ведение
История России знает периоды постепенного развития своейгосударственности, когда поколение за поколением в рамках одной царствующейдинастии происходило развитие социальных и правовых институтов. Этопоступательное движение вперед имело резкие взлеты (например, время реформПетра Первого) и периоды постепенного развития. Развитие государстваРоссийского на основе преемственности традиций шло веками. Но есть в российскойистории и период, когда все действующие государственный институты былиразрушены, а новые строились на принципиально новых принципах. Построенная на«обломках старого мира» партией большевиков Советская республикаобъединила вокруг себя отколовшиеся после распада царской империи национальныеокраины в Советский Союз – СССР.
Это государство за невероятно короткий по историческим меркампериод – семь десятилетий – прошло путь от состояния гражданской войны досупердержавы, интересы и влияние которой чувствовались в любой точке земногошара.
Историография социалистического периода истории России достаточнонеоднозначна и противоречива. Литература советского периода пронизанакоммунистической идеологией, российские авторы 90-х годов ХХ века бросились вдругую крайность, когда за тоталитаризмом и коммунистической диктатурой непоказывались реальные достижения юридической науки того периода. Все это стимулируетк творческому переосмыслению всего прочитанного. В трудах и учебных пособияхпоследнего десятилетия (авторы – В.Чиркин, О.Чистяков, В.Баглай) взгляд насоветское конституционное строительство стремится к объективному рассмотрениюстоль сложной проблемы.
История развития советской государственности неразрывно связана систорией развития его права. Конституция – фундамент правовой системы любогогосударства, поэтому при развитии государственно-правовых отношенийконституционное строительство – непременное условие.
Целью данной работы является изучение особенностей КонституцийСоветского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свойОсновной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей сизменением и развитием общественных и экономических отношений, политическойсистемы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяетисторию развития государства как историю борьбы классов, на этой основе иписались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия,и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология. Наглядным примером связисоветского права и классовой борьбы является эволюция закрепленного в этихКонституциях избирательного права для различных категорий граждан.
В истории Союза Советских Социалистических Республик — СССРнасчитывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1918,1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей разработки, принятия ихарактерным чертам конституции 1918г. посвящена эта работа.
1 Разработка и принятиеконституции РСФСР 1918 года
После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. врезультате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопросзаконодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящейпартии на территории России. Существовавшая до этого времени государственнаясистема была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принятьосновополагающие, имеющие конституционное значение законы. Победа Октябрьскойреволюции и создание Республики Советов как одной из форм диктатурыпролетариата по мысли большевиков направлена была на разрушение старогобуржуазного правопорядка и формирование нового советского правопорядка.
Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездовСоветов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «Оземле», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», «О федеральныхучреждениях Российской Республики». Особенно велика была роль Конституции РСФСР1918г., закрепившая конституционные принципы построения советского государства,структуру государственного аппарата и порядок его функционирования, правовойстатус советских граждан, их права и обязанности. Первая советская Конституция— Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базой всей формировавшейсясистемы.
Взгляды большевиков на право и его роль были сформулированы наоснове обобщения исторического опыта европейских буржуазных революций иособенно самой радикальной из них Великой Французской революции конца XVIII в. Ведь именно в ходе этойреволюции наиболее решительно была разрушено и отброшено старое феодальноеправо, закреплявшее сословную структуру общества и сословные привилегии иограничения, а также феодальную собственность и феодальные повинности.
Таким образом, исторический опыт подтверждает, что каждый новыйкласс, приходящий к власти, не может себя связывать законами свергнутыхклассов, и слова лидера большевиков В. Ленина о том, что «диктатура естьвласть, опирающаяся на насилие, не связанное никакими законами»вовсене означает, что в условиях пролетарской диктатуры не должно быть законов изаконности, а лишь произвол и анархия. Это значит, что власть не связанакакими-либо законами, исходящими не от самого господствующего класса. Наоборот,именно господствующий класс диктует законы и, по мере формирования своегогосударственного аппарата, судов, правоохранительных органов и установленияконтроля за территорией и населением страны, добивается их претворения в жизнь.Отсюда и содержание законов определяется господствующим классом исходя изинтересов укрепления его руководящего положения в обществе, проведения в жизньпрограммы преобразований, соответствующих его классовым целям, а вовсе несоображениями какой-либо абстрактной «справедливости».
Для того чтобы иметь средства на решение социальных проблембольшевики считали необходимым превратить основные средства производства вобщенародное достояние, то есть национализировать землю и ее недра (добычуполезных ископаемых), банки, крупную промышленность, внешнюю торговлю, железныедороги, торговый флот, средства связи и т. д… Национализация рассматриваласькак средство для устранения чрезмерной поляризации общества — концентрацииневиданного богатства и роскоши в руках узкого слоя финансово-промышленнойэлиты и тесно связанной с ней высшей бюрократии и относительного обнищанияшироких масс трудящихся.
Национализация основных средств производства и государственноерегулирование экономики призваны были по мысли большевиков, перераспределитьдоходы от производства от частного паразитического потребления социальныхверхов на обеспечение социальных программ в интересах основной массы трудовогонаселения страны.
Реализация столь грандиозной программы была рассчитана надолгосрочную перспективу. Ближайшей задачей являлось конституционно-правовоезакрепление становления советского государства.
В первых правовых актах Советской власти — в обращении II Всероссийского съездаСоветов «Рабочим, солдатам и крестьянам», «О полноте власти Советов», в«Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» — документеконституционного значения, принятом III Всероссийским съездом Советов, законодательно провозглашалосьпринципиальное положение, что вся государственная власть целиком иисключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочныхорганов — Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соответственноза трудящимися закреплялось право избирать и быть избранными в Советы.
Основные положения первых декретов Советской власти затем былиразвиты и конкретизированы в первой Советской Конституции — Конституции РСФСР1918 года, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.
В Конституции была сформулирована основная задача Советскогогосударства — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, подавлениесвергнутых эксплуататоров и установление социалистической организации общества.В Конституции указывалось, что первыми шагами на пути реализации этой задачиявляются: национализация (социализация) земли и ее недр, лесов, банков,аннулирование кабальных иностранных займов, переход основных командных высотуправления народным хозяйством (в том числе заводов, фабрик и рудниковобщегосударственного значения, железных дорог, морского и речного транспорта ит. д.) в руки Советской власти.
