/>/>/>/>Содержание
Введение. 2
1. Сущность прибыли в рыночных условиях. 4
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее функции. 4
1.2 Виды прибыли и методы их расчета. 9
1.3 Методы планирования прибыли предприятия. 17
2. Оценка и планирование прибыли как обобщающего показателяфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. 21
2.1 Анализ состава и динамики показателей прибылипредприятия. 21
2.2 Оценка факторов, влияющих на формирование прибыли. 27
2.3 Оценка использования прибыли предприятия. 35
2.4 Оценка практики планирования прибыли предприятия. 38
3. Пути резерва роста прибыли предприятия. 41
Заключение. 46
Список литературы… 50
Приложения. 51
/>/>/>/>/>Введение
Чтобы вдальнейшем успешно существовать на рынке, принимать экономически обоснованныерешения, руководству любого предприятия, необходимо тщательно анализироватьосновные показатели его работы. Прибыль и рентабельность являются наиболееважными финансовыми показателями. Прибыль является не только обобщающимстоимостным показателем, характеризующим результаты финансово-хозяйственнойдеятельности фирмы, но и реальным источником денежных накоплений. Она создаетопределенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, так как именнонакопления прибыли помогают преодолевать последствия риска, связанного среализацией товаров на рынке.
В рыночныхусловиях проведение качественного анализа прибыли предприятия имеет важноезначение для управления финансами предприятия.
Прибыль –обобщающий показатель интенсификации производственной и сбытовой деятельностифирмы. С одной стороны, этим показателем выражается степень эффективностииспользования всех видов материальных, трудовых и денежных ресурсов, с другойстороны, применение передовых методов организации производства и внедрениепрогрессивной техники.
Объемреализации и величина прибыли зависят от производственной, снабженческой,сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показателихарактеризуют все стороны хозяйствования.
Задачаэкономического анализа состоит в том, чтобы путем ограничения влияния внешних ивнутренних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действияфакторов, отражающих трудовые усилия работников и эффективность использованияими производственных ресурсов.
Объектомисследования в работе являетсякоммерческая фирма «Позитив»,которая организована в 1998 году и специализируется на закупке и реализации врозничную торговлю товаров народного потребления, в основном продуктов питания.Место нахождение: г. Йошкар-Ола, ул. Петрова,1.
Основнымивидами деятельности общества являются коммерческая, торгово-закупочная,посредническая деятельность по реализации продукциипроизводственно-технического назначения, товаров народного потребления.
Целью работыявляется анализ показателей планирования, формирования и использования прибылирассматриваемого предприятия ООО «Позитив», выявление резервов ростаприбыли предприятия.
Основнымизадачами работы являются:
изучениетеоретических основ планирования и анализа прибыли предприятия;
определениевлияния как объективных, так субъективных факторов на показатели прибыли предприятия;
оценкаиспользования прибыли предприятия;
анализметодов планирования прибыли предприятия;
выявлениерезервов и выработка предложений по увеличению прибыли.
Основнымиисточниками информации при анализе прибыли являются данные бухгалтерскогоучета, финансовой отчетности форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»,соответствующие таблицы плана экономического развития предприятия.
В качествеинформационно-аналитической базы использовались документыбухгалтерско-финансовой отчетности ООО «Позитив» за 2002-2004 гг. деятельностифирмы.
/>/>/>/>1. Сущностьприбыли в рыночных условиях
/>/>/>/>/> 1.1 Экономическаясущность прибыли, ее функции
Прибыль в рыночном хозяйстве являетсявознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического,во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или землинеосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразнуюравновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта спецификапредпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Предпринимательв результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход- прибыль.
На уровнепредприятия в условиях товарно‑денежных отношений чистый доход принимаетформу прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставитьвыручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают формусебестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовыйрезультат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставитсвоей целью прибыль, но не всегда её извлекает. Если выручка равнасебестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализациюпродукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль какисточник производственного, научно‑технического и социального развития. Призатратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательныйфинансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение.
В условияхрынка ориентация на получение прибыли является непременным признакомпредпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методовэтой деятельности, показателем достигнутого предприятием коммерческого эффекта.Балансовая прибыль комплексно характеризует конечные финансовые результатыдеятельности предприятия за отчётный период.
Получение прибыли как избыточного дохода, с однойстороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так какконкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования,повсеместному распространению технических нововведений и т.п. Но с другойстороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь ивоспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль какпостоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.
Стремление получить экономическую прибыль, обойтиконкурентов, укрепить свои позиции на рынке — постоянно действующий мотивпредпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянномуразвитию. С одной стороны, ожидание экономической прибыли стимулирует наиболееэффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономическойприбыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбытпродукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемыхфакторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения,осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическомуросту и более полному удовлетворению потребностей.
С другой стороны, существование экономическойприбыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативнымиспособами их применения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающейсредний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности даннойсферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукциисуществует высокий спрос, и что общество заинтересовано в расширении еёпроизводства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсыиз других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Но прибыль нетолько создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуетсяспросом, но и выступает источником финансирования такого расширения.
Предприятия, получающие более высокую прибыль,имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно впроизводство в качестве инвестиций, — причем не только на расширение масштабовпроизводства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новойтехники и т.д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегоднясоздает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности дляполучения такой прибыли и в будущем.
Прибыль — это денежное выражение основной частиденежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Какэкономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательскойдеятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полноотражающим эффективность производства, объем и качество произведеннойпродукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе стем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческогорасчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль — один из основных финансовых показателейплана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибылиосуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому исоциально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда ихработников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственныхпотребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формированиибюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается спереходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, чтоакционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие,получив финансирую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какиецели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов вбюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Прибыль какважная категория рыночных отношений выполняет определённые функции.
Во-первых,прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результатедеятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражаетконечный финансовый результат.
Вместе с темна величину прибыли и её динамику воздействуют факторы, как зависящие, так инезависящие от усилий предприятия.
Вне сферывоздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен напотребляемые материально‑сырьевые и топливно‑энергетическиересурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени не зависят отпредприятия уровень цен на реализуемую продукцию и зарплату.
К факторам,зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентностьруководства, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда,его производительность, состояние и эффективность производственного ифинансового планирования. Эти факторы влияют на прибыль не прямо, а через объёмреализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечногофинансового результата необходимо сопоставить стоимость объёма реализуемойпродукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых,прибыль обладает стимулирующей функцией. Её содержание состоит в том, чтоприбыль одновременно является финансовым результатом и основным элементомфинансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципасамофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли,оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и другихобязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширенияпроизводственной деятельности, социального развития предприятия, материальногопоощрения работников.
В-третьих,прибыль является одним их источников формирования бюджетов разных уровней. Онапоступает в бюджеты в виде налогов.
Наряду сдругими доходными поступлениями, прибыль используется для финансированияудовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнениягосударством своих функций, государственных инвестиционных, научно‑техническихи социальных программ.
В условияхрыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибылиориентирует товаропроизводителей на увеличение объёма производства продукции,нужной потребителю, снижения затрат на производство, этим достигается не толькоцель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Дляпредпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добитьсянаибольшего прироста стоимости, создаёт стимул для инвестирования в эти сферы.
