Общая характеристика нормативных правовых актов, субъектов гражданского права, административного правонарушения

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Тихоокеанский государственный университет»
Дальневосточный юридический институт
Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Правоведение»
на тему:«Общая характеристика нормативных правовых актов, субъектов гражданского права,административного правонарушения»
 
КондрашоваЕлена Геннадьевна
Хабаровск 2009

Содержание
1. Нормативно правовойакт – основной источник российского права:
понятие характерныечерты, юридическая классификация
2. Физические и юридические лица каксубъекты гражданских правоотношений
3. Административноеправонарушение: понятие, признаки, состав
Задача
Список использованныхисточников

1.Нормативно правовой акт – основной источник российского права: понятиехарактерные черты, юридическая классификация
Нормативныйправовой актявляетсянаиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатсянормы права, установленные или признанные государством. Как основной источникправа нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе.
Нормативно-правовойакт – это официальныйписьменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельностиорганов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением(референдумом), в котором содержатся нормы права.
В ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 было следующее определение нормативного правового акта — «изданный в установленном порядке актуправомоченного на то органа государственной власти, органа местногосамоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правилаповедения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные нанеоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратилиськонкретные правоотношения, предусмотренные актом». В настоящее время п.12в котором, дано определение нормативно-правового акта, утратил силу.
Характерные черты нормативно-правового акта выражается вследующем:
1) нормативно-правовые акты исходят от государства, выражаютсбалансированную государственную волю. При этом они являются результатомправотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных нато законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные,негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишьс ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;
2) их основное содержание составляют типичные нормативныепредписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающиеединый, государственно-властный порядок регулирования социально значимыхотношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;
3) они имеют строго определенную документально-письменнуюформу (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы,имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образомструктурировано и излагается стилем документов с использованием специальной иобщепризнанной терминологии;
4) нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются вюридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
5) их реализация обеспечивается комплексом мергосударственного воздействия (экономическими, организационными, принудительнымии т.д.).
Индивидуальныйправовой акт — распространяет свое действие на конкретных (персонифицированных)субъектов права. Не рассматривается в качестве источника права, поскольку несодержит норм права. Прекращает свое действие с реализацией права илиобязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права. Средииндивидуальных правовых актов выделяют и так называемые правоприменительныеакты. Они представляют собой решения по конкретному юридическому делу иадресуются конкретным физическим или юридическим лицам (приговор или решениесуда, указ или приказ о назначении на должность и т.д.). Эти акты относятся кконкретным жизненным ситуациям, имеют однократное применение и обязательны дляисполнения только для тех, кому они адресованы. Индивидуальные юридические актыявляются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовыхнорм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Их осуществление обеспечиваетсякомпетентными органами государства.
Отличие нормативного правового акта от индивидуально правовогоакт
• если нормативно-правовой акт направлен на регулированиенаиболее типичных, массовых отношений (Уголовный кодекс РФ), то акты примененияправа регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи (приговорсуда);
• если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределеннобольшое количество ситуаций, то акт применения права – на однократнуюреализацию;
• если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресованнеопределенно большому числу людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, тоакт применения имеет конкретного адресата.
Классификациюнормативно-правовых актов можно произвести по различным основаниям: поюридической силе; по объему и характеру действия; по содержанию; по субъектам,их издающим.
Поюридической силе всенормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.Юридическая сила нормативно-правового акта определяет их место и значимость вобщей системе государственного нормативного регулирования. Подзаконные актыобладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Например,федеральный закон и постановление правительства РФ.
Пообъему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которыераспространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия,которые распространяются только на часть территории или на строго определенныйконтингент лиц (законы субъектов РФ), находящихся на данной территории; на актыисключительного действия, которые реализуются лишь при наступленииисключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий,стихийных бедствий).
Посубъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовых актов можно подразделить на актызаконодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты);акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Некоторыепреимущества нормативно-правового акта могут превратиться в недостатки. Так,стереотипность, абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразияжизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия правовогоориентира для разрешения спорной ситуации.
Противоречие права и конкретной действительностисистематически обостряется различными обстоятельствами объективного исубъективного порядка, когда нормативные установления отстают от потребностейсегодняшнего дня, когда законодатель в результате политического компромиссасоздает противоречивые нормы, использует оценочные понятия, не раскрывая ихсодержания (хищение в особо крупных размерах, производственная необходимость ит.д.), отдает на усмотрение правоприменителя порядок и характер разрешениянекоторых жизненных ситуаций и т.д. Суд же не может отказать в правосудии из-занеполноты или неясности закона.
Поэтому в качестве дополнительного, второстепенного источникаправа используется судебная практика, в процессе которой не толькодетализируются и конкретизируются законы, но и вырабатываются правоположения,обобщающие целесообразный, не противоречащий действующему законодательствуповседневный опыт разрешения спорных жизненных ситуаций. Этот опыт выражается вформе руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, инструкций Высшего АрбитражногоСуда РФ, использующихся как ориентир при разрешении конкретных дел.
2. Физические июридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Субъектамигражданских правоотношений могут быть физические и юридические лица, РоссийскаяФедерация, субъекты Федерации, иностранные государства и международныеорганизации.
Вроссийском гражданском праве юридическое лицо — это признанная государством вкачестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом,самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает вгражданском обороте от своего имени.
Правоваядоктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый изкоторых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация моглабыть признана юридическим лицом.
1) Организационноеединство юридического лица проявляется, прежде всего, в определенной иерархии,соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных),составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между егоучастниками. Организационное единство юридического лица закрепляется егоучредительными документами (уставом и (или) учредительным договором) и нормативнымиактами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
