Обжалование и опротестование действий государственных органов

Оглавление
Введение
Глава 1. Обжалование постановления по делу об административномуправонарушению
1.1 Обжалование постановлений и решений по делу об административномуправонарушению
1.2 Судебная практика
Глава 2. Опротестование постановления по делу обадминистративному правонарушению:
2.1 Опротестование судебных решений, принесение протеста нане вступившее в законную силу постановления по делу об административномправонарушении и последующие решения
2.2 Судебная практика
Заключение
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальностьисследования.Развитие Российского государства по пути демократии выдвинуло на центральноеместо вопросы обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан.Принятие в 90-х гг. Конституции Российской Федерации, Уголовного кодексаРоссийской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральногоконституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации», Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан», а также Кодекса обадминистративных правонарушениях Российской Федерации и другихнормативно-правовых актов, является наглядным подтверждением курса страны внаправлении защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.
Но конституционныймеханизм защиты прав граждан, представляющий собой систему органов и средств,не всегда является действенным. Проявлению негативных обстоятельствспособствует ряд факторов, среди которых можно отметить недостаточный опытгосударства в области практического обеспечения прав и законных интересовграждан; несовершенство процессуальной регламентации порядка разрешения споровв области функционирования государственной администрации; безответственное ибюрократическое отношение отдельных представителей власти к проблемамреализации конституционных прав граждан; отсутствие надежного механизмаответственности должностных лиц в связи с реальными нарушениями прав и свободчеловека и гражданина, а также эффективного механизма возмещения вредагражданам, причиненного в результате неправомерных действий представителейвласти и т.п.
Хотя судебной власти ипредоставлены широкие полномочия по защите прав и законных интересов граждан,она не всегда может оперативно реагировать на нарушения прав гражданпредставителями государственной администрации, в частности милиции, из-зачрезмерной перегруженности судебных органов.
И в этой ситуациивозрастает роль административного порядка защиты нарушенных прав граждан.Данный правовой институт, не умаляя роли органов правосудия, призван существеннодополнить судебный механизм защиты прав и законных интересов личности испособствовать комплексному решению этой проблемы.
Углубленного анализа иисследования требуют особенности ведомственной административной юрисдикции всистеме МВД, характеризующиеся на сегодняшний момент как не отвечающие в полномобъеме требованиям современной действительности. К сожалению,административно-правовые отношения, возникающие в процессеадминистративно-юрисдикционной деятельности сотрудников милиции, до сих пор в рядеслучаев регулируются союзным законодательством и ведомственными правовымиактами МВД СССР. Такая ситуация не согласуется с принципами, провозглашенными вОсновном Законе Российской Федерации. Возникла необходимость реформированияадминистративно-правовой регламентации производства по жалобам граждан в ОВД.
Из-за отсутствия научнообоснованной теоретической концепции административно-правового регулированияуправленческих параметров, организационных вопросов и порядка взаимосвязиподразделений милиции, в том числе в сфере защиты прав и законных интересовграждан, на протяжении последних лет происходит постоянная реорганизациясистемы МВД Российской Федерации, что негативно сказывается на эффективностидеятельности структурных элементов данного социального организма.
Актуальность этойработы велика, таккак несмотря на множество нормативно-правовых актов регламентирующих эту сферуона является достаточно спорной и не в полной мере реализованной. Так жехочется отметить что граждане, которые, собственно, и должны его использоватьдля защиты их прав, в большинстве своем не знакомы с порядком его работы.
Степень изученностипроблемы. Проблемамиобеспечения законности, защиты прав граждан и совершенствования процессуальногопорядка административного обжалования действий и решений, нарушающих права исвободы граждан в отдельных сферах функционирования государственнойадминистрации, занимались Галаган И.А., Горшенев В.М., Казакевич Н.Н., КарасеваМ.В., Клюшничснко А.П., Лесницкая Л.Ф., Лория В.А., Масленников М.Я., СалищеваН.Г., Студеникина М.С… Хаманева Н.Ю., Шахов И.Б., Шергин А.П., Шорина Е.В.,Ямпольская Ц.А. и др.
В основу исследованияположены такие методы,как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный идругие
Объектом исследования в данной работе является институтобжалования и опротестования действий государственных органов.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретическихположений по административной жалобе и протесту, более полному изучениюмеханизма их реализации и выявление путей совершенствования системы охраны правграждан.
Задачей курсовойработы являетсяизучение проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации своего права назащиту гражданами, при несогласии граждан с решениями органов государственнойвласти РФ.
Положениями,выносимыми на защиту, является следущее:
-жалоба является одним изспособов защиты нарушенного прав и свобод граждан
— опротестованиепрокурором является значимым правовым моментом защиты прав и свобод граждан
-практика дел показываетчто данные институты защиты прав и свобод используются не в полной мере

Глава 1.Обжалование постановления по делу об административном правонарушении
 
1.1Обжалование постановлений и решений по делу об административному правонарушению
Для этого вопросахарактерной чертой является подача жалобы ответчиком по делу обадминистративном правонарушении, в отношении которого вынесено постановление.Вопросы, связанные с порядком подачи жалобы, подготовкой к рассмотрению, срокрассмотрения, рассмотрение жалобы, решение по жалобе на постановление обадминистративном правонарушении, оглашение решения, вынесенного по жалобе,регулируются статьями Кодекса об Административных правонарушениях. В частностиэто глава 30.
Итак, рассмотрим право наобжалование постановления по делу об административном правонарушении.
В статье 30.1 КоАП[1]освещены вопросы данного права.
Право на обжалованиепостановления по делу об административном правонарушении выступает важнойпроцессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения кадминистративной ответственности.
 Жалоба на постановлениепо делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом,в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителемфизического лица (родители, усыновители, опекуны, попечители), законнымпредставителем юридического лица, защитником и представителем.
