Оглавление
Введение
1. Оффшоры
1.1 Понятие оффшоров
1.2 Преимущества оффшоров
2. Статистика по оффшорным компаниям, ихсвязь с российским бизнесом и будущее оффшорных услуг
2.1 Статистика по оффшорным компаниям иих связь с российским бизнесом
2.2 Будущее оффшорных услуг
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В сложных экономическихситуациях бизнес всегда стремится к оптимизации финансовых потерь, включающих иналоговые платежи, вследствие чего ищет и находит благоприятные условия.Поэтому существуют отдельные оффшорные территории, часто называемые«безналоговыми». Как правило, это островные территории, небольшие государстваили отдельные их части («зоны»), в которых созданы наиболее выгодные налоговыережимы для активизации экономической и финансовой деятельности.
Еще 20-30 лет назад вмире существовало всего несколько оффшорных центров и для многих ихиспользование было покрыто глубоким слоем тайны. Также было очень малопрофессионалов, специализирующихся в оффшорном бизнесе. В последние годытехнологическая и телекоммуникационная революция сделали возможностьиспользования оффшорных инструментов легкодоступной, и сегодняшняя оффшорнаяиндустрия превратилась в глобальный бизнес, объединяющий все страны света, исвязанный по объему, так или иначе, примерно с половиной финансовых операций,совершаемых во всем мире.
Цель работы –рассмотреть оффшоры.
1. Оффшоры 1.1 Понятие оффшоров
Термин «оффшор» широкораспространен в деловой практике. Многие авторы называют целый комплексфакторов, которые привели к образованию оффшорных территорий и юрисдикций.
При этом главнаяпричина (главный фактор) называется практически единодушно — стремление снизитьналоговое бремя в стране местонахождения компании путем переноса деятельности исоответственно налоговой базы на компании, зарегистрированные на территориизон, в которых более льготный налоговый режим и которые предоставляют режимконфиденциальности информации в отношении реальных владельцев такой компании. Вчисле факторов, повлиявших на образование оффшоров, называется также получениеболее свободного режима с точки зрения требований корпоративного,антимонопольного, валютного, банковского законодательства.
Существует подход,согласно которому оффшоры отождествляются со свободными экономическими зонами(СЭЗ). Так, оффшор определяют как СЭЗ, которая может находиться в одномгосударстве или на территории другого. В классическом международном пониманииСЭЗ — это территория, исключенная из действия обычного таможенного, налогового,а в некоторых случаях — валютного и банковского законодательства.
В российской практикехарактерными признаками оффшорной зоны (свободной экономической зоны) являютсяпочти нулевое налогообложение и предоставление предпринимателю благоприятноговалютно-финансового и фискального режимов. К тому же государство, располагающееданной экономической зоной, преследует обеспечение своего клиента высокопрочнойбанковской и коммерческой секретностью.
Такой подходпредставляется не вполне обоснованным, поскольку на практике одним из основныхпризнаков оффшора является его формальное присутствие на соответствующейтерритории, что предполагает полный отказ от ведения на этой самой территориикакой-либо реальной экономической деятельности. Режим СЭЗ как раз устанавливаетобратное — создание благоприятных условий для ведения предпринимательскойдеятельности, и нередко исключительно производственного характера, насоответствующей территории.
Например, п. 1 ст. 10Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонахв Российской Федерации» предусматривает, в частности, что резидентпромышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести натерритории этой зоны только промышленно-производственную деятельность впределах, предусмотренных соглашением о ведении такой деятельности. Данныйподход являет собой полную противоположность базовым и, можно сказать, вкакой-то мере общепринятым базовым признакам оффшоров.
