Содержание
Введение
Глава 1. Понятие,цели и принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночнойэкономике
1.2 Сущностьи понятие оценочной деятельности
1.3 Объектыи субъекты стоимостной оценки
Глава 2. Целиоценки и виды стоимости
Глава 3. Принципыоценки
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Оценка имущества предприятий базируется, наиспользовании трех основных подходов: затратного, доходного и сравнительного.Каждый из подходов предполагает применение своих специфических методов иприемов, а также требует соблюдения своих условий, наличие достаточныхфакторов. Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либонастоящее положение фирмы, либо её прошлые достижения, либо ожидаемые в будущемдоходы. В связи с этим результат, полученный на основе всех трех подходов,является наиболее обоснованным и объективным.
Изучив данную тему, мы познаем сущность стоимостной оценки, поймемнеобходимость и возможность проведения оценочных работ в рыночной экономике,познакомимся с деятельностью зарубежных оценщиков, какие методологические ипрактические проблемы возникают при оценке различных объектов собственности.
Целью является правильно определить объекты и субъекты стоимостнойоценки, выявить совокупность факторов, влияющих на величину стоимости бизнеса,и определить методы их анализа.
Задачи заключается единство и противоположность рыночной стоимостии рыночной цены, почему при оценке различных объектов стоимости в разных целяхнужно и можно использовать различные виды стоимости и чем эти виды стоимостиотличаются друг от друга.
Вы также узнаете права и обязанности оценщика в нашей стране,требования к качеству оценочных работ и степень ответственности оценщика.
Приступая к изучению данной темы, обращается внимание на теснуюметодологическую взаимосвязь оценки стоимости как самостоятельного направлениянауки и практики с другими сферами научной и практической деятельности, преждевсего с экономической теорией и правом.
Глава 1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия(бизнеса)
/>1.1 Сущность, необходимость и организацияоценочной деятельности в рыночной экономике
В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «настрах и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечномитоге, можно свести к купле продаже) хотят знать заранее (до фактическогосвершения сделки), какова будет цена сделки.
Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта,являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результатуже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежноевыражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Ценапродавца и цена покупателя — это денежное выражение стоимости. Она определяетсясамостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемаярыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен[1].
Можно, конечно, попытаться предугадать, спрогнозировать данныйрезультат. Но прогнозы такого рода отличаются низким уровнем вероятности, таккак невозможно учесть всю совокупность факторов, оказывающих влияние на ценусделки.
Использование же жесткой системы абстракций и ограничений прирасчетах настолько отдалит результат от реальности, что вся процедура потеряетсмысл.
Другое дело, цена продавца и цена покупателя. Заказчикпредоставляет оценщику необходимую информацию об объекте, эксперт учитываеттакже внешнюю информацию, включая состояние рынка, и рассчитывает величину,выражающую в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый имдоход, риски, сопровождающие получение этого дохода, и другие факторы.Полученная величина может совпасть с будущей ценой сделки, а может и отличатьсяот нее. Более того, выполняя заказ покупателя и продавца, оценщик, скореевсего, получит различные величины — в силу раз личной информационной базы иожиданий заказчиков. Однако указанное расхождение не должно получитьсясущественным. Следовательно, величина, определяемая оценщиком, — это нерыночная цена и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточноеположение между ними. Эту величину принято называть рыночной стоимостью, иименно ее чаще всего и пытается определить оценщик.
1.2 Сущность и понятие оценочной деятельности
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснованиестоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как илюбого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленныйупорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежномвыражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени вусловиях конкретного рынка. Несколько громоздкое, на первый взгляд, определениесущности оценки стоимости раскрывает, тем не менее, основные (сущностные) чертыданного процесса. Давайте разберем каждую из них.
Итак, во-первых, оценка стоимости предприятия (бизнеса) — этопроцесс, то есть для получения результата эксперт оценщик должен проделать рядопераций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки,характеристик объекта и вы бранных методов. Вместе с тем можно выделить общиедля всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор видастоимости, подлежащего расчету, сбор и обработка необходимой информации,обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта,внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласованиеполученных результатов. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить»на другое место. Такие «вольности» приведут к искажению конечного результата.Отсюда вытекает вторая сущностная характеристика оценки, а именно то, что этотпроцесс — упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.
