Общественно-политические издания в репертуаре издательства АСТ

Введение Попадая сегодня на книжные развалы Москвы, испытываешь своего рода шок от изобилия книг. В глазах пестрит от многоцветия переплетов и обложек, и подчас бывает довольно трудно разыскать нужную книгу. В советской стране, где книга была “лучшим подарком”, а поэт почитался “больше чем поэт”, в стране, занимавшей лидирующие позиции в мире по количеству и суммарному тиражу выпускаемых книг, царил жуткий книжный дефицит. “Свой человек” в книготорге ценился больше чем “обувной завмаг” и “мясник в продуктовом”. В СССР – стране тотального дефицита, где, по словам героя М.А.Булгакова, “чего ни хватишься, ничего нет”, отсутствовали и книги. Нет, конечно, магазины, не пустовали, но приличную книжку можно было достать только “из-под полы” у сумрачно-суетливого вида перекупщиков.И вот на протяжении жизни одного поколения все коренным образом изменилось . Нет и той страны – СССР, нет и книжного дефицита. Есть демократическая Россия. Есть и очевидное книжное изобилие.В настоящее время лидирующие позиции заняли крупнейшие издательства России, так называемые «два гиганта» – ИГ АСТ и Эксмо. Это две издающие организации, конкурирующие между собой на протяжении многих лет. У «АСТ» первое место по количеству названий – 4217 книг и брошюр; у «Эксмо» – 4046 названий, но 34,9 млн. экз. совокупного тиража и первое место по этому показателю. Тиражи «АСТ» составляют 27,8 млн. экз. и обеспечивают ему второе место. Третье место по тиражам у «Просвещения» (24,0 млн. экз.), а по количеству названий – у издательства «Экзамен XXI» (643 книги и брошюры). Кроме вышеназванных, в «топ-десятке» издателей оказались «Дрофа», «Феникс», «Росмэн», «Олма Медиа Групп».
Общая характеристика издательства.
История создания и развития издательства
Издательская группа АСТ начала формироваться в 1990-м году как книготорговая фирма, как оптовик, который обслуживал совершенно разного издателя. Достаточно высокая скорость оборота и умение верно определять коммерческие издания, которые могли продаваться с покрытием инфляции того периода, позволило компании развиться в достаточно мощного оптовика. Но в 1992 году стало ясно, что доход от продажи собственных изданий может быть существенно выше, чем от продажи чужих. Была сформирована редакция и начался выпуск первых тиражей книг. До 1995 года АСТ продавало больше чужих книг, чем собственных: их доля доходила до 90%. В 1995 году объем продажи чужих изданий уже составил порядка 60-70%. В тот период экономика страны относительно стабилизировалась, темп инфляции замедлился, и АСТ стало активно развивать собственную редакцию и привлекать к совместной деятельности в рамках корпорации другие издательства.
На сегодняшний день в «АСТ» входит более 30 различных издательств, многие из которых полностью самостоятельны в формировании издательских планов. Общее, что объединяет их – единая система продаж.[1] Основной принцип работы издательства – предоставить читателю максимально широкий выбор литературы, соответствующей его интересам. ИГ АСТ постоянно знакомит своих читателей с книжными новинками, открывая новые имена и произведения.
Ежемесячно в АСТ выходит более 800 новых книг.
Издательская группа АСТ представляет лучших российских и зарубежных авторов. Среди них – Чингиз Абдуллаев, Борис Акунин, Екатерина Вильмонт, Михаил Веллер, Полина Дашкова, Николай Козлов, Елена Коренева, братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко и другие.
Поиск и продвижение новых талантливых авторов – одно из главных направлений работы издательства.
Самые лучшие детские книги России – книги издательств АСТ-Астрель. В издательстве выходят произведения Самуила Маршака, Григория Остера, Владимира Сутеева, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Юрия Энтина и других авторов, популярных у юных читателей, а также многотомные красочные детские энциклопедии, различные хрестоматии, учебные и развивающие издания.
АСТ сегодня – это более 30000 наименований книг, выходящих миллионными тиражами:
· русская и зарубежная классика;
· современная проза;
· детективы и остросюжетная литература;
· сентиментальная проза;
· фантастика и фэнтези;
· книги для детей;
· деловая литература;
· пособия и учебники;
· справочники;
· энциклопедии и словари;
· научно-популярные издания;
· издания для досуга;
· книги по искусству;
· подарочные альбомы;
· атласы и карты;
а также разнообразные канцелярские товары, раскраски, книжки-игрушки, книжки-мозаики, головоломки, настольные игры и паззлы различных уровней сложности для детей и взрослых.
