Николенкова Н. В.
Вместо вступления
Вопрособ обособлении членов предложения практически во всех пособиях по русскомуязыку для школьников, желающих самостоятельно подготовится к экзамену порусскому языку, изложен крайне односторонне. Основной упор сделан на правилапунктуации, тогда как вопросы теории, связанные с обособленными членами, вчастности с обстоятельствами, не рассматриваются. Результатом такого подходаоказывается, во-первых, вытеснение обособленных членов на периферию сознанияшкольника, изучающего синтаксическое строение русского предложения. Никакихиных задач, кроме расстановки знаков препинания вокруг найденного в текстепричастного или деепричастного оборота, школьники перед собой и не ставят,забывая, что обособленный член требует такого же разбора, как и необособленный(необходимо определить разряд обособленного члена, объяснить его статус впредложении). Во-вторых, знак равенства, поставленный в сознании школьникамежду понятиями «обособленное обстоятельство» и «деепричастныйоборот», «обособленное определение» и «причастныйоборот», приводит к таким ошибочным формулировкам в ответах абитуриентов:”*предложение осложнено необособленным обстоятельством, выраженнымдеепричастным оборотом”. Следовательно, говоря о правилах постановкизнаков препинания при обособленных членах, а также оговаривая случаинеобособления, необходимо сочетать вопросы практики с вопросами теории. Тогдаправило будет восприниматься в общем контексте синтаксического описанияпредложения в русском языке.
Нижебудет представлено правило употребления знаков препинания при обособленииобстоятельств, мы оговорим случаи необособления деепричастий и деепричастныхоборотов и попытаемся проанализировать, какую роль в общем строе предложениявыполняет эти конструкции. Также будут даны задания, которые позволят школьникуне только расставить запятые, тем самым проверив свои практические умения, но идадут возможность сделать синтаксические разборы текстов.
Обстоятельство– один из второстепенных членов предложения, который служит для характеристикидействия или признака и указывает на способ совершения действия(«как?», «каким образом?») или на время(«когда?»), место («где?», «куда?»), причину(«почему?»), цель («зачем?»), условие («при какомусловии?», «вопреки чему?») протекания действия во времени. Всоответствии со значением обстоятельства и по характеру заданного к немувопроса определяется разряд обстоятельства. Обстоятельства выражаютсянаречиями, неопределенной формой глагола (инфинитивом), существительными спредлогами, деепричастиями и неразложимыми сочетаниями наречного характера.
Обособляются,то есть выделяются на письме запятыми, чаще всего обстоятельства, выраженныедеепричастиями и деепричастиями с зависимыми словами. Для деепричастия сзависимыми словами принято определение «деепричастный оборот». Ядроправил об обособлении обстоятельств составляют правила о знаках препинания придеепричастном обороте.
Основноеправило: деепричастные обороты, как правило, обособляются независимо от ихместа в предложении.
Этимправилом пишущему следует руководствоваться в первую очередь. При обособленииследует учитывать следующие сложные случаи:
Деепричастныйоборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза или послесоюзного слова, отделяется от него запятой (для проверки оборот можнопереставить в любое другое место в предложении): Золушке очень понравилось набалу, но, помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступленияполуночи. Она очень торопилась и, спускаясь по дворцовой лестнице, обронилаодин из своих хрустальных башмачков.(Практически все примеры, в том числетексты для анализа, придумываются Н.В. Николенковой. В тех редких случаях,когда фантазия оставляла автора, использовались примеры из «Справочника попунктуации» Д.Э. Розенталя. На все случаи использования примеров изданного пособия будут даны ссылки.)
Еслидеепричастный оборот стоит после союза «А», то возможны два типапунктуационного оформления. В одном случае «А» соединяет частинезависимо от наличия деепричастного оборота (для проверки оборот можнопереставить в любое другое место в предложении), в этом случае запятая переддеепричастным оборотом по основному правилу ставится: Принц не соглашался сдоводами отца, а, рассуждая о возможной женитьбе, всячески отстаивал свою точкузрения. В другом случае «А» не соединяет частей, а вводит сам деепричастныйоборот (тогда оборот нельзя оторвать от союза), в этом случае обособляется весьоборот вместе с «А», то есть запятая после союза не ставится:Необходимо было уговорить принца познакомиться хотя бы с какой-нибудь девушкой,а уговорив его, как можно быстрее организовывать вечер знакомств. Сравни также:Мачеха не отказывала Золушке в отдыхе, а, взваливая на нее непосильную работу,не давала ей возможности иметь свободную минутку для сна. Принц хотел самвыбрать себе невесту, а выбрав её, тут же объявил о своем желании вступить вбрак.
