/>
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Общество как форма жизнедеятельности людей»
1. />Понятиеобщества
На первый взгляд вопрос о том, чтотакое общество, представляется довольно простым. Общество — это совокупностьлюдей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бынеполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьмиотношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такиеотношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической идуховной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятсяв деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколениймогут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретноеобщество, остается.
Таким образом, общество — этоконкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, вкоторые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это неединственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно,что допускает множество исследовательских подходов, все болеедифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать какспособ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение,общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Обществоможно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций,которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции,самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему,то на передний план выходят процессы развития, изменения общественныхотношений.
Общество — это определенный способсуществования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, котораявключает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающиеих всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным исоциальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируетсякак человек разумный, как личность.
Социализация — это включениечеловека в развивающийся общественный организм, в процессе которого онусваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания инавыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назватьколлективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальномусамовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.
В том или ином обществе, у того илииного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленностиразлична.
Определенным типам обществасоответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческойистории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливаетсвои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив.Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античнойкультуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения вевропейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания иповедения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. новогобуржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.
Существует глубинная взаимосвязьмежду сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия.Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить этувзаимосвязь.
Общество — это специфический, т.е., отличающийся от остального животного мира способ организациижизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, егоколлективистскую и индивидуалистическую устремленность.
По мере выявления сложности имногообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученыхотыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы бытьсведено все это многообразие.
Ответ на этот вопрос заключается втом, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют всущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Такрассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизниобщества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение,ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество — продукт взаимодействиялюдей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет всвоей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единойосновы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о егомногомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения егосоциальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежитсовместная жизнедеятельность людей.
2. Общественные отношения
Общественные отношения — этоотношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Посути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. Вболее конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — этомногообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями,а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической,культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественныеотношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностейили групп.
Структура общественных отношенийможет быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистскойконцепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные.Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие безнепосредственного участия сознания. Их характер определяется производительнымисилами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальныхотношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходячерез сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые,нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структураобщественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, —это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразованиечеловеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек»(социально-историческая практика). Структура общественных отношений можетрассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случаемогут быть выделены отношения, возникающие между классами,социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастнымигруппами, индивидами и т. д./>
3. Нормы, регулирующие общественные отношения
В каждом обществе существуют нормы,регулирующие общественные отношения, — социальные нормы. Социальные нормы — этообразцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которыхожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощьюсанкций.
Выделяют многие разновидностисоциальных норм. Основные из них — это обычаи, традиции, правовые и моральныенормы.
Обычаи — это правила социальногоповедения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся вопределенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт исознание их членов.
Традиции — это элементы социальногои культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальныхгруппах в течение длительного времени, процесс социального наследования, егоспособы.
Правовые нормы — это установленныегосударством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило,указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимныеправа и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.
Моральные нормы — это требованияопределенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях одобре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно наподдержку общества.
Различные авторы предлагаютвыделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественныеотношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могутскладываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться вустной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой,социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей вобществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.
4. Взаимодействие общества и природы
Естественной основой жизни обществаявляется природа. Природа в широком смысле слова — это материя, взятая во всеммногообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком иопределенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условийсуществования человека и человечества.
Природу составляют земная кора(литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слоиатмосферы (тропосфера), а также все живые организмы, обитающие в этих геофизическихсферах. Все эти составные части природы, проникая одна в другую, тесно связанымежду собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единуюсаморазвивающуюся систему.
Выделение человека из мира природызнаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, какизвестно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.Общество встало в противоречие с природой в двух отношениях:
во-первых, как социальнаядействительность, оно есть не что иное, чем сама природа;
во-вторых, оно целенаправленно спомощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие междуобществом и природой выступало как различие. Человек создавал примитивныеорудия труда и с их помощью добывал средства к жизни. Производимые при этомвоздействия на природу мало отличались от тех, какие оказывали на неевысокоразвитые животные. Однако полной зависимости человека от природы уже небыло. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающеесявоздействие на окружающую среду. Развитие производства свидетельствует онарастающем воздействии человека на природу. Человек, став в результате трудасамым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому,что технические средства, «облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии сприродными процессами.
