/>Учреждениеобразования
«Частный институт управления и предпринимательства»
Кафедра гражданских и уголовно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: “Общие положение об экономическойнесостоятельности (банкротстве)”
по дисциплине: Хозяйственное право
Студентка: КАМАРА П.Д.
Курс: 5, группа: 2
Заочное отделение
Специальность: правоведение
Руководитель: ст. преподаватель
А.Е. Ковалевич
Минск 2009
Содержание
Введение
1. Понятие экономической несостоятельности и банкротства
2. Субъекты отношений, связанных с экономическойнесостоятельностью (банкротством)
3. Порядок рассмотрения дел обэкономической несостоятельности (банкротстве)
Заключение
Список использованных источников
Введение
В ходе регулирования экономики государство неизбежносталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектовпредпринимательской деятельности. Решения данной проблемы является институтэкономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав изаконных интересов кредиторов, государства как регулятора рынка и пресечениенеэффективного экономического поведения должников.
Правовой институт банкротства является неотъемлемой частьюрыночного хозяйства. Институт служит мощным стимулом эффективной работыпредпринимательских структур.
Институт банкротства является признаком цивилизованностигосударства. Благодаря этому институту субъекты хозяйствования — кредиторыполучили гарантии возврата вложенных средств.
Общественная польза и значимость института банкротствазаключается в оздоровлении, очищении экономики, поэтому нельзя недооцениватьзначимость данного института.
Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальностьнастоящего курсового исследования.
Исходя из актуальности курсовой работы на тему «Общиеположения об экономической несостоятельности (банкротстве)» и степени ееразработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществитьанализ правового регулирования экономической несостоятельности и банкротствасубъектов хозяйствования.
Исходя из поставленной цели, задачаминастоящейкурсовойработы являются:
1. Рассмотреть понятие экономической несостоятельности ибанкротства.
2. Изучить отношения субъектов хозяйствования, связанные сэкономической несостоятельностью (банкротством).
3. Исследовать порядок рассмотрения дел об экономическойнесостоятельности (банкротстве).
Структура настоящей курсовой работы определена поставленнымизадачами и включает в себя введение, три главы, заключение, списокиспользованных источников.
При проведении исследования настоящей темы использовались вкачестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования,метод анализа документов. В работебыли использованы идругие научные методы-анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
При написании работыбыли использованы нормативные акты, регламентирующие экономическуюнесостоятельность (банкротство) субъектов хозяйствования в Республике Беларусь,а также работы таких исследователей как Реуцкая Е.А., Вабищевич С.С., ПаращенкоВ.Н., Каменков В.С., Н.Д. Мадулин и некоторых других.
/>/>1. Понятие экономической несостоятельности и банкротства
Термин «экономическая несостоятельность» сопровождаетсятермином «банкротство». Ранее действующее законодательство рассматривалаэти понятия как неравнозначные. Сейчас Гражданский кодекс Республики Беларусь иЗакон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»от 18.07.2000г. № 423-З (с изменениями и дополнениями от 8.07.2008г. № 372-З) (далееЗакон о банкротстве) рассматривают их как тождественные взаимозаменяемыепонятия. Однако вступивший в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12.11 2003г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)»(с изм. и доп. от 27.08.2004 г. № 411) (далее Указ от 12.11 2003 г) неопределяет эти понятия как синонимы, «экономическая несостоятельность»и «банкротство» стали иметь различное значение и содержание. В п.1.4 Указаот 12.11 2003 г. банкротство определяется, как неплатежеспособность, имеющуюили приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного судао банкротстве с последующей ликвидацией должника. А экономическаянесостоятельность — это неплатежеспособность, имеющая или приобретающаяустойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономическойнесостоятельности с санацией должника, то есть принимается решение обоздоровлении должника [6].
В ст. 1 Закона о банкротстве говорится, что экономическаянесостоятельность (банкротство) — это признание хозяйственным судом илиправомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая илиприобретающая устойчивый характер [5].
К обязательным платежам, учитываемым при определениипризнаков неплатежеспособности, отнесены налоги, сборы, пошлины и иные платежив бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которыедолжник обязан уплатить в соответствии с нормами права, в том числеэкономические (финансовые) санкции, примененные к должнику [ст.1, 5].
Из определения экономической несостоятельности (банкротства)можно выделить существенные условия. При наличии данных условия субъектхозяйствования признается в установленном порядке экономически несостоятельным(банкротом):
1. Неплатежеспособность должника признанная хозяйственнымсудом или правомерно объявленная самим должником.
