Введение
Расширениедемократических процессов в обществе, повышение социальной активности гражданспособствуют реализации их прав и законных интересов через создание различногорода общественных объединений. Именно поэтому число общественных объединениймножится из года в год.
Основаправового статуса общественных объединений – конституционная норма о правеграждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественныхформирований.
Сложившаясясистема общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества.Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические,экономические, социальные, культурные, спортивные и др.). Поорганизационно-правовым формам объединения можно классифицировать как:организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественнойсамодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованныеи нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные,а по характеру — фиксированное и нефиксированное членство.
Следуетпринять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений,немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ,действуют по существу нелегально.
1. Общественныеобъединения: признаки, функции, типы
Общественнымобъединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественногообъединения. Граждане вправе объединятся в политические партии,профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.
Добровольностьформирования – важнейший признак общественного объединения. При этом гражданеимеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительногоразрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Создаваемыегражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядкеи приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственнойрегистрации и приобретения права юридического лица.
Членамиобщественного объединения могут быть физические и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задачданного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целяхобеспечения их равноправности как его членов. [2, с. 147].
Законодательстворазличает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения,фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированноечленство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. Вто же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественныхучреждений и органов общественной самодеятельности.
Каждоеиз этих объединений имеет свои особенности.
Общественнойорганизацией является основанное на членстве общественное объединение,созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достиженияустановленных целей объединившихся граждан.
Членамиобщественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лицаи юридические лица — общественные объединения.
Высшимруководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постояннодействующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальныйорган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.
Вслучае государственной регистрации общественной организации ее постояннодействующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественнойорганизации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественнымдвижением является состоящее из участников и не имеющее членства массовоеобщественное объединение, преследующее социальные, политические и иныеобщественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общеесобрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступаетвыборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общемусобранию. [5, с. 109].
Вслучае государственной регистрации общественного движения его постояннодействующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественногодвижения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественныйфонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющеечленства общественное объединение, цель которого заключается в формированииимущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных закономпоступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использоватьуказанное имущество в собственных интересах.
Руководящийорган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либорешением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций илиперсональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде(конференции) или общем собрании. [5, с. 143].
Общественноеучреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей цельюоказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников исоответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественнымучреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем(учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественномучреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, неявляющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.
Органомобщественной самодеятельности является не имеющее членства общественноеобъединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем,возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное наудовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны сдостижением уставных целей и реализаций программ органа общественнойсамодеятельности по месту его создания.
Общественныеобъединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Членыассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предметдеятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз». [3, с. 85].
2. Общественные движения и их виды
Особенностьюсовременного общества является появление общественных движений, позволяющихсочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими ихсовместную деятельность.
Общественнымдвижением является состоящее из участников и не имеющее членства массовоеобщественное объединение, преследующее социальные, политические и иныеобщественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общимичертами общественных организаций и общественных движений являютсядобровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступаетинтерес.
Общественнаяорганизация является стабильным социальным образованием, имеет устав,управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатойопределенного денежного взноса. В отличие от общественной организацииобщественное движение не представляет собой такой четко организованнойструктуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическимивзглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т.д.
Вкачестве основных отличий общественных движений от политических партий можновыделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкуюсоциальную базу.
Bстановлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:
— стадия создания предпосылок движения;
— стадия разработки и формулирования целей и задач;
— стадия агитации;
— стадия развернутой деятельности;
— стадия затухания движения;
Всвоей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:
— представительства и защиты интересов граждан;
— объединения граждан;
— мобилизации действий;
— посредничества;
— формирования общественного мнения. [6, с. 137].
Разнообразиетипов общественных движений и большое их количество предопределилосуществование различных типологий:
— Политические (те, которые преследуют явно политические цели – антивоенноедвижение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека) инеполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются – движение взащиту памятников культуры, «Красный крест» и др.). Грань между ними условна иподвижна.
— В зависимости от долговременной ориентации:
а)консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживаютвласть, опираются на нее);
б)реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамкахустановленного порядка);
в)движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей,критикуют власть).
— По способам и методам действий:
а)насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своихцелей);
б)ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивлениеи привлечение внимания общественности).
— Половозростная типология:
а)женские;
б)молодежные;
в)детские;
г)ветеранские организации и т.д.
— По социальной принадлежности:
а)рабочие;
б)крестьянские;
в)дворянские движения и т.д.
— По профессиональному признаку.
— По целям и задачам.
3 Общественные организации, их местои роль в современном обществе
Общественныеорганизации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Впоследние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах общественнойжизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе – это,прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новыесоциальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональныеобразования, и значительно трансформировались старые. На современном этапепроизошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следуетотметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимыйхарактер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые»организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствованиявсех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Ониориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности.Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новоегосударственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, идемократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является иодной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическимпартиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась,прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, атакже селекционирование политических лидеров в структуры власти. Сегодня партииочень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимозаметить, что современные российские партии являются партиями в полной меретолько по названию, поскольку, как и в 90-е гг. 20 ст., они имеют довольнорыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партиине представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скореебюрократического аппарата и имеют элитарный характер. [4, с. 159].
Такимобразом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществахглавным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить своевлияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественнымиорганизациями и движениями.
Рассматриваятакие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации,выясним, как они соотносятся между собой.
Всоциологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладаетсоциальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели,эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членоворганизации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил инорм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все этипризнаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движенияимеют иерархию (самая простейшая — это организационное ядро, состоящее изфункционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретнымакциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточнойэффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решениемопределенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав,учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила инормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаковсоциальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для рядадвижений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикойнаблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабовыражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой ихорганизационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественногодвижения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительнойпроцедуры исключения. [5, с. 64].