Отдельным направлением деятельности АСТ является издание журналов: «Рыбалка на Руси», “Спиннинг Traveller”, “Нахлыст”, “Охота”, “Большой Бизнес”, «Что Нового в науке и технике”, “Часы”, J&W, MakeUp, Estetica, “Друг. Журнал для любителей кошек”, “Друг. Журнал для любителей собак”, “В мире животных”, “В мире растений”. А также каталоги: “Наручные часы”, Watches, Toys for Boys, Jewellery и другие издания, рассчитанные на различные группы читателей.
Продукция Издательской группы АСТ распространяется через самую развитую в России и странах СНГ книготорговую сеть «Буква», в которую сейчас входят более 200 магазинов.
Крупнейшие издательские и книготорговые структуры в странах бывшего СССР активно представляют на своих рынках книги издательской группы АСТ.
На сегодня АСТ – единственная в России издательская структура, развивающая мощную систему оптово-розничной поставки, способная в полной мере удовлетворить спрос розничных магазинов.
Особенностью работы на рынке стало создание и развитие собственной сети реализации в Москве. Постоянно расширяется сеть фирменных магазинов. Через крупных оптовых покупателей наши книги поступают на прилавки киосков и уличных торговцев.
Оптовые покупатели получают книги с полностью автоматизированного склада «Видное», не имеющего аналогов в России. Склад рассчитан на 15’000’000 экземпляров более 15’000 наименований.
Введен в строй современный автоматизированный торгово-складской комплекс на Варшавском шоссе. В распоряжении партнеров ИГ АСТ более чем 40’000 наименований книг Издательской группы АСТ и других крупнейших издательств России. Мощности комплекса позволяют отгружать в месяц до 2’500’000 книг, полностью подготовленных к розничной продаже.
Издательская группа АСТ выпускает следующие серии:
– The International Bestseller
– Femina
– Интеллектуальный детектив
– Альтернатива. Фантастика
– Звездный лабиринт
– Альтернатива
– Реальные варианты сдачи ЕГЭ 2006
– Классическая мысль
– Очарование
– Шарм[2]
Современное состояние издательства
Интервью управляющего издательствами ИГ АСТ Олега Савича сайту «Полит. ру».
Думаю, никто в стране или даже мире не может корректно спрогнозировать глубину кризиса, сказать, как он затронет Россию и в частности нашу отрасль. С одной стороны, на книжном рынке действуют общие экономические законы. Кризис не может нас не затронуть: постоянные потребители книг составляют около 35-40% активного дееспособного населения страны. Именно по этой прослойке потенциально и может быть нанесен удар: как раз этим людям в первую очередь потенциально грозит потеря работы и сбережений. А это значит, что их потребительская активность неминуемо снизится – при выборе, купить ли им новую книгу или продуктов и одежды для семьи, конечно, они выберут то, без чего действительно нельзя обойтись. Нельзя забывать и о том, что средняя цена книги достигла 5-6$, а средняя покупка в московском книжном магазине, около 700 руб. И это уже достаточно существенные траты. Но это, если развитие кризиса будет тяжелым и степень массового падения доходов велика. Но пока, с точки зрения продаж, никакого кризиса не произошло. Наоборот, перед Новым годом я зашел в один магазин по работе — огромное количество покупателей, к стеллажам было невозможно подойти! И я очень сомневаюсь, что магазины опустеют. Да, кого-то из читателей кризис действительно «вымоет» по чисто финансовым причинам. Но, уверен, на их место придут другие – те люди, которые с детства имеют склонность к чтению, однако в последние годы утратили эту привычку из-за огромной занятости. Возможно, сейчас, когда у них станет больше времени и меньше денег на другие, более дорогие развлечения, они снова захотят вернуться к этому занятию. В трудные времена люди обращаются к вечным ценностям, к числу которых относится и чтение. А в принципе, те, кто читал и имеет даже минимум свободных денег, от книг не отказываются. Во время кризиса 1998 года, например, люди существенно больше стали читать. К тому же, по сравнению с другими видами entertainment’а книга обладает рядом значительных преимуществ: она долго живет, ее можно перечитывать, она служит не одному члену семьи, а сразу нескольким…
По отрасли
