федеральное агентство по образованию
Владивостокскийгосударственный университет
экономикии сервиса
Институтзаочного и дистанционного обучения
Кафедрагосударственного, трудового
и административного права
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«Налоговое право»
Оффшорныеюрисдикции, их характеристика
Студент
гр. ЗЮП–04–01_____________ ________________ А.Н. Усков
Ст. преподаватель ________________ А.В. Васюк
Владивосток 2008
Содержание
I. Оффшорныеюрисдикции
§ 1.Территориальныйоффшор……………………….…………………. 3
§ 2.Иностранные оффшоры………………………….…………………..4
§ 3.Российские оффшоры…………………………………………………9
Список использованныхнормативно-правовых актов и литературы .13
I. Оффшорные юрисдикции
Главное отличие междуразличными видами налоговой минимизации — нарушены или не нарушены налогоплательщикомнормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей.В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальноеснижение налоговых выплат, или еще иначе — правомерное уменьшение налогов. Методоффшора относится к специальным методам легальной налоговой оптимизации.
Контрольная работасостоит из трех параграфов, параграф, посвященный иностранным оффшорам объемнее,и это понятно, поскольку использование иностранных оффшоров шире при этом хозяйственнаядеятельность в стране своей регистрации не ведется.
Слово оффшор (off-shore)в переводе с английского означает — «вне побережья, за границей». В обычномпонимании «оффшор» — это государство или иная юридически обособленнаятерритория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежныхстран посредством установления максимально возможных налоговых льгот.
Метод оффшора рассматриваеттермин «оффшор» значительно шире. Под методом оффшора понимается совокупностьметодов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикциюболее мягкого режима налогообложения. Можно выделить несколько категорий способовпереноса объекта налогообложения. Рассмотрим метод территориального оффшора.
§ 1.Территориальныйоффшор
Данный метод основываетсяна применении оффшора в традиционном понимании и заключается в переносе объектаналогообложения (отдельных операций, деятельности в целом, имущества и т.д.) натерриторию, имеющую более льготный режим налогообложения.
Юридической базойдля функционирования территориальных оффшорных механизмов является принятый законодательствомРоссийской Федерации принцип территориальной налоговой резидентности (ограниченностьдействия налогового законодательства определенной территорией — территорией РоссийскойФедерации, территорией субъекта федерации, территорией, подведомственной местномуоргану власти).
§ 2. Иностранныеоффшоры
В соответствии сдействующим налоговым законодательством иностранные субъекты предпринимательскойдеятельности, не осуществляющие предпринимательской деятельности или не имеющиеимущества на территории Российской Федерации, не являются плательщиками российскихналогов.
Так, например:
— в соответствиисо ст. 246 Налогового кодекса РФ основной группой налогоплательщиков по налогу наприбыль среди иностранных организаций являются иностранные организации, осуществляющиесвою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
— в соответствиисо ст. 146 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения по НДС является реализацияна территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг,товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, передача на территории РФ товаров(работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычетупри исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисленияи выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— в соответствиисо ст. 373 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество являются иностранныеорганизации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянныепредставительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территорииРоссийской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, основнымтребованием к зарубежным оффшорным компаниям является факт их регистрации вне территорииРФ и отсутствие деятельности на территории РФ.
Действующее российскоезаконодательство и законодательства большинства иностранных государств не запрещаетгражданам РФ учреждать на территории иностранных государств юридические лица, осуществлятьна территории иностранного государства предпринимательскую деятельность, обладатьправом собственности на имущество, находящееся на территории иностранного государства.
Теоретически любойгражданин РФ вправе учредить на территории иностранного государства, предоставляющегомаксимальные налоговые льготы, юридическое лицо, из сделок с российскими партнерамиполучить необлагаемую налогами прибыль и, практически не уплачивая налогов, распорядитьсяею. Причем современные информационные технологии позволяют осуществлять управлениекомпанией, ее банковскими счетами, не выходя из офиса, находящегося, например, вМоскве.
