Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач

Кинешемскийпедагогический колледж

Контрольнаяработа
Тема:«Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
Ф.И.О. Анна Владимировна
Курс 4 Группа «А»
Предмет Методикаматематического образования
Работа 1 Вариант 8
Адрес Ивановская область,Шуйский район,
п.г.т. Колобово, ул. 1Фабричная 39 – 8

План
1 Значение арифметических задач для умственного развития детей
2 Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач
3 Виды арифметических задач
4 Методика обучения детей решению задач
5 Проанализировать арифметические задачи, составленные детьми
Вывод
Список используемой литературы

1.К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительноширокий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине,научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
В процессематематического и общего умственного развития детей дошкольного возрастасущественное место занимает обучение их решению и составлению простыхматематических задач. В детском саду проводится подготовительная работа поформированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитанииоднозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с цельюподготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениямведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работыдошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями ипростейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которыхотражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачиуказываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Этисвязи и определяют выбор арифметического действия.
Установивэти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметическихдействий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется».Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.
Вместе стем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления,смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются уменияпроводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное,выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Конечно,полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильнойорганизации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будутболее понятными, если рассмотреть особенности понимания дошкольникамиарифметической задачи.
2.Дети, обучающиеся по традиционной методике решению арифметическихзадач, воспринимают содержание задачи как обычный рассказ или загадку, неосознают структуру, а поэтому не придают значения тем числовым данным, окоторых говорится в условии задачи, не понимая и смысла вопроса.
Для тогочтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия ипонимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходимаполная предметная наглядность. Воспитатель дает детям общее представление озадаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основноевнимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которымприводят те или иные действия с предметами.
Дошкольники,обучавшиеся по общепринятой методике решению простых арифметических задач, невладеют необходимым объемом знаний об арифметических действиях сложения ивычитания, так как они понимают связь между практическими действиями ссовокупностями и соответствующими арифметическими действиями в основном наоснове ассоциации арифметического действия с жизненным действием (прибавили –прибежали, отняли – улетели и др.). Дети еще не осознают математических связеймежду компонентом и результатом того или иного действия, так как не научилисьанализировать задачу, выделяя в ней известные и неизвестное.
Даже в техслучаях, когда дети формулировали арифметическое действие, становится ясно, чтоони механически усвоили схему формулировки действия, не осознавали отношениймежду компонентами арифметического действия как единства отношений целого и егочастей. Поэтому и решали задачу привычным способом счета, не прибегая крассуждению о связях и отношениях между компонентами. По другому относятся крешению задач те дети, которые предварительно упражнялись в выполненииразличных операций над множествами. Они понимают отношения между частью ицелым, а поэтому осмысленно подходят к выбору арифметического действия прирешении задач.
Дляосознания детьми смысла каждого действия, а также зависимости между действияминеобходимо постоянно сопоставлять задачи на сложение и вычитание. Это поможетлучше понять их различие и сознательно выбирать соответствующее действие.
3.Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием, принятоделить на следующие группы.
К первойгруппе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретныйсмысл каждого из арифметических действий, т.е. какое арифметическое действиесоответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание).Эти задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
Ко второйгруппе относятся простые задачи, при решении которых надо осмысливать связьмежду компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождениенеизвестных компонентов:
а)нахождениепервого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
б)нахождениевторого слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
в)нахождениеуменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
г)нахождениевычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
К третьейгруппе относятся простые задачи, связанные с понятием разности отношений:
а)увеличениечисла на несколько единиц.
б)уменьшениечисла на несколько единиц.
Имеются идругие разновидности простых задач, в которых раскрывается новый смысларифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников не знакомят.
Взависимости от используемого для составления задач наглядного материала ониподразделяются на задачи – драматизации и задачи – иллюстрации. Каждаяразновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает переддетьми те или иные стороны, а также способствует развитию умения отбирать длясюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой материал, учит логическимыслить.
Особенностьзадач – драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражаетжизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают.
В задачах –драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать,что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей.
Умениевдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни способствуют болееглубокому познанию жизни, учит детей рассматривать явления в многообразныхсвязях, включая количественные отношения.
Задачи этоговида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи просамих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения,поэтому структура задачи на примере задач – драматизаций наиболее доступнадетям.
Особоеместо в системе наглядных пособий занимают задачи – иллюстрации. В этих задачахпри помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов. Эти задачиразвивают воображение, стимулируют память и умение самостоятельно придумыватьзадачи, а следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.
Дляиллюстрации задач широко применяются картинки. Основные требования к ним6простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношениямежду объектами.
Сделатьзадачу – картинку может сам воспитатель. Указанные наглядные пособияспособствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.
4.Обучение дошкольников решению задач проходит через рядвзаимосвязанных между собой этапов.
Первый этап– подготовительный. Основная цель этого этапа – организовать систему упражненийпо выполнению операций над множествами. Так, подготовительный к решению задачна сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение навыделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач навычитание.
Учитываянаглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления детей, следуетоперировать такими множествами, элементами которых являются конкретныепредметы. Подобные упражнения проводятся и на выделение части множества. Вкачестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могутприменяться диаграммы Эйлера – Венна, в которых эти отношения изображаютграфически.
На второмэтапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры.Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основевыбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманиюструктуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях.
На этомэтапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым иливычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детейпоиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут наоснове имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос ичисловые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитательпри этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильноформулировали вопрос.
При обучениидошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача отрассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.
