Общество и общественные отношения

Общество и общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формамижизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собойрезультат совокупной совместной деятельности многих поколений людей.Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существуеттолько там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
В философской науке предлагается много определений понятия«общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определеннаягруппа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либодеятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народаили страны.
В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, нотесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит изиндивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способывзаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическаясаморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезноизменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В своюочередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающийнепосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той,которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема».Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы,но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественнойжизни, их обычно выделяют четыре:
1) экономическая, элементами которой являются материальноепроизводство и отношения, возникающие между людьми в процессе производстваматериальных благ, их обмена и распределения;
2) социальная, состоящая из таких структурных образований,как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействиидруг с другом;
3) политическая, включающая в себя политику, государство,право, их соотношение и функционирование;
4) духовная, охватывающая различные формы и уровниобщественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизниобщества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой«общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, еесоставляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, нои взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколькоусловно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реальноцелостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Социологи предлагают несколько классификаций общества.Общества бывают:
а) дописьменные и письменные;
б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологиивыступает число уровней управления обществом, а также степень егодифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых ибедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления инесколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мереубывания доходов);
в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное(аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
г) первобытное общество, рабовладельческое общество,феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.
В западной научной литературе в 1960-е гг. получилораспространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.
В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкийсоциолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У.Ростоу.
Традидионное (аграрное) общество представлялодоиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были всеобщества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельскогонатурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивнаятехнология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономическийпрогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимальноприспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношениясобственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственнойформ собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положениячеловека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного обществасословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильностьфактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той жесоциальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья.Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами,обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознаниигосподствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизньвоспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его системаценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные отсовременных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальнаягруппа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайнеограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.
В политической сфере традиционного общества господствуютцерковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть емупредставляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это обществочрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям иимпульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».
Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, безсознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытияприоритетна перед экономической.
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основномв странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристскойточки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые,несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляетиндустриальные и постиндустриальные цивилизации.
В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый,комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, встранах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной,техногенной, научно-технической или экономической.
Экономической базой индустриального общества являетсяпромышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основногокапитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. Всельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральнаязамкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простоевоспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализациюпринципов и структур рыночной экономики, на основе научно-техническогопрогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняетее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходовна душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатсятрадиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильностьзначительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленностиудельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходитурбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия,укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
В духовной сфере наблюдается значительная трансформациясистемы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы,руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм иутилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а дляопределенной пользы) — новые системы координат личности. Происходитсекуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости отрелигии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию,самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере.Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократическийрежим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властныеотношения в качестве активного субъекта.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоиттрадиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществотносят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе иРоссию).
Но модернизация породила множество новых противоречий,которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический,энергетический и др. кризисы).
Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современныеобщества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметрыкоторого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э.Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферыуслуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийногопроизводства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки,знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриальногообщества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходовразличных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и ростуудельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризованакак антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее такженазывают информационной, что отражает все более возрастающую зависимостьповседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальномуобществу для большинства стран современного мира является весьма далекойперспективой.
В процессе своей деятельности человек вступает с другимилюдьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействиялюдей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (иливнутри них), принято называть общественными отношениями.