Создание основ социалистической экономики большевики рассматриваликак решающий фактор, определявший сущность Советской Конституции.Следовательно, возникавшее советское право, юридической базой которого являласьКонституция РСФСР 1918 г. закрепила смену господствующего класса, каковымтеперь стал рабочий класс в союзе с трудящимся крестьянством, что и получилоотражение и в системе органов власти, и в порядке их формирования(избирательной системе), и в правовом статусе граждан. Конституция закрепилатакже важнейший результат любой революции и социалистической в том числе —передел собственности и изменение ее форм, что нашло отражение во всей системенового права. Все это означало принципиальный разрыв советского права со старымдореволюционным правом. Этот разрыв справедливо подчеркивался во всей научной иучебной историко-правовой литературе. Однако, при всей революционности новогоправа оно не могло возникнуть на абсолютно пустом месте, игнорируя многовековуюисторию права, накопленный человеческой цивилизацией уровень как общей, так и,особенно, правовой юридической культуры, юридической техники.
Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, апервым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И.Лениным «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая IIIВсероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы новогообщественного строя — национализацию земли, переход к национализациипромышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанностьтрудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.
В Декларации были зафиксированы основы государственного строя:«Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основесвободного союза свободных наций, как федерация советских национальныхреспублик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. ВДекларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Такимобразом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функцииКонституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломкахстарой империи государства.
Важнейшую роль играли законодательные акты Всероссийских съездовСоветов, имевшие конституционное значение, такие как декреты «О мире» и «Оземле», «О федеральных учреждениях Российской Республики». Особенно велика былароль Конституции РСФСР 1918г., закрепившая конституционные принципы построениясоветского государства, структуру государственного аппарата и порядок егофункционирования, правовой статус советских граждан, их права и обязанности.Первая советская Конституция — Конституция РСФСР 1918 г. явилась правовой базойвсей формировавшейся системы.
III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию о формированиикомиссии, и весной 1918г Ленин поручил ВЦИКу заняться разработкой подробнойКонституции Советской Республики. Конституционная комиссия формировалась в ЦК партиибольшевиков. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем — М.Н. Покровский, секретарем — В.А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты вкомиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенноеколичество беспартийных и также членов других партий, в частности, левыхэсеров.
Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу,однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло,поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить10—12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все еечлены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистамиобеспечивалось всегда.
Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила без всякихспоров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить накаждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только намежпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно,ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистическогогосударства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственногостроительства был весьма невелик.
Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по деламнациональностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции,известному специалисту профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады обосновных принципах устройства Российской республики, которые должны найтиотражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проектаосновных положений Конституции, главным содержанием которых была проблемафедерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос —пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем болеене может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии сэтим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун»,практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездови т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла быспособствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом созданиянациональной государственности, она была неосуществима и опасна.
И. В. Сталин стоял на иных позициях.
Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственногостроительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальномупринципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и,разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона.
До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы.Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и внаркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и
3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проектКонституции был опубликован.
Первые годы после октября 1917 г. декреты, имевшиеобщегосударственное значение, кроме Всероссийских съездов Советов издавалитакже ВЦИК, Совнарком и даже народные комиссариаты. Так, к примеру, декрет «Орабочей милиции» от 27 октября (10 ноября) 1917 г. издал НКВД, а «Руководящиеначала по уголовному праву» от 12 декабря 1919 г. изданы наркоматом юстиции.
Всероссийское законодательство дополнялось законодательствомместных советов. Советы всех уровней составляли единую пирамиду Советов иявлялись полновластными органами пролетарской диктатуры на местах,соответственно и их акты имели силу законов на подведомственной территории.Поскольку Всероссийское законодательство не поспевало за ходом жизни и носилофрагментарный характер, то местное законотворчество восполняло пробелы в правеи решало возникавшие на практике неурегулированные всероссийскимзаконодательством вопросы.
Создавая новую советскую систему права, принципиально отличавшуюсяот старого буржуазного права, советская власть не могла сохранить в целом всюсистему дореволюционного права. Но это вовсе не означает, что отдельные нормыдореволюционного права, особенно те, которые отражали общесоциальные задачи,без решения которых не может существовать никакое человеческое сообщество (неубий, не укради и т. д.), а также нормы технического характера не могут бытьиспользованы и новой властью. Этим и объясняется, что в декрете «О суде» № 1говорилось о возможности для судов временно, впредь до издания соответствующихсоветских законов, руководствоваться законами свергнутых правительств, но лишьпостольку, поскольку они не противоречили декретам Советской власти,революционной совести и революционному правосознанию, а также программамминимум партий большевиков и левых эсеров (поскольку на момент издания декрета«О суде» №1 советское правительство было двухпартийным). К лету 1918 г. ссылкана законы «свергнутых правительств» были запрещены. Но «революционнымправосознанием» как суды, так и органы государственного аппаратаруководствовались в случае отсутствия соответствующих законодательных норм навсем протяжении гражданской войны, вплоть до кодификации советского права впервой половине 1920-х гг., когда в основном завершилось формирование системысоветского законодательства. Основным ориентиром, определившим параметрыреволюционного правосознания, являлись Конституция РСФСР и декреты Советскойвласти.
Характерной особенностью законотворческого процесса являлосьучастие в нем широких масс трудящихся и их общественных организаций. Так вподготовке Положения о рабочем контроле, Положения о ВСНХ и других аналогичныхактов активно участвовали профсоюзы и иные общественные организации и дажепредставители предпринимателей. В основу декретов «Об уравнении в правах всехвоеннослужащих» от 16 декабря 1917 г. и «О выборном начале в армии» былиположены проекты, выработанные Общеармейским комитетом при Ставке. Затем этипроекты были обсуждены и одобрены Общеармейским съездом. Декрет «Онационализации торгового флота» согласовывался с ЦК Всероссийского союза речникови моряков торгового флота.
Аналогичная практика привлечения профсоюзов и иных общественныхорганизаций трудящихся к подготовке и обсуждению проектов нормативных актовполучила распространение и на уровне местных советов. Насколько велик былразмах местного правотворчества свидетельствует тот факт, что даже на уровнеотдельных сел и деревень на сельских сходах разрабатывались различные местныезаконопроекты, а нередко они и рассматривались в качестве источников права наместном уровне.
Однако столь широкий размах местного правотворчества имел и другуюсторону. Многие местные органы Советской власти не всегда правильно понимаялозунг полновластия Советов, проявляли элементы местничества и сепаратизма ииздавали акты, которые подчас не только далеко выходили за рамки ихкомпетенции, установленной Конституцией РСФСР 1918 г., но и противоречили актамцентральной власти. Это объяснялось как отсутствием опыта функционированияСоветского государственного аппарата, который создавался впервые в мире, так исепаратистскими настроениями многих работников на местах.
