Образы богов впоэмах Гомера
Происхождение греческойтрагедии
Вопрос о происхождениидревнегреческой трагедии принадлежит к числу наиболее сложных вопросов вистории античной литературы. Одна из причин этого состоит в том, что сочиненияантичных ученых, живших в V в. до н. э. и, вероятно, располагавших какими-тоеще более древними документами, в частности произведениями первых трагическихпоэтов, до нас не дошли. Наиболее раннее свидетельство принадлежит Аристотелю исодержится в главе IV его «Поэтики».
Греки считали, чтоэпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семьгреческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то жевремя не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзясчитать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. Вобеих поэмах собраны древние легенды, «рассказы путников» и свидетельствамикенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеровгероев делает «Илиаду» и «Одиссею» непохожими на устные эпические поэмы. Вовремена Писистрата обе поэмы были уже известны в своем окончательном виде.По-видимому, автор «Илиады» был ионийцем и написал поэму около 700 года до н.э.на богатом материале троянских сражений. Все события «Илиады» происходят втечение нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всюпредысторию троянской войны. Возможно, что «Одиссея» была написана позднее темже автором. Отношения героев «Одиссеи» более запутанные, их характеры менее «героические»и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание стран восточногоСредиземноморья. Между поэмами весьма тесная логическая связь, и возможно, что «Одиссея»была задумана как продолжение «Илиады».
Запись поэм Гомера былапроизведена не позднее VI века до н.э. и имела государственное значение. Длявсех древних греков «Илиада» и «Одиссея» являлись не только излюбленнымчтением. По ним велось обучение в школах. Подростки и юноши учились в доблестина примерах героев древних сказаний. Насколько широко были известны стихиГомера, можно судить по интересной находке, сделанной в Северном Причерноморье,где в античную эпоху находились процветающие греческие колонии. Это обломоккамня, на котором вырезано начало гомеровского стиха из «Илиады» – «Продвинулисьзвезды…». Поскольку надпись не закончена и сделана с ошибками, то ученыепредполагают, что высекал ее либо начинающий камнерез, либо ученик резчика,выполнявший упражнение. Но этот обломок камня с незаконченным стихом,вырезанным во II веке до н.э., ценен как свидетельство того, сколь велика быласлава Гомера.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея»,приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем несравнимоевлияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени.Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались вымыслом,красивыми легендами, облеченными в прекрасные стихи, не имеющие под собойникакой реальной основы. Однако археологу любителю Генриху Шлиманупосчастливилось после многих неудач раскрыть напластования древних городов нахолме Гиссарлык в Малой Азии (на территории современной Турции), где некогдастояла «Священная Троя» Гомера. После этого успеха Шлиман приступил к раскопкамМикен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера.
По-видимому,героический эпос древних греков складывался постепенно. На основе историческойреальности нескольких эпох и окончательно оформился в VIII веке до н.э. Средимногочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени,ни одно из них не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитиеобщечеловеческой культуры, как «Илиада» и «Одиссея».
Обе поэмы принадлежат кжанру героического эпоса, где рядом с известными историческими фигурамиобрисован легендарный и мифологический герой, полубоги и боги. Почтительноеотношение к богам, любовь и уважение к родителям, защита отчизны – вот основныезаповеди греков, воспроизведенные в поэмах Гомера. Поэма «Илиада» являетсянепревзойденной энциклопедией социальной жизни Давней Греции, моральных устоев,обычаев, культуры античного мира. Поэмы состояли из песен, каждую из которыхможно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или иномсобытии из жизни ее героев. Все они, так или иначе, участвуют в троянской войне.Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», таки в «Одиссее» — только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнегозападного края земли дородной Итаки.
Огромное мастерствослагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателяи поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.
Гомэровский эпос –черты жанра и его становление
Миф рождается стихиейсамой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифология всегда игралав культуре античности огромную роль. Ее понимание менялось, она по-разномутрактовалась, но все же оставалась проявлением античного мировоззрения.
Греческая мифологиясуществовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие сконцом общинно-родового строя. Она существенно отличается от ранних формустного народного творчества, где всегда ощущается стремление к фантазии ипоучению. В мифе живут особой жизнью и природа, и сами общественные формы,переработанные художественным образом, наделенные эстетической направленностью,отражающие мифологическую картину всего космоса, богов, героев, котораяпринимает законченно-систематический вид. В греческих мифах действуют боги,герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычныеземные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля),времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь,вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены),подземное и надземное царства (Олимп и Тартар). Греческая мифология — этокрасота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка,Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложныхвзаимоотношений, освоение духовного опыта. Поэмы Гомера представляют целуюгалерею индивидуально обрисованных типических образов. Люди и боги в поэмахГомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях. В обеих поэмах многорелигиозно – мифологических противоречий. Образы гомеровских поэм отличаютсяцельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характернадля эпохи «детства человеческого общества». Они обрисованы с замечательнойсилой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой. Олимпийские, доолимпийские боги были для древнего грека мифом. Каждое существо имело своюсвященную биографию, своё развернутое магическое имя, силой которого оноповелевало и совершало чудеса. Миф оказывался чудом и реальным предметом веры.
