Введение
Формирование рынка машин и оборудования происходит в сложныхусловиях, характерных для современного состояния Казахстанской экономики вцелом.
Машины и оборудования являясь непременным условием развитияобщества, продолжает и завершает процесс производства продуктов доставляя их кместу потребления. К. Маркс отмечал, что сокращение времени и пространства спомощью машин — это один из факторов производственной силы труда. Машины иоборудование, подвижной состав, сооружения, здания и другие виды основныхфондов состоят из частей, которые изготавливаются из разных материалов,работают с разной нагрузкой и изнашиваются неравномерно. Неравномерностьизнашивания частей основных фондов вызывает необходимость частичного ихвосстановления или ремонта. Различают следующие виды обслуживания и ремонта:техническое обслуживание, текущий, капитальный и восстановительный ремонты.
Метод амортизационных отчислений имеет смысл применять в отдельныхслучаях для оценки физического износа автотранспортных средств, принадлежащихюридическим лицам. Указанные методы используются также для расчета физическогоизноса агрегатов, узлов, систем и других элементов автотранспортных средств.
Метод расчета физического износа с контролеру техническогосостояния является наиболее точным и обоснованным.
Существует три подхода оценки стоимости машин и оборудования:затратный подход, рыночный подход и доходный подход.
При затратном подходе считают, что рыночная стоимость оцениваемогооборудования определяется, в первую очередь затратами на его создание иреализацию. Определяемая таким, образом стоимость может не совпадать с рыночнойстоимостью, так как затраты — не единственный фактор стоимости, на которую также,влияют полезность, качество и конкурентоспособность.
Рыночный подход наиболее применим для тех видов машин иоборудования, которые имеют развитый вторичный рынок: автомобили, многие видыстанков, суда, самолеты и другое стандартное серийное оборудование. Методоснован на определении рыночных цен, адекватно отражающих «ценность»единицы оборудования в ее текущем состоянии.
Применение доходного подхода требует прогноза будущих доходов занесколько лет работы предприятия. Напрямую применительно к машинам иоборудованию решить эту задачу затруднительно, поскольку доход создается всейпроизводственной или коммерческой системой, всеми ее активами, к которым,наряду с машинами и оборудованием, относятся здания, сооружения, оборотныесредства, нематериальные активы. Такая задача может решаться как для всегопредприятия в целом, так и для отдельного цеха или производственного участка.
Эффективное решение поставленной задачи в значительной мере будетзависеть от того, насколько полно будут выявлены и объективно оцененыэкономические особенности рынка и правильное применение подхода.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
· Охарактеризовать современное состояние рынка машин и оборудованияв Казахстане;
· Провести оценку;
· Выявить факторы, влияющие на оценку;
· Рекомендовать мероприятия по совершенствованию правовых аспектовтранспортных средств.
1. Совершенствование правовых аспектов оценки транспортных средств
Развитие рыночных отношений в нашем обществе неизбежно влечет засобой пересмотр взглядов на стоимостную составляющую товара или имущества.Ранее данная составляющая не вызывала опросов по причине административногомеханизма ценообразования. Развития потребительского рынка, приведение его всоответствие с реальными затратами обусловили необходимость разработкиспециального направления научного знания, связанного с поиском объективныхкритериях оценки стоимости имущества постоянно находящегося в экономическомобороте. Его актуальность появилась, в том числе, в связи формированием рынкастраховых услуг, одна из задач которого связанна с установлением суммы убытков,возникающих в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров,дорожно-транспортных происшествий и т.д. для последующего возмещения ущерба.
Наличие в судебных органах значительного числа дел, связанных сустановлением реальной стоимости возмещаемого страховыми компаниями1 ущерба вомногом объясняется существующем порядком оценки товара и. убытков когда сторонызачастую вынуждены обращаться в Центр судебной экспертизы МЮ РК и не используютвозможности внесудебного разрешения вопросов. Подобная ситуация объясняется нетолько малочисленностью специализированных учреждений оценочного профиля (поаналогии с Центрами недвижимости).
Традиционно подобные документы разрабатываются по запросамсудебной практики в рамках так называемых «судебных товароведческих экспертиз».В условиях, когда на законодательном уровне произошло коренное изменениепонятий аппарата судебной экспертизы и к ее задачам отнесено проведениеисследований на основе специальных научных знаний в процессе осуществленииправоохранительной и судебной деятельности, при разработке методическойрекомендаций особо следует обратить, внимание на следующие правовые моменты.
1. Высокопрофессиональная оценка проектов, деятельности нормативов,имущества, активов и т.д., являясь непременным условием успешной работы Центровнедвижимости, банковской и страховой систем инвестиционных фондов, кредитных ииных учреждений, как правило, не требует обращения к судебно-экспертнойсистеме, поскольку осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, в тавназываемых «бесспорном порядке». Поэтому следует считать общепринятым правовымначалом вывод о том, что: существование правового института оценки движимого инедвижимого имущества не может являться исключительной прерогативойсудебно-экспертных органов, как это традиционно признается в сложившимсяправовом пространстве. В качестве традиционного примера следует провестирекомендации Министерства юстиции РК по осуществлению оценки стоимости строений,транспортных средств и т.д. только в Центре судебных экспертиз РК.