Установлен срок, вразмере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения илиполучения копии постановления по делу. О сроках обжалования, мы поговорим ещеболее подробно в дальнейшем параграфе.
 На основании ПисьмаВерховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536—7 даны разъяснения о порядке вступленияв силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушенияхв случае их обжалования.
Так, подача ирассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке,установленном статьями 30.2—30.8 КоАП РФ. Возможности обжалования решения судьиобластного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ непредусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно послевынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ)[2].
 Если делорассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановлениеможет быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАПРФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд,т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9КоАП РФ).
 Если делорассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановлениеможет быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2—30.8 КоАП РФ,только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд, либо в областной илидругой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП РФ).
 Возможности обжалованияв таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ непредусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно послевынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).
Такой порядок обжалованияопределяется, прежде всего, какой суд являлся судом первой инстанции,соответственно, для обжалования постановления жалоба подается в вышестоящий судпо отношению к тому, который вынес постановление.
 В дальнейшем возможентолько пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам обадминистративных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных впункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1—25.5, пункте 1статьи 30.1 КоАП РФ.
 Постановление по делу обадминистративном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими(гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (статья29.5 КоАП РФ)[3], а вынесенное судьейгарнизонного военного суда, обжалуется в окружной (флотский) военный суд.
Постановление по делу обадминистративном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной вгороде комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется врайонный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.
Постановление по делу,вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящийорган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрениядела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по местурассмотрения дела.
Жалоба на постановлениепо делу об административном правонарушении государственной пошлиной необлагается. Это лишний раз подчеркивает значимость вопроса и подход к нему состороны государства, а также положения Конституции РФ о защите прав, свобод иличного достоинства человека и гражданина.
Подведомственностьсудьям арбитражных судов по делам об административных правонарушенияхустанавливается абзацем 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, в отношении дел об оспариваниирешений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении кадминистративной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и инуюэкономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом пообщим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями,установленными в § 2 гл. 25 АПК (ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК[4] производство по делам об оспариваниирешений административных органов возбуждается на основании заявленийюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административнойответственности в связи с осуществлением предпринимательской и инойэкономической деятельности, об оспаривании решений административных органов опривлечении к административной ответственности.
 При решении вопроса опорядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу опривлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч.3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но непунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
 Порядок подачи заявленияоб оспаривании решения административного органа о привлечении кадминистративной ответственности регулирует статья 208 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95—ФЗ (ред. от27.12.2005, с изменением от 02.03.2006)[5].
 Однако,имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по даннойкатегории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами НК РФ инормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 НК РФ не содержитположений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей приподаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебногопристава—исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административныхорганов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст.329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ[6], содержащие соответствующиеположения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются,не отменены.
Мы видим данную коллизиюв праве в отношении госпошлины, так как это ставит под вопрос равноправиеучастников административных отношений.
 Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «Онекоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях»[7],определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что впредусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенныеуполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикциипо подведомственным им делам.
 В таком же порядкеобжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административномправонарушении, в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. взависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такоеопределение.
 По результатамрассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушениивыносится решение.
Таким образом, мы видим,что под субъекты данного права подпадают все лица административных правоотношений.
Теперь рассмотрим порядокподачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,который закреплен в статье 30.2 КоАП.
 Данной статьейопределены отдельные аспекты подачи и движения жалобы на постановление по делуоб административном правонарушении в случае вынесения постановления оназначении административного наказания.
 Необходимо понимать, чтожалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящемудолжностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае онанемедленно направляется в принявший постановление орган по делу для выполнениятребований ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ или районный судья обращается с запросом обистребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу,который в свою очередь обязан направить все имеющиеся у него материалырайонному судье.
Когда, жалоба ошибочноадресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномоченырассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу,должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениямичасти 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
Жалоба на постановлениесудьи о назначении административного наказания в виде административного арестаподлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч. 2 ст. 30.2КоАП РФ).
Так, КоАП не требует отподателя жалобы прилагать к ней какие—либо документы, в том числе уведомление овручении жалобы административному органу. К форме и содержанию жалобы непредъявляются какие—либо требования, следовательно, она может составляться впроизвольной форме (ст. 30.2 КоАП); рассмотрение жалобы может производиться безвызова органа, должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление; срокрассмотрения жалобы (ст. 30.5 КоАП) исчисляется лишь с момента поступленияжалобы со всеми материалами дела об административном правонарушении,представление которых возлагается на орган, вынесший обжалуемое постановление(ст. 30.2 КоАП), и т.п.
Мы видим, что к порядкуподачи жалобы не применяются усложненные формы составления и содержания жалобы.Это делает возможность обжалования постановления практически всеми гражданами,даже не имеющими специального юридического образования.
В случае еслирассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица,которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении,жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток(ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ).
Наосновании Закона РФ от 27.04.1993 N 4866—1 (ред. от 14.12.1995) «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от26 декабря 1995 г.[8], к действиям (решениям)государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц,государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятсяколлегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представлениеофициальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятиярешений), в результате которых:
—нарушены права и свободыгражданина;
—созданы препятствияосуществлению гражданином его прав и свобод;
—незаконно на гражданинавозложена какая—либо обязанность или он незаконно привлечен к какой—либоответственности.
 Гражданин вправеобратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы,либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненностигосударственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу,государственному служащему.
 Приняв жалобу крассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправеприостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Жалобына постановления по делам об административных правонарушениях государственнойпошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановлениесудьи о назначении административного наказания в виде административногоприостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в деньполучения жалобы.
Таким образом, мырассмотрели порядок подачи жалобы по постановлению по делу об административномправонарушении. Это является одним из важных вопросов рассматриваемой темы, таккак определяет возможность защиты нарушенного права и выражения несогласия свынесенным решением.