Зевс – верховный бог,но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; врешительные моменты он не знает, как поступить. Порой невозможно понять, когоон защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига,причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейныессоры. Зевс – весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. Воттипичное обращение к Зевсу:
Ты не обетам богов, аширяющим в воздухе птицам
Верить велишь? Презираюя птиц и о том не забочусь,
Вправо ли птицынесутся, к востоку денницы и солнца,
Или налево пернатые кмрачному западу мчатся.
Верить должны мыединому, Зевса великого воле,
Зевса, который и смертныхи вечных богов повелитель!
С переходом отматриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии, которую можноназвать героической, олимпийской или классической мифологией. Вместо мелкихбожков появляется один главный, верховный бог Зевс, патриархальная общинапоявляется теперь и на горе Олимпе. Зевс – главный бог «дальновержец», которыйпо сути дела решает все самые важные вопросы, а также борется с разного родачудовищами, заточает их под землю или даже в Тартар. Каждое божество вгреческом пантеоне выполняло строго определенные функции:
Зевс — главный бог,властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.
Гера — жена Зевса,богиня брака, покровительница семьи.
Посейдон — бог моря,брат Зевса.
Афина — богинямудрости, справедливой войны.
Афродита — богиня любвии красоты, рожденная из морской пены.
Арес — бог войны.
Артемида — богиняохоты.
Аполлон — богсолнечного света, светлого начала, покровитель искусств.
Гермес — богкрасноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших вцарство Аида — бога подземного царства.
Гефест — бог огня,покровитель ремесленников и особенно кузнецов.
Деметра — богиняплодородия, покровительница земледелия.
Гестия — богинядомашнего очага.
Древнегреческие богижили на заснеженной горе Олимп.
Теперь всем правитЗевс, все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния,которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью Впринципе как во всей древне Греческой, так и отдельно в гомеровском эпосесуществует изображения множество богов, но образы их меняются переходя изпроизведения в произведения. Роль божественного вмешательства (бог из машины),играет тут так же немаловажную роль. О божественном вмешательстве можногоговорить на примере Илиады. Там оно происходит повсеместно.
Ты не обетам богов, аширяющим в воздухе птицам
Верить велишь? Презираюя птиц и о том не забочусь,
Вправо ли птицынесутся, к востоку денницы и солнца,
Или налево пернатые кмрачному западу мчатся.
Верить должны мыединому, Зевса великого воле,
Зевса, который исмертных и вечных богов повелитель!
Знаменье лучшее всех — за отечество храбро сражаться!
Что ты страшишься войныи опасностей ратного боя?
Ежели Трои сыны приахейских судах мореходных
Все мы падемумерщвленные, ты умереть не страшися
Кроме богов существовалкульт героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес,Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. Самибоги поделились на два противоборствующих лагеря: одни поддерживают Афродиту,которая на стороне троянцев, другие за Афину, которая помогает ахейцам(грекам).
В «Илиаде» олимпийскиебоги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир,изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного мира. Богов от обычныхлюдей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться влюбое существо и бессмертие. Подобно людям, верховные божества нередко ссорилисьмежду собой и даже враждовали. Описание одной из таких ссор дано в самом начале«Илиады», когда Зевс, сидя во главе пиршествующего стола, угрожаетпобоями своей ревнивой и раздражительной супруге Гере за то, что она осмелиласьему возражать. Хромой Гефест уговаривает мать смириться и не ссориться с Зевсомиз-за смертных. Благодаря его усилиям вновь воцаряется мир и веселье.Златокудрый Апполон играет на лире, аккомпонируя хору прекрасных муз. С заходомсолнца пир заканчивается и боги расходятся по своим чертогам, воздвигнутым дляних на Олимпе искусным Гефестом. Боги как люди они имеют свои предпочтения исимпатии. Богиня Афина, покровительница греков, больше всего из них любилаОдиссея и помогала ему на каждом шагу. Зато бог Посейдон его ненавидел — мыскоро узнаем почему, — и это Посейдон своими бурями десять лет не давал емудобраться до родины. Десять лет под Троей, десять лет в странствиях, и толькона двадцатый год его испытаний начинается действие «Одиссеи». Начинается оно,как и в «Илиаде», «Зевсовой волей» боги держат совет, и Афина заступается предЗевсом за Одиссея.