2. В связи с принятием закона РК «Об оценочной деятельности вРеспублике Казахстан» и признанием института оценки как самостоятельной внесудебной деятельности, необходимо на уровне, гражданско-процессуального кодексаРК осуществить четкую дифференциацию процессуальной и не процессуальной формэкспертиз.
Если для первой из них характерно использование специальныхнаучных знаний в уголовном, гражданском и административном производстве придоказательствах, то для второй (не процессуальной) — использование научныхзнаний преследует цель выдачи заинтересованным лицам и организациямсправочно-информационной информации.
Как показывает анализ экспертной практике гражданскиеправоотношения в современных условиях являются доминирующими относительноуголовно-правовых и требуют качественного развития других отраслей права, как,например, страхового или финансового.
3. Дифференциация двух форм экспертной деятельности процессуальной ине процессуальной, требует правового разграничения субъектов этой деятельности,а именно на судебных экспертов и- просто экспертов (оценщиков). Их правовыеполномочия существенно различаются. На судебного эксперта, при осуществленииэкспертной деятельности, распространяются положения Закона «О судебнойэкспертизе» и нормы УПК и ГПК РК.
Деятельность эксперта-оценщика регламентируется Законом РК «Обоценочной деятельности в Республике Казахстан» и «Кодексом оценщика». Онруководствуется положениями утвержденных стандартов. Признанием необходимости иважности данной деятельности является тот факт, что в перечне специальностей,утвержденных Департаментом аттестации научных кадров РК в качествесамостоятельной выделена специальность «оценка», а приказом Министерства трудаи социальной защиты утверждена квалификация «Оценщик (эксперт по оценкеимущества)».
Вышеизложенное позволяет провести разграничения при определенииправового статуса рассматриваемых субъектов. Так, если согласно ст. 1 Закона РК«О судебной экспертизе», судебный эксперт- это незаинтересованное в исходе делалицо, которому судом, следователем, дознавателем получено производство судебнойэкспертизы, то согласно ст. 2 Закона РК «Об оценочной деятельности в РеспубликеКазахстан», оценщик -физическое или юридическое лицо, имеющую лицензию наосуществление оценочной деятельности.
Разумеется, что выдача эксперту (оценщику) лицензии на оценочнуюдеятельность должна осуществляться при подтверждении им соответствующейквалификации, которая, в том числе, предполагает свободное владение научноразработанной методикой по оценки объектов.
2. Основные понятия оценки машин и оборудованиия
В настоящее время все более возрастает роль заключений об оценкеимущественных прав, выполненных независимыми оценочными компаниями, при принятиисобственниками либо менеджерами компаний различных управленческих решений вотношении основных средств предприятия. Одним из трудных вопросов стоимостныхоценок основных средств является анализ влияния стоимости машин и оборудованияна себестоимость продукции, налогообложение, величину чистых активов и другиепоказатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Машины и оборудование большинства предприятий сильно изношены.Значительная часть машин и оборудований по бухгалтерским данным имеет100-процентный износ, однако активно эксплуатируется и, следовательно, имеетрыночную стоимость. Другая часть, напротив, практически не имея бухгалтерскогоизноса, имеет фактически нулевую стоимость за счет функционального, моральногои (или) экономического устаревания.
При большом количестве единиц машин и оборудования на предприятиях(от нескольких тысяч на средних предприятиях до десятков тысяч на крупных)особенно часто возникают вопросы определения стоимости как отдельных единиц,так и групп машин и оборудований (что гораздо чаще), а также всего парка машини оборудования в целом. Важен не только вопрос величины стоимости на конкретнуюдату, но и прогноз изменения стоимости во времени, а также изменения стоимостипосле значительных дат (например, после дефолта и т. д.).
При этом собственник либо управляющий, как правило, имеетинтуитивное представление о стоимости как отдельных основных средств, групп,либо всех фондов целиком. Задача оценщика еще на этапе предпроектных работ пооценке — понять, насколько, интуитивные представления заказчика совпадают среальностью. В результате дальнейших работ по оценке подробные расчеты должныподтвердить выводы оценщика, полученные из экспресс-анализа.
Одним из главных препятствий на пути оценщика, как правило, стоитневозможность получения полного перечня исходных данных (их более 50наименований) и отсутствие однозначной идентификации объекта оценки.
Еще недалеко то время, когда вторичного рынка имуществапрактически не существовало, впрочем, как и первичного. После приобретения разнарядкеоборудования, оно, как правило, оседало у своего первого же владельца вплоть досписания. В редких случаях происходила смена владельца (так же, как и при егоприобретении, осуществлявшаяся по распоряжению «сверху»).Оборудование передавалось безвозмездно «с баланса на баланс», влучшем случае оно продавалось по фиксированной расчетной цене — остаточнойстоимости.
