Одаренность детей дошкольного возраста

СодержаниеВВЕДЕНИЕ1. ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕВОПРОСЫ1.1 Понятие «одаренность» и«одаренный ребенок»1.2 Виды одаренности и типологияодаренных детей1.3 Признаки одаренности2. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ2.1 Особенности познавательногоразвития2.2 Особенности психосоциальногоразвития3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИОДАРЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОДАРЕННЫХДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Личностная непохожестьлюдей в мировом сообществе — общепризнанный факт. Каждый житель планеты наделенвидимыми и скрытыми особенностями, делающими его непохожим на остальных людей.Рассматривая феномен одаренности применительно к дошкольному необходимоотметить два момента:
1) ребенок может в своемразвитии опережать сверстников. Это проявляется в индивидуальном усвоении опытатакими детьми и реализации его результатов среди сверстников. Как правило,одаренные дети дошкольного возраста любознательны, активны в постижениипредставленных им истин и поиске ответов на интересующие их вопросы.
2) но одаренный ребенокможет выделяться не только наличием способности в более качественном икреативном усвоении данных, получаемых им в ходе своей жизнедеятельности. Егоотличает нестандартное видение этих данных, нешаблонное мышление виспользовании полученных знаний о мире в решении жизненно-практических задач.Причем способности могут быть и не очень заметны для окружающих его людей, анестандартность мышления и видения может быть принята как некое «бунтарство»,попытка выделиться среди сверстников.
Имеющиесяв психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей: 1) снеобыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равныхусловиях; 2) с признаками специальной умственной одаренности, например, кматематике или языкам; 3) проявляющие яркую познавательную активность,отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственнымиспособностями. Это случай потенциальной творческой одаренности. Таким образом,можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей.
Детскийвозраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этойважной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этоговозраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем онисталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главнымобразом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детскоговозраста.
Некоторыеиз особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многомизменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженностиу отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, чторассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностяхдетей и обусловливают дальнейший ход общего развития.
В настоящее времяпроблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает вниманиепсихологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей,в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены воВсемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета — изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по ихразвитию.
Если еще 10 — 15 летназад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимисяуспехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере — в музыке, спорте, балете,то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческойодаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накопленсущественный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остаетсяопределенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Преждевсего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детейдошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6 — 7 лет). Когда и какможет быть выявлена одаренность ребенка? В чем она проявляется? Как только мыначинаем над этим задумываться, обнаруживается целый ряд противоречий в ответахна эти вопросы.
Часто за одаренностьдошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение раночитать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальныежанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатомобыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач,требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могутпроявлять полную беспомощность.
Одаренность казалась мнераньше явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образамигениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов. Это былотак далеко от забот повседневной жизни, что не вызывало особенного желанияизучать эту проблему. Хотелось действительно практически значимой работы. Какнаивно и поверхностно все тогда виделось!
Началообучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственнойодаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности.Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своихсверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоениянового. Это можно использовать по-разному.
Самыйпростой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний попрограмме начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, какпоказывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только кускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азышкольной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможетраньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но итолько.
Другойпуть — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группуодаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью ивысоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности,характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом вобласти образных форм познания мира — наглядно-образного мышления ивоображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том,чтобы обеспечить совершенствование этих способностей. Что касаетсяпознавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспеченонасыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либоспециальных воспитательных воздействий.
1.ОДАРЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1.1 Понятие «одаренность» и «одаренныйребенок»
Адекватностьиспользования термина «одаренность» до сих пор является предметом научныхдискуссий. Это происходит потому, что в психолого-педагогической литературесуществует две точки зрения на определение данного феномена. С одной стороныпод одаренностью понимается некая генетически обусловленная исключительность(одаренные дети). С другой стороны современные исследователи (А.М.Матюшкин,А.И.Савенков и др.) разрабатывают иной аспект проблемы одаренности — мозгчеловека с его способностью к творчеству, рассматривающейся как величайший дарприроды где «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как«потенциал».
Проблема способностей иодаренности все настойчивее выдвигается на первый план формирующимсясоциально-экономическим укладом и педагогической практикой. Это ставит задачутеоретического переосмысления и обобщения имеющихся научных результатов. Преждевсего необходимо определить саму сущность изучаемых явлений. Вместе с тем,несмотря на определение способностей и одаренности как сущностных характеристикличности, они по-прежнему остаются «безличностными» качествами ирассматриваются в основном с позиций успешности деятельности или«врожденности-приобретенности».
Рассмотрим теперь болееподробно поставленные задачи и определим сущность способностей и одаренности.
