Содержание:
1. введение
2. Объект и предмет социологии
3. Понятие «общество».
4. Возникновение общества
5. Типология общества
6. Виды общественных явлений
7. Концепции общественного развития
8. Общественное развитие К.Маркса
9. Социальная структура общества
10. Закономерности и тенденции функционирования современного российского общества.
11. Заключение
12. Список использованной литературы
Введение
Мы все часто бросаемся налево и направо словом “общество”, не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
Объект и предмет социологии
Объектом социологического познания является, как мы уже говорили, общество. Но “общество” – это слишком широкое понятие, т.к. “общество” изучают все гуманитарные науки. Сущностная сторона в обосновании научного статуса социологии (как и любой другой науки) лежит в различии ее объекта познания. Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что исследует он в качестве объектной реальности. Так и в социологии есть определенный объект, который подлежит изучению. Однако здесь мнения различных авторов расходятся. В.А. Ядов считает, что ключевым понятием социологии является “социальная общность”, в которую он включает формы семейной организации, поселений, социально – классовые и социально – профессиональные, этнонациональные и территориальные, государственные общности и наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация. К понятию социальной общности он также относит и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, т.е. представляют разнородную массу, объединенную общим интересом (например, массовое движение, аудитория зрелища, толпа).
Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:
1. Свою особую сторону или среду объективной реальности
2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности
3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей
Предмет любой науки – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.
Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный порок еще присущ.
Так что же является предметом социологии? По Конту, социология – это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.
Сорокин П. – “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной стороны, и явления , возникающие из этого процесса взаимодействия , с другой”.
Общество – это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.
Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.
Социальные отношения – это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.
Социальные отношения – это выражение взаимной зависимости субъектов по – поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.
Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.
Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.
Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом , социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).
Социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
· Социология является наукой об обществе, его явлениях и процессах
· она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук
· все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
· техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д.).
Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать следующей формулой
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я – теория, изучающая то общее, что присуще всем этим объектам.
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики – к акустике, электронике, учению о свете и т. д.
Понятие «общество».
В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.
Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура – это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. “Толпа” – подумаете вы. Но на самом деле за “беспорядочным” мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство – мозг, глаза и уши – наука, язык – средства массовой информации, сердце – экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.
У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться). У общества, как и у людей – живых “клеточек” общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) – это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения.
Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.
Социальный институт – это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров.
В обществе существуют социальные статусы – социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена. Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они выглядят мягко. В закрытых обществах такая лестница работает жестко и даже внешне выглядит выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий.
Естественно, статус – это не схема, нарисованная на бумаге. Он должен действовать. Для этого существует роль. Социальная роль – это набор правил, которые вы должны исполнять. При хорошем исполнении общество будет вас поощрять или, по крайней мере, не обращать на вас внимание. При плохом исполнении или отказе исполнять, как правило, реакция будет незамедлительной. Например, зайдя в трамвай, вы сразу автоматически надеваете на себя статус нормального пассажира. Первая роль – это своевременно оплачивать проезд. Вторая роль – вести себя культурно. Третья роль – спокойно доехать до нужной остановки. Это лёгкий пример. Попробуйте сами посчитать, сколько ролей надо исполнять современной женщине в статусе матери, жены, хозяйки. У одного статуса может быть несколько ролей и наоборот, одна роль может повторяться у ряда статусов.
Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей.
Общество можно рассматривать в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной. Ячейки – страты. Страты, образно говоря, это объединения статусов. Страты по размерам очень большие. Это классы (рабочие, крестьяне .), слои населения (богатые, средние .), этносы (казахи, русские, японцы .), конфессии, профессиональные отряды. Стратификация – это система этажей общества.
Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры.
Культура – совокупность материальных памятников и духовных ценностей – нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков. Социальная структура – костяк общества, культура – его плоть. Культуры бывают разные. Допустим, авангардная молодежная культура, закрытая тюремная псевдокультура, национальная уйгурская культура.
Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени. Вместе с нормами усваиваются социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа.
Человеческое общество постоянно изменяется. Оно развивается от простого к сложному. На одной и той же территории менялись этносы и типы экономики, религии и политические режимы. Так, на территории Казахстана древних саков сменили кочевники-тюрки, затем пришла исламская культура. Прошли века и степной край стал окраиной Российской империи, потом пришли большевики, и наконец в 1991 году начался современный этап.
