МосковскийУниверситетМВД
Кафедрапрофессиональнойэтики и эстетическойкультуры
Реферат
Тема:«Общая характеристиканетрадиционныхрелигий и ихклассификация.Причины распространениянетрадиционныхрелигий в современнойРоссии».
Исполнил:
курсант114 учебного взвода
рядовоймилиции
МоисеевА.В.
Научныйруководитель:
РеуцкаяГ.М.
Москва2004
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Общаяхарактеристикаи классификациянетрадиционныхрелигий………4
Распространениерелигии вРоссии………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………17
Списокиспользуемойлитературы…………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
За последнеедесятилетиев России появилисьи расширилисвое влияниеновые религиозныедвижения, организациии культы. Вотечественнойлитературеони получилиназваниенетрадиционныхрелигий. НаЗападе, где ихименуют «новымирелигиями», они началивозникать в70-80-е гг. ХХ в. Поутверждениюнекоторыхэкспертов, тамнасчитываетсяот 1500 до 5000 «новыхрелигий». Правда, многие из нихпредставляютсобой перенесенныена чужероднуюпочву традиционныерелигиозныеучения Востока.
В нашей странераспространение«новых религий»началось вконце 80-х гг. Многиеспециалисты-религиоведырассматриваютих как проявлениеиностраннойдуховной агрессии.
Общая характеристикаи классификациянетрадиционныхрелигий
Одной изхарактерныхчерт, присущихпочти всемнетрадиционнымрелигиям, являетсято, что ониформируютсякак разновидностьхаризматическихкультов, т.е.во главе находитсялидер, которыйнаделен харизмом(от греч. charisma– дар). Это особенноесвойство личности, выделяющееего из средыостальных. Оноявляется нестолько благоприобретеннымв процессежизнедеятельности, воспитанияи образования, сколько милостиводарованнымему свыше. Содержаниеэтого даразаключаетсяв уникальномумении влиятьна настроениеи поведениедругих людейи от имени Всевышнегоучить их праведнойжизни.
Характерно, что лидер создаетособую «семью», или «юммуну», в которой егоназывают «отцом».Здесь устанавливаютсяобязательныедля всех абсолютныеправила поведенияи образа жизни, но не обязательныедля самоголидера, ведьон – особый, святой. Рядовыечлены группзачастую отказываютсяот своего имущества, а вознагражденияза труд передаютв кассу юммуны.Многие представители«новых религий»живут в общежитиях, вне семьи, порваввсякие отношенияс родными иблизкими. Иначеговоря, кругих общениякрайне узок, допускаютсяконтактыпреимущественнос членами своейгруппы, т.е.неукоснительноподдерживаетсяобстановкаполной изоляцииот внешнегомира.
Важно подчеркнутьеще одну характернуючерту деятельностинетрадиционныхрелигий. Речьидет о том, чтов рамках сектыдля контроляза поведениемее приверженцевиспользуютсясредстваисключительногоманипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительныемолитвы и заклинания.Культовыепроцедурыобычно носятздесь сугубоколлективныйхарактер, исключающийвсякие субъективные, свободныепроявления.
Существеннойособенностьювероучения«новых религий»является пропагандакатастрофически-апокалиптическоговзгляда на мир, предопределенностичеловеческойжизни, покорностисудьбе. Особоевнимание уделяетсяидеологическойобработкеновообращенных, их адаптированиюк условиямжизни в группеи усвоениюосновных положенийвероучения.
Общая характеристикадеятельноститаких религийвключает в себяследующиеважные черты.Во-первых, большинствосект отличаетсяактивноймиссионерскойработой, причемэто касаетсяне только лидеров, но и рядовыхсторонников, адептов. Здесьприменяютсяразные формыи способыраспространения«новых» идей, включая выступленияруководителейна стадионахперед огромнымимассовымиаудиториямии доверительныебеседы. Во-вторых, широко используютсясредства массовойинформации.Известно, чтомногие сектыдля популяризациисвоих вероученийведут регулярныепередачи потелевизоруи радио, публикуютрекламныесообщения впрессе, публицистическиестатьи в журналах.К этому можнодобавить, чтоони располагаютогромнымифинансовымивозможностями.В-третьих, некоторыенетрадиционныерелигии отличаютсятоталитарнойнаправленностью.Как это понимать? Ученые-религиоведыотмечают, чторелигиозныеобъединенияпрактикуютметоды порабощениясознания человека, духовногонасилия надним путем насажденияжестко дисциплиныи примененияпсихотропныхсредств. Всеэто представляетяркую опасностьдля физическогои психическогоздоровья людей.
