Общие основы антикризисного управления предприятиями

Лекция. Тема: Общиеосновы антикризисного управления предприятиями
 
1. Понятие и предпосылкивозникновения антикризисного управления
2. Общие причины неплатежеспособностии банкротства российских предприятий
3. Механизм государственного регулированиякризисного состояния предприятия

1. Понятие ипредпосылки возникновения антикризисного управления
 
Особое значение всегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управленияпредприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния.Это характерно для антикризисного управления.
Антикризисноеуправление – совокупность форм и методов реализации антикризисных процедурприменительно к конкретному предприятию-должнику.
Антикризисное управлениеначинается лишь на этапе резкого спада производства, то есть, критическогобанкротства.
В жизни предприятиякризисы или угроза кризисов – постоянное явление.
Первопричинойвозникновения экономических кризисов, является разрыв между производством ипотреблением товаров.
В соответствии с Законом о банкротстве,несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом илиобъявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей.
Из законодательства о банкротстве вытекаютследующие положения:
1. Должник может быть признан банкротом только наосновании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случаедобровольной ликвидации).
2. Критерием несостоятельности должника являетсяего неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться посвоим долгам.
Причем закон не делает различия междузадолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет ивнебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.
Для предприятия различают внешние ивнутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те,на которые предприятие не может влиять или это влияние может быть незначительным,а именно:
·         международныефакторы (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовойсистемы, стабильность международной торговли, зависящей в свою очередь отзаключенных межправительственных договоров и соглашений приграничная торговля,таможенные тарифы и пошлины, международная конкуренция);
·         национальные(факторы политического, экономико-географического, культурного инаучно-технического характера).
Так, политическая стабильность инаправленность внутренней политики государства, реализуемые через право,выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципахгосударственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам позащите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется взаконодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.
Экономико-географические факторы характеризуютсяразмером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках— платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходови накоплений населения, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможностьполучения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазуэкономического цикла, в которой находится национальная экономика.
Падение спроса, например, характерное длясоответствующей фазы экономического развития, приводит к обострениюконкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.
Факторы культурного характера проявляются в привычках,нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.
Уровень развития науки и техники определяет всесоставляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность.Изменения в технологии производства, производимые предприятием для обеспеченияконкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложенийи могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться наприбыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новыхтехнологий.
Может негативно сказаться на прибыльности иуменьшение объемапродаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низкимценам товаров других фирм, в производстве которых используется болеепрогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные затраты.
Внутренние причины являютсярезультатом деятельности самого предприятия.
Таким образом, предприятие попадает в кризисноесостояние вследствие совокупности внутренних причинконструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а такженедостатков внутрифирменного экономического управления.
Конструкторско-технологические причины объясняютсятехнической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мерепроявилась после открытия российских рынков для зарубежныхфирм-конкурентов.
Но сегодня, когда российские цены поднялись исравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятияиз-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя сталивыше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причиныкризиса производителя.
Экономические причины: высокая себестоимостьпостепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановилапроизводство из-за отсутствия выручки и оборотных средств.
Сокращение производства привело к появлениюизбыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать наэто и без того ограниченные ресурсы.
Кроме того, низкая конкурентоспособности инеумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продажстала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой.
К финансовым причинам можно также добавитьбольшие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержаниюпроизводственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи сотсутствием сберегающих технологий и состоянии, когда долгов больше,чем имущества.
 Поэтому в условиях рыночной экономики большуюроль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такойинструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющийвосстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь выйти должнику из кризиса.
Признаками банкротства являются:
— неспособность должника удовлетворить требования кредиторовв течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течениеодного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектовестественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегическихпредприятий и организаций;
— сумма задолженности (за исключением начисленныхштрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:
— 100 тысячрублей (по Закону о банкротстве 1998 г. — 500 минимальных размеров оплаты труда(МРОТ) для юридического лица);
— 10 тысяч рублей (по Закону о банкротстве 1998г. — 100 МРОТ) для гражданина; а также сумма обязательств должника-гражданинадолжна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;
— 50 000 МРОТ для субъектов естественныхмонополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженностидолжна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе праватребования (с 1 января 2005 г. — 500 тысяч рублей);
— независимо от размера кредиторскойзадолженности при банкротстве отсутствующего должника;
— не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
2. Общие причины неплатежеспособностии банкротства российских предприятий
Для российских предприятий сложно выделитьприоритетность каких-либо из отмеченных факторов.
И все же среди особенностей переходного периодароссийской экономики можно выделить следующие наиболее значимые негативныеусловия, приводящие к кризису российских предприятий:
1. Политическая, экономическая и финансоваянестабильность в России.
Она вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности,и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организациипроизводства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции.
2. Высокие темпы инфляции в России.Несмотря на ее замедление в последнее время, постоянные инфляционные ожиданияне способствуют, реализации предприятием стратегических целей и сопряжены снедостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства,кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют нерасширение производства, а его сокращение.
Эти цены, назначаемые предприятием на своюпродукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовуюполитику, сколько внешние ценообразуюшие факторы. А это ведет, в свою очередь,к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.
3. Высокая степень монополизации экономики,которая наряду со сложившимися устойчивыми хозяйственными связями ирегиональным разделением труда затрудняет формирование действительноконкурентной среды.
Отсюда сильное влияние естественных монополий,рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируетсягосударством
4. Кризис платежей, коснувшийся как самогобюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, прикотором все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства,установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
5. На многих предприятиях структура акционерногокапитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный нафинансовый результат эффективный собственник. Члены трудовых коллективов —владельцы акций далеки от управления предприятием.
Деятельность менеджеров предприятия в такихусловиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника,являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутнаявыгода, например, от сдачи мощностей и площадей в аренду, а долговременноестабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование,внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия.
6. Недостаточный уровень подготовки иотсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий,отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной насамостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентныхусловиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованнаялинейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативнореагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оцениватьситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменениюкачества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.
7. Большое число предприятий, у которых основныесредства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такоесостояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит квысокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числанеплатежеспособных предприятий.
 
