Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Введение
В начале ХХI века конфликт между деятельностью человека ивозможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. Помнению ученых, если в ближайшие десятилетия не принять эффективные меры поохране природы, то окружающая природная среда не сможет самовосстанавливаться иначнется необратимый процесс самоуничтожения всего живого. Существенную роль внарушении экологического баланса Земли играет Россия. Сейчас на каждогороссиянина ежегодно выпадает с пылью и осадками более 300 тонн загрязняющих веществот промышленных предприятий и прочих стационарных источников.
Одним из механизмов реализации правовой охраны природыявляется оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза,которые являются наиболее эффективными управленческими рычагами рациональногоприродопользования и охраны окружающей среды, что в конечном счете должнорешать экологические проблемы России.
В Федеральном законе «Об охране окружающейсреды» от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценкевоздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедурыявляются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или инойдеятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие наокружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственнойпринадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающуюсреду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единогоправового института – оценки воздействия и экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится настадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процессапроектирования. Оценку выполняет сам заказчик. Экологическая экспертизаосуществляется в отношении уже законченной проектной и предпроектной документации,которая представляется на экспертизу; она проводится специальными экспертнымикомиссиями, образованными органами Минприроды России.
Экологическая экспертиза выполняет рольпредупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержанияэкологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческойи иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрануконституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служитисточником разнообразной экологически значимой информации, средствомдоказывания при разрешении споров.
Анализ правовой природы рассматриваемых процедурпозволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающуюсреду – это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнениекоторой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза являетсяважнейшей функцией управления в сфере охраны окружающей среды, которуюосуществляют органы Минприроды России, а общественная экологическая экспертиза– неотъемлемым элементом экологической правоспособности гражданина иобщественных экологических организаций как юридических лиц.
Общественные отношения по оценке воздействия наокружающую среду и экологической экспертизе тесно связаны между собой, хотякаждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действияэкологического права. Правовое значение экологической экспертизы более широкое.Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, чтобы впроцессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры поохране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов,адекватные требованиям законодательства.

Глава 1. Организационно-правовые основы экологическойэкспертизы и оценки воздействия на окружающую среду
В российском законодательстве центральное место средиисточников экологического права, обладая высшей юридической силой по отношениюко всем иным законодательным актам, занимает Конституция РФ. Важную роль играетконституционная норма ст. 42 о праве каждого на благоприятную окружающую среду(ОС), достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Основырегулирования отношений в сфере охраны ОС определяют ст.ст. 9, 17, 36,58, 67,72 Конституции РФ.
10 января 2002 года вступил в силу базовый Федеральныйзакон РФ «Об охране окружающей среды»,[1]являющийся фактически основой российского экологического законодательства.Помимо федеральных законов действует ряд указов президента РФ и постановленийправительства, конкретизирующих их. На основе Конституции РФ и федеральныхзаконов представительные и исполнительные органы власти и управления субъектовфедерации, а также органы местного самоуправления разрабатывают проекты ипринимают на своем уровне соответствующие законы, другие правовые акты иадминистративные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.
Закон «Об охране окружающей среды»[2] содержит специальнуюглаву VI «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическаяэкспертиза» и главу УП «Требования в области охраны окружающей средыпри осуществлении хозяйственной или иной деятельности». В частности, ст.32 посвящена определению целей и задач оценки воздействия на окружающую среду(ОВОС), а ст. 33 – целям и задачам проведения экологической экспертизы (ЭЭ).Помимо указанных глав и статей, напрямую посвященных ЭЭ и ОВОС, в данном законеглава IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающейсреды» и глава V «Нормирование в области охраны окружающейсреды» также имеют большое значение для проведения ЭЭ и ОВОС.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе»подробно регулирует отношения в области ЭЭ, т. е. является целевым законом.
Все детали очень подробно рассмотрены в Комментарии кФедеральному закону «Об экологической экспертизе». В этом законевпервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не толькогосударственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) иуказываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органовгосударственной власти и местного самоуправления, втом числе президента,Федерального собрания и правительства РФ (ст. 5), вопросы ведения субъектов РФ(ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9).Кроме того, впервые вводится понятие «специальные уполномоченныегосударственные органы в области экологической экспертизы», распределеныих полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным(ст. 8) уровнями.
Глава III закона полностью посвящена государственнойэкологической экспертизе (ГЭЭ), конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня(ст. 11) и уровня субъектов Федерации (ст. 12), дает юридическое определениепонятия «специально уполномоченные органы в области экологическойэкспертизы» (ст. 13), закрепляет общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14),определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст. 15), ее эксперта (ст.16) и председателя (ст. 17), а также фиксирует различия в юридической силезаключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18).
Регламентируется проведение общественной экологическойэкспертизы (ОЭЭ) (ст. 20), определяя ее объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) иусловия проведения (ст. 23), правила ЭЭ (ст. 24), статус ее заключения (ст.25), права граждан и общественных организаций в этой области (ст. 19).
В главе V закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. Главой VI определен порядокфинансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29). Глава УП закрепляет соответствующиевиды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФоб ЭЭ: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) игражданско-правовую (ст. 34). Разрешение споров в области ЭЭ определяет ст. 35.Определен принцип верховенства международного законодательства в области ЭЭ наднациональным российским (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) оприведении в соответствие с данным законом всех правовых актов президента,правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местногосамоуправления по вопросам ЭЭ. Как известно, этот же принцип заложен вКонституции РФ (ч. 4 ст. 15).
