Общие принципы планирования туризма

Оглавление Дисциплина, предмет – Технология продаж туристских услуг1. Существенные условия договора между туроператором итурагентом2. Процедура заключениячартерного договора     Дисциплина, предмет – Организация средств размещения        61. Дополнительные услуги, предоставляемые гостям отеля вовремя их проживания2. Новое поколение импринтеров — электрические. Гдеприменяются механические импринтеры в гостиницах европейского стандартаДисциплина, предмет – Технология внутреннего туризма         1. Состояние рынка гостиничных услуг. Типы средств размещенияв РФ. Состояние гостиничного фонда2. Характеристика туристских ресурсов и технологияорганизации внутреннего туризма в основных районах туризма3. Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФна современном этапе4. Характеристика туристских ресурсов и технологияорганизации внутреннего туризма в ПоволжьеДисциплина, предмет — Стратегическое планирование туризма1. Общие принципы планирования туризма2. Стратегический менеджмент: основные элементы и этапыДисциплина, предмет – Транспортное обслуживание       1. Правовые основы регулирования перевозок воздушным транспортом2. Регулярные и чартерные рейсы. Отличия, преимущества,проблемы и перспективы
Дисциплина, предмет –Технология продаж туристских услуг 1. Существенные условия договора междутуроператором и турагентом
Реализациятуристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключаетсяв письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации,в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Ксущественным условиям договора относятся:
·          информация отуроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии наосуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковскиереквизиты;
·          сведения отуристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
·          информация отуроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристскойдеятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
·          достовернаяинформация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информациюо программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасноституристов, о результатах сертификации туристского продукта;
·          дата и время началаи окончания путешествия, его продолжительность;
·          порядок встречи,проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон;
·          розничная ценатуристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов вгруппе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится попричине недобора группы;
·          условия измененияи расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим спорови возмещения убытков сторон;
·          порядок и срокипредъявления претензий туристом. Иные условие договора определяются посоглашению сторон.
Туриствправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг,входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Каждаяиз сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи ссущественными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили призаключении договора.
Ксущественным изменениям обстоятельств относятся:
·          ухудшение условийпутешествия, изменение сроков совершения путешествия;
·          недоборуказанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимогодля того, чтобы путешествие состоялось;
·          непредвиденныйрост транспортных тарифов;
·          введение новыхили повышение действующих ставок налогов и сборов;
·          резкое изменениекурса национальных валют.
Туроператорили турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащееисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащееисполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Возмещениеубытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическимизатратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков,не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии ккачеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагентув письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора иподлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Конкретныеусловия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются втуристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристскаяпутевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента напродажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документомпервичного учета туроператора или турагента.
Урегулированиевзаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, итуроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги,входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера.
Дополнительныетребования к организации путешествий лиц с ограниченной дееспособностьюустанавливаются Правительством Российской Федерации. 2. Процедура заключения чартерногодоговора
Предметомдоговора чартера является выполнение чартерной перевозки (разовой или цепочки)по определенному графику и маршруту.
Процедуразаключения чартерного договора. 1. Переговоры с авиаперевозчиком. На этойстадии оператор или их пул аргументируют целесообразность чартерного рейса,приводят доказательства успешной продажи билетов на рейс, формирует основныетребования чартерной перевозки (тип воздушного судна, ориентировочные датырейса, маршрут, оплата). 2. Изыскание возможностей авиакомпании. Руководствоперевозчика, рассмотрев заявленные операторами требования, пытается установитьстепень собственной подготовленности к выполнению планируемой чартернойперевозки (имеется ли в парке авиакомпании необходимое воздушное судно, какойграфик полетов этого судна на заявленный период времени, возможности полученияправа на вылет от органов власти места вылета и приема). 3. Подготовка летнойдокументации (производится совместно авиаперевозчиком и службами аэропорта,рассматриваются полетные графики — слоты, формируется посадочный (взлетный)коридор, изыскиваются возможности осуществления посадки и высадки чартерныхпассажиров в залах аэропорта). 