Оценка финансового состояния и деятельности предприятия

Министерство образования инауки Украины
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТКОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
им. Адмирала Макарова
Курсовая работа
по дисциплине «Оценка бизнеса»
Оценкафинансового состояния и деятельности предприятия
Выполнила:
Студентка группы 5171
Чернецкая Ольга
Преподаватель:
Шнейдер Елена Борисовна
Николаев 2007

Аннотация
Курсоваяработа посвящена финансовому анализу деятельности предприятия, который включаетрасчет показателей, отражающих эффективность функционирования  этого предприятия.

Содержание
Вступление
1.    Теоретическая часть
1.1                        Организация процессаоценки стоимости предприятия (бизнеса).
1.2                        Сравнительный подход к оценке стоимостипредприятия (бизнеса).
2.   Аналитическая часть. Оценка финансового состояния и деятельностипредприятия.
2.1                       Формированиеисходных данных для проведения анализа.
2.2                       Оценкаликвидности.
2.2                       Анализфинансовой устойчивости.
2.3                        Анализ результативностифинансово-хозяйственной деятельности.
3.    Расчетная часть
Выводы
Списокиспользованных источников

Вступление
Финансовыйанализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита.
Методикафинансового анализа должна согласовываться с формами бухгалтерской отчетности ипозволять пользователю объективно оценивать финансовое состояние предприятия.
Основной целью финансового анализаявляется получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных)параметров, дающих объективную и точную картину финансового состоянияпредприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов,в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом можно определить как текущеефинансовое состояние предприятия, так и его проекцию на ближайшую или болееотдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
Финансовый анализ позволяетруководству посредством аналитического прочтения исходных принимать решения поуправлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений.
Основным источником информации для анализа финансовогосостояния служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальнойотчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояниянередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовыхрезультатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (форма№2 годовой и квартальной отчетности).
В курсовой работе статьи баланса предприятия и рассчитанные на их основефинансовые коэффициенты рассмотрены в динамике за три года, показатели отчета офинансовых результатах и рассчитанные на их основе коэффициенты – в динамике задва года. На основании произведенных расчетов сделаны выводы и данырекомендации по дальнейшей деятельности предприятия.
1. Теоретическая   часть
1.1 Организация процесса оценки стоимости предприятия(бизнеса).

Стандарты оценки
Международные стандарты  оценки разрабатываются Международным  комитетом  по стандартам  оценки  (International  Valuation Standards  Committee —  IVSC),  международной организацией,  объединяющей  профессиональные организации оценщиков болеечем 50 стран мира. 
Нив США, ни в Европе «нормативы» или «стандарты» оценки не рассматриваются вкачестве незыблемого свода законов. Вот почему одной из основных задач IVSCявляется достижение согласованности между национальными стандартами оценки истандартами, которые наиболее подходят для нужд международного сообщества.
Стандартыи связанные с ними нормативные материалы на данный момент выражают общее мнениеоколо 50 государствчленов. Многолетняя деятельность IVSC по разработкестандартов привела к осознанию того факта, что сама стандартизация намеждународном уровне существенно отличается от процесса создания национальныхстандартов.
Национальныестандарты отражают:
●             внутреннюю политику и установившиесяпринципы практической деятельности;