3. Механизмгосударственного регулирования кризисного состояния предприятия
Фискальная политика государства. Маневрирование налогами иправительственными расходами в целях воздействия на экономику называетсяфискальной или бюджетно-налоговой политикой государства.
Сокращение расходов правительства уменьшает совокупныйспрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.
Рост правительственных расходов вызывает обратнуюреакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходыувеличиваются, безработица сокращается.
Что касается налогов, то направленность ихвоздействия на величину национального производства и дохода прямопротивоположна воздействию государственных расходов.
Снижение налогов увеличивает располагаемый доход ипотребление, являющееся элементом совокупного спроса.
При этом надо иметь ввиду, что абсолютное изменение потреблениязависит от предельной склонности к потреблению (МРС).
Мультипликаторправительственных расходов (МRg)характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов иравен величине, обратной к предельной склонности к сбережению:
МRg= 1/МРS
МРS= 1 – МРС
Налоговыймультипликатор (МRт) слабеемультипликатора правительственных расходов, так как он зависит от соотношения,в котором предельный доход распадается на потребности к потреблению предельнойсклонности к сбережению:
МRт = МРС/МРS
Итак, фискальнаяполитика предусматривает равное увеличение расходов и правительственныхналогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит втом, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налоговприводит к изменению ВНП на туже величину.
ВНП (∆Т) = — ∆Т х МRт,
где ∆ Т — изъятиеналогов;
МRт – налоговый мультипликатор.
ВНП (∆G) = + ∆ Gх МRg,
где ∆ G – изменение правительственныхрасходов;
МRт – налоговый мультипликатор.
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства.Теснаявзаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведенияцеленаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство,изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национальногопроизводства, цены и занятость.
Монетарная политика — это действияправительства, влияющие на количество денег в обращении, т. е. на денежноепредложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность Центральногобанка — организатора и контролера денежного обращения.
Основой монетарной политики являются следующие положения: — вкраткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП;
 — в долгосрочномпериоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния наобъем ВНП.
         Такимобразом, государство формирует основу для развития взаимодействия междуправительством и рынком, защищая и охраняя права собственности, создаваяправовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельностиграждан.
Таким образом, государственное регулированиекризисных ситуаций осу­ществляется в виде :
— нормативно-законодательной деятельности.Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации(ГК РФ). Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерацииимеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Основным документом в этой связи является такжеФедеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве) предприятий» (далее Закон о банкротстве).
— финансового регулирования: это управлениесовокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия илигосударства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком ихформирования и использования.
В стране финансовые ресурсы аккумулируютсябюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии спринятыми критериями и условиями.
Бюджетная политика определяется радомспецифических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом:
— производства: государственное регулирование вэтой области сводится к активной промышленной политике, основу которойсоставляют следующие принципы:
а) обеспечение учета интересов всех участников ееосуществления;
 б) социально-экономическаянаправленность;
в) сочетание мер государственного регулирования ирыночных механизмов;
г) адресный характер мероприятий;
д) система договорных отношений и конкурснаяоснова для ее участников;
е) широкое использование аренды, лизинга иинвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
ж) развитие и содействие всеобщей мотивацииспроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и других.
— перераспределения дохода: в целях осуществлениястратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночныхотношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка иорганизовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного,государственное регулирование призвано стимулировать позитивныесоциально-экономические процессы, ограничивать и парализовывать возможныеантисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать обществоот них.