С 1 января 2007 годаФедеральный закон от 10 декабря 2003г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании ивалютном контроле» действует в новой редакции, которая снимает ранее существовавшиеограничения на проведение отдельных видов валютных операций в виде резервирования,регистрации счета, использования специальных счетов.
Таким образом, насегодняшний день валютное законодательство не содержит запрета на создание или покупкуфизическим или юридическим лицом — резидентом фирмы в иностранном государстве.
Однако предприятиярегистрирующие фирмы в оффшорах для минимизации налоговых платежей вряд ли начнутэто делать открыто, во избежание применения к ним критерия «недобросовестности».Поскольку сделка российского предприятия с предприятием-нерезидентом, зарегистрированнымв оффшоре 100% акций которого принадлежат российскому предприятию, однозначно вызоветинтерес со стороны налоговых органов.
Необходимо отметить,что новый закон о валютном регулировании и валютном контроле отменил целевую покупкуиностранной валюты. Если раньше юридические лица имели право приобретать валютутолько для осуществления платежей по контрактам, то теперь юридические лица — резидентыв соответствии со ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютномконтроле» вправе без ограничений приобретать валюту, размещать ее на расчетных,депозитных счетах причем как в российских, так и зарубежных банках.
Новая редакция федеральногозакона «О валютном регулировании и валютном контроле» предоставляет резидентамкак физическим, так и юридическим лицам право открывать счета в иностранных банках.
Организации имеютправо использовать заграничные счета для любых валютных операций, кроме расчетовс резидентами, а граждане — для любых валютных операций, кроме оплаты товаров (работ,услуг), реализованных им на территории России.
В течение месяцапосле открытия или закрытия счета в зарубежном банке об этом нужно будет известитьналоговую инспекцию. Кроме того, организациям придется отчитываться перед налоговымиорганами о движении средств по заграничным счетам, а гражданам — об остатках валютыпо состоянию на 1 января каждого года.
В настоящий моментразработаны Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движениисредств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, которые утвержденыПостановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819.
Таким образом, резидентимеет право открыть за границей счет и получить на этот счет банковский кредит,который может использоваться для любых операций за исключением расчетов с резидентами.
Однако разрешениеюридическим и физическим лицам открывать счета за границей не означает, что экспортнаявалютная выручка теперь может не зачисляться на счета в российских банках. Для тогочтобы предотвратить оседание всех денег на заграничных счетах существует требованиео репатриации валютной выручки, закрепленное в ст. 19 Федерального закона «Овалютном регулировании и валютном контроле»:
В письме Минэкономразвитияот 27.12.2005 г. N 01-06/46464 «О направлении методических рекомендаций по квалификациинарушений валютного законодательства», дано разъяснение о том, что:
«Пунктом 2 статьи19 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправене зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валютуили валюту Российской Федерации.
В Законе отсутствуетразрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезидентутовары, в связи с уплатой демереджа, неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования,проведением зачета встречных требований, за исключением зачета встречных требований:
— по обязательстваммежду осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РоссийскойФедерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территорииРоссийской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентскимдоговорам (соглашениям);
— между транспортнымиорганизациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможеннойтерритории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с нимиагентским договорам (соглашениям);
— по обязательствам,вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанныхс заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом,являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами».
Таким образом, вопросыоптимизации налогообложения путем использования иностранных оффшорных компаний нетеряют своей актуальности.
В качестве иллюстрирующегопримера можно привести следующую схему работы иностранной оффшорной компании.
Допустим, гражданинуРФ удалось учредить оффшорную компанию на Каймановых островах.
Для справки: Каймановыеострова входят в состав Карибского бассейна, формально являются доминионом Великобритании,правительство стабильно, налогообложение отсутствует почти полностью — нет налогана прибыль, подоходного налога, налога на имущество, налогов на дарение и т.д.;основной принцип организации оффшорного бизнеса — строгая охрана коммерческих тайн(в том числе и тайны об учредителях).