2)Обладание обособленным имуществом (экономический признак), т.е. закрепление заюридическим лицом на праве собственности, праве хозяйственного ведения, правеоперативного управления, праве самостоятельного распоряжения (ст. ст. 48, 212,213, 216, 294, 296, 298 ГК) имущества, обособленного от имущества всех третьихлиц, в том числе создавших имущественную базу деятельности юридического лица
3) Принципсамостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулированв ст. 56 ГК РФ. Согласно этому правилу участники или собственники имуществаюридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо неотвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицосамостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своимобязательствам.
4) Выступлениев гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своегоимени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а такжевыступать истцом и ответчиком в суде.
Юридическиелица классифицируется в зависимости от характера деятельности на коммерческие инекоммерческие организации. Коммерческими являются организации, преследующиеизвлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющиеполученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации — этоорганизации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своейдеятельности и не распределяющие полученную прибыль между их участниками.Некоммерческие организации создаются для достижения общественно полезных целейи наделяются специальной (целевой) правоспособностью.
Организационно-правоваяформа юридических лиц является основанием наиболее распространенной классификации.Под организационно-правовой формой понимается совокупность признаков,определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видовюридических лиц. К таким признакам относятся: имущественная и организационнаяобособленность, способы формирования имущественной базы, особенностивзаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности ихответственности.
По современномуроссийскому законодательству можно выделить 4 основные группыорганизационно-правовых форм юридических лиц:
1) хозяйственныетоварищества и общества;
2) кооперативы;
3) государственные имуниципальные, унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения;
4) некоммерческиеорганизации-собственники.
Внауке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность.Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любыегражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видовдеятельности. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридическоголица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям егодеятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Отличиеправоспособности граждан от правоспособности юридических лиц заключается в том,что граждане обладают только общей правоспособностью и только граждане могутобладать специфическими правами.
В отличие от граждан уюридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно.Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственнымидействиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданскиеправа и обязанности.
Физическимлицом (гражданином) признается любой человек независимо от возраста, пола,вероисповедания, национальной и расовой принадлежности, а также иныххарактеристик. В гражданском праве понятие «физическое лицо»равнозначно понятию «гражданин», поскольку в гражданскомзаконодательстве эти два термина используются в качестве синонимов. Физическиелица (граждане) разделяются на граждан России, граждан иностранных государств(иностранцев) и лиц без гражданства (апатридов), но обычно фактор гражданстване имеет значения для характеристики лица как участника гражданскихправоотношений. Физическое лицо (гражданин) выступает в гражданских правоотношенияхпод своим именем, состоящем из фамилии, собственно имени и отчества (иногдатолько из фамилии и собственно имени), а также, в указанных в законе случаях,под псевдонимом.
Гражданскаяправоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности(п. 1 ст. 17 ГКРФ). Правоспособность принадлежит всем физическим лицамнезависимо от того, являются ли они также дееспособными, так как согласно п. 2ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения ипрекращается смертью.
Правоспособность- предпосылка правоотношения, а субъективное право — один из необходимых егоэлементов. Правоспособность воплощает отношение ее носителя с государством, асубъективное право — с обязанным лицом, и определяет меру дозволенногоповедения ее обладателю, а также меру поведения обязанных лиц, на котороевправе притязать управомоченный.
Необходиморазличать общую и специальную правоспособность: общая — способность кприобретению прав вообще, ею обладают все граждане; специальная — способность кобладанию правами определенного рода. К специальной гражданскойправоспособности относятся следующие случаи:
1)возможность обладания на праве собственности определенными видами имущества;например, оружие могут приобрести граждане, достигшие 18 лет;
2)завещательная правоспособность: правом завещать свое имущество обладают толькополностью дееспособные лица (п. 2 ст. 1118 ГК).
Дееспособность- это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлятьгражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их(п. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность отличается от правоспособности в двухотношениях. Во-первых, дееспособность предполагает понимание значения своихдействий, умение управлять ими и предвидеть их последствия, что необязательнодля правоспособности. Во-вторых, дееспособность состоит в личном осуществленииправоспособности. Они соотносятся друг с другом как действительность ивозможность. Недостаток дееспособности восполняется законнымпредставительством, тогда как правоспособность его не допускает.
Дееспособностьвозникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении18-летнего возраста. Однако закон знает следующие исключения из этого правила:
1)вступление в брак. В случае, когда законом допускается вступление в брак до 18лет (ст. 13 Семейного кодекса), гражданин, не достигший 18-летнего возраста,приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полномобъеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании браканедействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетнимсупругом полной дееспособности с момента, определяемого судом;
2)эмансипация (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может бытьобъявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в томчисле по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителязанимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнегополностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки ипопечительства — с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либопри отсутствии такого согласия — по решению суда. Родители (усыновители ипопечитель) не несут ответственности по обязательствам эмансипированного, вчастности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.Эмансипированный обладает в полном объеме гражданскими правами и несетобязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшимвследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, дляприобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.
Существуютразличные степени дееспособности, которые зависят от возраста человека.
Пообщему правилу за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделкимогут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст. 28ГК РФ).
Малолетниев возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:
1)мелкие бытовые сделки, под которыми понимаются сделки, заключаемые на небольшуюсумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие цельюудовлетворение личных потребностей (покупка продуктов, канцелярских товаров);
2)сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующиенотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3)сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем илис согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободногораспоряжения.
Основаниемдля ограничения дееспособности является злоупотребление гражданином спиртныминапитками или наркотическими средствами, что ставит его семью в тяжелоематериальное положение
Ограничениедееспособности осуществляется только судом в порядке, предусмотренном гл. 31ГПК РФ. Под ограничением дееспособности следует понимать лишение судомгражданина права производить без согласия попечителя определенные действия.
 
