Общественный и государственный строй Рима в период империи

Министерство внутренних дел республики беларусь
Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел
Республики Беларусь»
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа по предмету
«История государства и права зарубежных стран»
Тема «Общественный и государственный строй Рима в период империи»
Выполнил
слушатель 1 группы 3 «В» курса
факультета заочного обучения
старший лейтенант милиции
Какора Андрей Николаевич
УВД Могилевского облисполкома
Минск 2009

Содержание
Введение
1. Общественный строй Рима впериод империи
2. Государственный строй Рима впериод империи
Заключение
Список использованных источников

Введение
Успешныезавоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицуогромного государства, к управлению которым старая государственная форма полисабыла совершенно не приспособлена. В новых условиях становится все болееочевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться свозникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса,который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшейполисной формы государственного устройства, аристократического политическогорежима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления,создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность ихперестройки, приспособления к новым историческим условиям. Пожертвовависключительным положением «римского народа», империя способствовалаконсолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации вгосподствующий класс, связанный единством коренных интересов. Тем самым быласоздана достаточно прочная социальная база того политического режима, которыйпри всех переменах продержался столь же долго, сто и республика,- около 500лет.

1. Общественныйстрой Рима в период империи
После победывнучатого племянника и преемника Юлия Цезаря — Октавиана над своимиполитическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом ипровинциями. Вместе с тем в Риме и провинциях установился государственный строй— принципат. Для Августа «принцепс»означал «первого гражданина Римского государства», а в соответствии снеписаной римской Конституцией — пост императора.
Уже при ЮлииЦезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалосьраспространенной политической мерой. Эта практика была продолжена и при его преемниках.Наконец, в 212 г. н. э. император Каракалла предоставил права римскогогражданина всему свободному населению империи. Тобыл знаменательный шаг, имевшийдалеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима былоподорвано. Тем более что уже к этомувремени различия в положении свободных людей в Риме и империи значительноотличались от тех, что были приреспублике.
Высшие слоирабовладельческого класса составили два сословия. Первым исамым почетным считалось сословие нобилей. Оно еще вIV—III вв. до н. э. сформировалось изпатрицианско-плебейской поместной знати. При империи нобили становятсягосподствующим сословием, доминирующим и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромныеземельные владения, обрабатываемые массой рабов изависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотомнобилитета сделался сенат. Высокопоставленными жрецами и высшими магистратамибыли представители нобилитета, и так продолжалось в течение веков. Консулатособенно был прерогативой нобилитета. Управители завоеванных территорий —проконсулы, пропреторы, легаты и пр.— принадлежали к нобилитету.Они и управляли провинциями вплоть до того, что навязывали имКонституции.
Приимператоре Августе нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников,выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи с цензом в400 000 сестерций выходили ответственные чиновники и офицеры. Управлениегородами находилось в руках декурионов, состоявшихбольшей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы.На самой низшей точке социального положения находились по-прежнему рабы. ПриАвгусте интересы рабовладельцев были ограждены с помощью специальных мер, отличавшихсякрайней жестокостью. Были резко сокращены возможности отпуска рабов на волю,восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы,которые находились в доме в момент убийства их господина и не пришли ему на помощь.
Между темэкономическое развитие все более указывало на неэффективность труда рабов.Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономическогостимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо, но не более того и так,чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды.
Понимая всеэто, рабовладельцы-хозяева стали все более широко предоставлять рабам пекулии, т. е. земельные участки, за которые хозяину следовалоплатить определенной заранее долей продукта. Все остальное оставалосьработнику, поэтому он старался.
Но для тогочтобы пекулиатные отношения получили должный размах, во-первых, их следовалонадежно оградить от злоупотреблений и, во-вторых, дать им более или менееширокую правовую защиту. Старое римское право запрещало рабу все виды торговыхи займовых операций, если они производились от его имени (не хозяина) и для егоже пользы. Старое право запрещало рабу «искать» и отвечать в суде. Итак как все эти запреты были преградой на пути развития пекулия какспецифической формы арендных отношений, их следовало отменять, смягчать,модифицировать. Так и делалось, хотя и с понятной постепенностью.
Одновременнос этим в пределах Римской империи совершается и другой немаловажный процесс:превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, именуемого колоном. Развитие колоната было прямым результатомнескончаемого насильственного грабежа крестьянской земли, прямо связанного сростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной былоуменьшение притока рабов из-за границы, что явилось, с одной стороны, прямымследствием уменьшения военной мощи империи, а с другой стороны, усилениемоказываемого ей сопротивления.
Обязательстваколона носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начинался скраткосрочной аренды, но она была невыгодна арендодателю. Только длительнаяаренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить у колонастремление к улучшению земли, повышению ее урожайности и пр.
Удовлетворяятребования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплениюарендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то жевремя закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Точно так жезапрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей.Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным.
Так в ещерабовладельческом Риме зарождаются феодальный порядок,феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимаетсяв своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается. К концуимперии запрещаются самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводитсяоблегченный порядок отпущения рабов на волю. Ремесленники, организованные вколлегии, т. е. сообщества, должны были «навсегда оставаться в своемсостоянии», что значило для них не что иное, как насильственноепотомственное прикрепление к своим профессиям.