2. Неплатежеспособность должника должна иметь илиприобретать устойчивый характер.
Признаки несостоятельности, используемые в Законе обанкротстве, можно разделить на две группы:
Первая группа. Признаки, служащие основанием длявозбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).В соответствии со ст.7 Закона о банкротстве должник вправе обратиться вхозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве при наличии обстоятельствсвидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срокисполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовыхи связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающийустойчивый характер [5].
В Законе о банкротстве приводится перечень обстоятельств,при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве — это:
удовлетворение требований одного кредитора или несколькихкредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника вполном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника — организации со статусом юридического лица;
органом (лицом), уполномоченным (уполномоченными) всоответствии с учредительными документами должника — организации со статусомюридического лица на принятие решения о ее ликвидации, принято решение о подачев хозяйственный суд заявления должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявлениядолжника;
если стоимость имущества должника — организации со статусомюридического лица, в отношении которой в соответствии с нормами права приняторешение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов [ч.1ст.247, 5].
Вторая группа. К данной группе признаков относятся: неплатежеспособность,имеющая устойчивый характер; неплатежеспособность, приобретающая устойчивыйхарактер. Эти признаки не очевидны. Вторая группа признаков уточняется в ходепроизводства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) либообъявляется самим должником, которому они заранее известны.
Таким образом, на основании выше сказанного можно сделатьвывод, что существенными чертами экономической несостоятельности (банкротства)являются:
1. Неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, вытекающими изтрудовых и связанных с ними отношений (уплатить кредитору денежную сумму подоговору и в случаях, предусмотренных гражданским законодательством).
2. Неспособность должника исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей — это налоговых платежей и сборов, пошлин и платежей вбюджет соответствующего уровня и негосударственные внебюджетные фонды, в томчисле экономических (финансовых) санкций, примененных к должнику.
Юридическое значение при экономической несостоятельности (банкротстве)придается денежным обязательствам, а именно во внимание принимается обязанностьдолжника уплатить кредитору определенную денежную сумму по договору и в иныхслучаях предусмотренных нормами гражданского права.
Рассматривая проблему банкротства с экономической точкизрения, необходимо исходить из анализа обстоятельств, возникновение которыхприводит предприятие к неспособности оплатить долговые обязательства. В этомотношении представляется целесообразным выделить неплатежеспособность временнуюи устойчивую.
Временная неплатежеспособность — это неспособность должникавыполнить обязательства в определенное время, тогда как деятельность предприятияи его активы могут позволить сделать это позже, как нам представляется, неможет служить основанием для банкротства субъекта предпринимательскойдеятельности.
Устойчивая неплатежеспособность, длящаяся в течениенекоторого продолжительного периода времени, свидетельствует о хроническихпроблемах в ведении бизнеса, невозможности урегулирования долгов обычнымиспособами. В данном случае можно вести речь о возможности банкротствапредприятия.
Проведенный анализ позволяет получить научные формулировкипонятий экономической несостоятельности и банкротства, которые, по нашемумнению, следует изложить следующим образом.
Экономическая несостоятельность — это наступившая илимогущая наступить устойчивая неспособность должника исполнить в установленныйсрок свои обязательства перед кредиторами, работниками, финансово-кредитнымиорганизациями и по обязательным платежам.
Под устойчивой неплатежеспособностью должника следует понимать:неплатежеспособность, длящуюся непрерывно в течение четырех кварталов, предшествующихсоставлению последнего бухгалтерского баланса [16, с.269]. Организациясчитается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда в течение четырехкварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, атакже наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значениякоэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего 0,85[6, п.1.12]. Указанный коэффициент характеризует способность организациирассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов иопределяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательстворганизации к общей стоимости имущества (актива).
Банкротство — это признанная судом экономическаянесостоятельность, влекущая за собой установление особого правового иэкономического статуса должника, проведение мероприятий по реструктуризациидолгов, финансовому оздоровлению или ликвидации его предприятия.
Использование вышеприведенных определений, такой подход кразделению понятий экономической несостоятельности и банкротства позволил бы,по нашему мнению, избежать неоправданного смешения экономических и правовыхпонятий, более четко определить сущность и возможные последствия возникновенияэтих явлений./>/>2. Субъекты отношений, связанных с экономическойнесостоятельностью (банкротством)
К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся: должник,конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченныеорганы, местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождениядолжника — организации, прокурор, орган государственного управления по делам обанкротстве, государственные органы и организации, в ведении или подчинениикоторых находится должник [16, с.272].