Ведущее значение прибыли в качестве финансовогопоказателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем неозначает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что вотдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокуюприбыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному исоциальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения прибыли, т.е.образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путемизменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересахпотребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спроспродукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и болеедорогой высокорентабельной продукции.
/>/>1.2 Виды прибылии методы ихрасчета
Прибыльприменяется в качестве расчетно-аналитического показателя в целях углубленногоанализа эффективности работы организации ее подразделений. Она составляетоснову экономического развития предприятия. Получение прибыли – главная цельдеятельности любого предприятия.
Рост прибылисоздает финансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенноговоспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов. В практике хозяйственной деятельностиприменяются различные показатели прибыли (балансовая, прибыль от реализации,чистая).
Прибыль — эточасть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного всфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только послепродажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно онапредставляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленнуюстоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные ивнебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит,чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получитприбыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результатыдеятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализациейпродукции.
Прибыль как главный результат предпринимательскойдеятельности обеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Поэтомупрежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятияпредставляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияетсовокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательскойдеятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими отдеятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствиис договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшениеассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; ростпроизводительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельностипредприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен нареализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных итехнических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторовскладывается валовая прибыль предприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль отвсех видов деятельности.
Прежде всего валовая прибыль включает прибыль отреализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручкиот реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость,акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыльот реализации товарной продукции — основная часть валовой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыли включаетсяприбыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль(убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных идругих хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия…
В состав валовой прибыли входит также прибыль отреализации основных фондов и другого имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаютсявнереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
В связи с тем что подавляющую часть валовойприбыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этойчасти прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы,зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главнымобразом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежатдетальному изучению и анализу.
Предварительно следует учесть, что на прибыль отреализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованнойпродукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит отреализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от рядапричин, обусловленных условиями реализации продукции. Предприятие можетпроизвести продукции больше, чем ее реализовать.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибылиот реализации продукции, является изменение объема производства и реализациипродукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибылиполучит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора припрочих равных условиях прямо пропорциональная.
Падение объема производства при нынешнихэкономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как,например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о.необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производствапродукции на основе технического его обновления и повышения эффективностипроизводства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношениймежду предприятиями будет способствовать улучшению условий реализациипродукции, а следовательно, росту прибыли.
Не менее важным фактором, влияющим на величинуприбыли от реализации товарной продукции, является изменение уровнясебестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на суммуприбыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнемсебестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнемзатрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этотфактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе измененияуровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения стем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производствои реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятияот реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в условиях ихлиберализации устанавливаются предприятиями в зависимости отконкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичнойпродукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукциюявляется фактором, зависящим от предприятия.
Не зависящим от предприятия фактором выступаютгосударственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукциюпредприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всегокачеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствованияее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
Кроме отмеченных факторов на величину прибыли отреализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемойпродукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой какотношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибылиполучит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращениеприбыли.
Таким образом, рассмотренные основные факторы,воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторонуувеличения, так и уменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа.
Кроме прибыли от реализации продукции в составваловой прибыли включается, как отмечено ранее, прибыль от реализации прочейпродукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходитсянесколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут бытьположительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельскиххозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметьот реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, чтосоответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыливыделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Упредприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результатеизменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации идругих причин. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностейобразуются не только прибыль, но и убытки.
Что касается реализации излишних основных фондов,то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой ипервоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается насоответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темповроста инфляции.
Последним элементом валовой прибыли являютсявнереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно несвязаны с производством и реализацией продукции. В составе этихвнереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы отдолевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества варенду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций(штрафы, пени, неустойки и др.). В тех случаях, когда суммы санкций вносятся вбюджет, они не включаются в состав расходов от внереализационных операций ивозмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Могут иметь место и другие внереализационныедоходы (расходы), не связанные с производством и реализацией продукции (работ,услуг). Так, учитываются курсовые разницы (положительные и отрицательные) повалютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.
В настоящее время в условиях перехода к рыночнойэкономике в составе внереализационных результатов кроме сумм уплаченных иполученных штрафов, пеней, неустоек и других санкций, появились новые элементы,связанные с предпринимательской деятельностью. Это доходы от долевого участия вдеятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, дивидендыи проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащимпредприятию. Поступление этих доходов обусловлено процессом разгосударствленияи образования предприятий различных форм собственности — арендных, акционерных,совместных и других типов.
Когда одни предприятия участвуют на долевыхначалах в деятельности других предприятий, то при успешном функционированиипоследних они имеют определенный долевой доход, учитываемый в составевнереализационных результатов.
С развитием арендных отношений многие предприятияв целях получения доходов сдают часть своего имущества, включая помещения,сооружения, оборудование и т.д., в аренду на более или менее длительный срок. Сдачаимущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итогепредприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы,следовательно, и валовую прибыль.
С развитием акционерной формы собственностипредприятия выпускают акции, облигации и другие ценные бумаги, способствующиеповышению доходности, рентабельности предприятий. Уровень доходности навыпущенные акции, облигации принимает форму дивидендов и процентов. Взависимости от типа акций складывается уровень дивидендов на них.
При выпуске простых (обыкновенных) акций размердивидендов зависит от суммы полученной прибыли, от возможности направления навыплату дивидендов части этой прибыли с учетом других затрат из прибыли, отдоли привилегированных акций в общем их количестве и объявленного по ним уровнядивидендов, от величины уставного капитала и общего количества акций,выпущенных в обращение.
Традиционно включаемые в состав внереализационныхдоходов и расходов штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. Приэтом штрафы, пени и неустойки уплаченные могут превышать полученные. Тогда образуютсяубытки, сокращающие внереализационную прибыль.
Если же сумма экономических санкций, полученныхданным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные доходыувеличиваются. Все будет зависеть от характера деятельности данного предприятия,соблюдения расчетно-платежной дисциплины, выполнения обязательств по поставкам,платежам в бюджет, поставщикам и банкам.
Состав и распределение валовой прибыли, а такжевиды прибыли предприятия наглядно отражено на рис. 1.
/>
Рис.1. Образование и распределение валовойприбыли
Итак, анализ состава валовой прибыли предприятияпоказал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг),сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализацииосновных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развитияпредпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.
Прибыль как конечный финансовый результатдеятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходови затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков отразличных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется врезультате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так иотрицательным знаком.
/> 1.3 Методыпланирования прибыли предприятия
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитиемпредпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. Оттого, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешнаяфинансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Методики максимизации прибыли путем изменениядоли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателямпланировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости отхозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции изаблаговременно принимать соответствующие меры.
Ориентировочные расчеты прибыли важны не толькодля самих предприятий, производящих и реализующих продукцию, но и дляакционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных сдеятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами вформировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размераприбыли в современных экономических условиях является важнейшим факторомуспешной предпринимательской деятельности.