С точки зрения некоторых исследователей закон имеетсущественный недостаток, так как в нем не отрегулированы отношения по ОВОС.Отношения по ОВОС родственны отношениям по проведению ЭЭ, поэтому в законе«Об экологической экспертизе» следовало бы предусмотреть раздел обОВОС.
Рассмотренные выше федеральные законы формируют основызаконодательства в области ЭЭ и ОВОС, но практически, не являясь законами прямогодействия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконныхнормативных и правовых актов президента и правительства РФ, ведомств субъектовФедерации и органов местного самоуправления. К нормативно-правовым подзаконнымактам в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие:
указы Президента РФ, регулирующие различные аспектыохраны ОС.
постановления Правительства РФ ;
нормативные документы специально уполномоченныхгосударственных органов в области ЭЭ ;
нормативные документы других ведомств по ОВОС и ЭЭ:
документы строительных ведомств;
документы Росгидромета ;
документы Госатомнадзора России ;
документы Госгортехнадзора и иных ведомств;
Важнейшим международным документом в изучаемой областиявляется Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду втрансграничном контексте.[3] КонвенцияРоссией пока не ратифицирована, хотя участие в ней подтверждено. Конвенциявпервые определила на международном уровне обязанности официальных лиц и права общественностив тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществлениедеятельности, которая может оказать неблагоприятное воздействие на средуобитания и население другой страны.
Вторым по значимости международным документом в областиОВОС и ЭЭ является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторыхгосударственных и частных проектов на окружающую среду. В ней закрепленыосновные принципы экологической оценки (ОВОС и ЭЭ), необходимостьинформирования общественности и ее активное участие на всех стадиях проведенияЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными ведомствами,а также публикации результатов экспертизы.
Нормативными документами, которые используются припроведении ОВОС и ЭЭ являются: Государственные стандарты, нормы, правила,перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ,ПБТРВ, НВП и др.), а также руководства, методики, методические и другиерекомендации, справочные и иные пособия. Это нормативно-технические документы,содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии дляпроверки предлагаемых решений на соответствие экологическим требованиям.

Глава 2. Понятие экологической экспертизы
Экологическая экспертиза – установление соответствиянамечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям иопределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности наокружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иныхпоследствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 ФЗ РФ «Обэкологической экспертизе»).
Экологическая экспертиза, особенно государственная,представляет собой правовую меру обеспечения выполнения экологическихтребований при принятии экологически значимых решений. Проведение ЭЭобеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную ОС (ст. 42Конституции РФ), служит источником разнообразной экологически значимойинформации, средством доказывания при разрешении споров.
2.1 Цели экологической экспертизы
Цели ОВОС и ЭЭ в общем виде принципиально совпадают изаключаются на основании закона «Об экологической экспертизе» впредупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и инойдеятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных,экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ; а также в обеспеченииреализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятнуюприродную среду и экологическую безопасность.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды»в ст. 32 определяет: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится вотношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая можетоказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо оторганизационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной или инойдеятельности», а в ст. 33 говорит о цели экологической экспертизы:«Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствияпланируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям в области охраныокружающей среды».
Более подробно определены цели ОВОС в приказе Госкомэкологии 2000 г. № 372 ст. 16: «Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной ииной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующийпринятию экологически ориентированного управленческого решения о реализациихозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятныхвоздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения,разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».
2.2 Задачи экологической экспертизы
Задачи ЭЭ и ОВОС в действующем российскомзаконодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можносформулировать следующим образом:
а) организация и проведение (на стадии подготовкирешения) все сторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизыс позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточностипредусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степениэкологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, атакже обеспечение экологического прогнозирования на основе информации осостоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствиеразмещения и развития производительных сил, не приводящих к негативномувоздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредныхвоздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий (задачиОВОС);
б) оценка соответствия экологическим стандартамэкспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующихпринятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам ужеосуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологическогоконтроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений оразвитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных научнообоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным ииным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);
в) информирование всех заинтересованных лиц (в том числеобщественности) о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающуюприродную среду и связанных с ними социальных, экономических и иныхпоследствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов икомпромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряженийи предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ).
2.3 Принципы экологической экспертизы
Принципы ЭЭ и ОВОС в действующем российскомзаконодательстве разработаны и закреплены, в частности, в законе «Об экологическойэкспертизе» (ст. 3).[4]
Принцип презумпции потенциальной экологической опасностилюбой намечаемой хозяйственной и иной деятельности – основополагающий принциппри проведении экспертизы. Суть его заключается в том, что любая деятельность,прежде всего естественно, хозяйственная, связанная с использованием природных ресурсов,влечет за собой воздействие на ОС. Результат такого воздействия обычно имеетнегативный характер.
Принцип обязательности проведения ГЭЭ до принятия решенийо реализации объекта экологической экспертизы означает, что если объект планируемойдеятельности относится к числу тех, которые перечислены в ст. 11 и 12 Закона,то решение об осуществлении такой деятельности может быть принято только послеполучения положительного заключения экспертизы. Заказчик обязан представитьтребуемую документацию на ГЭЭ.