В научной, учебно-популярнойлитературедается подробнаяклассификациянетрадиционныхрелигий.Специалисты-религиоведыиз всего многообразиякультов условновыделяют пятьих разновидностей.
1. Неохристианскиеобъединения.К ним можноотнести распространенныев СНГ следующиерелигиозныесекты: «Международная церковь унификации»,«Дети Бога»,«Церковь телаХриста», «Богородничноебратство»,«Белое братство»и др. Для ниххарактерностремлениеобъединитьхристианскиевероученияс элементамивосточныхрелигий.
2.Сайентологическоенаправление.Название произошлоот английскогослова sience– наука. Направлениеобъединяетразличные«космическиерелигии» (типичныйпредставитель– «Церковьсайентологии»Рона Хаббарда), которые наукообразнои мистическитрактуют различныенеисследованныеявления психикичеловека иокружающейприроды, напримерсвязь Землии высших космическихсил, контактыс неопознаннымилетающимиобъектами.
3.Неоориенталистскиекульты. К ним относятся«Обществосознания Кришны»,«Тихоокеанскийдзен-буддийскийцентр», «МиссияБожественногосвета», «МахарайДжи», и др. Этовероучениявосточногопроисхождения, представляющиесобой западноевоплощениеиндуистскихи буддийскихкультур. Характернойих особенностьюявляетсяантирационалистическаянаправленность, а также способыпсихофизическоговоздействияна человека.
4. Сатанинскиегруппы.Среди них можноназвать «ЦерковьСатаны», культыдьявола и другиеразновидностизловещих объединений.Они возвеличиваютзначение злаи насилия, проповедуютобщение смистическимиисточникамизла – демонами, Сатаной. Деятельностьих отличаетсяособой жестокостьюи таинственностьюритуалов посвященияи отправлениякультов.
5.Религиозно-мистическиекульты.Речь идет ораспространенииоккультныхучений, новоймагии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительстваи других явлений.Как отмечаютученые-социологи, за последниегоды в Россииподобные организацииуверенно лидируюти получаютдовольно широкуюпопулярностьсреди населения.
Перейдемк более подробномурассмотрениюконкретныхвидов оккультно-мистическогомировосприятия.Как свидетельствуютрезультатынаучных исследований, оккультизм, вера в колдовство– это не извращениебезбожногоума, а сопутствующийэлемент обыденногорелигиозногосознания. Поданным опросов, проведенныхв 1993-1996гг., в эти видыкульта верятбольше, чем визвестныеправославныедогматы. Возникаетвопрос, кто жеэти люди, какових социальныйстатус, возрасти образование? Как показываетанализ полученныхданных, этововсе не какие-нибудьстарушки и не«темнотанекультурная», а скорее наоборот.В астрологию, магию, спиритизмменьше всеговерят лица сначальным инеполным среднимобразованием. Неожиданносамой здравомыслящейвозрастнойгруппой оказалисьпенсионеры, тогда как средимолодежи верящихв колдовствои оккультизмв 2-3 раза большепо сравнениюс теми, комустарше 55 лет.
Можно привестиследующиеубедительныерезультатыопроса возрастныхгрупп (в процентах), которые верятв колдовство, магию и т.д.:
18-25 года Старше 55 лет
Колдовство, порча, дурной глаз
Существование дьявола
Предсказания астрологов
Общение с духами (спиритизм)
62,7
45,8
35,6
28,0
31,4
18,8
17,4
8,5
Эти данныепоказываю, чтосамая экономическибедная частьнашего населенияоказываетсяне такой ужтемной и духовноотсталой. А вототносительномолодежи надоотметить, чтоей не свойственнокритическоемышление, еесознание доверчивооткрыто всемутаинственномуи непознанномунаукой, онавпитывает какрелигиозныеучения, так имагию, оккультизм.Элементарноенаблюдениеубеждает, чтомиросозерцаниебольшинствапредставителейсовременноймолодежи весьмапротиворечивои неустойчиво.Здесь нарядус широкимраспространениемпрагматическихвзглядов неценности жизнивстречаютсяявные суеверия.Рационализм, увлечениеаудиотехникойи компьютерамизачастую совмещаютсяс мистическимиисканиями.