Если детализировать состояние рынка, можно однозначно говорить о развивающейся стагнации, отсутствии роста по отрасли в целом, роста производства, продаж в натуральных показателях. Рынок достиг потолка, пика насыщения и по количеству наименований, и по тиражам и рос только в денежном выражении (15%). Денежный рост обусловлен как инфляционными составляющими, так и ростом стоимости книг за счет их более качественного и дорого исполнения. Проявился явный кризис перепроизводства, предложение наименований книг начало превышать все разумные пределы (более 200 000 наименований на складах крупнейших дистрибуторов). Это неизбежно приводит к снижению среднего тиража книг. Сейчас средний тираж в отрасли – около 6 500 тыс. экз. В АСТ – 8 200 экземпляров. Этот отраслевой кризис, который активно проявился уже в начале 2008 года, сейчас может наложиться на финансовый, экономический кризис. Мы в ИГ АСТ, заметного сокращения выпуска не планируем, хотя разумную санацию ассортимента проводим. Рейтинговым авторам точно ничего не грозит. Старым и новым книгам Шиловой, Сорокина, Акунина, Дашковой, Вильмонт, Нестеровой, Платовой, Коэльо или Кинга всегда дан зеленый свет. Эти и многие другие авторы, равно как и их поклонники, могут ни о чем не волноваться. И если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного автора с огромным потенциалом – мы его издадим и будем раскручивать.
По игрокам, партнерам
Возможно, столкнемся с задержками выплат за книги отгруженных в книжную торговлю от некоторых партнеров. Думаю, нас могут ожидать изменения и в отношениях внутри треугольника «полиграфист – издатель – книготорговец». Позиция издателя традиционно наименее выигрышна. С одной стороны, он завязан на полиграфистах, которые работают с «короткими» деньгами. Кроме полиграфических услуг, издатель вынужден закупать сразу, в «деньги», бумагу и полиграфические материалы. Это составляет до 60-70% себестоимости книги. С другой стороны издатель авансирует книжную торговлю, которая работает преимущественно на «длинные» деньги: по фактическим продажам возврат средств от реализации книги может растягиваться на месяцы! Таким образом, издатель выступает фактическим донором всей отраслевой цепочки. Думаю, при негативном сценарии развития событий, нам, возможно, придется частично откорректировать эту схему – в нынешней ситуации многие издатели чисто технически не смогут тащить на себе и распространителей, и печатников.
Тенденции
Если кризис будет развиваться, возможно, придется снижать цены. Но будет необходимо договариваться со всеми участниками цепочки: если расценки понизят только издатели, это не приведет к значительному снижению розничных цен, ведь в структуре розничной стоимости книги отпускная цена издательства составляет лишь 30%, все остальные накрутки происходят на других этапах. Может так же проявиться тенденция к удешевлению стоимости исполнения книг. Одну и ту же книгу будут скорее выпускать в сравнительно скромном, недорогом варианте, и меньше – в дорогом переплете.[3]
Издание военной литературы сегодня
Издание военной литературы представляет собой совершенно особую область книжного дела. Специфика его связана, прежде всего, с особым местом военного дела в обществе и государстве.
Военное дело как вид практической деятельности и военная наука как отрасль знания уникальны своей многопредметностью и многоаспектностью. Отсюда – многообразие военной литературы, в содержании которой обнаруживаются элементы или аспекты истории, политики, этики, психологии, педагогики, управления, математики и некоторых естественных наук, многих прикладных и технических наук.
Особенностью военной литературы является ее широкий читательский адрес. Чрезвычайно высок интерес к ней у читателей-неспециалистов.
Некоторая часть изданий военной тематики не всем доступна, в открытую продажу и библиотечные фонды большинства библиотек не поступает.
Наконец, для военной книги характерны сравнительно небольшие объемы выпуска. Среди основных предметно-отраслевых рубрик комплекса «Общественно-политическая книга», по которым ведется статистический учет издательской продукции в России, рубрика «Военное дело. Военная наука» находится на основном из последних мест. Сравним (2003): книги по экономике – 5474 названия, по психологии – 1733, военной тематике – 414, по общественным наукам в целом – 228, по проблемам демографии – 88.
Чтобы полнее оценить современное состояние издания военной литературы, придется напомнить, каким оно было в советское время.
В 1980-е гг. в СССР ежегодно выходило около 1600 названий военной литературы общим тиражом 25 млн. экз.[4] 1987г. Был годом наибольшего общего тиража книг по военному делу: 28,5 млн. экз. Наибольшее число названий пришлось на 1985г.: 1795.
