Общее макроэкономическое равновесие модель совокупного спроса и совокупного предложения

–PAGE_BREAK–Совокупный спрос
Во-первых, нужно определить, что же такое совокупный спрос. Можно сказать, что

совокупный спрос (AD) — сумма всех индивидуальных спросов на конечные

товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также

следующее: совокупный спрос — модель, представляющая различные объёмы товаров и

услуг      (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и

готовы приобрести при любом уровне цен.

     График кривой совокупного спроса.

Принцип построения кривой AD аналогичен принципу, применяемому на микроуровне: в

выбранный момент времени для каждого уровня цен находится количество товаров,

на которое предъявлен совокупный спрос. Если величина национального дохода

останется неизменной в момент подсчёта, то чем выше уровень цен, тем ниже

совокупный спрос, поэтому кривая AD имеет «падающий» характер.

Зависимость размера совокупного спроса на рынке благ от изменения уровней цен

имеет следующий вид (рис.1).

     Уровень

            цен

                                                                                  

Рис. 1. Кривая совокупного спроса

                                              AD1

     AD

                                               AD2                Реальный ВНП

При этом кривая точки кривой AD показывают тот реальный ВНП, который

будет закуплен всеми субъектами национальной экономики во всех секторах

национального хозяйства при данном уровне цен.

     Факторы совокупного спроса.

Хотя к факторам совокупного спроса можно отнести демографические процессы,

географические особенности, национальные и исторические традиции,

имущественную дифференциацию населения, но они не будут определяющими.

Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые

и неценовые. Рассмотрим их подробнее.

     Ценовые факторы.

Именно ценовые факторы объясняют убывающий характер зависимости величины

совокупного спроса от роста цен.

Первый из ценовых факторов — эффект процентной ставки. Если в обществе

денежная масса остаётся постоянной, то рост цен может привести к повышению

процентной ставки. Увеличение процентной ставки можно рассматривать как рост

цен на альтернативное использование денег. При увеличении процентной ставки

снижается инвестиционный спрос. Но потребительский спрос также снизится, так

как многие потребительские товары длительного пользования приобретаются на

основе потребительского кредита. Следовательно, более высокому уровню цен

соответствует меньший объём реального производства и совокупного спроса. При

уменьшении процентной ставки происходит обратный процесс — увеличение текущих

расходов, соответствующее увеличение потребительского спроса и спроса на

капитал.

Далее рассмотрим фактор, называемый эффектом богатства (или эффектом

реальных кассовых остатков). Действие этого фактора связано с покупательной

способностью денег. Повышение уровня цен приводит к снижению покупательной

способности денег, т.е. на ту же сумму потребитель покупает меньший реальный

объём производства, что приводит к снижению реального ВНП. Понижение уровня цен

соответственно приводит к увеличению совокупного спроса.

И последний ценовый фактор — эффект импортных закупок. Здесь

рассматривается соотношение между уровнем цен на импортные товары и уровнем цен

на отечественную продукцию. Возможны три варианта данного соотношения.

·Цены на импортные товары меньше цен на отечественные товары. В этом случае

будет происходить увеличение спроса на импортные товары и уменьшение спроса

на отечественные товары, что приведёт к снижению совокупного спроса на рынке

благ.

·Цены на импортную и отечественную продукцию равны. Тогда будет равная

конкуренция между иностранными и отечественными производителями и неизвестно

в какую сторону отклонится совокупный спрос.

·Цены на отечественные товары меньше цен на импортную продукцию. Тогда

совокупный спрос увеличится.

     6.1.2. Неценовые факторы.

Это факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но, тем не менее,

могут столь же сильно влиять на изменение совокупного спроса:

1.Изменения в потребительских расходах

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) 3адолженность потребителя

г) Налоги

2. Изменения в инвестиционных расходах

а) Процентные ставки

б) 0жидаемые  прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3. Изменения в государственных расходах

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта

а) Национальный доход в зарубежных странах

б) Валютные курсы

Первый неценовой фактор — изменение потребительских расходов, не

связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или

потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к

увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и

повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность

потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса:

высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие

расходы, чтобы выплатить долги, а это уменьшит объём совокупного спроса.

