Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет
им. Е.А. Букетова
Кафедра Педагогики и психологии
Курсовая работа
По дисциплине: «Формирование элементарных математическихпредставлений»
На тему: «Обучение счету в средней группе детского сада»
Выполнила:
ст-ка гр. ПМДВО-11
Богачева Т.
Проверила:
старший преподавательАлексеева Л.А./>/> />/>/>/>/>/>/>/> Караганда 2008
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические аспектыобучения счету детей среднего дошкольного возраста 5
Глава 2 Опытно-экспериментальнаяработа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков счета. 8
2.1Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету. 8
2.2Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению среднихдошкольников счету. Рекомендации. 11
Заключение. 13
Список использованной литературы… 15
Приложение 17
Введение
Совсем недавно мы сами были детьми, а теперь уже имеем своих детей илихотим учить и воспитывать малышей. Какими же мы хотели бы видеть наших деток?Здоровыми, добрыми, воспитанными, умными, трудолюбивыми и т.д.
Созданная система общественного дошкольного воспитания предусматриваетфизическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание иразвитие детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностямии подготовку к обучению в школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразнойдеятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даетвозможность осуществить их всестороннее развитие и воспитание. Заботясь оздоровье и воспитании, поддерживая бодрое, жизнерадостное настроение малышаработники дошкольных учреждений должны стремиться сделать счастливым детствокаждого ребенка.
В умственном развитиидетей большое значение имеют занятия по развитию элементарных математическихпредставлений. Педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но ито чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна математическая сущность техпредставлений, которые он формирует у детей.
Вдетском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические задачи иупражнения со счетом учат детей думать, логически мыслить, расширяют ихпредставления об окружающем.
Важность данной проблемы для практики обучениядошкольников и определяет актуальность исследования.
Цель исследования — исследовать возможностиобучения счету детей среднего дошкольного возраста. Поставленная цельреализуется решением следующих исследовательских задач:
— Изучить проблему развития элементарныхматематических представлений в психолого-педагогической и методическойлитературе;
— Выявить основные задачи обучения счету детейсредней группе;
— Определить формы и методы обучения счету детейсреднего дошкольного возраста;
Объект исследования: процесс обучения счету детейсреднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условияобучения средних дошкольников счету.
Глава 1 Теоретические аспектыобучения счету детей среднего дошкольного возраста
Математика обладает уникальным развивающимэффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности икачества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи,воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциалличности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию,последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностногоразвития каждого человека, и является главной задачей предмета математики.Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формированиясаморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой — дать ребёнкуощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен ипотому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский в руководстве повоспитанию детей до школы «материнская школа» в программу по арифметике иосновам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (4-6лет), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнениепредметов по выбору, геометрических фигур, изучение мер измерения.
Песталоции И.Г. – швейцарский педагог-демократ и основоположник теорииначального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, воснове которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретныхпредметов, пониманию действий над числами, умению определять время.
Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский предлагал обучать детей счетуотдельных предметов и групп действиям сложения и вычитания, формироватьпонимание десятка, как единицы счета.
Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой в 1872 г. издал «Азбуку», одной изчастей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету вперед и назадв пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь на детский практический опыт,приобретенный в игре.
Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение идальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагогаФ.Фребеля и итальянского педагога М. Монтесори. Передовые педагоги прошлого,русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математическихзнаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет вкачестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей, как можнораньше примерно с 3-х лет. Обучение понималось ими как упражнения впрактических, игровых действиях с использованием наглядного материала,накопленного детьми опыта в различении числе, времени, мер пространства.
Д.Л. Волховский издал книгу «Детский мир в числах». Она былапредназначена не только для начальной школы, но для приготовленных классовженских гимназий, детских садов и домашнего обучения.
Наиболее полно содержание и методы изучения с детьми дошкольного возрастаматематического материала отражены в методическом пособии «Математика в детскомсаду» составленном В.А. Кемниц по практической работе с детьми дома (беседы сдетьми, игры, упражнения, практические работы по математическому развитию детей7-8 лет).
Труды советских педагогов Л.В. Глаголевой, Л.К. Шлегер, Е.И, Тихеевой,Ф.Н. Блехер послужили основой дальнейшей разработки и совершенствованияпсихолого-педагогических методов первоначального формирования математическихпредставлений.
При разработке современных педагогических пособий учтены исследованияА.М. Леушиной. Она заложила основы современной дидактической системыформирования математических представлений, разработав программу, содержания,методы и приемы с детьми 3-4-5-6 лет.
Методы и приемы педагогического руководства математическим развитиемдетей с помощью игры разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатьевой, А.А.Смоленцовой, И.И. Щербининой.