Общество в различных ипостасях
Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл – общество вообще – понятие философское. Второй смысл – это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету.
В третьем варианте общество – это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия. Страна – часть территории, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство – политическая организация страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент). Общество в этом случае – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего.
В четвертом варианте общество – это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей .).
Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.
Возникновение общества
Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.
Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. Этими двумя стадиями являются: процесс биологического и процесс социального очеловечения. В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, – существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми. Став обществом, человек тем самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям.
В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.
В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.
Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.
Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.
Посредством конкретного труда производятся определенные блага, которые могут удовлетворить человеческие потребности; но конкретный труд есть в то же время и общественный труд, он всегда совершается в обществе и всегда в большей или меньшей степени связан с трудом или результатом труда других людей – производителей.
А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении.
Типология общества
Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его квалификации. устойчивым в социологии является деление общества на традиционного и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф.Тённис, французский социолог Р.Арон, американский экономист и социолог У.Ростоу.
Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем западном понимании – это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям.
В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. можно выделить следующие черты индустриального общества:
Ø развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
Ø механизация и автоматизация производства и управления;
Ø массовое производство товара на широкий рынок;
Ø высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;
Ø рост урбанизации и социальная мобильность;
Ø увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
Ø формирование гражданского общества.
Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д.Белл, А.Тоффлер) и западноевропейской (А.Турен, Ж.Фурастье) социологии.
Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:
ü резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие “интеллектуальных технологий”;
ü смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, не связанное с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
ü изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
ü сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентаций на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.
Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:
§ первобытнообщинная
§ рабовладельческая;
§ феодальная;
§ капиталистическая;
§ коммунистическая.
Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции
Понятие общественного явления
Человеческое общество весьма часто определяют как сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями.
Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека.
Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.
Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих.
Как и любое явление, оно есть часть реального мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так и в формах, которые он принимает.
Виды общественных явлений
Относительно деления общественных явлений на виды, как и относительно того, какие виды общественных явлений должна изучать социология, существуют различные точки зрения. Так, существует мнение, что наиболее значительные общественные явления – это социальные группы, и они и должны, прежде всего, быть предметом изучения социологии. В противоположность этому существует и мнение, согласно которому основные общественные явления – это общественные отношения и их виды; их-то и должна в первую очередь изучать социология.
Поскольку общественное явление как результат взаимодействия людей, выражающейся в определенных изменениях в природе, обществе или в поведении самих людей, то можно провести различие между собственно взаимодействием и изменениями, которые оно вызывает. В этом смысле и считают, что социальные процессы – это взаимодействие людей, их индивидуальное поведение, а социальные образования есть результат такого взаимодействия.
Социальные процессы представляют собой основные общественные явления, которые выступают причиной всех остальных общественных явлений.
Социальный процесс – это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.
При этом взаимосвязанное поведение людей может быть из разряда как физической, так и в бездействии, т.е. в воздержании от действия.
В обществе происходит множество социальных процессов, которые, в соответствии с различными критериями, можно отнести к разным видам. Однако чаще всего их делят на четыре вида, а именно:
– целенаправленные;
– стихийные;
– материальные;
– духовные.
Безотносительно к тому, о каком виде социальных процессов идет рерь, изменения, которые они вызывают, можно разделить на три большие группы:
– изменения в природе;
– изменения, происходящие с самим человеком;
– изменения в обществе.
Когда изменения происходят в самом обществе, они ведут к возникновению как новых социальных процессов, так и социальных образований.
Концепции общественного развития
Изменение в обществе обусловлены многими факторами, но решающим из них является развитие разума, т.е. интеллектуальная эволюция. И именно поэтому изучение развития человеческого знания представляет собой исходную основу для исследования социального движения вообще. В этом смысле О.Конт подчеркнул, что человеческий разум прошел три ступени развития, которые составляют основу трех стадий развития общества. Основой первой стадии развития является наиболее примитивная ступень развития человеческого разума, на которой природа и общество объясняются действием сверхъестественных сил. Эта стадия называется теологической.
