Оценка инвестиционной привлекательности проекта по созданию досугового центра

–PAGE_BREAK–Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP)
Дисконтированный срок окупаемости инвестиции (Discounted Payback Period, DPP) устраняет недостаток статического метода срока окупаемости инвестиций и учитывает стоимость денег во времени, а соответствующая формула для расчета дисконтированного срока окупаемости, DPP, имеет вид:

     (6.)

где    t– число лет, за которое окупается проект.

Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP)

Срок окупаемости инвестиционного проекта Т – это время с начала освоения инвестиций, по истечению которого сумма приведенных эффектов будет равна сумме приведенных капитальных вложений. Определяется срок окупаемости, как с учетом, так и без учета фактора времени, для чего анализируется соответствующие денежные потоки. Если доход (прибыль) одинаков по годам реализации инвестиционного проекта, то срок окупаемости определяется по формуле

       (7.)

где К – капитальные вложения на реализацию проекта, руб.

       П – получаемая прибыль, руб.

Срок окупаемости инвестиционного проекта должен быть меньше нормативного срока окупаемости (Т

Метод расчета коэффициента эффективности инвестиций

(
Accounting

Rate

of

Return
)

Метод имеет две характерные черты:

1.       он не предполагает дисконтирования показателей дохода;

2.       доход характеризуется показателем чистой прибыли PN (балансовая прибыль за вычетом отчислений в бюджет).

Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование его на практике: коэффициент эффективности инвестиции (ARR) рассчитывается делением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах). Средняя величина инвестиции находится делением исходной суммы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истечении срока реализации анализируемого проекта все капитальные затраты будут списаны; если допускается наличие остаточной стоимости (RV), то ее оценка должна быть исключена.

     (8.)

Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чистой прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса нетто).

2.               
Анализ инвестиционной привлекательности досугового центра
2.1.   
Характеристика досугового центра и общая оценка его финансового состояния
В текущем году, учитывая сложившиеся тенденции развития рынка услуг социально-культурного характера, ЗАО «ХХХ» принято решение о создании в г. Ярославле досугового центра с целью организации досуга населения и гостей города, а также проведения культурно-массовых мероприятий на коммерческой основе.

Для этого проектом предусматривается создание единого комплекса услуг, включающего:

·                   мини-бар и ресторан на 110 посадочных мест (21 стол),

·                   боулинг (6 дорожек),

·                   кинотеатр на 200 посадочных мест.

На момент разработки бизнес-плана инициатор проекта имел 6 млн. руб. собственного капитала, за счет которого приобретено помещение будущего центра. По его расчетам необходимо привлечь еще 78 млн. руб. на 4 года для реализации проекта. Генеральный директор ЗАО «ХХХ» планирует получить недостающий капитал, взяв кредит, а ОАО «Сбербанк России» под 15% годовых. Погашение кредита намечается равными годовыми платежами, начиная с первого года функционирования досугового центра. Отсрочка выплаты не предусмотрена. Оплата страховки, услуг за ведение и открытие счета в общей сложности составляет 1% от суммы кредита, уплачивается единовременным платежом в первом периоде.

Для реконструкции здания планируется осуществить затраты, приведенные в табл. 1.
Таблица 1

Потребность инвестиционного проекта в капитале

п.п.

Статья затрат

Стоимость, в руб.

(в т.ч. НДС 18%)

1

2

3

1

Проектные работы

4 067 250

2

Работы по реконструкции существующего здания

31 417 500

3

Установка и проводка сетей

23 437 500

4

Технологическое оборудование для досугового центра, включая предметы интерьера

18 092 250

Для оказания услуг планируется нанять работников, в соответствии со штатным расписанием, приведенным в табл. 2.

Таблица 2

Планируемые расходы на оплату труда работников досугового центра

Категории персонала

Сфера занятости

Численность

Месячный оклад, руб.