Значительные трудности вопределении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовымпониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, чтоочень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются каксинонимы и отражают степень выраженности способности. Но еще более важно, что впонятии «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковомсловаре В. Даля способный определяется как «годный к чему или склонный, ловкий,сручный, пригодный, удобный»[1].Наряду с понятием «способный» используются и другие — «способливый» и«способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый,изворотливый, умеющий способиться, а умение способляться, в свою очередь,понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактическипонимается как умный (а понятия «умение» в словаре нет). Таким образом,«способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия«талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется какдарование, а дарование — как способность, данная богом. Иными словами, согласнословарю, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающиевысокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается,что талант (греч. talanton)- выдающиесяврожденные качества, особые природные способности[2].Одаренность рассматривается как синоним таланта, как степень выраженноститаланта. Недаром как самостоятельное понятие «одаренность» отсутствует и всловаре Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическомсловаре, и в словаре иностранных слов.
Из сказанного можносделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант — сдругой, выделяются как бы по разным основаниям: говоря о способности,подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте(одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека.Вместе с тем отмечается, что и способности, и одаренность проявляются вуспешности деятельности.
Одаренность основываетсяна совокупности особых качеств личности. Эта совокупность внутреннихпредпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуальногоразвития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области.Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личностиформируется в течение всей жизни человека и является тем самым продуктомвзаимоотношений человека и окружающей среды. На эту структуру и сегодня еще несовсем ясным образом влияют врожденные дарования человека. Но они не«определяют полностью содержание, процесс и результаты развития личности».[3]
Чтотакое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта,или просто хорошая подготовка? Как рассматривать специфику способностей ипомогать ребенку развивать их?
Детскийвозраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этойважной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этоговозраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем онисталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главнымобразом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детскоговозраста.
Некоторыеиз особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многомизменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженностиу отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, чторассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностяхдетей и обусловливают дальнейший ход общего развития[4].
Высокаявосприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – оченьважная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в будущем.
Чрезвычайнотрудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаковспособностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередкообнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные дляначальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным,социально значимым достижениям.
Детство– неповторимая по своим возможностям пора развития. И чем младше ребенок, тем вбольшей степени видны относительная слабость, малая выносливость, истощаемостьнервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость(когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) не тольконедостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскуювпечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет вразной степени у разных детей, а вместе с тем снижается детская непосредственностьи восприимчивость.
Свозрастом происходит не только увеличение возможностей, но также ограничение иутрата некоторых ценных особенностей детской психики.
На каждом этапе детства –свои предпосылки умственного роста. Переход от одного возрастного периода кдругому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и ихподлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей ивозникновение новых. В этом – специфика детства.
Основываясьна этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновенияодаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у такихдетей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затеми совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастнойодаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, накакое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилениюпредпосылок развития интеллекта! Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимаетболее высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях,восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления[5].Одаренность как системное образование личности является координатором,регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождениютаких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру,окружению, другим людям, самому себе. Одаренность – это своего рода мерагенетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться кжизни.
Имеющиесяв психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:
1) снеобыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равныхусловиях;
2) спризнаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке,рисованию, языкам;
3)проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностьюпсихического склада, незаурядными умственными способностями. Это случайпотенциальной творческой одаренности.
Такимобразом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренностидетей. К таким детям нельзя подходить со стандартными мерками, так как ихобучение по традиционным методикам губит креативность. Одаренность имеет своиврожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью.Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, подвлиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).
Признакиодаренности – это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимаютнад общим уровнем. Это повышенная расположенность к усвоению, творческиепроявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности[6].
Оценитьпризнаки детской одаренности и их значение для дальнейшего – непростая задача,уже хотя бы потому, что очень трудно отличить в проявлениях ребенка присущиеему индивидуальные черты от возрастных, лишь на время возникающих черт,поскольку те и другие тесно переплетаются и даже во многом могут совпадать.
Дело втом, что уже сами возрастные особенности, будучи связанными с созреванием,обусловливают умственный рост. Так, всем нормальным детям свойственнаумственная активность, попытки самостоятельности, тяга к умственномунапряжению. В этом органически нуждается их развивающийся мозг. И эти жеособенности, более ярко выраженные, отличают детей, которые превосходятровесников в умственном отношении. У них усиленная познавательная активность,повышенная потребность в умственной нагрузке, в умственных напряжениях. Этичерты обусловливают их необычный умственный подъем.
Известно также явление возрастнойчувствительности (сензитивности). Эта особая отзывчивость на окружающее,характеризующая периоды детства, проявляется в разных направлениях: визбирательности внимания (что по преимуществу заинтересовывает ребенка), всвоеобразии воображения и чувств (на что он острее реагирует, что сильнее переживает).
Такимобразом, возрастные особенности непосредственно влияют на уровень и своеобразиеумственных возможностей ребенка. Иначе говоря, они выступают как возрастныефакторы одаренности.
Бурныйподъем умственных возможностей на основе возрастных факторов одаренности можноназвать возрастной одаренностью. Это понятие указывает на зависимостьрасцвета способностей от специфических возможностей детства и привлекаетвнимание к тому, что характеризуется именно ребенок с его особым ходомсозревания. Такая одаренность преходяща. Она не предопределяет будущего.
