Государственный Университет «Высшая Школа Экономики»
Санкт-Петербургский филиал
Факультет: юридический
Кафедра: теории и истории государства и права
Эссе
По дисциплине: История отечественного государства и права
Тема: Общая характеристика советского права периода перестройки и распада СССР
Санкт-Петербург 2006г.
В конце 80-х начале 90-х годов Россия переживает внутри страны кардинальные изменения, приведшие к «перестройки» всего уклада жизни граждан. Этот переворот произошел совсем недавно в историческом смысле, всего около двадцати лет назад. Именно поэтому мне кажется очень интересным период «перестройки» жизни нашей страны, т.к. я являюсь непосредственным современником этого этапа отечественной истории.
В своем эссе я хотела бы рассмотреть суть перестройки и ее последствия, и, конечно, изменения советского права в этот период и период распада СССР.
Начало процесса перестройки всего государственного устройства страны было положено, как известно в 1985г. Однако на первом этапе перестройка понималась не как слом командно-административной системы управления, а как её совершенствование, не радикальная переделка всего государственного механизма, а лишь исправление его отдельных составляющих. Начало же практических изменений политических и экономических отношений относится к 1987г., когда страна вступила в полосу действительно фундаментальных политических, экономических и правовых реформ. Именно с 1987г. М. Горбачев и его команда переходят к новой стратегии реформ, в центре которой находилась политическая демократизация. На ее волне в течение 2-3 лет оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и разделение властей. «Гласность», введенная М. Горбачевым, вскрыла все несовершенство существующей системы, в т.ч. в сфере управления. «Перестройка — это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего социалистического общества. Оно созрело для перемен, можно сказать оно выстрадало их».1Новое руководство попыталось сохранить режим путем разграничения функций партийных и государственных органов и «вовлечения» трудящихся в управление. Начался процесс передачи реальной власти советам.
Выдвижение проекта конституционной реформы, предложенной Верховным советом СССР в октябре 1988г. стало вторым этапом политических преобразований.
В годы перестройки в нашей стране начался процесс формирования новых субъектов политической жизни — массовых движений, политических клубов, ассоциаций, партий и т.п. В 1988г. государство по существу пересмотрело свои подходы к проблеме прав человека и преступило к их реализации.
Перестройка должна была распространиться и на национально-государственные отношения. Речь шла о совершенствовании порядка отношений между союзом ССР, союзными и автономными республиками, о более полном и всестороннем учете, как их интересов, так и интересов союза в целом. Это было необходимо сделать, ибо чрезмерная централизация государственного управления стало одним из тормозящих факторов в деле равноправного и взаимовыгодного национально-государственного развития.
К сожалению, последующие политические процессы привели к выходу регионов из подчинения центру, а точнее к разрушению государства под названием СССР. Решающую роль в этом процессе сыграла и Декларация о суверенитете РСФСР, провозгласившая приоритет российских законов над законами СССР.
Весь последующий период, вплоть до августа 1991 г. политическая ситуация в России характеризовалась ожесточенной борьбой между центральной и российской властью за влияние на государственный аппарат. Перелом наступил в августе 1991г., после чего Горбачев как президент СССР не только лишился подчиняемого ему аппарата, но и вообще вынужден был уйти в отставку. Но с отставкой Горбачева процесс реформирования общества не прекратился.
Страна стояла на пути реформирования, что, естественно, требовало и преобразований в системе советского права. Можно выделить несколько тенденций в развитии права в этот период. Первая – обновление законодательства, связанное на первом этапе «перестройки» с необходимостью регулирования и либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем- с созданием правовой базы перехода к многоукладной экономики, рынку на основе частной собственности, свободы предпринимательства и приватизации. Другая важнейшая тенденция в развитии права этого периода – возрастание роли и усилении республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному.
Среди многочисленных политических изменений того времени выделялось введение альтернативных выборов депутатов всех уровней. Первого декабря 1988г. были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Союза ССР» и «О выборах народных депутатов СССР»2. Крупным шагом в реализации политической реформы явились организация и проведение выборов народных депутатов СССР.
В 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены существенные изменения: отмена статьи 6 о руководящей роли КПСС, чтобы преодолеть параллелизм в управлении; с целью оживления власти Советов произведены изменения некоторых других статей Конституции. Была введена представительная двухуровневая система – возрождается съезд Советов (2250 народных депутатов), избираемый на 5 лет. Выборы были альтернативные, двухступенчатые: 1500 депутатов избраны населением в округах, а 793 чел. – от общественных организаций. В функции съезда входило проведение конституционных, политических и социально-экономических реформ, а также выборы постоянного органа Верховного совета СССР (544 чел.), его председателя. Сам Верховный Совет избирал Президиум ВС, Верховный суд СССР, Генерального прокурора.
Весной 1990г. IIIвнеочередной съезд народных депутатов СССР учредил ещё один пост- Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Он являлся главой исполнительной власти, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Президент избирался на 5 лет съездом советов.
В результате устанавливается следующая система органов государственной власти: Президент СССР- Съезд народных депутатов СССР- Верховный Совет СССР- Совет Федерации- Комитет конституционного надзора.
Политика демократизации в 1988- 1990 гг. привела к принятию ещё ряда важных законов. Среди них наиболее важными были – Закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации, Закон о государственной безопасности, Закон о прессе и средствах массовой информации, Закон об общественных организациях, Закон о въезде и выезде из СССР.