В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Экспертоценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью.Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какуюстоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристикоцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится сцелью заключения сделки купли продажи, то рассчитывается рыночная стоимость,если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае еголиквидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.
Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, чтооценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц,следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выраженыколичественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точномуизмерению и денежному выражению.
Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в еерыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишьодних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его техническиххарактеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структурыактивов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупностьрыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, рыночноереноме оцениваемого бизнеса, его макро и микроэкономическую среду обитания,риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночныйуровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и вэкономике в целом.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономикаотличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на всерыночные процессы, включая оценку стоимости предприятия (бизнеса). Времяполучения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами.Интервал, или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодиюили году. Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночнойстоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночнаястоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов,поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Ужечерез несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка ипереоценка объектов собственности необходима в условиях рыночной экономики.
Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск. Подриском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктуройрынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск — этовероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций воцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важнопомнить, что существуют различные виды риска и что ни одно из вложений вусловиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.
Результатом произведенной оценки является рассчитанная величинарыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболеевероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытомрынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимойинформацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайныеобстоятельства…» (Федеральный закон об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации. Глава 1, стр.3).
Рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении,например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимостивычисления целесообразно проводить сразу в вы бранной валюте, так как этопозволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшитьпогрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты вдругую.
Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полнотувлияния основных факторов, к числу которых относятся доход, генерируемыйоцениваемым объектом, риски, сопровождающие получение этого дохода,среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные чертыоцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (илисоставных элементов), конъюнктура рынка, текущая ситуация в отрасли и вэкономике в целом.
Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременнообязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.
Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силуследующих причин[2]:
· оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцуили покупателю «выставить» товар по наиболее реальной цене, так как рыночнаястоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания,но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденцииразвития, оценку данного объекта со стороны рынка;
· знание величины рыночной стоимости позволяет собственникуобъекта оптимизировать процесс производства, при необходимости приняв ряд мер,направленных на увеличение рыночной стоимости объекта, на сохранение разрывамежду индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышенияпоследней;
· периодическая рыночная оценка стоимости позволяет повыситьэффективность управления и, следовательно, предотвратить банкротство иразорение;
· покупателю инвестору оценка стоимости помогает принять верноеэффективное инвестиционное решение;
· конечно, заказчик может и самостоятельно проделать работуоценщика, однако ему для этого нужны специальные, профессиональные знания инавыки. Не все обладают ими, да и не все хотят получить такие знания. Поэтому всовременной экономике оценку стоимости проводят специально обученныепрофессионалы — эксперты оценщики. Профессиональная оценка стоимости позволяетполучить обоснованные результаты;
· если бы каждый участник предполагаемой сделки попыталсясамостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались быдовольно существенны, так как пришлось бы сформировать определеннуюинформационную базу, купить определенные программы и т.п., которыеиспользовались бы один два раза и не смогли бы себя окупить. Упрофессионального же оценщика все поставлено «на поток», его транзакционныеиздержки существенно ниже;
· заказывая оценку профессионалу, инвестор заключает с нимдоговор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несетопределенную ответственность за качество выполненных работ, следовательно, рискнеправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика;
· оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним изрычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особоезначение оценка имеет при управлении государственной и муниципальнойсобственностью.
Таким образом, оценка стоимости позволяет решать многие насущныезадачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики,стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этогозависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых сих помощью решений.
Практически во всех странах, где проводится оценка стоимости, ееосуществляют независимые профессионалы оценщики, которые тем не менее в своейработе придерживаются установленных стандартов оценки.
В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе ибизнеса, проводится на основании закона об оценочной деятельности и стандартовнезависимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальнуюпрофессиональную подготовку.
/>1.3 Объекты и субъекты стоимостной оценки
Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта иоцениваемого субъекта.
Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны,профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическиминавыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.
В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица(оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физическиелица (индивидуальные предприниматели). В любом случае их деятельностьрегулируется Федеральным законом об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации.
Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим отгосударственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховыхинститутов, а также граждан.
В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональнымии этическими нормами. Правовые нормы закреплены в Федеральном законе «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ, а также в «Стандартахоценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации» и в «Положениио лицензировании». В российском законе «Об оценочной деятельности» определеныправа и обязанности оценщика, порядок страхования его гражданскойответственности.