В советское время отдельно учитывались платные и бесплатные издания. В целом издания с номиналом составляли около 80 % от всех названий и 96 % от всего тиража. Но в разделе «Военное дело» на их долю приходилось не более четверти изданий и около половины общего тиража. Вот это огромное количество книг, распределявшихся бесплатно, по закрытым каналам, с ограниченным допуском читателей к ним весьма красноречиво характеризует специфику издания военной литературы.
Итак, ежегодно выходило в свет около 300 названий, поступавших в продажу. Эта цифра вполне соотносится с данными библиографического учета. Так, в «Ежегоднике книги» за 1986 г. учтены 366 названий книг по военному делу, в том числе полтора десятка – без номинала.[5] Статистикой же за этот год учтены 343 книги с указанной ценой. Правда, некоторые книги явно военной тематики зафиксированы в разделе «История» «Ежегодника книги».
Основным поставщиком военной книги было Военное издательство Министерства обороны СССР (Воениздат), созданное в 1919 г. В 80-е годы оно выпускало 80-100 названий книг военной тематики, учитываемой государственной библиографией, что составляло почти 20 % всей военной литературы. В Воениздате выходила также художественная литература, печатались книги по техническим дисциплинам, для изучающих иностранные языки. Не считая изоизданий, общий выпуск книг Воениздата – 200-230 названий в год.
Если же обратиться к статистике, то показатели издательской деятельности Воениздата довольно любопытны. На протяжении 70-80-х годов общее число выпускаемых названий составляло около 1300 (с незначительной и не явно выраженной тенденцией снижения). Платных же книг, поступавших в продажу, ежегодно издавалось в среднем по 210, или 16 %.
Сегодня немалая часть репертуара военной книги того времени потеряла свое значение и не представляет интереса для читателя. Однако достаточно выходило в свет и таких книг, которые сохранили (или в основном сохранили) информационную ценность. Они востребованы в библиотеках, попадают во вторичное обращение, привлекая внимание букинистов. Некоторые книги переиздаются в последние годы.
В основном это военно-историческая литература, и, прежде всего – по истории второй мировой войны. Здесь следует назвать научную серию «Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах». Она издавалась «Наукой» в 1965-1975гг. и насчитывает почти 90 томов.[6] Концептуально близкой ей является серия «Борьба народов против фашизма и агрессии», которую «Наука» стала выпускать в 1985г.
Широкий читательский адрес имела серия «Военные мемуары» (Воениздат). Формально ее книги не ограничивались темой Великой отечественной войны, но она абсолютно преобладала в их содержании. С 1959г. в серии вышло около 500 названий, что позволяет отнести ее к одной из самых многотомных отечественных книжных серий.[7] Среди наиболее именитых авторов – К. Рокоссовский, И. Конев, Н. Кузнецов, И. Баграмян, В. Чуйков, К. Мерецков и др. В серию заключены также воспоминания участников войны невысоких воинских званий. В середине 80-х гг. в целях более полного удовлетворения спроса на литературу о Великой отечественной войне к ее выпуску подключили другие издательства. Под грифом «Военные мемуары» вышли книги в «Высшей школе», «Книге», «Финансах и статистике» и других издательствах.
Среди биографических серий должна быть названа воениздатовская «Советские полководцы и военачальники» (1965-1992), насчитывающая 40 книг.[8] Биографии и сборники биографических очерков вышли в серии «Жизнь замечательных людей».
Особую ценность представляют обобщающие труды, коллективные монографии, посвященные Великой Отечественной войне. Воениздат осуществил два крупных проекта такого рода. В 1960-1965 гг. вышла «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945» в 6 томах. Тираж издания достиг 200 экз.
Следующая обобщающая работа вышла в 1973-1982гг. в 12 томах «История второй мировой войны. 1939-1945».
Украшением издательского репертуара всегда являются крупные энциклопедии. В течение длительного времени у нас не было завершенной отраслевой энциклопедии по военному делу. В 1976-1980гг. Воениздат выпустил «Советскую военную энциклопедию» в 8 томах. На ее базе был создан и дважды издавался однотомный «Военный энциклопедический словарь».
Повышенный интерес у читателей вызывали книги зарубежных военных специалистов. В середине 50-х гг. Издательство иностранной литературы (ИИЛ) и Воениздат активизировали выпуск переводной военной литературы.