Характеристику субъектов правовых отношений, связанных сбанкротством субъекта хозяйствования, следует начать с фигуры самого должника.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОЛЖНИКА. В соответствии со ст.1Закона о банкротстве должником может быть неплатежеспособный индивидуальныйпредприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющеесякоммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либонекоммерческой организацией, действующей в форме потребительского кооператива,благотворительного или иного фонда [5, ст.1].
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, заисключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее вформе потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, всудебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом),если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов [2, ч.1 п.1 ст.61].
Согласно п.6 ст.115 Гражданского кодекса Республики Беларуськазенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только порешению Правительства Республики Беларусь. При этом интересы кредиторовказенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несетсубсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случаенедостаточности его имущества для их выполнения, поэтому казенное предприятиене может быть признано банкротом [2, п.5 ст.115].
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трехмесяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убыткипутем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может бытьликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. В соответствии с п.4ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь члены потребительскогокооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределахвнесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива.
Решение о ликвидации благотворительного фонда или иногофонда принимается по заявлению заинтересованного лица и может быть принято втом, случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей ивероятность получения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда егоимущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаясячасть направляется на цели, указанные в уставе фонда [2, п.2 ст.119].
ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТОРА. Кредиторы или конкурсныекредиторы — это лица, предполагающие наличие у них права требовать от должникаденежного удовлетворения. Кредиторов можно разделить на три группы:
1. Кредиторы по трудовым обязательствам.
2. Кредиторы по обязательным платежам в бюджет игосударственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
3. Кредиторы по гражданско-правовым обязательствам [24, с.100].
Действующее законодательство предусматривает наличиеспецифических образований кредиторов, связанных с правоотношением побанкротству. Закон о банкротстве указывает на существование следующихобразований: конкурсный кредиторы, собрание кредиторов, комитет кредиторов.
• Конкурсные кредиторы — кредиторы по платежнымобязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несетответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников)должника — юридического лица, перед которыми должник несет ответственность пообязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работниковдолжника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с нимиотношений [5, ст.1].
В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторовпредставляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствиис законодательством.
• Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, вобязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов,связанных с судьбой должника.
К компетенции собрания кредиторов относятся:
защита требований кредиторов в случаях, предусмотренныхзаконодательством;
принятие решения об утверждении плана санации или планаликвидации должника — юридического лица либо плана прекращения деятельностидолжника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайстваоб открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
принятие решения об образовании комитета кредиторов,определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторовили принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
рассмотрение жалоб на действия управляющего [5, ст.53].
В соответствии со ст.53 Закона о банкротстве конкурсный кредиторна собрании кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным сумме еготребований к должнику, признаваемых в соответствии с законодательством,установленным на дату проведения собрания кредиторов.
Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным наголосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсныхкредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотренозаконодательством [5, ст.55].
• Комитет кредиторов — постоянно действующий полномочныйорган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль задеятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиямзаконодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включеныпредставители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собраниемкредиторов, но не более семи человек. Если количество конкурсных кредиторовменее десяти, решением первого общего собрания кредиторов может бытьпредусмотрено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
Согласно ст.58 Закон о банкротстве решение комитетакредиторов принимается большинством голосов от общего числа членов комитетакредиторов.
Комитет кредиторов для выполнения возложенных на негофункций в праве:
требовать от управляющего представления информации офинансовом состоянии должника в ходе санации или ходе ликвидационногопроизводства;
обжаловать в соответствии с законодательством вхозяйственный суд действия управляющего.
Комитет кредиторов в праве принимать решения:
о созыве собрания кредиторов;
о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы оненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении вхозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;
об утверждении или отказе в утверждении сделок должника,которые в соответствии с Закон о банкротстве заключаются с согласия комитетакредиторов;
о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощникауправляющего [5, ст.60].
ПРАВОВОЙ СТАТУС УПРАВЛЯЮЩЕГО. Управляющийосуществляет все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством)должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве. Данноелицо на различных стадиях банкротства именуется по-разному — временныйуправляющий, антикризисный управляющий.
Временным управляющим является физическое илиюридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличияоснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер пообеспечению сохранности имущества должника. Деятельность временногоуправляющего связана с защитным периодом.