В настоящее время можно смело утверждать, что имущественный рынок,первичный и вторичный, действует и оборудование на нем является наиболеераспространенным и активным товаром. Появился рынок -появилась потребность воценке. Оценка в свою очередь выдвинула требования в четкой идентификацииобъектов оценки. Идентификация — это выявление технических характеристик исвойств объектов и отнесение их к определенному классу (группе) основныхсредств. Эта информация впоследствии служит исходными данными для расчетовстоимости объектов (табл. 1). Учитывая большое разнообразие и количество единицоборудования даже в пределах одного среднего предприятия, очевидно, что этазадача стала одной из самых ответственных и трудоемких в процессе оценки.
Таблица 1. Перечень исходных данных, используемых в различныхметодах оценки оборудования Однородный объект (аналог) 22 Удельные затраты на изготовление и приобретение комплектующих изделий, приходящиеся на один «вход-выход» 2 Цена однородоного объекта (аналога) 23 Количество узлов в оцениваемом объекте 3 Масса однородного объекта (аналога) 24 Данные для определения годовых затрат 4 Рентабельность однородного объекта (аналога) 25 Группы сложности оцениваемых объектов или его составных частей 5 Объем однородного объекта 26 Удельная зарплата на один технологический узел 6 Площадь однородного объекта (аналога) 27 Косвенные накладные расходы (% от основной заработной платы) 7 Мощность однородного объекта (аналога) 28 Удельные затраты на комплектующие изделия (% от стоимости материалов) 8 Производительность однородного объекта (аналога) 29 Коды ЕНАО оцениваемых объектов 9 Исходная цена оцениваемого объекта 30 Время зафиксированной исходной цены 10 Базисная цена оцениваемого объекта 31 Структура и вид цены 11 Масса оцениваемого объекта 32 Цена товарного знака 12 Рентабельность оцениваемого объекта 33 Стоимость дополнительных услуг 13 Объем оцениваемого объекта 34 Данные для определения годовой выручки 14 Площадь оцениваемого объекта 35 Данные о стоимости зданий 15 Мощность оцениваемого объекта 36 Данные о стоимости сооружений 16 Производительность оцениваемого объекта 37 Данные о стоимости земли 17 Состав конструкции объекта оценки (устройства, блоки, агрегаты и т.п.) 38 Реальная ставка дисконта 18 Цены всех частей, входящих в конструкцию оцениваемого объекта 39 Ставка капитализации для земли 19 Среднемесячная заработная плата в промышленности на исходный момент 40 Индексы приведения исходной стоимости к базисной 20 Среднемесячная заработная плата в промышленности на дату оценки 41 Индексы приведения стоимости на 01.01.1995г. к уровню цен на состояние 01.01.1991г. 21 Собственные затраты производителя по сборке объекта из частей 42 Индексы приведения цен от базисного года к уровню на дату оценки 43 Индекс цен производителей на продукцию черной металлургии 49 Нормативный срок службы объекта 44 Индекс цен производителей на продукцию цветной металлургии 50 Фактический срок службы объекта 45 Индекс цен на продукцию электроэнергетики 51 Балансовая стоимость машинного комплекса 46 Индекс цен производителей на продукцию промышленных стройматериалов 52 Балансовая стоимость отдельных единиц оборудования 47 Индекс цен производителей на продукцию машиностроения 53 Первоначальная цена объекта 48 Единые отраслевые укрупненные нормативы удельных затрат на материалы, комплектующие изделия, зарплату основных рабочих, косвенные расходы, приходящиеся на единицу измерения влияющего фактора
Объекты оценки машин и оборудования
Рынок машин и оборудования широко структурирован, и каждая группаоборудования имеет свой сектор имущественного рынка.
Значительная часть машин и оборудования в силу своей специфичностиили специфичности производства, в котором оно занято, имеет ограниченныйоткрытый рынок. В целом рынок машин и оборудования очень подвижен по сравнениюс рынком недвижимости, что объясняется систематическим активным обновлениемассортимента машиностроительной продукции и выпуском более совершенных образцоввзамен морально устаревших. Принадлежащие предприятию и эксплуатируемые иммашины и оборудование относятся к основным фондам и являют собой совокупностьматериально-вещественных ценностей, которые используются в течение-длительноговремени в натуральной форме в качестве средств производства.
Первичным объектом оценки является инвентарный объект законченныйпредмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями,относящимися к оцениваемому объекту.
В инвентарный объект, относящийся к силовым и рабочим машинам,производственному оборудованию входят: фундамент, все приспособления к ним,принадлежности, приборы, индивидуальные ограждения и собственно сама машина илитехнологическое оборудование.
Таким образом, объектами оценки машин и оборудования могут быть:
1. Функционально самостоятельные машины, агрегаты и установки;
2. Технологические комплексы, объединяющие в соответствии стехнологическим процессом технологические машины и вспомогательные устройства впоточные и автоматические линии;
3. Машинный или станочный парк производственного структурногоподразделения, представляющий собой совокупность инвентарных объектов.
