Общий режим отбывания наказаний

Введение
Актуальность темы исследования.Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовныенаказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В немотражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшимзакон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушнымгражданам. Режим в местах отбывания наказаний – категория общественная,социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологовявляется содержание режима, в котором выражается отношение государства косужденным.
«Целью и обоснованиемприговора – к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, – говорится вст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г.,– является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающихобществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срокзаключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности повозвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не толькоготовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».
Таким образом,продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваныобеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного.Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованныхгосударствах мира.
Целью курсовой работыявляется изучение основных вопросов режима содержания осужденных к лишениюсвободы, в частности общего режима, как основного средства их исправления.
Для достижения целипоставлены следующие задачи:
– раскрыть понятие,содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основныеспособы его обеспечения;
– рассмотретьособенности общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колонияхи тюрьмах.
Теоретико-методологическойосновой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева,А.С. Михлина, О.Г. Перминова, И.Л. Трунова и др.
Нормативную базуисследования составили международно-правовые документы по правам человека,Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другиефедеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виделишения свободы.

1. Режим как основноесредство исправления осужденных к лишению свободы
1.1 Понятие, содержание иосновные функции режима в исправительных учреждениях
 
До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 8 января 1997 г. №1 – ФЗ законодательно определил понятие режима.
Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта – Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г. [1].
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режимом в исправительных учреждениях называется «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».
Данное в ст. 82 УИКпонятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8УИК), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1УИК), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих впроцессе исполнения наказания.
Содержание режима исполнения и отбываниянаказания, таким образом, составляют:
а) порядок исполнениялишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов,исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;
б) права и обязанностилиц, отбывающих лишение свободы;
в) права и обязанностилиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы(сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, неотносящихся к сотрудникам ИУ);
г) права и обязанностилиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишениясвободы.
Режим исполнения иотбывания наказания должен обеспечить:
а) охрану и изоляциюосужденных, т.е. не допускать их не санкционированного общения как с лицами, неимеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когдаэто необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима,тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);
б) постоянный надзор засоблюдением осужденными установленного порядка [6], чтобы не допуститьсовершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведенияличного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей,изъятия у них неположенных предметов и вещей (ст. 82 УИК), проведенияоперативно-розыскной работы [5] (ст. 84 УИК), использования техническихсредств надзора и контроля (ст. 83 УИК);
в) исполнение осужденнымивозложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей [7];
г) реализацию осужденнымиих прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82УИК); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87УИК и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки(ст. 93 УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94УИК); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95УИК), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ идругими законами и на которые не установлены ограниченияуголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);
д) личную безопасностьосужденных (ст. 13 УИК) и персонала (ст. 86 УИК);
е) раздельное содержаниеразных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от видаисправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостьюобеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания егоантиобщественной установки.
Режим исполнения иотбывания наказания выполняет следующие функции [14, с. 81–82]:
– реализация кары, т.е.восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляетсовокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободыпередвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом,расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, праваобщения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной цельюисполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства,помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, иморально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам,обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и чтоединственный способ не навлечь на себя кару вновь – отказаться от совершения вбудущем преступлений;
– воспитание в осужденномсознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы другихграждан, общества и государства путем кары, т.е. средствами режима,установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовыватьсяв тесной связи с применением чисто воспитательных средств (ч. 2 ст. 9УИК) – разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара естьплата за страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые имипереносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;
– ресоциализация – привитиеосужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых дляадаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретениютрудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честныйтруд служит источником нормальной жизни человека. В ст. 9 УИК общественнополезный труд неслучайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как приотсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либовообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезныетрудовые навыки;
– создание условийдля применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК). Этаобеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делаетих реально осуществимыми.
Обеспечивающаяфункция/>режима представляет собой правовую опору дляреализации всего комплекса средств воспитательного и профилактическоговоздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительныйхарактер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к трудуи его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения ипрофессиональной подготовки/>, культурно-массовой ифизкультурно-спортивной работы;
– социальный контроль – это профилактическая/>функция направлена напредупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными,так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительныйучреждений и прилегающих к ним территориях.
Функции режима отбываниянаказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют другдруга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно,создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.