На современном этапе совершенствование методики формирования элементарныхматематических представлений направлено на уточнение, поиск и внедрение в практикуработы дошкольных учреждений новых дидактических средств, что соответствуеттребованиям реформ школы, среднего и высшего образования в стране.
Глава 2 Анализ результативностиэкспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возрастанавыков счета 2.1 Разработка и проведение эксперимента пообучению детей счету
обучениесчет дети дошкольник
Опытно-экспериментальнаяработа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков счетавключает в себя несколько этапов:
— подготовка проведенияэксперимента;
-констатирующий срез повыявлению уровня сформированности счетных навыков у детей среднего дошкольноговозраста;
— формирующийэксперимент по обучению детей счету;
— контрольный срез повыявлению результативности формирующего эксперимента.
Была поставлена цель — определить уровень сформированности счетных навыков у детей в средней группедетского сада, провести эксперимент по обучению счету. Основной задачейформирующего эксперимента является улучшение показателей констатирующегоэксперимента. После проведения контрольного эксперимента на основе результатовподготовить рекомендации.
Задачи исследованияопределили выбор методов: наблюдение, эксперимент, тесты, игра, беседы.
К основным показателям,характеризующим счетные умения и навыки ребенка старшего дошкольного возрастаможно отнести:
– знать;
– уметь;
Исследованиезадействовало экспериментальную старшую группу воспитанников детского сада«Ракета». В группе 22 ребенка.
Для того, чтобыопределить исходный уровень сформированности счетных навыков были использованыигровые задания, в процессе выполнения которых воспитатель оценивает уровеньсформированности счетных навыков каждого ребенка, руководствуясь знаниями иумениями, которыми должен владеть ребенок среднего дошкольного возраста.(Приложение 1).
Уровень сформированностисчетных навыков складывается из нескольких составляющих:
– уровеньсформированности;
– уровеньсформированности;
– уровеньсформированности;
Данные показателиопределились по трем уровням: высокий, достаточный и низкий.
В процессеконстатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности счетныхнавыков были получены результаты (Приложение 3).
В результате анализарезультатов видно, что в группе присутствуют дети с низким уровнемсформированности счетных навыков, но в основном у всех детей уровеньсформированности счетных навыков по всем показателям достаточный. В группе естьдети, у которых уровень сформированности счетных навыков выше достаточного.
Формирующий экспериментвключал в себя разработку и проведение системы занятий, обучающих счету старшихдошкольников в контексте разных видов деятельности. Проведение формирующегоэксперимента осуществлялось следующими путями:
1. Использования всех многочисленных поводов, которые визобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные видыдетской деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым — игры и занятия соспециальным заданием по счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходило попутно,то во втором — работа по счёту носила самостоятельный характер.
Форма организации работы по обучению счету:
— индивидуально-творческая деятельность,
— творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
-учебно-игровая деятельность (познавательные игры,занятия),
— игровой тренинг.
Всё это опиралось на развивающую среду, которая былапостроена следующим образом:
1. Математические развлечения:
— игры головоломки,
— задачи-шутки,
2. Дидактические игры:
— сенсорные,
— моделирующего характера,
— специально придуманные педагогами для обучения детей.
3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственныхспособностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарныхматематических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике;физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе инепосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности. (Приложение 2)
Игровая форма обучения повышала настроение детей способствовалапроведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию счетныхнавыков.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось созданиепредметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметногооснащения для самостоятельных игр.
2.2 Выявлениерезультативности опытно-экспериментальной работы по обучению среднихдошкольников счету. Рекомендации
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей былпроведён контрольный срез данных по той же методике, что и базисный, цельюкоторого было выявление успешности обучения счету детей среднего дошкольноговозраста по разработанной системе.
Показателираспределились следующим образом:
№
п/п Показатели Констатирующий срез Контрольный срез В Д Н В Д Н 1 Количественные представления 4 14 3 8 12 1 2 Порядковый счет 4 14 3 6 14 1 3 Сравнительные умения 6 12 3 7 13 1
Данные результатыпоказывают, что в целом по средней группе у повысились показатели, характеризующиесформированность счетных навыков. Анализируя изменения показателей, отметим,что детей с высокими показателями, характеризующими знания и умения в областисчета, стало больше, в связи с этим детей с достаточным уровнемсформированности – уменьшилось, у нескольких детей остался низкий уровеньсчетных умений. В основном это дети, пропускавшие посещение детского сада всвязи с болезнями. На этом основании мы пришли к выводу, что нашаопытно-экспериментальная работа в средней группе детского сада «Ромашка»оказала влияние на повышение уровня сформированности счетных навыков путемцеленаправленности обучения.