Прибыль — однаиз форм чистого дохода общества. Является важнейшим показателем деятельностипредприятия, источником его развития и стимулирования труда работников. Планируемымпоказателем прибыли является балансовая прибыль. Она представляет собой суммуприбыли от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации (включаяненужные основные фонды, другое имущество), а также от внереализационныхрезультатов хозяйственной деятельности.
Основной (поудельному весу) частью балансовой прибыли является прибыль от реализациипродукции. Она рассчитывается исходя из планируемой выручки от реализациипродукции и ее себестоимости. Возможно использование двух методов расчетабалансовой прибыли: метода прямого счета и аналитического метода.
Методпрямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется по каждому виду изделийили группам однородных изделий как разность между объемом их реализации вотпускных ценах (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизного сбора идругих налогов из выручки) и их полной себестоимостью:
/>
где Пр — прибыльот реализации продукции, тыс. р.;
п — количествовидов реализуемой продукции;
ОРi — планируемый объем реализации i-йпродукции, р.;
Сi — полная себестоимость i-йпродукции, р.
Методпрямого счета прибыли отличается высокой точностью, но является достаточнотрудоемким.
Вторымметодом расчета прибыли от реализации продукции является аналитический метод. Этотметод применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также вдополнение к прямому методу (в качестве проверочного).
Существуютследующие способы расчета прибыли аналитическим методом:
• на основепоказателя затрат на рубль произведенной продукции;
• на основебазовой рентабельности.
Используяпервый способ расчета, вначале производится расчет прибыли от планируемогообъема производства продукции по следующей формуле:
/>
где ОП — планируемыйобъем производства продукции, работ, услуг, тыс. р.;
30п — затратына рубль планируемого объема продукции.
Далее дляопределения общей суммы прибыли от реализации (Пр) прибыль по планируемомуобъему производства продукции корректируется на изменение прибыли в переходящихостатках готовой продукции.
Второйспособ расчета прибыли — расчет на основе базовой рентабельности (базоваярентабельность — это отношение прибыли по произведенной или реализованнойпродукции к ее полной себестоимости за отчетный год). Расчет прибыли этимспособом следующий:
• рассчитываетсяприбыль по сопоставимой продукции, исходя из базовой рентабельности;
• анализируетсявлияние на прибыль (по сравнению с отчетным годом) снижения себестоимости,изменения структуры выпускаемой продукции, ее качества, изменения отпускных цен;
•определяется прибыль на весь объем сопоставимой продукции;
• находитсяизменение величины прибыли в переходящих остатках готовой продукции;
•рассчитывается прямым счетом прибыль по несопоставимой продукции;
•определяется общая величина прибыли от реализации продукции.
Учитываявысокую трудоемкость расчетов, второй способ планирования прибыли от реализациипродукции аналитическим методом используется редко.
Для расчетасуммы балансовой прибыли к прибыли от реализации продукции (работ, услуг) прибавляютприбыль от прочей реализации, а также финансовые результаты отвнереализационных операций.
Прибыль отпрочей реализации рассчитывается как разница между выручкой от реализациинеиспользуемых предприятием основных фондов и прочего имущества, с однойстороны, и балансовой стоимостью этих основных фондов и имущества, а такжерасходами, связанными с их реализацией, налогами, включенными в отпускные цены,с другой стороны.
Переченьвнереализационных прибылей и расходов достаточно широк. В частности, квнереализационным прибылям относятся доходы от финансовых вложений, доходы отсдачи имущества в аренду, полученные штрафы, пени, неустойки и др., а квнереализационным расходам — убытки от уценки товаров, от недостач материальныхценностей, списание дебиторской задолженности, судебные издержки, уплаченныештрафы, пени и неустойки и т.д.
Припланировании прибыли включаемые в план источники получения прибыли от прочейреализации и внереализационных прибылей должны иметь соответствующееобоснование (договора, решения хозяйственных судов, анализ динамики запредыдущие периоды и т.д.).
/>/>/>/>/>/>2. Оценка и планирование />прибыли как обобщающего показателяфинансово-хозяйственной деятельности предприятия
/>/>/> 2.1 Анализ состава и динамики показателей прибылипредприятия
Проведениеанализа показателей прибыли будем производить согласно методике Савицкой Г.В.
Различныестороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельностипредприятия получают законченную денежную оценку в системе показателейфинансовых результатов. Наиболее важные показатели финансовых результатовдеятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о прибылях иубытках». К ним относятся:
— прибыль(убыток) от реализации продукции;
— прибыль(убыток) от прочей реализации;
— доходы ирасходы от внереализационных операций;
— балансоваяприбыль;
— налогооблагаемаяприбыль;
— чистаяприбыль и др.
Показателифинансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствованияпредприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая вусловиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономическогоразвития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу длясамофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных иматериальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняютсятакже часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другимипредприятиями и организациями.
Такимобразом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной ифинансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловойактивности и финансового благополучия.
Данные дляпроведения вертикального и горизонтального анализа приведены в табл.1 и 2.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов деятельности за 2002 – 2004 годы, тыс. р. Наименование показателя 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп роста,%
2003 г. к
2002 г.
2004 г. к
2003 г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 9736,9 12851,6 15767 +3114,7 +2915,4 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 7617,7 9770,5 11511 +2152,8 +1740,5 Валовая прибыль 2119,2 3081,1 4256 +961,9 +1174,9 Прибыль (убыток) от реализации 852,5 1448,5 885 +596,0 -563,5 Прочие операционные доходы – – – – – Прочие операционные расходы 1 – 41 -1 +41 Прочие внереализационные доходы 3 2,5 59 -0,5 +56,5 Прочие внереализационные расходы 2 5,3 298 +3,3 +292,7 Прибыль (убыток) отчетного периода 852 1445,7 605 +593,7 -840,7 Налог на прибыль и иные аналогичные платежи 500 531,7 167 31,7 -364,7 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 352 914,0 438 +562,0 -476,0 Чрезвычайные доходы – – – – – Чрезвычайные расходы – – – – – Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода 352 914,0 438 +562,0 -476,0
/>/>/>Финансовые результаты ООО «Позитив» в видеприбыли из разных источников представлены в табл. 1. Как видно из таблицы, основнымсоставляющим балансовой прибыли предприятия, на протяжении рассматриваемых трехлет, являлась прибыль от реализации.
Из данныхтабл.1 также видно, что балансовая прибыль в 2003 г. возросла по сравнению с 2002г. на 593,7 тыс. р. или на 69,6%. Уменьшению балансовой прибыли в 2004 г. (на840,7 тыс. р. или 58,1%) способствовало отрицательное сальдо операционных ивнереализационных доходов и расходов, а также высокий уровень коммерческихрасходов (3371 тыс. р).
Нераспределеннаяприбыль предприятия увеличилась в 2003 г. более чем в 2,5 раза по сравнению суровнем 2002 г. Чистая прибыль 2003 г. составила 914 тыс. р., что выше уровняприбыли 2002 г. на 562 тыс. р.
В связи сростом налога на прибыль, прибыль предприятия от обычной деятельности ещебольше сократилась (в 2004 г. сократилась по сравнению с 2003 г. на 476 тыс. р.или в 2,1 раза).