Общество, как обособившаяся частьприроды, и сама природа органически взаимосвязаны. Природа и общество находятсяво взаимодействии и взаимно влияют друг на друга. Природная среда, географическиеи климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей,обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития этносов,народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе«организующую» силу общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает»природу, искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мереэтого воздействия.
Всю историю взаимодействия обществаи природы можно разделить на несколько этапов. Часть ученых выделяет этапытакого взаимодействия на основе этапов развития материального производства,изменения его технологий. Исходя из этого, вычленяются три важнейших этапавзаимодействия общества и природы: первый — этап ручного производства, второй —этап машинного производства, третий — этап автоматизированного производства.Другие исследователи рассматривают историю развития взаимодействия общества иприроды как историю последовательного снятия природных ограничений в ростепотоков вещества и энергии от природной среды к обществу на основе роста иэффективного использования знаний. Первый этап характеризуется тем, чтопроизводство функционирует на природной энергетической основе, второй этапсвязан с промышленной революцией XVIII—XIX вв., т. е. с переходом кискусственному производству энергии, третий этап охватывает современную НТР.
На протяжении истории менялосьотношение человека к природе. В древнем мире человек не столькопротивопоставлял себя природе, сколько мыслил себя как одну из ее составныхчастей. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой.Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой европейскойкультуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась, как нечто болеенизкое чем человек, поскольку только он в процессе творения наделенбожественным началом — душой. Более того, природа нередко мыслилась как источникзла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этомвыступала как борьба божественного начала — души с греховным телом. В эпохуВозрождения человек открывает для себя красоту природы, ее великолепие,начинает видеть в ней источник радости. В период становления промышленногокапитализма возникает еще один тип отношения человека к природе. Природаначинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности икак кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такаяустановка высказана в известных словах тургеневского героя Базарова: «Природа —не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Не изменилось подобноеотношение и в советское время. Без учета экологических последствий строилисьгигантские заводы, гидроэлектростанции.
С особой остротой экологическиепроблемы встали перед всем человечеством во 2-й половине XX в. И раньше людисталкивались с такими явлениями как исчерпание того или иного месторождения,истощением тех или иных земель и т. п. Но все эти явления носили локальныйхарактер. Ныне они носят глобальный характер, т. е., во-первых, приобрелипланетарные масштабы, во-вторых, разрешить эти проблемы невозможно средствамиодной страны или одной группы стран, а лишь объединенными усилиями всегочеловечества.
Корни экологических проблем,причины разрушительной деятельности человека следует искать не только внедостаточном познании некоторых природных явлений, в преднамеренной алчностинекоторых природопользователей, стремящихся исключительно к максимизацииприбыли и действующих по принципу «после меня хоть потоп», но прежде всего вшироком распространении так называемого технократического типа мышления, когдаприрода рассматривается в качестве источника сырья для материальногопроизводства. Для этого типа мышления характерно то, что человек малозадумывается над смыслом вещей, а увлечен соотношением их различных сторон.Решение экологических проблем зависит от способности человечества изменитьпозицию по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимоосознание того, что живая природа и человечество — это единый организм, чтожизнь общества — это составная часть глобального биогеохимичёского процесса. Осознатьсуть экологических проблем может помочь учение о ноосфере (от греч. ноос, нус —разум). Термин «ноосфера» впервые употребили в 20-е гг. XX в. французскиеученые Леруа и Тейяр де Шарден. Его использовал и развил, создав стройнуютеорию, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский. Суть этой теориив том, что человечество в XX в. приобрело такую техническую мощь, так влияетсвоей деятельностью на биосферу, что без участия разума, без целенаправленных ипоследовательных усилий со стороны государств, различных организаций, партий,общественных движений равновесие между природой и обществом не можетсохраняться. Разумная человеческая деятельность должна стать главнымопределяющим фактором взаимодействия природы и общества. Дальнейшее развитиеобщества может быть только экологосообразным.
Список литературы
1. Белокрылова О. С.,Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д:Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., МатяшГ. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебныхзаведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И.Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И.Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.