В этот период был начат пересмотр основ уголовного законодательства (например, отменяется статья об антисоветской пропаганде). Был принят ряд законов, касающихся судебной реформы. С 1 декабря 1989г. действовали основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве- нормативный акт, определивший принцип построения суда, его деятельности. В то же время Основы предоставляли гражданам право на защиту – участие адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения.
С 1 июля 1990вступил в действие Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права гражданина». По этому закону каждый имел право обжаловать в суде неправомерность действия не только кого-то конкретного должностного лица, как это делалось раньше, но и коллегиальные.
Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена IIIсъездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализации таким образом принципа политического плюрализма. К этой основе вскоре был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» от 9 декабря 1990г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий.
В 1988г. государство приступило к пересмотру своих подходов к проблеме прав и свобод человека. Первым шагом на этом пути было снятие оговорок к шести международным договорам по правам человека. Тем самым СССР признал обязательную юрисдикцию международного суда в отношении этих судов.
Гражданское право развивается на основе тех же закономерностей, что и другие отрасли права. Первый период перестройки характеризуется изменениями, не порывающими с социалистическими принципами. Последующее развитие происходит под воздействием начавшегося перехода от планово- распределительной экономики к рыночной и от государственного монополизма к многоукладности, что необходимо было обеспечить соответствующими изменениями в гражданском праве.
Важнейший вопрос – вопрос о собственности. Закон «О собственности в СССР», принятый в 1990г., и последующие изменения Конституции содержат отказ от принципиальной позиции коммунистов по поводу общенародной государственной собственности на средства производства и приоритета государственной собственности.
Закон «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г. пошел значительно дальше общесоюзного. В нем собственность разделяется на частную, государственную, муниципальную и собственность общественных организаций (объединений). Размер частной собственности не ограничивается.
Разрешается предпринимательство. Четвертого июня 1990г. принимается закон СССР «О предприятиях в СССР»; 25 декабря 1990г. – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Начинает формироваться целая система предпринимательского законодательства, включающая положения, регулирующие отдельные формы предпринимательства и виды деятельности, регистрации и лицензирования и т.д.
Появляется целый блок законодательства, регулирующий деятельность коммерческих банков. В основе его в РСФСР лежит Закон «О банках и банковской деятельности», принятый 2 декабря 1990г.
Прекращается монополия на внешнеэкономическую деятельность. Разрешаются иностранные инвестиции. Формируется валютный рынок.
Начинается приватизация муниципальной и государственной собственности. Третьего июля 1991г. принимается закон « О приватизации жилищного фонда в РСФСР», а 4 июля 1991г. – закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривает бесплатную приватизацию занимаемого жилья в размере не менее 18 кв.м. на человека и 9 кв.м. дополнительно на семью.
Определенный итог развития гражданского права этого периода – принятие 31 мая 1991г. «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик», которые представляли собой первую кодификацию в условиях перехода к многоукладной экономике.
Трудовое право, как и другие отрасли, испытало влияние перемен. В феврале 1988г. в «Основе законодательства Союза ССР о труде» вносятся дополнения, которые предусматривают создание советов трудовых коллективов как полноправных представителей работников с широкими правами по контролю действий администрации. Вводилась выборность руководителей предприятий. Расширены льготы для увольняемых и дополнительные гарантии им. Соответствующие изменения были внесены и в КЗоТ РСФСР 1971г., который продолжал действовать.
В 1989г. принимается Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В этом акте предусматривалось право рабочих и служащих на забастовку в том случае, когда споры между трудовым коллективом не смогли быть урегулированы примирительной комиссией или трудовым арбитражем. А в связи с усиливающейся безработицей в условиях кризиса 19 апреля 1991г. принимается закон «О занятости населения в РСФСР», который предусматривал комплекс мер с тем, чтобы смягчить удар надвигавшейся массовой безработицы. Эти меры предусматривали организацию обучения и содействие в трудоустройстве, а также материальную помощь в минимальных размерах.
Итак, за свою семидесятилетнюю историю СССР многого добилось. Это и развитая промышленность, и авторитет на мировой арене, и высокий уровень культуры и науки. Но период взлета сменился, в конце 70-х, периодом упадка или «застоя». Этот период был вызван рядом обстоятельств и причин, о которых, я думаю, не следует подробно упоминать в данной работе. В общем, нужны были реформы для вывода страны из «застоя». И СССР, с легкой руки Горбачева и его сподвижников, пошел по пути демократизации всех сфер жизни, по пути «перестройки» экономики, управления и идеалистических ценностей, что, в свою очередь, привело к распаду самого СССР.
Идеологи перестройки стремились создать правовое государство, но теперь уже общепризнанно, что создание предпосылок для правового государства едва ли возможно без длительного переходного периода. В нашей стране нет пока социально-экономических и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.
В то же время законодательство остается одним из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому государству предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемый стал уровень старой дореформенной законности
Литература
1.С.А. Шатилова «История отечественного государства и права»//М.: Инфра-м, 2002
2. В.И. Хрисанфов «История государства и права России»// СПб.: СПб Универ-т МВД России, 1999
3. Горбачев М.С. «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» //М.: Политиздат, 1987.
4. Юридический справочник / под ред. В.И. Семенкова, В.Ф. Чигира – Минск.: «Беларусь», 1988.