Принцип комплексности ОВОС хозяйственной или инойдеятельности и его последствий заключается в том, что в результате проведения ЭЭдолжен быть проведен анализ вредных воздействий не только на какой-либо одинили несколько объектов природы. Поскольку все природные объекты находятся всостоянии естественной природной взаимосвязи, то необходима максимально полнаяи исчерпывающая оценка потенциально вредных воздействий на все компоненты ОС,всю ОС как единое целое.
Принцип обязательности учета требований экологическойбезопасности при проведении ЭЭ означает, что должны быть проведены оценка ианализ тех сторон планируемой деятельности, которые связаны с экологическибезопасным функционированием соответствующих хозяйственных объектов. Впроектной документации должны содержаться такие условия эксплуатации объекта,которые в максимально возможной степени исключали бы вероятность возникновенияаварий или катастроф, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей,ОС.
Принцип достоверности и полноты информации,представляемой на ЭЭ, заключается в том, что заказчик обязан представить на ЭЭдокументацию, содержащую реальную и исчерпывающую информацию об объектеэкспертизы. Соответственно ГЭЭ обязана дать оценку представленной документациис этой точки зрения.
Принцип независимости экспертов ЭЭ при осуществлении имисвоих полномочий в области ЭЭ состоит в том, что, во-первых, эксперт ничем несвязан при осуществлении своих полномочий, он вправе свободно выражать своемнение и, во-вторых, недопустимо оказывать какое-либо влияние или давление наэксперта, экспертную комиссию.
Этот принцип относится, в основном, к ГЭЭ и означает, чтонепременным условием ее эффективности является функциональная и финансоваянезависимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов(преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансирование,организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Это создаетусловия для свободного волеизъявления экологоэкспертной комиссии, которая всвоей работе должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснованияи действующими законами. ОЭЭ предполагает еще большую ее независимость, однакосегодня на практике оказывается вдвойне зависимой: от ГЭЭ (пока та не признаетее результатов) и от групповых общественных интересов (ее организуют ипроводят, как правило, уже с заранее сформировавшейся целью – доказатьневозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматриватькак полностью независимую, так как лица, ее проводящие, как правило, зависимы(причем финансово) от заказчика документации или ОВОС.
Принцип научной обоснованности, объективности изаконности заключений ЭЭ рассматривается в законах «Об охране окружающейсреды» и «Об экологической экспертизе» в совокупности иозначает, что ЭЭ и ОВОС, во-первых, представляют собой научно-исследовательскийпроцесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне сиспользованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированнымиучеными-экспертами. Во-вторых, в заключении экспертной комиссии должно бытьотражено реально существующее положение, лишенное какого-либо предвзятогопредставления. В-третьих, эксперт обязан соотносить свои профессиональныевыводы о возможности или невозможности реализации проекта, сообразуя их, естественно,с нормами действующего законодательства. В результате должна быть осуществленане столько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий,разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а такжевыполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
Принцип гласности, участия общественных организаций(объединений), учет общественного мнения означает, что заинтересованные стороныдолжны быть осведомлены о том, как проходит процесс экспертизы, они имеют правона информацию. Представители общественных организаций, граждане РФ вправеучаствовать в проведении ЭЭ, что определено законами «Об охране окружающейсреды (ст.ст. 11, 12) и „Об экологической экспертизе“ (ст.ст. 6, 7,8). Участие общественных организаций в ЭЭ регулируется гл. IV закона „Обэкологической экспертизе“. При этом экспертная комиссия обязана приниматьво внимание общественное мнение о намечаемой деятельности, являющейся объектомэкспертизы.
Принцип ответственности участников ЭЭ и заинтересованныхлиц за организацию, проведение, качество ЭЭ состоит в том, что процедура ЭЭдолжна быть проведена в точном и строгом соответствии с теми требованиями,которые предусмотрены действующим законодательством. Несоблюдение требований являетсяоснованием для привлечения экспертов к ответственности.
2.4 Виды и типы экологической экспертизы
В законодательстве определены два вида ЭЭ:государственная и общественная.
Государственная экологическая экспертиза организуется ипроводится специально уполномоченными государственными органами в области ЭЭ впорядке, установленном законом „Об экологической экспертизе“ инормативными правовыми актами РФ, а также ее субъектов. ГЭЭ проводится нафедеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
Общественная экологическая экспертиза организуется ипроводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а такжеорганов местного самоуправления общественными организациями (объединениями),основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставамиявляется охрана окружающей природной среды, и в том числе организация ипроведение ЭЭ. Общественные организации, участвующие в экспертизе, должны бытьзарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Типы ЭЭ в нашей стране пока законодательно не закреплены,но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимойэкспертизы. Существуют специфические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации,страховании, инвестиционной деятельности и т. д.). Можно выделить три основныегруппы по типу объекта: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектныхматериалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводитьэкспертизу или ОВОС, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственномусогласованию как предварительному этапу экспертизы. Таких ведомств ифедеральных служб, имеющих отношение к экологической экспертизе, около десяти,поэтому и типов ЭЭ в этом случае оказывается довольно много.
Однако ведомственный подход, оправданный при анализеотдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, неприемлем в случае комплекснойЭЭ и ОВОС. Именно поэтому для координирования организации и проведения ГЭЭГоскомэкологии России определен в качестве органа, осуществляющего межведомственныесвязи и общую координацию в сфере ЭЭ (ныне Минприроды России).
Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельностиеще более сложно, так как таких этапов может быть шесть (планирование,проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийноеосуществление деятельности и, наконец, ее прекращение или ликвидацияматериальной структуры этой деятельности). На каждом этапе деятельностиодновременно или последовательно могут проводиться несколько мероприятий,несущих сегодня в себе экспертные функции: экомониторинг и предварительныйэкоаудит, экологическое обоснование, ОВОС и собственно ЭЭ (ГЭЭ или ОЭЭ), итакже постаудит. В итоге получается матрица „парных“ типов ЭЭ,например, „ОВОС проекта“ или „ГЭЭ программы ликвидации (перепрофилированияи т. д.) предприятия“, или „экоаудит документации по приватизациипредприятия“ и т. д.
2.5 Субъекты экологической экспертизы
Субъектами ГЭЭ закон определяет государственные органы иэкспертные комиссии и вводит понятие „специально уполномоченные государственныеорганы в области экологической экспертизы“. На основании Закона МинприродыРоссии и и его территориальные органы имеют исключительное право на проведениеГЭЭ, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения,специализированные в области организации и проведения ГЭЭ. Помимо этого вопределении условий природопользования в согласовании, предшествующемпроведению ЭЭ, участвуют следующие федеральные органы и службы государственногоконтроля и надзора:
1. Министерство природных ресурсов РФ.
2. Министерство сельского хозяйства РФ.
3. Министерство здравоохранения РФ.
4. Министерство РФ по атомной энергии.
5. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Государственный комитет РФ по строительству ижилищно-коммунальному хозяйству.
7. Государственный комитет РФ по рыболовству.
8. Федеральная служба России по гидрометеорологии имониторингу окружающей среды.
9. Федеральная служба по геодезии и картографии России.
10. Федеральная пограничная служба.
11. Федеральная служба земельного кадастра России.
12. Федеральный горный и промышленный надзор России.
13. Федеральный надзор России по ядерной и радиационнойбезопасности.
Закон „Об экологической экспертизе“ впервыеопределяет понятия „экспертная комиссия государственной экологическойэкспертизы“ (ст. 15) и „эксперт ГЭЭ“ (ст. 16).[5]Этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ президента,Федерального собрания, правительства, а также органов судебной власти РФ (ст.5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, праваи обязанности федерального и территориальных специально уполномоченныхгосударственных органов в области ЭЭ (ст. 7, 8). Субъектами ЭЭ и ОВОС должнывыступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) ипотребитель.
Заказчиком является властная государственная структура,наделенная соответствующим правом назначать ЭЭ или проводить ОВОС.
Подрядчиком (исполнителем) может являться НИИ или другоеучреждение (фирма), которому будет поручено провести ЭЭ (или ОВОС).
Конкретным исполнителем ЭЭ является самостоятельнаякомиссия, подобранная территориальным или федеральным органом Минприроды Россиии утвержденная им.
Потребителем считается организация (предприятие,учреждение, фирма), объекты или документы которой стали предметом экспертного анализа.
Также в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать:
работников государственных органов контроля и надзора, атакже других организаций и учреждений, выявляющих первичную информацию онарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующихобъектов ЭЭ или экологического аудита (ЭА);
представителей научно-исследовательских и проектныхорганизаций, не входящих в состав экспертных комиссий, но создающих материалы идокументы, подлежащие экспертизе (экологические обоснования и/или материалыОВОС);
персонал, работающий на действующих объектах, подлежащихЭЭ или ЭА и широкая общественность, проводящие ОЭЭ или участвующие в ГЭЭ вкачестве наблюдателей.
2.7 Объекты экологической экспертизы
В соответствии с существующими видами ЭЭ все ее объектытакже делятся на два вида: подлежащие государственной экологической экспертизеи подлежащие общественной экологической экспертизе.
Объекты первого вида подразделяются на объекты экспертизыфедерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов Федерации.
Согласно ст. 11 ФЗ „Об экологическойэкспертизе“, обязательной ГЭЭ, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативногохарактера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов,утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственнуюи иную деятельность;
материалы, подлежащие утверждению органамигосударственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещенияпроизводительных сил на территории РФ (проекты комплексных и целевыхфедеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральныхпрограмм; проекты генеральных планов развития территорий свободныхэкономических зон и территорий с особым режимом природопользования и веденияхозяйственной деятельности и др.);
технико-экономические обоснования и проектыстроительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельностиРФ и иные виды документации и объекты.
Все перечисленные в статье объекты ГЭЭ на федеральномуровне можно объединить в девять групп.
Ст. 12 этого же закона определяет объекты ГЭЭ уровня субъектовРФ. Перечень этих объектов включает девять типов материалов (документации)регулирующих или обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, намечаемуюна территории субъекта Федерации.
Общественная ЭЭ, согласно ст. 21 Закона может проводитьсяв отношении объектов, указанных в ст. 11 и 12, за исключением объектов ЭЭ, сведенияо которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемуютайну.
Существенно новым, с точки зрения объектов ЭЭ, являетсято, что к ним относятся теперь и действующие объекты, требующие повторной ГЭЭ,хотя ранее уже имевшие ее положительное заключение. Повторная ГЭЭ проводится вслучаях: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ); при изменении условийприродопользования; реализации объекта экспертизы с отступлениями отдокументов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесенияизменений в эти документы; внесения в проектную документацию изменений после полученияположительного заключения ГЭЭ; истечения срока действия положительного заключенияГЭЭ.
