Общая социология для 1 курса

Социология как наука об обществе.Предмет и задачи курса.

Литература:
1) Социология / Г. В. Осипов и др. М: Мысль,1990.
2) Марксиско — Ленинская социология. / Под ред. Н.И.Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989
3) Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
4) Краткий словарь  посоциологии.-М.: Политиздат,1988
5) Предмет и структура социологической науки,социологические исследования,1981.№-1.с.90.
6)  Основа социологии.Изд. Саратовского университета,1992.

План.
 
1). Социология как наука об обществе
2) Объект и предмет социологической науки.
3) Социология в системе общественных  и гуманитарных наук.

Социология как наука  об обществе

Термин ”социология” происходит  от латинского слова ”societas” (общество) игреческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- естьнаука об обществе в буквальном смысле слова.
            На всехэтапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить своеотношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология”было введено французским философом Огюстом  Контом в_30-х_годах прошлого столетия.Как наука социология формиривалась в xix веке в Европе. Причем наиболееинтенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском,немецком. английском языках. Огюст Конт ( 1798 — 1857 ) и затем англичанинГерберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания всамостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки исформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт былпозитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать  столь же доказательной и общезначимой, как иестественно — научные теории, должна была основываться только на методенаблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждениюоб обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала империческойнаукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как наукутождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.
            В конце 19 — нач. 20 вв. в научныхисследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами  также и социальный.  Предмет социологии в этой связи зауживается иначинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.
            Первымсоциологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917 ) — французский социолог и филосфов, создатель так называемой “французской социологической школы “ С его именем связан переход социология отнауки тождественной обществознанию к наук, связанной с изучением социальныхявлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной,стоящей в  ряду других общественных наук.
            Институализациясоциология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома вмае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальнымпунктом было записано “… одной  изпервоочередных задач поставить ряд социальных исследований  в Петорградском и Ярославском  Университетах”. В 1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. вПетроградском Университете  был образованпервый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, воглаве с Питиримом Сорокиным.
            В этотпериод издается обширная социологическая литература теоретического профиля.Основное направление ее — выявить соотношения русской социологической мысли исоциологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаютсяразличные социологические школы. На дискуссию представителей немарксискойсоциологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) исоциологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теорияисторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. — 1923), в которой социология отждествлялась с историческим материализмом ипреврашалась в составную часть философии. А после выхода  в свет краткого курс а “ История ВКПб “ И. В.Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, наконкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайшийзапрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только несовместимой с марексизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладныеисследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона ибыло изъято из научного обихода, ушли в небытие соц — профессионалы.
            Принципы,теория и методы познания и освоения соцтальной действительности оказалисьнесовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управленииобществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальнаямифология, а реальная наука объявлена лженаукой.
            Оттепельшестидесятых годов отразилась и на социология: началось возрождениесоциологических исследований, они получили права гражданства, а социология какнаука — нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследованиякак несовместимые социология спецификой философской гносиологией, выводились запределы соц знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретныеисследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивныхаспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Этообъясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя”носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожныесигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда,отчуждения власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.
            Такиенаучные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социологиятруда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальнаянорма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своимследствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционнобуржуазной социология.
            Т. к.социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов сталипоявляться первые крупные социологические труды по социальной инжении иконкретному социальному анализу  С. Г.Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первыесоциологические учреждения — отдел социологических исследований в институтефилософии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институтконкретных соц исследований ( с 1972 — институт социологических исследований, ас 1978 — Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социссл “. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А послевыхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт  социологических  исследований был объявлен в насаждениебуржуазных теоретических концепцый, было принято решение о создании на его базеЦентра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась подзапретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социологияполностью отрицалась.
            Запрет наразвитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетнийпериод борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. ( ПостановлениеЦК КПСС о т 7 июня 1988 г.  повышениероли марксиско — ленинской социология в решении узловых и социальных проблемсоветского общества)      Сегодня назападе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90000  ученых в области социология, 250факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
            В нашей в1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20  000 людей профессионально причастны к этойспециальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистовочень большой.
           
Объект и предмет социологической науки.