1.                 Основной производственный персонал:

-шеф-повар

ресторан

1

9 000

-повар

ресторан

4

7 000

-официант

ресторан

5

5 000

-бармен

мини-бар

8

5 000

-техник-инструктор

боулинг

1

6 000

-киномеханик

кинотеатр

2

5 000

2.                 Вспомогательный персонал:

-кухонные работники

мини-бар и

 ресторан

3

4 000

3.                     Руководители, специалисты и служащие:

-Директор комплекса

в целом по

комплексу

1

15 000

-Главный бухгалтер

в целом по

комплексу

1

10 000

-кассир-бухгалтер

боулинг

1

8 000

-инженер по прокату

кинотеатр

1

7 000

-прачка

в целом по

комплексу

1

3 500

-кладовщик

в целом по

комплексу

1

5 000

-уборщица

в целом по

комплексу

4

3 000

-гардеробщик

в целом по

комплексу

2

3 000

-водитель

в целом по

комплексу

2

7 000

Для оказания услуг необходимо приобрести набор столовых приборов и посуды для ресторана, приведенный в таблице приложения 1.

Планируется, что затраты досугового центра на энергоресурсы будут следующие (табл. 3)

Таблица 3

Планируемые расходы досугового центра на энергоресурсы

п.п.

Статья расхода

Среднегодовые затраты, без НДС в тыс. руб.

1

Электроэнергия

151,20

2

Вода (холодная)

58,36

3

Вода (горячая)

89,30

4

Отопление

219,28

В результате составления сметы затрат на оказание услуг была выявлена величина санитарно-гигиенических средств одноразового применения и продуктов питания (табл. 4).

Таблица 4

Планируемые затраты на санитарно-гигиенические средства одноразового применения и продукты питания

п.п.

Наименование потребляемого материала, единица измерения.

Цена за ед.

потребляемого матер. Без НДС, руб.

Расход на ед. услуг

Кол-во

предоставл. Услуг в год, человеко-мест

1

Продукты питания, расход на человека

140

1

32 400

2

Санитарно-гигиенические средства, расход на человека

10

1

32 400

Проведенный анализ рынка показал, что в данном заведении, возможно, установить следующие цены на оказание услуг (табл. 5)

Таблица 5

Стоимость услуг нового досугового центра и предполагаемый объем

реализации

п. п.

Наименование

услуг

Ед. измерения услуг

Стоимость ед. измерения без НДС, руб.

Планируемые среднегодовые объемы сбыта

1

Питание в ресторане

Чел.-место

350

32 400

2

Услуги боулинга

Дорожка-час

500

5 184

3

Просмотр кинофильмов

Чел.-место

75

129 600

При определении полной себестоимости были учтены следующие факторы:

¾                   стоимость 1 комплекта столового белья со сроком службы до 1 года для ресторана – 2000 руб. без НДС;

¾                   потребность в столовом белье со сроком службы до 1 года для ресторана – 3 комплекта на стол;

¾                   методика списания на издержки производства затрат по приобретенному столовому белью со сроком службы до 1 года – 100% затрат списываются ежегодно, так как период полного оборота указанных предметов составляет 1 год;

¾                   методика списания на издержки производства затрат по приобретенному набору столовых приборов и посуды – 50% затрат списываются при вводе объекта в эксплуатацию, оставшиеся 50% стоимости указанных предметов инвентаря списываются равными суммами на протяжении последующих 4-х лет их эксплуатации;

¾                   общепроизводственные расходы составляют 3% от величины прямых затрат;

¾                   прочие общехозяйственные расходы определены в размере 30 000 руб. в месяц без НДС;

¾                   средний срок службы, принимаемых в эксплуатацию постоянных активов, определен в соответствии с действующими в РФ нормами амортизационных отчислений на соответствующие виды основных средств (для зданий – 50 лет, для оборудования – 10 лет);

¾                   в учетной политике организации предусмотрено использование предприятием общей системы налогообложения.

2.2.        
Расчет коэффициентов инвестиционной привлекательности проекта

Погашение кредиторской задолженности

Генеральный директор ЗАО «ХХХ» взял кредит в ОАО «Сбербанк России» суммой 78 млн. руб. на 4 года под 15% годовых. Рассчитаем погашение кредита равными годовыми платежами по формуле:

        , где

ЕП –  ежегодный платеж; СК – сумма кредита; ПС – процентная ставка; КМ – срок кредита.

27 320 697 (млн. руб.)