1.2 Средства обеспечениярежима в исправительных учреждениях
Строгое соблюдение режимав исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целейнаказания, в процессе его исполнения. Администрация учреждений и органов, исполняющихнаказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИКРФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актамиобязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотреннымиэтими нормами права:
– требованиеисполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. 114–115 УИК),
– пресечение нарушенийсилой или применением оружия (ст. 86 УИК),
– использованиевозможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК),
– пресечение злостныхнарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116УИК),
– материальнаяответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК),
– введение режимаособых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и др.
В то же времяадминистрация обязана обеспечить права осужденных: на:
– свидания (ст. 89УИК РФ),
– приобретениепродуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК),
– получение посылок,передач и бандеролей (ст. 90 УИК),
– переписку иотправление денежных переводов (ст. 91 УИК),
– телефонные разговоры(ст. 92 УИК),
– получение прогулки(ст. 93 УИК),
– просмотркинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач,
– получениемедицинской помощи (ст. 101 УИК) и др.
Администрация органов иучреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворенииправ осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.
Средствами соблюдениярежима являются также предусмотренные законом формы контроля. Контроль задеятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является условиемповышения эффективности процесса исполнения наказания и примененияисправительного воздействия, обнаружение и устранение выявленных недостатков вих деятельности.
Учреждения иорганы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью приреализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Регламентированный в даннойглаве контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован поразличным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляютконтроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.
Посколькуперсонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основной субъектсоблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностьюустанавливается не только национальный внутригосударственный, но имеждународный контроль.
Государственныйконтроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания, имеет несколько видов: контроль органов государственной власти иорганов власти местного самоуправления; судебный контроль и прокурорскийнадзор; ведомственный контроль как разновидность контроля органовисполнительной власти.
Общественныйконтроль подразделяется на следующие виды: контроль государственно – общественныхорганизаций и общественных объединений за порядком и условиями отбываниянаказания; контроль правозащитных организаций и средств массовой информации,осуществляемый в специфических формах [11, с. 52–53].
Одним из способовобеспечения режима отбывания лишения свободы является регулированиеадминистрацией исправительного учреждения в соответствии с Правиламивнутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими висправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами,находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к немутерритории.
Администрация вправеосуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения ивыходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четкорегулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовойдеятельности, свиданий. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрациявправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях,на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей,транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, переченькоторых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннегораспорядка исправительных учреждений.
Серьезным способомобеспечения режима отбывания наказания являются меры безопасности, применениефизической силы, специальных средств, оружия (ст. 86 УИК РФ). Впервые взаконе дано детальное решение этих важных и острых вопросов. Закон неограничивается общими ссылками на необходимую оборону и крайнюю необходимость,тем более что эти ситуации далеко не единственные, требующие примененияспециальных средств и оружия, а детально описывает условия применения этихсредств и требования к их правомерному применению сотрудниками исправительнойсистемы.
Закон предусматривает тривида средств: физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.Применение физической силы предполагает физическое воздействие на осужденных, втом числе боевые приемы борьбы (самбо, карате, дзюдо и др.).
К специальным средствамзакон относит: резиновые палки, наручники, (а при их отсутствии средствасвязывания), светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушенияпреград, водометы и бронемашины, служебных собак и газовое оружие.
К огнестрельному оружиюотносится оружие, предназначенное для механического поражения цели нарасстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергиипорохового или иного заряда. Не относятся к огнестрельному оружиюгладкоствольные охотничьи ружья, сигнальные, стартовые, газовые, строительныепистолеты, ракетницы, не содержащие взрывчатых веществ и смесей, имитационные,пиротехнические и осветительные средства [17].