            Объектомсоциологического познания является общество, но определить только объект наукинедостаточно. Так, например, общество являеться объектом практически всехгумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго статуса социология как и любойдругой науки лежит в различи и объекта и предмета познания.
            Объектпознанния –  все то, на что направленадеятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективнойреальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могутбыть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии, биологии,социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретнойнауки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. )берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификойданной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Явление безработицы
·       экономисты
·       юристы
·       психологи
·       социологи
Каждая наука отличается от другойпредметом. Так, ффизика, химия, экономика, социология и другие науки в целомизучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразиемявлений и процессов. Но каждая из них изучает:
1.  Своюособую сторону или среду объективной реальности
2.  Специфическиетолько для данной науки законы и закономерности этой реальности
3.  Особыеформы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Предмет любой науки — это не простонекое явление или процесс объективного мира, а результат теоретическогоабстрагирования, позволяющего выявить те закономерности ффункционированияизучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакойбольше.
                   Социологиядовольно поздно отпочковалась от философии во  Франции,политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождевствлялись объект ипредмет социаологического познания. До настоящего времени многим социологамсамых различных школ и направлений этот серьезный метологический порок ещеприсущ.
Так что же является предметомсоциологии? По Конту, социология — это единственная наука изучающая как разум,так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.
Сен — Симон Предмет социология — социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления ипроцессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения,функционирование и развитие.
Специфика социология как науки в том,что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальномконтексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различныхсторон, уровней этой общественной системы.
Сорокин П. — “Социология изучаетявления взаимодействия людей друг с другом. с одной стороны, и явления,возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.
Добавляет: “… межддучеловеческиевзаимодействия”, т.е дает границы.
Общество — это социальный организм,состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивогокомплекса  социальных общностей,институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса являетсяотносительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится вовзаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства,осуществления  и развития как единогоцелого.
Общество-это не сумма индивидов, а этоансамбль человеческих отношений.
Например: В  настоящее время — люди тоже, что и год, и дваи три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли измененияотношений. Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг сдругом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процессавзаимодействия, с другой.
Если общество представить в виде куба иусловно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:
Предметсоциологии-социальная сторона жизни общества.
Итак, мы получили, что социологияизучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальные отношения — это отношениямежду группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающиминеадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни,различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личногопотребления.
Социальные отношения — это выражениевзаимной зависимости субъектов по — поводу их жизнедеятельности, образу жизни,отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение сдругими субъектами.
Так как связи и отношения в каждомконкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познаниявыступает как социальная система.
Задачей социологической науки являетсятипологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждоготипологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретногонаучного знания о механизмах их действия и формах проявления в различныхсоциальных системах для целенаправленного управления ими.
Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношенийи способа их организации.
Предмет социологической науки — социальные закономерности.
Социология — наука о законахстановления, функционирования, развития общества в целом, социальных  отношений и социальных общностей, механизмахвзаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностямии личностью (Ядов).
Социология в системе общественных игуманитарных наук.
 Зададимся вопросом: Имеются ли достаточные основания для созданияособой науки — социология, ставящей своей задачей изучение явленийвзаимодействия между людьми ?
Ответ на этот вопрос зависит от решениятрех предворительных вопросов:
·       Достаточно ли важен сам класс явлений, которыесоциология изучает
·      представляетли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений
·      Неизучается ли он другими науками, появившимися раньше социология, и потомуделающими последнюю как самостоятельную науку излишней
Попытаемся ответить на эти вопросы.
Практическая и теоретическая важностьсоциологии.
Практическая важность изучения явлениячеловеческого взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мыкровно и эгоистически заинтересованы.
Теоретическая важность социологиястановится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений,изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками,т.е. необходим ответ на два последних вопроса.
          Рассмотримих следующим образом

а)Социология и физико-химические науки

Класс явлений взаимодействия междулюдьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. М. б. вдалеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мирмежчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попыткибыли и продолжают иметь место. Но пока — увы! Что из этого получилось? Мы имеемряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетическогопроцесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии“, “ продажа- покупка — это реакция обмена “, ” сотрудничество — есть сложениесил “, “ социальная борьба — вычитание сил “, “ вырождение  — распадение сил ”
Даже если это и верно, то то что мыприобретаем от  таких аналогий? Всеголишь неточное сравнение.
Такой же вывод можно сделать и поадресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятиймеханики в область человеческих взаимоотношений.
Здесь индивид превращается в “материальную точку ”, окружающая его среда — социочеловеки — в “ поле сил ” ит. д.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторыймомент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальныймомент   Т0, увеличенной совокупностьюработы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонниегруппе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.
          Хотьэто о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытиямежчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленныхпредметов и становятся только материальной массой.
          Если  преступление есть утечка энергии, то значитли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?
          Тоесть в  данном случае наблюдается неизучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физическихтел.
          Тем  больше оснований для существования особойнауки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всемсвоеобразном богатством его содержания.

б)Социологияи биология, в частности, экология.