Российский оценщик имеет право:
· самостоятельно выбирать и применять методы оценки в соответствиисо стандартами;
· при обязательной оценке требовать от заказчика обеспечениядоступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этойоценки;
· получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые дляосуществления данной оценки;
· запрашивать в письменной или устной форме у третьих лицинформацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации,являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ впредоставлении информации существенным образом влияет на достоверность оценки,оценщик указывает это в отчете;
· привлекать по мере необходимости на договорной основе к участиюв проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;
· отказаться от проведения оценки объекта в случае, если заказчикнарушил условия договора, не обеспечил соответствующие договору условия работы.
Обязанности оценщика заключаются в:
· соблюдении требований закона об оценочной деятельности ипринятых на его основе нормативных правовых актов;
· отказе от оценки в случае возникновения обстоятельств,препятствующих объективной оценке;
· обеспечении сохранности документов, получаемых в ходе проведенияоценочных работ;
· предоставлении заказчику информации о требованияхзаконодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и окодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессиональногообщественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков),на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;
· предоставлении по требованию заказчика документов обобразовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в областиоценочной деятельности;
· не разглашении конфиденциальной информации, полученной от заказчикав ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации;
· хранении копий составленных отчетов в течение трех лет;
· предоставлении копий хранящихся отчетов или информации из нихправоохранительным органам либо органам местного самоуправления по их законномутребованию.
В ст. 16 Федерального закона об оценочной деятельности вРоссийской Федерации отмечается, что оценка не может проводиться оценщиком,если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицомюридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественныйинтерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве илисвойстве.
Проведение оценки также не допускается, если:
· в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные илиобязательственные права вне договора;
· оценщик является учредителем, собственником, акционером,кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо являетсяучредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.
Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованныхлиц в деятельность оценщика, если это может негативно по влиять надостоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числеограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведенииоценки объекта оценки.
Размер оплаты услуг оценщика за проведение оценки объекта оценкине может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Кроме этого, в ст. 17 обосновывается необходимость страхованиягражданской ответственности оценщиков.
Страхование гражданской ответственности оценщиков являетсяусловием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, иосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам всвязи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим взаконную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью беззаключения договора страхования. Наличие страхового полиса являетсяобязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.
В настоящее время оценочная деятельность в России регулируется иконтролируется специальными организациями, уполномоченными ПравительствомРоссийской Федерации и субъектами Российской Федерации, таким органом, прежде всего,является Министерство имущественных отношений. Дополнительно к государственномурегулированию осуществляется саморегулирование оценочной деятельности,осуществляемое саморегулируемыми организациями оценщиков. К их числу относятсяРоссийская коллегия оценщиков, Национальная лига субъектов оценочнойдеятельности, Российское общество оценщиков и Московское общество оценщиков[3].
Важным шагом в развитии оценочной деятельности в России явилосьвведение ее лицензирования, что позволило повысить качество выполняемых работ,ответственность оценщиков, исключить из их числа случайных людей, не обладающихсоответствующими знаниями и квалификацией.
Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. Приэтом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но иправа, которыми наделен его владелец. Объекты оценки являются объектамигражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерацииустановлена возможность их участия в гражданском обороте. В российском законеоб оценочной деятельности к объектам оценки отнесены отдельные материальныеобъекты (вещи). Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числеимущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числепредприятия); право собственности и иные вещные права на имущество илиотдельные вещи из состава имущества, права приобретения, обязательства (долги);работа, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которыхзаконодательством Российской Федерации установлена возможность их участия вгражданском обороте.
При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленнаяна получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественногокомплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданскихправ (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственныхоперациях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.
В состав имущественного комплекса предприятия входят все видыимущества, предназначенные для реализации его целей: для осуществленияхозяйственной деятельности и получения прибыли.
Имущественный комплекс включает в себя: недвижимость (земельныеучастки, здания, сооружения), машины, оборудование, транс портные средства,инвентарь, сырье, запасные детали, части, продукцию, а также имущественныеобязательства, фирменное наименование, знаки обслуживания, товарные знаки идругие виды нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Поэтомупри оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимостьего собственного капитала. Учитывая методические особенности и технологииоценочных работ, различают объекты оценки: предприятие в целом (бизнес);недвижимость, машины, оборудования, транспортные средства, интеллектуальнуюсобственность и нематериальные активы.