Несмотря на то, что богивсе время появляются в «Илиаде» и помогают направить действие внужную поэту сторону, по сути дела интересы и поэта, и его героев сосредоточенына посюстороннем человеческом мире. От богов, как они изображены в«Илиаде», очевидно в духе эпической традиции, человеку не приходится ждатьсправедливости или утешения в жизненных горестях; они поглощены своимиинтересами и предстают перед нами существами с нравственным уровнем,соответствующим отнюдь не лучшим представителям человеческого рода. Один единственныйраз говорится в «Илиаде» о том, что Зевс карает людей занесправедливость, и при этом за неправосудие власть имущих он обрушиваетгубительный ливень на весь город («Илиада», ХV, 384 — 392).
Так устремились троянес неистовым воплем за стену;
Коней пригнали туда ж иу корм в рукопашную битву
С копьями острымистали; они с высоты колесниц их, (385)
Те же с высоты кораблейсвоих черных, на оных держася,
Бились шестамиогромными, кои в судах сохранялись
К бою морскому,сплоченные, сверху набитые медью.
Храбрый Патрокл, доколеахейцы с троянскою силой
Бились еще пред стеною,вдали от судов мореходных, (390)
В куще сидел у высокогодухом вождя Эврипила,
Душу ему услаждалразговором и тяжкую рану
Так, Зевс угрожаетГере, ненавидящей троянцев, тем, что разрушит город людей, любезных ей, и Гера предлагаетему, если он того захочет, разрушить три самых любезных ей города — Аргос, Спартуи Микены с их ни в чем не повинными жителями («Илиада», IV, 30 — 54).Эпические герои, имеющие свои человеческие недостатки, выглядят в нравственномотношении явно выше богов.
Ей негодующей сердцемответствовал Зевс тучеводец: (30)
«Злобная; старецПриам и Приамовы чада какое
Зло пред тобойсотворили, что ты непрестанно пылаешь
Град Илион истребить,благолепную смертных обитель?
Если б могла ты, войдяво врата и троянские стены,
Ты бы пожрала живых иПриама, и всех Приамидов, (35)
И троянский народ, итогда б лишь насытила злобу!
Делай, что сердцуугодно; да горький сей спор напоследок
Грозной вражды навсегдамежду мной и тобой не положит.
Слово еще изреку я, аты впечатлей его в сердце:
Если и я, пылающийгневом, когда возжелаю (40)
Град ниспровергнуть,отчизну любезных тебе человеков, —
Гнева и ты моего необуздывай, дай мне свободу!
Град сей тебе я предатьсоглашаюсь, душой несогласный.
Так, под сияющимсолнцем и твердью небесною звездной
Сколько ни зритсяградов, населенных сынами земными, (45)
Сердцем моим наиболеечтима священная Троя,
Трои владыка Приам инарод копьеносца Приама.
Там никогда мой алтарьне лишался ни жертвенных пиршеств,
Ни возлияний, ни дыма:сия бо нам честь подобает».
Вновь провещала к немуволоокая Гера богиня: (50)
«Три для менянаипаче любезны ахейские града:
Аргос, холмистая Спартаи град многолюдный Микена.
Их истреби ты, когдадля тебя ненавистными будут;
Я не вступаюсь за них иотнюдь на тебя не враждую.
Однако современные Гомерупредставления о божестве как блюстителе нравственного порядка, которые вразвернутом виде предстанут перед нами в поэмах Гесиода, прокладывают себе дорогуи в „Илиаду“, причем по большей части в прямой речи действующих лиц.Любопытно, что боги чаще фигурируют в таких высказываниях безымянно или подобобщенным именем Зевса. Еще большие уступки складывающимся представлениям обожестве — поборнике справедливости делаются в „Одиссее“. Гомер даже вкладываетв уста Зевсу в самом начале поэмы полемику с людьми, которые обвиняют богов всвоих несчастьях (I, 32 -43).
Рек он; и старецтрепещет и, слову царя покоряся,
Идет, безмолвный, побрегу немолчношумящей пучины.
Там, от судовудалившися, старец взмолился печальный (35)
Фебу царю, лепокудрыяЛеты могущему сыну:
»Бог сребролукий,внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь
Хрису, священную Киллуи мощно царишь в Тенедосе,
Сминфей! если когда яхрам твой священный украсил,
Если когда пред тобойвозжигал я тучные бедра (40)
Коз и тельцов, — услышьи исполни одно мне желанье:
Слезы мои отомстиаргивянам стрелами твоими!”
Боги Гомера бессмертны,вечно юны, лишены серьезных забот, и все предметы обихода у них золотые. И в«Илиаде», и в «Одиссее» поэт развлекает свою аудиторию рассказамио богах, и нередко боги выступают в ролях, каких постыдился бы любой смертный.Так, в «Одиссее» рассказывается о том, как бог Гефест хитро поймал наместе преступления с прелюбодеем богом Аресом свою жену Афродиту (VIII, 266 — 366).В «Илиаде» Гера бьет по щекам свою падчерицу Артемиду ее собственнымлуком (ХХI, 479 — 49б),
Но раздражилася Гера,супруга почтенная Зевса,
И словами жестокими такАртемиду язвила: (480)
«Как, бесстыднаяпсица, и мне уже ныне ты смеешь
Противостать? Но тебе ятяжелой противницей буду,
Гордая луком! Тебя лишьнад смертными женами львицей
Зевс поставил, над нимисвирепствовать дал тебе волю.