На второй метафизической стадии явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов. Эта стадия продолжалась от Ренессанса до Великой французской революции. Наконец, на третьей, позитивно-научной стадии человеческий разум сосредотачивается на исследовании того, что есть, т.е. на исследовании реальных фактов. Изменения человеческого знания являются основой изменения также и социальной организации общества. Таким образом, контовский закон трех ступеней развития мысли выступает в качестве теории общего социального развития.
Г.Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель органического направления, стремился развить социологию как естественную науку, и его теория общества основывается на особой эволюционной теории, которая содержит в себе как идею органического развития, так и идею борьбы за существование. Г.Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, а человек и общество возникли из органического мира. По его мнению, в природе господствует всеобщий закон эволюции – закон сохранения энергии.
Общество как организм состоит из клеток (индивидов), однако живет дольше, чем эти клетки – индивиды.
Фазы в развитии общества Г.Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и в то же время гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация в конечном итоге ведет к созданию милитаристского общества. В рамках последнего индивиды служат обществу и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех.
Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не является более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет труда и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые не управляются обществом столь жестоко. Это уже новый тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли свободно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, поэтому в нем лучше учитываются личные желания индивидов.
Свое понимание сущности человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.
К.Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества – люди, которые живут и, в отличие от животных, производят необходимые для своей жизни средства. Существование людей как живых существ в определенном окружении ит географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории.
В основе общества, согласно К.Марксу, лежат не идеи, как считали Г.Гегель и Б.Бауэр, а материальные производственные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему, этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению труда и новым формам собственности.
Общественное развитие
Во всех сферах жизни общества мы можем наблюдать постоянные изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим – эта система подвергается изменениям.
Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.
Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к исчезновению и обеднению ее составных элементов или существующих между ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием “изменение”.
Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества основывается на признании материальности и единстве мира. Оно включает элементы объективности и необходимости. А именно, события в обществе разворачиваются независимо от сознания людей, их желаний, мнений и ожиданий. Человек может осознать ход общественного развития, согласовать с ним свою деятельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть вспять колесо истории.
Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе – процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп.
Понимание движущих сил развития общества и основных форм социальных изменений нельзя отделить от понимания общественно-экономической формации, согласно которому признается, что все конкретные общества в отдельные исторические периоды – эпохи производства – имеют общие основные характеристики. Основу для понятийного определения общественно-экономической формации в своих трудах К.Маркс указывал в предисловии к “Критике политической экономии” , что азиатский, античный, феодальный и современный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.
Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших в сравнении с прежними состояний общества и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени.
Революция происходит тогда, когда развитие производительных сил общества достигнет такой ступени, на которой они происходят в противоречии с отношениями, сложившимися между людьми в общественном производстве. Эпоха социальной революции наступает тогда, когда на известной ступени развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями.
Социальная структура общества
Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов (видов деятельности, общественных отношений, социальных групп, общностей, институтов и организаций). Все они взаимосвязаны между собой и представляют единое целое.
Термин «социальная структура общества» чаще всего применяется для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности, а также системы устойчивых взаимосвязей между ними. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев.
Сегодня все социологические теории так или иначе занимаются проблемой классификации общественных явлений, или элементов, из которых состоит общество, и стремятся установить взаимосвязь между группами явлений, т.е. занимаются структурой общества, различаясь при этом в зависимости от того, как они понимают отношения между элементами общественной структуры.
Сам термин “структура” происходит из французского языка и в самом общем смысле означает более или менее стабильную целостность отношений между элементами какой-либо вещи, явления или же более обширной области действительности.
О понятии социальной структуры в современной западной социологии ведутся оживленные дискуссии, и на этот счет существуют различные теории. Эти теории появляются как в связи с дискуссиями о функциях общественных явлений и о понятии функциональности вообще, так и в связи с дискуссиями о функциях таких социальных явлений, как социальный институт, социальный статус и социальная роль. Понятие социальной структуры трактуется различным образом, однако существует одна общая черта западных теорий общественной структуры. А именно, западные социологические теории, каждая по-своему, содержат в себе представление о том, что существует критерий, или дифференциальный признак, для деления общественных явлений на две области: область экономических явлений и область неэкономических явлений. А затем считается, что область неэкономических явлений на основе того же критерия подразделяется на меньшие области в соответствии с особыми признаками, причем все эти явлений находятся во взаимной зависимости. Западные социологические теории в основном считают, что всякая отдельная область общественных явлений имеет свое независимое существование и свои особые законы, а в общей “функциональной связи” общественных явлений выступает как параллельный и автономный партнер.