Так же по условиям предоставления кредита предусмотрена оплата страховки, услуг за ведение и открытие счета в общей сложности 1% от суммы кредита, т.е. 780 000 руб., уплачиваемые единовременным платежом в первом периоде.
Прогноз чистой прибыли и собственного денежного потока

Для того, чтобы сделать прогноз чистой прибыли, сначала сделаем расчет совокупных расходов по проекту в приложении 2. После того как сделаны необходимые расчеты, произведем прогноз чистой прибыли и собственного денежного потока рассматриваемого инвестиционного проекта (см. приложение 3).
Таблица 6

Рассчитанные значения для нахождения коэффициентов

года

Денежные

потоки

Дисконтный множитель (ставка 14%)

Дисконтир. вел-на ден. потока

Дисконт. эл-ты потока с нарастающим итогом

-78000000

1

-9063542

0,869565

-7881341,043

-7881341

2

-8283542

0,756144

-6263547,977

-14144889

3

-8283542

0,657516

-5446563,459

-19591452

4

-8283542

0,571753

-4736142,138

-24327595

5

19037155

0,497177

9464830,473

-14862764

6

19037155

0,432328

8230287,368

-6632476,7

7

19037155

0,375937

7156771,624

524294,891

8

19037155

0,326902

6223279,673

6747574,56

9

19037155

0,284262

5411547,542

12159122,1

10

19037155

0,247185

4705693,515

16864815,6

итого

16864815,58

Расчет чистого дисконтированного дохода
NPV

Произведем расчет NPV«Чистый приведенный доход» для этого воспользуемся формулой расчета.  

Для удобства расчеты произведем в таблице (см. приложение )

NPV=16 864 815,58 -78 000 000= — 61 135 184,42
Расчет индекса рентабельности инвестиционного проекта

Для расчета индекса рентабельности проекта воспользуемся следующей формулой . 

PI= 16864815,58/ 78000000 = -0,22
Расчет срока окупаемости проекта

Расчет срока окупаемости проекта произведем по формуле              (расчеты см. табл. )

DPP=6-=6,9, т.е. срок окупаемости проекта составит 7 лет
Расчет  коэффициента эффективности проекта

Расчет коэффициента эффективности проекта произведем по формуле

РТ=80 308 760/10=8 030 876

RV(остаточной стоимости) в данном случае нет.

ÞARR= 8 030 876/(0.5*78000000)=0,2059198974 или 20,6%

    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3.        
Составление краткого бизнес-плана
1.               
Резюме

На основании проведенных расчетов можно сделать следующие рекомендации: проект по созданию «Досугового центра» — не стоит реализовывать, если инвестор рассчитывает на скорую прибыль, проект окупится, лишь через 7 лет своего существования. Инвестиции в реализацию данного проекта следует рассматривать, как долгосрочные.
2.               
Характеристика производимого продукта

Деятельность «Досугового центра» будет направлена на организацию досуга населения и гостей города, а также проведения культурно-массовых мероприятий на коммерческой основе.
3.               
Стратегия маркетинга

Услуги досугового центра ЗАО «ХХХ» будут предоставляться в г. Ярославле, т.к. качественного сервиса в  области социально-культурного отдыха населения не достаточно.

Потребителями услуг социально-культурного характера являются в основном жители и гости г. Ярославля различной возрастной категории. Обслуживание клиентов будет производиться на территории досугового центра ЗАО «ХХХ», стоимость сервиса будет несколько ниже, чем у конкурентов – на 10%-15%, а качество выше за счет экономии заработной платы и использования высокотехнологичного оборудования.

Реклама будет проводиться в СМИ (газеты, ТВ, радио).
4.               
План производства

Все необходимые продукты питания, санитарно-гигиенические средства и инвентарь будут закупаться в г. Ярославле и Ярославской области на основе заключенных договоров поставки. Для осуществления проекта было приобретено здание стоимостью 6 млн. руб., а так же привлечены 78 млн. руб. под 15% годовых. Кредиторская задолженность будет погашаться в течение четырех лет равными платежами.

5.               
Организационный план

Форма собственности предприятия – Закрытое акционерное общество. На предприятии будет создано 38 рабочих мест, из них 21 человек – основной производственный персонал, 3 – вспомогательный персонал и 14 – руководители, специалисты и служащие. Руководить предприятием будет генеральный директор, а в подчинении будут находиться, согласно штатному расписанию: 1 шеф-повар, 4 повара, 5 официантов, 8 барменов, 1 техник-инструктор, 2 киномеханика, 3 кухонных работника, 1 директор, 1 главный бухгалтер, 1 кассир-бухгалтер, 1 инженер по прокату, 1 прачка, 1 кладовщик, 4 уборщицы, 2 гардеробщика и 2 водителя.