В „Положении об оценке воздействия на окружающуюсреду в РФ“ разработан „Перечень видов (объектов) хозяйственной ииной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительствокоторых ОВОС проводится в обязательном порядке“.
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическаяэкспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института –оценки воздействия и экологической экспертизы. По общему правилу обосновывающаядокументация должна представляться инициатором или заказчиком на ГЭЭ. Такаядокументация по реализации проектов, в отношении которых ОВОС обязательна, безрезультатов проведения ГЭЭ не принимается. Условно ОВОС можно сравнить с таможеннойдекларацией, которую лицо предъявляет таможеннику, а ГЭЭ – с самим таможеннымдосмотром.
В заключение этим процедурам можно дать следующуюхарактеристику. Оценка воздействия на окружающую среду – это обязанность заказчикаобосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий правана благоприятную ОС.
Государственная экологическая экспертиза являетсяважнейшей функцией управления в сфере охраны ОС, которую осуществляют органы МинприродыРоссии, а общественная экологическая экспертиза –неотъемлемым элементомэкологической правоспособности гражданина и общественных экологическихорганизаций как юридических лиц.

Глава 3. Порядок организации и проведения (процедура)экологической экспертизы
Регламентом проведения ЭЭ установлены следующие основанияпроведения: [6]
поручения правительства РФ;
решения органов государственной власти субъектов РФ (длятерриториальных органов);
указания руководства Минприроды РФ;
заявления заказчика материалов, подлежащих ГЭЭ;
решения судебных органов соответствующей инстанции;
в порядке выборочной проверки проведения ГЭЭ специальноуполномоченными государственными органами в области ЭЭ.
Ст. 12 закона „Об экологической экспертизе“предусматривает случаи проведения повторной ЭЭ по объектам, ранее получившимположительное заключение ГЭЭ:
доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранееГЭЭ;
изменения условий природопользования специальноуполномоченным государственным органом в области ООПС;
реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации,получившей положительное заключение ГЭЭ, и (или) в случае внесения изменений вуказанную документацию;
истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ;
внесение изменений в документацию после полученияположительного заключения ГЭЭ.

3.1 Процедура проведения государственной экологическойэкспертизы
Порядок проведения ГЭЭ регулируется ФЗ „Обэкологической экспертизе“, Положением о порядке проведения государственнойэкологической экспертизы, и Регламентом проведения государственной экологическойэкспертизы.
Государственная экологическая экспертиза проводитсяМинистерством природных ресурсов РФ. Министерство и его территориальные органыобразуют экспертные комиссии ГЭЭ по каждому конкретному объекту ГЭЭ как извнештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этогоминистерства и его территориальных органов.
Перечень материалов, представляемых на ГЭЭ, по объектам,указанным в ст. 11 и 12 ФЗ „Об экологической экспертизе“,определяется нормативными актами Минприроды России в соответствии с требованиями,установленными для разработки соответствующих видов документации.
Обязательным условием принятия материалов на ГЭЭ являетсяналичие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений)данных по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическомуобоснованию допустимости ее реализации.
Наличие в составе материалов по объекту экспертизыдокументов согласований (разрешений) Минприроды России или его территориальногооргана не может считаться заключением ГЭЭ по данному объекту.
Положение о порядке проведения ГЭЭ конкретизирует нормыЗакона в отношении ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится приусловиях:
регистрации представляемых материалов в установленномпорядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня полученияуведомления о регистрации и при необходимости – представления заказчиком в установленныйсрок запрашиваемых органом ЭЭ материалов;
соответствия материалов установленным требованияминструкции;
создания экспертной комиссии и назначения приказом поспециально установленному органу в области ЭЭ ее состава;
назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев);
выполнения Регламента ГЭЭ;
информирования заинтересованных организаций о еерезультатах.
Минприроды России и его территориальные органы имеютправо в процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополнительную информацию,необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на ОПС,например данных специальных экологических исследований, результаты расчетов ианализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения ГЭЭ.
Представленные материалы (материалы, подлежащие ГЭЭ,представляются в двух экземплярах; материалы согласований, обсуждений и иные документы– в одном экземпляре) регистрируются и передаются в подразделение,специализирующееся в области организации и проведения ГЭЭ для проверки ихполноты и достаточности. Экспертное подразделение в срок не более 7 дней со днярегистрации материалов сообщает заказчику следующую информацию: в случаесоответствия представленных материалов установленным требованиям – онеобходимости оплаты проведения ГЭЭ в соответствии с прилагаемой сметой исчетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; если материалыне соответствуют установленным требованиям – о сроках представления материаловв полном объеме.
Документация, не укомплектованная в течениеустановленного срока (но не более одного месяца со дня получения извещения)возвращается заказчику с письменным уведомлением.
При наличии полного комплекта документации определяется:категория сложности ГЭЭ; продолжительность ее проведения; количество привлекаемыхэкспертов; стоимость проведения ГЭЭ.
Сложность объекта ГЭЭ определяется в соответствии склассификатором экологической опасности намерений и деятельности. В соответствиис ним предлагается введение трех категорий процедуры проведения ГЭЭ: сложной,средней сложности и простой.
Продолжительность проведения ГЭЭ зависит от сложностиобъекта ГЭЭ и составляет: экспертиза простая – до 30 дней; средней сложности –до 60 дней; сложная – до 120 дней.