●             национальные политические иобщественные цели;
●             влияние самых разнообразных обычаев иязыковых особенностей.
Международныестандарты оценки имеют некоторую единую основу, прочный  фундамент,  представляющий  единство экономических принципов и не зависящий от политических границ.
Формулировкаспециальных Стандартов для всего разнообразия ситуаций может способствоватьболее ясному пониманию и уверенному практическому применению Стандартов оценки.
Европейскиестандарты оценки
Европейскаягруппа оценщиков основных фондов (ТЕGOVOFA) была создана как некоммерческаяассоциация национальных организаций оценщиков  западноевропейских  стран в  1977  году. После слияния с аналогичной организацией EUROVAL группа в настоящеевремя называется Европейская группа ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuers Associations — ТЕGoVA). Одной из главных целей присоздании этой организации было создание общих стан дартов  оценки, представляющих  взгляды  профессиональных  орга
низацийво всех странах Европейского Союза.
Внастоящее время членами ТЕGoVA являются профессиональные оценочные организацииЕвропейского Союза с активным и возрастающим участием партнеров из странЦентральной и Восточной Европы, включая Россию (Российское общество оценщиков),Чешскую Республику,  Венгрию,  Польшу, Болгарию,  Румынию и  Албанию.
TEGoVAработает в тесном сотрудничестве с Международным комитетом по стандартамоценки. Общие стандарты и методология позволяют проводить достоверные оценки вобщественных и частных интересах  с  существенными выгодами  для коммерции  и  промышленности,  финансового и  институционального  инвестиционного сектора, так же, как и дляболее широких слоев населения, которые зависят непосредственно  или  косвенно от  экономической  эффективности этих секторов.
Однойиз главных особенностей Европейских стандартов оценки (ЕСО) является ихориентация на оценки, выполняемые для целей составления финансовойбухгалтерской отчетности в соответствии с принятым европейскимзаконодательством. Указывается на возможность распространения их действия и надругие виды оценок, выполняемых в общественно значимых целях.
Сточки зрения рядового оценщика и клиентапотребителя оценочных услуг, настоящиестандарты являются ориентиром, устанавливающим минимально допустимый уровенькачества выполнения оценки,  обусловленныйстатусом и квалификацией  оценщика,  содержанием договоров на выполнение оценки иотчетов об оценке, а также применяемыми методическими подходами к оценке вконкретных ситуациях.
Следуетотметить, что Европейские стандарты оценки не имеют обязательного характера длячленов организации, но рекомендуются для применения как представляющие лучшийопыт, разработанный для включения в соответствующие нормативные актыЕвропейского Союза и дающие импульс к принятию соответствующих национальных  стандартов стран  ЕЭС.  Требования национального законодательства  учитываются  в конкретных  случаях,  и  при  существенной важности они отдельнокомментируются в главе 10 ЕСО.
 Организация процесса оценки действующегопредприятия (бизнеса).
Напредварительном этапе оценщику необходимо посетить объект и лично составитьпредставление об активах и возможностях предприятия, а также об объемепредстоящих трудозатрат, при этом:
●             идентифицировать объект оценки иконстатировать цель оценки
●             определить предполагаемые ограниченияотносительно использования выводов оценщика
●             выбрать методы оценки
●             описать заказчику объем необходимыхоценочных процедур
●             согласовать дату, по состоянию накоторую будет производиться оценка
●             определить период времени, необходимыйдля проведения оценки
●             согласовать сумму гонорара оценщика ипорядок его выплаты
●             изложить объема требований,предъявляемых оценщиком заказчику в плане предоставления информационной итехнической помощи