Машины и оборудование по выполняемому ими назначению в хозяйственнойдеятельности определяются как активная часть основных фондов, а недвижимость(здания и сооружения) — как пассивная часть.
Виды рыночной стоимости машин и оборудования
Конечная цель оценки — расчет на конкретную дату обоснованнойстоимости объектов — в существенной мере зависит также от ситуации на рынке. Взависимости от ситуации в экономической, политической, торговой ипроизводственной сферах возникает потребность в определении различных видовстоимости. Ситуация оценки — это конкретные обстоятельства и условия, вызвавшиенеобходимость оценки.
Оценка стоимости оборудования и машин обычно требует оценки такихвидов стоимости, как рыночная- стоимость, стоимость первоначальная, восстановительная,остаточная, ликвидационная, утилизационная и страховая.
Понятие рыночной стоимости лежит в основе всей оценочнойдеятельности. Определение этого вида стоимости сформулировано в законе «Обоценочной деятельности в РК»: под рыночной стоимостью объекта оценкипонимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может бытьотчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделкидействуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине ценысделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда:
· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другаясторона не обязана приобретать;
· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют всвоих интересах;
· цена сделки представляет собой эквивалент денежного вознагражденияза объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки счьей-либо стороны не было.
Международная практика оценки машин и оборудования предполагаетиспользование трех видов рыночной стоимости:
обоснованная рыночная стоимость при продолжающемся использовании;
обоснованная рыночная стоимость установленного оборудования;
обоснованная рыночная стоимость при перемещении.
В оценке машин и оборудования часто задача оценки может состоять еоценке только стоимости воспроизводства или стоимости замещения объекта.
Стоимость воспроизводства объекта оценки — сумма затрат в рыночныхценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
Стоимость замещения объекта оценки — сумма затрат на созданиеобъекта, идентичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на датупроведения оценки с применением идентичных материалов и технологии, с учетомизноса объекта оценки.
Инфляция и другие структурные сдвиги в экономике приводят к тому,что основные фонды предприятий обесцениваются. Не обеспечиваются нужные объемынакоплений средств для воспроизводства основных фондов.
Основным назначением стоимости воспроизводства и стоимостизамещения является начисление бухгалтерского износа (амортизации), расчетналогов и статистический учет национального богатства. Для того чтобы избежатьискажений действительных значений этих величин, необходима регулярнаяпереоценка основных фондов.
Для того чтобы определить полную стоимость замещения иливоспроизводства, необходимо учитывать износ: именно он определяет потерюстоимости объекта в процессе эксплуатации. Снижение стоимости вследствиечастичной потери работоспособности из-за физического старения объектаназывается физическим износом.
Снижение стоимости,.связанное с потерей, уменьшениемконкурентоспособности на рынке, называют моральным износом; он определяетсяодномоментно с появлением объекта-конкурента.
Снижение стоимости в связи с изменением экономической, социальнойили политической ситуации носит название внешнего или экономического износа(устаревания).
Машины и оборудования — это материальные объекты собственности, неотносящиеся к недвижимости. Они часто относятся к движимому имуществу и могутсуществовать как отдельные объекты или часть системы, выполняющей определеннуюфункцию.
Транспортное средство- это устройство, предназначенное дляперевозки по дорогам людей, грузов и установленного на нем оборудования.
Рыночная стоимость — это расчетная величина, равная денежнойсумме, за которую предполагается переход имущества из руки в руки на датуоценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем идобровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом полагается, чтокаждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.
Полная стоимость воспроизводства — совокупность затрат,требующихся на воспроизводство новой точной копии объекта собственности из техже или очень похожих материалов, рассчитанная в текущих ценах.
Полная стоимость замещения — текущая стоимость нового аналогичногообъекта, эквивалентного по полезности оцениваемому объекту.
Планомерная ликвидационная стоимость — расчетная валовая величинавыраженная в денежном эквиваленте, которую ожидается получить от продажиимущества при условии, что у продавца есть некоторый разумный период временидля поиска покупателя (покупателей) и что он обязан продавать имущество в томвиде, как оно есть, в том месте, где оно находится. Эту стоимость такженазывают стоимостью упорядоченной ликвидации.
Стоимость ускоренной ликвидации — расчетная величина, выраженная вденежном эквиваленте, которую ожидается получить от открытой продажи имущества,проведенной должным образом с адекватной рекламой, при условии, что продавецобязан продавать имущество срочно, в том виде, как оно есть, и в том месте, гдеоно находится.
Страховая стоимость — это рыночная стоимость оборудованияопределяемая при страховании и фиксируемая в страховом полисе (договоре).
Таможенная стоимость- в общем случае это цена для исчислениятаможенной пошлины по ставке тарифа, установленной в процентном отношении кцене объекта.