Если проанализироватьгеографию подобных территорий, можно сделать вывод, что их объединяет, какправило, отсутствие природных и трудовых ресурсов. Последствия такой ресурсной«обделенности» нередко проявляются в неразвитости национальной илитерриториальной экономики, отсутствии внешних и внутренних инвестиций, низкомуровне жизни населения. Поскольку у таких территорий нет возможности торговатьматериальными ресурсами, они «продают» юридические адреса, предоставляя приэтом освобождение от налогов. Однако, чтобы получить такое освобождение,иностранные компании должны отказаться от ведения бизнеса внутри даннойтерритории. Это требование объясняется достаточно просто — зарубежные компаниине должны составлять конкуренцию местному бизнесу.
Ряд авторов пытаетсяввести классификацию оффшоров. Очень часто она сводится к следующей примернойструктуре:
· «чистыеоффшоры» — классические оффшорные юрисдикции — страны, полностью освобождающиеоффшорные компании от какого-либо налогообложения (в этом случае за продлениелицензии на деятельность компания платит правительству страны регистрациификсированную пошлину, как правило, не превышающую 300—400 долл. США в год);
· «низконалоговыегавани» — по своей сути не совсем классический оффшор. Это страны,предоставляющие налоговые льготы, однако все-таки облагающие «оффшорные» компаниипо результатам их «оффшорной» деятельности минимальным налогом;
· «внутреннийоффшор» — разновидность «низконалоговой гавани», только в рамках одной страны.Законодательно определенная географическая область на территории государства,на которой для резидентных компаний определенной формы собственности илизанимающихся определенными видами деятельности на этой территории предусмотреныналоговые льготы (порой значительные).
Основная схема выводадеятельности фирм и предприятий из-под пресса налогообложения состоит в том,что обычные компании и предприятия формально (не меняя структуры своего бизнесаи взаимоотношений с партнерами) – исключительно документально – оформляют своюдеятельность через низконалоговую компанию. Низконалоговая компания принимает насебя основные налоговые платежи обычных компаний и выводит доход этих компанийиз-под жесткого налогообложения, что существенно снижает налоговые затраты,выплачиваемые обычными компаниями: с 65%-75% до 10%-20% – в зависимости от видадеятельности и объема налогов.
Оффшорный банковскийбизнес стремительно развивается с середины 1960-х годов благодаря ростуликвидности мировых финансовых рынков.
Спектр услуг,предлагаемых оффшорными банками, весьма разнообразен и включает в себя:размещение депозитов, денежные переводы, обмен валют, финансирование торговли,предоставление кредитов, охрану и управление инвестициями, управление денежнымиресурсами, доверительные услуги, корпоративное управление и др.
Оффшорные банкипредоставляют доступ к политически и экономически стабильным оффшорнымюрисдикциям, что может являться преимуществом для резидентов тех регионов, гдесуществует риск экспроприации или, где банковская система коррумпирована.Многие оффшорные банки предлагают услуги, которые зачастую недоступны в странепостоянного проживания клиента. В некоторых странах оффшорные банки участвуют вобязательных системах страхования и защиты депозитов (mandated bank accountdeposit protection insurance systems). Другие оффшорные банки могут дажевыплачивать более высокие проценты по вкладам, чем банки в стране постоянногопроживания клиента.
Большинство оффшорныхбанков функционируют в условиях строгого регулирования их деятельности,подчиняясь требованиям центральных банков, комиссиям по финансовым делам и т.п.Такие банки обязаны удовлетворять требованиям о минимальном размересобственного капитала согласно международным стандартам и предоставлятьфинансовые отчеты регулирующему органу, отражающие текущее состояние дел нереже одного раза в квартал.
Одно из неверных представленийоб оффшорных банках заключается в том, что они якобы могут на законныхоснованиях оградить активы от обложения подоходным налогом. Во многих странахсистема обложения подоходным налогом не делает различия между доходами побанковским вкладам, заработанными в местных банках и в зарубежных. Например,лица, облагаемые подоходным налогом в США, обязаны декларировать все своидоходы и активы, включая также и те, что находятся в оффшорных банках запределами США.