Общие требования кприменению этих средств сводятся к следующему:
– сотрудникиуголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средстваи огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания,прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и наохраняемых объектах;
– сотрудники обязаныпроходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность кдействиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальныхсредств, огнестрельного оружия, а также умение оказывать доврачебную помощьпострадавшим;
– при применениифизической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудникиуголовно-исполнительной системы обязаны предупредить о намерении ихиспользования, предоставив достаточно времени для выполнения требований. Еслиже промедление с применением физической силы, специальных средств иогнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровьюперсонала, военнослужащих внутренних войск МВД и иных лиц, а также осужденных изаключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или, когда предупреждение оприменении специальных средств в создавшейся обстановке неуместно илиневозможно, указанные средства применяются без предупреждения;
– сотрудники,применяющие физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие,обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным,предоставление пострадавшим медицинской помощи;
– о каждом случаеприменения физической силы, специальных средств или оружия сотрудник должендоложить своему непосредственному начальнику;
– о всех случаяхранения или смерти осужденных или заключенных или иных лиц в результатеприменения физической силы, специальных средств или оружия начальникиучреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить прокурору;
– иные средства, неуказанные в законе, сотрудники имеют право использовать только при отсутствииспециальных средств или оружия и только в случаях необходимости:
– нарушениеустановленных требований к применению физической силы, специальных средств илиогнестрельного оружия влечет за собой ответственность по закону.
Одним из средствобеспечения режима является введение режима особых условий в исправительныхучреждениях. В соответствии с требованиями ст. 85 УИК в случае стихийногобедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.), введения в районе расположенияисправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения (повнешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовыхбеспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновенияхосужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может бытьвведен режим особых условий.
Режим особых условий даетоснования при необходимости приостановить осуществление некоторых правосужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушиваниерадиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранениелитературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределыисправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учрежденийи надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект,изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных,коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Режим особых условий,введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовыхнарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительныхучреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных вбезопасные зоны. Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутреннимипричинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасныенарушенияпорядка, и обеспечения условий для нормального исполнениянаказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Режим особых условийвводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции РФ либо начальникатерриториального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Федерации, согласованномус Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. Висключительных случаях действие режима особых условий может быть продленоуказанными должностными лицами дополнительно на 30 суток, если не устраненыоснования, по которым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшениевнешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; неустраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутреннимпричинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.)[13, с. 90].
В случае возникновениянепосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лицначальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режимособых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица,правомочного принимать такое решение. Начальник, получивший доклад о введении висправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан втечение трех суток с момента получения доклада принять решение о введениирежима особых условий или об отмене введенных мер.

2. Общий режим отбываниянаказания осужденных к лишению свободы
2.1 Порядок и условияотбывания наказания в исправительных колониях общего режима
Места отбывания наказанияосужденными к лишению свободы различаются по строгости и характеру средстввоздействия на осужденных, в которых реализуется кара. Это объясняется опасностьюлиц, осужденных к лишению свободы, и совершенных ими преступлений.
Исправительные учреждения– это специально создаваемые государством органы, предназначенные дляисполнения наказания в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительнуюсистему, являясь ее наиболее важным элементом. В соответствии со ст. 74УИК РФ, функционируют следующие виды исправительных учреждений: исправительныеколонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения.Специально подчеркивается, что следственные изоляторы выполняют функцииисправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполненияработ по хозяйственному обслуживанию.
Исправительные колониипредназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшимисовершеннолетия. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания вкаждом из видов исправительных колоний различны. Наименьшим уровнемправоограничений характеризуются колонии общего режима.
В исправительных колонияхобщего режима отбывают наказание мужчины, преимущественно впервые осужденные заумышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные запреступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины,кроме осужденных при особо опасном рецидиве.
Кроме того, в колонияхобщего режима могут отбывать наказание осужденные, переведенные в этоучреждение по решению (определению) суда. К ним относятся: лица, переведенныеиз воспитательных колоний после достижения возраста 21 года (ч. 9 ст. 74УИК); осужденные, возвращенные из колоний-поселений, если они ранее былипереведены в эти колонии из колоний общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК) идр.
В колониях общего режимаотбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна посвоей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные видыусловий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие.Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонииявляется элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которойсостоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбываниянаказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения ктруду, обучению и т.д.
В соответствии с ч. 2ст. 74 УИК РФ исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительныеколонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могутсоздаваться изолированные участки с различными видами режима.
Условия отбывания лишениясвободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов делятся наобычные, облегченные и строгие [14, с. 84].
Дифференциацияосужденных, отбывающих лишение свободы в указанных исправительных колониях, взависимости от строгости условий в исправительном учреждении имеет весьма важноезначение. Она позволяет администрации колонии своевременно и предметно реагироватьна поведение лиц, отбывающих лишение свободы, путем перевода их с одних условийотбывания наказания на другие. Перспектива быть переведенным на более легкиеусловия отбывания наказания является стимулирующим фактором к исправлениюосужденных. Наконец, дифференциация условий отбывания лишения свободы в рамкахкаждого вида исправительной колонии помогает подготовить лиц, заканчивающихотбывание наказания, к адаптации в обществе после освобождения из мест лишениясвободы.