Еслиперед деепричастным оборотом стоит частица ЛИШЬ, ТОЛЬКО, то интонационно оборотне выделяется, но запятая перед ним стоит, при этом частица входит в оборот:Стать счастливой можно, лишь будучи доброй и внимательной к людям. Исключениесоставляют случаи тесной связи оборота со сказуемым, когда постановка запятойможет нарушить смысл фразы: Они встретились только будучи уже взрослыми.(Пример взят из «Справочника по пунктуации» Д.Э. Розенталя.)
Последнийприведенный пример требует теоретического комментария.
Формулировка«тесная связь со сказуемым» достаточно расплывчата и часто имеетзначение «является частью сказуемого». Подобного рода объяснения всправочниках даются на случаи, когда именная часть составного именного сказуемоговыражена каким-то оборотом – сравнительным (Луна была как блин) илиопределительным (Она пришла взволнованная встречей). Однако в приведенномпримере оборот с деепричастием не входит в сказуемое, деепричастные формы нерассматриваются в качестве способа оформления части составных сказуемых. Как жеклассифицировать данный оборот с точки зрения его функции в предложении?Думается, что ближе всего к истине будет выделение его в качествеобстоятельства со значением времени. При этом рекомендуется не забыть, чточастицы членами предложения не являются и, следовательно, не подчеркиваютсявместе с деепричастным оборотом.
Дваоднородных деепричастных оборота, соединенные союзом «И», запятыми неразделяются по общему правилу постановки знаков препинания при однородныхчленах. По вечерам, перемыв всю посуду и перегладив вещи мачехи и ленивыхсестер, Золушка позволяла себе немного помечтать. В случае использованияповторяющихся союзов для соединения ряда однородных деепричастных оборотовтакже действует правило пунктуации при однородных членах. «Ты сможешьотправиться на бал вечером, убравшись в доме, и полив огород, и пересадив розыпод окна моей спальни, и перебрав мешок гречневой крупы», — заявила мачехаЗолушке. Два однородных деепричастных оборота, связанных без участия союза,разделены только запятой, дополнительного знака не ставится – Познакомившись совсеми девушками на балу, потанцевав с каждой, поговорив с некоторыми наиболееприятными, принц был весьма разочарован.
Союз«и» может оказаться между двумя деепричастными оборотами, носоединять не их, а другие члены предложения, чаще всего однородные сказуемые.За этим надо следить и анализировать, какова функция союза «и».Например: Золушка вошла в зал, немного робея от всеобщего внимания, и, улыбнувшисьгостям, смело направилась к принцу. – Союз «и» здесь соединяет дваоднородных сказуемых, первый из деепричастных оборотов относится к первомусказуемому, второй – ко второму сказуемому, между собой они не связаны, что иподчеркивает пунктуация предложения. Министр выполнил свой долг, примеривтуфельку сестрам Золушки, и, положив драгоценный башмачок в шкатулку, собралсяпопрощаться с неприятными особами.
Вначале или в самом конце деепричастного оборота может находиться вводное слово.Оно не отделяется запятой от оборота: Принц пробежал мимо спрятавшейся Золушки,по-видимому не заметив её в темной аллее. Если же вводное слово окажется всередине деепричастного оборота, оно выделяется двумя запятыми: Сестры несмогли узнать Золушку, заметив, вероятно, только дорогой наряд очаровавшейПринца незнакомки.
Незабывайте о том, что вводные слова не рассматриваются в качестве членовпредложения.