Признакиодаренности, по которым мы судим о ребенке, могут быть кратковременными, т.е.относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими обустойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е.выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестникамиболее зрелых достижений. Понятие «одаренный» применительно к ребенку имеет дваразных значения: одаренный именно как ребенок, и одаренный в более полномсмысле – как носитель долговременного, пожизненного дара. Это очень важноеразличение. Оно не должно позволить забывать о том, насколько это сложное иответственное дело – судить о признаках одаренности у ребенка.[7]
Строгоговоря, слово «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях,когда выдающиеся свойства ребенка – действительные Предпосылки, ведущие кбудущей зрелой одаренности. 1.2 Виды одаренности и типология одаренных детей
С психологической точкизрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическоеобразование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные,волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых,одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуютсябольшой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразнымсочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различныкритерии, используемые для оценки феномена одаренности.
Вследствие этогоодаренность различают по:
• широте проявления — общая или: специальная;
•типу предпочитаемойдеятельности — интеллектуальная, академическая, творческая, художественная,психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) ит.д.;
• интенсивностипроявления — повышенная готовность к обучению, одаренные,
высокоодаренные,исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
• виду проявления — явнаяи скрытая (непроявившаяся);
• темпу психическогоразвития — одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же созначительным его опережением;
• возрастным особенностямпроявления — стабильная или преходящая (возрастная);
• личностным, гендерным(социально-половым) и иным особенностям.[8]
Указанным видамодаренности соответствует определенная типология одаренных детей. Помимо этогоцелесообразно дифференцировать следующие две группы: к одной из них принадлежатдети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных,психомоторных, личностных и других сторон психики; в другую входят дети,психическое развитие которых отличается неравномерностью (ди-синхронией) вуровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок свысокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью,недоразвитием психомоторной сферы и т.п. Во вторую группу чаще всего попадаютвысоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многомобусловливает необходимость оказания им психологической помощи и поддержки.
Очень часто развитиеодаренных детей связывают с ранним (уже в дошкольном возрасте) обнаружениемсоответствующих признаков[9].Вместе с тем умственная одаренность, талант к наукам могут встречаться и у тех,у кого в школьные годы, казалось бы, не было оснований это предполагать.[10]
Поэтому выражение«выдающиеся дети» — весьма условно. Этим термином обозначают детей снеобычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иныхспециальных умственных свойств, с признаками благоприятных предпосылок развитияталанта. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значениетолько чего-то предварительного: проявившиеся особенности могут не получитьожидаемого развития, остаться нереализованными. Вместе с тем подлинныеспособности других детей могут находиться как бы в скрытом состоянии иобнаружиться лишь впоследствии, что является опровержением отрицательногопрогноза, если он был сделан.
Важно отметить также,что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развитияспособностей, их нельзя отождествлять. Например, недопустимо рассматриватьинтеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей,эмоциональной включенности, способности к регуляции своих действий. Кроме того,проявления и развитие одаренности неразрывно связаны с развитиемпсихофизиологической, волевой и других сфер психики человека[11].
С развитием ребенкаразвивается и одаренность, это явление динамическое, изменяющееся во временикак по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характерувзаимосвязей между ее структурными компонентами. 1.3 Признаки одаренности
Одаренность имеет своиврожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью.Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, подвлиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).
Признаки одаренности — это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общимуровнем. Это прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческиепроявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется ввиду, что в основе таких проявлений — более благоприятные внутренниепредпосылки развития, особые возможности умственного роста.
Оценить признаки детскойодаренности и их значение для дальнейшего — непростая задача, уже хотя быпотому, что очень трудно отличить в проявлениях ребенка присущие емуиндивидуальные черты от возрастных, лишь на время возникающих черт, посколькуте и другие тесно переплетаются и даже во многом могут совпадать. При этом вдетстве именно возрастные свойства играют главенствующую роль в умственном развитии.
Дело в том, что уже самивозрастные особенности, будучи связанными с созреванием, обусловливаютумственный рост. Так, всем нормальным детям свойственна умственная активность,попытки самостоятельности, тяга к умственному напряжению. В этом органическинуждается их развивающийся мозг. И эти же особенности, более ярко выраженные,отличают детей, которые превосходят ровесников в умственном отношении. У нихусиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственнойнагрузке, в умственных напряжениях. Эти их черты прежде всего и обусловливаютих необычный умственный подъем.
Известно также явлениевозрастной чувствительности (сензитивности)[12].Эта особая отзывчивость на окружающее, характеризующая периоды детства,проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания (что попреимуществу заинтересовывает ребенка), в своеобразии воображения и чувств (начто он острее реагирует, что сильнее переживает). Изменения возрастнойчувствительности приводят к тому, что наступают периоды, когда ребенокстановится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, делается болеечутким к отдельным сторонам действительности. Тем самым на какое-то время возникаютболее благоприятные условия для становления и усиления определенных умственныхкачеств. В эти так называемые сензитивные периоды развития ребенок оказываетсярасположенным к умственному росту в тех или иных направлениях. Годы возрастногосозревания — это определенная последовательность сензитивных периодов,открывающая большие, а то и чрезвычайные возможности развития. При этом срокинаступления таких периодов, степень их выраженности и длительность действияобусловлены и генотипически. У некоторых детей эти внутренние условияумственного роста выступают особенно заметно.