На изменение потребительских расходов влияют следующие факторы :

     Благосостяние потребителя.     Материальные ценности  состоят  из всех

активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и

облигации,  и недвижимости  (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости

активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок

товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате

сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и  кривая

совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения

реальной стоимости материальных  ценностей  потребительские расходы при

данном  уровне   цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается

вправо. В данном случае мы не имеем  в виду рассмотренный ранее  эффект

богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает

постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне

цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных

ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня  цен;  это

неценовой фактор,  который  смещает  всю кривую совокупного спроса.

     Ожидания потребителей.     Изменения  в характере потребительских

расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди

считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую

часть своего нынешнего  дохода. Следовательно, в это время потребительские

расходы возрастают (сбережения в  это время уменьшаются)  и кривая совокупного

спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их

реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно,

и совокупный спрос сократятся.

     Задолженность потребителей.    Высокий уровень задолженности потребителя,

образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его

сократить сегодняшние  расходы,  чтобы  выплатить   имеющиеся   долги.

Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного

спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителей

относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние  расходы, что

приводит  к увеличению совокупного спроса.

     Налоги.  Уменьшение  ставок подоходного налога влечет за собой увеличение

чистого дохода и количества покупок при данном  уровне  цен. Это значит, что

снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой

стороны увеличение налогов  вызовет уменьшение потребительских расходов и

смещение кривой совокупного спроса влево.

Второй фактор — инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение

инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и

наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса.

Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной

ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий

(что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия

(увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные

расходы).

     Процентные ставки.    При прочих равных условиях, увеличение процентной

ставки, вызванное  любым  фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к

уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном

случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который

возникает в результате изменения уровня цен.

     Ожидаемые прибыли от инвестиций.    Более оптимистические прогнозы на

получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные

товары и тем самым смещают   кривую  совокупного спроса вправо. Например,

предполагаемый  рост потребительских расходов  может,    в  свою  очередь,

стимулировать инвестиции в надежде  на будущие  прибыли. И  наоборот, если

перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно

туманны  из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на

инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже

уменьшится.

     Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий   приведет к

уменьшению  прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а,

следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И

наоборот, сокращение  налогов увеличит прибыли   (после вычета налогов) от

капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные   расходы,   а также

подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

     Технологии.    Новые  усовершенствованные технологии имеют  тенденцию  к

стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного

спроса.

     Избыточные мощности.      Увеличение  избыточных мощностей,   то   есть

наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные

товары  и  поэтому уменьшает  совокупный   спрос. Попросту говоря, у  фирм,

работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые

заводы. И  наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности

уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования.

Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы  и  кривая  совокупного

спроса смещается вправо.

И ещё два неценовых фактора влияют на изменение совокупного спроса —

государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от

данного фактора) на закупку готовых товаров и услуг. Увеличение государственных

закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к

возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные

ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных

расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

И расходы на чистый экспорт. Говоря  о рычагах, сдвигающих

совокупный спрос, мы имеем в  виду изменения в  чистом экспорте, вызванные не

изменениями в уровне цен,  а  другими факторами. Увеличение чистого экспорта

(экспорт минус импорт), к  которому привели эти  «другие» факторы,  смещает

кривую  совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых,

более  высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на

американские товары за  рубежом.   Во-вторых,  сокращение  нашего   импорта

предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного

производства. Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход

зарубежных стран и валютные курсы.

     Национальный доход других стран.  Возрастание национального дохода

иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому

увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в

зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать

большее количество товаров, как отечественного производства, так и

произведенных в нашей  стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе

с повышением уровня  национального  дохода  у  наших   торговых  партнеров.

Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат:

чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса

влево.

     Валютные курсы.   Изменения  курса гривны по отношению к другим валютам

являются вторым  факторам,  который  оказывает влияние на чистый экспорт, а,

следовательно, и на совокупный спрос. Предположим,   что цена иены в гривнах

возрастет. Это значит, что гривна обесценится по отношению к иене. То есть,

если цена гривны в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В

результате нового соотношения гривны и иены японские потребители смогут

получить больше гривней за определённую сумму иен. А  потребители в Украине

получат меньше иен за каждую гривну. Следовательно, для японских потребителей

украинские товары станут дешевле, чем японские. Между  тем потребители в

Украине смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму гривней.

При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш  экспорт возрастет, а импорт

уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь,

приведет к увеличению совокупного спроса в Украине.

    
    продолжение
–PAGE_BREAK–