Обучение как процесс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГООБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
Обучение как процесс
Студент
Гр.ЗПС-04-02-37204______ Т.А. Карпова
Преподаватель ___________________
Владивосток 2005

Содержание
Введение
1. Характеристика процесса обучения
1.1 Понятие и сущность обучения
1.2 Закономерности обучения
1.3 Принципы обучения
1.4 Цикличность процесса обучения
1.5 Структура обучения
2. Методы обучения
3. Виды обучения
3.1 Развивающее обучение
3.2 Объяснительно-иллюстративное обучение
3.3.Проблемное обучение
3.4 Программированное обучение
Заключение
Список использованных источников

Введение
Будучи историческимсуществом, человек, вместе с тем, и даже, прежде всего, естественное существо:он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы.Они развиваются и изменяются по мере того, как человек осваивает в ходеобучения и воспитания то, что создано в результате исторического развитиячеловечества. В процессе индивидуального развития определённую роль играетобучение. Ребёнок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает,воспитываясь и обучаясь под руководством взрослых.
Включение в школьноеобучение требует известного уровня развития, который достигается ребёнком врезультате дошкольного воспитания. Но школьное обучение не простонадстраивается над уже созревшими функциями. Необходимые для школьного обученияданные получают дальнейшее развитие в процессе самого школьного обучения;необходимые для него, они в нём же формируются.
Из этого вытекает, чтопроцесс обучения должен быть и процессом развития. Этого же требуют и основныецели обучения, заключающие в подготовке к будущей самостоятельной трудовойдеятельности. Исходя из этого, следует вывод, что единственной задачей обученияявляется не сообщение ребёнку определённых знаний, а лишь развитие у него определенныхспособностей: не важно, какой материал сообщить ребёнку, а важно научить егонаблюдать, мыслить и т.д. Так учит теория формального обучения, которая видитзадачу образования не в том, чтобы учащийся освоил определённую сумму знаний, ав том, чтобы развить у него определённые способности, необходимые для того,чтобы их добывать.