4. В случае, когда между возможностямиперевозчика, решениями руководства аэропорта и требованиями к туру заказчикадостигается компромисс, происходит подписанием договора чартера сторонами. 5.Разработка ценовой стратегии реализации кресел туроператором. На этой стадиизаказчик (или пул) устанавливает размер тарифа (в один конец, в оба конца),дифференцирует тарифы в зависимости от классов обслуживания на борту (бизнес,экономичный классы), устанавливает размеры комиссионного вознаграждения длятуристических агентств, устанавливает льготные категории граждан и размерыскидок для них, правила и стоимость провоза багажа (особенно актуально при организациичартерных шоп -программ). Очевидно, что гораздо большие возможности вустановлении максимально конкурентных цен имеет оператор -— единственныйзаказчик чартера, либо оператор, заявивший крупный блок кресел на борту. 6.Далее заказчик занимается реализацией кресел. Их продажа осуществляется в трехвидах: продажа авиабилетов в составе турпакетов (наиболее выгодная дляоператора схема работы, позволяющая получение более высокой прибыли за счетнормы прибыли как в тарифах, так и в наземном обслуживании), продажаавиабилетов только частным лицам, продажа авиабилетов агентствам (наименеевыгодная схема работы оператора). Помимо собственно перевозки авиакомпанииоказывают ряд дополнительных услуг своим пассажирам, которые условно можноклассифицировать на услуги, оказываемые на борту лайнеров, и услуги,оказываемые в наземных структурах (во время посадки и высадки пассажиров).Перечень и степень комфорта оказываемых на борту лайнеров услуг зависит откласса авиакомпании, величины тарифов, традиций перевозчика, продолжительностиполета, типа перевозки (регулярная или чартерная), класса салона (первый,бизнес-, эконом-классы). Одним из основных составляющих комфорта является типпассажирского кресла (расстояние между креслами, наличие встроенного столика, пепельницы,мусоросборника), возможности трансформации кресла (угол откидывания спинки),наличие индивидуальной системы радио- или телетрансляции на борту, возможностьсовершения телефонных звонков с борта самолета, отправки факсов,Интернет-сообщений. Второй по важности компонентой комфорта является тип икачество предоставляемого во время полета питания (возможность выбора меню,возможность заказа диетического питания либо блюд национальной кухни еще дополета, качество приготовления пищи, состав и количество бесплатных напитков ит. д.). Кроме традиционных атрибутов комфорта довольно значимыми являются:индивидуальное освещение, температурный режим и кондиционирование в салоне,уровень шума и вибрации, наличие на борту салонов для курящих и некурящих, предоставлениево время полетов журналов, прессы, информационных изданий, индивидуальныйподход обслуживающего персонала (стюарды). Услуги, оказываемые перевозчиком наземле (во время приобретения авиабилетов, регистрации пассажира, прохождениятаможенного и пограничного контроля, ожидания и посадки, а также обратнойпроцедуры высадки туристов), сильно зависят от классности и комфорта зданияаэровокзала. В отдельных аэропортах посадка (высадка) туристов различныхклассов (бизнес- и эконом-) осуществляется из разных залов, при этом в VIP-залегораздо более комфортные условия ожидания с ускоренными таможеннымиформальностями, скоростной трансфер и регистрация по телефону. В залах ожиданияпрактически любого аэропорта функционируют магазины, предприятия общественногопитания, видеосалоны, бытовые службы, медицинские пункты, а в залахмеждународных полетов — специализированные магазины duty-free, торгующиетоварами известных марок по сниженным ценам за счет их освобождения от ряданалоговых сборов. Кроме того, авиакомпания (через свои представительства ваэропортах) оказывает информационные услуги (как на национальном, так и наместных языках), осуществляет продажу авиабилетов, доставку билетов в офисы идома, бронирование мест по телефону, в отдельных случаях, организует трансфериз города в аэропорт, бронирует гостиницы и т. д.
Дисциплина,предмет – Организация средств размещения 1. Дополнительные услуги, предоставляемыегостям отеля во время их проживания
Подназванием « дополнительные услуги» подразумеваются различные службы,предоставляемые гостям бесплатно или за плату. Речь идёт о мелких услугах,которые упрощают и делают более приятным проживание гостей в отеле.
Можноорганизовать в гостинице завтраки, обеды и ужины, или просто завтраки. Если уВас в штате нет повара, договоритесь со службой доставки еды и работайте с нейна %. Повысить цены на еду в своей гостинице можно на 20% от ее первоначальнойстоимости.
Мини-бартакже способен стать помощником. Небольшими холодильниками со сладким ипрохладительными напитками можно оснастить каждый номер в гостинице. Летомособенно «идут» соки, лимонады, пиво и другие слабоалкогольныенапитки. Сильноалкогольные продаются только по лицензии, которую получитьможно, но это потребует времени и денег. Поэтому такую услугу предлагают толькокрупные гостиничные комплексы.
Завтракрекомендуется включать в стоимость номера. Он должен быть полноценным,способным накормить любого мужчину или женщину репродуктивного возраста. Если вгостинице нет своего повара, для завтрака можно использовать каши быстрогоприготовления, нарезки для бутербродов, подавать соки, кофе или чай, кормитьйогуртами или яйцами. Главное, не только накормить клиента, но и красиво этопреподнести. Гостиница должна стать для него эстетическим центром, музеем, а небольницей, где все делается только в практических целях: есть, чтобы неумереть.
Ещеодна важная дополнительная услуга гостиницы — туризм. Свою туристическую фирмууместно открывать, если в гостинице более 100 номеров. В других случаях лучшезаключить договор со сторонней туристической компанией и получать свой процент(обычно 20%). Можно организовывать обзорные экскурсии по городу или пригородам,а также специальные — по отдельным объектам.
