Обычай изакон в античном мире
Идеи Платонадавно волнуют умы многих людей. Уже давно признано, что Платон создал самоезначительное учение об идеальном. Именно его учение предвосхитило многие методыи подходы, которые получили свое дальнейшее развитие лишь в философии Новоговремени и даже ХХ века. Идеи Платона об идеях и о космосе до сих пор являютсяактуальными. Безусловно трудность прочтения Платна заключается в использованииим символически-мифологического языка, именно поэтому для его пониманиятребуется перевод его работ на язык сегодняшней культуры[1].Однако проблемы, поднятые Платоном, волнуют до сих пор многих философов. Хотя,несмотря на то, что нас отделяет от Платона большое временное расстояние, егоидеи во многом опережают современные работы.
Хотя следуетотметить, что социальной философии Платона повезло в этом отношении гораздоменьше. Социальная философия Платона трактуется как набор довольно такипроизвольных допущений. Несомненно, ученые соглашаются с тем фактом, чтоПлатону удалось предвосхитить некоторых современных общественно-политическихидей, например, социализма и коммунизма, хотя при этом многие из нихподчеркивают, что такие параллели являются анахронизмом. Обычно же социальнаяфилософия Платона характеризуется как утопическая или наивная.
Хотя здесь впору согласиться с Сократом: не может природа хромать на одну ногу. Разве можетПлатон в области теоретической философии быть гениальным мыслителем, а вобласти социальной философии – наивным утопистом? Тем более, что являетсяобщепризнанным, что социальная философия Платона имеет тесную связь с его«теории идей»[2].
В данномслучае будет рассмотрена социальная философия Платона.
В своихработах «Государство», «Закон» и «Федон» Платон пытался отреставрироватьобщинно родовой строй.
Утопия – этосоциальный проект, который основан на искусственных, абстрактных, произвольныхпредпосылках, он никогда не существовал, не существует и существовать не может.Согласно этому определению, которое дается во всех словарях, Платон должен былбы смотреть на свой идеал государства, изображенный в одноименном диалоге, как наголую абстракцию, фантазию. Однако при детальном рассмотрении работ Платонастановится возможным увидеть в изображаемом в «Государстве» строе реальносуществовавший, доисторический политический строй. Если рассуждения Платона огосударстве верны, в чем он не сомневается, то такое наилучшее государствофилософов уже, возможно, много раз существовало в прошлом, существует сейчас уварваров, о которых грекам ничего не известно и будет существовать еще и вбудущем. То есть мы можем утверждать, что Платон исповедовал циклическуюконцепцию истории, видевшую в истории бесконечный круговорот, и в этом случаетакое наилучшее государство, по его мнению, действительно, возникало с началомновой эры, вырождалось и гибло, а затем, в следующую эру, снова возникало.
Так 8 книге«Государства», Платон, переходя к вырожденным типам государственногоустройства, говорит о государстве философов как о реально существовавшем впрошлом. Согласно Платону первый тип вырожденного государства – тимократия, тоесть власть воинов-честолюбцев, рождается из государства философов, когда онокак бы отрывается от небесной истины, которой владели философы. Как указываетПлатон, тимократия, которая реально существовала на Крите и Спарте еще в V векедо н.э., родилась из строя правления философов. То есть получается, что последнийсуществовал даже ранее крито-лакедемонского устройства на этих же землях[3].
Хотя в«Государстве» об этом говорится полунамеками. Но в других диалогах, особенно«Политик», «Тимей», «Федон» и «Критий» совершенно точно изображают именно такуюкартину реального существования в глубокой древности государства, котороесейчас привыкли считать утопией Платона[4]. Но своимысли Платон формулирует не в виде рациональных доказательств, а виде мифов,именно поэтому они игнорируются исследователями Платона. Хотя еще А.Ф. Лосевубедительно показал, что миф есть неотъемлемый от человеческого бытия исознания способ отношения к миру, который присутствует и сегодня и более того,коренится и в иных, немифологических формах мировоззрении – научном,философском, художественном.