Таким образом,реализуются принципы «…дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных истимулирования их правопослушного поведения…» уголовно-исполнительногозаконодательства РФ (ст. 8 УИК).
Отбывание наказания в исправительнойколонии общего режима регулируется ст. 120 – 121 УИК.
В обычных условиях висправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные:
а) поступившие в неепосле вступления приговора в законную силу;
б) переведенные изколоний-поселений и воспитательных колоний, а также с облегченных и строгихусловий отбывания наказания исправительной колонии общего режима.
В облегченных условиях висправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные,переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этойколонии по отбытии там не менее шести месяцев срока наказания, в течениекоторого они не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбываниянаказания и добросовестно относились к труду.
В строгих условиях исправительнойколонии общего режима отбывают лишение свободы переведенные из обычных условийосужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбываниянаказания.
Злостным нарушениемосужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания всоответствии со ст. 116 УИК являются:
а) употребление спиртныхнапитков либо наркотических средств или психотропных веществ;
б) мелкое хулиганство;
в) угроза, неповиновениепредставителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление приотсутствии признаков преступления;
г) изготовление, хранениеили передача запрещенных предметов;
д) уклонение от исполненияпринудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения,назначенного судом или решением медицинской комиссии;
е) организация забастовокили иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;
ж) мужеложство,лесбиянство;
з) организациягруппировок осужденных, направленных на совершение указанных правонарушений, аравно активное участие в них;
и) отказ от работы илипрекращение работы без уважительных причин.
Злостным может бытьпризнано также совершение в течение одного года повторного нарушенияустановленного порядка отбывания наказания, если за каждое нарушение осужденныйбыл подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный признаетсязлостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлениемначальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительногоучреждения одновременно с наложением взыскания, предусмотренного п. «в», «г»,«д», «е» ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.
Перевод из строгихусловий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шестьмесяцев при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания.
Повторный перевод изстрогих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченныепроизводится по тем же основаниям, что и первичный перевод на соответствующие условияотбывания наказания.
Осужденные, переведенныеиз другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех жеусловиях, которые им были определены до перевода.
Лица, отбывающие наказанияв исправительной колонии общего режима в обычных и облегченных условиях,размещаются в общежитиях.
Осужденные, отбывающиенаказания в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптациипостановлением начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончаниясрока наказания могут быть освобождены из-под стражи.
В этом случае имразрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонииза ее пределами. Они могут проживать совместно с осужденными, которымпредоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения.
Лица, отбывающиенаказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.
Условия содержания висправительной колонии общего режима различаются по таким показателям как:место проживания; норма жилой площади в расчете на одного осужденного; ежемесячныйрасход средств на приобретение продуктов питания и предметов первойнеобходимости; количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года;количество получаемых посылок или передач и бандеролей в течение года;количество телефонных разговоров в год; продолжительность ежедневной прогулки.
Наглядное различие режимав различных условиях отбывания наказания в исправительной колонии общего режимаможно проследить, проанализировав таблицу 1.
Таблица 1. Условияотбывания наказания в исправительных колониях общего режимаПоказатели условий содержания Условия отбывания наказания Облегченные Обычные Строгие Место проживания общежития или за пределами ИК общежития запираемые помещения Норма жилой площади в расчете на одного осужденного (кв. м.) мужчины – не менее двух женщины – не менее трех – – Ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах без ограничения средства на лицевых счетах в размере 3 МРОТ средства, заработанные в период отбывания л/с Количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года 6+6 6+4 2+2 Количество посылок (передач) и бандеролей в течение года мужчинам 12 + 12 женщинам – без ограничения 6+6 3+3 Количество телефонных разговоров в год (по 15 мин.) без ограничения (при отсутствии техн. воз-можн. – до 6) – Продолжительность ежедневной прогулки (час.) без ограничения 1,5 –
2.2 Общий режим отбываниянаказания в тюрьмах
Тюрьмы относятся к одномуиз видов исправительных учреждений, предназначенному для содержания наиболееопасных преступников, нуждающихся в более суровой каре за совершенныепреступления или не поддающихся исправлению в других исправительныхучреждениях, предназначенных для отбывания лишения свободы. Необходимостьюдостижения названных целей обусловлены основания направления осужденных клишению свободы для отбывания назначенного наказания в тюрьмы.
