Л. И. Мозжухина, Е. Н. Кузина, Л. Н. Дыбова
Аллергия – это такое состояние, иммунный ответ при котором сопровождается повреждением собственных тканей. Аллергический компонент отмечается в патогенезе многих соматических и инфекционных заболеваний. Патофизиологическими эффектами аллергического воспаления в респираторном тракте являются повышение сосудистой проницаемости и отек тканей, повышение тонуса гладкой мускулатуры и гиперсекреция слизи, что приводит к нарушению бронхиальной проводимости. Это обусловливает наличие в клинической картине таких симптомов, как затрудненное свистящее дыхание, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры.
В последнее время в России наблюдается постоянное распространение аллергической патологии, и в экологически неблагоприятных регионах оно достигает 30-60 % [2]. Дети с хроническими аллергическими и инфекционными заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей имеют, как правило, низкий уровень и дисгармоничность физического развития. Образ жизни характеризуется гипокинезией, которая порой усугубляется родительской гиперопекой. Дефицит двигательной активности снижает функциональные возможности организма и адаптивный статус, приводит к неадекватной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и вегетативной дисфункции, слабости опорнодвигательного аппарата [3].
По данным С. В. Хрущева, более 65 % детей с заболеваниями органов дыхания имеют ограничение подвижности грудной клетки и диафрагмы [4]. Дискоординация работы мышц, участвующих в акте дыхания, усугубляет вентиляционные нарушения. Регулярная физическая активность, адекватная функциональным способностям растущего организма, способна разорвать формирующиеся порочные круги. Физические упражнения (ФУ) помогают воспитать правильное дыхание и обеспечить рациональную тренировку организма детей. Кроме этого, доказано, что ФУ способствуют выработке иммунных тел, стимулируют функцию коры надпочечников и синтез стероидных гормонов, которые обладают мощным противовоспалительным и десенсибилизирующим действием [3].
Цель исследования: оценить эффективность применения дыхательных тренажеров в оздоровлении детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями органов дыхания в условиях детского сада.
Материалы и методы исследования
Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад присмотра и надзора №10» (МДОУ №10) г. Ярославля, в котором с 2009 года реализуется программа «Здоровьесохраняющие формы работы в дошкольном учреждении». Обследовано 39 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ в течение не менее трех лет. Основную группу составили 20 детей (16 мальчиков и 4 девочки), которые в течение года ежедневно занимались дыхательными упражнениями с использованием трешолдов дополнительно к плановым профилактическим мероприятиям. В группу сравнения вошли 19 детей (14 мальчиков и 5 девочек), с которыми на протяжении того же периода времени проводился только комплекс общих оздоровительных мероприятий.
В нозологической структуре преобладали сочетанные аллергические заболевания кожи и респираторного тракта (табл. 1).
Для занятий с детьми основной группы использовались дыхательные тренажеры фирмы Respironics inc. (США) – трешолды (Threchold IMT). Thredshold IMT представляет собой тренажер дыхательных мышц, который помогает повысить их силу и выносливость за счет упражнений аналогично тому, как это происходит при тренировке других мышц тела с применением отягощения. Занятия с трешолдами проводились ежедневно продолжительностью 5-7 минут, при этом в начале исследования сопротивление составляло 5 мм водного столба, а к концу – 25 мм водного столба.
Таблица 1
Нозологическая структура обследованных детей
Группа обследования
Основная группа
Группа сравнения
Нозологическая форма
абс.
%
абс.
%
БА
7
35
5
25
АР
10
50
8
42
АД
13
61
12
62
Сочетание
заболеваний
19
91
17
83
Примечание: p>0,05; БА – бронхиальная астма; АР – аллергический ринит; АД – атопический дерматит.
За основу оценки эффективности проводимых мероприятий были взяты количественные показатели физического развития и функциональных возможностей детского организма в ходе оздоровительного процесса. При этом использовались следующие параметры:
1. антропометрические: масса и длина тела с оценкой по региональным стандартам, расчет индекса массы тела (ИМТ);
2. респираторные тесты:пикфлоуметрия (ПФМ) – пиковая скорость выдоха, спирометрия (жизненная емкость легких – ЖЕЛ);
3. силовые тесты, характеризующие функциональную активность мышечной системы: динамометрия (ДМ) – сила мышц кистей рук (СМКР), экскурсия грудной клетки (ЭГК), сила мышц спины (Бмс), сила мышц живота (Бмж).