Рассмотрим вопрос,связанный со сроками обжалования постановления по делу об административномправонарушении. Этому вопросу посвящена статья 30.3 КоАП.
Установлен единый срокподачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинаетисчисляться со следующего дня, за днем вручения или получения копиипостановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа.
Несмотря на то, что КоАПРФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклоненииходатайства о восстановлении названного срока, это определение исходя, из общихпринципов осуществления правосудия может быть обжаловано. Поскольку оноисключает возможность дальнейшего движения дела об административномправонарушении. Это влечет нарушение права лица, привлеченного кадминистративной ответственности, на защиту, в соответствии с ПостановлениемПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «Онекоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушения»[9].
В судебной практикеуважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются:недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб,временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейныхобстоятельств. Так, мы видим, что существуют определенные условия, которыенеобходимы для определения срока подачи жалобы более чем в десять дней.
При получении жалобы спропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимаетмеры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего взаконную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
В случае истечения срокапри принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу обадминистративном правонарушении и/или последующие решения вышестоящих инстанцийпо жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление овосстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районнымисудами.
Пятидневный срокустановлен по таким категориям дел, как дела в отношении административныхправонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов иреферендумов.
Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «Онекоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса РоссийскойФедерации об административных правонарушениях»[10],содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайствао восстановлении срока обжалования постановления по делу об административномправонарушении. В данной ситуации, несмотря на то, что КоАП РФ не предусматриваетвозможности обжалования указанного определения, оно исходя, из общих принциповосуществления правосудия может быть обжаловано, поскольку это определениеисключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение правалица, привлеченного к административной ответственности, на защиту нарушенногоправа.
Итак, мы рассмотрелисроки подачи жалобы на постановление по делу об административномправонарушении, а также особенности и условия подачи жалобы.
Рассмотрим следующийвопрос, связанный с подготовкой к рассмотрению жалобы на постановление по делуоб административном правонарушении. Этот вопрос закреплен правом в статье 30.4КоАП.
Подготовка к рассмотрениюжалобы выступает составляющим элементом процессуальных гарантий, в рамкахполного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела.
Выясняютсяобстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей,должностным лицом, например, родственные связи или заинтересованность вразрешении дела.
 А также, обстоятельства,наличие которых несовместимо с производством по делу об административномправонарушении, например, крайняя необходимость, истечение сроков давности илиотмена закона, установившего административную ответственность.
 Вопросы назначения ипроведения экспертизы, с учетом истребования дополнительных материаловрегламентируются в соответствии со статьями 26.4, 26.5, 26.8, 26.10 КоАП РФ[11].В этих статьях определены правовые моменты, при которых могут быть истребованыдополнительные материалы.
Не конкретизированыосновы явки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
 В течение трех суток,жалоба со всеми материалами дела направляется на рассмотрение поподведомственности, если не относится к компетенции судьи, должностного лица, ккоторым она поступила.
Мы рассмотрели, вопросы,связанные с подготовкой к рассмотрению жалобы, выявили основные моменты иопределили особенности. Напомним, что каждый из рассматриваемых подвопросов,является важным правовым положением в обжаловании постановления по делу обадминистративном правонарушении.
Следующим подвопросомнашей курсовой работы, являются сроки рассмотрения жалобы на постановление поделу об административном правонарушении. Как и предыдущие положения, этотвопрос закреплен в КоАП в статье 30.5[12].
Что же мы можем сказатьпо этому положению?
Итак, срок рассмотренияжалобы или протеста прокурора по общему правилу составляет 10 дней, аисчисляется он с момента поступления жалобы со всеми материалами дела в суд,орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение жалобы.
 Проблемы могутвозникнуть при невозможности представления дела об административномправонарушении по подведомственности для рассмотрения жалобы на постановлениепо делу об административном правонарушении в связи с нахождением материаловдела в органах прокуратуры или предварительного следствия, в данном случаенеобходимо предоставить информацию о причинах, обусловивших задержку ихнаправления, а также принять скорейшие меры к их получению.
 Пятидневный срокрассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушенииустановлен по таким категориям дел, как дела в отношении административныхправонарушений посягающих на права граждан в сфере проведения выборов иреферендумов.
 Если лицо, привлеченноек административной ответственности, отбывает административный арест либоподлежит административному выдворению, то срок рассмотрения жалобы напостановление об административном аресте, либо административном выдворениисокращается до одних суток с момента подачи жалобы.
 Пятидневный срок со дняпоступления со всеми материалами в вышестоящий суд, установлен для рассмотренияжалобы на постановление о назначении административного наказания в видеадминистративного приостановления деятельности.
Данный срок возможнособлюсти только при наличии определенных предварительный действий, как тоформирование необходимых материалов, своевременное вручение извещений, а такжев том случае, если обстоятельства дела об административном правонарушении невызывают сомнения и не требуют уточнения или дополнительных доказательств поделу. В остальных случаях соблюдение суточного срока будет находиться подугрозой.
Необходимо обратитьвнимание на наличие других сроков, так статья 140 НК РФ устанавливает, чтожалоба должна быть рассмотрена в 30—дневный срок, и указанный срок может бытьпродлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа дляполучения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, унижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней[13].О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается вписьменной форме лицу, подавшему жалобу.
 А, согласно статьи 55 ТКРФ предусмотрен общий 30—дневный срок рассмотрения первоначальной жалобы ивозможность продления данного срока начальником этого таможенного органа, но неболее чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, вписьменной форме с указание причин продления[14].
Мы можем сделать вывод,что практически, при решении данного вопроса, нельзя пользоваться только КоАП,а следует учитывать и законодательство по отраслям другого права.
 Согласно структуреКодекса об административном правонарушении, следующим вопросом следуетпоставить рассмотрение жалобы на постановление по делу об административномправонарушении. Это положение закреплено в статье 30.6 КоАП.
