Обязательства вследствие причинения вреда. Индивидуализация юридического лица

ГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯАКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ (г. Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ (филиал)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХДИСЦИПЛИН
Юридический факультет
Специальность — юриспруденция
Контрольная работа
по дисциплине «Гражданскоеправо»
ВАРИАНТ №4
Выполнила:
Студентка З курса66 группы
Рожко Светлана Александровна
Домашний адрес: Саратовская область
Перелюбский район посёлок Целинный
Саратов-2009 г

1. ОБЯЗАТЕЛЬСТВАВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА
вред обязательство индивидуализацияюридическое лицо
Гражданско-правовые обязательства пообщему правилу возникают из договора и иных правомерных действий. Но естьгруппа так называемых охранительных обязательств, основаниями возникновениякоторых выступают иные, чаще всего неправомерные действия. К этой группеотносятся обязательства из причинения вреда, иначе называемые деликтными. Можносогласиться с существующим в юридической литературе определением обязательствиз причинения вреда как «недоговорных обязательств, возникающих вследствиенарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего, которыеносят абсолютный характер, призванных обеспечить наиболее полное восстановлениеэтих прав за счет причинителя вреда, либо за счет иных лиц, на которых закономвозложена обязанность возмещения вреда».
В результате причинения вреда возникаетобязательство по его возмещению, субъектамикоторого являются стороны (кредитори должник), содержание (права и обязанности сторон) и предмет. Реализацияобязанности по возмещению вреда происходит в рамках охранительногоправоотношения. Кредитор в обязательстве из причинения вреда имеет правотребовать возмещения причиненного ему вреда, а должник обязан этот вредвозместить.
Предметом (объектом) обязательств повозмещению вреда являются действия должника, обеспечивающие полноевосстановление материальных и личных нематериальных благ кредитора, которымпричинен вред.
Вред, возникший вследствие умыслапотерпевшего, возмещению не подлежит. Что же касается грубой неосторожностипотерпевшего, то, если причинитель отвечает только за вину, вина потерпевшего вформе грубой неосторожности, в зависимости от степени вины потерпевшего ипричинителя, влечет уменьшение ответственности причинителя вреда. Когда жепричинитель отвечает независимо от вины, то при отсутствии его вины и наличиигрубой неосторожности потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшенлибо ввозмещении вреда может быть отказано.
Обязательным условием ответственностиявляется юридически значимая причинная связь между поведением причинителя инаступившим вредом. Причинная связь может считаться юридически значимой, еслиповедение причинителя превратило возможность наступления вредоносногорезультата в действительность. Если же поведение причинителя обусловило лишьвозможность наступления вреда, то юридически значимая причинная связь междуповедением причинителя и вредом отсутствует.
Таким образом, для возложенияответственности за причинение вреда требуется с помощью указанных критериевустановить наличие необходимой причинной связи между поведением причинителя ивредом.
Наконец, обязательным условиемнаступления ответственности за причинение вреда является противоправность, подкоторой следует понимать нарушение чужого субъективного права без должного нато управомочия. Если вред причинен случайно, то противоправность налицо, ноответственность, по общему правилу, не наступит ввиду отсутствия вины, котораянеобходима для полного состава правонарушения.
Наличие вреда является единственнымусловием, которое необходимо для возникновения всех без исключения обязательствиз причинения вреда. Что же касается таких условий, как вина лица, обязанного квозмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимаяпричинная связь между поведением указанного лица и наступившим вредом, то онимогут быть, а могут и не быть, либо может быть часть их.Вред, причиняемыйгражданинуможет затрагивать как имущественную, так и личную сферу потерпевшего,поэтому он подразделяется на моральный и имущественный.
Под моральным вредом понимаетсянеимущественный вред, выражающийся в причинении потерпевшему нравственных илифизических страданий. Моральный вред возникает, как правило, в каждом случаеповреждения здоровья или причинения смерти. Полученное увечье не толькопричиняет физические страдания, но и тяжело поражает моральный мир человека.Смерть человека является также горем для его близких. Моральный вред можетзаключаться в умалении чести гражданина, в умалении уважения к нему со стороныокружающих под влиянием распространенных о нем порочащих сведений, несоответствующих действительности.