Лучше и легче тебепоражать по горам и долинам (485)
Ланей и диких зверей,чем с сильнейшими в крепости спорить.
Если ж ты хочешьизведать и брани, теперь же узнаешь,
Сколько тебя я сильнее,когда на меня ты дерзаешь!»
Так лишь сказала и рукибогини своею рукою
Левой хватает, аправою, лук за плечами сорвавши, (490)
Луком, с усмешкоюгорькою, бьет вкруг ушей Артемиду:
Быстро она отвращаясь,рассыпала звонкие стрелы
И, наконец, убежала вслезах. Такова голубица,
Ястреба, робкая,взвидя, в расселину камня влетает,
В темную нору, когда ейне сужено быть уловленной,- (495)
Так Артемида в слезахубежала и лук свой забыла.
Афродита плачет, жалуясьна раны, которые нанес ей смертный Диомед (V, 370 — 380),
Но Киприда стенящаяпала к коленам Дионы, (370)
Матери милой, и матерьв объятия дочь заключила,
Нежно ласкала рукой,вопрошала и так говорила:
«Дочь моя милая,кто из бессмертных с тобой дерзновенно
Так поступил, как быявно какое ты зло сотворила?»
Ей, восстенав, отвечалавладычица смехов Киприда: (375)
«Ранил меняДиомед, предводитель аргосцев надменный,
Ранил за то, что Энеяхотела я вынесть из боя,
Милого сына, которыйвсего мне любезнее в мире.
Ныне уже не троян иахеян свирепствует битва;
Ныне с богами сражаютсягордые мужи данаи!» (380)
а ее мать Диона утешаетее рассказом о том, что смертные гиганты От и Эфиальт засадили как-то в меднуюбочку самого бога войны Ареса, так что он едва не погиб там (V, 383 — 391).
Много уже от людей, наОлимпе живущие боги,
Мы пострадали, взаимнодруг другу беды устрояя.
Так пострадал и Арей,как его Эфиальтес и Отос, (385)
Два Алоида огромные,страшною цепью сковали:
Скован, тринадцать онмесяцев в медной темнице томился.
Верно бы там и погибнулАрей, ненасытимый бранью,
Если бы мачеха их,Эрибея прекрасная, тайно
Гермесу не дала вести:Гермес Арея похитил, (390)
Силы лишенного:страшные цепи его одолели.
С полной серьезностьюговорит всегда Гомер о наполовину персонифицированной судьбе — Мойре. Над нейне властны сами боги, и в ее руках находятся, в конечном счете, жизнь и смертьчеловека, победа и поражение в сражении. Мойра неумолима, к ней бессмысленно обращатьсяс молитвами и совершать жертвоприношения. Как это и естественно при таких религиозныхвоззрениях, мрачны и представления о загробной жизни, отражающиеся вгомеровских поэмах, они не оставляют человеку надежды на лучшее будущее послесмерти. Души умерших, подобные теням, обитают в преисподней, в царстве Аида.Они лишены сознания и сравниваются поэтом с летучими мышами. Только испив кровижертвенного животного, обретают они на время сознание и память. Сам Ахилл,которого Одиссей встречает во время своего путешествия в царство мертвых,заявляет ему, что он лучше хотел бы быть на земле поденщиком у бедняка, чем царствоватьнад тенями в подземном мире. Души умерших отделены от мира живых неодолимойпреградой: они не могут ни помочь оставшимся на земле своим близким, нипричинить зло своим врагам. Но даже этот жалкий удел бессмысленногосуществования в преисподней недоступен для душ, тело которых не было погребено надлежащимобразом. Душа Патрокла осит о погребении Ахилла («Илиада», ХХIII, 65- 92),
Так устремился от нихПосидаон, колеблющий землю. (65)
Первый бога постигОилеев Аякс быстроногий;
Первый он взговорил кТеламонову сыну Аяксу:
«Храбрый Аякс! безсомнения, бог, обитатель Олимпа,
Образ пророка приняв,корабли защищать повелел нам.
Нет, то не Калхас,вещатель оракулов, птицегадатель; (70)
Нет, по следам и поголеням мощным сзади познал я
Вспять отходящего бога:легко познаваемы боги.
Ныне, я чую, в груди уменя ободренное сердце
Пламенней прежнегорвется на брань и кровавую битву;
В битву горят у меня имогучие руки, и ноги». (75)
Быстро ему отвечалТеламонид, мужества полный:
«Так, Оилид! и моина копье несмиримые руки
В битву горят,возвышается дух, и стопы подо мною,
Чувствую, движутсясами; один я, один я пылаю
С Гектором, сыномПриама, неистовым в битвах, сразиться». (80)
Так меж собой говориливладыки народов Аяксы,
Жаром веселые бранным,ниспосланным в сердце их богом.