1 Характеристика процессаобучения
 
1.1 Понятие и сущностьпроцесса обучения
Что же такое обучение?И.Ф.Харламов так писал об этом: «целенаправленный, педагогический процессорганизации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельностиучащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческихспособностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений».Обучение – это процесс, основная цель которого состоит в развитии способностейчеловека, ребёнка. Обучение, реализуясь через различные виды предметнойтеоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальноеи когнитивное развитие ребёнка, другими словами, имеет дело с познавательнымипроцессами ребёнка. В основе любого вида или типа обучения заложена система«преподавание – учение».
Преподавание – этодеятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения;стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценкеучебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективногоучения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки еёусвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, исамостоятельной деятельности.
Учение – это деятельностьученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний инавыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебныхдостижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурныхценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающеммире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системеотношений и общем развитии учащегося.
Таким образом, обучениеможно охарактеризовать как процесс активного, целенаправленного взаимодействиямежду обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируютсяопределённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а так желичностные качества. В этом и сказывается двусторонность процесса обучения:преподавание – деятельность учителя, и учение – деятельность учеников, предстающихв единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.
Процесс обучения – этоспецифический вид познавательной деятельности человека. Он содержит в себе какобщие, так и специфические особенности познания учеником объективного мира.Если учёный познаёт объективно новое в ходе исследования тех или иных явлений,процессов, то ученик в процессе обучения открывает и усваивает субъективноновое, т.е. то, что уже известно науке и человечеству, что накоплено наукой исистематизировано в виде научных представлений, понятий, законов, теорий,научных факторов.
Эффективность обученияопределяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериевиспользуют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качествознаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развитияобучающегося, уровень облученности и обучаемости. Академическая успеваемостьобучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированныхрезультатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражениев бальной оценке. Успешность обучения — это также эффективность руководстваучебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
В процессе обучения привыявлении его сущности надо различать момент организации деятельности и моментобучения в организации деятельности. В последнем наиболее рельефно проявляетсяобщение учителя и ученика, что и есть собственно обучение, его сущность. Исключиобщение между учителем и учеником, и обучение, как таковое не реализуется. Авместе с ним исчезнет и всякое взаимодействие между учителем и учеником. Несостоится передача социального опыта и владения им.
Следовательно, обучение –это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоениесоциального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретнойдеятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Осуществляясь на разныхуровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главнымпоказателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактическиецели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:образовательной и воспитательной. Образовательная – чтобы все учащиесяприобрели определённую сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные,физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых ипрофессиональных навыков. Воспитательная – чтобы воспитать каждого ученикавысоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическиммировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социальнозрелой.
Соотношение этих целей вусловиях современной школы таково, что первая соподчинена второй, из чегоследует главная цель образования – вырастить человека честного, порядочного,умеющего работать самостоятельно, реализовывать свой человеческий потенциал.
1.2 Закономерностиобучения
Закономерности обучения –это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями,компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо отдействий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучениязависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же частьзакономерностей проявляется как тенденция, т.е. не в каждом отдельном случае, ав некотором множестве.
Выделяют внешние ивнутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения отобщественных процессов и условий (социально-экономической, политическойситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определённомтипе и уровне образования); ко вторым – связи между компонентами процессаобучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формамиобучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала). Внутреннихзакономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большаячасть из них действует только при создании обязательных условий обучения.Например, существует закономерная связь между обучением и воспитанием:обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающийхарактер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий.
Другая закономерность:есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатамиобучения. Согласно этому положению, обучение не может состояться, если нетвзаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует ихединство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности являетсясвязь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее,сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качествообучения.
1.3 Принципы обучения
Принципы обученияпредставляют собой руководящие идеи, нормативные требования к организации ипроведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний,правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основенаучного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения,устанавливаемыми дидактикой. Учитывая нацеленность на формирование личности,индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принциповобучения в современной общеобразовательной школе:
принципвзаимообусловленности обучения и воспитания;
принцип целостности иединства дидактического процесса;
принцип единстваобразовательной, развивающей и воспитательной функции обучения;
принцип научностисодержания и методов обучения;
принцип систематичности ипоследовательности в овладении учащимися достижениями науки, культуры, опытомдеятельности;
принцип сознательности,творческой активности и и самостоятельности учащихся при руководящей ролиучителя;
принцип наглядности,единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального,репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
принцип доступностиобучения;
принцип прочностирезультатов обучения и развития познавательных сил учащихся;
принцип связи обучения сжизнью, с практикой строительства демократического общества;
принцип рациональногосочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Все перечисленныепринципы подчинены ведущему принципу – единства образовательной, развивающей ивоспитательной функций обучения, который ориентирует работу учителя наприобщение школьников в процессе обучения к общечеловеческим ценностям. Принципыобучения воплощают требования его организации – наглядности, сознательности и активностиучащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладениидостижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разныевиды, стили и методы обучения.
В каждом виде, несмотряна заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для каждогообучения. Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит системапринципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы илиправил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания иучения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именнопринципы служат ориентиром для конструирования определённого вида обучения.
Система – это множествовзаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство ицелостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, — такопределяет это понятие один из видных учёных-специалистов В.П.Кузьмин в своейкниге «Принципы системности в теории и методологии К.Маркса» (М.,1986. С. 111).
Системообразующимипонятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельностьучителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменнымисоставляющими этого процесса выступают средства управления.
Они включают содержаниеучебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники и т.д.), организационные формы обучения какпроцесса и учебной деятельности учащихся.
Связь ивзаимообусловленность средств обучения зависит от цели обучения и его конечногорезультата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которое обладаетинтегративными свойствами и подчинено общим целям образования.
1.4 Цикличностьпроцесса обучения
Второй общий момент длялюбого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е.повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поискусредств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагаетпостановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другойстороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так испособность к самооценке. Это говорит о двустороннем характере процессаобучения.
Всякий труд, в том числеи совместный труд учителя и учащихся, осуществляется в определённых среде ивремени. Следовательно, учебный процесс, подобно другим процессам, должен иметьсвои циклы. Учебный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания иучения. Механизмом этого взаимодействия выступает общение субъектовпреподавания и учения. Начало одного акта учебного процесса является следствиемпредыдущего, его завершение – причиной возникновения следующего. Этот результатназывается микрорезультатом.
В учебном процессе походу усвоения учебного материала и накопления опыта учебно-познавательнойдеятельности происходит переход от количественных изменений в составе исодержании учебной деятельности к её качественному преобразованию. Переход от количественногонакопление знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученикарешать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и естьцикличное обучение.
Между циклами существуютопределённые взаимные интервалы. Движение от одного интервала к другому естьсвоеобразный скачок обучения. Это новое состояние ученика как субъекта обученияи как личности в целом. Результат отдельных циклов — это макрорезультат учения,те качественные изменения, которые произошли в ученике. Основными показателямициклов учебного процесса являются – цель, средства и результат.
 