На КоАП РФ нераспространяются положения ФЗ от 02.05.2006 N 59—ФЗ «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[15].Так как, установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяетсяна все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежатрассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами ииными федеральными законами. Соответственно, в силу специфики процессуальныхотношений, обращения граждан, связанные с реализацией своих процессуальных праврегулируются Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальнымкодексом, КоАП РФ.
Рассмотрение жалобыпроизводится в строго процессуальном порядке, а именно с соблюдением базовыхтребований, так она подлежит рассмотрению судьей единолично в 10—дневный сроксо дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.
 Должностное лицо,осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяетдело в полном объеме.
 Акцентируется вниманиена законности и обоснованности, дополнительно представленных материалов, заслушиваютсяобъяснения физического лица или законного представителя юридического лица, вотношении которых вынесено постановление по делу об административномправонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц,участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта,исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действияв соответствии с КоАП и ГПК.
Мы видим, что при решенииданного вопроса, учитывают общие положения и гражданского судопроизводства, чтонельзя забывать!
 При рассмотрении жалобыразрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, вотношении которых вынесено постановление по делу об административномправонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста изаключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другиепроцессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом,рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий,предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверениясоблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протоколрассмотрения жалобы.
Следует отметить, что всоответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела обязанностьдоказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения кадминистративной ответственности, прямо возложена на административный орган,принявший оспариваемое решение. Согласно ч. 5 ст. 210 АПК РФ в случаенепредставления административными органами доказательств, необходимых длярассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребоватьдоказательства от указанных органов по своей инициативе[16].
 Арбитражный суд прирассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связандоводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полномобъеме.
В выводах нужно отметитьвсесторонность данного вопроса, руководствоваться не только нормами административногозаконодательства, но и арбитражной практикой, гражданскими положениями ипроцессом.
Следующим по алгоритмурассматриваемого нами общего вопроса идет решение по жалобе на постановление поделу об административном правонарушении. Это рассматривается в статье 30.7КоАП.
В соответствии с частью 2статьи 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановлениепо делу об административном правонарушении должно содержать сведения,предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, такие как:
 1) должность, фамилия,имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиальногооргана, вынесших постановление;
 2) дата и месторассмотрения дела;
 3) сведения о лице, вотношении которого рассмотрено дело;
 4) обстоятельства,установленные при рассмотрении дела;
 5) статья настоящегоКодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающаяадминистративную ответственность за совершение административногоправонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
 6) мотивированноерешение по делу;
 7) срок и порядокобжалования постановления.
Эти сведения необходимы,прежде всего, для отмены постановления, в отношении которого подавалась жалоба,а также для упрощения порядка пересмотра и изменения постановления.
 Помимо указанныхсведений в установочной части решения по жалобе необходимо указывать сведения,отражающие процедуру подготовки и рассмотрения жалобы на постановление по делуоб административном правонарушении: дату поступления жалобы, материалов дела,рассматривалось ли дело в присутствии привлекаемого к ответственности лица,если нет — было ли оно надлежащим образом уведомлено, процессуальные действия,проводимые на стадии подготовки к рассмотрению и рассмотрения жалобы, имеющиезначение для принятия решения.
В мотивировочной частирешения дается оценка приведенным в жалобе доводам, имеющим юридическийхарактер, а также указываются основания для принятия решения по жалобе.
В резолютивной частирешения об отмене постановления и прекращении производства по делу, а внеобходимых случаях также решения об изменении постановления по делудополнительно должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов,товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, обиздержках по делу.
 В решении по жалобедолжен быть также решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрениемжалобы (если таковые имеются), в соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ[17].
Решение об отмене постановленияи о прекращении производства по делу выносятся, если существует возможностьосвобождения от административной ответственности при малозначительностиадминистративного правонарушения, а также в связи с наличием обстоятельств,исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Решение об отменепостановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаяхсущественного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, можетбыть вынесено по результатам рассмотрения жалобы на постановление о назначенииадминистративного наказания и жалобы о прекращении производства по делу.
Ошибка, допущенная приопределении подведомственности дела об административном правонарушении, должнаповлечь за собой отмену постановления и направление дела на рассмотрение поподведомственности.
Решениеарбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа опривлечении к административной ответственности принимается на основании главы20 АПК РФ[18]. Вынесенное решение арбитражногосуда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия,если не подана апелляционная жалоба.
Если арбитражный судустановит, что решение административного органа о привлечении кадминистративной ответственности является законным и обоснованным, топринимается решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Арбитражный суд принимаетрешение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью илив части, либо об изменении решения, если при рассмотрении заявления обоспаривании решения административного органа о привлечении к административнойответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятияне соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения кадминистративной ответственности или применения конкретной мерыответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностнымлицом с превышением их полномочий.
 В резолютивной частирешения должны содержаться:
 1) название, номер, датаи место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
 2) наименование лица,привлеченного к административной ответственности, его место нахождения илиместо жительства, сведения о его государственной регистрации в качествеюридического лица или индивидуального предпринимателя;
 3) указание на признаниерешения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ вудовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меруответственности, если она изменена судом.
Истечение сроковпривлечения к административной ответственности на время пересмотрапостановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу,если для этого отсутствуют иные основания.
В выводе по данномуподвопросу, мы можем сказать о наличии определенных правил и порядка вотношении решения по жалобе на постановление по делу об административномправонарушении.
Далее, мы рассмотримоглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу обадминистративном правонарушении. Данное правовое положение закреплено в КоАП а,именно, в статье 30.8[19].
Какие же моменты оглашеныв данной статье?
Итак, решение по жалобена постановление (решение) о назначении административного наказания, решение пожалобе на постановление о прекращении производства по делу об административномправонарушении оглашаются вынесшими их судьей, должностным лицом немедленнопосле их вынесения.