Утилизационная стоимость- это стоимость выработавшего свой ресурси списываемого оборудования. Утилизационная стоимость включает в себя стоимостьагрегатов, узлов и систем, как отслуживших свой срок и реализуемых по ценеметаллолома, так и еще годных для использования.
Цели и принципы оценки машин и оборудования. Цель оценки-составить заключение о стоимости.
При оценке машин и оборудования используется следующие принципы:
полезность — это способность актива удовлетворять потребности пользователяв данном месте.и в течении данного периода времени.
замещение — расчетливый и осведомленный покупатель не заплатит заобъект собственности больше, чем он может заплатить за другую собственностьэквивалентного качества и полезности,
предвидение — стоимость создается ожиданием выгод, которые могутбыть получены будущем.
вклад — стоимость отдельного компонента измеряется его вкладом встоимость всего объекта собственности или той величиной, которая должна бытьвычтена из стоимости всего объекта в случае его отсутствия.
сбалансированность — все факторы производства должны находиться втаком соотношении, чтобы доходы от объекта были максимальны.
соответствие — стоимость объекта создается и сохраняется тогда,когда его характеристики соответствуют потребностям рынка.
предложение и спрос — цена собственности растет при увеличенииспроса и снижается при увеличении предложения, а когда предложение и спроссбалансированы, рыночная стоимость обычно отражает затраты на производство.
конкуренция — существует взаимовлияние двух или более,потенциальных продавцов по совершению продажи.
изменение — стоимость объекта не остается постоянной и меняется стечением времени и под воздействием других факторов, влияющих на объект.
Наиболее эффективного использования — тот вариант использования,который обеспечит объекту наибольший чистый доход в течение заданного периодавремени, т.е. тот вариант использования, выбранный среди разумных, возможных изаконных альтернативных вариантов, который является физический возможным, достаточнообоснованным и финансово осуществимым и приводит к наивысшей стоимости объекта.
Процесс оценки. Процесс оценки машин и оборудования состоит изследующих этапов:
Постановка задачи
Определение вида стоимости
Определение объекта оценки и сбор информации.
Расчет оценочной стоимости машин и оборудования
Согласование результатов оценки и оформление отчета
Постановка задачи. На данном этапе оценщик обсуждает ситуацию, прикоторой возникла необходимость проведения оценки.
Оценщику необходимо:
· определить, какая собственность подлежит оценке;
· обсудить, как будут использованы результаты оценки;
· определить дату оценки, на которую проводятся все расчеты;
· установить все возможные ограничения и допущения, при которыхполученные результаты будут справедливы.
· разработать план проведения оценочных работ.
Определение вида стоимости. При оценке машин и оборудованияприменяются различные виды.стоимости.
Оценщик должен определить и предложить клиенту тот вид стоимости,который наилучшим образом соответствует поставленнойцели.
Используются следующие зависимости между целью оценки и видомстоимости:
· передача- прав собственности — обоснованная рыночная стоимость;
· страхование — полная стоимость воспроизводства или замещения завычетом физического износа;
· вклад в уставной капитал — обоснованная рыночная стоимость;
· финансирование, лизинг — обоснованная рыночная стоимость,стоимость упорядоченной ликвидации, стоимость ускоренной ликвидации;
· расторжение партнерства — обоснованная рыночная стоимость;
· налогообложение партнерства — обоснованная рыночная стоимость.
Определение объекта оценки и сбор информации. На этом этапе оценщикпроводит идентификацию собственности, имеющихся документов на объект, егокомплектность, работоспособность и фактическое состояние на месте установкиобъекта.
При идентификации объекта оценки необходимо составить описание,которое имеет следующую структуру:
· наименование, модель (марка) объекта;
· назначение и принцип действия;
· масса и габариты;
· основные технические характеристики, позволяющие определитьпотребительские свойства объекта;
· характеристика системы управления;
· комплектация, включая приспособления и инструменты;
· год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
· сведения об установке на фундамент и подключение к энергетическими информационным сетям;
· сведения о ремонте и техническом обслуживании, замене егоотдельных узлов и агрегатов;
· наименование и реквизиты изготовителя.
При систематизации и классификации машин и оборудования можноиспользовать стандартную классификацию, применяемую в бухгалтерском учете.
Необходимо определить затраты на воспроизводство, на дату оценки,новой точной копии объекта или на создание аналога; провести анализ рынкаоцениваемого оборудования; определить доход, который может быть получен отэксплуатации объекта в будущем.
3. Классификация и идентификация машин и оборудования
Оценка машин и оборудования сопряжена со множеством трудностей,среди которых чрезвычайное разнообразие типов и видов, а также вариантовисполнения их. Кроме того, оцениваются в основном не современные, выпускаемые,а уже снятые с производства объекты, которые эксплуатируются в парке илинаходятся в консервации. В этой связи актуальным становится вопрос огруппировке машин и оборудования по определенным принципам, что можноосуществить с помощью классификации и применения единой процедуры оценки кобъектам одной группы.
