств. Из стран безусловным фаворитом остается Великобритания, отмечают хорошую работу визовых служб британского посольства (до 90% студентов получили визы даже без собеседования) и качество предоставляемых услуг. Лучше всего продавались недорогие программы в Лондоне и на побережье.

Многие студенты интересовались университетскими центрами – Кембриджем и Оксфордом. Заметно вырос интерес к обучению в семье преподавателя. Хотя общая стоимость пакета средней летней языковой программы в Великобритании, в связи с инфляционными процессами, повысилась по сравнению с прошлым годом приблизительно на 20%, подорожали авиабилеты, это не смутило российских клиентов, желающих усовершенствовать свой иностранный

язык за рубежом. Также благодаря изменению визовой политики США и Канады в лучшую сторону произошло оживление и на этом направлении. Стабильно растет спрос на канадские лагеря отдыха, несмотря на высокие цены. Однако существует и ряд проблем. В связи с новым порядком получения мальтийской визы изменилась ситуация на этом направлении. Процедура получения визы усложнилась, увеличились сроки ее получения.

В этом сезоне уже снизился спрос на Мальту, не исключено, что эта тенденция сохранится. Постоянное, из года в год увеличение продаж обучающих туров при повышении цен на них, появление новых направлений и разнообразие курсов говорит о перспективе развития обучающего туризма.