Чащевсего обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами,оказываются обстоятельствами времени (смотри, например, предложения из пункта4) или причины (примеры из пункта 5 и первый пример пункта 1). Для болееточного определения типа обособленного обстоятельства можно не только задать кнему вопрос, но и попробовать заменить деепричастный оборот подходящим по смыслупридаточным предложением, к примеру: Золушке очень понравилось на балу, но,помня о предупреждении феи, она ушла незадолго до наступления полуночи. =Золушка ушла с бала незадолго до полуночи, потому что помнила о предупреждениифеи.
Задание:расставить пропущенные знаки препинания
Вдомике на окраине заброшенной деревни жили ни с кем не общаясь и не получая ниот кого помощи сестрица Аленушка и братец Иванушка. Братец очень любил и уважалстаршую сестрицу, но будучи еще несмышленышем частенько не слушал еёблагоразумных советов. Однажды в жаркий летний день отправившись в город запокупками но позабыв взять с собой в дорогу воду брат с сестрой попали впренеприятную историю. Иванушка захотев по дороге пить не стал слушать наказовумной Аленушки, а найдя первую же лужу попил прямо из нее. Всем известно, чтовыпив не прошедшую специальную обработку жидкость легко заработать кишечнуюинфекцию а попробовав воду из лужи недолго и отравиться. Иванушка же глотнувводицы из придорожной лужицы превратился в козленка. Мальчик удивился обнаруживв воде вместо своего привычного отражения рогатое существо и, решив прогнатьнезнакомого зверя размешал водичку рукой… нет, ногой… Но внимательнееприсмотревшись Иванушка понял: это существо, которое отвечая на каждое его движениеулыбается ему из лужицы, — он сам. Иванушка громко зарыдав и по-козлиномузаблеяв бросился к сестрице, но подойдя к Аленушке в растерянности остановился.Ведь козлики не умеют разговаривать а издавая нечеловеческое блеяние нельзяобъяснить девочке смысл страшной беды. Но Аленушка все поняла сама лишьпосмотрев на бывшего еще 10 минут назад братцем зверя и горько заплакав обнялаИванушку. Так и стали дети жить вместе переживая навалившуюся беду и стараясьне думать о ней. Вернуть же прежний облик Иванушка смог только пройдя черезмногие опасные испытания (продолжение после следующей группы правил).
Дополнительноезадание: определите разряды обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.Если подобрать вопрос не получается, думайте о смысле.
Исключениеиз основного правила: деепричастные обороты не обособляются в следующихслучаях:
Еслидеепричастный оборот представляет собой фразеологизм: Золушка слушала принцаедва переводя дыхание. Он бежал сломя голову. Золушка работала не покладая рук.
Вэтом случае необособленный оборот выполняет роль обстоятельства образа действияи синонимичен по смыслу наречию или существительному ( = «не дыша»,«быстро», «без отдыха».
Еслиперед деепричастным оборотом стоит усилительная частица «и»:«Можно жить счастливо и не посещая балов», — с грустью размышлялаЗолушка. Она была красавицей и не стремясь к этому.
Здесьмы не обособили обстоятельство уступки (вопреки посещению балов, вопрекистремлению к чему-то).
Еслидеепричастный оборот образует вместе со сказуемым смысловой центр высказывания:Они жили ни с кем не знакомясь. Надев тесный башмачок, сестрица ходилаприхрамывая на левую ногу. Золушка работала напевая веселые песенки.
Вданном случае необособленными оказываются обстоятельства образа действия, когдапо смыслу фразы более важным оказывается даже не само сообщение о действии, аинформация о способе его совершения.
Еслидеепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово«который» в составе придаточной определительной части, то такойдеепричастный оборот от самой придаточной не отделяется: Мачеха определилаЗолушке работу, сделав которую девочка могла рассчитывать на кратковременныйотдых.
Вэтом случае перед нами сложноподчиненное предложение с придаточнымопределительным, но придаточное вводится деепричастным оборотом, выполняющимфункцию обстоятельства времени.
Еслидеепричастие утратило глагольное значение: Королевский дворец находился недоходя ста метров до дома Золушки и её отца.
Здесьнужно особенно отметить три оборота: «начиная с», «исходяиз», «смотря по». Данные сочетания являются составнымипредлогами, если их первую часть, деепричастие по происхождению, можно убратьбез изменения смысла предложения.