 Резолютивная частьрешения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушениидолжна быть конкретной и четкой, исключающей различные понимание и толкование.Исполнимости решения по жалобе (особенно в случаях изменения вида и мерыадминистративного наказания) призваны способствовать соблюдение правил онемедленном оглашении решения, вручении (или высылке) его копии и доведении егодо сведения органа исполнения, а также заинтересованных участниковпроизводства.
 Не вступившее в законнуюсилу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч.постановление судьи) и/или последующие решения вышестоящих органов (должностныхлиц) по жалобам на такое постановление могут быть опротестованы прокурором.
В порядке об исполненияпостановления об административном аресте, мы рассматриваем что, жалоба науказанное постановление подлежит направлению в вышестоящий суд в день полученияжалобы судьей, которым вынесено постановление по делу, и подлежит рассмотрениюв течение суток, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление,отбывает административный арест.
В принципе, рассмотренныйобщий вопрос об обжаловании постановлений по делу об административномправонарушении, является важной процессуальной процедурой и подлежит четкомусоблюдению. Мы попытались дать как можно более полный и понятный комментарий кстатьям Кодекса об административном правонарушении. Данные положения имеютбольшое юридическое значение как для гражданина, чьи права были нарушены, так идля лиц, осуществляющих правосудие. Для них это выражается, прежде всего, вответственном и правильном подходе к делу, к вынесению постановления всоответствие с законом.
1.2Судебная практика
В данном подвопросе мыпокажем, как происходит обжалование постановления по делу об административномправонарушении на практике, как выполняется тот алгоритм, о котором мы говориливыше.
Итак, первый пример.
Приопределении стоимости незадекларированных физическим лицом товаров, являющихсяпредметом административного правонарушения, ответственность за совершениекоторого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее — КоАП РФ), вычет денежной суммы, впределах которой предоставляется полное освобождение от уплаты таможенныхпошлин, налогов, не осуществляется.
Гражданка РоссийскойФедерации Щ., прибывшая в Москву из Стамбула, пересекла белую линию таможенногоконтроля на «зеленом канале» зала прилета аэропорта «Шереметьево—2»,заявив тем самым в конклюдентной форме об отсутствии у нее товаров, подлежащихв соответствии с законодательством Российской Федерации обязательномуписьменному декларированию. По результатам личного досмотра гражданки Щ., атакже таможенного досмотра принадлежащих ей женской и дорожной сумок обнаруженытовары — ювелирные изделия, текстиль, одежда, обувь. Документы, подтверждающиестоимость ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров,гражданкой Щ. представлены не были. Согласно заключению эксперта общаястоимость товаров составила 267273 (двести шестьдесят семь тысяч двестисемьдесят три) рубля 00 копеек.
ПостановлениемШереметьевской таможни гражданка Щ. признана виновной в совершенииправонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначениемнаказания в виде административного штрафа в размере одной второй стоимоститоваров, явившихся предметом административного правонарушения.
Согласно доводам жалобы всоответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от29.11.2003 N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставоктаможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (далее— Положение) без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могутввозить товары, общая стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей и,следовательно, указанная сумма подлежала исключению при определении стоимостипредмета административного правонарушения и размера административного штрафа.
В ходе рассмотрения ФТСРоссии жалобы на данное постановление установлено следующее.
В силу положений пункта 2статьи 286 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) ввозимыефизическими лицами товары, стоимость которых превышает ограничения,установленные для перемещения через таможенную границу с полным освобождениемот уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат декларированию в письменнойформе.
Полное освобождение отуплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если общая стоимостьтоваров, ввозимых физическим лицом на таможенную территорию РоссийскойФедерации, не превышает 65000 рублей (часть 1 статьи 282 ТК РФ, пункт 4Положения).
Из этого следует, что вслучае превышения установленных стоимостных ограничений письменномудекларированию подлежат все единовременно ввозимые физическим лицом товары, ане только в части такого превышения.
Таким образом, предметомадминистративного правонарушения являются все товары, в отношении которых невыполнена обязанность по заявлению о них таможенному органу сведений поустановленной форме.
Согласно санкции части 1статьи 16.2 КоАП РФ, установленный в качестве наказания административный штрафисчисляется исходя из стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихсяпредметами данного правонарушения[20].
Как мы видим, исходя изпримера судебной практики, гражданка Щ. совершила необходимые правовые действияпо обжалованию постановления. Для нее это выразилось в сокращении суммы штрафа.
Второй пример.
Привлечение кадминистративной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ по факту выдачибез разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус, находящихся навременном хранении, возможно только при наличии доказательств фактическогонахождения данных товаров у третьих лиц.
ООО «А» врамках внешнеторгового контракта осуществлена поставка на территорию РоссийскойФедерации новых грузовых автомобилей, прибывших 10.05.2007 на станцию ЛесокМосковской железной дороги в 11 железнодорожных контейнерах, которые былипомещены во временную зону таможенного контроля, созданную в соответствии сприказом Рязанской таможни. Для завершения процедуры внутреннего таможенноготранзита товаросопроводительные документы на поступивший товар, находящийся вовременной зоне таможенного контроля, были переданы работником ОАО «Т»на Московский таможенный пост Рязанской таможни, где после завершения указаннойпроцедуры на железнодорожных накладных были проставлены отметки «Товарпоступил», «Осмотрено, нарушений не выявлено».
Согласно акту таможенногодосмотра товаров и транспортных средств к досмотру предъявлено 11 железнодорожныхконтейнеров, из которых на 9 контейнерах пломбы отсутствовали и товары(автомобили в количестве 30 штук) выгружены из контейнеров и находились наоткрытой площадке временной зоны таможенного контроля ОАО «Т».Представитель ОАО «Т» пояснил, что товары находились в зонетаможенного контроля до момента их выпуска в свободное таможенное обращение.