Антикризисным управляющим может быть физическое илиюридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученнойлицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входитпроведение некоторых процедур банкротства [24, с.103].
Основными задачами управляющего являются:
восстановление платежеспособности должника;
обеспечение максимальной защиты прав и законных интересовдолжника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;
урегулирование взаимоотношений должника и кредитора;
максимальное возможное удовлетворение требований кредиторовв установленной очередности;
содействие производству по делу о банкротстве.
При невозможности или отсутствии оснований для продолжениядеятельности должника основными задачами управляющего являются: осуществление вустановленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника — юридическоголица или прекращение деятельности должника — индивидуального предпринимателя иосвобождения его от долгов; продажа имущества должника; соразмерное удовлетворениетребований кредитора.
Требования, предъявляемые к квалификации управляющего впроизводстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротомразъясняются Положением об аттестации физических лиц на их соответствиепрофессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисномууправляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве),утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2003г.№ 206 [14]. Деятельность в качестве управляющего в производстве по делу обанкротстве осуществляется на основании лицензии управляющего, выданной вустановленном порядке органом государственного управления по делам обанкротстве.
Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что субъектамиотношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством) являютсядолжник, кредиторы, управляющий.
Должник — это неплатежеспособный индивидуальныйпредприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющеесякоммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либонекоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива,благотворительного или иного фонда.
Правовое положение должника зависит от того, к какойкатегории он относится и на какой стадии находится дело о банкротстве, изначительно отличается от его положения как платежеспособного участникаэкономического оборота, поскольку платежеспособные участники обладают иправоспособностью, и дееспособностью, а после возбуждения дела о банкротстведееспособность ограничивается, при этом ограниченная дееспособность должникавосполняется действиями управляющего.
Кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязансовершить определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу. Интересыкредиторов в процедуре банкротства защищает собрание кредиторов. В собраниекредиторов входят все кредиторы. Кредиторы обладают количеством голосов,пропорциональным сумме задолженности. В полномочия собрания кредиторов входит: защитаинтересов кредиторов; утверждение мирового соглашения; утверждение планасанации; заслушивая отчета антикризисного управляющего; ходатайство перед судомоб отстранении или замене антикризисного управляющего; принятие решения оходатайстве в хозяйственном суде об открытии ликвидационного производства; принятиерешения о создании комитета кредиторов.
Комитет кредиторов собирается на общем собрании. Максимальноеколичество членов — 7. Члены комитета кредиторов могут избирать своегопредседателя.
Антикризисный или временный управляющий — это лицо,назначенное судом для проведения определенных процедур банкротства иосуществляющий свои полномочия на основании лицензии.
Антикризисный управляющий обязан добросовестно выполнятьсвои обязанности, не может быть заинтересован в отношении участников процесса. Занарушение своих обязанностей и при выявлении заинтересованности может бытьотстранен от дела или дисквалифицирован на срок не менее двух лет.
Вознаграждение управляющему назначается судом ивыплачивается за счет средств должника во внеочередном порядке./>/>3. Порядок рассмотрения дел об экономическойнесостоятельности (банкротстве)
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве)юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период,конкурсное производство, мировое соглашение. Каждая из указанных процедур имеетсвою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов ихозяйственного суда, содержание и сроки реализации.
При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве)индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитногопериода [24, с.108].
Рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве)может быть судебные и внесудебные. Внесудебное рассмотрение дел обэкономической несостоятельности (банкротстве) представлена досудебнымоздоровлением должника.
Досудебное оздоровление должника — это меры по обеспечениюстабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, восстановления их платежеспособности,принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарногопредприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальнымипредпринимателями, государственными органами и организациями, местнымиисполнительными и распорядительными органами [16, с.281].
Для проведения досудебного оздоровления осуществляются мерыпо улучшению финансового состояния юридического лица и индивидуальногопредпринимателя, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственнойдеятельности. В этих целях указанные лица могут в соответствии сзаконодательством:
изменять структуру и состав управления юридического лица ииных организаций;
взыскивать дебиторскую задолженность;
принимать меры по выделению юридическому лицу ииндивидуальному предпринимателю бюджетных средств для погашения задолженностиперед кредиторами;
привлекать инвестиции, в том числе иностранные;
содействовать достижению соглашений юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации ихкредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимыхгарантий.