Срок проведения ГЭЭ может быть продлен приказомспециально уполномоченного органа в области ЭЭ, но не должен превышать шести месяцевдля сложной экспертизы.
3.2 Организация проведения государственной экологическойэкспертизы
Начало времени проведения ГЭЭ устанавливается не позднеечем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату.
В течение этого срока экспертное подразделениеподготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственногосекретаря экспертной комиссии, а также по срокам проведения ЭЭ. С участием руководителяэкспертной комиссии (ЭК) составляются предложения по составу ЭК иразрабатывается задание на проведение ГЭЭ. Кроме того, готовится проект приказана проведение ГЭЭ, который направляется руководству министерства или его территориальногооргана, подготавливается проект календарного плана работы ЭК и техническоезадание руководителям групп. Число членов ЭК должно быть нечетным и не менеетрех.
Задачи ЭК заключаются в следующем. Она определяетсоответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовымиактами РФ и субъектов Федерации по вопросам охраны ОПС; полноту выявлениямасштабов прогнозируемого воздействия на ОПС в результате осуществления намечаемойдеятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранениюприродного потенциала.
Оплата участия внешних экспертов в проведении ГЭЭобъектов внебюджетного финансирования производится в определенном порядке.[7] Заседания ЭК оформляютсяпротоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем ЭК.Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях комиссии.
Ответственный исполнитель в течение 10 дней послеподписания приказа о проведении ГЭЭ информирует об этом органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, на территории которых намечаетсяреализация объекта экспертизы.
3.3 Порядок работы экспертной комиссии
Работа ЭК начинается с проведения организационногозаседания, на котором присутствуют члены ЭК, представители заказчика, а такжепри необходимости других заинтересованных организаций.
На организационном заседании: представитель экспертногоподразделения сообщает о приказе на проведение ГЭЭ объекта; руководитель ЭКдокладывает о порядке проведения ГЭЭ; представитель заказчика (разработчика)представленной документации докладывает о характере намечаемой деятельности; уточняетсякалендарный план работы ГЭЭ, экспертных групп и экспертов; определяются срокиподготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений; определяется срокподготовки проекта сводного заключения ЭК.
По результатам организационного заседания оформляетсяпротокол, к нему прилагается явочный лист; оба документа подписываются руководителеми ответственным секретарем ЭК.
Члены ЭК изучают материалы, представленные на ГЭЭ, иподготавливают индивидуальные экспертные заключения. Проекты групповых заключенийобсуждаются на заседаниях экспертных групп. При необходимости предусматриваетсявыезд на место членов ЭК для получения дополнительной информации и проведениявыездных заседаний.
Рабочие заседания экспертных групп оформляются протоколоми явочным листом, которые подписываются руководителем группы. В ряде случаевпри необходимости на заседания экспертных групп и ЭК могут приглашатьсяпредставители заказчика.
После получения индивидуальных экспертных заключений руководителигрупп подготавливают и представляют ответственному секретарю или руководителюЭК индивидуальные и групповые заключения, они анализируют и обобщают заключенияэкспертов и готовят проект сводного заключения.
До проведения заключительного заседания ЭК ответственныйсекретарь информирует заказчика о проекте заключения ГЭЭ и приглашает на этозаседание представителя заказчика документации.
Заключение, подготовленное ЭК, должно содержатьобоснованные выводы о допустимости или недопустимости воздействия на ОПС хозяйственнойили иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ, и о возможности реализации объектаэкспертизы. Форма заключения ГЭЭ утверждена приказом Минприроды России от 28сентября 1995 г. № 392.
Положительное заключение ГЭЭ не должно содержатьзамечаний.
Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняютсущества предложенных заказчиком (разработчиком) документации проектных решений.
В отрицательном заключении могут содержаться следующиевыводы: о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям ипредложениям, изложенным в заключении ЭК; о недопустимости реализации объектаГЭЭ ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасностинамечаемой деятельности.
Сводное заключение подлежит доработке в случае егонеподписания руководителем специально уполномоченного государственного органа вобласти ЭЭ в связи с нарушением процедуры проведения ЭЭ или несоответствиявыводов заключения и замечаний экспертов.
Заключение ЭК (группы) не может быть изменено безсогласия лиц, его подписавших.
В случае несогласия члена ЭК с выводами сводногозаключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки,которая прикладывается к сводному заключению. При этом эксперт подписываетзаключение с отметкой „особое мнение“.
При отсутствии под заключением подписейквалифицированного большинства членов комиссии, при заявлении о наличии особогомнения или/и при подписании заключения со ссылкой на наличие особого мненияэкспертами (составляющими более одной трети списочного состава комиссии), руководительЭК совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководствуМинприроды России (его территориального органа) о невозможности принятиякомиссией в существующем составе решения по заключению ГЭЭ, о необходимостипродления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и одополнительном включении экспертов в состав комиссии.
Предложения по исключению из состава комиссии экспертов,имеющих особое мнение, не вносятся и не рассматриваются.
В случае, если сводное заключение экспертной комиссии неподписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и послепродления срока проведения ГЭЭ, данная экологическая экспертиза считаетсязавершенной без результата.
Все заключения и особые мнения экспертов принимаются ксведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих впредыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата этой экспертизы производится за счет средствспециально уполномоченного государственного органа в области ЭЭ.