Выявленноеразличиемировоззрений«отцов и детей»(точнее дедови внуков), т.е.«безбожников»и тех, кто воспитывалсяв годы перестройки, когда началосьвозрождениерелигии, по-видимому, отражает общийидеологическийкризис, которыйпереживаетРоссия. Речьидет о том, чтона смену материалистическойкартины мирапо разным каналамтелевиденияи другим средстваммассовой информациив сознаниелюдей привносятсяразличные видырелигиозно-мистическогомировосприятия.
В более широкомплане активноераспространениенетрадиционныхрелигий можнообъяснитьнесколькимисущественнымипричинами. Ипрежде всегоэто общее состояниедуховной культурынашего общества, которое отличаетсяглубоким упадком.Наблюдаетсярезкое снижениеуровня нравственностинаселения: страну захлестнулаидеологияморальногорелятивизмаи вседозволенности.Происходитбезудержнаяпропагандамасскультуры, алкоголя, сексуальнойраспущенности.Как остроумнозаметил известныйэкономист Н.Шмелев, «нашеобщественноесознаниехарактеризуется тремя словами: чернуха, порнухаи чертовщина».Следует помнить, конечно, и отом, что в духовнойкультуре нашейстраны образовалсяопределенныйвакуум, которыйблагодарядеятельностисредства массовойинформации, активно заполняетсявсяческимисуевериямии мистическимиучениями.
В кризисныепериоды развитияобщества, какправило, возарстаетинтерес людейк новому, необычному.Это подтвердилии результатывсероссийскогоопроса, проведенногофондом «общественноемнение» 18 октября1997 г. (было охвачено1500 человек). Респондентовспрашивали, какие из паранормальныхявлений онисчитают возможными, верят в них.Чаще всего людиназывали (данныев процентах):
Сбывающиеся приметы
Наведение порчи, сглаз, колдовство
Экстрасенсорику
Астрологические предсказания
32
28
24
15
Меньше всегороссияне верятв возможностьтаких явлений, как левитация(4%), полтергейсти спиритизм(по 5 %), а такжедеятельностьинопланетянна земле (7%)1.
Познаниемира бесконечно, и поэтому всегдабыло и остаетсячто-то непознанное.«Есть многоена свете, «другГорацио, чтои не снилосьнашим мудрецам»(Вильям Шекспир«Гамлет»). Наиболеесложным объектомоказываетсясам человек.Именно на этомспекулируютпредставители парапсихологии, психотроникии т.п., нередковыдавая заустановленныефакты проявлениятелепатии ителекинеза.Зачастую здесьприсутствуютобман и мистификация, хотя многоезаслуживаетвнимания ученых, тщательногоизучения иобъяснения.
Кроме того, одной из существенныхпричин стремлениялюдей к новымкультам можносчитать психологическоесостояниенашего общества.Известно, чтоздесь правятбал разногорода страхи, неуверенностьв будущем, тревогаза жизнь, работу, личную судьбуи будущее страны.Страх переднасилием, передмогуществомзла, его искусомделают некоторыхлюдей запуганными, и они стремятсяискать защитув потустороннихсилах. На такойсоциально-психологической почве и возникаетигра на мнительности, настороженностилюдей, находящихсяв стрессовыхситуациях. Вэтих условияхпроповедники новых религиозныхсект, астрологи, целители обещаютпростые и легкиерешения всехпроблем. Они, как правило, используютчеловеческуюдоверчивость, извечную тягулюдей к чуду.Конечно, естьэкстрасенсы, обладающиеособыми способностямиобщения и воздействияна людей, чтонередко позволяетоказывать импомощь, включаяизлечениекаких-то недугов, например феноменДжуны Давиташвилиили способностипрорицательницыиз Болгариипокойной Ванги.Эти фактыпсихологическогои психофизическоговзаимодействиямежду людьмизаслуживают серьезногонаучного изучения.Но нельзя забывать, что на этомфоне объявиласьмногочисленнаяармия мошенников, авантюристов, не обладающихкакими- либоособыми способностями.Они зарабатываютбешенные деньги, обманываядоверчивыхи сбитых с толкулюдей. Подобныйсамообманзачастуюоборачиваетсяжестокимразочарованиемв жизни, утратойверы в перспективу, а иногда и настоящимитрагедиями.
В последнеевремя полосыроссийскихгазет заполненыпредложениямиразного родаколдовскихи экстрасенсорныхуслуг. В изобилииобъявилисьпровидцы имаги, специалистыоккультныхучений. Причемпрейскурантцен и переченьвидов магическойпомощи весьмаобширны.