Имущественный вред при поврежденииздоровья может выражаться в том, что потерпевший производит определенныерасходы, вызванные данным несчастным случаем (на лечение, протезирование,дополнительное питание и др.). Вместе с тем повреждение здоровья может вызватьу потерпевшего утрату трудоспособности и соответственно – утрату трудовогодохода. При причинении смерти материальный вред возникает у лиц, находящихся наиждивении умершего или имевших право на получение от умершего содержания иутративших эти средства.
На требования о компенсации моральноговреда не распространяется исковая давность (п.1 ст.187 ГК, п.9 ПостановленияПленума Верховного Суда РК от 22 декабря 1995 года №10 «О применении судамизаконодательства о возмещении морального вреда»).
Согласно ст. 443 ГК (как общее правило)не возмещается лишь вред, причиненный правомерными действиями (например, всостоянии необходимой обороны от противоправного посягательства). Вред,причиненный всякими иными действиями, подлежит возмещению. Это значит, что подпонятие противоправных попадает большая группа действий, которые закон незапрещает, но и не разрешает причинять ими вред (в отличие от правомерных).Противоправными такие действия признаются как нарушающие общую норму онеобходимости воздерживаться от причинения вреда другим лицам.
Такая широкая трактовка противоправностидопустима только в отношении действий, но никак не в отношении бездействия. Дляпризнания противоправным бездействия необходимо, чтобы на причинителе лежалаобязанность совершения соответствующего положительного действия. Тогдабездействие означает нарушение этой обязанности и потому может рассматриватьсякак противоправное.
Причинная связь в обязательствах имеетсвою специфику. Нередко возникает необходимость установления не одного, а двухзвеньев причинной связи. Так при повреждении здоровья необходимо установитьналичие причинной связи: между противоправным поведением и увечьем; междуувечьем и утратой потерпевшим трудоспособности.
Обязанность возмещения вреда неотносится к мерам ответственности, в основе возникновения указанной обязанностилежат иные условия, которые состава правонарушения не образуют. В частности, всоответствии с действующим законодательством, к мерам гражданско-правовойответственности нельзя отнести обязанность возмещения вреда, причиненногоправомерным действием, независимо от того, возлагается ли эта обязанность напричинителя вреда или на какое-то другое лицо (ч.4 ст.443 ГК).
Таким образом, в основе обязательств изпричинения вреда в одних случаях лежит состав правонарушения (полный илиусеченный); в других случаях указанные обязательства основываются на другихусловиях, не образующих состав правонарушения. Отсюда различаются условиявозникновения ответственности за причинение вреда и условия возникновенияобязательств из причинения вреда, не относящихся к мерам ответственности.
Указанные обязательства могутквалифицироваться по различным основаниям в зависимости от того, какойдеятельностью причинён вред: обычной или связанной для окружающих с повышеннойопасностью; оперативно-хозяйственной или такой, в какой воплощены выполняемыеактами власти; в зависимости от того, относится ли обязанность по возмещениювреда к мерам гражданско-правовой ответственности или нет.
2. ПРАВАНА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Индивидуализация юридического лица, т.е.его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путемопределения его местонахождения и присвоения ему наименования.
Место нахожденияюридического лица определяется местом его государственной регистрации, если всоответствии с законом в учредительных документах юридического лица неустановлено иное (п. 2 ст. 54 ГК). Конкретный адрес юридического лицауказывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан кместу нахождения его постоянно действующего органа. Определение точного местанахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актовместных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств(ст. 316 ГК) и решения многих других вопросов.