С момента принятия заявления об экономическойнесостоятельности (банкротстве) судом устанавливается защитный период иназначается временный управляющий. Собственник имущества должника иуполномоченный им орган в защитный период ограничивается в правах пораспоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в правеуправления делами предприятия. Данные полномочия переходят к управляющему. Втечение защитного периода временный управляющий обязан принимать меры пообеспечению сохранности имущества должника; устанавливать кредиторов должника иопределять размеры их требований; проводить анализ финансового состояниядолжника и платежеспособности должника; оказывать содействие в организациихозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; определятьналичие признаков ложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства;выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитногопериода в суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии иплатежеспособности должника.
Защитный период — процедура банкротства, применяемая кдолжнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве доокончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целяхпроверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства иобеспечения сохранности имущества должника [5, ст.33].
Процедура защитного периода действует до момента вынесенияхозяйственным судом определения о возбуждении в отношении должника конкурсногопроизводства и подготовке дела к судебному разбирательству, либо утверждения судоммирового соглашения, либо принятия судом решения об отказе в признании должникаэкономически несостоятельным (банкротом). Срок защитного периода по общемуправилу — 3 месяца.
Так же в защитный период выясняется и возможныенеправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителядолжника, либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должникауказания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренного банкротства.Порядок определения ложного и преднамеренного банкротства содержится вПравилах по определению наличия признаков ложного и преднамеренногобанкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору иподготовки заключения по данным вопросам, утвержденных постановлениемМинистерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 вредакции от 16.04.2004 г. [10].
Под ложным банкротством понимается обращение должникав хозяйственный суд при наличии у него возможности удовлетворить требованиякредиторов в полном объеме. Если эти действия будут квалифицироваться какложное банкротство, то он должен будет возместить кредиторам ущерб (в том числеморальный), причиненный подачей заявления в суд.
Под преднамеренным банкротством Закон о банкротствепонимает банкротство должника по вине его учредителей (участников),собственника имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющихправо давать обязательные для должника указания либо иным образом определятьего действия. Последствием в данном случае является возложение на этих лиц принедостаточности имущества должника субсидиарной (дополнительной) ответственностипо его обязательствам.
На основании проведенного анализа финансового состояниядолжника и представленного отчета временного управляющего, при наличииоснований хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсногопроизводства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству,освобождает временного управляющего от обязанностей и назначает антикризисногоуправляющего либо прекращает производство по делу о банкротстве должника [5, ст.42].
В соответствии со ст.1 Закона о банкротстве конкурсноепроизводство — процедура банкротства, осуществляемая в целях максимальноговозможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности,защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц впроцессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствииоснований для ее проведения — в процессе ликвидации должника — юридическоголица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя иосвобождения его от долга.
Конкурсное производство состоит из санации и ликвидационногопроизводства. Общий срок конкурсного производства составляет при проведенииликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации — 22 месяца. Хозяйственныйсуд при необходимости может сократить или продлить указанный срок.
В результате проведения санации правовое положениеорганизации со статусом юридического лица не изменяется. Организациясохраняется как субъект права и как имущественный комплекс. Санацияпредставляет собой реорганизационную процедуру, предусматривающую переход правасобственности, изменение долговых обязательств, реорганизацию, реструктуризациюили оказание финансовой поддержки должнику собственниками должника, егокредиторами или иными лицами.
Согласно подпункту 1.21 пункта 1 Указа 11.12.2003 г. санацияприменяется в целях обеспечения стабильной и эффективной деятельности, а такжевосстановления платежеспособности должника. Меры по восстановлениюплатежеспособности должника в процедуре санации и срок ее восстановленияпредусматриваются в плане санации. Целью посещения предприятий, находящихся впроцедуре санации, является проверка выполнения плана санации [15, п.2].
По итогом проведенной санации управляющий подает вхозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений насобрание кредиторов:
прекращении санации в связи с восстановлениемплатежеспособности должника;
заключении мирного соглашения;
продлении установленного срока санации;
прекращении санации и заявлении в хозяйственный судходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностьюпродления деятельности должника или отсутствием оснований для ее продолжения.
В случае принятия решения о возбуждении ликвидационногопроизводства должником совместно с кредитором разрабатывается планликвидации должника, данный план утверждается хозяйственным судом. Срокликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный судвправе продлить этот срок на шесть месяцев, если иное не предусмотрено нормамиЗакона о банкротстве. Цель ликвидационного производства: ликвидация должника иосвобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерногоудовлетворения требований кредиторов.