Оплата труда внештатных экспертов не производится приневыполнении ими обязанностей, предусмотренных ФЗ „Об экологической экспертизе“.
3.4 Оформление заключения ГЭЭ
Заключение в двух экземплярах, подписанноеквалифицированным большинством членов ЭК, утвержденное приказом Минприроды России(его территориальным органом) приобретает юридическое значение заключения ГЭЭ.
Заключения ГЭЭ аннулированию не подлежат, за исключениемутраты юридической силы в соответствии с законом; признания документовнедействительными решением суда или арбитражного суда.
Срок действия положительного заключения ГЭЭустанавливается приказом Минприроды России или его территориального органа. ЗаключениеГЭЭ с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дняего утверждения.
Информация о результатах проведения ГЭЭ направляетсяорганам исполнительной власти и заинтересованным организациям, обеспечиваетсяинформирование общественности, средств массовой информации по их запросам орезультатах проведения ГЭЭ.
В случае отрицательного заключения ГЭЭ делаетсяпредставление в банковские организации о приостановлении (прекращении) финансирования,кредитования и других финансовых операций в отношении объектов ЭЭ.
Заказчик вправе представить материалы на повторнуюэкспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенныхв заключении ГЭЭ. Заказчик документации, общественные организации, а такжедругие заинтересованные лица, не согласные с заключением ГЭЭ, имеют правообжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
3.5 Порядок проведения общественной экологическойэкспертизы
В соответствии со ст.19 закона РФ „Об экологическойэкспертизе“ граждане и общественные организации (объединения) в области ЭЭимеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологическойэкспертизы (ОЭЭ), направлять предложения по экологическим аспектам намечаемойдеятельности, получать информацию о результатах проведения ГЭЭ, осуществлятьиные действия, не противоречащие законодательству РФ.
Общественная ЭЭ проводится до ГЭЭ или одновременно с ней(ст. 21 Закона), она может проводиться независимо от ГЭЭ тех же объектов ЭЭ.
Общественные организации, которые осуществляют ОЭЭ, имеютправо получать от заказчика документацию, подлежащую экспертизе, участвовать вкачестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертныхкомиссий ГЭЭ и в проведении ими обсуждений заключений ОЭЭ.
Общественная ЭЭ осуществляется при условиигосударственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) оее проведении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачизаявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать врегистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации которого в указанныйсрок не было отказано, считается зарегистрированым. В заявлении о проведенииОЭЭ должны быть приведены: наименование, юридический адрес, характер предусмотреннойуставом деятельности, сведения о составе ЭК ОЭЭ, сведения об объекте ЭЭ и срокиее проведения. Общественные организации (объединения), организующие ОЭЭ,обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.
Ст. 24 Закона предусматривает перечень оснований дляотказа в государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.
Названы следующие основания отказа:
ОЭЭ ранее дважды проводилась в отношении объектаэкспертизы;
сведения об объекте ЭЭ составляют государственную,коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
регистрация общественной организации (объединения) несоответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения) несоответствуют требованиям Закона;
требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ,предусмотренные Законом, не выполнены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственностьза незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ.
Заключение ОЭЭ направляется, во-первых, специальноуполномоченным государственным органом в области ЭЭ; во-вторых, заказчику документации,подлежащей ОЭЭ; в-третьих, органам, принимающим решение о реализации объектовэкспертизы, органам местного самоуправления, наконец, заключение можетпередаваться другим заинтересованным лицам.
Очень важным является положение о том, что заключение ОЭЭприобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченнымгосударственным органом в области экологической экспертизы.
В случае придания юридической силы заключению ОЭЭ наруководителя и членов экспертной комиссии ОЭЭ распространяются требования ФЗ»Об экологической экспертизе”.
Заключения ОЭЭ могут публиковаться в средствах массовойинформации, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикамдокументации, подлежащей ОЭЭ, и другим заинтересованным лицам (ст. 25 Закона).

Глава 4. Ответственность области экологической экспертизы
Законом РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. предусматривается большое количество новелл, обеспечивающих участие общественности в организациии проведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительноевнимание уделяется ответственности за нарушения законодательства как одному изсредств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, нанадлежащую окружающую среду.
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30ноября 1995 г.) считаются фальсификация материалов, сведений и данных,представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах еепроведения; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения;создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;уклонение от представления государственным органам экспертизы и общественнымобъединениям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимыхматериалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности,не соответствующей документации, которая получила положительное заключениегосударственной экологической экспертизы.
Нарушениями руководителей государственных органовэкспертизы и экспертных комиссий признаются необоснованность материалов поучету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органовместного самоуправления, общественных объединений, граждан аргументированных предложенийпо экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности;нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком средствна проведение государственной экологической экспертизы.
Руководители и члены экспертной комиссии несутответственность за фальсификацию выводов заключения экологической экспертизы,за сокрытие от органов государственной экологической экспертизы или отобщественного объединения, организующих проведение экологической экспертизы,сведений, отражающих заинтересованность в результатах экспертизы: так,экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика; гражданин,состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представительюридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объектаэкологической экспертизы в договорных отношениях.