1.5 Структура процессаобучения
Третий общий момент всехвидов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степеньсоответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика ихприменения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процессаобучения (педагога и обучающихся).
Процесс обучениярассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нём чётко просматриваются:
— анализ исходнойситуации, определение и постановка цели обучения и принятие её учащимися;
— планирование работы,отбор содержания и средств достижения цели;
— исполнение обучающих иучебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;
— организация обратнойсвязи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала исамоконтроль;
— анализ и самоанализ,оценка результатов обучения;
— подготовка и работаучащихся вне школы.

2 Методы обучения
Методы обучения – этометоды преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создатьклассификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса,проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группавключает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называютсловесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу стекстом. Вторая группа – это практические методы обучения (упражнения,практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относятконтроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы,тестовые задания, зачёты и экзамены, защита проектов).
Например, К.Роджерсвыделяет следующие практические методики, облегчающие процесс обучения.
1.   Предоставление ученику выбора учебнойдеятельности.
2.   Совместное принятие учителем иучеником решений, связанных с определением объёма и содержания учебной работы.
3.   В качестве альтернативы механическомузаучиванию учебного материала, предлагается проблемный метод обучения. Оносуществляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.
4.   Личностная значимость работы ученикадостигается путём имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.
5.   Широкое применение различных формгруппового тренинга.
6.   Оптимальные группы состоят из 7-10человек.
7.   дифференциация программированногообучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний или не хватает средствдля решения конкретных задач.
Выбор методов обучениязависит от особенностей учебного предмета, целей и задач обучения, возрастной ииндивидуальной специфики учащихся, уровня образованности, развития и воспитанияученика, материально-технической оснащённости учебного заведения, способностейи возможностей учителя, его мастерства и личных качеств, времени на решениедидактических задач.
В качестве основных форморганизации процесса обучения в школе принят урок, в вузе – лекция. Формаобучения – это специальная конструкция самого процесса. Она означаетколлективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

3 Виды обучения
В мировой практикесложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановыеобразовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённуюобразовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностныхособенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона.
Известны разные типы,виды и стили обучения, которые нельзя оценивать по признаку – «лучше» или«хуже». Их выбор зависит от образовательной политики в стране, доминирующей вобществе образовательной парадигмы или доктрины, теории обучения, целей и задачобучения, индивидуально-личностных и профессиональных возможностей, склонностейи предпочтений преподавателя.
Наиболее распространённыев школьной практике развивающее, объяснительно-иллюстративное (сообщающее),проблемное и программированное обучение. Наряду с этими видами обучения имеютсяи другие, менее распространённые в школьной практике, например, блочноеобучение, модульное обучение, дистанционное обучение и другие.
 
