Одежда героев как деталь в раскрытии образа

Одежда героев как деталь в раскрытии образаАвтор: Гоголь Н.В.

В произведениях писателя отразились стороны той эпохи, современником которой он был. Реализм Н.В.Гоголя проявлялся в изображении человека, всех сторон его внутреннего мира. Рисуя картины быта, детально описывая портреты своих героев, Н.В.Гоголь стремился к всестороннему изображению жизни, нравов и характера человека. Не последней деталью в раскрытии образа персонажа является его одежда (туалет). В системе средств, создающих образ персонажа, важным элементом является
его портрет. Это достигается Гоголем путем введения ряда ярких деталей или выделением одной характерной детали. Детали одежды не столько характеризуют внешний облик персонажа, сколько рассказывают о его характере, привычках, манере поведения.
По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в манере одеваться.
Приехав в город, Чичиков первым делом навестил Манилова. Манилов встретил его в « зеленом шалоновом сюртуке». У этого человека было всё чересчур, чувствуется манерность во всём.
Коробочка. Она была очень неряшлива. « Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком- то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» Женщины любят красивые новые вещи, но Коробочка носит рваные, старые и неаккуратные вещи. Она экономит и этим демонстрирует утрату женского начала, она превращается в “коробочку”, оправдывая свою фамилию.
Собакевич. Когда Чичиков взглянул на него, то он показался ему медведем. « Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны…» Цвет, форма, все детали одежды напоминали самого натурального медведя. Это говорит о скупости души, несмотря на то, что у него были деньги.
И, наконец- то, Плюшкин – предел морального падения. Ему жаль тратить свое
добро не только для других, но и для себя. Он
не обедает, одевается в рваную одежду. Этот человек богат, но ходит в лохмотьях. Сразу открываются все черты характера — скупость души, корысть, экономия. В чем встретил Плюшкин Чичикова: «из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что–то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, повязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». На шее всё что угодно, но не галстук. Трудно даже предположить, что перед ним большой помещик. При обращении Чичиков говорит о Плюшкине, как о фигуре. Он даже пол не может определить « мужик это или баба». Это не определенное СУЩЕСТВО, хотя Плюшкин имеет больше всех душ.
Одежда помещиков противопоставляется одежде простых людей- крестьян. Сразу как Чичиков приехал в город, нам на встречу выбегает трактирный слуга, “весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке”. Сюртук – обычная для того времени одежда, но как странно он скроен. Спинка “чуть не на самом затылке” говорит о полном отсутствии вкуса, умения одеваться. Хотя откуда это умение у трактирного слуги? А вот другой пример: “Петрушка ходил в несколько широком коричневом сюртуке с барского плеча”, но он характеризует не столько стремление помодничать, сколько отношения барин–слуга. И даже этот пример говорит о том, что слуги опрятнее, чем их хозяева.
Мы добрались до главного героя этого произведения. Посмотрим на самого Павла Ивановича Чичикова: шинель на больших медведях, манишка… Манишка– это модная деталь туалета. На Чичикове фрак брусничного цвета с искрой. Ярко, неожиданно, смело! Весь его костюм как будто говорит: под кажущейся обыденностью и простотой скрывается оригинальная, незаурядная личность. Когда Чичиков приезжает в губернский город NN, никто на него не обращает внимания, в нём нет ничего, что может заинтересовать. Проходит время, и он снимает свою шинель, свою незаметность, и нашим глазам открывается незабываемое зрелище – фрак брусничного цвета с искрой, или настоящая личность Чичикова – яркая, неординарная, единственная в своём роде.
Если обратить внимание, то все помещики, к которым приходит Чичиков, ходят по- домашнему. Халат символизирует спокойствие, барскую жизнь, за счет чужого труда. Уверенность, что за них все дела сделают крепостники. От этих помещиков нет полезной деятельности. Вспомним Манилова. Все его запланированные действия остаются в мечтах. Он подумает, подумает об этом и забудет. Если нет деятельности, то и нет стремления к жизни, к идеалу, нет пользы. Таким образом, ВСЕ И ВСЁ находится в состоянии покоя, в состоянии застоя. Жизнь у них стоит на месте.
Как мне кажется, еще играет важную роль цвет одежды. Зеленый сюртук Манилова показывает, что этот человек духовно закрытый, с низкими целями. Фрак Собакевича. И опять же тусклого цвета — коричневого. Плюшкин. Одежда непонятного цвета, так же как и он сам. В основном цвета одежды однообразны — мрачные, тусклые. То есть все люди ведут скучную, пустую жизнь. Отличился только Чичиков, являясь перед нами во фраке брусничного цвета, косынка его разноцветная, яркая. Но всё равно цвета, какие – то приглушенные.
Итак, у этих людей, если их так можно назвать, нет стремления к улучшению жизни. От них нет ничего полезного, они никому не нужны. Они мертвые, их души уже давно мертвы, у них нет цели.
Поэма
называется «Мертвые души» потому, что в поэме широко раскрывается жизнь помещиков-крепостников, представителей мира «мертвых душ», тормозивших общественное развитие. Гоголь ярко показывает разнообразные типы помещиков по-разному относящихся к своей собственности. В «Мертвых душах» выведена целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество.
Писатель умер, но его произведения не потеряли своего значения и в настоящее время. Исчезли люди, подобные тем, которых изобразил Гоголь, но отдельные черты этих героев можно встретить и в наше время. Гоголь помогает нам видеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.