Под фирменнымнаименованием понимается то наименование, под которым предприниматель выступаетв гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участниковгражданского оборота. Действующее законодательство предъявляет фирменнымнаименованиям ряд требований. Прежде всего, наименование предпринимателя должноправдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение другихучастников гражданского оборота. В этой связи фирменное наименование должносодержать истинные указания и организационно-правовую форму предприятия(казённое предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытоеакционерное общество и т. п.), его тип (государственное, муниципальное,частное), профиль деятельности (производственное, научное, торговое и т. п.),личность владельца и т. д.
Далее, чтобы выполнятьфункцию индивидуализации, фирменное наименование должно обладать отличительнымипризнаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы другой. Иными словами,фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемыхнаименований.Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота можетбыть обеспечена фирменным наименованием лишь тогда, когда остаётся неизменным втечение всего времени, пока пользующийся им предприниматель сохраняет свойорганизационно-правовой статус. Поэтому допускается произвольное инеобусловленное какими-либо уважительными причинами изменение фирменногонаименования.
Предъявляемые к фирметребования определяют и её структуру. Принято выделять две части фирмы –основную, которая именуется ещё корпусом фирмы, и вспомогательную, которуюназывают добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякогофирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую формупредприятия, его предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие егохарактеристики. Так фирменное наименование полного товарищества должносодержать имена (наименования) всех его участников и слова «полноетоварищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников сдобавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество» (п. 3 ст. 69 ГК РФ).
К корпусу фирмыдобавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяютсянаобязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальноенаименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое дляотличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всеговыполняет различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод «Калибр»),имён собственных (объединение «Светлана»), географических названий(фабрика «Нева») и т. п. Другие добавления, например: указания«универсальный», «специализированный», «центральный» и т. п., в том числесокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КамАЗ и т. д.), относятся к числуфакультативных и могут включаться в фирму по усмотрению её владельца.
В качестве субъектовправа на фирменное наименованиевыступают, прежде всего, коммерческиеюридические лица (п. 4 ст. 54 ГК). Это и понятно, так как практическуюпотребность в индивидуализации среди других участников гражданского оборотаиспытывают именно они. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями,обычно приобретают и осуществляют права и обязанности под своими собственнымиименами, что, по общему правилу, является достаточным для их индивидуализации.
Сущность права на фирмузаключается в гарантированной лицу возможности выступать в обороте подсобственным фирменным наименованием. Лицо вправе совершать гражданско-правовыесделки и иные юридические действия; осуществлять личные неимущественные права;защищать свои имущественные или неимущественные права и т. д. Фирмовладелецвправе помещать своё фирменное наименование на вывесках, бланках, счётах,прейскурантах и т. п. Наименование может использоваться в разнообразныхпубликациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях.
Наряду с правом насовершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования посвоему усмотрению (положительная сторона права на фирму) фирмообладатель вправетребовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных снеправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования(негативная сторона права на фирму).
Характеризуяюридическую природу права на фирму, следует выделить несколько свойственных емупризнаков. Прежде всего, данное субъективное право носит исключительныйхарактер, т. е. фирмовладелец обладает монополией на реализацию техвозможностей, которые заложены в данном субъективном праве. Далее, право на фирмуотносится к числу абсолютных прав, т. е. таких прав, которые действуют вотношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий,предоставленных их владельцам.
Право на фирму частохарактеризуется в литературе как личное неимущественное право, с чем следует вцелом согласиться. Действительно данное право органически связано с деловойрепутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц,владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимостьматериального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения кней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередкополучает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активовпредприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещениепричинённых убытков.
Право на фирму носит впринципе бессрочный характер. Это означает, что, приобретя в установленномпорядке данное право, лицо может пользоваться им без ограничения каким-либосроком, т. е. до тех пор, пока существует само предприятие, и фирменноенаименование правдиво отражает его организационно-правовой статус и иныеатрибуты.
Существеннойособенностью права на пользование фирменным наименованием является то, чтоодновременно выступает и в качестве обязанности фирмовладельца.
Право на фирмуохраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижскойконвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихсяучастниками данной Конвенции. Таким образом, рассматриваемое право имеетэкстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ.