Все общественные отношения могут быть условно разделены на двебольшие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные).Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальныеотношения возникают и складываются непосредственно в ходе практическойдеятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовныеотношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей,детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношенияподразделяют на производственные, экологические и отношения поделопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые,художественные, философские и религиозные общественные отношения.
Особым видом общественных отношений являются межличностныеотношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельнымииндивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям,имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общиепотребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социологПитирим Сорокин выделял следующие типы межличностноговзаимодействия:
а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, дватоварища);
б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-
в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и егослушатели);
г) между многими и многими людьми (члены неорганизованнойтолпы).
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе иявляются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характерсугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формойобщественных отношений.
Формационный и цивилизационныйподходы к изучению общества
Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходамик объяснению сущности и особенностей исторического процесса являютсяформационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания.Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация»
Под формацией понимался исторически определенный типобщества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер,возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. Вструктуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис(иначе он назывался производственными отношения ми) — совокупность общественныхотношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения,обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношениясобственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупностьполитических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иныхвзглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря наотносительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса.Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежностьтого или иного общества. Производственные отношения (экономический базисобщества) и производительные силы составляли способ производства, понимаемыйчасто как синоним общественно-экономической формации. В понятие«производительные силы» входили люди как производители материальных благ с ихзнаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия,предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянноразвивающимся элементом способа производства, тогда как производственныеотношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникаетконфликт между производительными силами и производственными отношениями,разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода нановую ступень общественного развития, к новой общественно-экономическойформации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которыеоткрывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизмпонимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную,естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только двебольшие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), котораявключает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третьюформацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма подобщественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развитияспособа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советскомобществознании к 1930 г. сформировалась и получила характер непререкаемой догмытак называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят всвоем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную,рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первойфазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутреннеобусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом ителеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе.Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразиеотдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно длявсех обществ;
2) решающаяроль материального производства в жизни общества, представление обэкономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношенийпроизводительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономическойформации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теорияобщественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторывыдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу историческогопроцесса.
Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке:предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова«гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступеньразвития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством,дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальныхпроявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика(своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группыстран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М.А. Барг так определил цивилизацию: «… Это способ, которым данное обществоразрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этическиепроблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, таккак основываются не на схожей производственной технике и технологии (какобщества одной Формации), а на несовместимых системах социальных и духовныхценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственнымбазисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей,видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизаций распространены каклинейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определеннаяступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам),так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняетсяевропоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс какпостепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системеценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации,на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляюттермин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления омногообразии путей развития различных цивилизаций.
Различными историками выделяется множество локальныхцивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайскаяцивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейскаяцивилизация). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодарякоторому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизироватьуникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие длямирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальныхцивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первыххарактерна высокая степень зависимости индивида от природы и географическойсреды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность,господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев.Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинениюприроды власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальнымиобщностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимоми правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание науниверсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном,уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современномобществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.
Общественный прогресс и его критерии