3.1 Развивающееобучение
Главная цель развивающегообучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоениюзнаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни(способности «жить своим умом»). Учитель здесь выступает в качествеорганизатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знанийи истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение,разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учительоткрыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемыхучениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства,диалога).
В тактике развивающегообучения просматривается три линии. Первая: учитель ставит вопросы и предлагаетзадания. Он не всегда даёт исчерпывающие объяснения, тем самым, даваяобучающемуся самостоятельно подумать и найти решение. Педагог подготавливаетучащегося к тому, что процесс понимания носит постепенный и последовательныйхарактер, что глубина понимания может быть различной. Вторая линия: педагогпредлагает обучающимся увидеть глубину во внешне простом и привычном. Этодолжно быть связано со стремлением вызвать удивление к повседневному ипривычному. Треть линия ориентирует на развитие логического мышления: учительвместе с обучающимися формулирует теоретические предположения (гипотезы,обобщения) в контексте общей картины явлений, событий или процессов.
 
3.2 Объяснительно-иллюстративноеобучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративноеобучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания вобработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этообучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами:подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичныхрежиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этомподходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном кзапоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому малоразвиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видетьпроблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты ит.д. Иначеговоря, сообщающее обучение не развивает мышления. Поэтому в дидактике,особенно в XX веке, велись поиски таких моделейобучения, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному мышлению иумениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.
 
3.3 Проблемноеобучение
В основе проблемногообучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л, Рубинштейна, оспособе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем,содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается черезпостановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи иситуации. Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъектхочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен самих искать. Данный вид обучения стимулирует проявление активности, инициативы,самостоятельности и творчества у учащихся; развивает интуицию и дискурсивноемышление; учит искусству решения различных научных и практических проблем,опыту творческого решения теоретических и практических задач. Однако проблемноеобучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, еслиученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Проблемноеобучение требует больше времени, поэтому его рекомендуется использовать всоответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения:сообщающим, программированным.
 
3.4 Программированноеобучение
В основепрограммированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которомуобучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление даннойсистемой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя(компьютера, других технических средств) ученику и получения обратной связи. Тоесть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником(самооценка).
В 1954 году Б.Ф.Скиннерсделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Онопирался на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идёт попринципу «стимул – реакция – подкрепление», что означает: ученику предъявляетсяматериал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получаютоценку.
Б.Скиннер сформулировалследующие принципы программированного обучения:
1. Принцип деленияматериала на возможно малые части, чтобы их усвоениебыло легким и при этом обязательным.
2. Принцип немедленнойоценки ответа. Ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильнымответом.
3. Принципиндивидуализации темпа обучения. Каждый учащийся тратит на усвоение материаластолько времени, сколько ему нужно.
На практике педагог можетвоспользоваться линейным и разветвлённым построением образовательной программы.При выборе линейного построения программы, учащиеся работают над всеми порциямиучебной информации по мере их поступления. Разветвлённая программа предполагаетвыбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебнойинформации.
В традиционном обученииученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом егоработа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идеяпрограммированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика спомощью обучающей программы.
Достоинством данного видаобучения является получение полной и постоянной информации о степени и качествеусвоения всей учебной программы. В программированном обучении каждый учащийсяработает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономиивремени преподавателя на процесс передачи информации, а также на постоянныйконтроль за процессом и результатом её усвоения. Главным недостатком данноговида обучения является чрезмерная аппеляция к памяти обучающихся.

Заключение
Развитие и формированиеспособностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных(музыкальных, художественных и т.д.) в ходе специального образования составляетодну из важнейших задач процесса обучения. В ходе обучения способности нетолько проявляются, но и формируются, развиваются. Их развитие является нетолько предпосылкой, но и результатом освоения знаний. Таким образом, основныезакономерности процесса обучения – педагогического характера.
Обучение выступает однимиз оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни,поскольку средствами обучения можно передать и получить большой объёминформации. Обучение – это организованный педагогом процесс познания, развития,общения, творчества. Основу любого вида обучения составляет дидактическоеотношение: преподавание – учение.

Список использованных источников
 
1 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спбю: Питер.,2002
2 Педагогика / Под ред. Педкасистого. –М., 2004
3 Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000
4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер., 2005
5 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,2002