Такимобразом, несмотря на рост выручки ООО «Позитив» по итогам 2004 г. до15767 тыс. р. с 12851,6 тыс. р. в 2003 г. (рост на 22,7%), чистая прибыль фирмыв 2004 г. снизилась до 438 тыс. р. с 914 тыс. р. в 2003 г. (падение на 52,1%).
Мы наблюдаемухудшение финансовых результатов деятельности предприятия в 2004 г., чтоговорит о снижении устойчивого состояния предприятия.
Нагляднодинамика показателей финансовых результатов деятельности ООО «Позитив»2002 – 2004 гг. представлена на рис.2.
/>
Рис.2. Динамика изменения показателей прибыли />
ООО «Позитив» за 2002-2004 гг.
/>В 2003 г. наблюдается рост прибыли от реализации по сравнению с 2002 г. В2004 г. прибыль от реализации продукции уменьшилась на 38,9% по сравнению с 2003г. Это произошло из-за увеличения себестоимости реализованной продукции. Такжепричиной этому может служить изменение конъюнктуры на рынках и, вследствиеэтого, переходом на денежные формы оплаты, что неизбежно приводит в борьбе зарынок к снижению отпускных цен и минимизации нормы прибыли.
/>/>Балансовая прибыль в 2004 г. составила 605 тыс. р.(на 58,1% меньше по сравнению с 2003 г). За последний 2004 г. предприятиеухудшило свои показатели: чистая прибыль уменьшилась на 52,1% по сравнению с 2003г. Снижение произошло за счет увеличения коммерческих расходов.
/>/>Такимобразом, деятельность ООО «Позитив» является прибыльной, но наблюдаетсянегативная динамика снижения балансовой и чистой прибыли предприятия на конецрассматриваемого периода.
/>/>/>Прибыль от реализации на протяжении 2002-2003 гг. имелаярко выраженную тенденцию к росту, как следствие роста выручки от реализации. В2004 год начался рост внереализационных расходов, при постоянном снижении прибыли от прочей реализации (операционных доходовминус аналогичных расходов), что, в конечном итоге, помешало росту балансовой ичистой прибыли.
/>/>/>В табл.2представлена структура прибыли организации.
Рассматриваяизменения в структуре прибыли в подтверждение вышеизложенного, относительнодинамики отдельных составляющих балансовой прибыли, можно обратить внимание нато, что в 2003 — 2004 годах произошли изменения в структуре прибыли,направленные прежде всего на снижение роли прибыли от прочей реализации иповышение роли прибыли от внереализационных мероприятий, причем роль этойсоставляющие стала в 2004 году столь высока, что серьезно потеснила долюприбыли от реализации продукции.
Таблица 2
Структураприбыли ООО «Позитив», тыс. р. Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. Темп роста,%
2003 г. к
2002 г.
2004 г. к
2003 г. Прибыль от реализации 852,5 1448,5 885 170,0 61,1 Прибыль (убыток) от прочей реализации -1 – -41 – – Прибыль (убыток) от внереализационных операций 1 -2,8 -239 – – Прибыль отчетного года 852 1445,7 605 169,7 41,8 Прибыль от обычной деятельности 352 914 438 259,7 47,9 Нераспределенная прибыль 352 914 438 259,7 47,9
На основаниитабл.2 видно, что прибыль от реализации в 2003 г. росла быстрее чем выручка отреализации, что свидетельствует об относительной экономии затрат напроизводство и реализацию продукции.
Прибыль отобычной деятельности растет медленнее, чем прибыль от реализации, что связано сее снижением в 2003-2004 гг., что также сказалось на отставании роста чистойприбыли от прибыли от реализации.
Врассматриваемые три года у предприятия не было поступлений и расходов,связанных с получением и уплатой процентов, так же с поступлением вложений вдругие предприятия.
Итак,основными факторами, оказавшими отрицательное влияние на рост прибыли явилисьрост затрат при производстве продукции и получение убытка от внереализационныхмероприятий. Отрицательное влияние на размер прибыли предприятия также оказалоснижение прибыли от прочей реализации и получение убытка от нее в 2002-2004 гг.
Проанализируемфинансовые результаты от прочей реализации, внереализационной деятельности ифинансовых вложений.
Врассматриваемом периоде с 2002 по 2004 год прибыль предприятия, кроме прибылиот реализации продукции (работ, услуг) включала в себя прибыль от прочейреализации (операционные доходы и расходы) и внереализационные доходы.
Предприятиев течение рассматриваемого периода занималось финансовыми вложениями ипривлекало кредитные ресурсы, то и соответственно у него в 2003 году были убытки,связанные с ними.
За период 2002-2004гг. предприятие не имело прочих операционных доходов. Прочие операционныерасходы возрастают на протяжении 2002-2004 гг. так, если в 2002 г. онисоставляли всего 1 тыс. р., то в 2004 г. уже 41 тыс. р., что оцениваетсяотрицательно в работе ООО «Позитив». Прочие операционные расходы предприятия– это в основном убытки от выплаты штрафов, возникают в связи с нарушением отдельнымислужбами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями, атакже убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности. Данныетенденции обусловили рост убытка предприятия от прочей реализации.
Прочиевнереализационные доходы предприятия возрастают с 3 тыс. р. в 2002 г. до 59 тыс.р. в 2004 г. (это прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы поакциям, облигациям и т.д.).
Прочиевнереализационные расходы предприятия (суммы, уплаченные в виде экономическихсанкций и возмещения убытков; а также другие расходы от операций,непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции) резкоувеличились за период 2002-2004 гг. (с 2 тыс. р. до 298 тыс. р.), в связи с чемубыток от внереализационных операций предприятия возрастает.
Сальдодоходов и расходов от прочей внереализационной деятельности отрицательное. Этоговорит о том, что предприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспектполучения дополнительной прибыли и отрицательное сальдо говорит об недостаточноэффективном использовании внереализационного потенциала ООО «Позитив».
/>/>/>/>/>2.2 Оценка факторов, влияющихна формирование прибыли
В факторноманализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыльот реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации,финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль,чистая прибыль (рис.3).
/>
/>Рис. 3. Блок-схема факторногоанализа прибыли
Объемреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние насумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит кпропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, топри увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Прибыль отреализации продукции находится под воздействием следующих факторов: измененияцен на продукцию, изменение себестоимости, изменение объема реализациипродукции, изменение структуры продукции, изменение структуры затрат. Дальнейший анализ должен вскрыть конкретныепричины изменения прибыли от реализации продукции по каждому фактору, которыерассматривались выше.
Расчетвлияния факторов выполняется способом цепной подстановки.
Анализприбыли по перечисленным выше факторам приведен в таблицах 3,4 и 5,6 за периоды2002 – 2003 гг. и 2003 – 2004 гг. соответственно.
В табл.3 приводятся исходные данные и факторныйанализ прибыли от реализации продукции за 2002-2003 гг.