Принципиально важно выяснить, в каком направлении движетсяобщество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характернопоступательное движение общества от низших и простых форм общественнойорганизации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, длякоторого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация,возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитииобщества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательнооформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критериипрогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространениипросвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями.Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от однойобщественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологисутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальнойнеоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессоммодернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затеми к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественномразвитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередойподъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либоутверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга,параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории,выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазывозникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал иО. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессомдвижение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельногочеловека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и какпрогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключаетвозвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и саморазвитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в немвозможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс водной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой.Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркоесвидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на граньэкологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современноеобщество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока ицена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаютсямногочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настольковелики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движениичеловечества вперед?
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласиясреди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитииразума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например,А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественнойнравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывалпрогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальныйкритерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движениявперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводилобщественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными онсчитал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровнюпроизводительных сил, открывали простор для развития человека (как главнойпроизводительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается всовременном обществознании. Состояние экономического базиса не определяетхарактер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средствомлюбого общественного прогресса является создание условий для всестороннего игармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мерасвободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимальногоразвития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иногообщественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям дляудовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или,как говорят, по степени человечности общественного устройства).
Различают две формы социального прогресса: революция иреформа.
Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторонобщественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Донедавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» отодной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалосьобнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинногостроя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобыоно годилось для любого формационного перехода, но это приводило квыхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальнойреволюции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени(при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революциейпонимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру иозначающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей,глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликтмежду растущими производительными силами и сложившейся системой социальныхотношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических,политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическоедействие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом вруки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционныхпреобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственнодействуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна.Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу:действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения вистории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией»,от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревшихисторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формойобщественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили врезультате реформ.
Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороныобщественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры,оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смыслепуть постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционнымвзрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционныйпроцесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишкоммучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся«сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то ирезультат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатымии непоследовательными.
Пренебрежительное отношение к реформам как формамобщественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И.Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы».Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бываютобусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут вызваны к жизни силой «слабых».Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале преобразованийусилил его российский последователь: «Действительным двигателем историиявляется революционная борьба классов; реформы — побочный результат этойборьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушитьэту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью неявлялись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли ихстремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств нагосподствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатомпотенциальной угрозы революционного движения масс.
Постепенно российские ученые освободились от традиционногонигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначалеравнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились ссокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый,изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаютсятакими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способарешения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровойпрактике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа— революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования иреформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь(первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), вто время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современномобществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа— инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучше ние,связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма вданных условиях.
Глобальные проблемы современности
Глобальными проблемами называется совокупность проблемчеловечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависитсуществование цивилизации. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношенияхмежду человеком и природой в течение длительного времени.
Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, ненарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюцииотношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитиеморудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпохудревности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азиии Средиземноморья.
Период Великих географических открытий ознаменовался началомхищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, чтосерьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализмаи промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологическиепроблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческогосообщества на природу достигло во второй половине XX в. И сегодня проблема преодоления экологического кризиса иего последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгоевремя занимал по отношению к природе позицию потребителя, нещадноэксплуатировал ее, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми.
Одним из негативных результатов человеческой деятельностистало истощение природных ресурсов. Так, в процессе исторического развития людипостепенно овладевали все новыми и новыми видами энергии: физической силой (сначаласвоей собственной, а затем и животных), энергией ветра, падающей или текущейводы, пара, электричества и, наконец, атомной энергией.