Правящей партии большевиков и органам центральной Советской властиприходилось вести упорную борьбу против сепаратизма, за внедрение в работуместных органов Советской власти, и соответственно, в процесс законотворчествапринципа демократического централизма. Существенную роль в этом сыгралоПостановление Чрезвычайного VI Всероссийского съезда Советов «О точном соблюдении Законов», вкотором предписывалось всем органам и должностным лицам, а также и гражданам точнои неуклонно соблюдать постановления, положения и распоряжения, издаваемыецентральной советской властью. Меры, отступающие от законов центральных органовРСФСР или выходящие за их пределы, допускались лишь в том случае, если они быливызваны экстренными условиями гражданской войны с контрреволюцией. Но в этихслучаях требовалось немедленное сообщение о подобных мерах в Совет НародныхКомиссаров, с копией для заинтересованных центральных ведомств, с объяснениемпричин таких действий и лиц, ответственных за принятие подобных мер.
В дальнейшем был упорядочен и процесс нормотворчества вЦентральных органах советской власти. Постановлением «О советскомстроительстве» VIII Всероссийского съезда Советов от 29 декабря 1920 г.устанавливалось, что законодательные акты, имеющие общегосударственноезначение, имеют право издавать лишь Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, егоПрезидиум и СНК.
Более точно была разграничена законодательная компетенция ВЦИК иСНК. Декреты, касающиеся установления общих норм политической и экономическойжизни, а также вносящие коренные изменения в существующую практикугосударственных органов, обязательно рассматриваются и утверждаются ВЦИК,причем законопроекты такого рода публикуются и рассылаются местным органамСоветской власти для предварительного обсуждения и выявления их мнения непозднее, чем за две недели до обсуждения соответствующего законопроекта и егоутверждения ВЦИК. Такой порядок позволял законодателю учитывать мнения иинтересы местных органов власти и населения. Совет Народных Комиссаров издавалдекреты общегосударственного характера по вопросам не терпящим отлагательства,а также по военным и иностранным делам и делам, влекущим обязательства дляРСФСР. Причем Президиуму ВЦИК представлялось право отменять постановления СНК спредставлением соответствующего доклада на ближайшей сессии ВЦИК.
Устанавливался более эффективный порядок контроля зазаконотворческой деятельностью местных органов советской власти. Так, актыместных съездов Советов могли быть отменены лишь вышестоящими съездами, ихисполкомами, ВЦИК и его Президиумом, а постановления местных исполкомов, такжеи СНК.
Таким образом, уточнялось понятие декрета как источника права, атакже разграничивались законодательные акты как источники праваобщегосударственного и местного уровня. Вместе с тем в связи с фрагментарностьюсоветского законодательства и наличием существенных пробелов в праве рольисточника права играло революционное правосознание.
Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотреныспециальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобренпервый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. былаобразована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениямион был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было порученоокончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести вдействие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» ис этого момента вступил в силу.
2 Основные принципы Конституции 1918 г.
Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шестиразделах:
I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
II. Общие положения Конституции РСФСР;
III. Конструкция Советской власти (организация советской власти вцентре и на местах);
IV. Активное и пассивное избирательное право;
V. Бюджетное право;
VI. О гербе и флаге РСФСР.
В Декларации определялась социальная основа новойгосударственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — системаСоветов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательнозакреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли,недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституцииопределялся как «переход от капитализма к социализму».
Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер,субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось такжесоздание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих изнескольких национальных областей.
Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийскийсъезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съездизбирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный ИсполнительныйКомитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет НародныхКомиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевыенародные комиссариаты. В городах и селениях создавались городские и сельскиесоветы.
Компетенция центральных органов власти определялась следующимобразом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение иизменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключениемира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой,устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организациивооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировалиобщегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладалисключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразутри высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний могиздавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившиеобщеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.
Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, былопроведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. Впределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия пореализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование«демократического централизма».
Явно политизированными являлись положения избирательной системы. Квыборам допускались только отдельные социальные слои, в отношении которых недопускались ограничения по признакам пола, национальности, образования,вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».Конституция допускала лишение «эксплуататоров» любых прав, если этиправа используются в ущерб «трудящимся». Прямо предусматривалось идва конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных правлиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих нанетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников,некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военнойслужбы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляетсятолько трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось исполнение иныхвоенных обязанностей. Исключение из избирательного корпуса«социально-чуждых элементов» не позволяет рассматривать избирательноеправо Конституции 1918 года как всеобщее.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в Советы(правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу).Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующихуровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принциповпредставительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр,предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный,так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытогоголосования.
В Конституции обозначались только те права и свободы, которыемогли обеспечиваться государством без дополнительного финансирования: свободасовести (ст.13), свобода слова и печати (ст.14), свобода собраний (ст.15),свобода объединения во всякого рода союзы (ст.16). Но конституционно незакреплялось, например, право на образование — не было материальных средств.Однако демократия была только для трудящихся. Конституция не признавалаформального равенства прав. Конституция закрепляла всего две обязанности:трудиться и защищать социалистическое государство.
3Разработка проекта Конституции РСФСР
Каждая власть, ставшая таковой, особенно в результате переворота итем более социальной революции стремится закрепить свою легитимностьконституцией, утвержденной или всенародным референдумом или высшимпредставительным органом законодательной власти. Это важно также дляупорядочения государственного аппарата, создаваемого новой властью,взаимоотношения центра и мест и т. д. И большевики это хорошо понимали. Уже на III Всероссийском съездеСоветов приняты были такие важнейшие акты как «Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях РоссийскойРеспублики» заложившие основы будущей советской конституции. Тогда же (в январе1918 г.) III Всероссийский съезд советов поручил ВЦИК разработать проектКонституции. Однако реально ВЦИК смог заняться вопросом о конституции лишьпосле ратификации IV Всероссийским съездом советов Брестского мирного договора.
1 апреля 1918 г. ВЦИК принял постановление о созданииКонституционной комиссии в составе 15 человек. От фракции большевиков в неевошли Я.М. Свердлов (председатель), М.Н. Покровский и И.В. Сталин, от левыхэсеров — ДА. Магеровский и А.А. Шрейдер и от эсеров-максималистов — А.И.Бердников. В комиссию вошли также представители ряда наркоматов: юстиции (в томчисле известные профессора-юристы М.А. Рейснер, А.Г. Гойхбарг, Г.С. Гурвич), поделам национальностей, финансов, внутренних дел, ВСНХ, по военным делам.