Мировое соглашение может быть заключено с моментавозбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономическойнесостоятельности (банкротстве) на любой стадии после погашения задолженностипо требованиям кредиторов первой и второй очереди. Требование кредитов первой ивторой очереди — это требования физических лиц, перед которыми должник несетответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также расчеты повыплате выходных пособий и оплате труда работников предприятия [2; п.1, 2 ч.1ст.60].
Под мировым соглашением Закон о банкротстве (ст.155) понимаетсоглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которымпредусматривается освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, илирассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов.
Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторовпринимается собранием кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения состороны должника принимается должником — индивидуальным предпринимателем,руководителем.
В соответствии со ст.155 Закона о банкротстве в мировом соглашениимогут принимать участия третьи лица, принимающие на себя права и обязанности,предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и должносодержать сведения о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должником.Вступает в силу мировое соглашение со дня утверждения его хозяйственным судом.
Недействительность мирового соглашения является основаниемдля возобновления производства по делу о банкротстве. При этом хозяйственныйсуд выносит определение о возобновлении производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение не может быть расторгнуто по соглашениюотдельных кредиторов и должников, а только по решению суда в случаенеисполнения должником условий погашения обязательств перед кредиторами.
Расторжение мирового соглашения по решению хозяйственногосуда в отношении отдельных кредиторов не влечет расторжения мирового соглашенияв отношении остальных кредиторов [5, ст.162].
Мировое соглашение может быть расторгнуто по решениюхозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашенияв отношении не менее одной трети требований кредиторов.
Последствием расторжения мирового соглашения являетсяповторное возбуждение производства по делу о банкротстве. В таком случае объемтребований кредиторов, в отношении которых было заключено мировое соглашение,определяется с учетом условий, определенных в нем (ст.163 Закона о банкротстве).
В заключение данного вопроса следует повторить, чторассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве) включает всебя: защитный период; конкурсное производство, которое состоит из санации иликвидационного производства; мировое соглашение.
Защитный период является стадией проверки хозяйственнымсудом наличия оснований для возбуждения конкурсного производства по делу обанкротстве; на стадии защитного периода назначается временный управляющий; втечение защитного периода временный управляющий выполняет обязанностиоговоренные ст.36 Закона о банкротстве; на стадии защитного периода временныйуправляющий берет на себя права и обязанности руководителя предприятия-должника;в защитный период выясняются возможные неправомерные действия со сторонысобственника имущества или руководителя должника, подпадающие под понятиеложного и преднамеренного банкротства.
Из выше сказанного следует, что:
на основании проведенного анализа финансового состояниядолжника;
на основании представленного отчета временного управляющего;
при наличии оснований, перечисленных ст.41 Закона обанкротстве, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсногопроизводства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству всоответствии с нормами ХПК Республики Беларусь, освобождает временногоуправляющего от обязанностей и назначает управляющего либо прекращаетпроизводство по делу о банкротстве должника.
Мировое соглашение — это соглашение между должником икредиторами об уменьшении, освобождении от долгов, отсрочки или рассрочки ихуплаты. Мировое соглашение возможно на любой стадии процесса, но послеудовлетворения первой и второй очередей кредиторов. Оформляется письменно иутверждается хозяйственным судом. Также мировое соглашение заключается наопределенных условиях и подписывается участниками соглашения.
Заключение
Целью курсовой работы по теме «Общие положения обэкономической несостоятельности (банкротстве)» было осуществление анализаправового регулирования экономической несостоятельности и банкротствасубъектами хозяйствования. Проведя анализ правового регулирования экономическойнесостоятельности и банкротстве, делаем вывод, что правовое регулированиенесостоятельности и банкротства осуществляется с помощью большого количестванормативных правовых актов. Основными являются: Закона об экономическойнесостоятельности (банкротстве), основных статей Гражданского кодексаРеспублики Беларусь (ст. ст.24 и 61), Указа Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»[24, с.97].
В основе законодательства об экономической несостоятельности(банкротстве) лежат следующие принципы:
четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле обанкротстве, а так же иных участников процесса, их прав и обязанностей;
подробная регламентация всех процессуальных действий;
приоритетность проведения досудебного оздоровления;
проведение санации, наличие правовых и экономическихмеханизмов стимулирования ее проведения;
широкая гласность процесса через республиканские средствамассовой информации;
приоритетность мирового соглашения на всех стадияхпроизводства по делу о банкротстве;
наличие института управляющих на всех стадиях производства;
предоставление гарантий со стороны государства по социальнойзащите трудовых прав работников должника.