Большое значение имеет организационно правовая форма существованияпредприятия. При оценке необходимо конкретизировать состав имуществапредприятия, его права: ведь структура многих промышленных предприятий оченьсложна. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающиехозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи икоммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах.Объектом оценки могут быть объединения или холдинги, или финансово промышленныегруппы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочернихкомпаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследитьформирование денежных потоков и направления их движения, а также права и ролькаждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объектаоценки подразделения социально культурной сферы.
При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучиюридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК),поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав.Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другойнемаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оцениваястоимость бизнеса, мы определяем стоимость собственного капитала предприятия(организации). Дело в том, что основу любого бизнеса составляет капитал,который функционирует в рамках определенных организационных структурпредприятий (организаций).
Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственногокапитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых особенностей инематериальных активов, включая goodwill. Например, при оценке бизнеса ОАОопределяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций,составляющих капитал этого общества. Владелец бизнеса имеет право продать его,заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектомсделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.
Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя.
Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется впользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, онтеряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видитновые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнесстановится товаром. В то же время получение дохода, воспроизводство илиформирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождаетсяопределенными затратами.
Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину,которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Такимобразом, бизнес, как определенный вид деятельности, и предприятие, как егоорганизационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребностисобственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенныересурсы.
Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может бытьобъектом купли продажи. Но это товары особого рода. И особенности этипредопределяют принципы, подходы и методы оценки.
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения вкоторый осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединеныво времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностныйхарактер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Еслибудущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек наприобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционнуюпривлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которыеможет получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены состороны покупателя.
Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться могут как всясистема в целом, так и отдельные ее подсистемы, и даже элементы. В этом случаеразрушается его связь с собственным конкретным капиталом, конкретнойорганизационно экономической формой, элементы бизнеса становятся основойформирования иной, качественно новой системы. Фактически товаром становится несам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночнуюстоимость отдельных активов.
В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов,которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, содной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, сдругой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильностии в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса кактовара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса егооценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управлениябизнесом.
В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса длястабильности в обществе, необходимо участие государства не только врегулировании механизма оценки бизнеса, но и формирования рыночных цен набизнес, его купли продажи.
Глава 2. Цели оценки и виды стоимости
Профессиональный оценщик в своей деятельности всегдаруководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяетправильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.
Как правило, цель оценки состоит в определении какого либо видаоценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения,для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. Впроведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственныхструктур до частных лиц: контрольно ревизионные органы, управленческиеструктуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другиеорганизации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясьреализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки.
Оценку бизнеса проводят в целях:
· повышения эффективности текущего управления предприятием,фирмой;
· купли продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
· принятия обоснованного инвестиционного решения;
· купли продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
· установления доли совладельцев в случае подписания илирасторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
· реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние,поглощение либо выделение самостоятельных пред приятий из состава холдингапредполагают проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить ценупокупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемойакционерам поглощаемой фирмы.
· разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ееустойчивости и ценность имиджа;
· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залогапри кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величинастоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от ихрыночной стоимости;
· страхования, в процессе которого возникает необходимостьопределения стоимости активов в преддверии потерь;
· налогообложения. При определении налогооблагаемой базынеобходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
· принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажаетфинансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имуществанезависимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовойотчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
· осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этомслучае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия вцелом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Если же объектом сделки является, какой либо элемент имуществапредприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельнооценивается необходимый объект, например, не движимость, машины и оборудование,нематериальные активы.
Оценка стоимости отдельных элементов недвижимого имуществапредприятия проводится в следующих случаях:
· продажа какой то части недвижимости, например, чтобы изба витьсяот неиспользуемых земельных участков, зданий, сооружений; расплатиться скредиторами; расплатиться с партнера ми при нанесении им ущерба согласнорешению суда и т.д.;
· получение кредита под залог части недвижимости;
· страхование недвижимого имущества и определение в связи с этимстоимости страхуемого имущества;
· передача недвижимости в аренду;
· определение налоговой базы для исчисления налога на имущество;
· оформление части недвижимости в качестве вклада в уставнойкапитал другого создаваемого предприятия;
· оценка при разработке бизнес плана по реализации какого-либоинвестиционного проекта;
· оценка недвижимого имущества как промежуточный этап в общейоценке стоимости предприятия при использовании затратного подхода.
Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:
· продажа некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки поряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшегооборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменитьоборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;
· оформление залога, под какую то часть движимого имущества дляобеспечения сделок и кредита;
· страхование движимого имущества;
· передача машин и оборудования в аренду;
· организация лизинга машин и оборудования;
· определение налоговой базы для основных средств при исчисленииналога на имущество;
· оформление машин и оборудования в качестве вклада в уставнойкапитал другого предприятия;
· оценка стоимости машин и оборудования при реализацииинвестиционного проекта.
Оценка стоимости фирменного знака или других средствиндивидуализации предприятия и его продукции (услуг) производится:
· при их перекупке, приобретении другой фирмой;
· при предоставлении франшизы новым компаньонам, когда расширяетсярынок сбыта и увеличивается объем продаж;
· при определении ущерба, нанесенного деловой репутациипредприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;
· при использовании их в качестве вклада в уставной капитал;
· при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла» дляобщей оценки стоимости предприятия.
Таким образом, обоснованность и достоверность оценки во многомзависит от того, насколько правильно определена область использования оценки:купля продажа, получение кредита, страхование, налогообложение,реструктуризация и т. д.
Кроме ситуаций, в которых оценка является реализацией правагосударства, субъектов РФ, муниципальных образований или физических июридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, естьслучаи, требующие обязательной оценки. Обязательность проведения оценкипрописана в федеральном законе об оценочной деятельности в РоссийскойФедерации. К таким случаям согласно Закону относятся сделки с объектами оценки,принадлежащими полностью или частично Российской Федерации, субъектамРоссийской Федерации либо муниципальным образованиям[4]:
· в целях их приватизации, передачи в доверительное управлениелибо передачи в аренду;
· при использовании объектов оценки в качестве предмета залога;
· при продаже или ином отчуждении объекта оценки;
· при переуступке долговых обязательств, связанных с объекта миоценки;
· при передаче объектов оценки в качестве вклада в уставныекапиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимостиобъекта оценки, в частности, при национализации имущества,
· при ипотечном кредитовании физических или юридических лиц вслучаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
· при составлении брачных контрактов и разделе имуществаразводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случаевозникновения спора о стоимости этого имущества;
· при выкупе или ином предусмотренном законодательством РоссийскойФедерации изъятии имущества у собственников для государственных илимуниципальных нужд;
· при проведении оценки объектов оценки в целях контроля заправильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об отчисленииналогооблагаемой базы.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбораучитываемых факторов, оценщик рассчитывает различные виды стоимости.
Глава 3. Принципы оценки
Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки:
· принципы, основанные на представлениях собственника;
· принципы, связанные с эксплуатацией собственности;
· принципы, обусловленные действием рыночной среды.
Принципы оценки отражают основные закономерности поведениясубъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов можетисказить их действие. Например, государственное вмешательство иногда не даетправильной картины реализации тех или иных принципов оценки. Несовершенстворыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, ещебольше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценкилишь отражают тенденцию экономического поведения субъектов рыночных отношений, ане гарантируют определенного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашейстране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будетусиливаться.
Рассмотрим первую группу принципов.
Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности являетсяего полезность. Бизнес обладает стоимостью, если может быть полезен реальномуили потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителяиндивидуальна, но качественно и количественно определена во времени истоимости. Однако как общую полезность объекта для собственника в рыночнойэкономике можно выделить его способность приносить доход. Полезность бизнеса —это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данногопериода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.
Принцип полезности заключается в том, что, чем больше предприятиеспособно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
С точки зрения любого пользователя, оценочная стоимостьпредприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие стакой же полезностью. Кроме того, за объект не разумно платить больше, чемможет стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемыесроки. И еще один аспект применения принципа полезности:
• если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная ценаопределяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнемриска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точнойкопией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматриваетего как желаемый заменитель.
Границы «пространства одинаково желаемых заменителей» определяютсяпотребностями и желанием пользователя. Предположим, что некоторый субъект хочетприобрести в свою собственность кондитерское предприятие, производящее конфеты.При этом он сравнивает его цену с ценами на аналогичные предприятия, например,с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Кроме того,покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и того же типа. Таким образом,можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия —это принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальнаястоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может бытьприобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принципожидания, или предвидения. Конечно, прошлое и настоящее бизнеса важны, однакоего экономическую оценку определяет его будущее. Прошлое и настоящее бизнесаявляются лишь исходной основой, ключом к пониманию будущего. Полезность любогобизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваютсяпрогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственносказываются представление о чистой отдаче от функционирования предприятия иожидаемая выручка от его перепродажи. При этом очень важны величина, качество ипродолжительность ожидаемого будущего дохода. Однако ожидания относительнодохода могут меняться. Принцип ожидания заключается в определении текущейстоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем отвладения данным предприятием[5].
Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатациейсобственности и связана с представлением производителей.
Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмяфакторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением.Доходность бизнеса — это результат действия всех четырех факторов, поэтомустоимость предприятия как системы определяется на основе оценки дохода. Дляоценки предприятия нужно знать вклад каждого фактора в формирование дохода предприятия.Отсюда следует принцип вклада, который сводится к следующему: включение любогодополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, еслиполучаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этогоактива.
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых даннойдеятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей силы,капитала и управления должны быть привлечены к ней. Сначала должна бытьпроизведена компенсация за эти факторы, а оставшаяся сумма денег идет в оплатупользования земельным участком ее собственнику.
Остаточная продуктивность может быть результатом того, что землядает возможность пользователю извлекать максимальные доходы или до пределауменьшать затраты. Например, предприятие будет оценено выше, если земельныйучасток способен обеспечивать более высокий доход или если его расположениепозволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участкаопределяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент,рабочую силу и эксплуатацию капитала. Это принцип остаточной продуктивности.
Факторы производства оцениваются только с учетом периода ихвоспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устаревшеетехнологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа имонтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимостипредприятия. И наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы долженоцениваться с точки зрения изменения или неизменности вида производственнойдеятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работына устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти факторы, а не простосредства производства и рабочая сила, должны быть учтены покупателем.
Изменение того или иного фактора производства может увеличиватьили уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения экономическойтеории вытекает еще один принцип оценки бизнеса, содержание которого можносвести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторампроизводства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа ростазатрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет,однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, покаприрост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этотпринцип базируется на теории предельного дохода и называется принципомпредельной производительности.
Предприятие — это система, одной из закономерностей развития исуществования которой является сбалансированность, пропорциональность ееэлементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объективнообусловленной пропорциональности факторов производства. Различные элементысистемы предприятия должны быть согласованы между собой по пропускнойспособности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента всистему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимостипредприятия.
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитыватьпринцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальныйдоход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторовпроизводства.
Одним из важных моментов действия данного принципа являетсясоответствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если предприятиеявляется слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то егоэффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров.
Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночнойсреды.
Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночнойэкономике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предложениенаходятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать состоимостью, особенно в условиях современного рынка.
Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий,т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стоимость.Если на рынке имеет место избыток предприятий-банкротов, то цены на ихимущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относительноэффективными факторами в определении направления изменения цен. Но в короткиепромежутки времени факторы спроса и предложения могут и не иметь возможностиэффективно работать на рынке имущества предприятий. Рыночные искажения могутбыть следствием монопольного положения собственников. Кроме того, на этот рынокмогут влиять государственные механизмы контроля. Например, органы власти могутустановить контроль над продажей предприятий.
Как уже отмечалось, полезность определена во времени ипространстве. Рынок учитывает эту определенность, прежде всего через цену. Еслипредприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное времядля данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночногозначения; если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, какправило, отражается через более низкую цену на данное предприятие. С действиемтакой закономерности связан другой принцип — принцип соответствия, согласнокоторому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенностипроизводства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего, будутоценены ниже среднего.
С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии.Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишнимиприменительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная цена такогопредприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет нижереальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результатефункционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающихулучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия, скорее всего,окажется выше его стоимости.
На ценообразование влияет конкуренция. Если отрасль, в которойдействует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной рыночнойэкономике в эту область пытаются проникнуть и другие предприниматели. Этоувеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многиероссийские предприятия получают сверхприбыли только в результате своегомонополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будутзаметно сокращаться. Отсюда следует, что при оценке стоимости предприятийнеобходимо учитывать степень конкурентной борьбы в данной отрасли в настоящеевремя и в будущем. Содержание принципа конкуренции сводится к следующему: еслиожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущихприбылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потокадоходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущуюстоимость будущих доходов.