Постановлением Рязанскойтаможни ООО «Т» привлечено к административной ответственности почасти 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
ФТС России в ходерассмотрения жалобы ОАО «Т» установлено следующее.
Объективную сторонуправонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, составляют, втом числе, противоправные действия, выразившиеся в выдаче без разрешениятаможенного органа товаров, имеющих статус, находящихся на временном хранении
Выдача товара заключаетсяв его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого фактаили без такового.
Согласно материалам делатовары (автомобили) были выгружены во временной зоне таможенного контроля ОАО«Т», доказательства, подтверждающие нахождение товаров за пределамиуказанной зоны, а также их выдачу другим лицам отсутствуют.
По результатамрассмотрения постановление Рязанской таможни отменено и связи с неправильнойквалификацией правонарушения[21].
Здесь мы видим примеробжалования постановления по делу об административном правонарушении юридическимлицом. Из этого делаем вывод о защите нарушенных прав могут обращаться нетолько граждане, т.е. физические лица, но еще и коммерческие и некоммерческиеорганизации, общественные объединения, т.е. юридические лица.

Глава 2.Опротестование постановления по делу об административному правонарушению
 
2.1Опротестование судебных решений, принесение протеста на не вступившее взаконную силу постановление по делу об административном правонарушении ипоследующие решения
Наряду с обжалованиемпостановления об административном правонарушении, следует рассматривать ивопрос об опротестовании управомоченным на то должностным лицом—прокурором, таккак эти вопросы тесно связаны между собой в административном праве.
Этим положениям так жепосвящен КоАП, именно он вместе с законом «О прокуратуре» регулирует данноеправо.
В КоАП это закреплено встатьях 24.6, 30.10, 25.11 и статье 36 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»[22].
Рассмотрим и проведеманализ действий прокурора при опротестовании постановления по делу об административномправонарушении.
Итак, Генеральныйпрокурор Российской Федерации и назначенные им прокуроры осуществляют надзор засоответствием производства по делам об административных правонарушенияхдействующему законодательству. Полномочия прокуратура распространяются на всеорганы осуществляющие административную юрисдикцию. Органы прокуратыосуществляют проверку применения норм устанавливающих административнуюответственность на предмет соответствия данного процесса правопримененияпринципам и требованиям законности. При этом используются все имеющиеся введении прокуратуры полномочия. Прокурорский надзор за производством по деламоб административных правонарушениях не распространяется на дела, находящиеся впроизводстве суда.
Мы видим, что, преждевсего протест подается в случае несоответствия постановления закону. Именнопрокурор следит за этим, осуществляет меры по их устранению в соответствиевозложенных на него полномочий. Но он не имеет право влиять на суд в течениепроцесса, что ставит перед нами положение о невмешательстве в производствосуда.
При опротестованиипостановления по делу об административном правонарушении правовой статуспрокурора как инициатора пересмотра постановления по делу приравнивается кправовому статусу лица, правомочного обратиться с жалобой. Правовой статусзакреплен в ФЗ от 17.01.1992 N 2202—1 (ред. от 04.11.2005) «О прокуратуреРоссийской Федерации»[23].
Отсюда и следует тособлюдение законных прав и интересов граждан, их конституционная защита илегитимность права!
Кроме того, упрощается идействия самого гражданина, в случае его юридической безграмотности.
Поскольку в соответствиис частью 2 статьи 30.11 КоАП РФ право принесения протеста на вступившие взаконную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении ирешение по результатам рассмотрения жалобы или протеста на такое постановлениепринадлежит Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям,прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, указанные лицавправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки послевступления постановления или решения в законную силу.
Таким образом, ипроверяется законность вынесенного постановления.
Принесение протеста на невступившее в законную силу постановление по делу об административномправонарушении и последующие решения
Невступившее в законную силу постановление по делу об административномправонарушении и/или последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам наэто постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки,установленные статьями 30.1 — 30.3 КоАП.
Протестпрокурора на постановление по делу об административном правонарушении и/илипоследующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке ив сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 КоАП.
Копиярешения по протесту прокурора на постановление по делу об административномправонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным встатьях 25.1 — 25.5 КоАП, в трехдневный срок после вынесения решения[24].
Мы видим некотороесходство с порядком опротестования прокурором и обжалованием постановления обадминистративном правонарушении обычным гражданином или юридическим лицом.
Прокурорили его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий судкассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а варбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядкенадзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение илипостановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отделамогут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого ониучаствовали.
Из этого положения мывыводим виды протеста: кассационный или частный, или же протест в порядкенадзора.
Прокурорили его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе впределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, покоторым решение, приговор, определение или постановление вступили в законнуюсилу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление судаявляются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядкенадзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Протестна решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесенпрокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.
Закон закрепляет, и какиепрокуроры могут опротестовать решение судьи.
Возможности прокурораучаствовать в производстве по делам об административных правонарушенияхобусловлены правовым статусом органов прокуратуры.
Статья 28.4. КоАПсодержит перечень дел, которые возбуждаются прокурором. Кроме данного перечняустанавливается, что при осуществлении надзора за соблюдением КонституцииРоссийской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ,прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административномправонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или закономсубъекта РФ. Соответственно к ним относятся и административные нарушения.
О возбуждении делапрокурор выносит постановление отвечающее требованиям, которые предъявляются кпротоколу об административных правонарушениях.
Поскольку органы и должностныелица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являютсяучастниками производства по делам об административных правонарушениях, они невправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастаетзначение прокурора как субъекта обладающего правом приносить протест напостановление по делу об административном правонарушении независимо от участияв деле.
Какое же правовоезначение имеет протест для суда или должностного лица, вынесшего постановлениеоб административном правонарушении?
Судья, орган, должностноелицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, должнывынести определение о приостановлении исполнения постановления в случаепринесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу обадминистративном правонарушении до рассмотрения протеста. Это определение принеобходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящемуего в исполнение. Исключением является только постановление об административномаресте, исполнение которого не приостанавливается принесением протеста.