В настоящее время ведется работа по получению энергии путемтермоядерного синтеза. Однако развитие атомной энергетики сдерживаетсяобщественным мнением, всерьез обеспокоенным проблемой обеспечения безопасностиатомных станций. Что же касается других распространенных энергоносителей —нефти, газа, торфа, угля, то опасность их истощения в самое ближайшее времявесьма велика. Так, если темпы роста современного потребления нефти не будутрасти (что является маловероятным), то ее разведанных запасов хватит в лучшемслучае на ближайшие пятьдесят лет. Между тем большинство ученых не подтверждаютпрогнозов, согласно которым уже в недалеком будущем возможно создание такоготипа энергии, ресурсы которого станут практически неисчерпаемыми. Даже еслипредположить, что в ближайшие 15—20 лет термоядерный синтез все-таки смогут«приручить», то его повсеместное внедрение (с созданием необходимой для этогоинфраструктуры) затянется не на одно десятилетие. А потому человечество,видимо, должно прислушаться к мнению тех ученых, которые рекомендуют емудобровольное самоограничение как в добыче, так и в потреблении энергии.
Вторым аспектом данной проблемы является загрязнениеокружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические итранспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд т двуокисиуглерода и до 700 млн т паро- и газообразных соединений, вредных для человеческогоорганизма.
Наиболее мощные скопления вредных веществ приводят кпоявлению так называемых «озоновых дыр» — таких мест в атмосфере, через которыеистощенный озоновый слой позволяет ультрафиолетовым лучам солнечного светаболее свободно достигать поверхности Земли. Это оказывает негативное влияние наздоровье населения планеты. «Озоновые дыры» — одна из причин роста числаонкологических заболеваний у людей. Трагичность ситуации, по мнению ученых,состоит еще и в том, что в случае окончательного истощения озонового слоя учеловечества не окажется средств его восстановления.
Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и водыМирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 10 млн т сырой нефти инефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в двараза). Все это приводит как к уничтожению (вымиранию) целых видов животных ирастений, так и к ухудшению генофонда всего человечества. Очевидно, чтопроблема общей деградации окружающей среды, следствием которой являетсяухудшение условий жизнедеятельности людей, является проблемой общечеловеческой.Решить ее человечество может только сообща. В 1982 г. ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создаласпециальную комиссию по окружающей среде. Кроме ООН, большую роль в делеразработки и обеспечения экологической безопасности человечества играют такиенеправительственные организации, как «Гринпис», Римский клуб и др. Что жекасается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться сзагрязнением окружающей среды путем принятия специального экологическогозаконодательства.
Еще одной проблемой является проблема роста населения земногошара (демографическая проблема). Она связана с непрерывным увеличениемчисленности проживающего на территории планеты населения и имеет своюпредысторию. Примерно 7 тыс. лет назад, в эпоху неолита, на территории планетыпроживало, по мнению ученых, не более 10 млн человек. К началу XV в. эта цифра удвоилась, а к началу XIX в. — приблизилась к миллиарду.Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг. XX в., а по состоянию на 2000 г. население Земли превысило уже 6 млрд человек.
Демографическая проблема порождена двумя глобальнымидемографическими процессами: так называемым демографическим взрывом вразвивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах.Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные)ограниченны, и уже сегодня ряду развивающихся стран пришлось столкнуться спроблемой ограничения рождаемости. Но, по прогнозам ученых, рождаемостьдостигнет простого воспроизводства (т. е. замены поколений без ростачисленности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 г., в Южной Азии — не ранее 2060 г., в Африке — не ранее 2070 г. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо нынешняя численность населения едва липосильна для планеты, которая не в состоянии обеспечить подобное количестволюдей необходимым для выживания продовольствием.
Некоторые ученые-демографы указывают еще на такой аспектдемографической проблемы, как изменение структуры мирового населения,происходящее в результате демографического взрыва второй половины XX в. В этой структуре растетколичество жителей и выходцев из развивающихся стран — людей малообразованных,неустроенных, не имеющих положительных жизненных ориентиров и привычки ксоблюдению норм цивилизованного поведения.
С демографической проблемой тесно переплетается и проблемасокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странамиЗапада и развивающимися странами «третьего мира» (так называемая проблема«Север—Юг»).
Суть этой проблемы заключается в том, что большинство изосвободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющегоэкономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнатьразвитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровнюВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией:рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономикеуспехи.
И наконец, еще одной глобальной проблемой, которая долгоевремя считалась важнейшей, является проблема предотвращения новой — третьеймировой войны.
Поиски путей предотвращения мировых конфликтов началисьпрактически сразу после окончания мировой войны 1939—1945 гг. Именно тогдастранами антигитлеровской коалиции было принято решение о создании ООН —универсальной международной организации, главной целью деятельности которойбыло развитие межгосударственного сотрудничества и в случае конфликта междустранами оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорныхвопросов мирным путем. Однако происшедший вскоре окончательный раздел мира надве системы — капиталистическую и социалистическую, а также начало «холоднойвойны» и новой гонки вооружений не раз приводили мир на грань ядернойкатастрофы. Особенно реальной угроза начала третьей мировой войны была в периодтак называемого Карибского кризиса 1962 г вызванного размещением советскихядерных ракет на Кубе. Но благодаря разумной позиции руководителей СССР и СШАкризис был разрешен мирным путем. В последующие десятилетия ведущими ядернымидержавами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, анекоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерныеиспытания. Во многом на решение правительств о принятии таких обязательствповлияло общественное движение борьбы за мир, а также такое авторитетноемежгосударственное объединение ученых, выступавших за всеобщее и полноеразоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделейубедительно доказали, что главным последствием ядерной войны будетэкологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата наЗемле. Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческойприроде и, возможно, к полному вымиранию человечества.
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, чтовероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее.Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарныхрежимов (Ирак) или отдельных террористов. С другой стороны, последние события, связанныес деятельностью комиссии ООН в Ираке, новое обострение ближневосточного кризисаеще раз доказывают, что, несмотря на прекращение «холодной войны», угрозаначала третьей мировой войны все-таки существует.
В связи с окончанием «холодной воины» в середине 1980-х гг.возникла глобальная проблема конверсии. Конверсией называют постепенный переводизбыточных ресурсов (капиталов, технологий рабочей силы и др.), которые былиранее заняты в военной сфере, в сферу гражданскую. Конверсия отвечает интересамбольшинства людей, поскольку она существенно уменьшает угрозу военныхстолкновений.
Все глобальные проблемы взаимосвязанны. Невозможно решитькаждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща радисохранения жизни на планете.

Использованные источники
 
1. Автономов В. С.Введение в экономику: учеб. для 10—11 классов общеобразоват. учреждений. М.:Вита-Пресс, 2004.
2. Барабанов В.В.,Насонова ИЛ. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь-справочник. М.:Астрель: Транзит-книга, 2004.
3. Двигалева А АОбществознание. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
4. Кашанина Т. В.,КашанинА. В. Политология. 10—11 кл.: учеб. пособие для профильных классовобщеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007.
5. Кудинов ОА.Правоведение, Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов. М.:Издательство «Экзамен», 2007.
6. Лазебникова А.Ю.,Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки. М.: Экзамен,2006.
7. Человек и общество.Обществознание. 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004—2007.

Приложение1
 
Взаимосвязь сфер общественнойжизни
/>

Приложение2
Структурапроизводительных силы
/> 

Приложение3
Циклы индустриальногоразвития
/> 

Приложение4
Структура и функцииобщества
/>