В соответствии с ч. 2ст. 58 УК РФ, мужчинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пятилет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидивепреступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.Срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дняприбытия осужденного в тюрьму.
Уголовно-исполнительноезаконодательство дополняет перечень осужденных к лишению свободы, которые могутотбывать наказания в тюрьме. К ним относятся осужденные, переведенные в тюрьмуна срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания висправительных колониях общего, строгого и особого режимов.
Кроме того, в тюрьмахсодержатся впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет,которым отбывание лишения свободы назначено в исправительной колонии общего режимаи которые согласились остаться в тюрьме для выполнения работ по хозяйственномуобслуживанию (ст. 77 УИК).
В тюрьмах установленобщий и строгий режим. Осужденным, отбывающим наказание в тюрьме на общемрежиме, разрешается:
– ежемесячнорасходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости,помимо заработанных средств и средств, полученных в качестве соц. выплат, иныесредства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере минимального размера оплатытруда;
– иметь двакраткосрочных и два длительных свидания в течение года;
– получать двепосылки или передачи и две бандероли в течение года;
– пользоватьсяежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Осужденные к лишениюсвободы, переведенные в тюрьму за злостное нарушение установленного порядкаотбывания наказания из исправительных колоний общего, строгого и особого режима,отбывают наказание в тюрьме на общем режиме.
Оставленные для работы похозяйственному обслуживанию осужденные к лишению свободы с отбыванием наказанияв других исправительных учреждениях содержатся в тюрьме на режиме,соответствующем тому виду исправительного учреждения, в котором они должныотбывать назначенное им судом наказание.
По отбытии не менееодного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведенына общий режим, а осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, могут быть переведенына строгий режим при признании их злостными нарушителями установленного порядкаотбывания наказания. Повторный перевод этих лиц на общий режим допускаетсяпосле отбытия или не менее одного года наказания на строгом режиме.
В тюрьмах осужденныесодержатся в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированномупостановлению начальника тюрьмы с согласия прокурора осужденные могут содержатьсяв одиночных камерах. Под необходимыми случаями имеются в виду, например, возникновениеугрозы жизни или причинения вреда здоровью осужденного, наличие ходатайства осужденногоо переводе в одиночную камеру и т.п.
Размещение осужденных покамерам осуществляется с соблюдением требований ст. 80 УИК РФ.
Кроме того, раздельно содержатсяосужденные, находящиеся на общем и строгом режимах. В целях сохранения здоровьяпо распорядку дня проводится покамерная прогулка осужденных на свежем воздухе вдневное время на специально оборудованной для этой цели части территориитюрьмы. Во время прогулки осужденные обязаны строго соблюдать установленныйпорядок ее проведения, в случае нарушения которого прогулка может быть досрочнопрекращена.
Наглядное различие общегои строгого режима отбывания наказания в тюрьмах можно проследить,проанализировав таблицу 2.
Таблица 2. Условия отбываниянаказания в тюрьмахПоказатели условий содержания наказания Режим отбывания Общий Строгий Место проживания запираемые общие камеры или одиночные камеры Норма жилой площади в расчете на одного осужденного (кв. м.) не менее 2,5 Ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах в размере 1 МРОТ средства на лицевых счетах в размере 60% МРОТ Количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года 2+2 2+0 Количество посылок (передач) и бандеролей в течение года 2+2 1+1 Количество телефонных разговоров в год (по 15 мин.) без ограничения (при отсутствии техн. возможности – до 6) Продолжительность ежедневной прогулки (час.) 1,5 1
К осужденным,содержащимся в тюрьме, применяются меры поощрения и взыскания в соответствии сост. 113 – 119 УИК. Это позволяет администрации активно воздействовать насознание осужденных и добиваться достижения целей, стоящих перед наказанием.
Осужденные привлекаются ктруду только на территории тюрьмы. Вместе с тем возможности трудоустройства осужденныхв тюрьме весьма ограничены из-за отсутствия необходимых условий.