Так, согласноПлатону, «государство философов» много раз существовало на земле. Египет эпохисамого Платона во многом сохраняет черты этого государства. Было оно и вГреции, в частности, за 9 000 лет до эпохи Солона, но поскольку многочисленныепотопы и катастрофы губили предшествующие греческие цивилизации, эллинам – современникамПлатона ничего об этом неизвестно и память об этом сохранили только египтяне.Таким образом Платон призывал в «Государстве» не к созданию бывшего,вымышленного, фантастического социального проекта, а к возрождениюсуществовавшего, по его мнению, доисторического реального государства. Именноэто государство являлось наилучшим так как Платон смотрит на историю как нарегресс, а на прошлое – как на образец для подражания. При этом следует особоотметить, что государство философов Платон считает наилучшим государством, ноне наилучшим обществом.
Платонсчитал, что если людьми начинают управлять люди, то как бы мудры они ни были,не избежать ссор, раздоров и отсюда необходимости применения насилия дляводворения порядка. Отсюда необходимость государства[5].Но при этом любое государство, даже наилучшее, в котором правятфилософы-мистики, передающие волю богов всем остальным гражданам, по своей природехуже любого безгосударственного изначального состояния.
Так впонимании Платона в государстве и обществе отсутствует одни из важнейшихатрибутов утопии – вера в то, что человек своими силами может претворить вземной жизни идеальную гармонию.
В самом «Государстве»,в отличие от остальных произведений Платона, вообще не встречается упоминаний омифах, согласно которым государство философов – реальное историческоегосударство. Напротив, повествование в книге 2, где вводится тема идеальногосударства, построено так, будто речь идет о простом рациональномконструировании[6]. При этом нив одном месте нет упоминаний: в какой именно области Эллады основывается этогосударство, кто поименно его основатели и правители – создаваемый образгосударства вполне абстрактен, лишен подробностей бытового, этнического,исторического порядка, которые позволили бы соотнести его с реальносуществующим или существовавшим государством у эллинов или у варваров. При этомследует особо подчеркнуть, что основания создания такого государства такжечисто рациональные – человеческие потребности, необходимость разделения труда,неравенство людей по природе и устройство человеческих душ. И даже в книге 6,говоря о реальности такого государства, Сократ несколько раз оговаривается: этотак, только если верны его рассуждения. Более того, Сократ и его товарищи в «Государстве»неоднократно говорят, что это государство, возможно, сейчас существует лишь вих воображении и даже не столь уж и важно: есть ли оно в действительности.
С однойстороны, безусловно, Платон согласен с тем, что государство, изображенное водноименном диалоге – лишь идеальная модель. С другой стороны он описываетнекое подобное государство как реально существовавшее много тысяч лет назад ине оставляет надежд и сейчас создать такое же государство[7].Данное противоречие можно объяснить, если вспомнить, что идеальную модельПлатон понимал вовсе не так, как ее понимают теперь. Для Платона идеальнаямодель – это эйдетическое образование, умопостигаемый и нематериальный, носовершенно объективный, не зависящий от наших фантазий принцип организации материивещи.
То есть идеальнаямодель государства, по Платону, на самом деле есть образец, «находящийся нанебе», то есть существующий внепространственно и вневременно, но при этомвполне объективно, как эйдос, и лишь посредством утонченной диалектики Сократавыраженный в слове. Но при этом этот образец и «присутствует» в любом земномгосударстве, организуя социальный хаос в социальный космос, делая его подлинносуществующим. Ведь без причастности к своему эйдосу любая вещь не является этойсамой вещью, стол существует, потому что он связан с эйдосом стола, шкаф – потому,что он связан с эйдосом шкафа. Афинское, Критское, Коринфское и любое другоегосударство есть государство, то есть при помощи неких законов и обычаеворганизованное общественное целое, а не распыленная, разрозненная толпа, потомучто оно причастно к эйдосу государства, который и описывается логическимисредствами в «Государстве» Сократом и товарищами.
Такимобразом, мы можем сказать, что государство есть государство, которое держитсяна неких законах и обычаях, служение которым позволяет данному обществуподдерживать порядок и стабильность в государстве.
СовременныеПлатону виды греческих государств есть результат вырождения этогопервоначального государственного устройства.
То есть мыможем сделать вывод, что сам Платон воспринимал себя вовсе не как утописта, акак реставратора.