Далеепроисходит заключение договора с отражением объема и порядка ответственностиоценщика, с предельно четкой формулировкой  задания на оценку,отражением  в тексте всех условий,ограничивающих выводы оценщика, определением возможных последствий несогласиязаказчика с выводами оценщика и урегулирования взаимных претензий сторон иправа собственности на Отчет (права его издания, цитирования, передачи третьимлицам). Оценщик должен действовать таким образом, чтобы исключить возможностьиспользования Отчета с целью, отличной от заявленной ему заказчиком или длявведения в заблуждение третьих лиц. Наличие или отсутствие в Договоре тех илииных  условий не освобождает оценщика отобязанности следовать требованиям профессиональной этики и, в первую очередь,тех  требований, которые выработаны сцелью максимальной защиты интересов клиента.
Оценка предприятия состоит из следующих этапов:
1.Анализ  задания на оценку, уточнениеметодологии;
2.Подготовка  плана работ(последовательности необходимых действий);
3.Сбор информационных материалов, необходимых для оценки, получение и верификацияисходных данных для оценки;
4.Анализ данных, применение методов оценки и интерпретация полученных  результатов;
5.               Обобщение результатов и подготовкаОтчета.
Анализ  задания
   Необходимо в специальной терминологиивыразить сущность задания на оценку (формализовать требования  заказчика), в частности:
●             уточнить состав  объекта оценки
●             определить цель, с которойпредполагается использовать экспертное заключение о стоимости (например,продажа контрольного пакета, продажа доли меньшинства, определение взноса вуставный фонд хозяйственного общества)
●             установить требуемую форму и срокипредоставления Отчета.
 Подготовка плана работ
            План включает:
●             перечень работ и времени, необходимогона их выполнение
●             перечень необходимой для подготовкикаждого из разделов Отчета информации
●             график выполнения работ
●             распределение работ между исполнителями
Наосновании плана выдаются задания исполнителям, устанавливаются сроки сдачи этапов работ и объекты ответственностикаждого из исполнителей.
Сбор,анализ и интерпретация информации
Оценщик- это профессионал по сбору и интерпретации данных. С целью оптимизациипроцедур сбора информации оценщики часто используют «Опросные листы», чтопозволяет избежать существенных пробелов на стадии сбора информации.
 Процесс сбора информации состоит (в основном)из таких составляющих:
●             Идентификация прав собственности наактивы, прав относительно оцениваемого предприятия, юридического статусапредприятия, прав пользования, прав на осуществление тех или иных видовхозяйственной деятельности.
●             Идентификация и классификация активов
●             Сбор и анализ бухгалтерской отчетности,экономической, технической, производственной, рыночной информации о предприятиии отдельных  активах предприятия (повозможности,  за последние  5 — 7 лет).
●             Сбор и анализ информации о рынке, накотором действует предприятие.
●             Сбор информации о предприятиях-аналогах(если используется соответствующий метод оценки).
Проводясбор и анализ информации, оценщик должен стремиться к достижению разумногобаланса между глубиной исследования и широтой охвата анализируемой информации,необходимостью применения наиболее совершенной методологии, что в итогеобеспечивает максимальную точность оценки и затратами времени, сил и средств,необходимыми для проведения оценки. Трудно рекомендовать на этот счет какие-либо жесткие правила. Здравыйсмысл подсказывает, что оценщик должен ставить себя на место потенциальногопокупателя объекта оценки.
Проведениеоценки
Украинскиестандарты оценки («Норми професійної діяльності оцінювача», утвержденныеСоветом Украинского общества оценщиков 11 апреля 1995 года со всеми изменениямии дополнениями, утвержденными Советом УОО) не отрицают возможности применениятолько одного метода оценки, если существуют аргументы, обосновывающиеневозможность применения всех остальных методов оценки.
Втипичном случае оценка предприятия производится как минимум двумя методами.
СоставлениеОтчета
Отчетоб оценке — это последний, но существенный этап в работе оценщика. Общиетребования к Отчету изложены в «Нормах професійної діяльності оцінювача»,которые не имеют общепринятой русскоязычной редакции. Поэтому при возникновенииразночтений необходимо обращаться к украиноязычному оригиналу. Специфическиетребования к Отчету обычно устанавливаются заказчиком.
ВДоговоре об оценке должны быть обозначены следующие моменты: основаниязаключения договора об оценке, вид объекта оценки, вид определяемой стоимости(стоимостей) объекта оценки, сумма вознаграждения за проведение оценки,сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, сведения оналичии  у  оценщика лицензии  на  осуществление оценочной  деятельности суказанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего,а также срока, на который данная лицензия выдана, указание объекта оценки (объектовоценки), а также его (их) описание.
 В отчете должны быть указаны: дата составленияи порядковый номер отчета, основание для проведения оценщиком оценки объектаоценки, юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии наосуществление  оценочной  деятельности по  данному  виду имущества, точное  описание  объекта оценки,  а  в отношении  объекта  оценки, принадлежащего  юридическому лицу,  —  реквизиты юридического лица  и  балансовая стоимость  данного  объекта оценки,  стандарты оценки дляопределения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование ихиспользования при проведении оценки данного объекта  оценки,  перечень использованных  при  проведении оценки объекта оценки данных суказанием источников их получения, а также принятые при проведении оценкиобъекта оценки допущения, последовательность определения стоимости объектаоценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы примененияполученного результата, дата определения стоимости объекта оценки,
переченьдокументов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные икачественные характеристики объекта оценки.
Отчетможет также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика,существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчетастоимости конкретного объекта оценки.
Вслучае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночнаястоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерииустановления оценки объекта оценки и причины отступления от возможностиопределения рыночной стоимости объекта оценки.
Отчетсобственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