Элементы социальной структуры
Марксистская наука об обществе различает в структуре общества различает в структуре общества две основные области:
Ø реальный базис (экономическая структура) общества
Ø общественная надстройка
§ юридическая;
§ политическая.
Эти две области следует понимать как две стороны единого явлений – человеческого общества, и в этом смысле между ними нельзя провести строго определенную и абсолютную границу.
Экономический базис общества представляет собой сферу общественного производства материальных благ, обеспечивающую индивидуальное и общественное существование человека.
Социальная надстройка образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. В составе надстройки различают две ее области:
– социально-политическую или юридически-политическую надстройку
– формы общественного сознания.
К юридически-политической, или же социально-политической, надстройке относятся различные формы общественной жизни, а также правила, которыми эта жизнь регулируется. К этой области надстройки относятся роды, племена, государство и прочие типы социальных групп, а также в этих группах или отношения между ними, т.е. право и другие общественные нормы.
Общественное сознание определяют как отражение общественного бытия в сознании людей. Понятие общественного бытия включает в себя, помимо конкретных исторически данных производственных сил и производственных отношений, ещё и конкретную, исторически данную общественную структуру (не только экономическую, но и классовую и политическую структуру определенного общества) со всеми конкретными, исторически данными организационными и другими формами общественной жизни людей. Таковыми являются, например, семья, государство и т.п. формы организации.
Отдельные формы общественного сознания являются проявлениями духовной жизни, при помощи которых человек отражает свое общественное бытие. Отдельными формами общественного сознания являются религия, философия, мораль, наука и искусство. Каждая форма общественного сознания имеет относительную самостоятельность. Тем самым они оказывают взаимное влияние друг на друга, а также обратное влияние на общественное бытие. В зависимости от того, каков характер производственных отношений, лежащих в ее основе, надстройка может быть бесклассовой или классовой.
Бесклассовая надстройка существует в обществе, которое не разделено на классы. Подобным обществом являлось первобытное общество. Доминантной формой сознания и главным духовным творением человека в этот период является религия. Она содержит в себе основные элементы всех более поздних форм сознания. Религия была системой идей о мире, которая фантастическим и неточным образом отражала действительность. В этот период появляется и искусство, однако оно не было достаточно развитым.
Классовая надстройка существует в обществе, которое разделено на классы. Базис этого общества является более развитым, нежели базис первобытного бесклассового общества. Степень развития производственных сил в классовом обществе такова, что обеспечивает производство прибавочного продукта; при этом люди по-разному относятся к средствам производства: одни являются их собственниками, другие нет.
Экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. Точно также следует подчеркнуть, что и надстройка оказывает обратное влияние на базис и что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.
Закономерности и тенденции функционирования современного российского общества.
Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.
Вертикальная мобильность- перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).
Горизонтальная мобильность- переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.
Географическая мобильность(миграция) – смена места жительства, перемещение на другую территорию.
В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена “буржуазной”. Социологические исследования проводились у нас только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.
Необходимость изучения социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств: 1). важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;
2). современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни;
3) одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ – формирование гражданского общества.
Определенный интерес представляет трансформация социальной структуры России в настоящее время.
В СССР существовал мощный пласт людей среднего достатка. Крайние слои были сравнительно немногочисленны: относительно богатыми можно было считать высший слой номенклатуры, пользовавшийся значительными привилегиями, и часть наиболее квалифицированной интеллигенции. Относительно бедными были часть колхозников и работников совхозов в слабых хозяйствах, пенсионеры с малой пенсией, служащие в сфере культуры и т.д. Основная масса населения имела средние доходы.