Классификация — это система распределения по конкретнымотличительным признакам.
В настоящее время разработано много разных классификаторов дляоборудования. Их применяют для целей учёта основных средств, оценки стоимости,идентификации, коммерческих операций, начисления амортизации, проведенияремонтных работ и технического обслуживания и т.д
Наиболее распространенными в практике оценки случаями, при которыхвозникает необходимость классификации, являются:
а) проведение массовой переоценки основных фондов предприятия всжатые сроки. При этом весь имеющийся парк разделяют на группы подобногооборудования, из которых выбирается типовая модель -представитель. Длявыбранного представителя производится детальное определение фактическойвосстановительной стоимости на момент переоценки и определяется реальное значениекоэффициента пересчета.
Численное значение этого коэффициента распространяется на всехпредставителей данной группы. Отнесение всех субъектов группы к однойклассификационной группе служит доказательством правомерности распространениярезультатов, полученных при оценке модели -представителя, на все объектыгруппы;
б) оценка объекта с использованием сравнительного подхода, когдаизвестны стоимость воспроизводства (замещения) базового объекта и техническиехарактеристики оцениваемого и базового оборудования. В этом случае применяютпроцедуру корректировок исходя из сравнения потребительских свойств оцениваемогои базового объектов. При подобной технологии оценки возникает необходимостьдоказать правомерность выбора базовой модели в качестве аналога. Одним издоказательств этого служит отнесение рассматриваемых машин и оборудования кодной классификационной группе. Подобное доказательство правомерности выборааналога наиболее приемлемо в тех случаях, когда оценщик не владеет данными обособенностях конструкции и потребительских свойствах оцениваемых объектов ииспользует формальные признаки при доказательстве их аналогичности.
Кроме того, классификация используется при определении объемавыполняемых работ при оценке, распределении работ между оценщиками, привлеченииэкспертов и т. д.
Алгоритм классификации предусматривает следующие этапы:
· определение первичного объекта оценки;
· выбор способа классификации;
· определение степени детализации в пределах выбранного способа;
· кодирование объекта оценки.
В качестве первичного объекта оценки могут быть выбраны:
инвентарный объект;
технологический комплекс оборудования;
однородный машинный парк предприятия или его структурных подразделений.
Обычно инвентарный объект выбирается при проведении детальныхоценок отдельных объектов, технологический комплекс — при оценке сиспользованием доходного подхода обособленной группы оборудования, производящейготовую продукцию, машинный парк — при массовой переоценке основных фондовпредприятия. Инвентарными объектами считаются:
· по передаточным устройствам — каждое самостоятельное устройство,не являющееся составной частью здания или сооружения;
· по силовым машинам и оборудованию — каждая силовая машина сфундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами ииндивидуальным ограждением;
· по рабочим машинам и производственному оборудованию -каждый станокили аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности иприборы, ограждение, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарныйобъект;
· по транспортным средствам — каждый объект транспортных средств сотносящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (грузовой автомобиль,включая запасное колесо с камерой и покрышкой и комплект инструмента).
Приняты следующие способы классификации объектов оценки:
а) по виду основных средств — на производственные или непроизводственныев зависимости от их вхождения в состав соответствующих подразделений предприятия.Этот способ классификации актуален при проведении оценки отдельных служб илиподразделений предприятия;
б) по этапу жизненного цикла объектов:
· недавно поступившие и подготавливающиеся к эксплуатации,монтирующиеся, отлаживающиеся, проходящие пробную эксплуатацию;
· находящиеся в эксплуатации;
· временно не эксплуатируемые и находящиеся в капитальном ремонте,на реконструкции, модернизации, переоснащении и т.д.;
· находящиеся на консервации или в запасе (в том числемобилизационном);
· подготавливаемые к выбытию для продажи или передачи;
· выбывшие из эксплуатации, подлежащие разборке и утилизации;
в) по праву собственности, где выделяются:
· относящиеся к собственным средствам предприятия;
· безвозмездно полученные во временное пользование;
· арендуемые у другого владельца;
· собственные; сданные в аренду;
г) по способу приобретения и происхождения-выделяются машины иоборудование:
· отечественные, приобретенные новыми;
· импортные, приобретенные новыми;
· отечественные, приобретенные подержанными;
· импортные, приобретенные подержанными;
· изготовленные собственными силами;
д) по степени универсальности выделяют машины и оборудование:
· универсальные;
· специализированные;
· специальные;
е) по функциональному назначению в соответствии с функциональной иотраслевой классификацией, где существуют классификаторы:
· основных фондов;
· товарной номенклатуры для внешнеэкономической деятельности;
· отраслевые.
В табл. 2 представлен пример структуры отраслевого классификатора.
Для многих видов техники элементы классификации содержатся в ихмарках (моделях). Рассмотрим расшифровку моделей двух наиболее распространенныхавтотранспортных средств и технологического оборудования.