Таким образом, возрастныеособенности непосредственно влияют на уровень и своеобразие умственныхвозможностей ребенка. Иначе говоря, они выступают как возрастные факторыодаренности.
Эти возрастные факторы — разные на разных этапах детства. Известно, что у маленьких детей во многомдругая душевная организация, чем у детей постарше. С годами происходит нетолько поступательное умственное развитие, но и ограничение, вытеснение болееранних свойств, становление новых. Так, ослабляется образная впечатлительность,усиливается роль словесной, понятийной регуляции, более контролируемымстановится фантазирование. Тем самым в годы детства возрастные черты являютсяодновременно и свойствами развивающегося ума.
Признаки одаренности уребенка сводятся, однако, к проявлениям возрастных факторов развития.Разумеется, существуют и собственно индивидуальные предпосылки становленияинтеллекта, менее зависящие от возрастных изменений. Б.М. Теплов считал, чтосвойства типов нервной системы входят в состав природных задатков развитияпсихических свойств. Например, от этих врожденных особенностей зависят та илииная впечатлительность ребенка, скорость и интенсивность психических процессов,его нервная выносливость, динамические характеристики его умственной работы идр. Конечно, свойства типов нервной системы с возрастом по-своему тожеизменяются, но не в таком темпе и не в такой степени, как, например, те жеособенности возрастной чувствительности. С индивидуальными предпосылкамиразвития во многом связано сохранение черт умственного облика растущего счеловека на разных возрастных этапах.
Едва ли не основнаятрудность диагностирования признаков одаренности в годы детства, как ужеупоминалось, состоит в том, что и собственно индивидуальное и возрастноепроявляются совместно, и симптомы их могут быть одинаковыми. Даже такаязначимая особенность ребенка, как необычно высокая умственная активность инужда в умственной нагрузке, особая готовность к напряжению, может, каквыражать свойства его типа нервной системы, так и указывать на начавшийсяпериод ускоренного созревания, когда потребность испытывать напряжение умавозрастает. От того, каковы по своей природе эти динамические характеристики,благоприятные для роста способностей, зависит их дальнейшая роль. Они либосохранятся у растущего человека как его отличительная индивидуальнаяособенность, либо окажутся чем-то временным, преходящим.
Что же касается свойствсензитивных периодов, то они, хотя и могут частично закрепляться в ходеразвития, представляют собой в основном лишь временные состояния.
Итак, существенно, что впроявлениях у ребенка особо благоприятных предпосылок умственного развития,несущих в себе взаимосвязь индивидуального и возрастного, обычно ведущую рольиграют особенности возрастные (чем младше ребенок, тем в большей степени).
У некоторых детей, всвязи со спецификой хода их созревания, возрастные факторы настолько сближаютсяво времени, что могут как бы суммироваться; это приводит к удвоению, а то и кмногократному усилению их действия и может вызвать очень быстрое развитиеинтеллекта. Таких детей с ранними умственными достоинствами нельзя не заметить,не счесть их выдающимися. И все-таки зачастую их поражающие успехинедолговечны, ограничиваются временными рамками, а именно сроком действия рядавозрастных факторов.
Бурный подъем умственныхвозможностей на основе возрастных факторов одаренности можно назвать возрастнойодаренностью. Это понятие указывает на зависимость расцвета способностей отспецифических возможностей детства и привлекает внимание к тому, чтохарактеризуется именно ребенок с его особым ходом созревания. Такая одаренностьпреходяща. Она не предопределяет будущего.
Важно знать, чтосуществует такое явление, как возрастная одаренность. При всех раннихдостижениях ребенка поначалу не может быть уверенности в том, что это ужепостоянный дар. Нужно учитывать, что он может быть и временным, и тогда меньшебудет непомерных ожиданий, а потом и горьких разочарований.
Вместе с тем, какизвестно, у некоторых детей умственный подъем может идти по-другому: в самомходе возрастных изменений индивидуальные достоинства интеллекта выступают всеболее отчетливо, укрепляются, и продолжают расти уже устойчиво.
Так что признакиодаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, т.е.относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими обустойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е.выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестникамиболее зрелых достижений.
2. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ:ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Каждый ребенокнеповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детскойодаренности существует довольно много черт, характерных для большинстваодаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессиональноговзгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, вего общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательнойдеятельности.
Ценность их в том, чтоони практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами,но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особоговнимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей дошкольноговозраста от их сверстников, условно называемых нормальными.