Большинство лиц,открывающих счет в оффшорном банке, как правило, относятся к одной из следующихкатегорий:
1) Физические лица свысоким уровнем благосостояния, чьи доходы после уплаты налогов превышают одинмиллион долларов США.
2) Экспатрианты – лица,проживающие за рубежом либо по причине временной работы, либо в качествепенсионеров, либо по другой причине.
3) Бизнесмены – обычнофизические лица, владеющие компаниями, акции которых принадлежат членам семьиили близким им людям.
Согласно статистике,большинство клиентов оффшорных банков, являющихся физическими лицами, — выходцыиз Европы, Австралии и Северной Америки, хотя в последние годы наблюдаетсяприток из стран Восточной Европы, Африки, Индии и Азии.
Тип клиентуры,попадающий под одну из вышеперечисленных категорий, различается также с точкизрения источника средств: начиная с тех счастливцев, которые получилинаследство, и, заканчивая теми, кто достиг высокого уровня благосостояниясамостоятельно. Однако, несмотря на различия по статусу, все они прибегают куслугам оффшорных банков с целью снижения налогообложения, налоговогопланирования, выгодного размещения и защиты активов, а также с целью получениявторого гражданства или вида на жительство.
Корпоративных клиентов,нуждающихся в услугах оффшорных банков, значительно больше, нежели клиентов,являющихся физическими лицами. Корпоративные клиенты распределяются последующим категориям:
1) Международныекорпорации.
2) Крупные промышленныеи торговые компании.
3) Судоходные компании.
4) Учреждения,оказывающие финансовые услуги, и банковские учреждения.
Преимущества длякорпоративных клиентов от сотрудничества с оффшорными банками различны, начинаяс того, что многие компании фактически «переводят» часть своей деятельности воффшорные зоны и нуждаются в соответствующих оффшорных банковских счетах, изаканчивая тем, что многие оффшорные юрисдикции создали у себя специальныеэкономические зоны, освобожденные от налогообложения, через которые компаниимогут пропускать все или часть своих операций, эффективно снижая налоги. 1.2 Преимущества оффшоров
Профиль типичногоклиента оффшорного банка, как правило, зависит от того, является ли онфизическим или юридическим лицом; однако, и в том и в другом случае владелецсчета может извлечь определенную выгоду и пользоваться рядом следующихпреимуществ:
— Оффшорные банкинаходятся в политически и экономически стабильных юрисдикциях, что играетважную роль для тех лиц, которые проживают в регионах с повышенным рискомполитической нестабильности и беспорядков, и опасающихся того, что их активымогут быть заморожены, арестованы или вообще исчезнуть, например, во времяэкономического кризиса и т.п.
— Некоторые оффшорныебанки работают с наименьшей системой накладных расходов и затрат ипредоставляют более высокие процентные ставки, что является результатом низкихнакладных расходов и отсутствия вмешательства со стороны государства.
— Оффшорный финансовыйбизнес, в который вовлечены оффшорные банки, – наряду с туризмом одна изнемногих отраслей, в которой успешно могут конкурировать географическиотдаленные островные государства. Эта отрасль может помочь развивающимсястранам найти источники инвестиций и способствовать росту экономики, а крометого помочь перераспределить мировые финансовые потоки от развитых стран кразвивающимся.
— Доходы по вкладам,выплачиваемые оффшорными банками, как правило, не облагаются налогом. Этимпреимуществом могут законно воспользоваться лица, которые освобождены от уплатыналога на доход в стране их проживания, или которые уплачивают налог толькопосле подачи налоговой декларации.
— Некоторые оффшорныебанки предлагают услуги, отсутствующие в перечне услуг банков в странепостоянного проживания клиента, например, открытие анонимных или номерныхбанковских счетов, предоставление ссуд под более высокие или более низкиепроценты (в зависимости от риска и инвестиционных возможностей) и т.д.
— Оффшорные банки частосвязаны с другими структурами, такими как оффшорные компании, оффшорные трастыили фонды, которые предоставляют определенные и весьма конкретные преимуществадля некоторых физических лиц по снижению налогообложения и защите активов.