Стоимость бизнеса определяется не только внутренними факторами, ново многом — внешними. Стоимость предприятия, его имущества в значительной мерезависит от состояния внешней среды, степени политической и экономическойстабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимоучитывать принцип зависимости от внешней среды.
Изменение политических, экономических и социальных сил влияет наконъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется.Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определеннуюдату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости. Поэтому для того,чтобы рассмотреть возможные способы использования данного предприятия,необходимо исходить из условий рыночной среды. Спрос на рынке, возможностиразвития бизнеса, местоположение и другие факторы определяют альтернативныеспособы использования данного предприятия. При рассмотрении альтернативразвития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных правна собственность, если таковое позволит увеличить общую стоимость.Экономическое разделение имеет место, если права на объект можно разделить надва или более имущественных интересов, в результате чего общая стоимостьобъекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественныеправа следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличилась общаястоимость объекта.
Результатом такого анализа является определение наилучшего инаиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определениенаправления использования собственности предприятия юридически, техническиосуществимо и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемогоимущества. В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективногоиспользования. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целяхреструктурирования. Если ее целью является определение стоимости действующегопредприятия без учета возможных измерений, то данный принцип не применяется.
Заключение
Понятие стоимости предприятия как действующего (бизнеса в целом)включает в себя оценку функционирующего предприятия и получение из общейстоимости действующего предприятия величин для составных его частей, выражающихих вклад в общую стоимость. Сравним определение, данное в международныхстандартах, с определениями российских стандартов.
По международным стандартам стоимость действующего предприятия —это стоимость единого имущественного комплекса, определяемая в соответствии срезультатами функционирования сформировавшегося производства. Оценка стоимостиотдельных объектов предприятия заключается в определении вклада, который вносятэти объекты в качестве составных компонентов действующего предприятия.
По Российским стандартам стоимость действующего предприятия — этостоимость всего имущественного комплекса функционирующего предприятия (включаянематериальные активы) как единого целого.
Формулировки, содержащиеся в российских оценочных стандартах,учитывают специфику терминологии, сложившейся в гражданском законодательствеРФ, которое определяет предприятие как имущественный комплекс, используемый дляведения предпринимательской деятельности.
Существует несколько методов определения стоимости действующегопредприятия в рамках данного подхода. Выбор конкретного метода зависит отобъекта и цели оценки, имеющейся в распоряжении Оценщика информации, состояниярыночной среды и ряда других факторов, оказывающих влияние на конечныерезультаты.
Однако оценка стоимости предприятия необходима не только в случаеликвидации предприятия. Она важна во многих других случаях, например прифинансировании предприятия должника; при финансировании реорганизациипредприятия; при изменении предприятия, осуществляемой без судебногоразбирательства; при выработке плана погашения долгов предприятия-должника,оказавшегося под угрозой банкротства; при анализе и выявлении возможностивыделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономическисамостоятельные организации; при оценке заявок на покупку предприятия; приэкспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам;при экспертизе программ реорганизации предприятия.
Список использованной литературы
1. Оценкабизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. — М.: «Финансы и статистика»,2007.
2. «Оценкастоимости бизнеса» (В.М. Рутгайзер, 2008) — 2-е издание, Издательство:Маросейка, 2008 г.
3. Оценкабизнеса (2008), учебник, Издательство: Финансы и статистика
4. Оценкабизнеса. Полное практическое руководство (В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, С. К.Мирзажанов, 2008), Серия: Профессиональное издание для бизнеса, Издательство:Эксмо, 2008 г.
5. Триподхода к оценке стоимости бизнеса (Джеймс Р. Хитчнер, 2008) — Издательство:Маросейка, 2008 г.
6. Оценкабизнеса и оценочная деятельность. Конспект лекций (М.А. Васляев, 2007) — Серия:Конспект лекций. В помощь студенту, Издательство: Приор-издат, 2007 г.
7. Практикафинансовой диагностики и оценки проектов (И.В. Кольцова, Д. А. Рябых, 2007)Серия: Практика реального бизнеса
8. Оценкабизнеса. Задачи и решения (Г.И. Просветов — 2007) -Издательство: РЛД, 2007 г.
9. Оценкастоимости бизнеса (В.В. Царев, А.А. Кантарович — 2007)
10. Оценкабизнеса (В. Есипов, Г. Маховикова, В. Терехова, 2001)
11. Оценкадебиторской и кредиторской задолженностей (А.Б. Фельдман — 2003)