Серьезныеученые, констатируяобвальный ростновых религиозныхкультов, колдунови магов, отмечают, что все этоявное свидетельствоболезненногосостоянияроссийскогомассовогосознания. Иболезнь этапроявляетсяво многих сферах: в активномстроительствефинансовыхпирамид, в холявномповедениимногих вкладчиков, в аморальностиотдельныхпредставителейгосударственнойвласти. Специалистыкатегоричныв оценке нашегообщественного сознания: здесьнаметился явныйоткат к средневековью, к состояниюзатемненияумов. Специалистыв области психиатрииутверждают, что в нынешнейсоциально-историческойситуации нарастаетпроцесс обостренногоосознанияличностьюсмысла своегобытия в утратившемстабильностьмире.
Распространениерелигии в России
Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров.
Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.
В России начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы- православныерусские люди, не принявшие нововведений патриархаНиколая, следствиемчего был раскол в православной церкви в XVII в.В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.
Среди православныхавтокефальныхцерквей в столице — храмГрузинской Православной Церкви, храмподворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата (церкви Архангела Гавриила и Феодора Стратилата).
Помимо православия, христианство в России также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам.К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющейверующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья.
Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков — часовня Богоматери Надежды.Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.
Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках.
Достаточно разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к томуже стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизмзанимает второе место в России по числу его исповедующих.
Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадскомпереулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.
Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится в Вознесенском переулке. “Англиканская кирха” появилась здесь еще в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.
Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их возрастает.
Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.
На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов, баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию“Армия Спасения”. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.
Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее всегобыла основана Марьино-Рощинская синагога.
Мусульманские- москвичи имеют в своем распоряжении три мечети. Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая — в Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких мечетей.
Среди молодежи некоторой популярностью пользуются ответвления индуизма — кришнаизм. Есть поклонники буддизма и дзэн-буддизма.
Новые тенденции в религиозной жизни России.
В целомсовременнойрелигиознойжизни России характерно несколько новых тенденций. Во-первых, впротивовес традиционным религиям, речь о которых шла выше, в настоящее время все больше распространение получает экуменизм- религиозное движение, стремящееся объединить все христианские конфессии, а также подобные экуменизму аналогичные движения, которые пытаются преодолеть традиционные различия в верованиях и создать некоторые универсальные учения, включающие в себя элементы и христианства, и ислама, и иудаизма, и прочих как мировых, так и нетрадиционных конфессий.
Во-вторых, для религиозной жизни России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическаядеятельность. Стены вагонов пестрят приглашениями на проповеди Билли Грэма, на моления корейских христиан, в многочисленные новые, часто не кому неизвестные религиозные группы и организации. Пугает так свобода и быстрота, с которой они осваивают Россию, темболее что при более внимательномрассмотрении часто оказывается, что речь идет как минимум о шарлатанах.
Похоже, что в последнее время свобода в России обернуласьнастоящим религиозным браконьерством. Любой иностранный проповедник, чьи дела на родине пошатнулись, может с вложением минимальных средств разворачивать не слыханные по массовости компании здесь, в России. Например американский проповедник Джимми Сваггер был отлучен в США от своей общины по инициативе самих членов общины “за грехи”, но в России ведет телепередачи.Наш эфир полон проповедями “святейшего учителя Секо Асахара” о котором посольство Японии предупредило, что “это одна из тех сект, что требуют постоянного полицейского надзора”. В Москве открыто действует “Церковьунификации преподобного Муна”, которого в 50-х годах арестовывали в Южной Корее “за совершение извращенных действий” с членами своей общины, а 70-х годах в США — за укрывательство от налогов и за “ хранение и распространениенаркотиков”.
Международныйхристианский семинар по тоталитарным сектам в России отнес к их числу известное “Белое братство”, Богородичный центр, “Аум Синрике”, последователей Муна и его“Церкви объединения”, тантристов, неосатанистов, мормонов,“Новоапостольскую церковь”, “Церковь Христа”, “Живойпоток”, секту “Юнивер” идр. При всех различиях их объединяют жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения(“синтетическиекульты”) — в их учениях все заимствовано, нет ничего своего.
Православная церковь их осуждает, предает эти секты анафеме. Отчасти их деятельность должны были ограничить некоторые статьи новой редакции “Закона о свободе совести”, по которым “зарубежные религиозные организации“ не пользуются правом на занятие “религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандисткой деятельностью”, но часто секты просто обходят закон.