— Оффшорные банкисоздают дополнительную конкуренцию в банковском секторе, что благотворно влияетна отрасль, поскольку люди получают возможность выбрать для себя наиболее подходящийнабор банковских услуг.
2. Статистика по оффшорным компаниям, их связь с российскимбизнесом и будущее оффшорных услуг 2.1 Статистика по оффшорным компаниям и их связь с российскимбизнесом
В 2009 году порядка60000 оффшорных компаний было зарегистрировано в различных Карибских оффшорныхюрисдикциях. Самой популярной из Карибских юрисдикций являются БританскиеВиргинские Острова, регистр которой содержит более 200000 международных бизнескомпаний, зарегистрированных в течение последних десяти-пятнадцати лет.
За 2009 год банковскиедепозиты на Гернси (британкая оффшорная юрисдикция) упали на 2.3%, но осталисьнезначительно выше третьего квартала 2008 года. Основные депозиты составляли75.4 млрд. GBP в конце сентября 2009 года. Основные вклады в гернсийские банкифактически остаются весьма устойчивыми и теперь достигли примерно того жеуровня, что и перед ипотечным кризисом и последовавшим за ним финансовымкризисом.
Совокупные банковскиедепозиты (в том числе, швейцарские фидуциарные депозиты) достигли в конце года120.2 млрд. GBP, что на 4.4 млрд GBP (3.5%) ниже, чем в конце лета 2009 года, ина 36.8 млрд. GBP (11.8%) ниже, чем в аналогичный период 2008 года.
Главной причинойснижения является падение швейцарских фидуциарных депозитов. Их величина вконце сентября 2009 года составляла 44.8 млрд. GBP, что представляет сокращениена 5.5% за третий квартал и падение на 26.6% по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года. GFSC заявляет: цифры демонстрируют, что этот продуктостается относительно неконкурентоспособным в среде низких процентных ставок.
У оффшорных компаний,тесно связанных с российским бизнесом, время от времени возникает необходимостьпоявления в России для работы на российском рынке. И, несмотря на то, что поместу своей регистрации (в оффшорных зонах) такие компании не несутобязанностей по уплате каких бы то ни было налогов, существуют случаи, когда идля компаний из неналоговых юрисдикций возникает необходимость уплаты налогов вРоссийской Федерации. К таким случаям действующее российское законодательствоотносит следующие:
— компания осуществляетдеятельность непосредственно на территории России.
Таким образом,образуется постоянное представительство такой организации-нерезидента вналоговом смысле, и возникает обязанность постановки такой компании на учет вналоговом органе и уплаты соответствующих налогов.
— Компания владеетнедвижимым имуществом на территории России.
В этом случае компаниятакже подлежит постановке на налоговый учет. Возникает обязанность уплатыналога на имущество и других налогов.
— Компания владееттранспортным средством на территории России.
Такой компании такженеобходимо встать на налоговый учет и уплачивать налог на имущество,транспортный налог и другие налоги.
Оффшорные компании,состоящие на налоговом учете в Российской Федерации, обязаны предоставлять вналоговые органы как налоговую отчетность, так и годовую отчетность, котораясостоит из специальной формы (годовой отчет по деятельности), утвержденной ФНСРоссии, и пояснительной записки, которая, как правило, разрабатываетсяналоговыми органами на местах.
Еще один аспект, накоторый с неизменным постоянством обращают свое внимание налоговые органы прирассмотрении сделок с оффшорными компаниями, это вопрос трансфертногоценообразования — заключение сделок по цене, отличной от рыночной, но удобнойдочерним структурам, взаимозависимым лицам по цене, установленной внутри группыкомпаний. В частности, согласование цены сделки и методики ценообразования вступаютв силу с 2010 года.