Также существуют законодательные документы, направленные напредупреждение экономической несостоятельности (банкротства) и правильноеприменение соответствующих процедур банкротства.
В настоящейкурсовой работе были поставлены задачи: рассмотретьпонятие экономической несостоятельности и банкротства; изучить отношениясубъектов хозяйствования, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством)и исследовать порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).
Рассмотрев понятие экономической несостоятельности ибанкротства можно сделать вывод:
Банкротство — это неплатежеспособность юридического лица илииндивидуального предпринимателя имеющая или приобретающая устойчивый характер,признанное решением хозяйственного суда с ликвидацией должника.
Экономическая несостоятельность — это неплатежеспособностьюридического лица или индивидуального предпринимателя имеющая или приобретающаяустойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда с санацией.
Под неплатежеспособностью понимается невозможность должникавыполнять обязательства перед бюджетом, выполнить договорные обязательства иобязательства, вытекающие из трудовых отношений.
Изучив отношения субъектов хозяйствования, связанные сэкономической несостоятельностью (банкротством) делаем вывод:
Должник — это неплатежеспособный индивидуальный предпринимательили неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией,за исключением казенного предприятия, либо некоммерческая организация,действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иногофонда. Правовое положение должника зависит от того, к какой категории онотносится и на какой стадии находится дело о банкротстве.
Кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязансовершить определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу. Интересыкредиторов в процедуре банкротства защищает собрание кредиторов. В собраниекредиторов входят все кредиторы. Кредиторы обладают количеством голосов,пропорциональным сумме задолженности. В полномочия собрания кредиторов входит: защитаинтересов кредиторов; утверждение мирового соглашения; утверждение планасанации; заслушивая отчета антикризисного управляющего; ходатайство перед судомоб отстранении или замене антикризисного управляющего; принятие решения оходатайстве в хозяйственном суде об открытии ликвидационного производства; принятиерешения о создании комитета кредиторов.
Антикризисный или временный управляющий — это лицо,назначенное судом для проведения определенных процедур банкротства иосуществляющий свои полномочия на основании лицензии.
Исследовав порядок рассмотрения дел об экономическойнесостоятельности (банкротстве) прихожу к выводу, что все дела о банкротстверассматриваются хозяйственными судами по месту нахождения должника. Участникамипроизводства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) являются:временный или антикризисный управляющий; должник; кредиторы.
Рассмотрение дела о банкротстве включает в себя процедуры: защитныйпериод; конкурсное производство, состоит из санации и ликвидационногопроизводства; мировое соглашение.
Знание и правильное применение законодательства обэкономической несостоятельности (банкротстве) может помочь принять меры попредупреждению банкротства организации или избежать неблагоприятных последствийот несвоевременного заявления о банкротстве руководителей организаций.
Таким образом написав курсовую работу по теме «Общиеположения об экономической несостоятельности (банкротстве)» можно сказать,что экономическая несостоятельность (банкротство) является институтом, решающимпроблемы кризиса в экономике. Институт экономической несостоятельности (банкротства)направлен на защиту прав и законных интересов кредиторов и пресечениенеэффективного экономического поведения должника.
/>/>Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь (сизм. и доп. от 17.11.2004г) // национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. — 1999. — № 1.
2. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь от 7 декабря 1998 г. (с изм. и доп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З; от20 июня 2008 г. № 347-З; 08.07.2008 г. № 366-З) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2007. № 4.2/1290. — 2008. — № 2/1444; № 170, 2/1463.
3. Гражданский процессуальный кодексРеспублики Беларусь от 18.12.1998 г. (с изм. и доп. от 10.07.2007 г) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. — № 170.2/1347.
4. Хозяйственный процессуальныйкодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998г. № 219-З(ред. от 29.06.2006г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2004. — N 138-139.
5. Об экономическойнесостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 г. (сизм. и доп. от 4 января 2003 г. № 183-З; от 29.06.2006 г. № 137-З; от 11.07.2007г. № 251-З; от 26.12.2007 г. № 300-З; от 08.07.2008 г. № 372-З) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. — 2000. — № 73. — 2003 — № 8, 2/932.- 2006. — № 107, 2/1235. — 2007. — № 170, 2/1235. — 2007. — № 305, 2/1397. — 2008. — № 172, 2/1469.