Формально компаниейруководит житель Каймановых островов (по совместительству являющийся руководителемеще сотни аналогичных компаний), в его компетенцию входят вопросы учета, отчетностии уплаты единого ежегодного взноса. Фактически управление компанией (заключениесделок, контроль за банковскими счетами) осуществляется из России.
Оффшорная компанияимеет тесные и доверительные отношения с российским предприятием, специализирующимсяв сфере импорта-экспорта товаров (сырья).
Часть прибыли отимпортно-экспортных операций российского предприятия аккумулируется на счетах оффшорнойкомпании. Способов перевода прибыли в оффшорные компании достаточно много.
Допустим, между рассматриваемымроссийским предприятием и оффшорной компанией заключается договор поручения на приобретениена территории иностранного государства импортных товаров. Размер вознагражденияповеренного составляет львиную долю планируемой российским предприятием прибыли.Фактически поиск партнеров осуществляется самим российским предприятием. Вознаграждениеповеренного сформирует чистую необлагаемую прибыль оффшорной компании. Аналогичноможно выводить из-под налогообложения и прибыль от экспортных операций. Затратыроссийского предприятия по уплате вознаграждения поверенному будут отнесены либона увеличение стоимости импортных товаров, либо в состав затрат, связанных с реализациейэкспортируемого сырья. Можно переводить часть средств российского предприятия воффшорную компанию путем заключения договора на оказание информационных и консультационныхуслуг, связанных с приобретением или реализацией товаров (при обязательном соблюдениивсех условий, необходимых для отнесения данных затрат на себестоимость продукции(работ, услуг)).
Аккумулированнаяприбыль может быть предоставлена российскому предприятию во временное пользованиев качестве займов в иностранной валюте. Это неплохой способ пополнения оборотныхсредств российского предприятия. Также наличие твердой валюты в иностранных банкахявляется гарантом стабильности бизнеса в условиях существующей экономической и политическойситуации в России.
Аккумулированныесредства могут быть просто израсходованы в интересах учредителей оффшорной компаниии российского предприятия (оплата медицинских услуг, приобретение недвижимости ит.д.). В данном случае возможна налоговая экономия и на суммах подоходного налога(в зависимости от режима налогообложения страны, в которой возникнет доход).
Необходимо отметить,что данная схема применима только при оптимизации налогообложения предприятия, осуществляющеговнешнеэкономическую деятельность. Предприятию, ориентированному исключительно нароссийских партнеров, будет невозможно доказать связь затрат по уплате вознагражденийиностранной компании и основной деятельность предприятия и, как следствие, у предприятияотсутствует возможность отнести указанные расходы на себестоимость продукции (работ,услуг). Осуществлять такие платежи за счет чистой прибыли бессмысленно в плане оптимизацииналогообложения.
Таким образом, приучреждении иностранной оффшорной компании необходимо четко уяснить цель налоговойоптимизации и возможные пути ее достижения. При этом необходимо учитывать, что минимизацияналогообложения посредством иностранного оффшора — это «высший пилотаж»налоговой оптимизации. Применение этого метода требует привлечения высококлассныхспециалистов по международному праву, может повлечь значительные расходы (например,стоимость услуг в сфере дистанционного управления компанией весьма высока). Имеетсяопределенный риск, вызванный незнанием руководителем особенностей иностранного законодательства(например, при покупке готовой оффшорной компании не исключена возможность столкнутьсяс мошенниками, которые получат доступ к банковским счетам компании).
Подведем итоги, итак,оффшорные центры, оффшоры – это небольшие государства или территории, привлекающиеиностранный капитал путем предоставления налоговых и других льгот при проведениифинансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Оффшорнымикомпаниями называют иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных центрахстран, предоставляющих таким компаниям особые льготы. Оффшор не ведет хозяйственнойдеятельности в стране своей регистрации.