С самого начала работы комиссии, в ней развернулась жесткаядискуссия. В центре внимания оказался вопрос о диктатуре пролетариата.Большевики рассматривали диктатуру пролетариата как важнейший конституционныйпринцип, выражавший в переходный от капитализма к социализму период сущностьсоциалистического государства и требовали формального закрепления этого принципав Конституции. Левые эсеры против этого категорически возражали. За этим,казалось бы, на первый взгляд абстрактно теоретическим спором, вдействительности скрывались вполне конкретные вопросы чрезвычайно важные дляспорящих сторон. В действительности речь шла о борьбе за власть. Проиграв на IV Чрезвычайном съезде Советовбольшевикам по вопросу о ратификации Брестского мира, выйдя из состава СНК ипотеряв министерские посты левые эсеры давали бой большевикам в Конституционнойкомиссии, стремясь подготовить условия для своего возвращения во власть. Темболее, что к концу весны 1918 г. противоречия между большевиками и левымиэсерами существенно усилились. К прежним спорам о внешней политике (Брестскиймир) добавились противоречия по продовольственной политике, отношения кзажиточным слоям крестьянства и т. д.
Большевики видели свою задачу в Конституционной комиссии в том,чтобы закрепить в конституционном порядке уже сложившуюся в основном системуорганов советской власти, придать ей четкость и стройность и, главное, укрепитьвластную «вертикаль» с тем, чтобы превратить государственный аппарат в мощныйрычаг, при помощи которого можно было бы не только преодолеть сепаратизм,местничество и опасность развала страны, но и преобразоватьсоциально-экономическую и политическую структуру общества.
Левые эсеры в Конституционной комиссии стремились к тому, чтобы недопустить усиления аппарата большевистской власти а, наоборот, сохранитьавтономность местных властей от большевистского центра, особенно тех местныхорганов, где было наибольшим их влияние. Чтобы убедиться в этом достаточнопроследить ход наиболее жарких дискуссий в Конституционной комиссии.
В представленном левыми эсерами в комиссию конституционном проектеСоветам (которые большевики рассматривали как органы пролетарской диктатуры)отводилась роль всего лишь общественных органов, а государственные функции наместах должны были (по мнению авторов проекта) осуществлять «демократические»учреждения местного самоуправления. Таким образом левые эсеры хотели достичь,во-первых, автономии местных властей от большевистского центра, ибо автономияорганов самоуправления от государственных органов составляет самую суть идеисамоуправления. И, во-вторых, органы местного самоуправления (городские думы иуездные и волостные земские собрания) избирались на основе всеобщегоизбирательного права, а не только трудящимися как Советы. Следовательно вместных городских думах и особенно волостных и уездных земских собранияхнеизбежно доминировали бы мелкая буржуазия и кулачество, т. е. социальные слои,составлявшие социальную базу эсеров. Следовательно, левые эсеры получили бы наместах готовый аппарат, на который могли опереться в борьбе за власть.Большинством голосов Конституционная комиссия после острых обсуждений отвергла этотпроект.
Отвергла Конституционная комиссия и представленныйэсером-максималистом Бердниковым «Проект Конституции трудовой республики». Внем красной нитью проводилась анархистская, по существу, идея создания«безгосударственного» общества. Тем самым, следовательно, отвергались и Советыкак органы диктатуры пролетариата. В планировавшемся максималистами«безвластном» обществе предполагалось полнейшее равенство, достигаемое путемполного обобществления имущества, вплоть до предметов повседневного обихода (одежды,обуви, предметов личной гигиены), обязательного физического труда для всехкроме детей, беременных женщин и стариков и общественного питания по равнымнормам. Характерно, что для лиц руководящих общественными работами и идеологов(т. е. для себя) максималисты предусмотрели в своем проекте усиленные нормыпитания. Не признавали максималисты и семьи, считая ее буржуазным пережитком, адети по их проекту должны были передаваться на общественное воспитание.Максималистская «безвластная» «трудовая коммуна» фактически представляла собойдаже не военную казарму, а скорее тюремную зону. Не удивительно, что дажесоюзники эсеров-максималистов — левые эсеры не поддержали этот проект.
Борьба за утверждение в Конституции принципа диктатурыпролетариата и укрепления «вертикали» власти серьезно затруднялась ошибочнойпозицией «левых коммунистов». Они не видели опасности мелкобуржуазнойанархистской стихии, угрожавшей самому существованию советской власти и нередкоисходили из абстрактных умозрительных теоретических конструкций подчас несообразующихся с реальной жизнью.
Такой подход ярко проявился в представленном в Конституционнуюкомиссию профессором М.А. Рейснером проекте «Основных начал Конституции».Рейснер исходил из умозрительного тезиса о том, что демократия возможна лишь вмелких самоуправляющихся административно-территориальных образованиях«коммунах», и якобы несовместима с крупным государством. Идеалом подлиннойдемократии в глазах Рейснера являлись древнегреческие города-государства —«полисы». Сыграл свою роль и некритический, апологетический подход к оценкеопыта первой в мире пролетарской государственности — Парижской коммуны 1871 г.При этом не учитывалось, что Парижская коммуна просуществовала всего лишь 72дня и только в пределах города Парижа. Лидеры Парижской коммуны в документах,обращенных к населению Франции, призывали трудящихся остальных городов исельских регионов восставать, образовывать свои коммуны и объединяться сПарижской коммуной на началах федерации. Но, как известно, провинция Париж неподдержала, никакой «федерации» коммун в реальности не получилось. Но идея«вольной федерации» коммун, существовавшая в призывах и пожеланияхруководителей Парижской коммуны, была воспринята многими марксистамидогматически, как якобы реальный исторический опыт. Такое умозрительное,абстрактное,
Группа «левых коммунистов» возникла весной 1918 г. внутрибольшевистской партии (Н.И. Бухарин, Н. Осинский (Оболенский), Е.А.Преображенский, Г.Л. Пятаков, К.Б. Радек и др.). Они выступали противБрестского мира, за революционную войну против мирового империализма и«подталкивание» революции в Европе. Внутри страны «левые» коммунисты былисторонниками децентрализации государственного и хозяйственного аппарата,выступали против централизма и единоначалия, за безбрежную коллегиальность вуправлении и против использования старых специалистов оторванное от практикитеоретизирование Ф. Энгельс в свое время назвал профессорским «юридическимкретинизмом».