Обособлениеперечисленных оборотов возможно, если необходимо специальное его выделение,например:
«Тыдолжна быть дома начиная с полуночи!» — строго приказала фея. Но: оборот сНАЧИНАЯ С обособляется, если носит характер уточнения, попутного пояснения илине связан с понятием времени: Золушка страдала от невнимания к себе со стороныотца все детские годы, начиная с 7 лет.
Сметарасходов на бал была составлена исходя из имеющихся в королевской казненаличных. Но: оборот с ИСХОДЯ ИЗ обособляется, если по смыслу относится кпроизводителю действия, который сам может «исходить из чего-то»: Феяпредоставила Золушке возможность самой выбрать модель поведения в критическихслучаях, исходя из ситуации.
Королевскийминистр решил действовать смотря по обстоятельствам. – оборот СМОТРЯ ПО имеетзначение «в зависимости от». Но: если оборот имеет значение уточненияили присоединения, то он обособляется: «Лошадей, смотря по величинекареты, может быть от двух до восьми», — заметила фея, разглядываямышеловку.
Еслидеепричастный оборот выступает в качестве однородного члена предложения снеобособленным обстоятельством, которое обычно выражено наречием илисуществительным: Мачеха и её дочери разговаривали с гостями надменно и неслушая ни одного обращенного к ним слова. Принц стоял в дверях залы неподвижнои не спуская глаз с только что вошедшей Золушки.
Задание:расставить пропущенные знаки препинания.
Начинаяс осени несчастная Аленушка стала подумывать об обустройстве личной жизни,правда, исходя из новых обстоятельств – наличия козлика вместо братца. Конечно,можно было прожить и не выходя замуж, но Аленушке очень хотелось иметь семью идетей. Девушка не покладая рук работала, но закончив все дела предаваласьмечтам о прекрасном принце полюбив которого она смогла бы с надеждой смотреть вбудущее.
Междутем козлик не обращая внимания на переживания сестрички по-прежнему следоваллишь своим прихотям, поступал исходя из своих желаний, а не слушал советыАленушки. Рядом с избушкой брата и сестры был лес пройдя через который можнобыло попасть к теплой речке. Правда, в лесочке жила Баба-Яга, которая смотря пообстоятельствам либо поедала попавших в лес сразу, либо оставляла их у себя вплену. Так что идти через лес наслаждаясь красотами природы было слишкомопасно. Но козленок Иванушка решил, что он будет мчаться высунув язык и непопадется в лапы ведьмы. Конечно, его желаниям не суждено было сбыться ипробегая мимо домика Бабы-Яги козлик был схвачен злодейкой.
Вто время как козлик бегал по лесу, Аленушка крутясь как белка в колесезанималась уборкой избушки. Проезжая мимо один принц остановился, чтобы напоитьконя, и увидев прекрасную девушку не переводя духа влюбился в красавицу. Сделавпредложение он тут же получил согласие, так как в точности соответствовалтайным мечтам Аленушки. Девушка краснея от смущения рассказала принцу всю своюисторию, но даже это не смутило влюбленного принца. Они рассталисьдоговорившись встретиться через месяц и окончательно назначить деньбракосочетания.
Принцуехал, а Аленушка стала ждать братца, который запропастившись неведомо куданикак не возвращался. Аленушка отправилась спать, но провела ночь не сомкнувглаз и дождавшись рассвета пошла искать Иванушку (продолжение после следующейгруппы правил).
Дополнительноезадание: определите разряды необособленных обстоятельств.
Дополнительноеправило: обособление одиночных деепричастий необходимо в следующих случаях:
Дваодиночных деепричастия обособляются, если выступают в роли однородныхобстоятельств: Зевая и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждалаих мачеха. В данном случае деепричастия обозначают дополнительные действия, ихзначение может быть различным.
Одиночноедеепричастие обособляется, если сохраняет значение глагольности, выступая вроли второстепенного сказуемого, указывая на время действия, его причину,условие, но не на образ действия: После бала гости разъехались, не успокоившись.Убежав, Золушка потеряла туфельку. В этом случае для проверки можно изменить вуме предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол и даже сделавиз простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимичнопридаточному предложению: Когда Золушка убежала, она потеряла туфельку; Всехотя и не успокоились, но разъехались.