6.               
Финансовый план

Основные показатели этого плана рассчитаны в параграфе 2.2.

1. Прогноз объемов реализации: в течение года выручка от предоставляемых услуг «Досугового центра» составит – 27 909 360 руб..

2. Затраты будут составлять – 12 891 518,2 руб.

3. Прибыль за 10ый год существования центра– 15 017 841,8 руб.

4. Налоги на прибыль – 3 003 568,36 руб.

5. Чистая прибыль составит – 12 014 273,44 руб.

Сводный баланс активов и пассивов на начало деятельности досугового центра приведен в табл. 7.
Таблица 7

Сводный баланс активов и пассивов на начало деятельности

предприятия

Актив

Сумма, руб.

Пассив

Сумма, руб.

I. Внеоборотные активы

III. Капитал и резервы

Основные средства

6000000

Уставный капитал

6000000

Незавершенное строительство

58922250

Итого по разделу III

6000000

Итого по разделу I.

64922250

IV. Долгосрочные обязательства

II. Оборотные активы

Кредиты и займы

78000000

Расчетный счет

19077750

Итого по разделу IV

78000000

Итого по разделу II

19077750

V. Краткосрочные обязательства

Итого по разделу V

Баланс

84000000

Баланс

84000000

3.               
Основные направления повышения инвестиционной привлекательности в России.
Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Отдельно стоит упомянуть о ситуациях, когда в интересах собственников компании необходимо продать ее по максимально высокой стоимости. Данное намерение возникает, как правило, при стремлении собственников сменить сферу деятельности, получив при продаже бизнеса достаточные средства для новых вложений. Мероприятия, направленные на достижение этих целей, называются предпродажной подготовкой.

Существуют следующие основные виды финансирования предприятия из внешних источников: инвестирование в акционерный капитал, предоставление заемных средств.

Инвестирование в акционерный капитал компании (прямое инвестирование)

Основными формами привлечения инвестиций в акционерный капитал являются:

·      инвестиции финансовых инвесторов;

·      стратегическое инвестирование.

Инвестиции финансовых инвесторов представляют собой приобретение внешним профессиональным инвестором (группой инвесторов), как правило, блокирующего, но не контрольного пакета акций компании в обмен на инвестиции с последующей продажей данного пакета через 3-5 лет (в основном это венчурные и паевые фонды) либо размещение акций компании на рынке ценных бумаг широкому кругу инвесторов (в данном случае это могут быть компании любого направления деятельности или физические лица).

Инвестор в данном случае получает основной доход за счет продажи своего пакета акций (то есть за счет выхода из бизнеса).

В связи с этим привлечение инвестиций финансовых инвесторов целесообразно для развития предприятия: модернизации или расширения производства, роста объемов продаж, повышения эффективности деятельности, в результате чего будет расти стоимость компании и, соответственно, вложенный инвестором капитал.

Стратегическое инвестирование представляет собой приобретение инвестором крупного (вплоть до контрольного) пакета акций компании. Как правило, стратегическое инвестирование предполагает длительное или постоянное присутствие инвестора среди собственников компании. Зачастую конечной стадией стратегического инвестирования является приобретение компании либо слияние ее с компанией-инвестором.

В качестве стратегических инвесторов обычно выступают предприятия-лидеры отрасли и крупные объединения предприятий. Основной целью стратегического инвестора является повышение эффективности собственного бизнеса и получение доступа к новым ресурсам и технологиям.

Инвестирование в форме предоставления заемных средств

Основные инструменты — кредиты (банковские, торговые), облигационные займы, лизинговые схемы. (Лизинговые схемы могут быть отнесены к инвестициям в форме заемных средств с некоторыми оговорками, поскольку по своей сути лизинг является формой передачи имущества в аренду. Однако по форме получения дохода лизингодателем (в форме процента) лизинг близок к банковским кредитам.) Объемы привлекаемого финансирования могут быть от нескольких десятков тысяч долларов (кредиты) до десятков миллионов долларов. Сроки финансирования также могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При данной форме финансирования основной целью инвестора является получение процентного дохода на вложенный капитал при заданном уровне риска. Поэтому данную группу инвесторов интересует дальнейшее развитие предприятия с точки зрения его возможности исполнить обязательства по выплате процентов и возврату основной суммы долга.