Увидели свет коллективные работы и сборники: «История войны на Тихом океане» в 5 томах (пер. с япон., 1957), «Итоги второй мировой войны» (пер. с нем., 1957), «Мировая война. 1939-1945» (пер. с нем., 1957) и другие.
Так же оперативно у нас выходил многотомник «Большая стратегия» – официальная английская версия истории второй мировой войны.
Некоторые книги издавались с ограничительными грифами. Так, с пометкой «продаже не подлежит» в Воениздате вышли шеститомная «Вторая мировая война» У. Черчилля (955), «Утерянные сражения» Э. Манштейна (157).
«Прогресс» – приемник ИИЛа, не имея специализированной редакции, все же выпускал время от времени военную литературу. Например, издал книгу А. Верта «Россия в войне 1941-1945» (1967).
Перейдем к характеристике современного издания военной литературы, проследив его развитие с 1992г.
Для военной книги 1992 г. можно считать годом неуверенности, какой-то растерянности издателей, хаотичного, случайного репертуара. С 1993-1994гг. рос выпуск книг. Тематика их становилась более разнообразной. Создавались новые издательства.
В 1991г. в Санкт-Петербурге начал выходить альманах «Гангут», освещавший вопросы истории флота и судостроения. А через 2 года в издательстве с таким же названием начали выпускать книги, в частности в сериях «Корабли Отечества» и «Морское оружие».
Морскую тематику выбрало московское издательство «Андреевский флаг». В 1992-1994гг. оно выпустило немало книг в серии с длинным названием «300 лет Российскому флоту. Вахтенный журнал», имевшей еще подсерии. В 1994 г. было основано Санкт-Петербургское издательство «Полигон» – одно из наиболее авторитетных в середине 90-х годов. Среди других издательств этого периода необходимо отметить «Аскольдъ» (история оружия и боевой техники», «Богучар» (холодное оружие), «Logos», «Отечество», «Анкил-воин», «Вече», редакции периодических изданий «Красная звезда», «Военные знания», «Советский воин»).
Перестраивалась репертуарная политика Воениздата. По известным причинам резко сократился выпуск книг. Вслед за этим уменьшилось число редакций: с 12 до 2. Росла доля заказных изданий. В Воениздате начали выпуск новой серии «Редкая книга», охватывающей весьма широкую военную проблематику. В нее вошли как переиздания давно забытых текстов, так и произведения современных авторов.
Заранее началась подготовка к 50-летию Победы. Институт военной истории еще в конце 80-х гг. запланировал новый 10-томный труд по истории Великой Отечественной войны. К началу 1991 г. были готовы рукописи первых двух томов. Изданию помешали не только события 1991 года. Многие ученые возражали против слишком поспешного создания обобщающей работы. Читателям и специалистам, считали они, нужны отдельные книги по самым актуальным темам, а главное – нужно наладить публикацию ранее недоступных документов.
И такая публикация вскоре была налажена. 6 мая 1993г. в ИВИ был представлен первый том историко-документальной научной серии «Великая Отечественная». Он назывался «накануне войны». За выпуск серии взялся издательский центр Терра. Предусматривалось выпустить 30 томов (50 книг). Однако в 2002 г. издание было приостановлено. Всего увидели свет 14 томов, но некоторые представлены не всеми частями. Общее число вышедших отдельных переплетов – около 30.
В 1992 г. ИД «Новое время» выпустил книгу В. Суворова (резуна) «Ледокол». Далее последовали другие его книги. В последние годы В. Суворова издают в ИГ АСТ, а совокупный тираж всех его книг исчисляется миллионами.
Как и в 1985, 1975 гг., очень много книг вышло в местных издательствах. Почти все российские регионы – от Калининграда до Сахалина – сумели найти достойные рукописи, чтобы внести свой вклад в празднование 50-летия Победы. Таких названий около 200, не считая «Книг Памяти».
О последних надо сказать особо. Решение об их выпуске было принято в 1989г. Начиная с 1993г. выпуск книг нарастал, а в юбилейном году свет увидело более 300 томов. Наиболее активно в 1993-1995 гг. «Книги Памяти» выпускались в Москве, Пскове, Самаре, Твери, Кургане. К 1998г. было уже почти 800 томов.