Внимание!Указывающее на образ действия деепричастие не допускает такого изменения фразы,например: От холода в каморке Золушка спала не раздеваясь (= в одежде, одетая).
Следовательно,бывают ситуации, когда одиночные деепричастия не обособляются, а именно:
Одиночныедеепричастия (одно или два однородных) не обособляются, если имеют тесную связьсо сказуемым или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности:Мачеха вошла в комнату не постучавшись. Король слез с трона молча и неторопясь. И в первом, и во втором случаях деепричастия оказываютсяобстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами (*Корольслез и молчал и не торопился), но вполне возможна замена существительными (Мачеха вошла в комнату без стука).
Обособлениеи необособление одиночного деепричастия может быть связано с его МЕСТОМ впредложении, одно и то же слово может не обособляться в начале и в концепредложения, но обособляется в середине – Сестры мерили туфельку не торопясь.По дороге, не торопясь, Золушка рассматривала окрестности. В первом случаеперед нами обстоятельство образа действия ( =неторопливо), во втором –обстоятельство причины (= так как не торопилась)
Обособлениеи необособление одиночного деепричастия может зависеть от его вида – чащенеобособленными оказываются деепричастия несовершенного вида (отвечают навопрос ЧТО ДЕЛАЯ?), а обособленными – деепричастия совершенного вида (отвечаютна вопрос ЧТО СДЕЛАВ?): Принц слушал отца не перебивая, но, возмутившись,отказался от предложения короля.
Задание:расставить пропущенные знаки препинания.
Отправившисьна поиски глупого братца Аленушка нервничая и озираясь вошла в темный лес. Онапошатываясь брела по неровным тропинкам и задыхаясь перепрыгивала через канавы.Вдруг лес расступившись вывел её на полянку, где стояла избушка на курьихножках. Девушка трепеща подошла к домику и не дыша постучалась в дверь. Издомика морщась вылезла ведьма и увидев непрошеную гостью заявила: «Я непрося ничего взамен избавила тебя от твоего непутевого братца, а ты непорадовавшись и не вздохнув с облегчением тут же бежишь его спасать! Зачем тебевыходя замуж иметь при себе… козла». «Да ведь это мой братец!» — недоумевая ответила Аленушка. – «Не сохранив свою семью трудно создаватьновую». Так ругаясь две женщины около часа спорили из-за недостойногомальчишки. Рассвирепев Баба-Яга бросилась в избу и хлопнув дверью приказаладомику идти не раздумывая вперед. Петляя избушка на курьих ножках стала убегатьот Аленушки, а девушка окаменев стояла на полянке не в силах тронуться с места.Через полчаса она рыдая опустилась на мокрую траву. Подумав она решилаобратиться за помощью к принцу и вскочив побежала домой.
Связьс суженым была налажена при помощи сотовой сети «Плохофон». Принцслыша только рыдания и невнятные звуки не задумываясь решил не медля ехатьспасать любимую и оседлав коня и одевшись отправился в путь (продолжение послеследующей группы правил).
Дополнительноезадание: определите разряды обособленных обстоятельств.
Обычнозабывают, что на правилах про знаки препинания в деепричастных оборотах этагруппа правил не заканчивается. Обстоятельства могут быть выраженысуществительными и наречиями и, хотя и редко, эти группы обстоятельств такжемогут быть обособлены.
Обстоятельства,выраженные существительми, чаще всего не обособляются. Постановка запятойфакультативна в некоторых случаях, а обязательна лишь в одном:
Обособляетсяобстоятельство с предлогом НЕСМОТРЯ НА: Золушке, несмотря на запрет феи, оченьхотелось побыть на балу подольше. Обстоятельство с указанным предлогом будетотноситься к обстоятельствам уступки. Внимание!!! Не путайте данноеобособленное обстоятельство с придаточным уступки, которое вводится союзом«несмотря на то что».