Эти свойства выделяли иописывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первымистали выделять особенности мышления и специфические поведенческиехарактеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришлик выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи,Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвини др.) чаще всего встречались такие характеристики:
— 90 % из них обладаливысоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремилисьвыделиться;
— 75 % выдающихся людейрано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении,отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, былисерьезны;
— почти 90 % из них былинастойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высокимдостижениям;
— по крайней мере 75 %были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличалисьтвердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны,открыты духовному опыту и фантазиям./>
2.1 Особенности познавательного развития
Любознательность — важнейшая отличительная черта ребенка.Ее становление возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченнойв ряде исследований. Эмоции — индикатор наличия потребностей и степени ихудовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центраположительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие отумственного напряжения, они интересуются всем, подолгу рассматривают предметы,задают множество вопросов.
Конечно, кроме эмоцийесть еще такая форма психического отражения, как воля. При воспитании творцаочень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, а последняя — в устойчивое психическое образование — познавательную потребность.
Одаренным детям в большейстепени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление кпознанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок дошкольного возрастане терпит ограничений на свои исследования, и это свойство на всех возрастныхэтапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способличностного развития, алог интеллектуального превосходства — искренний интереск миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любуювозможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Сверхчувствительностьк проблемам — — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, гдедругим все представляется ясным и понятным. Дошкольники с высокиминтеллектуальным развитием часто задают вопросы, которые даже родителей ивоспитателей ставят в тупик. Такие дети способны и сами принимать оригинальные решенияпроблем.
Надситуативнаяактивность (познавательная самодеятельность). Это понятие отмечено рядом психологов(Д. Б. Богоявленская, В. А. Петровский и др.). Речь идет о стремлении кпостоянному углублению в проблему (способность к «ситуативно нестимулируемой деятельности»). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводяэкспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решениезадачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы.
Высокий уровеньразвития логического мышления.
Повышенный интереск дивергентным задачам. Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентныхзадач, имеющих не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные ктворчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясныеалгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуациинеопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач,их раздражают и даже пугают[13].
Оригинальностьмышления — способностьвыдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных.Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении сосверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ееотсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков,сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности[14].
Гибкость мышления.Способность быстро и легко находить новые стратегиирешения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении иповедении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию,называют гибкостью мышления.
Легкостьгенерирования идей (продуктивность мышления). Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора изних оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, содной стороны, является основой, с другой — необходимой предпосылкойтворчества. Большое количество идей характерно для одаренного человека какреакция на проблемную ситуацию[15].
Способность кпрогнозированию. Способность кпрогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. Известныйпсихолог А. В. Брушлинский отмечал, что человек, решая мыслительную задачу, темсамым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомоебудущее решение. Даже в дошкольном возрасте у одаренных детей это качествовыражено настолько ярко, что распространяется на самые разные проявленияреальной жизни.
Высокаяконцентрация внимания. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания.Выражается это высокой степенью погруженности в задачу; возможностью успешнойнастройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейсяк выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, каксклонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
Обычный ребенок старшегодошкольного и даже младшего школьного возраста обладает довольно «низкимпорогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, внеспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания.
Практически прямопротивоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенокчасто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что егопрактически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способендлительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Этокачество проявляется у одаренных детей довольно рано. Многие исследователисклонны считать его важнейшим индикатором одаренности.
Отличная память. Одаренные дошкольники помнятпрактически все уроки, которые проводит с ними воспитательница, быстрозапоминают прочитанное, имена героев.
Способность коценке. Способностьк оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного,творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях,определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другиеинтеллектуальные и личностные качества.
Особенностисклонностей и интересов. Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судитьпо интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто очень широки ипри этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижениицели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры наинструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Другое свойство,характерное для значительной части одаренных детей, — широта интересов. Иммногое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самыхразных сферах.  2.2 Особенности психосоциальногоразвития
Стремление ксамоактуализации — этостремление человека постоянно воплощать, реализовывать,«опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У одаренныхдошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от использованиясвоих способностей.
Перфекционизм — это стремление делать все наилучшимобразом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качествопроявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяетсярезультатом, пока не достигает максимального для себя уровня(интеллектуального, эстетического, нравственного).
Самостоятельность предполагает: независимость сужденийи действий дошкольников, способность самому, без посторонней помощи иподсказки, реализовывать важные решения.
Самостоятельностьформируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства приниматьрешения, совершать поступки и нести за них ответственность.
Социальнаяавтономность.Воспитатели,родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позициитворчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менеетактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. Ссоциальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязньтворчески одаренных детей к традиционному воспитанию. Неприятие конформизма,свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного возрастов, неследует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом.
Эгоцентризм.Многие исследователи отмечают высокую степеньвыраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чемлучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себяэгоцентрически.
Познавательныйэгоцентризм проявляетсяв познавательной сфере. Этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренныхдетей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные детипрактически неспособны понять, как простое и понятное им, не могут постичьокружающие.
Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его«нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральныхдействий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок частообнаруживает превосходство над сверстниками.
Коммуникативныйэгоцентризм. Вбольшинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себяна место слушающего. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека.
Лидерство.Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидервсегда творец. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренныйребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповыхигр и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованиюсверстниками в группе детского сада — его интеллектуальное превосходство надними, гибкость его мышления.