Тою порой возбуждалПосидаон задних данаев,
Кои у черных судовоживляли унылые души:
Воины, коих и силы подтяжким трудом изнурились, (85)
И жестокая грустьналегла на сердца их, при виде
Гордых троян, завысокую стену толпой перешедших:
Смотря на ихторжествующих, слезы они проливали,
Смерти позорнойизбегнуть не чаяли. Но Посидаон,
Вдруг посреди ихявившися, сильные поднял фаланги. (90)
Первому Тевкру и Леитуон предстал, убеждая,
Там Пенелею царю,Деипиру, Фоасу герою,
душа спутника Одиссея Эльпенораобращается с аналогичной просьбой к Одиссею («Одиссея», ХI, 51 — 80),
Прежде других предомною явилась душа Ельпенора;
Бедный, еще не зарытый,лежал на земле путеносной.
Не был он нами оплакан;ему не свершив погребенья,
В доме Цирцеи его мыоставили: в путь мы спешили.
[55] Слезы я пролил,увидя его; состраданье мне душу проникло.
Голос возвысив, ямертвому бросил крылатое слово:
«Скоро же, другЕльпенор, очутился ты в царстве Аида!
Пеший проворнее был ты,чем мы в корабле быстроходном».
Так я сказал;простонавши печально, мне так отвечал он:
[60] «О Лаэртид,многохитростный муж, Одиссей многославный,
Демоном злым погублен яи силой вина несказанной;
Крепко на кровлезаснув, я забыл, что назад надлежало
Прежде пойти, чтоб полестнице с кровли высокой спуститься;
Бросясь вперед, я упали, затылком ударившись оземь,
[65] Кость изломалпозвоночную; в область Аида мгновенно
Дух отлетел мой. Тебяже любовью к отсутственным милым,
Верной женою, отцом,воспитавшим тебя, и цветущим
Сыном, тобой вомладенческих летах оставленным дома,
Ныне молю (мнеизвестно, что, область Аида покинув,
[70] Ты в кораблевозвратишься на остров Цирцеи) — о! вспомни,
Вспомни тогда обо мне,Одиссей благородный, чтоб не был
Там не оплаканный я ибезгробный оставлен, чтоб гнева
Мстящих богов на себяне навлек ты моею бедою.
Бросивши труп мой совсеми моими доспехами в пламень,
[75] Холм гробовой надомною насыпьте близ моря седого;
В памятный знак же огибели мужа для поздних потомков
В землю на холме моемто весло водрузите, которым
Некогда в жизни, вашверный товарищ, я волны тревожил».
Так говорил Ельпенор,и, ему ечая, сказал я:
[80] «Все,злополучный, как требуешь, мною исполнено будет».
ибо в противном случаеих ждет еще более тяжкая участь — скитаться, не находя себе даже того горестногоуспокоения, которое ждет их в царстве мертвых.
Надо сказать, что как ввопросе о вмешательстве богов в земную жизнь людей, так и в том, что касаетсязагробной жизни, в «Одиссее» заметнее отразились новые тенденции вверованиях греков VIII в. до н. э. Отражением этих тенденций являются и стихи ХI,576 — 600, где говорится, что совершившие при жизни преступления против богов Титийи Сизиф несут наказание в преисподней, и стихи ХI, 568 — 571, согласно которымМинос – царь Крита, «славный сын Зевса» – и на том свете творит суд над тенями.
Сюжетно-композиционныеособенности и образная система поэм Гомера
Греческие мифырассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевсапощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по волеЗевса и начинается Троянская война. Елена исполнена презрения к Парису, нобогиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека (III,390-420) .
«В дом возвратится,Елена; тебя Александр призывает.
Он уже дома, сидит впочивальне, на ложе точеном,
Светел красой иодеждой; не скажешь, что юный супруг твой
С мужем сражался и сбоя пришел, но что он к хороводу
Хочет идти иль восселопочить, хоровод лишь оставив».
Так говорила, — и душуЕлены в груди взволновала:
Но, лишь узрела Еленапрекрасную выю Киприды,
Прелести полные перси истрастно блестящие очи,
В ужас пришла,обратилась к богине и так говорила:
«Ах, жестокая!снова меня обольстить ты пылаешь?
Или меня еще дальше, вкакой-либо град многолюдный,
Фригии град иль Меониирадостной хочешь увлечь ты,
Если и там обитаетлюбезный тебе земнородный?
Ныне, когда Менелай, набою победив Александра,
Снова в семейство менявозвратить, ненавистную, хочет,
Что ты являешься мне, сзлонамеренным в сердце коварством?