Такситоже может выступать как дополнительный гостиничный сервис. Для перевозокклиентов легче всего договориться с крупной таксомоторной компанией. Например,нашей.
Вгостинице должен быть Интернет: стационарный или WiFi. Легче и доступнее будетпровести WiFi.
Такжев гостинице можно продавать средства личной гигиены, тапочки и банные халаты. 2. Новое поколение импринтеров — электрические. Где применяются механические импринтеры в гостиницах европейскогостандарта
Импринтер- механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефныхреквизитов платежной карты и клише импринтера на слип.
Слипдля продажи товара или услуги — трехслойный документ, содержащий оттиск сплатежной карты и с клише торгово-сервисного предприятия после прокатывания вимпринтере. При оформлении операции с использованием импринтера кассир:
Спомощью импринтера делает оттиск карты на слипе.
Вноситв слип необходимые данные о проводимой операции (дата, сумма операции, кодавторизации).
Проводитголосовую авторизацию (разрешение Банка-эмитента на проведение операции сиспользованием платежной карты).
Послепроведения операции все оформленные слипы в установленный срок (обычно до 10банковских дней) инкассируются в Банк.
Дляинтенсивной эксплуатации рекомендуется приобретение электрического импринтера(модель 840), так как обычные механические планшетные импринтеры непредназначены для частого использования.
Устройствопредназначено для активного использования в магазинах, туристическихагентствах, гостиницах, центрах досуга и т.д. Благодаря небольшим размерам,может быть размещено в любой торгово-сервисной точке. Будучи электроннымустройством, обеспечивает одинаково высокое качество отпечатка на любом слипестандартного размера.
Особеннуюпрочность импринтеру придает использование в конструкции стальных и алюминиевыхдеталей, а также деталей из ударопрочной пластмассы.
Встандартную комплектацию входят: устройство простановки даты, чернильный роликдля получения оттиска, а также резиновые присоски для закрепления импринтера наповерхности стола операциониста.
Дисциплина,предмет – Технология внутреннего туризма 1. Состояние рынка гостиничных услуг.Типы средств размещения в РФ. Состояние гостиничного фонда
Последниедесять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%. По итогам 2007г. объем рынка составил порядка $ 4 млрд.
Насегодняшний момент для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным являетсямосковский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентстваTRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничныйномер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше,чем в Лондоне, занявшем второе место.
Поимеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тыс. гостиничных номеров, 40%приходится на гостиницы категории «три звезды», 28% — на «двезвезды», 18% — на «четыре звезды», 8% — на «пятьзвезд».
К1 января 2008 года в Москве насчитывалось в общей сложности 223 гостиницы на72,4 тысячи мест. В тоже время по данным официальной статистики, на декабрь2007 года предложение гостиничного хозяйства Москвы представлено 203гостиницами с совокупным номерным фондом 40,3 тысячи номеров (или примерно 68,4тысячи мест).
Рентабельностьгостиниц в регионах составляет 15 — 20%, а в Москве 17 25%. Это почти в 2,5раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%.
Кключевым тенденциям развития гостиничного бизнеса в России относятся:
Постепенноенасыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости и приток инвесторовв гостиничный бизнес .
·          Ускоренноеразвитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах.
·          Выход нагостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом.
·          Увеличениепривлекательности многофункциональных объектов для инвесторов.
·          Созданиепроизводств полного цикла российскими туроператорами.
·          Консолидациягостиничного бизнеса.
·          Покупказарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями.
Государственнаясистема классификации разделяет средства на три основных типа и пятьобщепринятых категорий.
Основныетипы средств размещения:
·          гостиницы, мотелии пр. с количеством номеров более 50;
·          гостиницы, мотелии пр. с количеством номеров менее 50;
·          дома отдыха,пансионаты и аналогичные средств размещения.
Категории:пять звезд, четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системеклассификации звезды присваиваются всем категориям средств размещения:гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.
Насегодня количество гостиничных мест в Москве составляет около 63000. Номернойфонд приблизительно 35 000. Количество гостиниц в городе – около 150 (этопримерно 4% от общего числа российских гостиниц). Почти треть гостиницрасположена в центре города. Достаточно сложно определить структуру предложения.Это связано с тем, что многие гостиницы не прошли аттестацию и, соответственно,не относятся к определенному классу. Другие просто морально устарели и несоответствуют принятым стандартам качества. Так, многие объекты сложно отнестидаже к уровню 2х звезд (например, гостиницы в СВАО Москвы, такие как«Останкино»). На долю таких объектов приходится до 30 % номерного фондагорода». Доля пятизвездных гостиниц составляет примерно 7%, четырехзвездных- 20%, трехзвездных — около 40%. Средняя загрузка гостиниц составляет сейчас около70 %, а в период наивысшей туристической активности достигает практически 100%.