Таблица 3
Анализприбыли по факторам за 2002-2003 гг., тыс. р. Слагаемые прибыли По базису (2002 год)
По базису на фактически реализованную продукцию
2003 года
Фактичес-кие данные по отчету
(2003 год) Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр. Реализация продукции в продажных ценах 9736,9 10589,3 12851,6 11174,8 Полная себестоимость продукции 7617,7 7990,6 9770,5 8487,0 Прибыль 2119,2 2598,7 3081,1 2687,8
1. Расчетобщего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1– Р0,
где: Р1, Р0,– прибыль отчетного и базисного года.
∆Р =3081,1 – 2119,2 = +961,9 тыс. р.
2. Расчетвлияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0,
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 =12851,6 – 11174,8 = + 1676,8 тыс. р.
3. Расчетвлияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объемапродукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 =Р0К1– Р0 = Р0 (К1 — 1),
где: Р0 –прибыль базисного года;
К1 –коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 =,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции заотчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0- себестоимость базисного года (периода).
8487,0
/> К1 = = 1,114
7617,7
∆Р2 = 2119,2* (1,114 — 1) = + 242,1 тыс. р.
4. Расчетвлияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями вструктуре продукции (∆Р3):
∆Р3 =Р0 (К2 – К1),
где: К2 –коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
/>К2 =,
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисногопериода;
N0 – реализация в базисном периоде.
11174,8
К2 = = 1,148
9736,9
∆Р3 = 2119,2* (1,148 — 1,114) = + 68,4 тыс. р.
5. Расчетвлияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 — S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетногопериода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукцииотчетного года.
∆Р4 =8487,0 – 9770,5 = — 1283,5 тыс. р.
Расчетвлияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов всоставе продукции: (∆Р5)
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 =7617,7 *1,148 – 8487,0 = +258,1 тыс. р.
Суммафакторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетныйпериод:
∆Р = ∑Рi, i = 1-7
где: ∆Р– общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р =1676,8 + 242,1 + 68,4 – 1283,5 + 258,1 = 961,9 тыс. р.
Результатырасчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции(табл.4).
Таблица 4
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2002-2003 гг. Показатели Сумма, тыс. р. Отклонение прибыли – всего +961,9
В том числе за счет факторов:
а) изменения цен на продукцию
б) изменения цен на материалы и тарифов
в) нарушений хозяйственной дисциплины
г) изменения объема продукции
д) изменения структуры продукции
е) изменения структуры затрат
1676,8
–
242,1
68,4
-1283,5
258,1
Анализфакторов, влияющих на формирование прибыли показывает, что в период с 2002 по 2003гг. основное влияние на изменение прибыли оказали два фактора – изменение ценна реализуемую продукцию и выполненные работы и изменение структуры продукции.
Изменениецен на реализованную продукцию привело к увеличению прибыли на 1676,8 тыс. р.,а изменение структуры продукции повлекло снижение прибыли на 1283,5 тыс. р. Всеостальные факторы также повлекли незначительный рост прибыли, в основном засчет увеличения объема реализованной продукции.
Проведемфакторный анализ прибыли от реализации продукции за 2003-2004 гг. (табл.5).
Таблица 5
Анализприбыли по факторам за 2003-2004 гг. Слагаемые прибыли По базису (2003 год)
По базису на фактически реализованную продукцию
2004 года
Фактичес-кие данные по отчету
(2004 год) Фактические данные с кор-ректировкой на изменение цен и пр. Реализация продукции в продажных ценах 12851,6 13789,4 15767 13875 Полная себестоимость продукции 9770,5 10009,3 11511 10257 Прибыль 3081,1 3780,1 4256 3618
Расчетобщего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р =Р1 – Р0,
где: Р1, Р0,– прибыль отчетного и базисного года.
∆Р =4256 – 3081,1 = 1174,9 тыс. р.
Расчетвлияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0
где: Nр1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
Nр1,0 — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
∆Р1 =15767 – 13875 = +1892 тыс. р.
3. Расчетвлияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объемапродукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 =Р0К1– Р0 = Р0 (К1 –1),
где: Р0 –прибыль базисного года;
К1 –коэффициент роста объема реализации продукции;
S1.0
К1 =,
S0
где: S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции заотчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0- себестоимость базисного года (периода).
10257
К1 = = 1,050
9770,5
∆Р2 =3081,1 * (1,050-1) = + 153,4 тыс. р.
4. Расчетвлияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями вструктуре продукции (∆Р3):
∆Р3 =Р0 (К2 – К1),
где: К2 –коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
N1.0
К2 =,
N0
где: N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисногопериода;
N0 – реализация в базисном периоде.
13875
К2 = = 1,080
12851,5
∆Р3 =3081,1 * (1,080-1,050) = +91,3 тыс. р.
Расчетвлияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1,0 — S1,
где: S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетногопериода в ценах и условиях базисного периода;
S1 – фактическая себестоимость реализованной продукцииотчетного года.
∆Р4 =10257 – 11511= — 1254 тыс. р.
7. Расчетвлияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов всоставе продукции (∆Р5):
∆Р5 = S0 К2 – S1,0
∆Р5 =9770,5*1,080 – 10257 = +295,1 тыс. р.
Отдельнымрасчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыльизменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), в нашем случаеувеличение тарифов на электроэнергию и перевозки сократило прибыль на 2,9 тыс. р.
Суммафакторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетныйпериод:
∆Р = ∑Рi, i = 1-7
где: ∆Р– общее изменение прибыли;
∑ Рi – изменение прибыли за счет i-ого фактора.
∆Р =1892 + 153,4 +91,3 – 1254,0 + 295,1 – 2,9 = 1174,9 тыс. р.
Результатырасчета заносятся в сводку влияния факторов на прибыль от реализации продукции(табл.6).
Таблица 6
Сводка влияния факторов на прибыль от реализации работ в 2003-2004 гг. Показатели Сумма, тыс. р. Отклонение прибыли – всего +1174,9
В том числе за счет факторов:
а) изменения цен на продукцию
б) изменения цен на материалы и тарифов
в) нарушений хозяйственной дисциплины
г) изменения объема продукции
д) изменения структуры продукции
е) изменения структуры затрат
1892
-2,9
153,4
91,3
-1254
295,1
Факторныйанализ показал, что в период с 2003 по 2004 гг. прибыль возросла на 1174,9 тыс.р.
Наибольшуюроль в изменении величины прибыли играют два фактора – изменение цен нареализуемую продукцию и изменение уровня затрат.
Изменениецен на реализуемую продукцию увеличило прибыль на 1892 тыс. р., а изменениеуровня затрат, наоборот привело к уменьшению суммы прибыли на 1254 тыс. р., чтои повлияло на конечный результат.
Остальныефакторы достаточно незначительны, можно лишь отметить, что все они увеличиваютприбыль предприятия за исключением фактора изменения цен на материалы и тарифы.Данные факторного анализа показывают, что повышение цен на реализуемую продукциюна предприятии изменяется медленнее, нежели изменения затрат. Руководствупредприятия необходимо принимать конкретные меры либо по увеличению цен нареализуемую продукцию и оказываемые услуги за счет качества, маркетинговыхисследований, либо уменьшения затрат за счет экономии.
Порезультатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибылиот основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловленоростом объема продаж и снижением себестоимости продукции. Низкое качествоприбыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физическогоувеличения продаж и снижение затрат на рубль продукции.