Существует несколькотипов оффшоров: (1) классические оффшорные компании и (2) компании, зарегистрированныена территории низконалоговых зон. Классические оффшорные компании образуются натерриториях, где законодательство позволяет организациям — при условии, что онитам не ведут никакой деятельности, — не платить никаких налогов и не сдавать бухгалтерскуюотчетность. Примером таких территорий выступают Белиз, Британские Виргинские острова(B.V.I.), Панама, Сейшельские Острова и др. Такие оффшоры уплачивают лишь ежегодныйвзнос за продление регистрации компании.
Стоит заметить, чтогосударственное противодействие схемам налоговой оптимизации, связанным с оффшорнымизонами, с каждым годом усиливается и выходит на новый качественный уровень. Так,3 декабря 2007 г. в Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован Приказ Минфина РФот 13.11.2007 N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющихльготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытияи предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».Данный приказ вступил в силу с 01.01.2008. Согласно приказу к оффшорным зонам отнесеноболее 40 государств и территорий. Официальный характер перечня офшорных государствсвидетельствует о намерениях федерального налогового ведомства проводить жесткуюполитику в сфере борьбы с минимизацией налоговой нагрузки при помощи государстви территорий с льготным режимом налогообложения.
§ 3.Российскиеоффшоры
Принцип налоговогофедерализма, заложенный в Законе «Об основах налоговой системы» делает не такойуж абсурдной мысль о возможности послабления налогового бремени более чем в двараза путем выбора налогового режима, наиболее оптимально соответствующего виду деятельностипредприятия. Для этого достаточно зарегистрировать предприятие в так называемом«низконалоговом» регионе (субъекте) Российской Федерации. Что такое низконалоговыйрегион («Российский оффшор, офшор»)? Это субъект Российской Федерации, законодательныморганом которого приняты нормативные акты, предоставляющие отдельным категориямналогоплательщиков (как правило, «внешним инвесторам»), налоговые льготы в видеполного или частичного освобождения от налоговых платежей и сборов по местным ираспределительным федеральным налогам, подлежащих зачислению в бюджет субъекта вобмен на ежеквартальные целевые сборы.
В качестве «отдельныхкатегорий налогоплательщиков» рассматриваются, как правило, организации, не использующиев своей деятельности ресурсы региона (т.е. не осуществляющие деятельность на территориирегиона). Налоговые льготы предоставляются не бесплатно, а в обмен на инвестиционныйплатеж (взнос), вносимый предприятием налогоплательщиком ежегодно в местный бюджет.Размер взноса колеблется и составляет 20000 рублей. И хотя такая сумма гораздо меньше,чем полноценные налоговые поступления, но это является очень выгодным для региона.Во-первых, налоги у нас никто и нигде в полном объеме не собирает, а, во вторых,регион получает гораздо больше плательщиков за счет «нерезидентов», то есть беретколичеством. Какой регион предоставляет льготы?
Кроме известных всемфедеральных зон экономического благоприятствования, таких как Калининград или Находка,Ингушетия, Эвенкия или Углич, Алтай, Калмыкия, кстати, весьма ненадёжных в планеправовых гарантий, называются такие субъекты как Алтай и Калмыкия. Предоставлениельгот в этих регионах подтверждается местным законодательством, и поэтому не зависитот смены «цвета» власти в стране или наших отношений с МВФ. Регионы Алтай и Калмыкияотличаются серьёзной юридической базой и правовыми гарантиями на уровне законодательстваи исполнительной власти региона, заинтересованной в инвестициях.
Рассмотрим, в качествепримера Республику Алтай.
Закон «Об инвестиционнойдеятельности в Республике Алтай» определяет правовые, экономические и социальныеусловия для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Алтай, процедуруреализации инвестиций в социальную сферу в Республике Алтай, а также создает законодательнуюоснову для привлечения в экономику Республики Алтай капитала российских и иностранныхюридических и физических лиц, кредитов иностранных государств и направлен на обеспечениегарантий и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулированиематериального производства, реструктуризацию экономического потенциала и созданиеновых рабочих мест.