3.1          Сравнительный подход к оценкестоимости предприятия (бизнеса).
Сравнительныйподход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем,за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка.Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса можетбыть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретическойосновой сравнительного подхода, доказывающего возможность его применения, атакже объективность результативной величины, являются следующие базовыеположения.
Во-первых,Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены насходные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынкафактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболееинтегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимостисобственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношениеспроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развитияотрасли, конкретные особенности предприятия и т.д. Это в конечном счетеоблегчает работу Оценщика, доверяющего рынку.
Во-вторых,сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций.Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход.Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнесаинтересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремлениеполучить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске исвободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.
В-третьих,цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности,положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятияхдолжно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами,такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимостьсобственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров являетсяих определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
Основнымпреимуществом сравнительного подхода является то, что Оценщик ориентируется нафактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае ценаопределяется рынком, т.к. Оценщик ограничивается только корректировками,обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. Прииспользовании других подходов Оценщик определяет стоимость предприятия наоснове расчетов.
Сравнительныйподход базируется на ретро информации и, следовательно, отражает фактическидостигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, вто время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущихдоходов.
Другимдостоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса ипредложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактическисовершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.
Вместес тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающихего использование в оценочной практике. Во-первых, базой для расчета являютсядостигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективыразвития предприятия в будущем.
Во-вторых,сравнительный подход возможен только при наличии самой разностороннейфинансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большомучислу сходных фирм, отобранных Оценщиком в качестве аналогов. Получениедополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложнымпроцессом.
В-третьих,Оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговуювеличину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связанос тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. ПоэтомуОценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования впроцессе определения итоговой величины стоимости.
Такимобразом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличияактивного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данныхо фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка илидоступность финансовой информации, необходимой Оценщику. Третьим необходимымусловием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовуюинформацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работуОценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким идорогостоящим.
Взависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подходпредполагает использование трех основных методов.
1.Метод компании-аналога.
2.Метод сделок.
3.Метод отраслевых коэффициентов.
Методкомпании-аналога или метод рынка капитала основан наиспользовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом,базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществоткрытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется дляоценки миноритарного пакета акций.
Методсделок или метод продаж ориентирован на цены приобретенияпредприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболееоптимальную сферу применения данного метода — оценки предприятия иликонтрольного пакета акций.
Методотраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношенийоснован на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определеннымифинансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитаны на основедлительных статистических наблюдений специальными исследовательскимиинститутами за ценой продажи предприятия и его важнейшимипроизводственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения былиразработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемогопредприятия.
Ценапредприятия розничной торговли формируется следующим образом: 0,75 — 1,5 отвеличины чистого годового дохода увеличивается на стоимость оборудования изапасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.
Вданной главе будет рассматриваться метод компании-аналога1. Это связано с тем,что технология применения метода компании-аналога и метода сделок практическисовпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либоцена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена контрольногопакета, включающая премию за элементы контроля. Определенную сложностьпредставляет ситуация, в которой объект оценки и метод не совпадают.
Методотраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения вотечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующейдлительного периода наблюдения.
Сутьсравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается вследующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое былонедавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи икаким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношениеназывается мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовыйфинансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
Сравнительныйподход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоихслучаях Оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину доходакампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины доходав стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины доходана коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных.Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлением сдостигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величинусоотношения.
Процессоценки предприятия методами компании-аналога и сделок включает следующиеосновные этапы.
Iэтап. Сбор необходимой информации.
IIэтап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
IIIэтап. Финансовый анализ.
IVэтап. Расчет оценочных мультипликаторов.
Vэтап. Выбор величины мультипликатора.
VIэтап. Определение итоговой величины стоимости.
VIIэтап. Внесение итоговых корректировок.
Основныепринципы отбора предприятий аналогов. Сравнительный подход к оценке бизнесаоснован на использовании двух типов информации.
1.Рыночная (ценовая) информация.
2.Финансовая информация.
Рыночнаяинформация представляет собой данные о фактических ценах, купли-продажи акций,сходных с оцениваемой компанией. Качество и доступность информации зависят отуровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка незавершено, однако целый ряд агентств публикуют ежедневные бюллетени о состояниифинансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг, исследованияактивности рынков акций крупнейших предприятий.
Финансоваяинформация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а такжедополнительными сведениями, позволяющими как определить сходство компаний, таки провести необходимые корректировки, обеспечивающие нужную сопоставимость.Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системынациональных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести поправки наэкстраординарные события и т. д.
Финансоваяинформация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующийпериод. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период можетбыть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличатьсяот тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть, чтофинансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, нои по аналогам.
Корректировкеподлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных Оценщиком.Поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим.Кроме того, как показывает практика, тщательный анализ информации может датьотрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствиинеобходимого сходства и невозможности применения данного метода, хотя время иденьги потрачены.
Финансоваяинформация может быть получена Оценщиком как по публикациям в периодическойпечати, так и на основании письменного запроса, либо непосредственно напредприятии в ходе собеседования. Состав финансовой информации зависит отконкретного объекта оценки, стратегии и методологии Оценщика, а также стадииотбора аналогов.

2.   Аналитическаячасть
Оценкафинансового состояния и деятельности предприятия.

2.1Формирование исходных данных для проведения анализа.

Для общей оценки динамики финансового состояния предприятияследует группировать статьи баланса в отдельные специфические группы попризнаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имуществапредприятия и его источников.
Актив                                                                    Пассив
   1.Имущество                                       1.Источники имущества
1.1 Внеоборотныеактивы                       1.1Собственный капитал
1.2 Мобильныеоборотные активы          1.2 Заемный капитал
1.2.1 Запасы изатраты                            1.2.1Долгосрочные
1.2.2 Дебиторскаязадолженность                   обязательства
1.2.3 Денежныесредства                         1.2.2Краткосрочные          
                иценные  бумаги                                         изаймы