Наанализируемом предприятии за 2003-2004 гг. сумма прибыли возросла в основном засчет увеличения среднереализационных цен.
Рассматриваяобщие тенденции для всего рассматриваемого периода времени, следует заметить,что в течение его рост прибыли происходил под преимущественным влиянием режимаэкономии и наращивания объемов реализации, так же выявились и факторы, воздействующиена рост прибыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции иструктуры затрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклическийхарактер и обусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
/>/>/>/>/>/> 2.3 Оценка использования прибылипредприятия
После уплатыналогов прибыль распределяется в ООО «Позитив» следующим образом: одначасть используется на расширение торгового процесса (фонд накопления), а вторая– на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создаетсятакже резервный фонд предприятия.
Дляповышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределенииприбыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства,предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно большеприбыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую суммуприбыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышенииоплаты труда.
Однако еслигосударство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулируетразвитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции,и как результат – поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всюсумму прибыли использовать на материальное стимулирование работниковпредприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, таккак не будут обновляться основные производственные фонды, сократитсясобственный оборотный капитал, что в конечном итоге приведет к снижениюжизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доляприбыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет кснижению материальной заинтересованности работников и как следствие – кснижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит вусловиях инфляции, когда покупная способность заработной платы падает.
Очевидно,если реальная оплата уменьшается или остается на одном уровне или жеувеличивается, но не так быстро, как на других предприятиях, то рабочие будуттребовать увеличения оплаты их труда.
Поэтому накаждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли.Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.
Рассмотримраспределение прибыли в ООО «Позитив».
Финансовыйрезультат деятельности предприятия, окончательно сформированный к концу года,подвергается распределению.
Впервоочередном порядке производятся окончательные расчеты причитающейся бюджетусуммы налога на прибыль по действующей ставке. При этом из налогооблагаемойбазы ООО «Позитив» исключается льготируемая прибыль — часть прибыли,направленная на осуществление НИОКР, на содержание объектовсоциально-культурной сферы, на взносы на благотворительные цели, нафинансирование капитальных вложений производственного назначения.
Суммаоставшейся прибыли, начисленною из нее налога, называется чистой прибыльюотчетного года, этой прибылью и распоряжается предприятие. ООО «Позитив»за счет чистой прибыли возмещает платежи по санкциям соответствующих органов. Суммабухгалтерской прибыли, полученная после вычета текущих расходов, поступает враспоряжение учредителей предприятия.
В процессеанализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чегофактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются сданными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлениюиспользования прибыли.
Данныетаблицы 7 отражают процесс формирования налогооблагаемой и чистой прибыли ираспределение ее в фонды предприятия. Анализ формирования и использованияфондов показывает, насколько и за счет каких факторов изменилась общая суммасредств отчислений в фонды.
Анализструктуры фондов специального назначения ООО «Позитив» показывает,что в 2002-2003 гг. преобладал удельный вес фонда потребления.
Таблица 7
Данные обиспользовании прибыли ООО «Позитив»Показатель
2002
год
2003
год
2004
год 1. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс. р. 352 914 438 2. Чистая прибыль, тыс. р. 352 914 438
3. Распределение чистой прибыли, тыс. р.
в резервный фонд
в фонд накопления
в фонд потребления
35
103
214
101
318
495
68
185
185
4. Доля чистой прибыли,%
резервного фонда
фонда накопления
фонда потребления
10,0
29,3
60,7
11,0
34,8
54,2
15,6
42,2
42,2
В 2004 г. предприятиераспределило из чистой прибыли равные суммы по 185 тыс. р. в фонды потребленияи накопления.
Основнымифакторами определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления,могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли всоответствующие фонды.
На прибыль,остающуюся в распоряжении предприятия кроме факторов, под влиянием которых онаформируется, влияют и те факторы, действие которых обусловлено порядком ихраспределения.
Распределениеприбыли в ООО «Позитив» должно способствовать развитию инициативытрудового коллектива и повышению его заинтересованности в выполнениинапряженных производственных программ и изыскании резервов повышенияэффективности производства.
2.4 Оценка практикипланирования прибыли предприятия
/>/>/>/>/>/>
Припланировании следует отметить, что прибыль в ООО «Позитив» формируетсяза счет двух составных частей финансового результата:
-результат от реализации продукции, материалов, основныхфондов, услуг;
-внереализационный финансовый результат;
Доходамипредприятия ООО «Позитив» является выручка, поступившая в результатеоптовой и розничной торговли, реализации услуг, услуг социальной сферы, услуг,связанных с организацией питания в столовых и кафе.
К доходам отобычных видов деятельности ООО «Позитив» относит также поступления,связанные с арендной платой за пользование основными средствами организации.
Расходами пообычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством ипродажей товаров народного потребления. Аналогичными расходами даннойорганизации считаются затраты, связанные с оказанием услуг, с содержаниемобъектов социальной сферы, с организацией питания в столовых и кафе; а также соказанием услуг по аренде.
Операционнымидоходами предприятия являются поступления от продаж основных средств и отходовметаллолома.
Конечный финансовыйрезультат предприятия слагается из финансовых результатов по реализации идоходов от внереализационных результатов в уменьшение на сумму расходов по этимоперациям.
Методпрямого счета не применяется при планировании показателей прибыли, так какфирма реализует большую номенклатурную группу продовольственных товаров итоваров народного потребления.
Плановыерасчеты показателей прибыли на 2005 год аналитическим методом представлены ниже.
Используяспособ расчета на основе показателя затрат на рубль произведенной продукции,планируемый рост объемов продаж на 2005 год составит 15% (планируемый объемреализации продукции за 2004 год составит 15767х1,15 = 18132 тыс. р), затратына рубль планируемого объема продукции составят 73% (по данным за 2004 год: 11511тыс. р. /15767 тыс. р. = 0,73).
Плановаяваловая прибыль составит:
18132 (100 –73)
Поп = =4895,6 тыс. р.
100
Далеепроведем оценку расчета прибыли на основе базовой рентабельности.
Базоваярентабельность 2004 года – 885 / 11511 = 0,0768
Припланируемом росте затрат на реализацию продукции в 14% (11511 х 0,14 + 11511 =13122 тыс. р), прибыль от реализации 2005 года составит:
13122 х0,0768 = 1008 тыс. р.
Такимобразом, наблюдаем увеличение плановых показателей прибыли в 2005 году.
В соответствиес принятой учетной политикой на предприятии выручка от реализации продукцииопределяется по мере ее выплаты — по поступлению денежных средств за товары насчета в учреждение банка, а при расчетах наличными — по поступлению средств вкассу предприятия. Поэтому для целей налогообложения отчетный финансовыйрезультат регулируется до уровня, определяемого оплаченным объектом реализации.
Однако это –не единственный корректив, которому подвергается реализационная прибыль дляцелей налогообложения. В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15июня 2002 года №62 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога наприбыль предприятий и организаций» реализационная прибыль предприятияподлежит увеличению на сумму разницы между рыночной ценой и фактической ценойреализации продукции, услуг на основании специальных расчетов, представленных вналоговый орган.