Несекрет, что недавно законодательство РФ претерпело значительные изменения, исегодня, по мнению большинства экспертов, это основная проблема. Как известно,только в конце 2004 г. был принят серьезнейший пакет документов федеральныхзаконов – Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, а также были внесенысущественные изменения в Земельный кодекс. Кроме того, была изменена 31 главаНалогового кодекса. Все это ставит правительственные структуры в сложныеусловия, но и Мосгордума, и все правительственные структуры нацелены напреодоление сложившихся трудностей.
Темне менее, если сейчас еще довольно сложно судить о том, насколько оносуществим, причины заявленных преобразований вполне очевидны. 2. Характеристика туристских ресурсов и технология организациивнутреннего туризма в основных районах туризма
Развитиетуристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов,капитала, технологии и кадров.
Вотличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны ивключают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы,артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостьюдля рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыхаи оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощьюсуществующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частьюрекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма илимогут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности вперспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитойинфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствахприродных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителейневозможно.
Каки любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем(потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и,есте¬ственно, стоимость.
Реализациятуристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличиичетырех основных составляющих:
·          капитала;
·          технологии;
·          кадров;
·          туристскихресурсов.
Этоозначает, что, недостаточно, имея капитал, купить технологию, нанять кадровуюкоманду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеютсятуристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Этоодна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Таккак четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой, тов целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризмсвязан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), тосебестоимость туристского продукта резко возрастает.
Подресурсами в широком смысле этого слова понимают:
·          экономические;
·          природные;
·          культурно-исторические;
·          трудовые;
·          финансовые;
·          социальные;
·          производственные.
Подтуристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданныхчеловеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило.Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или иномрегионе.
Туристскиересурсы имеют следующие основные свойства:
·          привлекательность;
·          климатическиеусловия;
·          доступность;
·          степеньизученности;
·          экскурсионнаязначимость;
·          пейзажныехарактеристики;
·          социально-демографическиехарактеристики;
·          потенциальныйзапас;
·          способиспользования и др.
Данныересурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательныхцелях.
Туристскиересурсы условно можно подразделить на две группы:
1)      природные;
2)      инфраструктурные.
Динамическоеразвитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высокихаттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средствсвязи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятниковкультуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителейневозможен.
Вотличие от путешествий туризм — это перемещение людей в достаточно короткиепромежутки времени.
Длительныепутешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явлениеXX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществеполитико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму)повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск.После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить вдостатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия вцелях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эрутрансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможностьпосещения практически любых уголков мира.
Постатистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далееследуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долюзанимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездкивыпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общеймассе. 3. Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФ насовременном этапе
Российскийрынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будетразвиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд.долл. в год.
Из-замножества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти вбезусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, попрогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страныбудет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место вмире по инвестициям.
Поданным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станетодним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самымиактивными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выездав пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будетспособствовать развитию внутреннего туризма и улучшению балансаэкспортно-импортных операций по статье «туризм».
Следуетотметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособногоспроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числеи платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоватьсяне более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время дляобеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровлениянации все большее значение приобретает внутренний туризм.
Потенциалтуризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет попутешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году ив перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективныхстран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки – 7-8 млрд. долларов.
Высокимитемпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичныйрост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, вчастности для авиационного транспорта. 4. Характеристика туристских ресурсов и технология организациивнутреннего туризма в Поволжье
Поволжье– один из самых перспективных рекреационных районов России. Это обусловленоследующими объективными факторами:
•исключительно удобным географическим положением в Центральной части Россиимежду самыми густонаселенными урбанизированными районами Столичным и Уральским,поставляющими наибольшее число внутренних туристов и обладающими хорошоразвитыми транспортными связями;
•большой численностью населения: около 16 млн собственных жителей регионасоставляют основную массу местных потребителей рекреационных услуг;
•разнообразным природным и культурным наследием, определяющимполифункциональность региона, в котором могут быть представлены все видыприродоориентированного и культурного туризма;
•хорошо развитой социокультурной инфраструктурой – основой культурного испортивного досуга и событийно-зрелищных мероприятий;
•относительным экономическим благополучием субъектов Федерации, входящих всостав рекреационного района Среднее Поволжье, обусловливающего наличиеплатежеспособного местного потребителя туристско-рекреационных услуг иинвесторов, способных вкладывать средства в развитие туриндустрии;
•хорошо развитой промышленной индустрией в сочетании с присутствием в регионахтранснациональных корпораций (ТНК) – основой развития делового туризма.
Всеэто создает благоприятные условия для развития в Среднем Поволжье местного,внутреннего и въездного туризма. Конечно, начавшийся мировой экономическийкризис приведет к сдерживанию темпов роста туризма, но, как показывает мировойопыт, не остановит его. Очень важно в условиях кризиса разработать грамотнуюстратегию развития туризма и курортного дела, которая должна базироваться наанализе современного состояния рекреации и туризма в регионе, на выявленииновых потенциальных возможностей в развитии рекреации и туризма региона, навыработке необходимых мер для реализации этих возможностей.