На протяжении многихлет (на практике и сейчас) права на фирму возникали в явочном порядке, т. е.приобретались теми юридическими лицами, которые первыми начинали имипользоваться.
Право на фирму являетсяв принципе правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленнойсобственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим лицамна договорной основе, фирменным наименованием может владеть только самфирмообладатель. Право на фирму может быть передано другому лицу лишьодновременно с передачей самого предприятия. Выдача разрешений на пользованиефирменным наименованием может осуществляться на основе договоров коммерческойконцессии.
Право на наименованиепрекращается одновременно с ликвидацией самого фирмообладателя. Выделяютдополнительные основания его прекращения: отказ самого фирмовладельца; припереходе предприятия к новому владельцу; реорганизация юридического лица; порешению суда.
В гражданском оборотенеобходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию(товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускатьсямногими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственныемарки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.
Производственная марка— это словесный (описательный) способ индивидуализации товара; она вобязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычновключает в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес,название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар,перечень его основных потребительских свойств и ряд других данных.Производственная марка может применяться юридическим лицом без какой-либоспециальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.
Действующеезаконодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение,способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородныхтоваров других юридических или физических лиц.Свойства некоторых товаров взначительной степени определяются природными условиями или людскими факторамитой местности, где они производятся (например, каспийское литье или дымковскаяигрушка). Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют правозарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара т. е.название страны, населенного пункта, местности или другого географическогообъекта, используемое для обозначения товара. Право пользования такимнаименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любымилицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие оттоварного знака, право использования наименования места происхождения товараявляется бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам. В свою жеочередь, товарный знак призван связывать свойства и качества товара сконкретным его производителем, а не с особыми свойствами географической средыместа производства товара. В остальном же по выполняемым ими функциям они весьмасхожи и нередко практически неразличимы по своей внешней форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. АнтимоновБ. С. Значение вины потерпевшего при гражданском правонарушении. М., 2006. –77с.
2. БеловВ. В. и др. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика егоприменения: Учебное пособие. М., 2007
3. БеляковаА.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. Теория ипрактика. М., 2006. – 91с.
4. ВаркаллоВ. Ответственность по гражданскому праву:
возмещение вреда – функции, виды, границы. М.: Прогресс, 2006
5. Гражданскоеправо: Учебник. ТомII. Под редакциейА. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.: «Проспект», 1997. –695с.
6. КоняевН.И. «Право на товарный знак и промышленный образец».2006
7. КофманВ. И. Соотношение вины и противоправности в гражданском праве // Правоведение.2007. №1 – 69с.
8. Краткийюридический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. – 2-е издание доп. – М.:Институт новой экономики, 2007. – 441с.
9. МалеинН. С. О моральном вреде. // Хозяйство и право. 1993. №3 – 32с.
10. СергеевА. П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. 2-е издание. М.:Проспект, 2006
11. СмирновВ. Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в гражданском праве.Л., 2007
12. СуховаГ.Онекоторых вопросах защиты права на товарный знак// Хозяйство иправо. 2006. №4 – 101с.
13. ШестаковД. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в РФ // Закон и право. 2006.№12
Нормативно-правовыеисточники
1. Гражданскийкодекс РФ М., 2008
2. ЗаконРФ от 07.02.1992 г. №2300 «О защите прав потребителей».
3. ЗаконРФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованияхмест происхождения товаров».
4. Парижскаяконвенция по охране промышленной собственности. Ст. №8

3. Решение Задачи/>
В данной задаче следуетвспомнить определение фирменного наименования, которое должно правдиво правовоеположение предпринимателя, выступающего в гражданском обороте и не вводить взаблуждение других его участников. И не менее важно наименование должнообладать отличными признаками для того, чтобы выполнять функциюиндивидуализации участника гражданского оборота и не допускать смешения однойфирмы с другой (Гл. 76 ст. 1473 ГК). То есть фирменное наименование должно бытьновым и отличным от уже используемых наименований, что явно противоречитдействиям Железнова в поставленной задаче.