Таким образом, всех инвесторов можно разделить на две группы: кредиторы, заинтересованные в получении текущих доходов в форме процентов, и участники бизнеса (владельцы доли в бизнесе), заинтересованные в получении дохода от роста стоимости компании.

Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода, в свою очередь, обусловлен уровнем рисков невозврата капитала и неполучения дохода на капитал. В соответствии с этими критериями инвесторы определяют требования, предъявляемые к предприятиям при инвестировании. Очевидно при этом, что основным требованием для инвесторов-кредиторов является подтверждение способности предприятия выполнить обязательства по возврату капитала и выплате процентов, а для инвесторов, участвующих в бизнесе, — подтверждение способности освоить инвестиции и увеличить стоимость пакета акций инвестора.

Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности (большего соответствия требованиям инвесторов). Основными мероприятиями в этой связи могут быть:

·      разработка долгосрочной стратегии развития;

·      бизнес-планирование;

·      юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

·      создание кредитной истории;

·      проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации).

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

·      определить сильные стороны деятельности компании;

·      определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;

·      разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные направления (аспекты) деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

Отдельно стоит отметить проведение юридической экспертизы предприятия — объекта инвестирования. Направлениями экспертизы при оценке инвестиционной привлекательности предприятия являются:

·      права собственности на земельные участки и другое имущество;

·      права акционеров и полномочия органов управления предприятием, описанные в учредительных документах;

·      юридическая чистота и корректность учета прав на ценные бумаги компании.

По итогам экспертизы выявляются несоответствия в указанных направлениях современным нормам законодательства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, так как при анализе предприятия любой инвестор придает юридическому аудиту большое значение. Так, для кредитора важным этапом процесса переговоров с предприятием является подтверждение прав собственности на предоставляемое в качестве залога имущество. Для прямых инвесторов, приобретающих пакеты акций предприятия, важным моментом являются права акционеров и другие аспекты корпоративного управления, непосредственно влияющие на их способность контролировать направления расходования вложенных средств.

Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития. Стратегия — это генеральный план развития, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора стратегия демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). Были случаи, когда инвестор не рассматривал локальные проекты предприятия, несмотря на их хорошие финансовые показатели, поскольку проекты не были связаны с общей концепцией развития предприятия. Однако если стратегия предусматривала реализацию локальных проектов и давала основание считать их реализацию целесообразной для предприятия в целом, решение о финансировании предприятия принималось положительное. Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

Имея долгосрочную стратегию развития, предприятие переходит к разработке бизнес-плана. В бизнес-плане подробно и детально рассматриваются все аспекты деятельности, обосновываются объем необходимых инвестиций и схема финансирования, результаты инвестиций для предприятия. План денежных потоков, рассчитываемый в бизнес-плане, позволяет оценить способность предприятия вернуть инвестору из группы кредиторов заемные средства и выплатить проценты. Для инвесторов-собственников бизнес-план является основанием для проведения оценки стоимости предприятия и, соответственно, оценки стоимости капитала, вложенного в предприятие, и обоснованием потенциала его развития. Например, одно из ведущих предприятий Северо-Запада, работающее в стекольной отрасли, в процессе работы с венчурным инвестором провело разработку комплексного бизнес-плана своего проекта. Несмотря на низкую стоимость активов предприятия по сравнению с суммой необходимых инвестиций, инвестор оценил предприятие как инвестиционно привлекательное, поскольку бизнес-план обосновал потенциал роста предприятия для инвестора и увеличение стоимости капитала.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории. Например, предприятие может провести выпуск и погашение облигационного займа на относительно небольшую сумму с коротким сроком погашения. После погашения займа предприятие в глазах инвесторов перейдет на качественно иной уровень, как кредитор, способный своевременно выполнить свои обязательства. В дальнейшем предприятие сможет на более выгодных условиях привлекать как заемные средства в форме следующих выпусков облигационных займов, так и прямые инвестиции.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. Реструктуризация может проводиться по нескольким направлениям.

Направления:

1. Реформирование акционерного капитала. Данное направление включает в себя мероприятия по оптимизации структуры капитала — дробление, консолидация акций, все описанные в Законе об акционерных обществах формы реорганизации акционерного общества. Результатом подобных действий является повышение управляемости компании или группы компаний.