/>/>/>/>3. Путирезерва роста прибыли предприятия
Под резервомроста производства понимаются неиспользованные и постоянно возникающиевозможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечныхрезультатов. Резервы производства характеризуются разрывом между достигнутымсостоянием использования ресурсов производства и возможно более полным ихиспользованием. Значительные резервы производства связаны с экономическимифакторами – порядком ценообразования, системой нормативов, т.к финансовоесостояние предприятия зависит от обоснованности нормативов отчислений отприбыли и предельного уровня запасов.
Резервыпроизводства классифицируют также по направлениям воздействия на различныестороны хозяйственной деятельности. Одним из важнейших резервов организацииявляется рост прибыли предприятия.
Резервыувеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основнымииз них являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости,повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Дляопределения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализациипродукции (Р Пvрп)необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р VРП) умножить нафактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (П едф):
Р Пvрп = Р VРПi * П едф
Резервыувеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг (РПс) подсчитывается следующим образом: предварительновыявленный резерв снижения себестоимости продукции (Р С) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервовего роста (VРПф + Р VРП):
Р Пс = ∑(Р С (VРПф + Р VРП))
Аналогичноподсчитываются резервы роста прибыли за счет улучшения качества товарнойпродукции и изменения рынков сбыта. В заключение анализа необходимо обобщитьвсе выявленные резервы роста прибыли.
Дляопределения резервов роста прибыли предприятия используем методику подсчетарезервов роста рентабельности по Савицкой Г.В. Данная методика предполагаетопределение величины резерва – прибыли, как явного фактора увеличениярентабельности.
Дляопределения резерва роста прибыли по первому источнику (табл.8) необходимовыявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить нафактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Таблица 8
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид
продукции
Резерв увеличения
объема реализации, единиц
Фактическая
сумма прибыли
за 1 единицу, тыс. р.
Резерв увеличения суммы прибыли,
тыс. р. А. Сахар 11050 0,0421 465,2 В. Мука 1520 0,0928 141,0 С. Макаронные изделия 35000 0,0055 192,5 D. Бакалейная продукция 20950 0,0106 222,1 Итого 1020,8
Резервыувеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услугподсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижениясебестоимости продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетомрезервов его роста (табл.9).
Таблица 9
Резервыувеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции
Вид
продукции Резерв снижения себестои-мости 1 шт. продукции, р. Возможный объем реализации, шт. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. р. А. Сахар 0,35 282250 98,8 В. Мука 0,42 34890 14,7 С. Макаронные изделия 0,15 590680 88,6 D. Бакалейная продукция 0, 19 490012 93,1 Итого 295,2
В заключениеанализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл.10).
Таблица 10
Обобщениерезервов увеличения суммы прибыли, тыс. р. Источник резервов Вид продукции Всего А В С D Увеличение объема продаж 465,2 141,0 192,5 222,1 1020,8 Снижение себестоимости продукции 98,8 14,7 88,6 93,1 295,2 Итого 564 155,7 281,1 315,2 1316,0
В ходе проведенного анализа выяснилось, что предприятие ООО«Позитив» имеет резервы прибыли в размере 1316 тыс. р. за счетувеличения объема реализации продукции и снижения себестоимости продукции.
В результате проведенного исследования выявлены следующиетенденции в деятельности предприятия:
1. На предприятии ООО «Позитив» необходимопровести инвентаризацию имущества с целью выявления активов «низкого»качества (изношенного оборудования, залежалых запасов, дебиторскойзадолженности нереальной к взысканию). Следует пересмотреть экономическиеотношения со своими покупателями, выявить причины образования дебиторскойзадолженности, сроков погашения и контроль за соблюдением условий договоров. Длярешения данной проблемы необходимо сделать особый акцент на эффективноеуправление дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью непосредственновлияет на прибыльность предприятия, пути ускорения востребования долгов, атакже выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступлениеденежных средств. Процесс уменьшения безнадежных долгов предполагает преждевсего анализ дебиторов с целью определения их платежеспособности. Анализдебиторской задолженности заключается в анализе задолженности по срокам еевозникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на этусумму резерва по сомнительным долгам.
2. С целью увеличения притока денежных средств предприятиюследует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкимиусловиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: отпредоплаты или частичной предоплаты до выдачи банковской гарантии.
3. Для реализации продукции, пользующейся спросом следуетпредприятию внедрять более совершенное торговое оборудование и технологию,путем осуществления капитальных вложений, новые методы и формы обслуживанияпотребителей. Эта мера способствует увеличению производительности труда,снижению издержек обращения, следствием этих изменений выступает реальнаявозможность увеличения конкурентоспособности продукции, снижение себестоимости.Таким образом, в результате единовременных капитальных вложений предприятиеможет обеспечить себе высокоэффективную и прибыльную деятельность в будущем.
Можно также выделить следующие конкретные методыварьирования показателями прибыли на предприятии ООО «Позитив»:
1) возможен различный порядок учета процентов по кредитамбанков, используемым на капитальные вложения, что отражается не только натекущих финансовых результатах, но и некоторых балансовых статьях;
2) не существует формальных критериев для создания резервапо сомнительным долгам, применяются экспертные оценки, что дает возможностьварьировать прибылью;
3) возможен различный порядок отнесения отдельных видоврасходов на себестоимость реализованной продукции (путем непосредственного ихсписания либо с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходови платежей);
4) разрешено применение различных методов оценкипроизводственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средних цен), выбор того или иного методаможет существенно отразится на величине прибыли.
Используя эти и некоторые другие методы можно найти болевыеточки предприятия и найти резервы для их устранения.
/>Заключение
Рост прибылисоздает финансовую основу для самофинансирования, осуществления расширенноговоспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальныхпотребностей трудовых коллективов.
В практикехозяйственной деятельности применяются различные показатели прибыли(балансовая, прибыль от реализации, чистая).
Объектоманализа в работе является финансовая деятельность общества с ограниченнойответственностью «Позитив», сферой действия которого являетсяторговля продуктами питания.
В течениеанализируемого периода ООО «Позитив» обеспечивает ежегодный ростреализованной продукции. Так в 2003 г. объем продаж возрос на 32 процента к уровню2002 г., а в 2004 г. – на 22,7 процента к уровню 2003 г. В 2003 г. нескольковозросла прибыль от реализации продукции – на 596 тыс. р. по сравнению с 2002 г.
Уменьшениезатрат на 1 рубль реализованной продукции предприятия в 2004 г. связано со снижениемстоимости материальных затрат, заработной платы и суммы амортизации ООО «Позитив».
Превышениетемпов роста реализованной продукции над темпами роста затрат в 2003-2004 гг. связанос эффективной политикой предприятия по сокращению издержек обращения. Вместе стем, во-первых, ООО «Позитив» медленно наращивает объемы продажпродукции, они остаются низкими и не адекватны возможностям предприятия. Предприятиеимеет соответствующие ресурсы, как материальные, так и финансовые, длянаращивания выручки от продаж. Во-вторых, предприятие получает большие убыткиот прочих операций. Они в 2004 г. составляют 298 тыс. р., или на 292,7 тыс. р. большек уровню 2003 г. Это говорит о том, что предприятие не обращает внимание наэтот немаловажный аспект получения дополнительной прибыли и рост отрицательногосальдо говорит о неэффективном использовании внереализационного потенциалапредприятия.