Рекомендации:
1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активныхдействиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрическихфигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа «Цвети форма», «Форма и размер» и другие, в которые непосредственновключены разнообразные обследовательские действия.
2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логическихгеометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простыхигровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как поналичию, так и по отсутствию свойства.
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболееуспешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлениюпеченья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу заживотными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствуетосвоению элементарных математических отношений.
5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные,настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметовпо числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры иварьировать их.
6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, егонезависимости от формы расположения, хорошо использовать игру«Точечки». Дети любят общаться, их радует одобрение старших, этопоощряет их к освоению новых действий.
7. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагаетсяметодика использования различных видов детской деятельности преимущественноигрового характера.
8. Целенаправленное развитие элементарных математических представленийдолжно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
Заключение
Одной из самых сложныхобластей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта,является область математических знаний, так как они достаточно отвлеченны иоперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. Овладениеэлементарными математическими представлениями детьми среднего дошкольноговозраста оказывается вполне возможным, но связано с определенными трудностями.
Задача, стоящая передвоспитателями в процессе обучения детей счету, весьма серьезна. Важно не простонаучить ребенка правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, а дать емупонимание того, что такое число, для чего оно нужно, какая сторона вещей за ним«спрятались».
В качестве выводов покурсовой работе приведены несколько рекомендаций по обучению детей счету всредней группе:
— основное внимание приобучении счету уделяется упражнениям в сравнении численностей двух множеств(групп).
— обучение счету всредней группе детского сада необходимо вести на наглядной основе.
— обучение счету путем поэлементного сопоставления двух предметныхмножеств помогает подготовить детей к познанию отношений между числами.
— обучение счету должно помочь детям понять цель (только сосчитавпредметы, можно точно ответить на вопрос сколько?) и овладеть ее средствами:называнием численных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы.Четырехлетним детям трудно одновременно усвоить обе стороны этой деятельности.Поэтому в средней группе обучение счету осуществляется в два этапа.
На первом этапе наоснове сравнения численностей двух групп предметов детям раскрывают цель даннойдеятельности (найти итоговое число). Их учат различать группы предметов в 1 и2, 2 и 3 элемента и называть итоговое число на основе счета воспитателя.
На втором этапе дети овладевают счетными операциями. После того, как детинаучатся различать группы (множества), содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, ипоймут, что точно ответить на вопрос сколько?, можно лишь сосчитав этипредметы, их учат вести счет в пределах 3, а затем 4 и 5.
— формированию навыка счетной деятельности, обобщению представлений очисле способствуют различные упражнения в сосчитывании звуков, движений,предметов по осязанию. В этом процессе воспитателю поможет овладение навыкамисенсорного воспитания.
Список использованной литературы
1. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений онатуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2002г.
2. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. — М.: 1945г. стр. 6-8.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателядет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления – М., 1983
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственныхспособностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение 1989 г.
6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях,М.: Просвещение 1987
7. Ерофеева Т.И. и другие. Математика днядошкольников — М.: Просвещение 1992г.
8. Звонкин А. Малыши математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г.
9. Каменский Я.А. Избранные педагогическиесочинения. — М.: Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.
10. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста, М.: Наука и жизнь. 1974.
11. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, Березина Р.Л.,Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. – М., 1987
12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателядет.сада. – 2-е изд, перераб. – М., 1984
13. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд.4-е.-М., Задруга 1920г. стр. 182-183.
14. Песталоцци И.Г. Избранныепедагогические сочинения.Т-1.,- М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.
15. Смоленцева А.А.Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Новиздат, 1996г.стр. 9-19.
16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарныхматематических представлений дошкольников, — М.: Просвещение 1980г. стр.37-40.
17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз,1954г. стр.651 -652.
18. Ушинский К.Д. О первоначальном обучении счету / Избр. пед. соч. М.-1986.-С.147.
19. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателядет.сада /Пер. с польск. О.А.Павлович. – М., 1981
Приложение 1
игровыезадания, использующиеся при определении сформированности счетных навыков удетей средней группы детского сада «ромашка»/>Сосчитай себя
Цель: знание количественного счета в пределах 5-ти.
1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык,грудь, живот, спина).
2. Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки,2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги).
3. Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук иног)./>Отсчитай и принеси
Цель: выявление умения отсчитывать предметы поназванному числу («отсчитай и принеси четыре шишки»).
От упражнения в воспроизведении одной группы детипереходят к составлению двух групп («принеси 3 зайчика и 4 морковки»).
Давая такие задания, называют соседние внатуральном ряду числа. Это попутно позволяет детям упражняться в сравнениичисел. Детям предлагают не только отсчитывать предметы, но и расположить их вопределенном месте, (поставить на верхнюю и нижнюю полочку, положить на столслева или справа и так далее).
