БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Г. МОСКВЫ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Обзор статьи Л.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология иязык)»
Выполнила:Хабарова Л.В.
Группа Б-733
Благовещенск2007
СтатьяЛ.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология и язык)» посвящена проблемесостояния современного литературного языка и русской речи. В работе описываютсявопросы экологии культуры и предметы лингвистической экологии, а также факторыи условия развития современного русского языка, что оказывает на негонаибольшее влияние. Автор призывает читателя оберегать русский язык отзасорения вульгаризмами и жаргонизмами, ненужными иноязычными заимствованиями,от разного рода неточностей, ошибок и неправильностей. Это всё может привести коскудению языка и к обеднению или омертвению мысли.
Цельстатьи – показать читателю важность сохранения русского языка и культуры речи,ведь родной язык – душа нации; в языке и через язык можно увидеть важныеособенности и черты, национальную психологию, характер народа, склад егомышления.
Авторпредлагает осмыслить культуру языка в экологическом аспекте – как частьздоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок инеточностей, нежелательной нивелировки, негативно влияющих на жизнь языка, наобщую духовность и нравственность. Экологический подход к вопросам культуры речи,речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковымтрадициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом,настоящем и будущем.
Писательпридает особое значение предмету лингвистической экологии, которым являетсякультура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса,защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов егообогащения и совершенствования, эстетика речи. Также подчеркивает, что экологияязыка и экология культуры становится одной из актуальных задач современности.
Л.И.Скворцов выделяет три фактора развития современного русского языка. Во-первых,это общенародность литературного языка, которая приводила и приводит кпостоянному обновлению литературных норм, к их освобождению от устарелыхэлементов, противоречащих духу народной речи, тенденциям общеязыкового развития– в сторону демократизации. Во-вторых, это широкое и активное приобщениесовременного образованного читателя к творчеству таких писателей как В.Набоков, Б. Зайцев, И. Шмелев, М. Алданов, знакомство с трудами Н. Бердяева, С.Булгакова, П. Струве, П. Сорокина, В. Розанова, Г. Федотова, Е. Трубецкого, П.Флоренского, Д. Андреева, и мн. др. Все это, безусловно, влияет на современныйлитературный язык, поднимая его авторитет, воспитывая языковой вкус говорящих ипишущих. В-третьих, это расцвет всех жанров современной публицистики, развитиесредств массовой информации, непосредственно отражающих дыхание времени,активные процессы, происходящие и в обществе, и в языке.
Авторподчеркивает, что современная устная и письменная речь стилистически снижаетсяи огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликостии стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия невсегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Публицистикаподчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью.
Писательпредлагает создать «Бестолковый словарь» (антоним к «Толковому словарю»), чтобыс его помощью учить школьников, как не надо говорить и писать. В словарьпредлагается включить распространенные ошибки типа бо΄язнь, гла΄венство, значи΄мый, осу΄жденный, углу΄бить, намере΄ния, средства΄, обеспече΄ние, хозяева΄, «скуднеют», «черезвычайный»,«беспрецендентный», «конъюктурный» и мн. др. В него могутвойти такие обороты и конструкции, как более моложе, другая альтернатива,приехал с Италии, сувениры на память и т. д. В этом «словаре» найдетсоответствующее место и газетная реклама.
Особоеместо в статье уделяется прекрасному писателю Андрею Платонову, его романы иповести – художественное воплощение народных дум и народного русского языка вовсем его мудром косноязычии – считает автор. Также, отмечает «трудность» языкаА. Платонова, на которую сетуют читатели,- во многом мнимая, надуманная. Ведьэто обычная сложность освоения нового и необычного культурного пласта (когда они тяжелый, и богатый). Но уж на то оно и богатство, и сокровище, что не даетсябез труда и усилий.
«Врусском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И покамы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация –при всех экономических и политических переменах или даже катаклизмах» — пишетЛ.И. Скворцов.
Писательподтверждает, что лингвоэкологическое «культивирование» родного языка как языканации помогает духовному возрождению народа. Оно служит базой для укрепленияэкономической, хозяйственной, политической, государственной и других сторонобщественной жизни. Оно ведет к общему обустройству, к самоуважению нации, кстабильному и гармоничному общественному развитию и, в конечном счете, кэкономическому и культурному процветанию народа и страны.
«Причинамногих экономических и политических трудностей, с которыми столкнулась нашастрана в последние годы, состоит в заметном падении нравственного уровняобщества. Как никогда прежде общество наше нуждается в духовном возрождении,моральном развитии, в утверждении высокой нравственности. Это должнопроявляться во всем, в том числе и в языке, в манере нашего повседневногообщения и поведения, в понимании задач постоянного культурногосовершенствования каждого из нас» — утверждает автор.
На мой взгляд,статья Л.И. Скворцова очень интересная и патриотичная по отношению к русскомуязыку и культуре речи. Приведено много примеров неправильного употребленияразличных слов, курьезные фразы архитекторов, журналистов, ведущих. Массацитат знаменитых писателей и публицистов, таких как К.Д.Ушинский, Н.Заболоцкий, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Буслаев, Л.В. Щерба.
Я целикоми полностью согласна с автором статьи в том, что мы должны уделять большевнимания нашей повседневной речи и письму, прививать нашим детям любовь кхудожественной литературе, к русскому искусству, к науке и, конечно же, квеликому русскому языку и культуре речи.