3.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
В настоящее время понятие административногоправонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано преждевсего с карательным характером административной ответственности.
Легальное определение административногоправонарушения в настоящее время содержится в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ:«Административным правонарушением признается противоправное, виновноедействие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящимКодексом или законами субъектов Российской Федерации об административныхправонарушениях установлена административная ответственность».
Таким образом, административное правонарушениепредставляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие ибездействие. Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующиепризнаки административного правонарушения:
— противоправность — означает, что совершениемданного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права.Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением, и заего совершение не может наступить административная ответственность, если приэтом не были нарушены нормы права;
— виновность — отражает внутреннееинтеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость — обозначает, что за совершениеданного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установленаименно административная ответственность.
В юридической литературе обычно выделяют четырепризнака административного правонарушения. Три из них, как уже указывалосьвыше, заложены в определении административного правонарушения, имеющемся взаконодательстве. Четвертый признак характеризует негативное воздействиеадминистративного правонарушения на конкретные общественные отношения, иситуация с ним является несколько более сложной.
Признаки административного правонарушения следуетотличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе составаправонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех егоэлементов.
Совокупность признаков административногоправонарушения и его юридический состав — явления не тождественные. Они решаютразные задачи, у них различное назначение. С помощью признаковадминистративного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую июридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решаетзадачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия ипривлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основаниемэтой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.
В большинстве случаев авторы сходятся в выделениичетырех элементов состава административного правонарушения: объекта, субъекта,объективной и субъективной сторон. Таким образом, в составе административногоправонарушения можно выделить объективные элементы состава (объект иобъективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).
Объектом административного правонарушения во всехслучаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательстваоб административной ответственности. Посягательство на все эти объекты обычноосуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных вразличных сферах общественной жизни. В целом круг объектов административныхправонарушений обозначен в ст. 1.2 КоАП РФ: защита личности; охрана прав исвобод человека и гражданина; охрана здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественнойнравственности; охрана окружающей среды, установленного порядка осуществлениягосударственной власти; защита общественного порядка и общественнойбезопасности, собственности; защита законных экономических интересов физическихи юридических лиц, общества и государства.
Субъектом административного правонарушения являетсявиновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащееадминистративной ответственности в порядке, установленном административнымзаконодательством.
В соответствии с действующим КоАП РФ субъектамиадминистративных правонарушений могут являться как физические, так июридические лица.
Все субъекты административного правонарушения могутбыть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различныхситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (этоотносится, например, к должностным лицам).
Объективная сторона характеризует внешнюю сторонуадминистративного правонарушения, то есть показывает, что объективно произошло.Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние.В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которыехарактеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места егосовершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившимиобщественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности,систематичности и длительности.
Деяние может выражаться в двух формах — действия илибездействия.
Действие — это активное нарушение установленныхзапретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершатьсятолько в форме действия.
Бездействие — это пассивное поведение, связанное снесовершением лицом тех действий, которые оно обязано совершить в силутребования закона.
Субъективная сторона административногоправонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, тоесть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороныадминистративного правонарушения является вина правонарушителя.
Вина традиционно определяется как психическоеотношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) кпоследствиям данного деяния. КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел инеосторожность (ст. 2.2).
Административное правонарушение признаетсясовершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправныйхарактер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия ижелало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либоотносилось к ним безразлично. Административное правонарушение признаетсясовершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвиделовозможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), нобез достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращениетаких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий,хотя должно было и могло их предвидеть.
Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный.Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавалопротивоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредныепоследствия и желало наступления таких последствий. Если же лицо сознавалопротивоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредныепоследствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либоотносилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным скосвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямогозаключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредныхпоследствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает,либо относится к ним безразлично.
В субъективную сторону административногоправонарушения, помимо вины, могут входить и другие элементы, в частности мотиви цель правонарушения. В отличие от вины, наличие их обычно не являетсяобязательным. В то же время можно привести примеры, когда для признания деянияадминистративным правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено не тольковиновно, но и с определенной целью или при наличии определенного мотива. Так,например, ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовлениезаведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международныхответных купонов только в целях сбыта. То есть если данная цель отсутствовала,привлечь лицо к административной ответственности невозможно. В приведенномпримере цель является обязательным элементом субъективной стороны составаадминистративного правонарушения.
Задача
 