Российский закон, как изаконы многих других стран, закрепляет принцип относительной новизны заявляемыхнаименований.Новыми будут считаться лишь такие заявленные наименования, которыепо своему содержанию не являются тождественными до степени их смешивания. Такимобразом, мы видим, что ни предприниматель Железнов, ни регистрирующаяорганизацияне вправе были использовать и регистрировать фирменное наименование,которое принадлежит другим лицам, зарегистрировавшим его ранее и выпускающееоднородную продукцию. Известно, что сущность юридической охраны наименованиясостоит в предоставлении его хозяину возможности неограниченного использования наименования,исключаяиз числа пользователей всех других лиц. За владельцем закрепляетсяправо запрещать любому третьему лицу применять своё зарегистрированное имя иникто, кроме управомоченного лица, не может им пользоваться. Любоеиспользование фирменного наименованиядругими лицами без согласия владельца вкакой-либо форме составляет правонарушение. В соответствии с п. 2 ст. 4 ЗаконаРФ о товарных знаках данные действия можно квалифицировать как нарушение праввладельца на средство индивидуализации, то есть несанкционированноеиспользование фирменного наименования, зарегистрированном на имя другого лица вотношении однородных товаров. И сама регистрирующая организация, имея в Единомгосударственном реестре юридических лиц с таким же наименованием по п. 1 ст.7Закона РФ о товарных знаках предусматривала возможность отказа в регистрациинаименования, если оно тождественно или сходно до степени смешения снаименованиями других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международныхдоговоров Российской Федерации.
Здесь преобладаетналичие вреда, возможно выраженного в потере прибыли и репутации другойтабачной фабрики. Соответственно возникают обязательства из причинения вреда(Гл. 59 ст. 1064-1081 ГК РФ) основаниями возникновения, которых выступаютнеправомерные действия. Далее возникает ответственность, в свою очередьоснованиями которой является вина (умысел); вред; противоправность поведенияпричинителя вреда, т. е. нарушение чужого субъективного права без должного нато управомочия; причинная связь между противоправным поведением и вредом (когдавозможность наступления вредоносного результата перешла в действительность).
В условии возникшей задачиничего не было сказано о прекращении прав на фирменное наименование и опродлении срока регистрации свойства на наименование (ст. 16, 36 Закона РФ отоварном знаке). На основе отсутствия этих данных в задаче, я исходя из того,что Дано, считаю, что другая табачная фабрика «Дымок» вполне имеет правотребовать прекращения незаконного использования фирменного наименования,товарного знака или наименования места происхождения. В данном вопросе насволнует фирменное наименование. Если вследствие незаконного использованиячужого средства индивидуализации – наименования «Дымок» — Железновым уобладателя данного средства фабрики «Дымок» возникли убытки, то он владелецимеет право на их возмещение в полном объёме. Основная трудность здесьзаключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. Визвестной степени эту задачу облегчает абзац 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ, гласящий, что«если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, правокоторого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убыткамиупущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы». В качестве особогоспособа защиты права на фирменное наименование выделяется опубликованиесудебного решения (ст. 46Закона РФ о товарных знаках) в целях восстановленияделовой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и времяопубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определенысамим судом, подлежит оплате нарушителем.
Существует и иныегражданско-правовые средства, с помощью которых обладатели прав на средстваиндивидуализации могут добиваться их защиты.
Ну и, наконец,действующее законодательство рассматривает незаконное использование фирменноенаименование как уголовно-наказуемое деяние (ч. 1 ст. 180 УК РФ). Однако дляквалификации такого деяния как преступления необходимы такие признаки, какнеоднократность или причинение крупного ущерба. В конкретном же конфликтепризнаков уголовного деяния не наблюдается, поэтому действия нарушителейследует охарактеризовать как гражданское правонарушение, следовательно,требования истца правомерны и должны быть удовлетворены.