Соревновательность — важный фактор развития личности, укрепления, закалкихарактера. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следуетискать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высокодифференцированной оценке. Многие исследователи постоянно говорят онеобходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько стакими же одаренными детьми.
Особенностиэмоционального развития. Вкачестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренногоребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Способностьулавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количествеи силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкоеих понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, ониспособны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство иразличие. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могутоказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его«нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.
Творческоевосприятие случайностей[16].Умению находить пользу в непредвиденном стеченииобстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокимиумственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически вовсех сферах жизни.
Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешноев самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Этаспособность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельствомодаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Одаренностьсуществует в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, которыйнужно неустанно возделывать.
3. поведенческие особенности одаренного ребенкаДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выделяют три основныхуровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическаястратегия ее осуществления:
— быстрое освоение ивысокая успешность выполнения;
— использование иизобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации;
— выдвижение новых целейза счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуациии объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.
Для поведения одаренногоребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство,прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого. Здесь действуетзакон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее.
Для одаренных детейдошкольного возраста свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль,выражающийся в непослушании, склонности все делать по своему и связанный сприсущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции,индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится причинойконфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.
Подобные дети вообще ищутобщения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дайбог им разочаровать маленького всезнайку, и оказаться некомпетентными в каких — то вопросах. Трудно бывает найти общий язык и со сверстниками: с ниминеинтересно. Одаренный дошкольник часто смотрит на своих ровесников либопрезрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды,замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.
Примечательна высокаяструктурированность знаний одаренных детей, умение видеть изучаемый предмет в системе,свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способностьпрактически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) средимножества других сведений (впечатлений, образцов, понятий и т. д.), удивительнолегко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ееинтерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности такого ребенкапроявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом — сложное.
У них особый типобучаемости. Он может проявляться как в более высокой скорости и легкостиобучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так инаоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний,представлений и умений (им требуется обогащение программы).
Очень важно помнить:одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому,не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы.
4.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УМСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ
Неотъемлемым условием успешности процесса развития и воспитания одаренныхдошкольников является полноценное общение детей со сверстниками и установлениемежду ними эмоционально благополучных отношений.
В практике организации дифференцированного обучения можно выделить триосновных направления:
1) факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленнойпрограмме;
2) предоставление им возможности ускоренного прохождения школьнойпрограммы;
3) создание классов (школ), работающих по специально разработаннымпрограммам.
При этом многие исследователи, занимающиеся проблемой одаренных детей,отмечают значительные трудности, которые могут возникать в сфере общения ивзаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстникамипри работе по первым двум направлениям. Так, по мнению ряда авторов[17],некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести кнепониманию его сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть доизоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развитияспособностей. Некоторые исследователи полагают, что в основе многихособенностей поведения одаренных детей, нарушающих их отношения с людьми, лежитнеравномерность психического развития. Она проявляется в том, что высокоеразвитие интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующимвысоким эмоциональным и социальным развитием[18].
Умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми, вобщении с которыми у них также могут возникать различные трудности. Какправило, эти трудности обусловлены тем, что старшие дети опережают их вфизическом развитии и одаренному ребенку трудно стать лидером в такомколлективе. А переживания по поводу того, что они не могут сделать что-то, какстаршие, иногда существенно сказываются на самооценке одаренных детей, так какони весьма критичны к своим достижениям. Н. С. Лейтес[19]описывает также случаи, когда при обучении экстерном одаренные дети оказывалисьв эмоциональной изоляции от группы старших детей из-за возрастных различий вличностном развитии.
Существуют и противоположные данные относительно особенностей социальноговзаимодействия и развития одаренных детей. Они свидетельствуют о том, чторебенок с высоким уровнем развития познавательных способностей проявляет себякак инициативный лидер, которого другие дети предпочитают выбирать в качествепартнера по играм и занятиям. К. Абромс указывает, что высокое познавательное иречевое развитие одаренных детей способствует более раннему появлению у нихсоциализированных форм проявления агрессии, а также что просоциальное поведение(альтруизм) связано с высоким уровнем умственного развития[20].
В зависимости от степени предпочитаемости дети имеют различное положение(статус) в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящеевремя в статусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре основныекатегории (подгруппы). Положение детей, входящих в I и II подгруппы («звезды » и «предпочитаемые „), рассматривается какблагоприятное, а в III и IV ( “пренебрегаемые » и «изолированные») как неблагоприятное и свидетельствующее о наличии различных трудностейили конфликтов в общении с членами группы.
На положение ребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многиефакторы. В первую очередь оно зависит от его успешности в игровой деятельности,умения организовывать игру, обогатить ее сюжет и содержание[21].Оно обусловлено также и личностными качествами ребенка, которые обеспечиваютуспешность, эмоционально благоприятный фон совместной деятельности[22].На избирательные отношения дошкольников оказывает влияние и то, насколько полноони удовлетворяют потребность друг друга в общении[23].