В общем случае индексация автомобиля имеет вид:
ХХ XX Х Х
Характеристика Порядковый Модификация Экспортное автомобиля номер исполнение
Для грузовых автомобилей индекс модели имеет вид:
Х X ХХ Х
Класс Вид Номер модели Модификафия Класс Полная масса, т. 1 – менее 1,2 2 – 1,2-2,0 3 – 2-8 4 – 8-14 5 – 14-20 6 – 20-40 7 – более 40
Таблица 2. Структура классификатора для металло- идеревообрабатывающего оборудования.Признак классификации Наименование Код Отраслевая приндлежность Оборудование металло- и деревообрабатывающее 3800000000 Вид оборудования Металлорежущий станок 3810000000 Вид обработки Токарная 3811000000 Конструктивное исполнение Станки токарные и токарно-винторезные 3811600000 Диапазон обрабатываемых изделий Станки токарные и токарно-винторезные с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм. 3811630000 Точность Станки токарные и токарно-винторезные повышенной точности, с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм. 3811633000 Автоматизация Станки токарные и токарно-винторезные повышенной точности, с ручным управлением, с наибольшим диаметром обрабатываемого изделия 400-630 мм. 3811633100 Порядковый регистрационный номер Станок модели 16Б20П с наибольшей длиной обрабатываемого изделия 1000 мм 3811633124
Обозначение вида соответствует конструктивному исполнению машины:
3 — бортовая;
4 — тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7-фургон;
8 — специальное исполнение.
Обозначение ЗИЛ-4331 расшифровывается как грузовой автомобиль сполной массой 8-14 т Автозавода им. Лихачева.
Для легковых автомобилей индекс модели имеет вид:
Х X X Х Х
Класс Вид Номер Модификация Экспортное исполнение
Для всех легковых автомобилей вид — 1.
Класс соответствует рабочему объему двигателя:
1 — менее 1,2 л, особо малый;
2 — 1,2-2,0 л, малый;
3 — 2-4 л, средний;
4 — более 4 л, большой.
Обозначение ВАЗ-2108 расшифровывается как легковой автомобильмалого класса Волжского автомобильного завода.
Для автобусов индекс модели имеет вид
Х Х ХХ
Класс Вид Номер
Для всех автобусов вид — 2.
Класс зависит от длины автобуса:
Класс Длина, м
2 — до 5
3 — 6-7,5
4 — 8-9,5
5 — 10,5-12
6 — 16,5-24
Обозначение ЛиАЗ-5256 расшифровывается как автобус длиной 10,5-12м Ликинского автобусного завода.
Индекс модели универсального металлорежущего оборудования включаетчетыре цифры и несколько букв. Первые, две цифры обозначают соответственногруппу (вид обработки) и тип (конструктивное исполнение) станка. Буквенныеобозначения между 1-й и 2-й или 2-й и 3-й цифрами означают модификации базовоймодели, буквы в конце индекса модели — класс точности станка:
П — повышенная точность;
В — высокая точность;
А — особо высокая точность.
Наличие системы программного управления отмечается буквой«Ф» с соответствующими цифрами, магазин с инструментами — «М». Остальные цифры в индексе модели означают максимальный размеробрабатываемой заготовки или другой основной размерный параметр станка.
При оценке важное значение имеет идентификация объекта оценки, т.е. установление соответствия между документацией на объект и его реальнымсостоянием. Машины и оборудование изготовляются во множестве исполнений имодификаций, имеют различную комплектацию, что существенно влияет на ихстоимость. В связи с этим идентификацию проводить необходимо, и от ее качествав значительной степени зависят результаты оценки и авторитет оценщика. Припроведении идентификации следует дать описание (листинг), оцениваемого объекта,которое имеет следующую структуру:
а) наименование, модель (марка) объекта;
б) назначение и принцип действия;
в) масса и габариты;
г) основные технические характеристики, позволяющие определитьпотребительские свойства объекта:
д) характеристика системы управления;
е) комплектация, включая приспособления, управляющие программы иинструмент;
ж) год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
з) сведения об установке на фундамент и подключении кэнергетическим и информационным сетям;
и) сведения о ремонте и техническом обслуживании объекта, заменеего отдельных узлов и агрегатов;
к) наименование и реквизиты изготовителя.
Идентификация объекта проводится в два этапа. На первом этапеанализируется инвентарная опись оцениваемого оборудования, уточняются еготехнико-экономические характеристики. Этот этап проводится оценщиком на своемрабочем месте и предусматривает наличие определенной информации по оцениваемомуобъекту. По завершении этого этапа оценщик должен сделать для себя вывод — может ли он взяться за предлагаемую работу и уяснить для себя особенностиоцениваемых машин и оборудования. Второй этап проводится на месте установкиобъекта и предполагает изучение имеющихся документов на объект, егокомплектности, работоспособности и фактического состояния.