В юбилейный год были изданы обзорная «Всероссийская книга памяти» (Воениздат) и итоговый том «Памяти павших» (Большая российская энциклопедия). В ходе работы над «Книгой Памяти» были установлены судьбы 400 тыс. пропавших без вести. А 39 тыс. воинов, числившихся убитыми, оказались живыми.[9]
Следующий год был годом 300-летия Российского флота. Наиболее интересные книги вышли в издательствах «Судостроение», «Полигон», «Гангут», « Андреевский флаг», «Цитадель», «Облик». В Воениздате основали серию «Корабли и суда российского Военно-морского флота». В «Терре» вышла «История флота государства Российского» в двух томах.
Вторая половина 90-х гг. отмечена появлением новых тенденций в российском книгоиздательстве. В это время к военной тематике пришло и издательство АСТ. В 1997 г. совместно с издательство «Полигон» оно стало выпускать серию «Военно-историческая библиотека». Новшеством стала цветная суперобложка. Была запущена и собственная серия иллюстрированных книг под названием «Солдатъ: Униформа. Вооружение. Организация». С каждым годом выпуск военной литературы увеличивался.
Всегда находится место военной теме в репертуаре Академиздатцентра «Наука». В первую очередь, это четырехтомное издание «Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки». Издание вошло в число лучших книг года, выбираемых Госкомпечати РФ и Гендирекцией ММКВЯ. В 2002 г. был издан фундаментальный труд «Мировые войны ХХ века». Первые две книги посвящены Первой мировой войне, третья и четвертая – Второй.
Перейдем к характеристике военной книги в репертуаре лидеров российского книгоиздания. ИГ АСТ в последние годы занимает, как правило, второе место по объемам выпуска книжной продукции. Сегодня это крупнейший в стране издатель военной литературы. Согласно ежегоднику «Книги России», в 2003г. ИГ АСТ выпущено 84 названия, или 11% всей зарегистрированной военной литературы. На самом деле книг вышло больше. В прайс-листе компании числится более 120 названий, датированных 2003г.
Любые подсчеты количества выпускаемых книг здесь затруднены, поскольку в ИГ АСТ входит несколько издательств (наиболее часто встречающийся логотип – «Астрель»). Еще с целым рядом издательств компания сотрудничает: «Terra fantastica», «Гелеос», «Транзиткнига», «Ермак». «Полигон» и др. Немалая часть продукции выпускается совместно с минским издательство «Харвест», которое уделяет большое внимание именно военной литературе. Текущий прайс-лист предлагает более 700 названий военной литературы, преимущественно 2002-2005гг. выпуска. Среди них совсем немного книг незаивисмых издательств. Основная же масса – продукция ИГ АСТ.
Тематический диапазон – самый широкий. Велика доля переводных изданий. Наиболее заметные серии: «Военно-историческая библиотека», «Военно-историческая серия «Солдатъ. Униформа. Вооружение. Организация.», «Энциклопедия вооружения и военного костюма» (права приобретены у издательства «Саsterman», Франция, и здесь переводы дополнены книгами отечественных авторов), «Классическая военная мысль», «Справочники Джейн» (права приобретены у издательства Jane’s, Великобритания), «Военная история», «Элитные войска», Военная техника», «Великие битвы и сражения» (права приобретены у польского издательства Bellona). Некоторые серийные проекты «не прошли». Серии карманных малообъемных книг «Современная авиация» и «Знаменитые самолеты» были прекращены через 2-3 года после появления первых выпусков.
Во всем многообразии серийной продукции выделяются три основных направления:
1) мемуарная и военно-историческая литература
2)богато иллюстрированные, сравнительно небольшого объема книги об оружии, технике и униформе формата 84х108/16
2) справочники
Появляются в АСТ и отдельные, нередко довольно солидные издания вне серий: «Все войны мировой истории» в 3 томах Н. Волковского, «Бронетанковая техника» О. Дорошкевича, «Красная Армия» и «Вермахт» В. Шункова, «Реактивные самолеты Вооруженных сил СССР и России» М. Архипова, «Нагрудные полковые знаки России» А. Шуплецова.
В ряде случаев книги по военной истории издаются не в военных сериях. Например, том «Армия Наполеона» вышел в серии «Историческая библиотека».
Перейдем к рассмотрению проблем редакционно-издательской подготовки и качества военной литературы. Проблема качества издательской продукции сводится в первую очередь к качеству текстов – оригинальных и переводных. Далее имеет значение, как готовятся переиздания, публикации классических или просто хорошо известных в недалеком прошлом работ. Наконец, читателям небезразлично оформление книг, наличие и качество иллюстративного материала.