Факультативна,но возможна постановка запятой в обстоятельствах, вводимых предлогами илипредложными сочетаниями БЛАГОДАРЯ, ВВИДУ, В ЗАВИСИМОСТИ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ, ВОПРЕКИ,В ОТЛИЧИЕ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, В СВЯЗИ С, В СИЛУ, ВСЛЕДСТВИЕ, В СЛУЧАЕ, ЗАНЕИМЕНИЕМ, ЗА ОТСУТСТВИЕМ, ПОДОБНО, ПО ПРИЧИНЕ, ПО СЛУЧАЮ, ПРИ, ПРИ НАЛИЧИИ,ПРИ УСЛОВИИ, СОГЛАСНО: Благодаря плохой охране замка, Золушка и без приглашениясмогла беспрепятственно проникнуть во дворец. Золушка, в противоположностьсвоим ленивым сестрам, умела выполнять любую домашнюю работу. Принц былсогласен на брак, при условии знакомства на балу с красавицей и умницей, а не спервой попавшейся кокеткой.
Обычнообособление перечисленных обстоятельств зависит от стиля речи (в книжном стилевозможность обособления выше), а также от места обстоятельства в предложении. Вначале и в конце они чаще не обособляются, а в середине, как правило, бываютобособленными: Мачеха, по совету дочерей, не позволила Золушке пойти на бал. –Король объявил бал по совету первого министра.
Обстоятельства,выраженные наречиями, также чаще всего не обособляются, но в художественнойлитературе могут оказаться обособленными в связи с желанием автора (еслинеобходимо смысловое подчеркивание или попутное пояснение): И вот, неожиданнодля всех, я выдержал блистательно экзамен (Купр.) (Пример взят из«Справочника по пунктуации» Д.Э. Розенталя.)
Задание:расставить пропущенные знаки препинания.
Благодаряверному коню и близкому расстоянию между дворцом и избенкой Аленушки принц смогприехать не заставив любимую долго мучиться. Обсудив ситуацию принц нераздумывая принял решение спасать Иванушку и не поев с дороги отправился в лес.По указанию Аленушки он быстро нашел место, где обычно располагалась избушка накурьих ножках, но вопреки ожиданиям избушка еще не вернулась. Несмотря наразочарование принц решил дождаться ее возвращения и за неимением другойвозможности расположился под кустиками на опушке леса.
Вэто время Яга по причине общей злобности характера собиралась приступить кприготовлению на ужин свежей молодой козлятины. Справившись с кулинарной книгойЯга уже смастерила соус и вооружившись сковородой стала сажать на нее козленка.Глупый Иванушка ничего не соображая от страха вырывался и бегал по горнице, апотом изловчившись выскочил в окно и побежал не разбирая дороги. Во избежаниепотери ужина Яга прямо на избушке бросилась вслед за Иванушкой. Избушка бежалапыхтя и отдуваясь, но в связи с меньшим количеством ног не могла догнатькозлика. Несмотря на грозные крики Яги транспорт не выполнял в полной меревозложенные на него обязанности.
Поравнявшисьс лежащим под кустом принцем козлик не удержавшись упал. Перекувырнувшись ввоздухе он оказался прямо в середине полянки. Яга торжествуя выскочила изизбушки и не глядя по сторонам бросилась к козленку. Принц придя за эти секундыв себя не целясь выстрелил в ведьму и сам не зная как попал. Согласно со всемисказочными законами Яга не просто погибла, а вскрикнув растворилась в воздухе ив эту минуту козлик в силу переставшего влиять на него колдовства вновь сталмальчиком и бросился обнимать спасителя принца и сестрицу.
Дополнительноезадание: найдите в тексте предлоги; определите разряды обстоятельств, введенныхсуществительными с предлогами. Не забудьте!!! Синтаксический вопрос задается неот предлога!
Типичные ошибки при самостоятельной работе.
Попробуемотвлечься от судеб наших героев и разобраться, какие ошибки допускают школьникипри создании собственных сочинений. Советуем после знакомства с данным разделомпроверить свои работы и посмотреть, свойственны ли эти ошибки вам. При анализемы опирались на сочинения, написанные абитуриентами различных факультетов МГУим. М.В. Ломоносова (Представленные ниже примеры не дословно повторяют фразыабитуриентов. Мы несколько видоизменяем многие. И только во фрагменте,посвященном стилистическим ошибкам, фразы абитуриентов приводятся дословно.)