                   Мирчеловеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, какморфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами,  а с явлениями данными в пределах или внутричеловеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией какчастью биологии. Экология — наука изучающая отношение организм а к окружающейего внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических инеорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другурасходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметомвзаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).
и фито-социологию, социологияисследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество)
          Каквидим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какойявляется предмет социология. И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тути там  подвергаются исследованию процессывзаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )
Не поглащается ли таким образомсоциология экологией? Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от   аамеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Ихможно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом,между человеком и растением — тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи ине нужно. Однако напротив,       300 — ифито — социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуютее существования.

в)Социологияи психология

                   1.Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологияразличны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессыиндивидуальной психики и сознания.
Она не может распутать клубоксоциальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначеназывают, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий собъектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицамикоторого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованнуюсвязь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействиеприобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органическисоедененных “, которые изучает социология.
Ясно, что они ( со и социальнаяпсихология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология моглабы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формывзаимодействия между людьми.
Психология сосредоточена на внутреннеммире человека, его  восприятии, а со — изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. 

г) Социология и специальные дисциплины,изучающие взаимоотношения людей.

Все социальные науки: политология,право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явлениячеловеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальныйвид явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги исупруга.
Объект политической экономии — совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена,распределения и потребления материальных благ.
Наука нравов изучает коллективныеспособы мышления и действия людей
Мораль — определенный вид человеческогоповедения и дает рецептуру должного взаимодействия
Эстетика — изучает явлениявзаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями ( междуактером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )
Короче, социальные науки изучают тотили иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных игуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
·        со является наукой об обществе, его явлениях ипроцессах
·       она включает в себя общуюсоциологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория иметодология всех других общественных и гуманитарных наук
·       все общественные и гуманитарные науки…изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включаютв себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются втой или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельностьлюдей
·       техника и методика изучения человека иего деятельность, методы социального измерения и т. д.  разрабатываемые социологией необходимы ииспользуются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложиласьцелая система исследований проводимых на стыке со и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д. )

Положение социологии среди другихобщественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой
       Еслиимеется  n разных объектов для изучения,то наук их изучающих, будет  n +1, т. е.n наук, изучающих объекты, и n +1-я — теория изучающая то общее, что присущевсем этим  объектам.
Со занимает общее, а не частное местосреди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его структурах, обеспечиваетпонимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое,что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии,систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положениеобщей части физики — к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.

д) Социология  и история

В системе общественных наук естьдисциплина, с кот орой связь социологии является наиболее тесной ивзаимонеобходимой. Это история
И история, и со имеет объектом  и предметом своих исследований общество и егозаконы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводятсоциальную действительность..

Социологическийфакультет 
Лекция№2

Функция,структура и метод социологии

План

I.   Функциисоциологии
II.  Структурасоциологии
III. Методсоциологической науки

I. Функции социологии.
            Функциикаждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневнойпрактикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретномпознавательном или преобразовательном действии данной науки.
Назначение социологии обусловлено потребностямифункционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология, изучая общественную жизнь
во-первых: решает научные проблемы, связанные сформированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением ипониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппаратасоциологии, методологии и методов социологического исследования. Теории иконцепции, разрабатываемые в этой области, отвечают на два вопроса:
1) “что познается?” — объект;
2) “как познается?” — метод;
т.е. связаны с решением гносеологических (познавательных)задач и формируют теоретическую, фундаментальную социологию.
во-вторых: изучает проблемы, связанные с преобразованиемсоциальной действительности, анализом путей и средств планомерного,целенаправленного воздействия на социальные процессы. Это область прикладнойсоциологии.
Теоретическая и прикладная социология различаются по цели,которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.
Прикладная социология ставит перед собой задачу, используяпознанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитииобщества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительномнаправлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческойдеятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культурыи т.д. и отвечает на вопрос
“для чего?”:
(для социального развития, для формирования правовогообщества, для социального управления и т.д.)
Деление социологического знания по ориентации нафундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вноситопределенный вклад в решение как научных, так и практических задач.
Это же относится и к эмпирическим социологическимисследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.
С учетом этих двух аспектов функции социологии могут бытьпредставлены и сгруппированы следующим образом:
Фундаментальные
— Познавательная:
1) дескриптивная (описательная)
2) диагностическая
3) прогностическая (попытка предвидеть)
4) моделирования социальных объектов
Прикладные
— Прогнозная
— Социального проектирования и конструирования
— Организационно-технологическая
— Управленческая
— Инструментальная

Познавательная функция

Социология изуч