Как основнойпринцип Платон выбирает добродетель, в то время, как каждый гражданин способенустанавливать то, в чем он нуждается: для одних это будут законы о наследстве,для других – законы об оскорблениям и так далее. Хотя Платон утверждает, чтоправильнее было бы начинать именно с добродетели, так как именно ради нееустроитель и формулирует свои законы. При создании законов законодатель долженпостоянно иметь перед цель, с которой бы он постоянно сверял созданные законы.Платон говорит, что «Законодатель должен часто задавать себе вопрос: «К чему,собственно, я стремлюсь? Достигну ли я своей цели или потерплю неудачу?»[8].Принцип системного приводит Платона к необходимости обсуждения деталейразличного характера: экономического, психологического, педагогического ижитейского характера, так как именно они не подлежат регулированиюзаконодательству, но именно про них должен постоянно помнить законодатель. Тоесть Платон утверждает, что «Тот, кто разбирает вопрос о законах так, какразбираем сейчас мы, обучает граждан, а не только дает им законы»[9].Законы должны быть рассмотрены в единой системе с привычками и обычаями, ноесть законодатель не должен упускать «ни великого, ни малого». «Ибо все этосвязует государство; ни одно из этих начал не может быть прочным без другого.Поэтому не следует удивляться, если законы у нас становятся пространнее из-занаплыва многочисленных узаконений и привычек, которые кажутся на первый взглядмелочными»[10].
Платонсоздает свое государство путем создания единой системы, состоящей из законов,нравов, обычаев, традиций и т.д., «цементируя» это все добродетельностью. Толькопосле создания данной модели Платон берет на себя ответственность определениятого, в какой степени построенное государство приближается к идеалу. Это онобъясняет следующим: когда установлено, что такое справедливость, не следуеттребовать, чтобы справедливый человек соответствовал идеалу справедливости. Также и с государством: сначала надо дать словесный «образец совершенногогосударства», а потом рассматривать возможность его устроения.
То есть, можносказать, что Платон использует модель государства в качестве вспомогательногосредства при изучении реальности таким же образом, как модели используются всовременной науке. Так как идеальным государством для Платона являлся родовойстрой, то и обычай по Платону – это основная форма регулирования поведения вобществе.
Интереснопродолжение идей Платона в творчестве Плутарха. Прежде всего следует отметить,что Плутарх стремился подражать классическому мышлению, а точнее былпродолжателем идей Платона и Аристотеля[11]. Плутархименно этим и отличался от греческой традиции, он был – неоплатоником. Онстремился восстановить классическое мышление Платона. Особенно это заметно видеях о государстве. В это время господствующей стала утопия, что еслигосударство отдаляется от конкретных связей, которые до этого сплачиваликоллектив классического города-государства, от обычаев и традиций древности, тотем самым оно дает возможность создавать его заново на отвлеченном теоретическомуровне. Но вот как раз идеи утопизма Плутарх и отодвигает от себя. Хотя идею отом, что государство должно строиться на обычаях и законах, он поддерживаетцеликом и полностью. При этом он считал, что обычаи являются более древними,чем законы и служат основой законов.
Подводя итогразмышлениям, можно утверждать, что хотя Плутарх не был самостоятельным,«оригинальным», писателем (то есть он собирал и модернизировал идеи других),однако идеи именно Платона он взял в качестве основы для своих идей о ролиобычаев и законов для государства.
Такимобразом, можно говорить о том, что Плутарх являлся последователем Платона вданной области, хотя и не разделял его точку зрения об идеальном государстве.Однако мысли Платона о роли обычаев в формировании законов, и о значении тех идругих в жизни государства он разделял.
Списокиспользованной литературы
1. Бородай Т.Ю. Рождениефилософского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С.А.,2008. – 284 с
2. Платон. Государство.Книга 7,8. – М., Эксмо, 2009 – 601 с.
3. Плутарх. Сравнительныежизнеописания. – М., Эксмо, 2006 – 470 с.
4. Слезак Т.А. Какчитать Платона / Пер. с нем., предисл. и примечания М.Е. Буланенко. СПб.,2008. – 314 с.