Так, высокую оценку в печати получили книги «АПРК «Курск». Послесловие к трагедии» В. Шигина (ОЛМА-ПРЕСС, 2001), «В тяжкую пору» Н.К. Попеля (АСТ, 2001), «Генераз армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант» В. Карпова (Вече, 2004).
Одна из проблем – нарушение правил и традиций построения справочного аппарата книги, либо его отсутствие там, где он необходим, а также частенько издатели отказываются от столь необходимых именных указателей. «Утерянные победы» Э. фон Манштейна дают возможность рассмотреть, каким путем нередко идут издатели при переиздании книг. Дело в том, что книгу этого автора в 1999г. переиздали АСТ (серия «военно-историческая библиотека», повторное издание – 2003г.), «Русич» и «Феникс». Это пример столь распространенного сегодня дублирования.
Все три варианта воспроизводят данное издание 1957 г., но ни один современный издатель это не указывает. Т.к. в книге 1957г. не были названы переводчики, их нет в переизданиях. Но «Русич» и «Феникс» хотя бы сохранили пометку «Перевод с немецкого», в книге АСТ нет и этого, как будто она написана на русском языке. Предисловие из издания 1957 г. опустили все издатели, заменив его современным вступительным словом. В книге АСТ это три страницы «От издателя».
Вступительное слово АСТ начинается так: «Перед вами книга, русскому изданию которой была уготована странная судьба: во время «хрущевского потепления», когда в избытке переводятся и издаются военные трактаты и мемуары «врагов», работа Э. Манштейна, едва успев выйти, была изъята и занесена в спецхран». Спасибо, что первоисточник не забыли, но ошибки избежать не удалось. Книгу 1957 г. не изымали из обращения после выхода из печати, она, как уже отмечалось, изначально имела гриф «Продаже не подлежит». Кстати, почему слово «враги» закавычено? В разделе «От издателя» читаем: «Перед вами – первая книга серии «Военно-историческая библиотека» ». Но на предыдущей странице (оборот титульного листа) указано, что серия основана в 1998 г. Больше того, книги в этой серии АСТ выпускало и в 1997 г., в «Полигон» – еще раньше.
Книга АСТ снабжена рядом приложений, которых не было в издании 1957 г., и комментариями, расположенными по главам. Есть и именной указатель, названный «биографическим», но отсылок к тексту нет, что резко снижает его полезность для читателя.
И еще один маленький штрих. В книге АСТ известное словосочетание вопреки устоявшейся традиции многократно употреблено с двумя прописными буквами: Вторая Мировая война.
При общем приличном уровне сегодняшнего оформления военной книги, встречаются и досадные исключения. Иногда достойному содержанию не соответствует оформление. Рецензенты высказывают сожаление в связи с отсутствием в книге необходимых по замыслу иллюстраций[10], или со слишком скромным общим художественным оформлением[11], или по поводу того, что нет сведений об источниках и происхождении редких иллюстраций.[12]
Последнее, что осталось рассмотреть, – проблемы информации о военной книге, ее доступности, распространения. Как вообще читатель и покупатель ориентируется в потоке военной литературы, как удовлетворяется его спрос?
Многие специалисты, откликаясь на выход ценных книг, обращают внимание на малые тиражи. А если не только тираж мал, но к тому же книга вышла не в столице, это делает ее особенно недоступной для покупателя.
Сегодня 500, максимум 1000 экз. – обычный тираж у книг специализированных либо небольших издательств. Рассуждения издателей о том, что нет проблем с выпуском книг, но есть проблемы с их реализацией, стали общим местом. Хорошо известно и то, что успех лидеров российского книгоиздания был обеспечен, прежде всего, отлаженной системой продвижения продукции. Инвестиции в каналы распространения, дополнительные затраты на маркетинг могут себе позволить лишь крупные компании.
Рынок военной книги пострадал от ликвидации отраслевой книготорговой организации «Военкнига». Оставшиеся еще кое-где магазины военной книги теперь подчинены военторгам. Ударом для всех любителей военной литературы было закрытие самого крупного в стране Дома военной книги на садовой Спасской улице. История темная и обойденная вниманием СМИ.