Несмотря нато, что граница между организацией и движением выражена не резко, онасуществует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественныедвижения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности,дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостнаяличность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группаинституционализируется в движении только тогда, когда она конституируется какколлективный субъект. Равно как движение, так и организации борются заинституционализирование, но борются на основе различных проблемно решающихпрактик».
Для изученияпроцесса институционализации современных общественных организаций и движенийнаряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов».Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М.Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактикуи стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения». Ядром теорииявляется понятие организации общественных движений. Организация идентифицируетсяс ценностями — целями того или иного общественного движения, сформированнымитой или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельностиорганизации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличиедемократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровеньбогатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этойтеории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельностидвижения: легализация в общественном мнении и на уровне права,информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории«мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколькотипов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический»и «профессиональный» типы. «Классический» тип – это организация,ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровнозаинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкуюсоциальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское,правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации сотносительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такомутипу движений автор диссертации относит организационно структурированные современныеобщественно – политические движения.
Кромеорганизационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы:
1) активныхучастников, вкладывающих в организацию движения время и деньги;
2)сторонников, разделяющих цели и задачи движения;
3) пассивныхнаблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякойорганизации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировкиаудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников засчет наблюдателей…». [2, с. 57].
Сторонникитеории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточношироко – как совокупность установок на социальное изменение. Эти установкиявляются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическуюнаправленность. Французский социолог А. Турен считает движения действующимиакторами. По его мнению, движение – такая форма коллективной деятельности,посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественныедвижения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те илииные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и темсамым выступают как факторы изменений. По-мнению А.Турена, движение являетсяосновой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных наконтроль за историчностью. Движение представляет собой совокупность трехсоставляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя вконфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движениедолжно быть способно определить), тотальности (определение актором поляконфликта). [1, с. 133].
Общественныеорганизации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальныхслоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способныпредставлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенныхслучаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качествеодной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются кновым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются кизменившимся правилам. Особенностью современного общества является появлениегибких социальных структур, в качестве которых выступают общественныеорганизации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов собщими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
4. Анализ прав и обязанностей общественныхобъединений согласно белорусскому законодательству (практическая часть)
ЗаконРеспублики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З «Об общественныхобъединениях» (далее Закон) регламентирует права и обязанности общественныхобъединений в Республике Беларусь.
Согласност. 5 Закона общественные объединения, союзы осуществляют своюдеятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящимЗаконом, иными актами законодательства и на основании их учредительныхдокументов.
Ст.20 Закона определяет круг прав общественных объединений, союзов. Общественныеобъединения со дня их государственной регистрации имеют право:
— осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;
— беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к ихдеятельности;
— пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке,установленном законодательством;
— учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскуюдеятельность в порядке, установленном законодательством;
— защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересысвоих членов в государственных органах и иных организациях;
— участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленномзаконодательством;
— поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами;
— создавать союзы.
Союзыимеют права, предусмотренные настоящей статьей для общественных объединений, заисключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первойнастоящей статьи.
Общественноеобъединение, союз могут осуществлять в установленном порядкепредпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима дляих уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям иотвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такаядеятельность может осуществляться общественным объединением, союзом толькопосредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Общественныеобъединения, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом идругими законодательными актами.
Вст. 11 Закона указано, что общественные объединения имеютфиксированное членство.
Членамиобщественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнеговозраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, егочленами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, приналичии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.
Юридическиелица не могут быть членами общественных объединений.
Членамисоюза являются общественные объединения, входящие в этот союз.
Кромеправ общественные организации так же имеют определенные обязанности.
Всвоей деятельности общественное объединение обязано:
– соблюдатьзаконодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права,касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом ииными учредительными документами;
– ежегоднопубликовать отчет об использовании своего имущества или обеспечиватьдоступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган,регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительногоместа нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия иданных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единыйгосударственный реестр юридических лиц;
– представлятьпо запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальныеотчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговыеорганы;
– допускатьпредставителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественнымобъединением мероприятия, а также оказывать содействие представителямрегистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностьюобъединения.
Общественныеобъединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, исоответствовать этим целям.
Государствогарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений.
Заключение
Рассматриваяобщественные объединения следует подчеркнуть, что это один из фундаментальныхконституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединенияхсодержатся в Конституции Республики Беларусь.
Действующеезаконодательство регламентирует деятельность системы общественного объединения.Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих вих системы.
Следуетотметить, что различия видов общественных объединений носят формальныйхарактер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусеструктурных подразделений. Хотя Законодательством предусмотрены четыре видатаких подразделений, оно не определяет различия в правовом положенииорганизации, отделения, филиала и представительства.
Список использованной литературы
1 ДимитровР. Организация, движение: учебное пособие / Р.Димитров. – М.: АО «ЦентрЮрИнфор», 2006. – 215 с. – ISBN 5–8648–0680–0.
2 ЗдравомысловаЕ.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений: учебное пособие /Е.А. Здравомыслова. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 242 с. – ISBN 5–8436–0552–3.
3 ЗдравомысловаЕ.А. Социологические подходы к анализу общественных движений: учебное пособие /Е.А. Здравомыслова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. – 161 с. – ISBN 5–8429–0545–3.
4 КоэнД.Л. Гражданское общество и политическая теория: курс лекций / Д.Л. Коэн. – М.:Норма: ИНФРА-М, 2005. – 301 с. – ISBN 5–8316–0467–3.
5 ЛаперониД. Социология социальных движений: учебное пособие / Д. Лаперони. – М.:Издательство БЕК, 2006. – 166 с. – ISBN 5–8646–0678–0.
6 СазоновН. Основы политологии: учебное пособие / Н. Сазонов.– М., «Юридическая литература», 2005. – 327 с. – ISBN 5–8411–0580–0.