Существует и возможностьвынесения определения о приостановлении его исполнения, которое принимаетсясудьей, удовлетворившим ходатайство о восстановлении срока для обжалованияпостановления по делу в порядке процессуальной аналогии, так как при принесениипротеста прокурора на вступившее в законную силу постановление такоеопределение законодательно закреплено.
Приостановлениеисполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административномправонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1—25.5КоАП РФ, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ такая возможностьпредусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административномправонарушении до рассмотрения протеста, детализировано в Постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторыхвопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях»[25].
Мы рассмотрели наиболееполное содержание статей КоАП, регулирующих поставленный перед нами вопрос,изучили и другие нормативно—правовые акты, в частности ФЗ «О прокуратуре», ПостановленииПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторыхвопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях».
И все же следует помнить,что это закон, то как должно быть, а как происходит этот процесс в современномгосударстве, как положения закона забываются и не используются, как судьи идолжностные лица допускают непоправимые и необоснованные ошибки, мы можемтолько предполагать. Вообще, затронутая проблема о несоответствие законареальности больной вопрос, но, к сожалению, он не рассматривается в данной теме.
2.2Судебная практика
Рассмотрим судебнуюпрактику по вопросам опротестования постановления по административномуправонарушению. Таким способом, мы покажем соответствие выше изложенныхположений права их действительности, и найдем подтверждение защиты прокуроромзаконных прав, интересов и свобод граждан, а также соответствие постановленийконституционным принципам и деятельность прокурора в этом процессе.
Итак, лицо, привлекаемоек административной ответственности, вправе при рассмотрении дела судомпользоваться юридической помощью адвоката (статья 25.5 КоАП).
Постановлением судьиФедерального суда Московского района от 22.01.2005 г. Гушанский Л.Е. привлеченк административной ответственности по ст. 6.8 КоАП и подвергнутадминистративному аресту сроком на десять суток.
Как указано впостановлении судьи, Гушанский, доставленный в дежурную часть 51—го отделамилиции, из хулиганских побуждений учинил скандал, в ходе которого выражался вприсутствии работников милиции и граждан нецензурной бранью.
В протесте заместительпрокурора Санкт—Петербурга поставил вопрос об отмене постановления судьи,указав, что в ходе судебного рассмотрения дела были нарушены права Гушанскогона защиту.
Адвокат, с которымГушанский заключил соглашение на защиту, судьей к рассмотрению дела обадминистративном правонарушении допущен не был, что является грубым нарушениемправа лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту (ст.1.2 КоАП).
Председатель городскогосуда 07.04.2005 г., согласившись с доводами протеста прокурора, постановлениесудьи в отношении Гушанского отменил, направил дело на новое судебноерассмотрение[26].
Мы видим, что прокурорподал протест на не соблюдение законных прав и интересов граждан, что не должнобыть в правовом государстве.
Следующий пример судебнойпрактики:
Копия протокола обадминистративном правонарушении немедленно после составления протокола должнабыть под расписку вручена лицу, совершившему административное правонарушение, атакже потерпевшему по его просьбе
Постановлением судьиФедерального суда Кировского района от 10.12.2005г. Потехин Э.И. привлечен кадминистративной ответственности по ст. 19.3 КоАП.
Председатель городскогосуда своим постановлением от 14.09.2006 г. по протесту заместителя прокурорагорода отменил необоснованное постановление судьи по административному делуПотехина, указав следующее.
В нарушение требованийст. 27.4 КоАП Потехину не была вручена копия протокола об административномправонарушении, а также не были разъяснены права, предусмотренные ст. 28.2 КоАП[27].
Мы видим пример нарушениязаконных прав и интересов граждан на предоставление им копии протокола, а такжена доведение им прав и обязанностей в связи с административным возбуждениемдела.
Следующий пример:
Лицо может бытьподвергнуто административному взысканию за мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП),если его действия (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительноеприставание к гражданам и др.) нарушили общественный порядок и спокойствиеграждан
Постановлением судьиФедерального суда Невского района от 29.10.2007 г. Зенин Н.А., 1968 г. рождения, привлечен к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП и подвергнут штрафу вразмере 1 тыс. руб.
Как указано впостановлении судьи, Зенин 28.10.2007 г., в Х часов, по месту жительства учинилскандал, словесно угрожал физической расправой своей бывшей жене, на еезамечания не реагировал.
Заместитель прокурорагорода в своем протесте указал, что постановление судьи в отношении Зенинаподлежит отмене, так как вывод о том, что он мешал покою и отдыху граждан, т.е. совершил мелкое хулиганство, не подтверждаются доказательствами, имеющимисяв административном деле.
Конфликт между Зениным иего бывшей женой произошел в отдельной квартире из—за оплаты услуг запользование телефоном и в отсутствие других членов семьи. Данные обстоятельстваподтверждает в своих объяснениях и сама потерпевшая.
Постановлениемпредседателя городского суда от 07.04.2008 г. необоснованное постановлениесудьи в отношении Зенина отменено[28].
Мы видим из этого примераи участие заместителя прокурора в деле, право его на подачу протеста наряду спрокурором. Этот правовой момент дает наиболее широкий подход к деятельностилиц Прокуратуры по защите законных прав и свобод граждан.
Следующий пример:
В соответствии стребованиями ст. 4.1 КоАП при наложении взыскания должны учитываться характерсовершенного административного правонарушения, личность нарушителя, степень еговины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающиеответственность
Постановлением судьиФедерального суда Кировского района от 30.09.2004 г. Воеводин В.И., работающийводителем на АОЗТ “Комбинат им. Степана Разина”, привлечен к административнойответственности по ст. 12.26 КоАП — лишен права управлять транспортнымисредствами сроком на два года.