Современный процесс социальной поляризации изменил существовавшее отношение. Появилась сравнительно небольшая группа людей с очень высокими доходами, сопоставимыми часто с “высшим” классом западных стран. На другом полюсе оказалось большинство общества: почти все люди наемного труда, их семьи, пенсионеры, студенчество. Если общий уровень доходов населения снизился за 1992-1993 гг. вдвое, то у этого большинства в 3 – 5 и более раз. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных в 1991 г. составляло 4.5. К концу 1992 г. он поднялся до 7.5 – 8, к концу 1993 г. – до 11. В марте 1994 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30% всех доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченных сограждан – 2%. Соотношение в уровнях доходов этих крайних социальных групп составило 12.3. Разрыв в зарплате еще больший. Директора даже плохо работающих предприятий часто имеют оклады в 100 раз больше, чем рядовые рабочие. Доходы высшей администрации превышают минимум оплаты труда в 20 и более раз. К началу 1994 г. за чертой прожиточного минимума было 58 млн. россиян. До 10 млн. человек находились за чертой физиологического минимума – кто недоедает, не имеет средств на приобретение предметов личной гигиены и необходимейших лекарств.
Данные Госкомстата за 1994 г. показывают, что доходы самых богатых 10% населения сейчас в 21 раз превышают доходы самых бедных 10%. Доходы граждан в среднем на душу населения распределялись таким образом:
Проиллюстрировав тенденцию социальной стратификации в России в настоящее время, необходимо показать потребность общества в подобном неравенстве и его воспроизводстве.
Довольно часто социальная стратификация рассматривается как объективная потребность общества. С одной стороны она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой -она является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, которые определяют значимость той или иной деятельности. Кроме того, складывающееся социальное неравенство узаконивается, поскольку возникает в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Социальное неравенство является средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами. Чем больший вклад вносит индивид в сохранение социальной системы, тем выше должно быть его вознаграждение. Оценочный характер социальной позиции индивида связан и с принятыми в обществе моральными нормами, ценностями.
Последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Общество в целом существенно изменилось и продолжает меняться. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, их направление и темпы.
По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность (переход к низкому статусному положению). Она затронула почти все классы и социальные группы, о чем свидетельствуют следующие процессы.
Во-первых, под давлением налогового пресса, нехватки финансов и кредитов сокращается численность средних и мелких предпринимателей. Разоряясь, они, как правило, “скатываются” в нижний класс. Во-вторых, многие представители рабочего класса и интеллигенции понижают свои социальные статусы из-за полной или частичной потери работы. В-третьих, нисходящая социальная мобильность проявляется в снижении квалификационно-профессионального потенциала нашего общества. Это связано, в частности, с невостребованностью высококвалифицированных профессий, переходов специалистов наукоемких производств в сферу обслуживания, мелкого бизнеса. За годы реформ количество вузов в России, имеющих полное бюджетное финансирование, сократилось в шесть раз. И преподаватели, и студенты вынуждены искать и выполнять работу, не соответствующую их социальному статусу. В-четвертых, нисходящая социальная мобильность проявляется в возрастании численности лиц без определенных занятий, беженцев, бомжей. Большинство этих людей утратили свои прежние, ранее ценимые обществом статусы. В-пятых, одновременно с этими процессами динамично растет численность работников органов управления, лиц, занятых в сфере посреднической деятельности, финансово-банковских операциях. В большинстве случаев речь может идти о горизонтальной мобильности (изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса), поскольку эти перемещения, как правило, не связаны со значительным повышением социальных статусов.
Таким образом, в современном российском обществе доминирует нисходящая социальная мобильность большинства населения, которая пагубно сказывается на общем состоянии общества. Объективно данная тенденция не может не приводить к противостоянию классов и социальных групп.
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества 1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия – власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая – размеры собственности и рыночный обмен); 2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости; 3. Поляризация по имущественному признаку; 4. Актуализация физико-технической системы стратификации.
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно, на наш взгляд, дать следующее определение науки социологии: социология – это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потребностей тех социальных групп, которые это общество составляют.
Некоторые социологи считают, что общество является не только объектом, но и предметом социологии, определяя её по-прежнему как науку об обществе. Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая преобразована в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и человек, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.
Исходя из этого определения, предметом изучения социологии является не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии понятием является “социальное”. Понятие “социальное” как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При анализе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина – общественный и социальный. Они употребляли понятие “общественный”, “общественные отношения”, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон – экономической, политической, идеологической и т.д.
Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.
Список использованной литературы
1. Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю.Мягкова; М.: «Флинта»; 2003;
2. Д.В.Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002;
3. Социология. Основы общей теории; М.: «Аспект пресс»; 1998,
4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994;
5. Данило Ж. Маркович; Общая социология; “Владос”, М., 1998.