Власть (по мнению Рейснера) должна концентрироваться в низовыхадминистративно-территориальных образованиях — «коммунах». В данном случаетермин «коммуна», заимствованный из Франции, означает сообщество граждансамоуправляющейся административно-территориальной единицы (села, волости,города), управляемой выборным муниципальным Советом или мэром. Коммунепринадлежит муниципальная или коммунальная собственность, она ведеткоммунальное хозяйство. Эти коммуны объединяются в рамках уездов, которымкоммуна делегирует часть своих прав. Уезды в свою очередь объединяются в«федерации» губернского масштаба. И, наконец, губернии объединяются в СоветскуюФедерацию общероссийского масштаба — РСФСР.
Именно в «коммунах» должны проводиться преобразования общественныхотношений, формироваться законодательство (земельное, гражданское, уголовное,трудовое). А вышестоящие федеративные объединения будут лишь координироватьдеятельность коммун и направлять ее. Да и в самих коммунах — низших звеньяхвсей этой системы, полноправные граждане (т. е. трудящиеся, не лишенныеизбирательных прав) должны объединяться в коллективы трудящихся —«производителей». Предполагалось, что именно в этих коллективах«производителей» и будут вырабатываться основные нормы жизни, а Советам коммунотводилась роль представительства интересов коллективов «производителей» и ихсогласование. Роль Советов в этом проекте была не ясна, но, во всяком случае,они явно не выступают в роли полновластных органов пролетарской диктатуры.
Анализ этого проекта показывает, что он полностью игнорируетмногонациональный состав населения страны, национальный вопрос. Федерация,которую предлагал Рейснер, являлась не свободным союзом советских республикнародов России, не способом собирания распадавшегося Российскогомногонационального государства, что было уже юридически закреплено постановлениемIIIВсероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях РоссийскойРеспублики», а явилась бы федерацией административной. Причем, посколькуделегирование полномочий шло снизу вверх (от коммун к уездам и далее вплоть доРСФСР) и в каждом вышестоящем звене объем этих полномочий уменьшался, то и предлагавшаясяРейснером федерация закрепила бы сепаратизм и фактический распад государства.Иными словами проект Рейснера был направлен против демократического централизмакак конституционного принципа построения Советского государства.
19 апреля Конституционная комиссия приняла большевистский проект «Общихположений Конституции РСФСР», в котором были четко сформулированы идеидиктатуры пролетариата, демократического централизма и пролетарскогоинтернационализма. Однако идейная борьба в Конституционной комиссии отнюдь незакончилась. В течение мая-июня 1918 г. шли дискуссии по каждой статье проектабудущей Конституции. Особенно острая дискуссия разразилась 26 июня приобсуждении проекта «Положения об отделах ВЦИК», подготовленного подкомиссией всоставе эсера-максималиста А.Г. Бердникова, представителя НКЮ проф. Г.С.Гурвича и представителя НКВД М.Я. Лациса, разделявшего в то время взгляды«левых коммунистов». В проекте предлагалось, под предлогом ликвидации дублированияи параллелизма и сокращения аппарата, ликвидация СНК и народных комиссариатов исоздание вместо них Совета ВЦИК и особых коллегий отделов ВЦИК. Эти коллегиидолжны были делегировать на заседания Совета ВЦИК «непостоянных лиц». Врезультате, как заявил один из защитников проекта «теперешние министрыупраздняются, а у нас остаются коллегии». Проект, таким образом, был направленна фактическую ликвидацию правительства как единого оперативного органа,осуществлявшего повседневное руководство страной и внедрение беспредельнойколлегиальности, безответственности и неразберихи. Это прямо противоречилополитике, которую проводил лидер большевистской партии и глава Советскогоправительства Ленин, который в своей статье «Очередные задачи Советскойвласти», носившей программный характер, подчеркивал, что в условиях разгуламелкобуржуазной стихии жизненно необходимо сочетание демократизма с единоличнойдиктаторской властью. Указанный выше проект был отвергнут.
На заседании ЦК правящей партии большевиков 26 и 28 июня 1918 г.выяснилось, что проект Конституции не готов, ряд его разделов (об избирательномправе, о компетенции местных советов и их взаимоотношениях с центром, о правахи обязанностях граждан) не проработаны. Нет и декларативной части Конституции.Создалась угроза срыва представления Конституции на утверждение V Всероссийского съезда Советов,намеченного на начало июля 1918 г. Тогда ЦК РКП(б) 28 июня создал специальнуюкомиссию по доработке проекта Конституции под непосредственным руководствомЛенина. В ее работе приняли участие практически все члены ЦК. Эта комиссиярассмотрела два проекта: проект Конституционной комиссии ВЦИК и проектнаркомата юстиции (редакторы М.А. Рейснер и А.Г. Гойхбарг). За основу был взятпроект Конституционной комиссии ВЦИК. Хотя проект Наркомюста и был отвергнут,как неудовлетворительный, но ряд его наработок был использован приокончательном редактировании проекта Конституции. Некоторые разделы (о правах иобязанностях граждан, о компетенции местных и центральных органов Советскойвласти, о выборах) были переработаны заново. В качестве первого разделавключена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Такимобразом, проект Конституции был подготовлен в срок и представлен на утверждениеVВсероссийскому съезду Советов.
Потерпев неудачу в попытках навязать Конституционной комиссиивыгодный для себя проект Конституции, который закрепил бы ослабление властинаходившихся под контролем большевиков центральных органов Советскогогосударства, руководство партии левых эсеров решилось на авантюристическуюпопытку вооруженного захвата власти. Решение о подготовке вооруженного мятежабыло принято на заседании ЦК партии левых эсеров 24 июня 1918 г., то есть ещево время работы Конституционной комиссии. Сразу же началась военно-техническаяподготовка восстания: боевые дружины левых эсеров из разных городов(Петрограда, Витебска и др.) были вызваны в Москву. От имени крестьянскойсекции ВЦИК (руководителем этой секции и зам. председателя ВЦИК была МарияСпиридонова — лидер партии левых эсеров) были затребованы с военных складоввинтовки, пулеметы, даже артиллерийские орудия, боеприпасы, санитарноеимущество. Провал последней попытки добиться упразднения большевистскогоправительства (СНК) конституционным путем (отклонение Конституционной комиссиейпроекта «Положения об отделах ВЦИК» 26 июня 1918 г.), о чем говорилось выше,окончательно утвердил левых эсеров в их решении совершить вооруженный путч. III съезд партии левых эсеров,состоявшийся 1 — 3 июля 1918 г., одобрил решение ЦК от 24 июня. Началовооруженного выступления приурочивалось к открытию V Всероссийского съезда Советов. При этомподчеркивалось, что ни в коем случае нельзя допустить принятия съездомКонституции РСФСР, т. к. эта конституция явится мощным орудием подавления сепаратизмаи разгула мелкобуржуазной стихии и укрепления власти большевиков, и придастбольшевистскому режиму конституционную легитимность.