Дети старшего дошкольного возраста с высокой и средней успешностью виндивидуальной познавательной деятельности, как правило, имеют благоприятноеположение в группе входят в категории «звезды » или«предпочитаемые ». Вместе с тем отмечается и тот факт, что дети свысокой успешностью иногда попадали и в категорию «изолированные „[24].
Оно зависит и от особенностей личности, и от поведения ее, но во многомопределяется целями, задачами совместной деятельности, ее успешностью,ценностными ориентациями группы. Поэтому в каких-то группах (или у отдельных еечленов) одаренные дети будут популярными и пользоваться симпатией, а в другихнет.
Групповые взаимоотношения это сложная система различных взаимопроникающихи взаимно влияющих друг на друга видов отношений человека к человеку. Наиболеечасто в ней выделяют межличностные (отношения симпатии, антипатии,безразличия), деловые (отношения к другому как к партнеру по совместнойдеятельности) и оценочные (при которых другой человек рассматривается какноситель определенных одобряемых или порицаемых нравственных, моральныхкачеств) отношения. И хотя в дошкольном детстве они практически слиты ивыступают преимущественно как межличностные отношения[25].
Деловые отношения в дошкольном возрасте в первую очередь возникают вобщении детей по поводу игры и проявляются преимущественно в структуре игровоговзаимодействия.
В группе детей с высоким уровнем развития умственных способностейстаршего дошкольного возраста в условиях совместного воспитания и обученияскладываются взаимоотношения, отличные от взаимоотношений в обычной группедетского сада.
Наиболее ярко специфика взаимоотношений одаренных детей выступает науровне межличностных и деловых отношений.
Благополучно складывающиеся взаимоотношения в группе умственно одаренныхдетей имеют свою специфику. Она проявляется в том, что большая часть членовэтой группы занимает в структуре взаимоотношений благоприятное положение, итем, что они объединены друг с другом более интенсивнымиэмоциональноположительными привязанностями.
Благоприятно складывающиеся межличностные отношения не исчерпываютспецифику взаимоотношений в группе одаренных детей. В игровой ситуацииодаренный ребенок не стремится играть в одиночку. Он зачастую организовываетсовместную игру, вовлекая в нее большинство или всех членов группы. Уже напервоначальных этапах совместной игры деловые отношения детей начинаютприобретать характер соперничества. Одаренный ребенок зачастую пытаетсянастоять на том, чтобы остальные играли именно в его игру, не предпринимаетпопыток договориться, игнорирует предложения других детей, либо впреобразованном виде выдает за свои. В ходе игры часто применяет индивидуальноерешение.
При возникновении игровых конфликтов одаренные дети, как правило, нестремятся к конструктивным деловым отношениям. Если кто-нибудь из них видел(или считал), что предложенный другим ребенком сюжет игры более интересен иподдерживается большинством, или находил свою роль малоинтересной (а изменитьее не представлялось возможным), то в таких случаях большинство детей пыталосьвоздействовать на партнеров в скрытой форме, а не в прямом обсуждении конфликта.Как и у их сверстников, чаще всего бывают “аргументы » и«словесные воздействия ».
В старшем дошкольном возрасте наиболее часто возникают конфликты поповоду правильности игровых действий, из-за ролей и игрушек как атрибутов роли,крайне редко «по поводу выбора общей темы игры „[26].В группе же одаренных детей конфликты происходят в основном по поводу сюжетаигры и из-за ролей. Причем содержание и специфику конфликтной ситуацииопределяет соперничество детей. Так, например, если в обычной группе детскогосада конфликт из-за ролей сводится к стремлению исполнять привлекательную рольи нежеланию исполнять непривлекательную, то у одаренных детей он определялся ихстремлением к тому, чтобы роль другого не была самой привлекательной.
Конкурентность деловых отношений одаренных детей проявляется и назанятиях. Даже в ситуации, когда перед ними специально ставится задачаорганизовать совместную познавательную деятельность, дети не обсуждают своимнения, а высказывают их непосредственно взрослому, демонстрируя свои знания.При этом дети были очень внимательны к ответам других и в некоторых случаях,как и при игровом взаимодействии, могут выдавать их в несколько измененном видеза свои собственные. В случае общей продуктивной деятельности они частоприбегают к такой форме распределения функций совместной деятельности, какрешение за другого.
Деловые отношения в группе одаренных детей нарушались в зависимости отситуации. На занятиях, где доминирetn стремление детей продемонстрировать свои способности взрослому и/илидругим детям, такие нарушения приводили либо к отказу от организации совместнойдеятельности, либо к ее разрушению на первоначальных этапах. В ситуации игровойдеятельности, где доминирetnстремление детей играть вместе, неконструктивность деловых отношений ненарушала совместной деятельности, однако существенно сказывалась на структуреролевого взаимодействия детей они не выстраивали или не сохраняли на протяжениивсей игры иерархию ролей.