2.Государственный строй Рима в период империи
Тообстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основномпорождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило ихарактер политической структуры Рима — устаревшие республиканские учреждениясохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыгралии традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половинутысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Титул«император» долгое время оставался почетным военным титулом, и толькосо временем глава государства стал именоваться императором.
Постепенновласть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскимиучреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодическивозникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу IIв. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическомуи военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархияутверждается в чистом виде.
Периодимперии принято делить на два этапа:
1)принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.), от «принцепс-сенатус» —первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империиОктавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший правопервым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;
2)доминат (III—V вв.), от «доминус»— господин, владыка, чтосвидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.
Принципат.Переход управлениягосударством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властьюimperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного отмагистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственнойказны принцепса, и командованию всеми армиями.
УжеОктавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией(он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключатьмир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианскиекогорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы.Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и кконцу принципата общепризнанным станет положение: «что решил принцепс, тоимеет силу закона».
Принцепсыизбираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами,цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензороми 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правоминтерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенатиз своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената илирешение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховногожреца, ведавшего отправлением религиозных культов.
Первоначальновласть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решениюсената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына илиусыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чащебывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовыхпереворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана сталипользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотяпоначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.
Компетенциясената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранилисьтолько трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената— сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначатьсенаторов и периодически проводившиеся принцепсами «чистки» сенатапривели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложенияпринцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенатуправом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана толькоиз кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжениюгосударственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается егокомпетенция в военной и внешнеполитической областях.
Параллельнос республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат,на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входилонесколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты,«друзья» императора, начальники ведомств канцелярии. В канцеляриювходили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имуществаимператора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательныефункции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из егоприближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора,и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников,относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префектгорода Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект,отвечавший за снабжение продовольствием и др.
Произошлареорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римскогогосударства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялисьназначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую властьс помощью собственного совета и канцелярии, вторые — назначаемыми сенатомпроконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию инаходившимися в двойном подчинении — сената и принцепса.
Создаваемыйчиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно впервые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканскимон обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силускладывающейся централизации и иерархии чиновничества.
Разделениепровинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие.Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжалсясенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса — фикс.Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванныеи, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентноскудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительнонедавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадныедоходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широкопрактиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепсаденьги взаймы.
Постепенновласть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они всестали императорскими.
Правокомандования армией и возможность содержать ее за счет не толькогосударственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощнуюопору личной и государственной власти. Более того, армия превращается вовлиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самогопринцепса. Если при республике единство политической власти и военной силыолицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом,распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. ВРиме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.
Послеперехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию.Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированноеположение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийскогопроисхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли рядыгосподствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек)составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческоехозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армиисоставляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиесяиз жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у нихбыло в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплинажестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекалавозможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторыесредства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданствовсем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательнымичастями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ееполитическую роль.
Доминат.С конца III в. начинается новый этап истории империи — доминат, вовремякоторого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властьюимператора. Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом квласти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора —Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило,императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богамисо своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан вподданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы.