4. количественная оценка уровня физического здоровья (УФЗ), по Г. Л. Апанасенко (1992), с определением жизненного индекса, индекса Робинсона, силовой выносливости, индексов антропометрии и Руфье [1]. При сумме баллов 11 баллов – высокий.
Оценка результатов проводилась в соответствии с общепринятыми стандартами [1]. Анализ эффективности оздоровления проводился на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров – в начале и в конце учебного года. Для всех параметров, характеризующих функциональное состояние организма, рассчитывался коэффициент прироста по специальной формуле В. И. Усакова: высокий коэффициент соответствовал >15 %, средний – 8-14 %, низкий –
Результаты и обсуждение
Исходные антропометрические параметры детей представлены в табл. 2
Таблица 2
Исходные антропометрические параметры у обследованных детей
Группа обследования
ИМТ
^±m)
Нормальные значения антропометрии
Дефицит массы
Избыток массы
абс.
%
абс
%
абс
%
Основная группа
16,5
(кг/м2)
12
60
2
10*
6
30*
Группа сравнения
16,1
(кг/м2)
14
76
1
5
4
19
Примечание: * – p
Среди пациентов основной группы достоверно чаще (p
Таблица 3
Исходные функциональные параметры у обследованных детей
Показатели
Основная группа ^±m)
Группа сравнения ^±m)
ПСВ (л/мин.)
164,3±1,5*
150,6±2,1
ЖЕЛ (мл)
1272,4±21,3*
1227±13,6
ЭГК (см)
4,9±0,2
4,0±0,5
Гмс (сек.)
27,3±4,3
30,5±5,8
Гмж (сек.)
30,5±5,7
23,5±3,2
МСКР (кг)
7,0±2,4
8,0±3,1
УФЗ (усл. ед.)
4,8±1,6
4,9±1,4
Примечание: * – p
Коэффициент прироста функциональные показателей у детей
Таблица 4
Показатели
Основная группа (%)
Группа сравнения (%)
ИМТ (кг/м2)
-2,0
+2,0
ПСВ (л/мин.)
6,3
5,9
ЖЕЛ (мл)
11,5
12,1
МСКР (кг)
18,7
17,5
ЭГК
26,0*
15,0
Бмс (сек.)
68,9*
23,6
Бмж (сек.)
68,8*
37,2
УФЗ (усл. ед.)
12,6
16,8
Примечание: * – p
Прирост параметров, характеризующих функциональную активность мышечной системы (ЭГК, Бмс, Бмж), был достоверно выше в группе детей, которые дополнительно занимались дыхательной гимнастикой с трешолдами (p
В то же время коэффициент прироста показателей ПСВ и ЖЕЛ, количественной оценки УФЗ был несколько выше в группе детей, получающих только общий комплекс оздоровления. Это обусловлено тем, что у четверых детей основной группы на фоне нарушения родителями гипоал- лергенного режима и базисной терапии в течение года регистрировалась потеря контроля над симптомами БА. На период болезни они не посещали ДОУ и не занимались дома в полной мере физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой. В связи с этим требовалось время для восстановления функциональных возможностей основных систем организма (дыхательной и сердечно-сосудистой), количественная оценка деятельности которых в покое и после физической нагрузки входит в структуру УФЗ. Полученные результаты указывают на необходимость усиления работы по повышению медицинской активности семьи, имеющей больного БА.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности системы оздоровления дошкольников с аллергическими заболеваниями в условиях специализированного детского сада. В течение года отмечается значительный прирост показателей уровня физического здоровья. В группе детей, дополнительно занимающихся дыхательной гимнастикой с использованием трешолдов, наблюдается более высокий, чем в группе сравнения, коэффициент увеличения параметров (p
Список литературы
1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст] / Г. Л. Апанасенко. – СПб., 1992. – 123 с.
2. Кучма, В. Р., Степанова, М. И. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования [Текст] / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». – Москва, 2011. – С. 9-16.
3. Соколова, С. Б. Гигиеническая оценка эффективности оздоровительной работы среди часто болеющих детей в дошкольных образовательных учре
ждениях [Текст] / С. Б. Соколова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». – Москва,
2011.- С. 202-203.
4. Хрущев, С. В., Симонова, О. И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания [Текст] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М. : Медицина, 2006. – С. 16-19, 179-242.
5. Haland G., Carlsen K. C., Sandvik L., Devulapalli
C.S., Munthe-Kaas M.C., Pettersen M., Carlsen K.H. Re- dused lung function at birth and the risk of asthma at 10 years of age. N. Engl J. Med. 2006; 355:1682-1689.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org
Дата добавления: 29.06.2014