Альтернатива в виде небольших магазинчиков при издательствах не может восполнить потерю крупных специализированных предприятий. Но издатели ищут новые способы продвижения книг. Создается клубная, почтовая, каталожная торговля. Существуют специализированные лотки и секции на постоянно действующих книжных ярмарках. Появились интернет-магазины военной литературы. Воениздат учредил Торговый дом «Военная книга», который приглашает покупателей пока в два розничных предприятия: в самом издательском офисе и в одном из павильонов на ВВЦ.
Некоторые специалисты видят решение проблемы в объединении усилий и средних издательств. Необходима система адресной рассылки информации и изданий. «Целесообразно создать один центр, регулярно выпускающий некий информационный бюллетень, сообщающий о наличии в продаже книг, готовящихся изданиях и вообще о новинках книжного рынка. Неплохо, если бы такое издание содержало рецензии книг, обзор прессы и тому подобное»[13]
Военная проблематика осваивается многими издателями. Идет постоянный поиск авторов и произведений, достойных публикации. Переиздаются лучшие книги прошлых лет. Российскому читателю становятся доступными все новые и новые произведения мировой военной литературы. Вводятся в оборот многочисленные исторические документы. Повышается уровень популяризации военных знаний и героико-патриотического воспитания. В спорах на страницах книг, в полемике о прошлом и настоящем армии и флота России мы приближаемся к истине. Значит, военная наука развивается, военные знания востребованы обществом. И в этом велика заслуга тех, кто издает и распространяет военную книгу.[14]
Заключение
В сфере книгоиздания в последние годы удаётся постоянно наращивать объём выпуска продукции – не по тиражам, а по другому важнейшему критерию: по количеству названий. Общественно-политическая книга занимает достойное место в современном книжном потоке, динамично развивается. Если в советское время главенствующая роль Общественно-политическая книга определялась идеологическими установками, а огромные тиражи нередко навязывались сверху, то сегодня положительные количественные и качественные показатели в этой области книгоиздания являются следствием, с одной стороны, повышенного внимания к ОПК читателя, с другой — плодотворной деятельности многих российских издателей.
Библиографический список
1. www.ast.ru
2. www.polit.ru
3. Солоненко В.К. Издание военной литературы сегодня: (Кн. : Книга. Исследования и материалы.- М., 2005.- №48.- С.95 -130.)
4. Книжный бизнес, №2, февраль, 2000.
5. Солоненко В.К. Серия «Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах»// Кн. Дело. 1995. №4/5. С.47-49.
[1] Книжный бизнес, №2, февраль, 2000.
[2] www.ast.ru
[3] www.polit.ru
[4] Здесь и далее данные о выпуске книг в советский период взяты из: Печать СССР в … году: Стат. сб. / Всесоюзная книжная палата.
[5] Ежегодник книги СССР. 1986: Гос. библиогр. указ. М., 1989. Т.1. Ч.1. С.240-251.
[6] См.: Солоненко В.К. Серия «Вторая мировая война в исследованиях, воспоминаниях, документах»// Кн. Дело. 1995. №4/5. С.47-49.
[7] Недавно была обнародована другая цифра – почти 700 названий. (см.: Бориснев С.В. Организация и состояние военно-исторических исследований в СССР// Вопр. Истории. 2005. №4. С.162). Наш подсчет, основанный на указателе серийных изданий к «Книжной летописи», точнее.
[8] Назаренко В. Победители// В мире книг. 1986. №3. С. 74-76.
[9] Крамар В. Никто не забыт // Независимое воен. Обозрение. 2004. №40. С.8
[10] Фролов М.И. «Военное духовенство России»: [Рец. на: Котов В.М. Военное духовенство России: Страницы истории: В 2 кн. Спб.: Нестор, 2004]// Воен. – ист. Журн. 2004. №11. С.79.
[11] Денисевич М.Н., Сперанский А.В. [Рец. на: Куликов В.А. История оружия и вооружения народов и государств с древнейших времен до наших дней. Уфа: Восточный ун-т, 2003]// Новая и новейшая история. 2004.№4. С. 211-213.
[12] Мильчин К. Шамиль и Кавказ: [Рец. на: Шамиль: иллюстрированная энциклопедия. М.: Содружество, 2005]// Кн. Обозрение. 2005. №15 (11-17 апр.). С.4.
[13] Боровик И. О рынке и морской исторической литературе// Морской сборник. 1996. №7. С.90-91.
[14] Солоненко В.К. Издание военной литературы сегодня: (Кн.: Книга. Исследования и материалы.- М., 2005.- №48.- С.95-130.)