Существовавшийпри принципате совет принцепса превращается в государственный совет —консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, сопределившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделениемгражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники.Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющимбольшую роль управляющим дворцом императора.
Вотличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякоеобщегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемыйимператором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, амагистраты — в муниципальных должностных лиц.
Измениласьи военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренныхнародов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжениягерманских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется наподвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армиюполучают «варвары», порой используется и вооруженная сила их племен.
Преторианскаягвардия, сыгравшая важную роль в эпоху «солдатских императоров», преобразуетсяв дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров.Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (вРиме — префектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория.
Большоезначение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные иразвитые в законодательстве Константина.
Диоклетианпровел экономическую, военную и административную реформы. В экономическойобласти Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результатевыпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустилполноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, ипришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.
Болееэффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов сталавзиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введенапериодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения всельской местности были положены размер землевладения и количествообрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники,реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городскогонаселения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.
Военнаяреформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимосуществовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы взависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное числорекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.
Наиболеедалеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложнаявнутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи,далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечныегосударственные перевороты времен «солдатских императоров»,предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначитьсебе соправителя — цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же,как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделенана две части — западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалосьединым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из нихназначал себе соправителя — цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшаяиз четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-юпровинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западнойимперии была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. СтолицейВосточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморногоморя.
Последвадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть междуего преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306—337гг.), вновь восстановившего единство власти. Константин продолжил экономическиереформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела кстабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще болееусилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии.
Ввоенной области профессия воина становилась наследственной. В армию сталишироко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможностьпродвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.
Завершенабыла и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, вкаждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиесяпрефектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурахпринадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникамконницы.
Префектурыделились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемыевикариями, диоцезы— на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — наокруга с окружной администрацией.
Еслиэти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то ввопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетианупозиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную отгосударственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтомуон запрещал отправление христианских религиозных обрядов, продолжалисьразрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианствоиз религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения,превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепитьгосударственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютнойвласти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике.В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным сдругими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещенияКонстантина в 337 году, — государственной религией.
Армия,чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината— военной, политической и идеологической.
Наконец,учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергаласьнападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константинперенес туда свою столицу — в древнегреческий город Византии, дав ему новоеназвание Константинополь. В 330 году Константинополь был официальнопровозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепилпроцесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ееразделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).
Экономическоеобособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшегоуглубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением ирезультатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратитьгибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологическойборьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, откоторых особенно страдала Западная Римская империя.
В 476году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престолапоследнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорскогодостоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Заключение
Легковидеть, что многие принципы римской государственности не ушли в историю.Коллегиальность магистратов, система сдержек и противовесов, участие народа врешении важнейших государственных дел, постоянный парламент, каким был римскийсенат – все эти принципы так или иначе восходят к Риму. И в этом егонепреходящая историческая ценность.

Список использованной литературы
1. Вениосов, А.В., Сажина, В.В.История государства и права зарубежных стран. – Ч. 2. / А.В.Вениосов,В.В.Сажина. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь,2008. — 541 с.
2. Батыр, К.И. Всеобщая историягосударства и права. Учебник / Под ред. Проф. К.И. Батыра. Издание четвертое, переработанноеи дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 496 с.
3. Графский, В.Г. Всеобщая историяправа и государства. / В.Г. Графский. –М: Юристъ, 2002. – 593 с.
4. История государства и права зарубежныхстран. В 2 т. Учебник для вузов. Т. 1. Древний мир. Средние века. / Под ред.Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М: Норма, 2008. – 719с.