Что означает принятиеэтого закона? Это значит, что предприятия, желающие работать в Республике Алтайв качестве «социальных инвесторов», получают определенные льготы по налогообложениюсвоей деятельности, и эти льготы аналогичны тем условиям, которые предоставлялисьфирмам, работающим в оффшорной зоне. Более того, «социальные инвесторы» получаютправо пользоваться льготами в течение 7 лет в отличие от «участников ЭЭР «Алтай»,которые имели право пользоваться льготами в течение 5 лет. Получается, что «оффшорнойзоны» как таковой нет, а льготы остались, тем более, если учесть проделанную серьезнуюработу Правительством Республики Алтай, возглавляемом новым главой Республики М.И.Лапшиным, по приведению всех документов, регулирующих работу вновь созданного Комитетапо инвестиционной политике РА в соответствие с Федеральными Законами, есть основанияполагать о серьезной и долгосрочной работе нового комитета.
На сегодняшний деньКомитетом по инвестиционной политике Республики Алтай уже утверждено положение омеханизме зачисления и использования средств, поступающих от социальных инвесторовРеспублики Алтай. Что касается самих предприятий, желающих участвовать в программесоциального инвестирования в Республике Алтай, то для них утверждена Инвестиционнаяпрограмма, на основании которой в соответствии с Законом Республики Алтай «Об инвестиционнойдеятельности в Республике Алтай» от 05.06.2002 № 5-31 и заключенных договоров сКомитетом по инвестиционной политике Республики Алтай социальные инвесторы перечисляютсредства для реализации Инвестиционной программы в социальной сфере Республики Алтайна единый счет в Управление федерального казначейства Министерства финансов РоссийскойФедерации по Республике Алтай.
Социальный инвестор- это предприятие, зарегистрированное в Горном Алтае, которое в установленном порядкезаключило договор с Инвестиционным Комитетом Республики Алтай в соответствии с которымбезвозмездно перечисляет инвестиционные взносы в размере 4000 рублей ежеквартальнои получает определенные льготы по налогам. Льготные компании, получившие статуссоциальных инвесторов пользуются всеми преимуществами компаний, зарегистрированныхв российских низконалоговых зонах, а также имеют определенные налоговые льготы.Социальные инвесторы уплачивают налог на прибыль в размере 20% (в других регионахРоссии 24%), а также для них отменены такие налоги, как налог на имущество, налогна рекламу, транспортный налог и целевые сборы. Кроме того, стоит отметить, чтов Республике Алтай значительно легче (и быстрее) можно получить лицензию на занятиеопределенным видом деятельности, подлежащем обязательному лицензированию.
Таким образом, «российскийоффшор» — это субъект Российской Федерации (значительно реже отдельная административнаяединица — ЗАТО, район, город областного подчинения), предоставляющий дополнительныеналоговые льготы в пределах сумм налогов, поступающих в местные бюджеты определеннымкатегориям налогоплательщиков (как правило, предприятиям, не осуществляющим фактическойдеятельности на территории оффшора).
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РоссийскойФедерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).// Российскаягазета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа2000 г. N 32 ст. 3340
4. Федеральный законот 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»(с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г.,17 мая, 5 июля 2007 г.) //Собрании законодательстваРоссийской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4859
5. ПриказМинфина РФ от 13.11.2007 N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий,предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающихраскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорныезоны)».
6. ПисьмоМинэкономразвития от 27.12.2005 г. N 01-06/46464 «О направлении методических рекомендацийпо квалификации нарушений валютного законодательства”
7. Налоговоеправо России: Учебник для ВУЗов / Отв. ред… д-р. юрид. наук, проф. Ю.А. Крохина2-е изд., перераб.- М.: Норма, 2005.
8. Практическая налоговаяэнциклопедия /под ред. А.В. Брыгзалина Том 1. Налоговая оптимизация. М.: 2008.
9. ТимофеевЕ.А. Оффшор и оншор: сочетание двух миров // «Консультант», N 9, май 2008г.