Тревогу, причем обоснованную, бьют психиатры.Дело в том, что все эти религиозные секты требуют от своей паствы самоотречения, смирения, подчинения, вырваться из них чрезвычайно трудно.
Богородичный центр, например, принуждает к периодическому “мысленному посту” — полному отказу от “думанья” при полной покорности руководителю движения. Секо Асахара считает необходимой для ухода от мирской жизни в высшие миры “интенсивную практику безумия” входе многочасовых медитаций. Она в свою очередь вызывает у сектанта изменение сознания, развивая состояние гипноза и самогипноза. В таких состояниях резко повышается внушаемость в потерей реального восприятия окружающего мира и легко усваивается установка проповедника на слепую веру в то, что он говорит и к чему призывает. Так происходит кодирование, или программирование, человека, которое впоследствии делает его духовно зависимым от проповедника(причем, по мнению врачей, такая зависимость ничем не отличается от алкогольной или наркотической). После этого человек не отвечает за свои действия, становится биороботом.
Многочисленные религиозные шоу — это сеансы с элементами массового гипноза. Под его влиянием у людей с зачатками психических расстройств, депрессией болезнь может перейти в активную фазу. Но и людис уравновешенной психикой, хотя они “держатся” дольше, тоже в конце концов поддаются “доводам” проповедника. Ведь нельзя же считать всех членов “белого братства” — а их былонесколько тысяч человек, молодых и здоровых — психами или подверженными стрессам и депрессии! Тем не менеесамосожжению по призыву Марии Цвигун и ее идейного наставника Кривоногова в день объявленного ими конца света намеривалось предаться все “Белое братство”, причем намеривалось на столько серьезно, что это групповое самоубийство было предотвращено отнюдь не убеждениями, а просто физическим вмешательствамсил правопорядка. То, что произошло в “Белом братстве”, могло произойти и в других сектах, поскольку механизм их деятельности достаточно одинаков. Примеров тому множество- достаточно вспомнить судьбу общины Дэвида Корэша в США, члены которой решили покончить жизнь самоубийством по призыву проповедника, самоотравления более 280 членоврелигиозной общины по призыву проповедника в Гайане в конце 80-х годов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключенииотметим, чтоновые религиозныетечения проявляютсяи распространяютсяпотому, что наних существуетреальный спрос.Как в былыевремена, таки сейчас естьмного людей, желающих изменитьсвое мироощущение, стремящихсяк поиску истины, просветленномуразвитию. Темболее это понятнов наше трудноевремя, в периодбеспрецедентногокультурно-моральногокризиса. Особенноэто касаетсямолодежи с еемаксимализмоми тягой к новому, экзотическому.А ведь нетрадиционныевероученияумело используютфрагментыразличныхдревних культови достижениясовременныхнаук. Здесьвера в Богасочетаетсяс ролью биоэнергетическихполей, а в обрядах– оздоровительныекомплексы срок-музыкой.Служба сопровождаетсяпением подгитару, причемиспользуетсовременныйразговорныйязык.
Официальнопризнанныерелигии (православие, ислам, иудаизми др.) могут неотвечать внутреннимпотребностямновых верующих, и они идут внетрадиционныеорганизации.Такая практикане противоречитФедеральномузакону «О свободесовести и религиозныхобъединениях», принятому в1997г. Однако следуетразличатьрелигиозныеорганизациии секты, которыев своей деятельностине нарушаютзаконодательство, и секты тоталитарные, с криминогеннойнаправленностью, деятельностькоторых сопряженас причинениемвреда здоровьюграждан, с инымипосягательствамина права личности.Они социальноопасны и подлежатзапрету. Именнотакой позициипридерживаетсянаша общественность.Списокиспользуемойлитературы
1. П.И. Костюкович«Религиоведение».Минск ООО «Новоезнание» 2000.
2. Ш.М. Мунчаев«Религия: историяи современность».Москва «Культураи спорт» 1998.
3. Конституция(Основной Закон)РоссийскойФедерации.
4. Федеральныйзакон «О свободесовести и религиозныхорганизациях»от29 сентября 1997г.
5. ГараджаВ.И. Религиоведение.– М., 1995
Добавить реферат в свой блог или сайтУдобная ссылка:
Скачать реферат бесплатно
подобрать список литературы
Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация Причины распространения нетрадиционных