Порекреационному районированию России район Среднее Поволжье входит в составсамой перспективной рекреационной зоны – Центр России и включает 8 субъектовРФ: 3 республики (Татарстан, Удмуртию и Мордовию) и 5 областей (Ульяновская,Саратовская, Пензенская, Самарская и Тамбовская). Общая площадь района 405 тыс.км2, численность населения 15933 тыс. человек. На российском туристском рынкенаиболее известны регионы, расположенные непосредственно на Волге (Татарстан,Ульяновская, Самарская и Саратовская области) благодаря популярным круизныммаршрутам, наличию известных курортов и проведению в них множества событийныхмероприятий. Однако если проанализировать преобладающие туристские потоки,окажется, что в данном районе доминирует местный туризм, обслуживающийнаселение Поволжья, за исключением круизных путешествий, в которых значительнуючасть составляют туристы из других регионов России и зарубежья. Это позволяетсделать вывод о недостаточно использованных рекреационных возможностях региона.Попытаемся это доказать на анализе рекреационного потенциала рассматриваемойтерритории.
СреднееПоволжье – территория, богатая природными и культурными комплексами дляформирования полифункциональной рекреационной системы.
Поволжьеособенно привлекательно благодаря комфортным ландшафтно-климатическим условиями разнообразным гидроминеральным ресурсам.
Природныеландшафты региона отличаются значительными функциональными возможностями длялечебного отдыха и высокими эстетическими качествами.
ВдольВолги на протяженности почти 1700 км от Чувашии до Волгограда наблюдаетсязначительная контрастность ландшафтов правобережья и левобережья Волги. Поправому берегу проходит исключительно живописная Приволжская возвышенность –наиболее расчлененная часть региона. Она крутым уступом обрывается к Волге,местами берег почти отвесный, перепады высот от уреза воды до борта долиныдостигают 100 м. Крутизна и обнаженность берегового уступа Волги поддерживаетсяоползнями, которые наиболее активны в Ульяновской, Саратовской и отчастиСамарской областях. За счет многочисленных выходов грунтовых вод на Волжскомкосогоре образовался сложный рельеф с полулунными оползневыми цирками в верхнейчасти склонов и бесформенным нагромождением изломанных пластов, складок, бугрови гряд, достигающих иногда огромных размеров. В местах выхода известняковобнаруживаются карстовые воронки с пещерами или причудливые формы рельефа ввиде столбов, которые на Волге называют «столбичами». У подножия уступовпроходит полоса песчаных пляжей. Конечно, такие берега интересны в основном дляцелей спортивного туризма, предоставляя возможности для скалолазания, а дляотдыхающих на курортах они имеют в основном эстетическое значение, определяянеповторимость местных пейзажей. Особенно красивы Жигулевские ворота, где врайоне Самарской Луки Волга зажата между Жигулями и Сокольими горами. С высотыкрутого берега открываются потрясающие видовые панорамы на обширную гладьводохранилищ и заволжские дали. Своеобразны также конические сопки, увалы,размытые глыбы.
Однаконе только эстетическим воздействием ценна Приволжская возвышенность. Здесь естьи достаточно пологие склоны для прокладки терренкуров разной степени сложностии горнолыжных трасс, разнообразящих зимние спортивные занятия отдыхающих, чтосделано в санатории «Волжский утес».
Совсемдругой облик имеет левобережье, где плоские слегка всхолмленные равнинычередуются с бескрайними полями, небольшими озерами, болотами. Местами к рекеподходят песчаные пляжи и боровые леса.
РекиВолга и Кама – главные круизные магистрали Европейской части России. По нимпроходят известные круизные маршруты вниз и вверх по Волге с выходами вКаспийское, Азовское и Балтийское моря.
ТерриторияСреднего Поволжья характеризуется повышенной обводненностью благодаря рекеВолге и ее притоками, в первую очередь, реке Каме, а также рекам в западнойчасти региона, относящимся к бассейнам рек Дона (Хопер, Медведица) и Оки(Мокша). Рекреационно освоены и другие крупные притоки Волги и Камы,относящиеся к средним рекам – Сура, Свияга, Самара, Иргиз, Еруслан, Вятка идр., на которых организуются байдарочные сплавы и прогулочные маршруты.
Большоерекреационное значение имеют созданные на Волге и Каме Чебоксарское,Куйбышевское, Саратовское и Нижнекамское водохранилища. Роскошные песчаныепляжи, наличие песчаных отмелей, длительный купальный сезон (80–100 дней)создают предпосылки для пляжно-купального отдыха. А наличие крупных акваторий,ширина которых достигает 20–40 км, изрезанных заливами берегов благоприятствуетразвитию яхтинга, виндсерфинга, лодочных прогулок. Их можно организовывать какс развлекательно-спортивными, так и с медицинскими целями, внедряя в лечебнуюпрактику прибрежных курортов методы аэротерапии (лечебную греблю, катание накатамаранах).