Постановлением судьи федеральногосуда Кировского района от 09.10.2004 г. протест прокурора района отклонен, апостановление в отношении Воеводина оставлено без изменения.
Судья установил винуВоеводина в том, что он 20.09.2004 г., около 10 часов, управляя автомобилем ГАЗ—3307,принадлежавшим АОЗТ “Комбинат им. Степана Разина”, был задержан сотрудникамиГИБДД за нарушение правил дорожного движения на перекрестке пр. МаршалаГоворова и ул. Новостроек. При этом сотрудники ГИБДД заподозрили, что Воеводиннаходится в состоянии алкогольного опьянения. Однако водитель категорическиотказался пройти медицинское освидетельствование.
В протесте заместительпрокурора города, не оспаривая совершение Воеводиным административногоправонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП, поставил вопрос об изменениипостановления судьи и назначении Воеводину административного взыскания, несвязанного с лишением права управления транспортными средствами.
Ранее Воеводин кадминистративной ответственности не привлекался. Лишение профессиональноговодителя права управления транспортными средствами фактически лишает Воеводинаи членов его семьи основного источника средств к существованию.
Более того, проверкой,проведенной прокуратурой города, установлено, что 20.09.2004 г. перед выездомна линию Воеводин был освидетельствован на состояние опьянения медицинскойслужбой АОЗТ “Комбинат им. Степана Разина” и признан трезвым, через два часапосле задержания Воеводин добровольно прошел медицинское освидетельствование,которое не выявило у него каких—либо признаков алкогольного опьянения.
В соответствии со ст. 3.8КоАП лишение специального права применяется за грубое или систематическоенарушение порядка пользования этим правом.
Исходя из материалов,имеющихся в административном деле, нельзя утверждать, что административноеправонарушение, совершенное Воеводиным, является грубым или систематическим,поэтому лишение его права управления транспортным средством на максимальныйсрок, предусмотренный санкцией ст. 12.26 КоАП, является необоснованным.
Председатель городскогосуда, согласившись с доводами протеста прокурора, 17.12.2004 г. постановлениесудьи Федерального суда Кировского района от 30.09.2004 г. в отношенииВоеводина В.И. изменил, назначив ему по ст. 12.26 КоАП административноевзыскание в виде штрафа в доход государства в размере 5000 руб[29].
Таким образом, мы видимфункцию прокурора в отношении смягчения наказания в силу однократности первогораза совершения, а также нецелесообразности назначения самой жесткой мерынаказания по конкретной статье в силу нанесения ущерба семье.
Рассмотренные намипримеры судебной практики показали, что в отличии от обжалования постановленияфизическими и юридическими лицами, опротестование является гарантированной иобоснованной юридической формой защиты граждан. Участие сотрудников Прокуратурывлияет на правильность вынесения постановления судом и должностным лицом,осуществление ими прокурорского надзора и соответствию законности.

Заключение
Проделанная нами работавнесла свой вклад в положения об административном праве, показала свое видениеситуации, ее анализ на основании изученным нами материалом. Ценность даннойработы может быть использована для изучения в будущем. Мы постарались вывестиосновные понятия, порядок, особенности обжалования и опротестованияпостановлений по делу об административном правонарушении.
Мы считаем, что цели,поставленные в начале работы, достигнуты в полном объеме, даны все полные ответына интересующие и выявленные нами вопросы.
Можно сделать общий выводпо проделанной работе, который заключается в том, что:
обжалование постановленияпо делу об административном правонарушении является важным административнымправом лица на защиту нарушенного права, конституционных гарантий и свобод;
опротестованиепостановления прокурором является значимым правовым моментом по защите исоблюдению законности, Конституции, определяет форму прокурорского надзора заграмотным решением судьи при вынесении постановления по делу обадминистративном правонарушении, тесно связано с контролем государства, аточнее его соответствие правовому государству;
КОАП и другие нормативно– правовые документы определяют порядок, сроки, право, характеристики и формыобжалования и опротестования постановления по делу об административномправонарушении;
анализ и просмотрсудебной практики показал, как положения закона соблюдаются на практике, каквыполняются предписания соответствующих документов и процесс обжалования иопротестования.
Все же рассматривая нами,тема разрабатывалась, и будет разрабатываться еще много времени, так каквозникновение прецедента и внесение изменений в соответствующеезаконодательство, влияет на трактовку и вынесение решения по данным положениям.Каждый процесс, происходящий, в сфере обжалования и опротестованияпостановлений может изменить существующие в судебной сфере стереотипы, показатьновый взгляд на конкретную ситуацию.

Списокиспользуемой литературы и нормативно-правовых актов
1.   «Российскаягазета» от 31 декабря 2001 г. N 256.;
2.   «Российскаягазета» от 27 июля 2002 г. N 137.;
3.   Комментарий кКодексу РФ об административных правонарушениях под общей редакцией (Э.Г.Липатова и С.Е. Чаннова). — ООО «Новая правовая культура», 2007 г.;
4.   Собраниезаконодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1.;
5.   «Парламентскаягазета» от 27 июля 2002 г. N 140-141.;
6.   Журнал«Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 19февраля 2003 г. N 6.;
7.   Сборникзаконодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г.;
8.   БюллетеньВерховного Суда Российской Федерации, декабрь 2006 г., N 12.;
9.   «ВестникВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2003 г., N 3.;
10. «Парламентскаягазета» от 5 января 2002 г. N 2-5.;
11. Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824.;
12. «Российскаягазета» от 5 мая 2006 г. N 95.;
13. ПисьмоФедеральной таможенной службы от 1 сентября 2008 г. N 18-12/35679 «О направлении обзора»;
14. Ведомость Съезданародных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации от 20 февраля 1992 г., N 8.;
15. «Российскаягазета» от 8 ноября 2006 г. N 250.;
16. Серков П.П.,Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях. — М.: «Норма», 2008 г.