6. О некоторых вопросахэкономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента РеспубликиБеларусь от 12.11 2003г. № 508 (с изм. и доп. от 27.08.2004 г. № 411) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 127. — 2004 г. — № 137,1/5799.
7. Об упорядочении государственнойрегистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: ДекретПрезидента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (с изм. и доп. от 10.04.2006г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. — № 58.1/7426.
8. Об утверждении положения опорядке оплаты труда временных (антикризисных) управляющих в производстве поделу об экономической несостоятельности (банкротстве): постановление СоветаМинистров Республики Беларусь от 12.05.2004г. № 553 (с изм. и доп. от 09.09.2004г. № 1107) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2004. — № 144.5/14810.
9. Об утверждении Положения обаттестации физических и юридических лиц на их соответствиепрофессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисномууправляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве):Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2003г. № 206// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 123. — 8/10152.
10. Об утверждении Правил поопределению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытиязнаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срывавозмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам: ПостановлениеМинистерства экономики Республики Беларусь от 16.12.2002г. № 271 (в ред. от 16.04.2004г)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 4. -8/8908.
11. Об утверждении Инструкции поанализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектовпредпринимательской деятельности: Постановление Министерства финансовРеспублики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерствастатистики и анализа Республики Беларусь от 14 марта 2004 г. № 81/128/65 (ред. от25.05.2006 № 57/88/58; от 27.04.2007 № 69/76/52) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. — 2004. — № 8/11057.
12. Об утверждении Инструкции опорядке взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и Департаментапо санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и признанииутратившим силу постановления Министерства экономики РеспубликиБеларусь от 16 декабря 2002 г. № 269: Постановление Министерства экономикиРеспублики Беларусь от 01.11.2007г. № 269 (с изм. и доп. от 18.07.2008 г. № 146)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — № 8/19208.
13. Об утверждении Инструкции поопределению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренногобанкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору иподготовке заключений по данным вопросам: Постановление Министерства экономикиРеспублики Беларусь от 20.06.2008г. № 129 (с изм. и доп. от 08.08.2008г. № 164)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2008. — № 8/19324.
14. Об утверждении положения обаттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационнымтребованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делуоб экономической несостоятельности (банкротстве): Постановление Министерстваэкономики Республики Беларусь от 27.10.2003г. № 206 // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. — 2003. — № 123.8/10152.
15. О некоторых вопросах практикиприменения законодательства, регулирующего вопросы экономическойнесостоятельности (банкротства): Постановление Пленума Высшего ХозяйственногоСуда Республики Беларусь от 02.12.2005г. № 30 (ред. от 21.04.2006г) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006. — № 9. — Ст.6/469.
16. Вабищевич С.С. Хозяйственное право (правовое регулированиехозяйственной деятельности). — 4-е изд., перераб. И доп. — Мн.: Молодежное,2008. — 416 с.
17. Гражданский процесс. Общая часть:Учеб. / Под ред. Беловой Т.А., Колядко И.Н., Юркевича Н.Г. — Мн.: Амалфея. 2000.- 576 с.
18. Каменков В.С. Хозяйственныйпроцесс: Учеб. пособие. — Мн.: Книжный Дом. 2005. — 320 с.
19. Мадудин Н.Д. Процессуальныеособенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) // Юрист. — 2001.- № 5. — С. 20-22.
20. Мадулин Н.Д. Мировое соглашениепо делам о банкротстве: Статья // Право Беларуси. 2002. № 8. с.77
21. Паращенко В.Н. Хозяйственноеправо в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды, 1998. — 320 с.
22. Паращенко В.Н. Хозяйственноеправо Республики Беларусь. Особенная часть. — Мн.: ПолитБиг, 1999. — 340 с.
23. Предпринимательское (хозяйственное)право Республики Беларусь: Практ. пособие / С.С. Вабищевич. — Мн.: Молодеж. науч.об-во, 2002. — 369 с.
24. Реуцкая Е.А. Хозяйственное право.Учебное пособие. — Мн.: ТетраСистема, 2007. — 352 с.
25. Справка по делам обэкономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производствехозяйственных судов в период с 01.02.2009 г. по 01.03.2009 г. // Высшийхозяйственный суд Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ОфициальныйИнтернет-портал, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Мн. 2009.