Шествуй к любимцу сама,от путей отрекися бессмертных
И, стопою твоей никогдане касаясь Олимпа,
Вечно при нем изнывай иласкай властелина, доколе
Будешь им названа илисупругою, или рабою!
Я же к нему не пойду, кбеглецу; и позорно бы было
Ложе его украшать; надомною троянские жены
Все посмеются; довольнои так мне для сердца страданий!»
гомер поэмагреческий трагедия
Ей, раздраженнаяЗевсова дочь, отвечала Киприда:
«Смолкни,несчастная! Или, во гневе тебя я оставив,
Так же могу ненавидеть,как прежде безмерно любила.
Вместе обоих народов,троян и ахеян, свирепство
Я на тебя обращу, ипогибнешь ты бедственной смертью!»
Так изрекла, — итрепещет Елена, рожденная Зевсом,
И, закрывшись покровомсребристоблестящим, безмолвно,
Сонму троянок невидимо,шествует вслед за богиней.
Скоро достигли ониАлександрова пышного дома;
Обе служебницыбросились быстро к домашним работам.
Тихо на терем высокийжена благородная всходит.
Там для нее, улыбаясьпленительно, кресло Киприда,
Земной причиной этойвойны было похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако этопохищение обосновывалось чисто мифологически. Один из греческих царей, Пелей,женился на морской царевне Фетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбеприсутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей, поэтомуотомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей».Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера (супругаЗевса), Афина (дочь Зевса и богиня войны и ремесел) и Афродита (дочь Зевса, богинялюбви и красоты). И когда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить егоПарису, сыну троянского царя Приама. Эти мифологические мотивы весьма позднегопроисхождения. Все три богини имели долгую мифологическую историю ипредставлялись в древности суровыми существами. Человек уже считает себянастолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами.
Боги постоянно вздорятмежду собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-тостоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либоморальный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво.Афина в пятой песни «Илиады» такая огромная, что от нее трещитколесница Диомеда, на которую она вступила, а в «Одиссее» этокакая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается безособого почтения. Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества:Гера, главная богиня на Олимпе, жена и сестра Зевса, Гера совоокая, онастановится покровительницей брака и семьи. Деметра, покровительница земледелия,с ней будут связаны Элисифнские мистерии. Афина, богиня честной, открытой войны(в отличие от Ареса), Афродита – богиня любви и красоты, Гестия – домашнегоочага, Артемида – приобрела красивый стройный вид, и стала образцом милого идружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя бога – Гефеста.Богами специального патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,которые славятся красотой и мудростью. Гермес из прежнего примитивного существастал покровителем торговли, скотоводства, искусства и всякого родачеловеческого мероприятия. Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в егоподчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперьк нему также можно обратиться за помощью. В принципе как во всей древнеГреческой, так и отдельно в гомеровском эпосе существует изображения множествобогов, но образы их меняются, переходя из произведения в произведения. Роль божественноговмешательства (бог из машины), играет тут так же немаловажную роль. Обожественном вмешательстве можно говорить на примере Илиады. Там оно происходитповсеместно.
Мифологический моментсоздает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватитьрационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства:боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но ичеловеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так жеярко, как человеческие. Затем, боги наделены многочисленными отрицательнымичертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собойбоги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевснередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам. В «Илиаде» люди и богипоказаны сражающимися как равные. От «Илиады» вторая гомеровская поэмаотличается обилием авантюрных и фантастических, сказочных мотивов.
В изображении общегохода действий, в сцеплении эпизодов и отдельных сцен огромную роль играет «божественноевмешательство». Сюжетное движение определяется необходимостью, лежащей внехарактера изображаемых героев, волею богов, «судьбою». Мифологический моментсоздает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально.Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства: боги Гомерагораздо более очеловечены, чем это имело место в действительной греческойрелигии, где еще сохранялся культ фетишей, почитание животным. Им полностьюприписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, и эпосиндивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. В «Илиаде»– Боги наделены многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны,жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: наОлимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере ипрочим строптивым богам. Никаким иллюзий «благости» божественного управлениямиром «Илиада» не создает. Иначе в «Одиссее» встречается и концепциябогов как блюстителей справедливости и нравственности Олимпийские боги являютсяскорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них. Подхтонизмом понимают ту мифологию, которая строится по типу стихийных ибеспорядочных явлений природы.
«Одиссея» рисует болеепозднюю эпоху, чем «Илиада» – в первой показана более развитаярабовладельческая система. Вместе с тем обе поэмы отмечены единством стиля икомпозиционных принципов, что делает их своего рода дилогией и диптихом. В обоихсюжет строится на фольклорно-сказочном мотиве «недостачи» (Ахилл хочет вернутьотобранную у него Бризеиду, Одиссей стремится к Пенелопе и мстит женихам,пытающимся отобрать ее у него), действие связано с великими испытаниями иутратами (Ахилл теряет друга и свои доспехи, оружие; Одиссей лишается всехсвоих спутников и кораблей, а в финале главный герой воссоединяется с любимой,хотя это торжество отмечено и печалью (похороны Патрокла, предчувствие близкойгибели Ахилла; новые тревоги Одиссея, которому судьба посылает очередныеиспытания) по воле богов.