Анализпоказывает, что внереализационные расходы были допущены из-за недостаточнойработы предприятия по изысканию резервов увеличения прибыли от прочих видовдеятельности. Имеется реальная возможность уменьшить отрицательное сальдодоходов и расходов на 165 тыс. р.
На изменениесуммы прибыли по сравнению с прошлым годом оказывает влияние отклонение цен напотребляемое сырье и материалы, комплектующие изделия, топливо и другиематериально-технические ресурсы, оптовые цены на реализованную продукцию, атакже коррективы, связанные с изменением в отчетном году методологии учетапоказателя прибыли.
Наибольшийудельный вес в балансовой прибыли предприятий приходится на прибыль отреализации продукции. В процессе анализа все многочисленные факторы, влияющиена сумму прибыли от реализации, сводятся к минимальному количеству следующихосновных факторов:
изменениецен на реализуемую продукцию;
изменениепроизводственной себестоимости и внепроизводственных расходов;
изменениеобъема реализованной продукции.
Факторныйанализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о том, что решающимфактором, влияющим на сумму прибыли, является объем реализованной продукциипредприятия. Рост затрат на реализацию продукции и оказание услуг происходит засчет увеличения цен на сырье и материалы. Для того чтобы исправить сложившуюсяситуацию нужно найти резервы снижения себестоимости затрат за счет детальногоанализа их технологий.
Такимобразом, рассматривая общие тенденции для всего рассматриваемого периодавремени работы торгового предприятия, следует заметить, что в течение 2003 г. ростприбыли происходил под преимущественным влиянием режима экономии и наращиванияобъемов реализации, так же выявились и факторы 2004 г., воздействующие на ростприбыли отрицательно: неблагоприятное изменение структуры продукции и структурызатрат; влияние роста (снижения) цен на продукцию носит циклический характер иобусловлен изменением рыночной конъюнктуры.
Анализпланирования показателей предприятия показывает, что оно в состоянии увеличитьобъемы продаж в течение года не менее чем на 15 процентов. Это позволило быснизить затраты на рубль продаж, что позволило бы дополнительно получить всовокупности прибыль от продаж 1008 тыс. р.
Анализрезервов прибыли показал, что у предприятия имеется запас резерва прибыли засчет увеличения объемов реализации и снижения себестоимости продукции, которыйсоставляет 1316 тыс. р.
Для отраслидеятельности ООО «Позитив», ориентированной на конечного потребителя,решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции,определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качествапотребительских товаров.
На величинуприбыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатковна начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит кнеполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
Всоответствии с результатами анализа необходимо применить следующие мероприятияпо стабилизации положения на предприятии:
1) увеличениеобъемов предоставляемых услуг и реализации продукции;
2) снижениесебестоимости (затрат на реализацию продукции).
ПредприятиеООО «Позитив» должно и в дальнейшем стремится развивать новые видыдеятельности для получения максимальной величины прибыли, что позволит емуулучшить свое финансово-хозяйственное положение и повысить общую прибыльностьфирмы.
Проведеннаяработа представляет собой комплексную оценку показателей планирования,формирования и использования показателей прибыли предприятия ООО «Позитив».
/>/>/>/>/>Список литературы
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической дяетельностипредприятия. – М.: «Дело и сервис», 1998. – 256 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическоепособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 115 с.
3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. – Мн.: Выш. шк.,2003. – 285 с.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2004. –215 с.
5. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. – М.: Финансыи статистика, 2002. – 178 с.
6. Бланк И.А. Управление прибылью. — Киев: Нанацентр ЛТД, 1998. -543 с.
7. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельностипредприятий. Конспект лекций: ЧИЭМ СПбГТУ. Чебоксары, 2002. – 135 с.
8. Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. –М.: Издательство «Дело», 2002. – 233с.
9. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.Л. Любушина. – М.: ЮНИТИ-Дана,2002. – 471 с.
10. ПястоловС.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 2-еизд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2004.- 336 с.
11. СавицкаяГ.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. –Минск.: ООО «Новое знание», 2003. – 688с.
12. Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов / Под
13. ред. проф. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 215 с.
/>Приложения
ОТЧЕТ ОПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 на 1 января 2003 г. Дата (год, месяц, число) Организация: ООО «Позитив» по ОКПО 01143824 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 12150122704 Вид деятельности: оптово-розничная торговля по ОКДП
Организационно-правовая форма / форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ /> /> /> /> /> /> Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период прошлого года 1 2 3 4 I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 10 9736,9 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 7617,7 Валовая прибыль 29 2119,2 Коммерческие расходы 30 1266,7 Управленческие расходы 40 Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040)) 50 852,5 II. Операционные доходы и расходы Проценты к получению 60 Проценты к уплате 70 Доходы от участия в других организациях 80 Прочие операционные доходы 90 Прочие операционные расходы 100 1,5 III. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы 120 3 Внереализационные расходы 130 2 Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 852 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 500 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 352 IV. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы 170 Чрезвычайные расходы 180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180)) 190 352
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ ИУБЫТКАХ Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 на 1 января 2004 г. Дата (год, месяц, число) Организация: ООО «Позитив» по ОКПО 01143824 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 12150122704 Вид деятельности: оптово-розничная торговля по ОКДП
Организационно-правовая форма / форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ /> /> /> /> /> /> Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период прошлого года 1 2 3 4 I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 10 12851,6 9736,9 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 9770,5 7617,7 Валовая прибыль 29 3081,1 2119,2 Коммерческие расходы 30 1632,6 1266,7 Управленческие расходы 40 Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040)) 50 1448,5 852,5 II. Операционные доходы и расходы Проценты к получению 60 Проценты к уплате 70 Доходы от участия в других организациях 80 Прочие операционные доходы 90 Прочие операционные расходы 100 1,5 III. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы 120 2,5 3 Внереализационные расходы 130 5,3 2 Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 1445,7 852 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 531,7 500 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 914 352 IV. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы 170 Чрезвычайные расходы 180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180)) 190 914 352
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 на 1 января 2005 г. Дата (год, месяц, число) Организация: ООО «Позитив» по ОКПО 01143824 Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 12150122704 Вид деятельности: оптово-розничная торговля по ОКДП
Организационно-правовая форма / форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ /> /> /> /> /> /> Наименование показателя Код стр. За отчетный период За аналогичный период прошлого года 1 2 3 4 I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом) налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 10 15767 12851,6 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 11511 9770,5 Валовая прибыль 29 4256 3081,1 Коммерческие расходы 30 3371 1632,6 Управленческие расходы 40 Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040)) 50 885 1448,5 II. Операционные доходы и расходы Проценты к получению 60 Проценты к уплате 70 Доходы от участия в других организациях 80 Прочие операционные доходы 90 Прочие операционные расходы 100 41 III. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы 120 59 2,5 Внереализационные расходы 130 298 5,3 Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130) 140 605 1445,7 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 167 531,7 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 438 914 IV. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы 170 Чрезвычайные расходы 180 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180)) 190 438 914