Специфика взаимоотношений одаренных детей во многом определяется ихличностными особенностями. Они отличаются тенденцией к демонстративности,которая у большинства детей связана со стремлением реализовать себя вдеятельности. У тех же немногих детей, которые имеют негативный социальный опыт(полученный как в общении с близкими людьми, так и со сверстниками),препятствующий такой реализации, демонстративность проявляется либо в планевоображения, либо в негативных формах поведения: капризах, плаче, уходе сзанятий, выходе из игры и т. п., но крайне редко в форме прямой агрессии. В тоже время у многих одаренных детейощущается потребность в общении, в основном совзрослыми, но и сверстники представляют для них большую ценность.
Для большинства одаренных детей характерна идентификация сверстников ссобой. Сочетание названных личностных качеств выраженной потребности в общении,доброжелательного отношения к другим с демонстративностью и доминирующейпозицией определяет специфику мотивационной сферы социального взаимодействия уодаренных детей.
Таким образом, можно сказать, что взаимодействие (в том числе и общение)со сверстниками имеет для детей с высоким уровнем развития умственныхспособностей двоякое значение: с одной стороны, безусловное, связанное с ихпотребностью в общении, с другой как условие, без которого невозможнареализация их потребности в самореализации. Именно от того, насколькогармонично в индивидуальнопсихологических особенностях ребенка сочеталисьотчасти противоположные качества доброжелательный стиль личностноговзаимодействия и стремление реализовать себя в ярких, интересных, творческихформах, а следовательно, насколько полно он удовлетворял эти же потребностидругих детей, во многом зависело его положение в структуре взаимоотношенийгруппы одаренных детей.
Трудности, возникающие у таких детей в социальной сфере, определяютсядиспропорцией в их умственном и социальном развитии. По отношению к одареннымдетям можно говорить не столько об “отставании » в социальномразвитии (по сравнению с высоким умственным развитием), сколько о том, что,оставаясь в рамках общепсихологических возрастных закономерностей, такоеразвитие в этом случае имеет специфику.
Заключение
Одаренность — этоинтегральное проявление способностей, системное, развивающееся в течение жизникачество психики, которое определяет возможность достижения человеком болеевысоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видахдеятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяетсяяркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренниепредпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность имеет своиврожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью.Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, подвлиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).
Признаки одаренности — это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общимуровнем. Это прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческиепроявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется ввиду, что в основе таких проявлений — более благоприятные внутренниепредпосылки развития, особые возможности умственного роста.
Дифференциация видоводаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основуклассификации.
Среди критериев выделениявидов одаренности можно назвать следующие:
1) вид деятельности иобеспечивающие ее сферы психики;
2) степеньсформированности одаренности;
3) форма ее проявления;
4) широта проявлений вразличных видах деятельности;
5) особенностивозрастного развития.
По первому критериюклассификация типов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельностис учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участияразных уровней психической организации (принимая во внимание качественноесвоеобразие каждого из них).
По критерию «степеньсформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную ипотенциальную одаренность.
В соответствии скритерием «форма проявления» различаются явная и скрытая одаренность.Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в
том числе и принеблагоприятных условиях.
Скрытая одаренностьпроявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
По критерию «широтапроявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (илиумственную) и специальную одаренность. Общая проявляется по отношению кразличным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
Специальная одаренностьобнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт ит.д.).
По критерию «особенностивозрастного развития» можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность.
Решающими показателямиздесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастныеэтапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
Основное отличиепредлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит впереносе основного внимания с содержания обучения на его средства. Содержание —это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые на занятиях разного видаили в свободной деятельности, но для развития умственных способностей важны нестолько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то,каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольномобучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даватьсядетям путем организации действий, направленных на их усвоение. Однако до сихпор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходеобучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а сдругой — развивают умственные способности, и внимание составителей программ ипедагогов-практиков было сосредоточено в основном на первой стороне: именно сэтих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний.Развитие же умственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этихусловиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выступало как побочныйрезультат обучения. И это неизбежно вело к тому, что в полной мере неиспользовались возможности развития умственных способностей, имеющихся у всехдетей, но особенно значительных у детей одаренных.
Задача, стоявшая передавторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольноеобучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуютразвитию их умственных способностей. Специальные психологические исследованияпоказали, что таковыми являются действия по построению и использованиюнаглядных моделей, т. е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, вкоторых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основныеотношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей.
Наглядные модели и безспециального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видахдеятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируютдействительность, передавая только общее строение предметов или ситуаций,компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала,геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, вкоторой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей ипередают отношения между ними (мама — дочка, продавец — покупатель и т. п.).Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели,дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью,что уменьшает возможности развития умственных способностей.
Положение существенноменяется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. ихпостроение и использование осуществляется детьми сознательно под руководствомвзрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоениемопределенных знаний. В этих условиях максимально реализуются потенциальныевозможности развития способностей: от построения и использования реальных(графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к ихпостроению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаютсяв средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий,решения различных умственных задач. А это и есть развитие умственныхспособностей.