Природнаязаозеренность Среднего Поволжья невелика. Здесь преобладают в основномнебольшие пресные озера, такие как Лесное, Белое, Кармальское на правобережье иЛебяжье, Мочальское и Красинское на левобережье.
ВТатарстане в Предкамье встречаются карстовые озера. Для купания могут бытьтакже использованы небольшие карстовые озера глубиной 2–3 м, отличающиесячистотой воды и красотой окружающего пейзажа, расположенные вблизи с. БольшиеКляри (оз. Лесное), Малые Кармалы (оз. Кармальское) и д. Юматово (оз. Озеро). Вюжной части района в основном в пределах Самарской и Саратовской областейраспространены соленые озера (Молочка, Тепловка, Чапаевское) различнойминерализации, рапа и грязевые залежи которых пригодны для курортного ивнекурортного освоения. Рыбные запасы водоемов способствуют любительскому лову,столь популярному среди отдыхающих Поволжья. Благоприятен для лечебных целей итретий элемент ландшафта – растительный покров.
Леснаязона заходит сюда лишь узкой полосой на севере, окаймляя северную окраинулесостепи. Леса представлены в основном сосновыми, местами еловыми,мелколиственными и широколиственными породами. Примерно на широте Казани лесасменяет лесостепь, которая на высоком волжском правобережье тянется значительнодальше к югу, чем в Заволжье, где ее южная граница достигает только долины рекСамары и Большого Кинеля. Лесов, особенно на правобережье, сравнительно много:так, в Хвалынском национальном парке на юге региона в Саратовской областилесистость достигает 95%. В лесных массивах ель и пихта, типичные для лесовсеверного Поволжья, вытесняются широколиственными породами, особенно дубом илипой, которые входят и во второй ярус наряду с ильмом и кленом остролистным. Вподлеске растут лещина (орешник), бересклет, крушина, шиповник, жимолость идругие кустарники. Широколиственные леса способствуют повышению ионизациивоздуха, они достаточно устойчивы к антропогенным нагрузкам, а выделяемые имифитонциды оказывают благоприятное воздействие на отдыхающих.
Помере продвижения к югу естественных лесов становится меньше, преобладают широколиственныепороды, лишь на песках и супесчаных наносах встречаются сосняки с дубом илипой. В лесах с редким подлеском развивается пышное дубравное разнотравье,богатое лекарственными растениями. Остепненные участки в северной частипредставлены влажными разнотравными луговыми степями, на юге более сухимидерновинными луговыми степями с преобладанием ковылей, типчака, овсеца итонконога. Растительный покров способствует широкому введению в лечебнуюпрактику курортов фитотерапии, апитерапии и кумысолечения.
Такоеразнообразие растительного покрова, чередование открытых и закрытых пространствспособствуют благотворному воздействию пейзажа на психическое состояниеотдыхающих, а богатые ягодные угодья разнообразят их прогулки по окрестностямздравниц.
Лесостепныепространства Среднего Поволжья обладают богатым животным миром, чтопредставляет познавательный интерес для отдыхающих и возможность организациидля них охоты.
СреднееПоволжье располагает значительными ресурсами для экологического туризма,занимая второе место среди рекреационных районов европейской части страны послеУрала. Здесь созданы 7 заповедников («Мордовский», «Пресурский», «Приволжскаялесостепь», «Воронинский», «Хоперский», «Жигулевский», «Волжско-Камский») и 4национальных парка («Смольный», «Нижняя Кама», «Самарская Лука» и«Хвалынский»). Наибольшую популярность как территория экотуризма получилиЖигули, где сосредоточены одноименный заповедник и 2 национальных парка, атакже татарские резерваты «Волжско-Камский» заповедник и национальный парк«Нижняя Кама».
Разнообразныепейзажно-выразительные экологически чистые ландшафты, богатые ягодами, грибами,хорошими рыболовными и охотничьими угодьями, встречаются в разных частяхСреднего Поволжья, обусловливая хорошее развитие здесь сельского туризма.
Дисциплина,предмет — Стратегическое планирование туризма 1. Общие принципы планирования туризма
Известно,что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую всферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990-х гг.многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотренияего на фоне общих процессов экономического развития общества.
Какпоказывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело кмногочисленным проблемам экологического, экономического и социальногохарактера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерюнациональной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие кэкономическим потерям.
Всовременном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран намировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли неединственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение ктуризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на егоэффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а такжеувеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных икультурных ресурсов.
Известнотакже, что уровень экономического развития различных стран и регионовотличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то времякак другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. Впоследнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся вупадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательнойзаменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине внастоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли кпониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованногоразвития.
Однако,прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимосначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.
Известнейшийамериканский специалист и международный консультант в области планированиятуризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего длядостижения ряда определенных целей и задач.