2. Изменение организационной структуры и методов управления. Данное направление реформирования нацелено на совершенствование процессов управления, обеспечивающих основные функции эффективно действующего предприятия, и организационных структур предприятия, которые должны соответствовать новым процессам управления. Реструктуризация систем управления предприятий и оргструктуры может включать в себя:

·      выделение некоторых направлений бизнеса в отдельные юридические лица, образование холдингов, другие формы изменения организационной структуры;

·      нахождение и устранение лишних звеньев в управлении;

·      введение в процессы управления и соответствующие организационные структуры недостающих звеньев;

·      налаживание информационных потоков в части управленческой информации;

·      проведение других сопутствующих мероприятий.

3. Реформирование активов. В рамках реструктуризации активов можно выделить реструктуризацию имущественного комплекса, реструктуризацию долгосрочных финансовых вложений и реструктуризацию оборотных активов. Данное направление реструктуризации предприятия предполагает любое изменение структуры его активов в связи с продажей излишних, непрофильных и приобретением необходимых активов, оптимизацию состава финансовых вложений (краткосрочных и долгосрочных), запасов, дебиторской задолженности.

4. Реформирование производства. Данное направление реструктуризации нацелено на совершенствование производственных систем предприятий. Целью в данном случае может быть повышение эффективности производства товаров, услуг; повышение их конкурентоспособности, расширение ассортимента или перепрофилирование. Реструктуризация производства может включать следующие мероприятия:

·      снятие с производства нерентабельной продукции, если при этом отсутствуют реальные для осуществления инвестиционные проекты по снижению издержек, росту конкурентоспособности продукции и пр.;

·      расширение выпуска и продаж выгодной продукции;

·      освоение новой коммерчески перспективной продукции или услуг;

·      другие мероприятия.

Комплексная реструктуризация предприятия включает в себя комбинацию мероприятий, относящихся к нескольким из перечисленных выше направлений.

В процессе повышения инвестиционной привлекательности одно из крупнейших российских ювелирных предприятий провело комплексное реформирование системы управления. Проведение реформирования было вынужденным шагом для руководства компании, поскольку ей не удавалось привлечь инвестиции в необходимом объеме. В результате реформирования была повышена эффективность системы контроля затрат, бюджетирования, контроля исполнения планов. Следствием проведенных мероприятий стал рост рентабельности деятельности, и появились реальные основания для инвестора рассматривать предприятие как способное эффективно освоить инвестиции.

Отдельно стоит упомянуть о ситуации, когда целью повышения инвестиционной привлекательности является продажа предприятия. Данный процесс называется предпродажной подготовкой и имеет целью повышение инвестиционной привлекательности и одновременное увеличение ее стоимости для потенциальных покупателей.

В общем виде предпродажная подготовка предполагает проведение следующих мероприятий:

·      Анализ отрасли, в которой действует предприятие, а также отраслей, являющихся потребителями и поставщиками для нее. Целью анализа является выявление компаний и объединений, занимающих лидирующие или близкие к лидирующим позиции. При этом отслеживается информация о процессах укрупнения, фактах слияний и поглощений в анализируемых отраслях.

·      Оценка стоимости бизнеса, выявление основных факторов, влияющих на стоимость. Определение ключевых характеристик компании, привлекательных для целевых групп инвесторов. В зависимости от конкретной ситуации в качестве таких характеристик могут выступать: доступ к определенным ресурсам, новым технологиям, развернутая сбытовая сеть, высокая потенциальная рентабельность при условии существенных капиталовложений и т. д.

·      Проведение мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности компании. На данном этапе могут быть проведены все перечисленные выше мероприятия, необходимый их набор и последовательность проведения зависят от желаемых сроков подготовки предприятия к продаже и изначального наличия интереса инвесторов к предприятию.

·      Подготовка информационного меморандума для представления компании инвесторам, размещение пресс-релизов в информационных службах, взаимодействие с инвестиционными институтами, действующими на рынке слияний/поглощений и инвесторами напрямую.

·      Проведение переговоров с инвесторами — потенциальными покупателями компании и осуществление сделки.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций или к продаже — достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость. Описанные выше возможные мероприятия не требуют существенных материальных затрат, но результатом их реализации, помимо собственно роста интереса инвесторов к компании, является также повышение эффективности ее работы.

    продолжение
–PAGE_BREAK–