На второй день работы съезда 5 июля 1918 г. лево-эсерская фракциявыступила с требованием признать работу советского правительстванеудовлетворительной и разорвать Брестский мирный договор с Германией. Левыеэсеры, конечно, понимали, что они не найдут поддержки на съезде. И,действительно, съезд одобрил деятельность советского правительства.
6 июля левоэсеровскими боевиками (кстати, делегированными от имениэтой партии в ВЧК и проникшими в посольство по документу, подписанному зам.председателя ВЧК левым эсером В. Александровичем) был убит германский посолграф Мирбах. Для страны создалась чрезвычайно опасная ситуация. Странаоказалась на волосок от войны. Германское правительство потребовало ввода вМоскву усиленного батальона германских войск для охраны посольства. И толькотвердая позиция Советского правительства категорически отвергшего германскиетребования предотвратила появление немецких войск в Москве. В тот же день (6июля) боевые дружины левых эсеров начали вооруженное восстание и стализахватывать стратегические пункты в столице и арестовывать советских работников— большевиков. Захватив телеграф, левые эсеры передали сообщение о сверженииякобы Советского правительства, захвате ими власти и начале войны с Германией.Однако отрядами вооруженных рабочих и войсками московского гарнизоналевоэсеровский мятеж был быстро подавлен. Не удалась и попытка командующегоВосточным фронтом левого эсера Муравьева повернуть войска фронта на Москву.Армия не поддержала мятеж. Сам Муравьев при аресте оказал вооруженноесопротивление и был убит. Подавлены были и скоординированные с левыми эсерамимятежи правых эсеров в Ярославле, Муроме и некоторых других городах. Работа V Всероссийского съезда советов,прерванная из-за мятежа на один день, возобновилась и 10 июля 1918 г. съездпринял первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР 1918 года.
Органы государственной власти.Высшим органомгосударственной власти по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов,который должен был созываться не реже 2-х раз в год. В промежутках междусъездами высшая власть принадлежала ВЦИК — обладавшему законодательными,распорядительными и контролирующими функциями. ВЦИК образует правительство —Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами страны ируководства отдельными отраслями государственной жизни. СНК подконтроленВсероссийскому съезду Советов и ВЦИК. СНК имеет право издавать самостоятельнодекреты, имеющие силу закона, а также распоряжения и инструкции, обязательныедля исполнения на всей территории страны, отменить которые вправе только ВЦИК.Наиболее важные декреты, имеющие крупное общеполитическое значение СНКпредставлял на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Такие декреты публиковались отимени ВЦИК и СНК. Члены СНК — народные комиссары возглавляли народныекомиссариаты — центральные органы отраслевого управления.
Конституция четко определяла предметы ведения Всероссийского съездаСоветов, ВЦИК и СНК, а также структуру и предметы ведения местных органовСоветской власти. При этом подчеркивалось, что обязанностью местных органовявляется проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органовСоветской власти; разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для даннойтерритории) значение и объединение всей советской деятельности в пределахданной территории (ст. 61 Конституции). Такое распределение компетенций междуцентральной и местной властью было нацелено на утверждение в государственномуправлении принципа демократического централизма и преодоление проявленийместничества и сепаратизма, утверждение «вертикали власти». Демократическийцентрализм выражался и в двойном подчинении отделов отраслевого управления местныхисполкомов, которые по горизонтали подчинялись своим исполкомам, а по вертикалиодноименным отделам вышестоящих исполкомов, а в губернских исполкомах повертикали соответствующим народным комиссариатам.
Эта линия была последовательно проведена и в главе о бюджетномправе, где говорилось, что все государственные доходы и расходы РСФСРобъединяются в общегосударственном бюджете, который утверждается ВЦИК. ПричемВЦИК определяет также, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственныйбюджет, а какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливаетпределы обложения. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственноезначение, средства должны предоставляться местным властям из государственногобюджета по сметам соответствующих наркоматов, но эти средства расходуютсяместными властями только по прямому назначению и не могут быть истрачены надругие нужды. Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом иСНК местных бюджетов губерний и областей. Последний шестой раздел Конституциибыл посвящен государственной символике; утверждал государственный герб и флагРСФСР. Характерно, что в первоначальном рисунке герба РСФСР помимо скрещенныхсерпа и молота как символов мирного созидательного труда рабочих и крестьян былизображен меч. Когда этот рисунок был показан Ленину, он заявил: «… зачем жемеч? — Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда;мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война нашаоборонительная, и меч — не наша эмблема». Меч был исключен из рисункагосударственного герба.
Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение— это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистическойреволюции. Она явилась юридической базой становления советской правовойсистемы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностьюсоответствовало реальной действительности. Но вместе с тем в ней четко быласформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества игосударства.
4Проблема равноправия граждан
Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидациютаких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные ирелигиозные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправиеженщин.
В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданныеимперии делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городскоесословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слойгородского населения (купечество и так называемые «почетный граждане» —буржуазия и буржуазная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, вчастности право свободного передвижения по стране и выбора места жительства,свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство — также получениявысших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения — дворянскиесобрания, игравшие существенную роль в местном управлении, дворянские икупеческие клубы, банки, учреждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слоимещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора местажительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введенывоенные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателямнемалые привилегии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состоялииз дворянства. Тем более, что получение чина полковника в армии, капитана 1-горанга на флоте и действительного статского советника в гражданской службедавало право для недворян на вступление в дворянское сословие. Сословныйхарактер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубосословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низшихсословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высокоблагородие»к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.
К привилегиям и ограничениям прав по сословному признакудобавлялись привилегии по национальному и религиозному признакам. Россия —государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей иэтнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 % всего населения.Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мереограничены в политических и гражданских правах. Государственным языкомпризнавался только русский язык. Родными языками было запрещено пользоваться вгосударственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограниченияправ по национальному признаку тесно переплетались с ограничениями прав порелигиозному признаку.
Православная религия являлась государственной. Официальным главойправославной церкви, согласно Основным законам Российской империи 1906 г., былцарь. Именно он своими указами утверждал в должности членов высшего органацерковного управления — Святейшего правительствующего синода.
Для других христианских религий (католической, протестантской и т.д.), а также иных религий (иудейской, мусульманской, буддийской и т. д.)существовали различные (причем для каждой свои) ограничения прав.
