Общиеположения бухгалтерского финансового учета
В Российской Федерации действует системахозяйственного учета, в которой выделяются 3 вида учета:
1. Оперативно-технический;
2. Статистический;
3. Бухгалтерскийучет.
В мире существует огромное количество предприятий:коммерческих и некоммерческих. Но независимо от того, какая это организация,все они используют различные средства, предметы труда, которые следуетучитывать. Именно этим и занимается бухгалтерский учет. В настоящее времябухгалтерский учет состоит из следующих частей:
1. Теориябухгалтерского учета;
2. Бухгалтерскийфинансовый учет;
3. Бухгалтерскийуправленческий учет;
4. Бухгалтерскаяфинансовая отчетность.
Согласно Федеральному закону о бухгалтерскомучете: Бухгалтерский учет представляетсобой упорядочную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информациив денежном выражении об имуществе, обязательствах организации (предприятия) иих движении путем сплошного, непрерывного наблюдения и документального учетавсех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет строится на определенныхпринципах, правилах, которые обеспечивают достаточно однозначное понимание ивосприятие информации, как лицами. Участвующими в ее подготовке, так и тему,кто эту информацию использует.
Выделяют следующие этапы учетного процесса:Наблюдение за объектом; Измерение объекта; Регистрация объекта; Осуществление дальнейшей обработки.
Сплошное, непрерывное, документальное ивзаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности отличает бухгалтерскийучет от статистического и оперативно-технического учета.
Данныев бухгалтерском учете предоставляются в денежной оценке, обобщая натуральныепоказатели.
Выделяюттри вида измерителей:
Ø Натуральный (используется для учета наличия идвижения хозяйственных средств. Измеряется в штуках, килограммах, километрах ит.п.);
Ø Трудовой (используется для исчисления рабочеговремени, затраченного на тот или иной процесс. Измеряется в часах, днях ит.п.);
Ø Денежныйили стоимостной(позволяет обобщать сведения об имуществе организации).
Подорганизацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементовпостроения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременнойинформации о деятельности организации, об осуществление контроля зарациональным использованием ресурсов.
В соответствии с федеральным законом обухгалтерском учете ответственность заорганизацию бухгалтерского учета, за соблюдение законодательства и присовершении хозяйственной операции несет руководство организации. Организациябух. Учета слагается из ряда элементов:
§ Системадокументирования хозяйственных операций;
§ Графикдокументооборота;
§ Графиквыполнения учетных работ;
§ Рабочийплан счетов;
§ Организационнаяструктура учетного процесса;
§ Распределениеслужебных обязанностей в бухгалтерии;
§ Организацияхранения бухгалтерской документации.
Система документирования хозяйственныхопераций. Имеет важное значение для оформления всех происходящиххозяйственных операций. Применяют единые унифицированные формы первичныхдокументов. Кроме этого имеются и различные специализированные формы дляотражения результатов инвентаризации, оформления пенсий, пособий и т.д. Единаядокументация построена таким образом, что возможно и применение разных форм взависимости от конкретных условий деятельности предприятия. Нормативными актамидопускается разработка форм первичной документации не представленных типовыхформах.
Графикдокументооборота. Документооборот – движение документов в учетномпроцессе, от момента их составления, до завершения использования и сдачи в архив.Документооборот должен разрабатываться с учетом конкретных особенностей, и оноформляется в виде групп, где указывается: наименование и номер каждой формыдокумента, его назначения, в какие сроки, в каком количестве, видесоставляется, кто подписывает документ, когда и куда представляется, кто егопроверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. Данныйграфик разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителеморганизации.
Графиквыполнения учетных работ. Он должен быть увязан с графикомдокументооборота, являясь его продолжением и логическим завершением. Этозначит, что конечные этапы по соответствующим позициям в графикедокументооборота должны совпадать с начальными позициями графика выполненияучетных работ. В графике выполнения учетных работ указывается: 1. Наименование и номерсоответствующего учетного регистра (журнала-ордера, ведомости); 2. Документы, на основании которыхкаждый из них составляется; 3. Срокиисполнения; 4. Пункт «Составитель».В настоящее время широко практикуется совмещение графика документооборота играфика выполнения учетных работ.
Рабочийплан счетов. Перечень тех счетов и субсчетов на основе типового планасчетов, который применяется на данном предприятии.
Организационнаяструктура учетного процесса. Имеет важное значение для установленияучетных взаимоотношений отдельных структурных подразделений с бухгалтериейпредприятия. Эти взаимоотношения могут быть построены на основе полной,частичной централизации и децентрализации.
Распределение служебных обязанностей вбухгалтерии. В бухгалтерии связанно с графиком выполнения учетныхработ, который должен предусматривать равномерную нагрузку аппарата бухгалтериив течение месяца. При этом необходимо учитывать следующие факторы: стажировка;квалификация; образование; важность той или иной работы. Перечень служебныхобязанностей разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителемпредприятия.
Организацияхранения бухгалтерской документации. Является важным элементом, так какнеобходимо обеспечить правильное хранение бухгалтерских документов и учетныхрегистров в соответствии с установленными правилами. Для хранения документовдолжен быть предусмотрен архив. Для каждого вида документов установлены своисроки хранения, которые зависят от важности документов. Перед передачей в архивдокументы группируются, подшиваются и передаются в архив. Пример: годовыебалансы и отчеты хранятся постоянно; лицевые счета рабочих хранятся додостижения ими 75 лет; квартальные балансы, кассовые документы, выписки банков,Главные книги, журналы-ордера, счета фактуры, расчетно-платежные ведомостихранятся 5 лет.