В «Одиссее» начало, иконец поэмы посвящены эпизодам на Итаке, а композиционный центр отдан рассказуОдиссея о его странствиях, в которых главное место занимает его спуск в Аид,непосредственно перекликающийся с «Илиадой» (беседа Одиссея с душами Ахилла иАгамемнона). Эта симметрия имеет большую смысловую нагрузку, образно воплощаямифологические представления поэта о цикличном движении времени и о сферическомустройстве гомеровского космоса. Ритмическая упорядоченность помогает Гомерукак-то согласовывать и сглаживать многочисленные противоречия, неувязки втексте его поэм, служившие издавна аргументом многих противников авторстваГомера. Эти неувязки в основном сюжетные: в «Илиаде» один эпизодическийперсонаж убит (царь Пилемен)
Там Пилемена повергли, Ареюподобного мужа,
Бранных народов вождя,щитоносных мужей пафлагонян,
Мужа сего Атрейон Менелай,знаменитый копейщик,
Длинным копьем,сопротиву стоящего, в выю уметил;
а в песни 13 оноказывается жив и прочие.
Там на него налетелГарпалион, царя Пилемена
Доблестный сын: заотцом он любезным последовал к брани
В «Одиссее главныйгерой только ослепил Полифема,
Ближе к циклопу его изогня подтащил я. Кругом же
Стали товарищи. Богвеликую дерзость вдохнул в них.
Взяли обрубок из дикойоливы с концом заостренным,
В глаз вонзили циклопу.А я, упираяся сверху,
Начал обрубок вертеть,как в бревне корабельном вращает
Плотник сверло, адругие ремнем его двигают снизу,
Взявшись с обеихсторон; и вертится оно непрерывно.
Так мы в глазу великанаобрубок с концом раскаленным
Быстро вертели.Ворочался глаз, обливаемый кровью:
Жаром спалило емуцеликом и ресницы и брови;
Лопнуло яблоко, влагаего под огнем зашипела.
Так же, как если кузнецтопор иль большую секиру
Сунет в холодную воду,они же шипят, закаляясь,
И от холодной водыстановится крепче железо, –
Так зашипел его глазвкруг оливковой этой дубины.
Страшно и громко завылон, завыла ответно пещера.
В ужасе бросились встороны мы от циклопа. Из глаза
Быстро он вырвал обрубок,облитый обильною кровью,
В бешенстве прочь отсебя отшвырнул его мощной рукою
И завопил, призываяциклопов, которые жили
С ним по соседствусредь горных лесистых вершин по пещерам.
Громкие вопли услышав,сбежались они отовсюду,
Вход обступили в пещеруи спрашивать начали, что с ним:
— Что за бедаприключилась с тобой, Полифем, что кричишь ты
Чрез амвросийную ночь исладкого сна нас лишаешь?
Иль кто из смертныхлюдей насильно угнал твое стадо?
Иль самого тебякто-нибудь губит обманом иль силой? –
Им из пещеры в ответзакричал Полифем многомощный:
— Други, Никто! Ненасилье меня убивает, а хитрость! –
Те, отвечая, к немуобратились со словом крылатым:
— Раз ты один и насильяникто над тобой не свершает,
Кто тебя может спастиот болезни великого Зевса?
Тут уж родителю толькомолись, Посейдону-владыке! –
Так сказавши, ушли. Имое рассмеялося сердце,
Как обманули его моеимя и тонкая хитрость.
Афина же говорит Одиссею:ты разгневал Посейдона «умерщвлением милого сына». Но большинство авторитетныхгомероведов признает теперь, что древний поэт, комбинируя различные мифы, могне заботиться о согласовании всех мелких деталей друг с другом. Тем более что илитераторы нового времени, замечая противоречия в своих печатных произведениях,не всегда хотят исправлять их, как об этом с улыбкой говорит Теккерей, как идля Шекспира, Сервантеса, Бальзака и др. великих авторов, допускавших те илииные несогласованности в своих произведениях, куда важнее была забота оединстве целого.