1.К самым распространенным ошибкам относится пропуск второй запятой приобособлении оборота. Надо следить за текстом, уметь видеть обособленноеобстоятельство и не забывать об использовании двойной запятой – Евгений Онегин,поселившись в деревне, не стал знакомиться со всеми соседями. Раскольников,несмотря на свою доброту и изначально присущие ему человеческие достоинства, несмог преодолеть пагубного влияния теории.
2.Не менее распространенной ошибкой оказывается употребление запятой присочетании обособленного обстоятельства с сочинительным союзом, использующимсядля соединения однородных членов, или с подчинительным, соединяющим частисложного предложения – Абитуриент вошел в аудиторию и, передав экзаменаторамсвой паспорт, осторожно взял билет.
Типичнойошибкой в этом случае будет постановка запятой перед союзом И, которыйсоединяет однородные члены и деепричастному обороту не принадлежит. ВНИМАНИЕ! Вэтом случае фиксируется сразу же две пунктуационных ошибки: одна маркирует«лишнюю» запятую при однородных членах, другая – отсутствие знака вначале деепричастного оборота. Сравни также: Онегин встречает Татьяну вПетербурге и, едва узнав её, удивляется произошедшей в ней перемене. Обломов нестремится к общению с Ольгой, но, услышав её пение, не может справиться сжеланием еще раз испытать те же сильные эмоции. Раскольников понимает, что,совершив преступление, противопоставит себя своей семье.
3.Неправильное введение деепричастного оборота в текст может вызвать грубуюстилистическую ошибку. Дело в том, что деепричастие, указывающее надополнительное действие, должно вводиться в предложение, где названо основноедействие, причем субъект обоих действий должен быть одинаков – Войдя в комнату,Петя поздоровался (Петя и вошел в комнату, и поздоровался). Если это правило несоблюдено, возникает ошибка – *Приехав в Москву, Таня была тепло встреченародными (ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одногодействия, и объектом другого). *Вернувшись домой, у меня заболела голова(неясно, откуда голова вернулась?!).
Употреблениедеепричастного оборота в безличном предложении допустимо, но только еслисубъект един, хотя и мыслящийся, а не выраженный подлежащим – Переходя ковторому вопросу, следует остановиться на таких проблемах… (докладчик и в том, ив другом случае мыслит субъектом себя). Но неправильно: *Слушая еёувлекательный рассказ, на улице стемнело (субъекта основного глагольногодействия «стемнеть» нет и быть не может).
Задание:исправьте допущенные во фразах стилистические ошибки. Имейте в виду, что этореальные фразы, взятые из сочинений. Проверьте, не допускаете ли вы самиподобных ошибок.
1.*Спася Машу, испытания Гринева не закончились.
2.*Увидев Пьера, в Наташе Ростовой проснулась надежда на счастье.
3.*Проучившись за границей и приехав в Петербург, Пьера против его воли женят.
4.*Получив письмо от Татьяны Лариной, в душе Онегина на время пробудились прежниечувства.
5.*Вернувшись после военной кампании в Москву, перед родными оказываетсясовершенно другой Николай Ростов.
6.*Увидев сидящего на крыльце Пугачева, Гриневым овладевает подлинный страх.
7.*Получив от Маши письмо с просьбой о помощи, которая осталась в Белогорскойкрепости под началом Швабрина, перед ним встала проблема подчинитьсясолдатскому долгу и остаться в городе или поехать спасать возлюбленную.
8.*Рассказывая Варваре о своей любви к Борису, нельзя не заметить волненияКатерины.
9.*Видя естественность и простоту Наташи Ростовой, Анатоля не покидает мысль омести семье Болконских.
10.*Читая роман «Война и мир», нам становится ясно, какие идеи волновалилюдей начала 19 века. (это одна из самых распространенных стилистических ошибокв сочинениях!)
4.Следует помнить также, что деепричастный оборот, включающий союзное слово«который», не обособляется. В этом случае ставится лишь разделяющаячасти сложного предложения запятая (она совпадает с началом деепричастногооборота) – Мне порекомендовали справочник, занимаясь по которому я смогуподготовиться к экзамену.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/