Говоря об оффшорныхкомпаниях, нельзя не упомянуть в этой связи и о борьбе с отмыванием доходов,полученных преступным путем. В Российской Федерации государственным органом,осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовомумониторингу, которая осуществляет свою деятельность в соответствии сФедеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействиилегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма». В дополнение к Федеральному закону № 115-ФЗ было принято большоеколичество подзаконных актов, определенная часть которых регулируетдеятельность резидентных банков по противодействию легализации доходов,полученных преступным путем. 2.2 Будущее оффшорных услуг
В течение ближайших летпроизойдут большие изменения в мировой геополитике. В настоящее время населениеземного шара увеличивается на 90 миллионов человек в год, 15 миллионов изкоторых рождаются в Китае. Тридцать процентов трудоспособного населения земногошара — безработные. Эти радикальные различия между ожиданиями, ростом населениябудут продолжать создавать политическую и экономическую нестабильность. Правительствакак развитых, так и развивающихся стран не будут иметь никакого другого выбора,как продолжать взимать высокие налоги для удовлетворения этих ожиданий исоздания необходимой инфраструктуры. Таким образом, можно прийти к выводу отом, что оффшорная индустрия будет и дальше развиваться быстрыми темпами.
Пользователи оффшорныхинструментов становятся все более требовательными к уровню услуг, их стоимости,к доступу к различным инвестиционным возможностям, а также кконфиденциальности. Завтрашние клиенты оффшорного сервиса будут обращатьвнимание на такие оффшорные центры, которые смогут конкурировать с сегодняшнимиоффшорными финансовыми центрами в таких областях, как правовая система,коммуникации, специализация, надежность, инфраструктура, стабильность,профессионализм, гибкость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «оффшор» широкораспространен в деловой практике. Многие авторы называют целый комплексфакторов, которые привели к образованию оффшорных территорий и юрисдикцийглавная причина— стремление снизить налоговое бремя в стране местонахождениякомпании путем переноса деятельности и соответственно налоговой базы накомпании, зарегистрированные на территории зон, в которых более льготныйналоговый режим и которые предоставляют режим конфиденциальности информации вотношении реальных владельцев такой компании. В числе факторов, повлиявших наобразование оффшоров, называется также получение более свободного режима сточки зрения требований корпоративного, антимонопольного, валютного, банковскогозаконодательства.
Профиль типичногоклиента оффшорного банка, как правило, зависит от того, является ли онфизическим или юридическим лицом; однако, и в том и в другом случае владелецсчета может извлечь определенную выгоду и пользоваться рядом следующихпреимуществ: оффшорные банки находятся в политически и экономически стабильныхюрисдикциях, работают с наименьшей системой накладных расходов и затрат ипредоставляют более высокие процентные ставки, доходы по вкладам, выплачиваемыеоффшорными банками, как правило, не облагаются налогом, некоторые оффшорныебанки предлагают услуги, отсутствующие в перечне услуг банков в странепостоянного проживания клиента, связаны с другими структурами, создаютдополнительную конкуренцию в банковском секторе.
Завтрашние клиентыоффшорного сервиса будут обращать внимание на такие оффшорные центры, которыесмогут конкурировать с сегодняшними оффшорными финансовыми центрами в такихобластях, как правовая система, коммуникации, специализация, надежность,инфраструктура, стабильность, профессионализм, гибкость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральныйзакон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РоссийскойФедерации».
2. ГладченкоА.О. Заграницавам поможет//Налоговые споры. — 2007. — № 8.
3. ИоноваА.Ф., Тарасова Н.А. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономическойдеятельности организации. – М.: Логос, 2009.
4. ЛарионоваВ.А. Финансово-правовоймеханизм оффшорных зон//Право и экономика. — 2007. — № 11.
5. СвинуховВ. Г., Оканова Т. Н. Налогообложение участников внешнеэкономическойдеятельности. – М.: Магистр, 2008.
6. ШуваловаЕ.Б., Шепелева П.М. Налогообложение участников внешнеэкономическойдеятельности. – М.: Дашков, 2010.