Никаким иллюзий«благости» божественного управления миром «Илиада» не создает. Иначев «Одиссее» там наряду с чертами, напоминающими богов «Илиада», встречается иконцепция богов как блюстителей справедливости и нравственности
Греческие мифырассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевсапощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по волеЗевса и начинается Троянская война. Земной причиной этой войны было похищениецарицы Елены троянским царевичем Парисом. Однако это похищение обосновывалось чистомифологически. Один из греческих царей, Пелей, женился на морской царевнеФетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбе присутствовали все боги, кромеЭриды, богини раздора, замыслившей, поэтому отомстить богам и бросившей богинямзолотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Миф повествовал, что претендентамина обладание этим яблоком явились Гера (супруга Зевса), Афина (дочь Зевса ибогиня войны и ремесел) и Афродита (дочь Зевса, богиня любви и красоты). Икогда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить его Парису, сынутроянского царя Приама. Эти мифологические мотивы весьма позднегопроисхождения. Все три богини имели долгую мифологическую историю ипредставлялись в древности суровыми существами. Человек уже считает себянастолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами. Дальнейшееразвитие данного мифа только усугубляет этот мотив относительного бесстрашиячеловека перед богами и демонами: Парис присуждает яблоко Афродите, и тапомогает ему похитить спартанскую царицу Елену.
Гомеру приписывали разнообразнейшиепознания во всех сторонах жизни – от военного искусства до земледелия и искалив его произведениях советы на любой случай, хотя ученый-энциклопедистэллинистической эпохи Эратосфен и пытался напоминать, что главной целью Гомера былоне поучение, а развлечение.
Гомер – это начало началвсей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символдвижения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональноевосприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всейчеловеческой культуры.
Величайшим новаторствомГомера, которое и выдвигает его в статус создателя всей европейской литературы,является принцип синекдохи (часть вместо целого). Взятый им как основа сюжет строения«Илиады» и «Одиссеи», — не все десять лет Троянской войны(как то предполагалось мифом), а всего лишь 51 день. Из них полно освещенысобытия девяти дней. Не десять лет возвращения Одиссея, а всего 40 дней, изкоторых наполнены важными событиями опять-таки девять дней. Такаяконцентрированность действия позволила Гомеру создать «оптимальные» объемы поэм(15 693 стихотворные строки в «Илиаде», 12 110 строк в«Одиссее»), которые, с одной стороны, создают впечатление эпическогоразмаха, с другой же — не превышают размеры среднего европейского романа.Предвосхитил Гомер и ту традицию в прозе XX в., которая побуждает романистовограничивать действие больших романов одним или несколькими днями (Дж. Джойс,Э. Хемингуэй, У. Фолкнер).
При написании этойработы мы не ставили себе цель ответить на какие-либо вопросы, а простопопытались сделать некий небольшой общий обзор на тему образ богов в поэмахГомера.
Переводы ГомераДревнерусский читатель мог найти упоминания о Гомере (Омире, как его называлина Руси, следуя византийскому произношению) уже в «Житии»первоучителя Кирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных уже вкиевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворногоприложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову.Тредиаковский перевел гекзаметром — тем же стихотворным размером, которым писалГомер роман французского писателя Фенелона «Приключения Телемаха»,написанный по мотивам «Одиссеи», а точнее «Телемахии», окоторой упоминалось выше. «Телемахия» Тредиаковского содержала рядвставок — прямых переводов с греческого. Во второй половине XVIII века поэмыГомера переводил Ермил Костров. В XIX веке были сделаны ставшие классическимипереводы «Илиады» Гнедичем и «Одиссеи» Жуковским. По поводуперевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму: «Кривбыл Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера Боком одним с образцом схож и егоперевод». Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму и написалследующую: «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи Старцавеликого тень чую смущенной душой». После Гнедича перевод«Илиады» был осуществлен еще и Минским, а затем, уже в советскоевремя — Вересаевым, однако эти переводы были не столь удачны. Переводом же«Одиссеи» после Жуковского долгое время никто не занимался и все жечерез почти 100 лет после Жуковского «Одиссею» перевел Шуйский, азатем и Вересаев, но опять же, эти переводы не получили столь широкогораспространения и признания.
Ярко выраженостремление поэта придать этим объемным произведениям определенную связность(через организацию фабулы вокруг одного основного стержня, сходного построенияпервой и последней песен, благодаря параллелям, связывающим отдельные песни,воссозданию предшествующих событий и предсказанию будущих). Но более всего оединстве плана эпопеи свидетельствуют логичное, последовательное развитиедействия и цельные образы главных героев.
Стоит обратить вниманиена два вида мифологического у Гомера, а именно на хтонизм и героизм. Подхтонизмом понимают ту мифологию, которая строится по типу стихийных ибеспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда простозвериных, а зачастую дисгармонических(керы, гарпии, эринии, доолимпийскиебожества ). Героическая мифология, наоборот, оперирует уже с образами чисточеловеческими, более или менее уравновешенными или гармоническими, содержащимив себе установку на определенные принципы и мораль. Олимпийские боги являютсяскорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них.
Литература
1. Гомер «Илиада», М.,«Правда», 1984.
2. Гомер «Одиссея», М.,«Правда», 1984.
3. Лосев А. Ф. «Гомер», М.,1960.
4. Шестаков С. «О происхождениипоэм Гомера», Казань, 1892.
5. Шталь И. В. «Одиссея»героическая поэма странствий”, М., «Наука», 1978