Профессиональное обучение/>осужденных в тюрьмах происходит непосредственно на производстве бригадным илииндивидуальным методами. В связи с необходимостью раздельного содержания разныхкатегорий осужденных возможности общеобразовательного обучения ограничены. Дляоказания помощи осужденным могут быть созданы учебно-консультационные пункты.
Воспитательная работа/> с осужденнымипроводится, в основном, по камерам. При этом используется радиофицированностькамер. Осужденные могут выписывать газеты и журналы. Самодеятельные организациив тюрьмах не создаются.
По отбытии в тюрьме неменее половины срока тюремного заключения, назначенного по приговору суда,положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены судом из тюрьмыв исправительную колонию/>. В установленном порядке осужденныемогут быть также представлены к условно-досрочному освобождению/>.

Заключение
Итак, из всего вышесказанногоможно сделать следующие выводы.
Одним изосновных средств исправления осужденных является режим, который по своейнаправленности является многофункциональным и создает условия для применениядругих средств исправления.
Под режимом висправительных учреждениях понимается установленный нормамиуголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы.
Режимприобретает конкретное содержание применительно к определенному виду наказания,которое определяется его спецификой, и наиболее полно реализуется приисполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества в исправительныхучреждениях. Режим регламентирует весь образ жизни осужденных, как свободноевремя, так и трудовую деятельность, которые находятся под контролемадминистрации органов, исполняющих наказание.
Таким образом, в узком смысле понятие режима означает правила общежития, в широком смысле – это совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными, и в этой связи можно выделить следующие основные функции режима: карательная – это установленная система правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания; воспитательная – режим вынуждает осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучает его к дисциплине; обеспечивающая – устанавливает порядок привлечения осужденных к труду, учебе, порядок проведения воспитательных мероприятий; социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными.
Вид режимаопределяет вид исправительной колонии. Исправительные колонии подразделяются наколонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. Водной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки сразличными видами режима.
Условия отбывания лишениясвободы в исправительных колониях общего режима делятся на обычные, облегченныеи строгие.
В тюрьмах такжесуществует два вида режима в пределах одного учреждения: общий и строгий.Условия отбывания наказания в тюрьме наиболее суровые по сравнению с другимиисправительными учреждениями.
В колониях общего режимаотбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна посвоей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные видыусловий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие.Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонииявляется элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которойсостоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбываниянаказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения ктруду, обучению и т.д.

Список литературы
1. Минимальныестандартные правила обращения с заключенными, утверждены ООН 30 августа 1955 г.,одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31июля 1957 г. // Советская юстиция. – 1992. – №2.
2. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативныхактов. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета. – 1996. –345 с.
3. Уголовно– исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года №1– ФЗ (в ред. Фед. закона от 01.07.2010 №132-ФЗ). – Консультант, 2010.
4. ЗаконРФ от 21.07.1993 №5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы» (ред. от 03.11.2010). – Консультант, 2010.
5. Федеральныйзакон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности». – Консультант, 2010.
6. ПриказМинюста РФ от 07.03.2000 №83 (ред. от 24.12.2002) «Об утверждении Инструкции онадзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях». – Консультант,2010.
7. ПриказМинистерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти. – 21.11.2005. – №47.
8. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительноеправо: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. – 304 с.
9. Комментариик Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.И. Зубкова.– М.: Норма, 2009. – 193 с.
10. Коновалова И.А. Уголовно-исполнительноеправо: Конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2006. – 43 с.
11. Перминов О.Г. Уголовно –исполнительное право РФ: Учебное пособие. – Пенза: ИИЦ ПГУ. – 148 с.
12. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительноеправо: Учебное пособие. – М.: Былина, 2005. – 240 с.
13. Уголовно – исполнительное право России:теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика концаXIX начала XX века/ Под ред. проф. А.И. Зубкова.– М.: Норма, 2007. – 720 с.
14. Уголовно – исполнительноеправо РоссийскойФедерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2006. – 768 с.
15. Уголовно-исполнительное право: Учебник /Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2009. – 422 с.
16. Порядок и условия отбывания наказания вколониях общего режима. – Режим доступа: www.vuzlib.net
17. Степанчикова С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебный курс(учебно-методический комплекс). Режим в исправительных учреждениях исредства его обеспечения. – Режим доступа: www.e-college.ru.