Церковь осуществляла также ряд государственных функций, имевшихнепосредственное отношение к правам и обязанностям российских подданных. Так,приходские священники вели книги актов гражданского состояния, то есть нетолько проводили религиозные церемонии, но и регистрировали рождения, браки,смерти. Именно в архивах приходских церквей хранились документы, имевшиеважнейшее значение для гражданского, наследственного права. Брачно-семейныеспоры, в том числе разводы регламентировались церковными правилами ирассматривались не государственными, а церковными судами (епархиальнымиконсисториями). Вся сфера просвещения контролировалась церковью. Церковьконтролировала содержание учебных программ и учебников. Для чиновников ивоеннослужащих обязательна была религиозная присяга. При поступлении на учебу,на государственную службу, бракосочетании, получении паспорта, следующего чина,ордена обязательным было предоставление справки об исповеди от приходскогосвященника. В случае, если на исповеди священник узнает о совершенном илиготовящемся государственном преступлении, он обязан был в нарушение тайныисповеди сообщить об этом в жандармское управление. Таким образом, справка обисповеди являлась своеобразным свидетельством о политической благонадежности.
Осуществление церковью указанных выше государственных функцийставило в зависимость от нее всех подданных империи, формально причисленных кправославию независимо от степени их религиозности и
в том числе, использование ими своих политических и гражданскихправ.
Требовала решения и проблема бесправия женщин. По дореволюционномуРоссийскому праву женщина вообще не рассматривалась как самостоятельнаяличность. Ее социальный статус определялся по отцу или мужу (дочь чиновникатакого-то, или жена купца такого-то). Поэтому замужняя женщина вписывалась впаспорт мужа и должна была за ним следовать. Он определял место жительствасемьи, распоряжался семейным имуществом, даже в случае раздельногоимущественного режима в браке, жена без согласия мужа не могла отчуждать личноей принадлежащего имущества или принять от кого-либо наследство. Муж определялсудьбу детей и при разводе по закону они оставались с отцом. В случаераздельного проживания супругов (даже кратковременного) для жены требовался отполиции отдельный вид на жительство, выдававшийся с письменного согласия мужа,которое могло быть им в любой момент аннулировано. В этом случае жена обязанабыла немедленно вернуться в дом мужа. А при отказе сделать это добровольно,могла быть препровождена в дом мужа полицией принудительно.
В сельской общине земельный пай полагался лишь на мужчин, аженщинам был не положен. Поступить на работу женщина могла лишь с согласиямужа, а ее зарплата была значительно ниже зарплаты мужчин на такой же труд.
Еще более трудным и унизительным была положение женщин восточныхрегионов империи. Шариат и адаты (обычное право) узаконивали многоженство,куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж малолетних и т. д. Обычайзатворничества отгораживал от внешнего мира мусульманку.
Однако, хотя женщины и получили избирательное право, все другиеограничения в области их гражданских и семейных прав сохранились.
Советская власть с первых дней своего существования взяларешительный курс на ликвидацию привилегий и ограничений прав граждан попризнакам сословной, национальной, религиозной принадлежности и по признакампола. Уже декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от10 ноября 1917 г. аннулировались все юридические нормы, действовавшие ранее вРоссии и закреплявшие правовое неравенство людей; отменялись бывшие сословия,гражданские чины и связанные с ними привилегии, а также сословные (дворянские икупеческие) организации и учреждения. Для всего населения устанавливалось однообщее наименование — граждане Российской республики.
В «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. Советскоеправительство провозгласило отмену национальных и религиозных привилегий иограничений и тем самым утвердило принцип равноправия граждан независимо от ихрасовой, национальной и религиозной принадлежности. Но гарантией подлинногоравноправия независимо от религиозной принадлежности должно было стать лишениецеркви государственных функций, прежде всего, в такой важнейшей сфере,касавшейся непосредственно гражданских и семейных прав граждан как ведение книгактов гражданского состояния. 18 декабря 1917 г. был опубликован декрет СНК «Огражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», вкотором говорилось: «Российская Республика впредь признает лишь гражданскиебраки». Далее декрет гласил: «церковный брак наряду с обязательным гражданским,является частным делом брачащихся». Лишение церкви всех государственных функцийбыло завершено декретом СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделениицеркви от государства и школы от церкви». В декрете устанавливалась свободакаждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т.е. быть атеистом. Декрет запрещал указывать в официальных актах, в том числе ив личных документах граждан (паспортах и т. д.) их религиозную принадлежность.Церковь лишалась всех государственных функций. «Действия государственных и иныхпублично-правовых установлений, — говорилось в декрете, — не сопровождаютсяникакими религиозными обрядами и церемониями». Упразднялась также религиознаяприсяга. Поскольку школа отделялась от церкви, то церковь лишалась и праваконтроля за содержанием учебных дисциплин, права церковной цензуры.Прекращалась также преподавания религиозных вероучений во всех учебныхзаведениях.
Все церковные и религиозные учреждения подчинялись положениям обобществах и союзах, лишались привилегий и государственного финансирования.
Имущество церкви объявлялось всенародным достоянием(национализировалось). Однако органы власти обязаны были передавать в бесплатноевладение общинам верующих молитвенные здания и предметы культа, необходимые длябогослужения. Церковные и религиозные учреждения не могли применять поотношению к верующим меры принуждения.
Отделение церкви от государства превратило ее из отрасли государственногоуправления, в самоуправляющееся религиозное объединение. Именно в условияхреволюции впервые собрался выборный орган церковного управления православнойцеркви — поместный собор, который избрал главу православной церкви — патриарха.
Одновременно с упразднением сословий и аннулированием правовогонеравенства по национальному и религиозному признакам шел процесс ликвидацииправового неравенства женщин. Декрет «О земле» установил право пользованияземлей независимо от пола, то есть тем самым узаконил выделение земельного паяв общинах не только на мужчин, но и на женщин. Декрет о равной оплате заравный труд установил нормы оплаты женского труда такие же, как и за трудмужчин. Тем самым права женщин были в уравнены с правами мужчин впроизводственной сфере. Декреты «О разводе», «О браке, детях и ведении книгактов гражданского состояния» в основных чертах уравняли права женщин с правамимужчин в брачно-семейной сфере. Равенство прав женщин с мужчинами былозакреплено в первых советских кодексах — Трудовом кодексе и Кодексе законов обактах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятых в1918 г., о чем более подробно будет сказано далее в главах, посвященныхконкретным отраслям права.
Советская власть ввела ограничения по признаку социальнойпринадлежности. Эти ограничения впервые были провозглашены в «Декларации правтрудящегося и эксплуатируемого народа», а затем подтверждены в КонституцииРСФСР 1918 г. В конституции подчеркивалось, что «власть должна принадлежатьцеликом и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству —Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Следовательно,«эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7).