Нарушениями законодательства должностными лицамигосударственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора иконтроля, а также органов местного самоуправления считаются выдача разрешенийна специальное природопользование или на осуществление иной деятельности безположительного заключения государственной экологической экспертизы; организацияили проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами,организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательствов работу государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссийи экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведенияэкологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрациизаявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Гражданско-правовая, материальная, административная иуголовная ответственность за указанные виды правонарушений, наступаетсоответственно на основании гражданского, трудового законодательства КоАПРСФСР, УК РФ. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут бытьустановлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Заключение
Сегодня экологическая экспертиза в России является однимиз наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользованияи охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы итрудности в развитии этого института. С целью совершенствования системыэкологической экспертизы разумно было бы реализовать на федеральном,региональном и отраслевом уровнях ряд пилотных проектов, направленных наизучение, оценку и совершенствование экологической экспертизы в РоссийскойФедерации. Наиболее актуальными темами для них могли бы стать:
На федеральном уровне:
Изучение состояния и тенденций развития системыэкологической экспертизы.
Разработка принципов, критериев и правил определениямасштаба работ по процедуре ОВОС, механизма классификации и отбора проектов поих экологической значимости.
На региональном уровне:
Изучение аспектов и проблем, связанных с применением ОВОСдля программ и планов социально-экономического развития, градостроительной документациитерриториального планирования.
На отраслевом уровне:
Изучение аспектов и проблем, связанных с применением ОВОСдля определенных видов деятельности и документации, разработка отраслевыхправил проведения ОВОС.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть рольгосударственных органов законодательной и исполнительной власти в развитии и дальнейшемэффективном функционировании государственной экологической экспертизы.Участники конференции считают необходимым обратиться в Федеральное Собрание РФс просьбой не принимать к рассмотрению проекты законодательных актов, если онине сопровождаются заключением Государственной экологической экспертизы или заключениемоб отсутствии необходимости ее проведения (отсутствие предмета экологическойэкспертизы).
Со своей стороны, Минюст России при регистрациинормативных правовых актов, принимаемых Министерствами и ведомствами, мог быусилить контроль за соблюдением указанными органами выполнения положенийзаконодательства в области экологической экспертизы.
В ближайшее время необходимо также рассмотретьвозможность создания в Российской Федерации единого Центра государственныхэкспертиз в структуре федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (комплексныеэкспертизы, включая экологическую, строительную, земельную, промышленной безопасности,санитарно-гигиеническую, водохозяйственную и т.д.)

Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации. М.,1997.
2.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.(№7-ФЗ).
3.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. сизм. От 15.04.1998 г. // СЗРФ. 1998. № 16. Ст. 1800.
4. Огосударственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации иутверждении Правительства РФ от 20.06.93 № 585 (ред. от 26.06.95 № 604) // САПП.1993. № 26. Ст. 2427.
5. Опорядке разработки, согласования государственной экологической экспертизы, утвержденияи реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1097//СЗРФ. 1996. № 39. С. 4564.
6. Обоплате внешних экспертов государственной экологической экспертизы. ПостановлениеПравительства РФ от 11.06.96 № 679 // СЗРФ. 1996. № 25. Ст. 3027.
7. Обутверждении Положения о государственной экологической экспертизе. ПостановлениеПравительства РФ от 22.09.99 № 942 с изм. 11.06.96 // САПП. 1993. № 39.
Ст.3621; СЗРФ. 1996. № 40. Ст. 4648.
8.Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Утв. ПостановлениемПравительства РФ от 11.06.96 № 698 // СЗРФ. 1996. № 40. Ст. 4648.
9.Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства// Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДСИ-201-95. Госстрой РФ. М., 1995.
10.Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы /Госкомприроды СССР. Главная экологическая экспертиза. М., 1989.
11. Огосударственной экологической экспертизе предприятий с иностранными инвестициями.Разъяснение Минприроды РФ от 21.05.93 № 02-12/65-1571 и Российского агентства международн.сотрудничества и развития от 19.05.93 № 3.14.2-3/312//БНА РФ. 1993. № 10.
12. Опорядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации ипроектов строительства в РФ. Постановление Госстроя РФ от 29.10.93 № 18-41.
13. Обутверждении единой формы заключения государственной экологической экспертизы.Приказ Минприроды РФ № 392 от 28.09.95 //Экологическое право России: Сб
нормат.-прав.актов и док. М., 1997.
14.Положение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизыдокументации. Утв. Приказом Госкомэкологии России от 22.04.98 № 238 // БНА.1998.
15.МатвеевА.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическаяэкспертиза: Учеб. пособие/СПбГУАП.СПб., 2004.104с.
16.Большаков В. Н., Литунов И. Н. и др. Экология / Под ред. Г. В.Тягунова, Ю. Г.Ярошенко. М., 2000.
17.Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону «Об экологическойэкспертизе». М., 1999.
18.Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающуюсреду: Программа курса и учебно-методические материалы. М., 1997.
19.Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающуюсреду: Учеб. пособие. М., 1999.
20.Бурцев С. А. Государственная экологическая экспертиза предприятий с трансграничнымвоздействием // Экологическая экспертиза. Обзорная информация. М.: ВИНИТИ, 1995.Вып. 2.
21.Крассов О. И. Экологическое право: Учебник. М., 2001.
22.Материалы 4-го Международного семинара-конференции «Государственная экологическаяэкспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: методология и практическиеприложения». М., 1998.
23.Пермяков Р. С. Экологическая экспертиза. Материалы по курсу «Экологическиеэкспертизы и консультирование». М., 1996.
24.Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическуюэкспертизу. Рекомендации для общественных организаций. М., 1996.