Впервыео необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитойГаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции потуризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно сприглашенными ею Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной туристской организациейв апреле 1989 г. в Гааге. Межпарламентская конференция по туризму объявилаГаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвалапарламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации иучреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в облаституризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, вкаком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.
Гаагскаядекларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то,чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду сдругими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью,здравоохранением, социальным обеспечением, образованием и др. Таким образом,туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такоеже внимание, как и другим видам социально-экономической деятельности.
Важностьпланирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным основнымприоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболееавторитетной международной межгосударственной организации в мире в сферетуризма, является оказание практической помощи странам в области стратегиипланирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом спецификирегиона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспективразвития туризма.
Планированиетуризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий ивместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться,как уже упоминалось, в соответствии с принципами так называемого устойчивогоразвития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложеныв докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г.,представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.
Ковремени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей вРио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устояласьи получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению«устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходитбез нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным.Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором онимогут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либопереключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. Притаком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».
Туризмпланируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровнепланирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».
Национальныйи региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планированиятуризма) предполагают формирования государственной, республиканской,региональной или областной политики развития туризма, законодательных основ егоразвития, координацию туристской деятельности как на отечественном, так и намеждународном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых дляразвития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как созданиерекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны илирегиона как благоприятного для туризма, создание единых основ системыобразования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферытуризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.
Первостепеннойфункцией стратегического туристского планирования является формированиенациональной туристской политики. Это обусловлено тем, что эта политика играетключевую роль в определении направления туристского развития и приведении его всоответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системыуправления туристской политикой также является важнейшим аспектом планированиятуризма на национальном уровне. Другие важные задачи, обычно решающиеся взарубежной и в отечественной практике на национальном уровне, включают в себя:
·          стратегическоепланирование материальной базы, при котором определяются главные объектытуристского показа, регионы туристского развития и основные транспортныеартерии;
·          созданиенациональных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовкакадров, а во многих странах охрана здоровья.
Приэтом следует отметить тесную взаимосвязь между различными уровнямигосударственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма.Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристскогопланирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальныегородские и сельские администрации.
Местныйоперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальныепрограммы формирования и развития объектов туристского показа, курортов,рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного,научного и других, в масштабах не больших, чем город.
Вотличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планированиясосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных сконкретными территориями, объектами, услугами или институциональнымиэлементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровнедолжно осуществляться с учетом регионального и национального развития и непротиворечить ему по своему содержанию.
Примерамидеятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне,являются:
·          функциональноезонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение,ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно-планировочнойорганизации отдельных объектов;
·          формирование исоблюдение местных нормативно-правовых актов; содействие участию в процессереализации всех заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;
·          планированиеместной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло-,электро- и водоснабжении;
·          обеспечениедоступности всех туристских объектов для местного населения;
·          обеспечениерекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;
·          содействие впредоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой ипереподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг,касающихся людских ресурсов;
·          финансированиетуристского развития;
·          маркетинг ипродвижение местных достопримечательностей и туристских программ;
·          вопросыналогообложения. 2. Стратегический менеджмент: основныеэлементы и этапы
Стратегическийменеджмент — это программный способ мышления и управления, обеспечивающийсогласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Онпредполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения)предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации,заинтересованности всех работников в его реализации. Сегодня область применениястратегического менеджмента многообразна. Он дает огромные возможностиорганизациям, работающим в различных направлениях самореализоваться в различныхсферах жизнедеятельности современного общества.
Основнойакцент при разработке стратегии любой организации делается на анализеконкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченныесферы, их использования для укрепления своих позиций, а такжеконкурентоспособности. Овладение инструментарием системного анализа становитсяострой необходимостью для многих видов бизнеса.
Вместес тем, как и любой быстро развивающийся организм, современные российскиеорганизации подвержены “болезням роста”. Наиболее серьезная из них — неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы инаправления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, какреклама, рисковые финансовые операции расширение спектра предлагаемых услуг. Исущественно уступают, а порой и отсутствуют в работе предприятий и организацийтакие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозированиевнешней и внутренней среды организации, разработка гибких стратегий, созданиеадаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления — все то, чтоотносится к сфере современного менеджмента.
Безопасностьфункционирования трактуется в зависимости от ситуации с разной степеньюрасширения. Одна из существующих трактовок предполагает, что обеспечениебезопасности достигается путем формирования и использования системы стратегическогоуправления, которая получает, например, такое определение – “это технологияуправления организацией в условиях повышенной нестабильности внешней среды и еенеопределенности”.
Сказанноепозволяет утверждать, что одним из направлений повышения уровня безопасностидеятельности является овладение суммой знаний, необходимых для построениясистемы стратегического управления. Стратегический менеджмент дает возможностьпроследить весь комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающихприоритетность целей и динамики развития, своевременность решений и действий,предвидение будущего.
Помнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента заключается вответе на три важнейших вопроса:
·          где сейчаснаходится организация;
·          в какомнаправлении, по мнению высшего руководства, она должна развиваться в будущем;
·          как онасобирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.
Ответына эти вопросы дают стратегический анализ, стратегический выбор (или собственностратегическое планирование) и реализация стратегии (принятого стратегическогорешения), как показано на рисунке.
Стратегическийанализ требует четкого понимания со стороны руководства того, на какой стадииразвития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше.
Дляэтого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными дляанализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. С появлением интернет –технологий значительно увеличился объем информации и организации на прямуюмогут анализировать сложившуюся ситуацию во внешней среде это можно назватьотправной точкой разработки стратегии. Анализ внешней среды осуществляется всеми областях (сферах), каковыми являются экономика, политика, рынок,технология, конкуренция, международное положение и социально-культурноеповедение. Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапомуправления при выработке эффективной стратегии, которая основывается, какправило, на трех составляющих:
·          правильновыработанных долгосрочных целях;
·          глубоком пониманиивнешнего конкурентного окружения;
·          реальной оценкесобственных ресурсов и возможностей.
Стратегическийвыбор включает формирование и оценку альтернативных направлений развитияпредприятия.
Считается,что формирование и оценка альтернативных вариантов развития представляетсамостоятельную ценность для управления и реализуется в ходе стратегическогопланирования. При этом определяются временные рамки, ресурсы, источники иобъемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.
Дисциплина,предмет – Транспортное обслуживание 1. Правовыеосновы регулированияперевозок воздушным транспортом
Воздушнаяперевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемуюавиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а такженаземными транспортными средствами перевозчика.
Внутренняявоздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пунктназначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.
Международнаявоздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пунктназначения расположены: соответственно на территории двух государств; натерритории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки натерритории другого государства.
Периодперевозки включает в себя: при перевозке пассажира период времени с моментавхода пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и домомента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лицперевозчика; при перевозке багажа период времени с момента принятия багажа кперевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленнымправилам другой организации. При этом под перроном понимается часть летногополя гражданского аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов вцелях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты,а также для других видов обслуживания.
Регулированиеперевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международнымзаконодательством (если перевозка носит международный характер) или снациональным законодательством (если перевозка носит внутренний характер).
Основнымидокументами, регулирующими международные воздушные перевозки, являютсямеждународные глобальные и двусторонние конвенции.
Двусторонниесоглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чьесотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.).
Вмеждународных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств,которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, атакже принципы организации воздушных перевозок над территориями этихгосударств.
Однимиз первых правовых документов в области международной гражданской авиацииявилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихсямеждународных воздушных перевозок», принятая в 1929 г. В этом нормативном актеданы:
·          определениемеждународной воздушной перевозки;
·          порядокосуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушномупространству;
·          основныеперевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;
·          порядокответственности перевозчика;
·          порядокприсоединения государств к участию в настоящей конвенции. 2. Регулярныеи чартерные рейсы. Отличия, преимущества, проблемы и перспективы
Авиарейсыбывают регулярные и чартерные. Разница между ними существенная.
Регулярныерейсы выполняются крупными авиакомпаниями строго по расписанию, при этомсамолет полетит, если даже салон не будет полностью заполнен. Сам салонразделен на три класса – первый, эконом и бизнес класс. Во время полета вампредложат обед с вином, продукцию duty-free и прессу. Эконом класс дешевлепервого, а в бизнес-классе лучше кормят и поят, да и расстояние между кресламибольше. К тому же туристы, путешествующие в бизнес-классе, перед полетом могутотдыхать в VIP-зале оборудованном удобной мебелью, кондиционерами, работающее врежиме «тепло-холод». Там же предусмотрен комплекс услуг – международныйтелефон и факс, газеты и журналы, видеопрограммы, кофе, сэндвичи, пирожные,прохладительные напитки, фрукты и многое другое, что создает приятноенастроение перед полетом. Все услуги для пассажиров в бизнес-залахпредоставляются бесплатно, поскольку все они входят в стоимость билета.
Поэтомупри покупке билета на регулярный рейс можно выбирать между несколькимитарифами, а также можно получить скидки для молодежи, пенсионеров или тем, кточасто летает.
Билетна чартерный рейс значительно дешевле, чем на регулярный и часто входит встандартный турпакет, но можно его приобрести и без турпутевки.
Еслив некоторых западных странах авиакомпании разделись на регулярные и чартерные,то у нас большинство чартерных рейсов выполняют те же самые авиакомпании, которыевыполняют регулярные рейсы
Чартерныйрейс организовывает туркомпания самостоятельно или же несколько турфирм,договорившись с авиакомпанией и забронировав самолет целиком.
Летатьчартеры могут только в промежутках между регулярными рейсами, поэтому времявылета часто бывает неудобным, да и опоздания нередки. Тип самолетаопределяется часто за день до вылета в зависимости от количества проданныхбилетов.