Опыт истории показывает, что лица, из числа тех социальных сил,которые выступали против революции лишались политических, а нередко игражданских прав. Поэтому полноправными гражданами по Конституции РСФСРявлялись лишь трудящиеся. Нетрудовые элементы были ограничены в правах, преждевсего политических. Поскольку важнейшим из политических прав было правоизбирать и быть избранным в органы власти, то критерии ограничения в правахсодержались в ст. 65 Конституции, определявшей категории населения, лишавшихсяизбирательных прав. Это лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлеченияприбыли, жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, прибыль спредприятий, поступления с имущества и т. д.), а также монахи и духовные лицаразличных религий, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов и охранныхотделений, члены бывшего царствовавшего в России дома, лица, осужденные закорыстные и порочащие преступления. Таким образом, в основу лишенияполитических прав были положены социально-экономические и моральные критерии, ане только социальное происхождение как таковое. Это важно подчеркнуть посколькузначительное число старых специалистов (инженеров, ученых, врачей, офицеров,генералов и т.д.), в том числе и выходцев из буржуазии и дворянства, служило всоветских учреждениях, в Красной армии, правоохранительных учреждениях, даже вВЧК. В этой связи можно напомнить, что сам глава Советского правительства В.И.Ленин, нарком иностранных дел Г.В. Чичерин, нарком государственного призрения A.M. Коллонтай были потомственнымидворянами. Соответственно, выходцы из буржуазии и дворянства, служившиесоветской власти не лишались политических прав, и не ограничивались вгражданских правах.
Помимо избирательного права Конституция представляла свободусобраний, свободу выражения своих мнений в печати, свободу союзов иобъединений. Но при этом оговаривалось, что все эти свободы распространяютсяименно на трудящихся. Более того, в Конституции содержалось указание наматериальные гарантии этих свобод (предоставление помещений, типографий,запасов бумаги и т.д.). Однако следует отметить, что, хотя политические права исвободы предоставлялись прежде всего рабочим и беднейшим крестьянам, это вовсене означало автоматического запрещения пользоваться некоторыми из них другимслоям населения и в том числе интеллигенции.
В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствие ст. 23Конституции Советская власть «лишает отдельных лиц и отдельные группы лиц прав,которые они используют в ущерб интересам социалистической революции». Отсюдавытекают два вывода. Первый из них: лишение прав не обязательно связано спрошлой социальной принадлежностью. И, второй вывод: права и свободы должныиспользоваться в интересах социалистической революции и социалистическогостроительства. Этот вывод имел принципиальное значение и повлек развитие в последующемзаконодательстве, особенно конституционном.
Комментируя ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г. глава Советскогоправительства В.И. Ленин подчеркивал, что свергнутые эксплуататоры самипоставили себя вне Советов, выступив с оружием в руках против Советской властии развязав (при поддержке иностранных интервентов) в стране гражданскую войну.«Вопрос о лишении эксплуататоров избирательного права, — писал Ленин, — естьчисто русский вопрос, а не вопрос о диктатуре пролетариата вообще». В ПрограммеРКП{6), принятой VIII съездом партии большевиков в разгар гражданской войны в 1919 г.,говорилось, что ограничение прав свергнутых эксплуататоров — временная мера, исоответственно тому, как «будет исчезать необходимость в этих временных мерах,партия будет стремиться к их сужению и полной отмене».
Как уже говорилось выше, четкие критерии, кто пользуется правами вполном объеме, а кто их лишается, были разработаны применительно кизбирательному праву, но они практически относились ко всему комплексуполитических прав, а в ряде случаев (как это будет подробнее показано далее)выходили за рамки только политических прав. Особенно это относилось кгражданскому, земельному, уголовному праву.
Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантийнеприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. И это неслучайно. Исторический опыт всех революций свидетельствует, что свергнутыеправящие классы добровольно власть не уступают и всеми средствами, в том числеи силой оружия, пытаются восстановить свое господство. В ходе начавшейсягражданской войны, когда часть граждан (классово-враждебные элементы) выступилас оружием в руках против советской власти, эта власть не могла гарантироватьвсем гражданам неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки.
Конституция закрепила и обязанности советских граждан и преждевсего всеобщую обязанность трудиться. В Конституции говорилось, что РСФСР«признает труд обязанностью всех граждан трудиться и провозглашает лозунг: «Нетрудящийся да не ест». Эта обязанность возлагалась на всех граждан в том числеи на нетрудовые элементы. При этом не делалось различия между видами труда.Важно было, чтобы он был общественно полезным. А критериями трудоспособностиявлялись состояние здоровья и возраст.
Конституционной обязанностью всех граждан признавалась такжеобязанность защиты социалистического отечества, в связи с чем Конституцияустанавливала всеобщую воинскую обязанность. Но почетное право защищатьреволюцию с оружием в руках предоставлялось лишь трудящимся. На нетрудовые элементывозлагалось исполнение иных обязанностей военной службы, не связанных свладением оружием.
Заключение
В целом Конституция 1918 г. заложила правовую основу и новуюидеологию для изменения структуры старой власти и законодательства. С еепринятием политический режим в стране законодательно приобрел четко выраженныйклассовый характер. Демократия сохранялась только для определенной частинаселения. Все классы, кроме рабочих и беднейшего крестьянства, становилисьфактически бесправными. Они лишались не только политических свобод, но игражданских, экономических. Подобная политика способствовала не поискукомпромиссов, а разжиганию взаимной ненависти между классами и в целом вобществе.
Конституция 1918 г. отличается значительным количеством программных положений,определяя направления дальнейшего государственного строительства. Некоторыестатьи Конституции носят чисто политический характер, они ориентированы на всемировое сообщество. Так, в ст. 4 выражена непреклонная решимость «вырватьчеловечество из когтей финансового капитала и империализма».
По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опираласьна принцип преемственности конституционного развития, это был Основной законгосударства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущностьсостояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституцияхарактеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьинаправлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государствадиктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров.Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституциязакрепила федеративное устройство России
Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют еекак конституцию, принимаемую в результате насильственного измененияобщественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовыеустановления, существующие до революции.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция (Основной Закон) СоюзаСоветских Социалистических Республик. – М., Политиздат, 1980.
2. Большая СоветскаяЭнциклопедия. — М, 1978.
3. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918года – М., Зерцало-М, 2003.
4. Баглай В.М. Конституционное правоРоссийской Федерации.(учебное пособие) — М. Норма, 2008.
5. Чиркин В.Е. Конституционное правоРоссии (учебник)- М.Юрист,2007.