Заключение
Потребность в оценке машин и оборудования возникает тогда, когдаобъект гражданских прав (вещь, имущество, имущественные права и т.д.) вступаетв хозяйственный оборот и над ним совершаются те или иные хозяйственныеоперации. Машины и оборудование могут быть объектами различных сделок,связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силуэтого становятся объектом оценки. Кроме того, потребность в оценке машин иоборудования может возникнуть и по каким-либо другим обстоятельствам, несвязанным с изменением вещных прав, например, в случае переоценки основныхфондов, при страховании, залоге, для целей инвестирования, при ликвидации бизнесаи др.
Оценка стоимости оборудования — это очень многообразный видоценочной деятельности, включающий в себя определение стоимости практическивсего спектра объектов движимого имущества: станков, приборов, компьютеров,автомобилей, технологических комплексов и поточных линий, силовых агрегатов,оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов,которые относятся к движимому имуществу. При проведении экспертизы оценщикустанавливает стоимость объектов-аналогов, присутствующих на рынке, определяетизнос и возможность получения доходов от использования или продажи оцениваемогообъекта. Окончательная величина стоимости определяется на основаниикомплексного анализа перечисленных факторов.
Анализ современного состояния предприятий железной дороги показал,что несмотря на его стабильную работу, существует ряд нерешенных проблем, такиекак:
· избыточность и высокая степень износа основных фондов отрасли;
· существенная нехватка и ограниченные возможности привлеченияинвестиций;
· несовершенство нормативно- правовой базы железнодорожноготранспорта;
· недостаточная финансовая прозрачность хозяйственной деятельности;
· перекрестное субсидирование убыточных видов деятельности за счетприбыльных.
Необходимо вести тщательный учет всех без исключения повреждений инеисправностей оборудования, всех плановых и неплановых ремонтов, учитывать всезамеры контролируемых параметров узлов, имеющих механический износ.
Непременное условие для получения достоверных текущих сведений отехническом состоянии подвижного состава — использование имеющихсяразрабатываемых средств и методов диагностирования. В технологическом процесседиагностирования выполняются три основные задачи. Прежде всего получениеинформации о техническом состоянии конкретного оборудования или агрегатаподвижного состава. Затем — обработка и анализ этой информации с помощью ЭВМ.Конечный результат — оценка состояния диагностируемых элементов ипрогнозирование остаточного ресурса. На основании этого дается заключение оцелесообразности корректировки планового срока очередного ремонта конкретногооборудования или агрегата.
Оценка для машин и оборудования предприятий базируется наиспользовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый изподход предлагает применение своих специфических методов и приемов, а такжесоблюдения особых условий, наличия достаточных фактов. Информация, используемаяв том или ином подходе, отражает либо предложения фирмы, либо ее прошлыедостижения, либо ожидаемые.
К особенностям оценки относятся: специфика объекта оценки.;сложность, проблемы идентификации объекта; высокая актуальность определенияфизического, морального и внешнего износов; большая зависимость стоимостиоборудования от стадии жизненного цикла, на которой находится объект на моментоценки; значит, доля рекламных и маркетинговых затрат в цене единицыоборудования; высокая степень структуризации, ограниченность и подвижностьрынка машин и оборудования; необходимость определения, в каких случаях и какучитывать, к примеру, транспортно-заготовительные расходы, прямые затраты,связанные с установкой и наладкой, косвенные издержки на выполнение 5от,связанных с приобретением, установкой и запуском оборудования, 1шины иоборудование могут быть отдельно стоящими и функционально самостоятельнымиобъектами, либо находиться во взаимосвязи и образовывать технологическиекомплексы.
Список использованной литературы:
1. Андрианов Ю. В. Оценка автотранспортных средств. М.: Дело 2002
2. Гельберг Б.Т., Пекелис Г.Д. Ремонт промышленного оборудования. М.:2000.
3. Ковалев А.П. Оценка машин, оборудования и транспортных средств, М:2002.
4. Корниенко А.А., Хомяков В.С. Автоматизированная система оценкистоимости технологического оборудования. Вестник машиностроения. 2004г.
5. Кузнецов О.Т., Танбаев Ж.Д. Теория и практика оценки транспортныхсредств. Алматы, 2002г.
6. Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственнойпродукции… М.: НИИмаш, 2000.
7. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств.М.: Транспорт, 2001.
8. Попеско А.И. Износ технологических машин и оборудования при оценкестоимости. М.: 2002
9. Рудгайзер В. Оценка машин и оборудованиям: 2002
10. Саприцкий Э.Б. Как оценить рыночную стоимость машин и оборудованияна предприятии.М: Информэлектро,1997
11. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.,2004
12. Строительные нормы и правила. Сборник расценок на монтажоборудования. М.: Госстрой, 2004
13. Карташов В.П., Мальцев В.М. Организация технического обслуживанияи ремонта автомобилей. М.: Транспорт 2003 г.
14. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортныхпредприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт. 2002г.
15. Аксенова З.Н. Анализ’производственно-хозяйственной деятельностиавтотранспортных предприятий, М., Высшая школа. 2002г.
16. Суханов Б.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.М., Транспорт. 2001г.