Сколько икоторый по счету
Цель: выявление знания количественного ипорядкового счета в пределах 5-ти.
Назвать числа по порядку, указывая на предметы,расположенные в ряд; относить последнее число ко всем пересчитанным предметам(например: «один, два, три – всего три шара»).
Правильно пользоваться количественным и порядковымичислительными (1,2,3 – третий по счету).
Отвечать на вопросы: « Сколько всего? Какой(который) по счету?»
Больше, меньше
Цель: выявление умениясравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления оравенстве (неравенстве)
«Здесь два зайчика, аздесь три елочки. Елочек больше, чем три»)
Уравнивать неравныегруппы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет илиубирая из большей группы один (меньший) предмет («К двум зайчикам добавилиодного и их стало три, и елочки тоже три. Елочек и зайчиков поровну (три итри)»).
Приложение 2/> Занятие «Бабочки иромашки»
Цель: сформировать и закрепитьумения сравнивать и сопоставлять у детей.
Наглядный материал: Лист с ромашками, бумажные бабочки.
Ход занятия: На бумаге нарисованы четыре ромашки. Воспитательрассказывает:
-На поляне росли ромашки. Много ромашек. И вот прилетели бабочки(вырезанные из бумаги). Много бабочек. Они увидели цветы и захотели отдохнуть,сели бабочки на цветы каждая из них села на один цветок. Хватила места всем,кроме одной. Почему так получилось? Правильно. Бабочек было больше, а цветовменьше. Бабочек больше на одну. Ей не хватило цветка. Заплакала бедная бабочкаи говорит – «Полечу на другую поляну, найду себе тоже цветок». И улетела.Сколько теперь стало бабочек и цветов? Поровну. У каждой бабочки свой цветок.Но вот другая бабочка слетела с цветка: «Жалко мне мою подружку. Скучно ей тамодной. Полечу ее поищу». – И тоже улетела – что же стало теперь? Чего большебабочек или цветов? Правильно. Теперь цветов стало больше, а бабочек меньше.Бабочек меньше на одну».
Приложение 3
Таблицасформированности счетных навыков у детей средней группы детского сада «ромашка»
Констатирующийсрез№ Фамилия, Имя Количественные представления Порядковый счет Умение сравивать
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Абдыкаримов Руслан
Александров Сергей
Балашова Оля
Василенко Стас
Гомель Иван
Завгороднева Света
Загитов Ринат
Зимутдинов Фархад
Климов Саша
Константинова Ира
Купцова Вера
Липина Люба
Лысенко Надя
Марченко Анатолий
Монарева Вера
Пансевич Коля
Сапунова Лена
Смирнов Влад
Тотлина Катя
Фомина Оля
Шулембаев Данияр
В
Д
Д
Д
Н
Н
Н
Д
Д
В
Д
Д
Д
В
Д
Д
Д
В
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Н
Д
Д
Д
Д
Д
В
Д
В
Д
Д
Н
Д
В
Н
В
Д
В
В
Д
Д
Д
Д
Н
Д
В
Н
В
Д
В
Н
Д
Д
В
Д
Д
Д
В – высокий уровеньсформированности качества;
Д – достаточный уровеньсформированности качества;
Н – низкий уровеньсформированности качества.
Приложение 4
Таблицасформированности счетных навыков у детей средней группы детского сада «ромашка»
Контрольныйсрез№ Фамилия, Имя Количественные представления Порядковый счет Умение сравнивать
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Абдыкаримов Руслан
Александров Сергей
Балашова Оля
Василенко Стас
Гомель Иван
Завгороднева Света
Загитов Ринат
Зимутдинов Фархад
Климов Саша
Константинова Ира
Купцова Вера
Липина Люба
Лысенко Надя
Марченко Анатолий
Монарева Вера
Пансевич Коля
Сапунова Лена
Смирнов Влад
Тотлина Катя
Фомина Оля
Шулембаев Данияр
В
Д
Д
Д
Д
Д
Н
Д
Д
В
В
Д
В
В
Д
В
В
В
Д
Д
Д
Д
Д
В
Д
Д
Д
Д
В
Д
Д
Д
В
Д
В
Д
Д
Д
Д
В
Н
В
Д
В
В
Д
Д
В
Д
Д
Д
В
Д
В
Д
В
Н
Д
Д
В
Д
Д
Д
В – высокий уровеньсформированности качества;
Д – достаточный уровеньсформированности качества;
Н – низкий уровеньсформированности качества.
Приложение 5
Динамикарезультативности проделанной работы
пообучению счету детей средней группы
детскогосада «ромашка»
Констатирующий срез
/>
/>