Проанализировавнормы, содержащиеся в ст. 238 ТК РФ необходимо сделать выводы о том, что подпрямым действительным ущербом ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимает реальное уменьшение наличногоимущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в томчисле имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодательнесет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимостьдля работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение,восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работникомтретьим лицам. Это означает, что возмещению подлежит ущерб, выразившийся вутрате, ухудшении или понижении ценности имущества, необходимости дляработодателя произвести затраты на восстановление первоначального состояния,приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты.
Неполученныедоходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат согласно ч.1 ст.238 ТК РФ;
Материальнаяответственность работника наступает за ущерб, причиненный работодателю только вслучае, если будет установлена совокупность следующих условий:
— наличие прямого действительного ущерба;
— противоправность поведения работника;
— причинная связь между противоправным поведением работника и наличием ущерба;
— вина работника в причинении ущерба.
Указанныеусловия обязательны, и при отсутствии хотя бы одного из них нельзя привлекатьработника к материальной ответственности.
Всвязи с этим Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 16 ноября 2006 г. N 52 (п. 4) дополнительно указал, что к обстоятельствам, имеющим существенное значение дляправильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанностьдоказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; винаработника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника инаступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размерпричиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полнойматериальной ответственности.
Всоответствии со ст. 233 Трудового кодекса РФ материальный ущерб, причиненныйработодателю, может быть возмещен только при противоправном поведении (действииили бездействии) работника, под которым в законодательстве понимается поведениеработника, противоречащее предписаниям правовых актов (норм), а также законнымприказам и распоряжениям работодателя. По трудовому законодательствупротивоправным является такое поведение работника, когда он не исполняет илинеправильно исполняет свои трудовые обязанности, установленные законами,правилами внутреннего трудового распорядка, должностными и техническимиинструкциями и другими обязательными для работника правилами, приказами ираспоряжениями работодателя (его представителя).
Приотсутствии связи между противоправными действиями (бездействием) работника инаступившим для работодателя имущественным ущербом этот ущерб не может бытьвменен ему в вину.
Неисполнениетрудовых обязанностей водителем «Транс-регион», наступило вследствие сильнойболезни работника (подтвержденной заключением врача). Следовательно,отсутствует условие противоправности в поведении работника, и вины работника впричинении вреда. Суд должен отказать работодателю в возмещении материальногоущерба.

Списокиспользованных источников
1. КонституцияРоссийской Федерации // Российская газета. — № 237. – 25.12.1993
2. Гражданскийкодекс Российский Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ №51-ФЗ от30.11.1994 // Российская газета. — №238-239. – 08.12.1994
3. Трудовой кодексРоссийской Федерации: Федеральный закон РФ №197-ФЗ от 30.12.2001 // Российскаягазета. -№256. – 31.12.2001
4. О применениисудами законодательства, регулирующего материальную ответственность работниказа ущерб, причиненный работодателю: Постановление пленума Верховного Суда РФ от16.11.2006 № 52 // Бюллетень Верховного суда РФ, 2007 №1
5. Гражданское право: учебник./ Под.ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра, 2006 стр. 264
6. Гражданское право. Т.1. Учебник./Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект. 2005 — стр. 478
7. Теория государства и права: учебникдля высших учебных заведений/ М.И. Абдуллаев. – М.: Магистр-пресс.2004.- 410с.
8. Теориягосударства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.:Юристъ. 2001. – 776с.
9. Трудовое право в России/ Е.А.Ершова. — М.: Статус. 2007.- 231с.