Продолжаяучить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовыхданных.
Чтобыубедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитательнамеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такуюзадачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.
Наконкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость иметь два числав условии задачи, лучше усваивают отношения между величинами, начинаютразличать известные данные в задаче и искомое неизвестное.
После такихупражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.
Основнымиэлементами задачи являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержатьсяотношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализусловия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного. Этот поискидет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – этозначит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в нейчислами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четырекомпонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, детилегко переходят к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следуетпоупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можнопредложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этойзадаче вопрос. Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова стало,осталось. Следует показать им, что формулировка вопроса в задачах на сложениеможет быть разной. В вопросе следует употреблять глаголы, отражающие действияпо содержанию задачи (прилетели, купили, выросли и др.).
Когда детинаучатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этогоэтапа – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными иискомым. На этой основе можно уже научиться формулировать и записыватьарифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками.
Посколькузадача представляет собой единство целого и части, с этой позиции и следуетподводить детей к ее анализу.
На основепрактических действий ребят составляется содержание задачи. Задачаанализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решитьзадачу и ответить на ее вопрос.
Обучающеезначение приведенных выше задач на сложение и вычитание состоит не только втом, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и врезультате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.
На второмэтапе работы над задачами дети должны: а) научится составлять задачи; б)понимать их отличие от рассказа и загадки; в) понимать структуру задачи; г)уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.
Учить детейформулировать арифметические действия сложения и вычитания – задача третьегоэтапа.
На этомэтапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения ивычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощьюцифр и знаков в виде числового примера.
Преждевсего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двумслагаемым при составлении задачи по конкретным данным.
На основепредложенного наглядного материала составляются одна две задачи, с помощьюкоторых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и давать ответна вопрос.
На первыхзанятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляетсяпрактическими действиями, но постепенно арифметическое действие следуетотвлекать от конкретного материала. При формулировке арифметического действиячисла не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами неследует.
Когда детиусвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к формулировкевычитания.
Можнопоказывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разныхарифметических действий.
На основеанализа данных задач дети приходят к выводу, что хотя в обеих задачах речь идетоб одинаковом количестве, но они выполняют разные действия. Вопросы в задачахразличны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.
Такоесопоставление задач, их анализ полезны детям, так как они лучше усваивают каксодержание задач, так и смысл арифметического действия, обусловленногосодержанием.
Воспитательне должен мириться с односложными ответами детей. Выполненное арифметическоедействие должно быть сформулировано полно и правильно.
Поскольку кмоменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =,следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись(3+1=4). (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.).Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовомупримеру.
Дляупражнения детей в распознании записей на сложение и вычитание воспитателюрекомендуется использовать несколько числовых примеров и предлагать детям ихпрочесть.
Записьдействий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа,по которым надо найти третье – сумму или разность.
Такимобразом, на третьем этапе дети должны научиться формулировать арифметическиедействия, различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.
Начетвертом этапе работы над задачами детей учат приемам вычисления –присчитывание и отсчитывание единицы.
Детям нужнопоказать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужнособлюдать осторожность и постепенность.
Присчитывание– это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известноеслагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1:6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.
Отсчитывание– это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.
Вниманиедетей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложениипересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число следуетприсчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числаиз единиц.
Изучаядействия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можноограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.
Назавершающем этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлятьзадачи без наглядного материала. В них дети самостоятельно избирают тему, сюжетзадачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введенииустных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условиидолжны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.
Послеусвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти крешению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Дошкольникамдоступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям,будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо.Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречитдействию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений,доказательств, приучают детей логически мыслить.
Работа надзадачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материалдля умственного развития.
5.Задачи составленные детьми подготовительной к школе группы.
1)В группе6 столов стоят по – середине, а 1 стол – у стены. Сколько столов в группе?
2)Сережадержал в руках 4 воздушных шарика, 1 из них улетел. Сколько шариков осталось уСережи?
3)Нина водну вазу поставила 5 цветов, а в другую 1 цветок. Сколько цветов поставилаНина в обе вазы?
4)Лешавылепил 6 морковок, а Костя на 1 морковку больше. Сколько морковок вылепилКостя?
5)Машавымыла 5 чашек, а Таня на 1 чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?
Составленныедетьми задачи соответствуют фактам реальной действительности. В своих задачахдети подбирали различные реальные предметные действия, в них отражены бытовые иигровые ситуации.
Детиправильно формулируют смысл арифметического действия, могут повторитьсодержание задачи, поставить к ней вопрос. Они умеют отвечать на вопросы,рассуждать, обосновывать выбор действия и полученный результат. Детиформулируют арифметическое действие при составлении задачи, дают развернутыйответ на заданный вопрос задачи, проверяют правильность решения.
Во всехзадачах составленных детьми правильно выдержана структура, так как дети знают,что в задачи есть условие и вопрос, что в наличие условия задачи не менее двухчисел.

Вывод
В ходесвоей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач являетсяодной из наиболее важных задач в развитии детей.
Полученныемной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитиеобщего представления о множествах, умение формировать множества, учить, нанаглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложениеи вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Составлять ирешать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детямсвободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.
Такимобразом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию удетей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке кобучению в школе.

Списокиспользуемой литературы
 
1.Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984
2.Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение1987
3.Столяр А.А. Формирование элементарных математическихпредставлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988